Контакты. Храм Косьмы и Дамиана в Шубине: часы работы, расписание богослужений, адрес и фото Храм косьмы и дамиана на тверской

Местечко, в котором был возведен храм Космы и Дамиана в Шубино , своим названием обязано «шубникам», мастерам в изготовлении меховых изделий.

По другой версии, в 14 веке здесь находился двор боярина Шубы, потому принадлежавшее ему место назвали «Шубиным».

История храма в Космодамиановского храма в Столешников переулке

Впервые храм бессребреников Космы и Дамиана упоминается в Софийском временнике.

Запись под 1368 годом говорит о том, что воевода Шуба основал церковь с приделом своего имени, а позднее открыл придел в честь святых бессребреников Космы и Дамиана.

1625 - следующий год, под которым в архивных документах значится храм.

На тот момент он был деревянным, поэтому случившийся здесь пожар с легкостью уничтожил святыню. На месте сгоревшей церкви возводят каменную, строительство которой затянулось на 30 лет.

Главный придел храма освятили во имя Благовещения Богородицы, однако среди местного населения закрепилось название «церковь Космы и Дамиана», возможно, по той причине, что престол в честь этих святых перенесли из сгоревшего храма в новый.

Вскоре официальная формулировка, звучавшая как «храм Благовещения в Шубине», была заменена на более привычную и понятную - «храм Космы и Дамиана» в Шубине.

К 1703 году появилась необходимость перестройки церкви, поскольку здание сильно обветшало.

Строительство шло медленными темпами из-за отсутствия средств. Чтобы сэкономить, храм покрыли деревянной крышей, которая целиком сгорела в 1773 году вместе с хозяйственными постройками.

В 1785 году в церкви был сделан ремонт, заменили иконостас, стены расписали заново.

В 1812 году, как полагают историки, храм святых бессребреников Космы и Дамиана просто не мог уцелеть в пожаре. Однако многочисленные документы говорят об обратном: святыня не только сохранилась, но и даже не была разграблена. Поэтому и религиозная жизнь здесь началась довольно скоро.

Храм Космы и Дамиана в Шубине расширяется и богатеет на глазах.

Строится северный придел, возводятся дома для служителей церкви, улучшается внутреннее убранство благодаря многочисленным пожертвованиям верующих. Храм славится своими многочисленными реликвиями, от которых в скором времени не останется и следа.

В 1922 году из церкви были изъяты материальные ценности, а в 1929 году ее закрыли.

Сначала в стенах святыни размещалась библиотека, позднее - типография.

В 50-х годах на месте церкви святых бессребреников Космы и Дамиана предполагалось построить жилой многоэтажный дом. К счастью, этого не произошло. Сюда перевезли министерскую типографию, роспись храма закрасили, благодаря чему она и сохранилась.

В 70-х годах начались восстановительные работы.

В 1991 году в храме Космы и Дамиана возобновились богослужения, при том, что в стенах здания продолжала работать типография. Станки вывезли лишь спустя 2 года.

Сегодня храм открыт для всех желающих. Он живет полной жизнью, участвует в благотворительности и, конечно же, откликается на все религиозные события и традиции, не забывая создавать традиции собственные.

Московский филолог и журналист, коллекционер звезд и историй, а также записной рассказчик и заядлый моционер АЛЕКСАНДР ШУНДРИН

приглашает на

ПРОГУЛКИ ПО МОСКВЕ

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ. УВЛЕКАТЕЛЬНЫЕ. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ.

14 августа, среда. «Здесь лежит цвет московского дворянства». Донской монастырь и его некрополь. К 425-летию обители.

Кто ходит на могилу Салтычихи, а кто - Пиковой дамы. Последний приют генерала Деникина и духовника власовской армии. Часовня Васнецова и горельефы Храма Христа Спасителя. 1Пушкины и Грибоедовы, Чаадаев и Бовэ, Варвара Лопухина и Варвара Тургенева…

Начало в 12.00. Продолжительность – один час

«Парижские тайны первопрестольной столицы». Москва трущоб и притонов.

Вера Марецкая и Анель Судакевич. Чем Грачевка от Драчихи отличалась, а «Оливье» от «Преисподней». Брюсов, цирк и Поль де Кок!

Рождественский бульвар - Сретенка – Сретенские переулки - Трубная улица – Трубная площадь – Цветной бульвар

«Над Неглинкой-рекой». Вдоль по улице Неглинной.

Оливье и «Сандуны». «Щепка» и Вертинский. Полина Гебль и Елена Гоголева. «Мюр и Мерилиз» и сарай с каретами.

Начало в 16.00. Продолжительность – один час.

»А все Кузнецкий мост, и вечные французы…» Улица, которую Фамусов не любил.

При чем тут мост, и куда он делся. Почему именно французы, и кто им пришел на смену. От Суворова до Юсупова и от Салтычихи до доктора Гааза.

Начало в 17.00. Продолжительность – один час.

ПРЕМЬЕРА!!! «У камергеров в переулке». 300 метров между Тверской и Большой Дмитровкой.

Леонид Собинов и Вера Холодная, МХТ и МХАТ, «Десятая муза» и госполин Шевалье.

Начало в 18.00. Продолжительность – один час.

15 августа, четверг. «К староверам, на Рогожку». Большое путешествие по Рогожской слободе. Вояж в далекое прошлое без машины времени.

Начало в 12.00. Продолжительность – три часа.

ПРЕМЬЕРА!!! «Триумфальные ворота и вечерний «Аквариум». К 125-летию знаменитого сада.

Когда «Чикаго» стал «Аквариумом», Шарль Омон - Федором Томасом, а Лина Кавальери… - Иваном Поддубным? Герои Булгакова и курящая Аросева, а также ножки Орловой, «бабочка» Завадского и вечная Фуфа – Раневская.

«Московское кино». Старые синематографы Москвы.

«АРС», «Малая Дмитровка», «Пегас»…

Малая Дмитровка - Тверская улица - Триумфальная площадь

Начало в 20.00. Продолжительность - один час.

Дочь генералиссимуса и любовница обер-прокурора Святейшего Синода. Где жили Риббентроп и Дюма. Масон Безухов и вдова Чавчавадзе. От Бунина до Бердяева 500 метров, а от поместья Суворочки до апартаментов Березовского еще ближе. Дворец Святополк-Четвертинского и «текстильный король» Миндовский.

Начало в 13.00. Продолжительность – два часа.

ПРЕМЬЕРА МЕСЯЦА!!! «ПРИЗРАК БЕРИИ». Кровавый нарком с Малой Никитской. К 120-летию сталинского сатрапа. Соседи Берии.

Где, как и с кем жил убийца и создатель «шарашек» Лаврентий Палыч Берия. У ворот дома кровавого наркома. Любимые маршруты палача и объекты его внимания. Потомки Берии и…дела рук его.

Начало в 15.00.Продолжительность – один час.

ПРЕМЬЕРА!!!«Масонские тайны» (Прогулка из цикла «Масонская Москва»)

Пьер Безухов и Великий архитектор. Яков Брюс и Михаил Херасков. Дом литераторов и Храм Соломона. Михаил Булгаков и Дэн Браун. От Аглицкого клоба до Красной площади – от масонский ложи до шестиконечной звезды.

Спиридоновка – Патриаршие пруды – Ермолаевский и Трехпрудный переулки -Тверская

Начало в 16.00. Продолжительность – два часа.

«Страшное место». История кровавой России

Поганые пруды, в которых утопили болярина Кучку и лобное место 500-летней давности. Как мучил Шешковский, а как Салтычиха. Дома злодеев и пытки Малюты. И что общего у Преображенского сыскного приказа и ФСБ.

Чистые пруды - Большая Лубянка – Лубянская площадь - Никольский сквер – Лубянский проезд.

Начало в 18.30. Продолжительность – полтора часа

«Сказки старого Арбата…». Вечерние тайны самой известной улицы Москвы.

Начало в 20.30. Продолжительность – полтора часа.

Салон мадам Максаковой и любовь маршала Маннергейма, крыша Никаса и дом Щусева, чемоданчик Кторова и бутылочка Лядовой.

ПРЕМЬЕРА МЕСЯЦА!!! «Сплошной КПСС! И не только…». Всегда шикарная Спиридоновка.

От Саввы Морозова и Павла Рябушинского, мимо Александра Блока и Максима Горького, и до Екатерины Фурцевой с Клавдией Шульженко.

Начало в 14.00. Продолжительность – один час.

«Чайковский в Москве».

Новинский бульвар – М. Никитская – Б. Никитская – Столешников пер. – Неглинная - Театральная площадь.

«Ну что, брат Пушкин…» К 220-летию «нашего все».

Прогулка по Тверскому бульвару под руку с великим поэтом, а также в компании с Надеждой Ламановой и Александром Таировым, Фаиной Раневской и Николаем Римским-Корсаковым.

Большое Вознесенье и «Романовка», Пушкин и «Пушкин», «Окна РОСТА» и МХАТ от Прилепина.

Начало в 16.30. Продолжительность – полтора часа.

ПРЕМЬЕРА!!! «Никольская старина». По древней улице столицы. С бонусом по Лубянке.

Кто на Никольской жил, ел и пил, кто казнил и лечил, а кто учил и учился.

Славяно-греко-латинская академия и Ломоносов, палач Ульрих и доктор Ферейн, князь Хованский и Станиславский с Неимировичем.

Начало в 20.00. Продолжительность – один час.

18 августа, воскресенье. «Тайны Ивановской горки. Москва, которую мы потеряли». Путешествие по одному из самых уникальных мест столицы.

Начало в 12.00. Продолжительность – полтора часа.


Начало в 13.30. Продолжительность – один час.

«Китай-город – от языческого капища до купеческо-финансовой столицы России».

Кирилл и Мефодий и Китайгородская стена. По посаду городскому и древнему Зарядью. Собор Василия Блаженного и тайны Красной площади. Старый Царский Двор и двор Аглицкий. Казанский собор и Печатный двор Ивана Федорова. Церковь великомученицы Варвары и всевидящее око. Биржа и могила Лихудов. Верхние торговые ряды и «Славянский базар». Дворец князя Хованского и расстрельный дом. Лубянка и часовня в честь героев Плевны.

Славянская площадь – Варварка – Васильевский спуск – Красная площадь - Ильинка – Никольская улица – Лубянка – Ильинский сквер

Начало в 15.00. Продолжительность – два часа.

ПРЕМЬЕРА!!! «Большая Дмитровка – от слободы ремесленников до роскошной улицы». К 25-летиею возвращения исторического имени.

От Благородного собрания, мимо Оперы Зимина и дома Анны Карениной – до Страстного бульвара.

Начало в 17.30. Продолжительность – один час.

«Тверской бульвар – улица звезд и знаменитостей»

Пушкин и «Пушкин», Ермолова и Таиров, «Окна РОСТА» и МХАТ, Камерный театр и Римский Корсаков. Армения» и Ламанова и Римский-Корсаков, Таиров и Деллос, «

«Ах. Арбат, мой Арбат…». Тайны самой известной улицы Москвы.

Дом с привидениями и Дом Пороховщикова. «Брага» и «Прага». Алесей Лосев - монах и философ. «Спасо-хаус» и Торгсин. Дорлиаки, Горовиц, Булгаков…

Начало в 20.00. Продолжительность – полтора часа.

деньги МХ

20 августа, вторник. «Новодевичий монастырь и кладбище». В преддверии 500-летия обители и к 120-летию погоста.

Аптекарские огороды и Девичье поле. Келья царевны Софьи и игуменья Серафима. Могилы и памятники славных людей нашего Отечества.

Начало в 12.00. Продолжительность - два часа.

«Московский Сен-Жермен». Пречистенка – самая роскошная улица Москвы. С бонусом: по Чистому переулку

Палаты князя Прозоровского и дворец княгини Волконской. Модерн Рекка и Гельриха. Калабуховский дом и дом Владимира Познера. Сергей Есенин и Айседора Дункан. Приют генерала Архарова и генерала Ермолова. Детство поэта Александра Пушкина и профессора моды Александра Васильева.

Начало в 15.00. Продолжительность – полтора часа.

«Тайны Остоженки или «Золотая миля». Там, где Сеченов жил, а сегодня, Сечин с ему подобными, прости, Господи, обретается. Верста от Белого города до города Земляного. над первой линией метро.

По местам Мастера и Маргариты и славной шустовской «Голубятни». Последний адрес патриарха Тихона и дом Муму. Дворец генерала Еропкина и палаты Римского-Корсакова. «Золотая миля» - «слугам народа».

Начало в 16.30. Продолжительность – один час

ПРЕМЬЕРА!!! «Каретный ряд – не только про кареты«

От Аглицкого клоба до дома Адоскина, мимо дома Станиславского и Петровки 38. Тайны знаменитого сада и столичного МУа.

Начало в 19.00. Продолжительность – один час.

ПРЕМЬЕРА!!! «Бульвары, Трубная, Оливье!»

От Страстного бульвара – через бульвар Петровский – до Трубной площади и Цветного бульвара. Ресторан «Оливье», а также »Ад» и «Преисподняя».

Начало в 20.00. Продолжительность – полтора часа.

21 августа, среда. «К староверам, на Рогожку». Большое путешествие по Рогожской слободе. Вояж в далекое прошлое без машины времени.

Откуда пошла Рогожка и куда пришла. Ямшики и староверы. Где жили-были купцы Рябушинские, и где они есть сейчас. Последний приют «фарфорового короля» Кузнецова и тайна Саввы Морозова.

Прикоснуться к древним традициям и обычаям народа русского, в неприкосновенности чудесным образом сохраненных, медку (по старинному рецепту сваренного) отведать да сарафан примерить. Лавки всякие торговые уважить, в которых чего только нет, зато все, чего ни пожелаешь - есть!

Рогожский поселок - наяву, как встарь. Святые врата, да беседка-иордань. Покровский собор да Рогожское кладбище.

Начало в 13.00. Продолжительность – три часа.

«Патриаршии пруды, Патриаршии, Патрики…». Патриаршии пруды вечером и их окрестности. Торопитесь, Аннушка уже разлила подсолнечное масло

От Козьего болота до Патриарших прудов. Палачи и патриархи. Крылов и Булгаков. Воланд и чума-Аннушка. Спиридоновка и Шехтель. Масоны и политбюро.

Начало в 17.00. Продолжительность – два часа.

22 августа, четверг. «Тверская, что исчезла навсегда». Из цикла «Осколки разбитого вдребезги».

«Лоскутная» и Постниковский пассаж. Гостиница «Дрезден» и памятник Скобелеву. Дом Фамусова и палаты Кантакузенов. Страстной монастырь и церковь Димитрия Солунского.

ПРЕМЬЕРА!!!«Три бульвара за один раз» (из цикла «Московские бульвары»). Страстной Петровский, Цветной.

ПРЕМЬЕРА СЕЗОНА!!!«С чего начиналось масонство в Москве» (Прогулка из цикла «Масонская Москва»)

Сухарева башня и чернокнижник Брюс. Франц Лефорт и «Черная Книга». Фонвизины и Корбюзье. Меншикова башня и «Россия» А также Грибоедов и еще немножечко Склифа.

Сухаревская площадь – Сретенка, - Рождественский бульвар - Сретенский бульвар – Чистопрудный бульвар

23 августа, пятница. «Небоскребы, небоскребы… Тайна дома Нирнзее». К 105-летию первого московского небоскреба.

Здесь летала «Летучая мышь» и снимал режиссер Гардин. Почему этот дом называли домом с привидениями, и кто их прогнал. Кто любил есть на крыше, а кто с крыши дома прыгал вниз головой. И, наконец, где встретились Мастер и Маргарита, а где Булгаков и его муза.

Начало в 12.00. Продолжительность – один час.

«От Страстной до Пушки». История Страстной площади, ставшей Пушкинской, и ее окрестностей.

Страстной монастырь и Дом актера. Путешествие памятника Пушкину и путешествие от «Лиры» к «Макдональдсу». Дом Фамусова и дом Орловой. «Армения» и « Пушкин».

Начало в 13. 00. Продолжительность – один час.

ПРЕМЬЕРА!!! Московская Малюшинка. Дома крупнейшего столичного купца и домовладельца Федора Малюшина и их насельники. К 175-летию Ф. Малюшина. Из цикла «Забытые москвичи».

Купцы Разореновы и шифровальшик Крамфус, полиглот А. Фюнер и чай в Черкасском переулке

Цветной бульвар - Садовая-Сухаревская – Сретенка – Рождественский бульвар- Трубная

Начало в 14.30. Продолжительность – два часа.

Начало в 18.30. Продолжительность – полтора часа.

«Мы длинной вереницей идем за синей птицей». К 120-летию МХАТа и 90-летию «Синей птицы», в нем с огромным успехом поставленной.

МХАТы и мхатовцы и где отмечали успех «Чайки». Савва Морозов и Федор Шехтель. Чехов и Горький. Великие «старики» и легендарные спектакли МХАТ. Художественный театр вчера, сегодня, завтра.

Камергерский переулок – Тверская улица – Глинищевский переулок – Большая Дмитровка.

Начало в 20.00. Продолжительность – полтора часа.

Е. Гельцер, Е. Фурцева, Г. Вишневская, Л. Максакова, В. Холодная, Е. Булгакова, З. Волконская, Л. Орлова, М Цветаева, М. Плисецкая.

Брюсов переулок - Тверская ул. - Пушкинская пл. - Триумфальная пл.

Начало в 12.00. Продолжительность – два часа.

ПРЕМЬЕРА. »По следам «Мастера и Маргариты». Путем персонажей романа Михаила Булгакова под руку с реминесценциями, ассоциациями и всякого рода иными, пардон, аллюзиями.

От Грибоедова и «Аквариума» – сквозь дом 302-бис и Патриаршие – до особняка Маргариты и подвала Мастера.

От Триумфальной площади и Б. Садовой – сквозь Патриаршие и Спиридоновку - до Арбата и Пречистенки.

Начало в 14.00. Продолжительность - три часа.

ПРЕМЬЕРА! «Звезды не гаснут». Частная жизнь первых персон политики и искусства, церкви и моды, бизнеса и майнстрима.

От Ивана Грозного и Владимира Ленина до Валентина Юдашкина и Вольфа Мессинга. К кому любил ходить в гости митрополит Питирим, и почему тот, к кому он ходил, любит ходить по крышам. Кторовский сундучок и пассия Маннергейма. Московский адрес Рудольфа Нуреева и хобби Леонида Собинова. Где, как и с кем тусовался Гришка Распутин, и кого тасовал он сам.

Романов переулок – Большая Никитская ул. - Брюсов переулок – Тверская ул. – Камергерский переулок - Большая Дмитровка - Кузнецкий мост.

Начало в 17.30. Продолжительность – полтора часа.

ПРЕМЬЕРА! «Москва модная». Улицы и магазины, театры и кинотеатры, франты и франтихи.

Надежда Ламанова и Александр Вертинский, синематограф «Малая Дмитровка» и Ленком, ОДМО и Кузнецкий мост.

Малая Дмитровка - Тверская ул. – Камергерский пер. – Кузнецкий мост – Неглинная ул.

Начало в 19.00. Продолжительность – полтора часа.

25 августа, воскрсесенье. «Тайны Ивановской горки. Москва, которую мы потеряли». Путешествие по одному из самых уникальных мест столицы.

Языческая Москва и ее балтийская родословная. От древнейшей подкопаевской культуры до Царских садов. Хитровка и Кулишки. Местами гетмана Мазепы и сыщика Фандорина. Тайна княжны Таракановой и в гостях у Мандельштама. Аллея правителей и Ивановский монастырь. Церковь св. Владимира в Старых Садех и синагога. Морозовский сквер и главная лютеранская церковь России.

Улица Забелина – Солянка - Подколокольный переулок – Хитровская площадь – Подкопаевский переулок – Колпачный переулок – Старосадский переулок – Петроверигский переулок. церковь св. Владимира в Старых Садех - – синагога.

Начало в 17.00. Продолжительность – полтора часа.

«От Рюрика до Ельцина». Прогулка по Аллее правителей России. Эксклюзивное и невероятно увлекательное, а - самое главное – пронзительно правдивое путешествие длиной в 1150 лет.
История Отечества от языческой Руси через православное Московское царство, государство Великия и Малыя и Белыя Руси, Российскую империю и коммунистическую тиранию до…земли скреп, фетв и сугубого сколенвставания.

Малоизвестные страницы русской истории с весьма интересными подробностями из жизни тех, кто ее творил.

А также о том, кто такие русские и откуда они взялись, зачем понадобился варяг Рюрик, и кому целовал руки Иван Грозный, где любил ночевать Петр Первыйи куда ушел (и откуда уже не вернулся) его потомок Александр Павлович, а также о том, почему на Руси веселие есть пити (и кто оному веселию отдал в Отечестве особенно щедрую дань) и как правильно с колен вставати, чтобы прямо в рай попадати.

Начало в 18.30. Продолжительность – один час.

И НЕ ЗАБУДЬТЕ, ЧТО ВРЕМЯ С ШУНДРИНЫМ ЛЕТИТ НЕЗАМЕТНО!

А стоимость для дам и сопровождающих их господ - всего 300 руб., для дам элегантного возраста и их спутников - целых 200 руб., а для барышень и их кавалеров до 14 лет - и все 100 руб.

Поми Вас предупредить о Вашем участии не позднее 24.00 накануне дня прогулки по тел.:8 915 235 96 06 или СМС. А кому удобно - сообщением на почту:[email protected]. Александр.

Вы можете также заказать интересующую Вас прогулку, и мы постараемся непременно исполнить Ваше желание.

А также получить любую интересующую Вас справку о той стране, городе и т. д. в любом уголке земного шара, которые собираетесь посетить.

Ждем Вас с…надеждой. И вдвойне - с нетерпением. На наших моционах и в Фэйсбуке в группе Genius Loci.

Дети до 16-ти лет не только допускаются (в том числе и без родителей) в больших количествах, но еще и настойчиво приветствуются.

С уважением,
Александр Казанцев
[email protected]

Свое название Столешников переулок получил оттого, что в XVI–XVII веках здесь жили столешники – ткачи, производившие скатерти для царского двора. П.В Сытин отмечает: «Впервые Столешников переулок, как Рождественская улица, упоминается в духовной грамоте Ивана III в 1504 году. Но стоявшая уже в первой половине XIV века церковь Космы и Дамиана, что в Шубине, и наименование в XVIII веке переулка Шубиным заставляют предполагать, что переулок существовал в XIV веке». В Столешниковом переулке жил В.А. Гиляровский, который говорил, что в нем, «как в капле воды солнышко, отражается вся жизнь города». У В.В. Маяковского есть замечательные строчки:

Люблю Кузнецкий
(простите грешного!),
потом Петровку,
потом Столешников;
по ним
в году
раз сто или двести я
хожу из «Известий»
и в «Известия».

По одной из версий, название местности Шубино дали «шубники» – скорняки, торговавшие шубами и мехами. Об этом пишет И.К Кондратьев в «Седой старине Москвы». По другой, более обоснованной версии, здесь в XIV веке находился двор боярина Иакинфа Шубы – сподвижника Дмитрия Донского. В 1368 году литовский князь Ольгерд пошел войной на Московское княжество. Об этом упоминает Н.М. Карамзин в «Истории государства Российского»: «Изумленный великий князь отправил гонцов для собрания войска и, желая остановить стремление неприятеля, велел боярину, Димитрию Минину, идти вперед с одними полками московскими, коломенскими и дмитровскими.

Вторым начальником был воевода князя Владимира Андреевича, именем Иакинф Шуба. Уже Ольгерд, как лев, свирепствовал в Российских владениях: не уступая монголам в жестокости, хватал безоружных в плен, жег города. Многие наши князья, бояре легли на месте, и полки московские были истреблены совершенно. Три дня Ольгерд стоял под стенами Кремля, грабил церкви, монастыри, не приступая к городу». Иакинф Шуба героически погиб в крупном сражении близ Тростенского озера. Известный историк И.М. Снегирев связывал название местности Шубино с гонцом Шубиным-Грязновым, который, возможно, являлся потомком Иакинфа Шубы.

Святые Косма и Дамиан были родными братьями, жившими в III веке в Асии. Асией (или Азией) римляне называли юго-западную часть нынешнего полуострова Малая Азия. С течением времени наименование Азия стали прилагать ко всему полуострову и, наконец, ко всей части света, лежащей на востоке от Европы. В житии Космы и Дамиана, написанном Димитрием Ростовским, говорится: «Косма и Дамиан были как бы два светильника на земле, сияющие добрыми делами. Они получили от Бога дар исцелений и подавали здравие душам и телам, врачуя всякие болезни, исцеляя всякий недуг и всякую язву среди людей и изгоняя злых духов».

Даже после кончины святые Косма и Дамиан продолжали совершать чудеса. Братьев похоронили в одной гробнице, к которой приходило огромное число больных, получавших исцеление. Уже в IV–V веках их стали почитать как покровителей врачей и аптекарей, а позже – всех нищих. К Косме и Дамиану обращались за помощью во время эпидемий и лечения язвенных и других заболеваний. На Руси святые братья-врачеватели были покровителями святости и нерасторжимости истинного христианского брака, устроителями счастливого супружества. В народе их считали «рукомесленниками», кузнецами-бессребрениками или Божьими кузнецами.

У кузнечных мастеров в день памяти святых был профессиональный праздник, в который они никогда не работали. В иконографии святых отражалась их причастность к врачебному мастерству: их изображали держащими в руках коробочки для хранения лекарственных средств. Е.Л Мадлевская в энциклопедии «Русская мифология» отмечает: «Коему и Демьяна почитали как покровителей лекарей и знахарей и обращались к ним с просьбами и молитвамиоб исцелении людей или животных. Имена святых нередко встречаются в заговорных текстах, направленных на избавление от кровотечений, грыжи, трясовицы (лихорадки) и других недугов.

Вот как, например, выглядит обращение в тобольском заговоре от зубной боли, где святые братья превращаются в единый персонаж: «Батюшка Козьма Демьян лежит в пещере, его белые зубы не болят, и у меня раба Божия (имярек) не боли». На Руси к братьям-бессребреникам относились с особым трепетом, любовью и благоговением. Их воспринимали как кузнецов, которые выковывают свадебные венцы и сами свадьбы, причем благополучиебрака зависело от качества работы святых кузнецов. Перед свадьбой невеста обращалась к Косме и Дамиану в свадебной песне:


Матушка, Кузьма-Демьян!
Скуй нам свадьбу
Крепко-накрепко,
До седой головушки,
До долгой бородушки!
Кузьма-Демьян
По сеням ходила,
Гвозди собирала,
Свадьбу ковала!

Первое упоминание о церкви в местности Шубино находим в Софийском временнике под 1368 годом. В нем говорится, что воевода Дмитрия Донского «Иакинф Шуба имел двор около Тверской, основал церковь своего имени Иакинфа, в ней затем явился второй Космодамианский придел». Древнейшим названием церкви было «Космы и Дамиана на Ржищах». Когда-то на этом месте находились широкие ржаные нивы, возле которых происходили народные гуляния. В документах XVIII века встречается и другое название – «Космы и Дамиана, что за Гагариным двором», потому что на Тверской улице с XVII века находилась усадьба знатных князей Гагариных.

В архивных документах Космодомианская церковь впервые упоминается в 1625 году. Тогда храм был деревянным и имел приделы святителя Николая и священномученика Поликарпа. В 1626 году в Москве случился сильный пожар. Вместо сгоревшей во время пожара деревянной церкви решили возвести каменную. Судя по всему, строительство храма затянулось, так как обнаруженный реставраторами орленый кирпич в кладке здания обычно датируется серединой XVII века. Главный престол нововыстроенного храма освятили во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. Однако в народе церковь по-прежнему называли Космодамианской.

В 1703 году началась капитальная перестройка сильно обветшавшего храма. Приход церкви Космы и Дамиана в Шубине был беден, поэтому восстановительные работы затянулись на десять лет. А указ 1714 года о запрете каменного строительства во всей России, кроме Петербурга, прервал строительство на неопределенный срок. Только через восемь лет восстановление храма продолжилось: «1722 года октября 6-го дня запечатан указ о строении церкви по челобитью церкви Космы и Дамиана, что в Шубине, попа Дмитрия Иванова с прихожаны, велено им недостроенную тоя каменную Космодемьянскую церковь противу указу достроить».

Каким образом священнику удалось получить разрешение на возобновление строительства храма «противу указу», остается загадкой для исследователей. Церковь Космы и Дамиана приобрела облик, характерный для первой четверти XVIII века, но сохранила плановую композицию и части кладки храма, заложенного в 1626 году. Над четвериком был возведен широкий восьмерик, завершенный сводом с главкой на ажурной белокаменной подставке из волют. В результате затянувшегося более чем на двадцать лет строительства Космодемьянская церковь вобрала в себя особенности архитектуры конца XVII – начала XVIII века.

Фигурные наличники на окнах четверика и арочные волюты, приставленные к шейке главы, – такое сочетание можно встретить лишь на разновременных частях одного храма. В это же время была построена двухъярусная колокольня (также восьмерик на четверике), завершенная изящным шпилем. В XVIII веке частым топонимическим уточнением в названии Космодамианской церкви было «за Золотой решеткой». Исследователи точно не знают, где находилась эта решетка. Может быть, она закрывала красивое высокое крыльцо, ведшее в храм Космы и Дамиана в Шубине с переулка. В 1773 году церковь ремонтировалась после очередного пожара.

Во время нашествия на Москву французов в 1812 году произошло настоящее чудо: храм Космы и Дамиана в Шубине уцелел в страшном московском пожаре и даже не был разграблен неприятелем, хотя все соседние строения сильно пострадали. В сентябре 1812 года у стен церкви были расстреляны «зажигальщики Москвы» – случайно схваченные на улицах москвичи. По свидетельству современников, «безвинные жертвы смерть претерпели» перед изображенной снаружи на церковной стене иконой Спасителя. Согласно церковной справке 1813 года, «церковь Космы и Дамиана в хорошем состоянии, не горела, и ничем не повреждена ни по наружности, ни по внутренности».

В той же справке сообщается: «Серебряные вещи как то: три Евангелия, двои сосуды, три креста, два кадила и оклады с образов, сколько их было, соблюдены, риз шелковых материй пар по десяти и книги, потребные для священнослужения, имеются, приходских дворов не горелыми остались три, из обгорелых отстраиваются два, у священно– и церковнослужителей домов собственных нет, а живут они в отведенном казенном доме главнокомандующего». Во время послепожарной реконструкции Москвы была закрыта и разобрана церковь Воскресения Словущего на Дмитровке. Ее приход перевели в Космодамианский храм, к которому пристроили северный Воскресенский придел.

Восьмерик колокольни был окружен колоннами тосканского ордера. Рядом с церковью по линии переулка выстроили двухэтажный каменный ампирный дом причта. В «Московских церковных ведомостях» за 1889 год приводятся интересные подробности: «В 1840-42 годах храм сей усердием церковного старосты, почетного гражданина первой гильдии купца В.И Борисовского, обновлен. В настоящей церкви Благовещения устроен трехъярусный с колоннами и резьбою иконостас лучшей работы, вызолоченный с написанными вновь иконами. Храм освящен Высокопреосвященнейшим митрополитом Филаретом в 1842 году, весною, причем произнесено было и слово».

В 1857 году усилиями сыновей купца Борисовского вместо прежней колокольни была возведена новая. Одновременно построили южный придел, куда из трапезной перенесли Космодамианский престол. Ампирная обработка фасадов была заменена псевдовизантийской. В 1887–1897 годах на средства купца Д.Р. Вострякова, пожертвовавшего церкви более 10 тысяч рублей, расписали масляной живописью купол, стены храма и алтаря, обновили главный иконостас и устроили новый иконостас в приделе Космы и Дамиана. В 1910-х годах регентом храма был композитор П.Г. Чесноков, произведения которого входили в репертуар Синодального хора и других крупных хоров.

В 1922 году после появления декрета ВЦИК об изъятии церковных ценностей в помощь голодающим Космодамианскую церковь разграбили. Изъяли более семи пудов серебра, один бриллиант, сорок драгоценных камней, ризу с драгоценными камнями и крест с алмазом. В 1929 году храм Космы и Дамиана закрыли. Через четыре года колокольня церкви была разрушена до второго яруса. Рядом построили жилой дом с рестораном «Арагви». В конце 1950-х годов вместо Космодамианской церкви хотели возвести многоэтажный дом. К счастью, этот проект не был осуществлен. Долгое время в здании храма находилось книгохранилище Библиотеки иностранной литературы.

В 1958 году в церкви разместилась типография хозуправления Министерства культуры. Главный инженер типографии В.А Светлов распорядился замазать фрески краской, но так, чтобы их можно было легко восстановить. Хоть Космодамианскую церковь и удалось спасти от сноса, некоторых разрушений избежать не удалось. Помещение храма приспособили под нужды типографии, к зданию сделали пристройку. У алтарей устроили площадку для выгула собак. В 1970-х годах снесли двухэтажный дом причта XIX века. В 1977 году началась реставрация: были восстановлены главка с золотым ажурным крестом, верхний ряд окон четверика и некоторые украшения восьмерика.

Летом 1991 года по благословению патриарха Алексия II в Космодамианском храме возобновились богослужения. Правда, совершались они в небольшой комнатке в нижнем ярусе колокольни, потому что здание храма продолжала занимать типография. На Пасху 1992 года, после шестидесятилетнего перерыва, в церкви Космы и Дамиана вновь совершилась Божественная литургия. Только в 1995 году были разобраны конструкции второго этажа типографии и начались работы по восстановлению внутреннего убранства храма. Благодаря реставраторам во главе с В.Г. Ветошновым удалось раскрыть и восстановить росписи XIX века в центральной части храма.

Реставраторам пришлось выполнить колоссальную работу: порой приходилось удалять в одном месте до десяти красочных слоев. В ходе восстановительных работ в центральном алтаре под слоем штукатурки была найдена икона Благовещения Пресвятой Богородицы. 13 ноября 1997 года в Космодамианскую церковь возвратили храмовую икону святых бессребреников Космы и Дамиана Ассийских, которая в течение долгого времени хранилась в церкви Воскресения Словущего в Брюсовом переулке. В 1998 году возле Космодамианского храма, наконец, возвели звонницу. Новые колокола отлили на заводе ЗИЛ и установили как раз накануне Пасхи.

Почти незаметная с многолюдной Тверской улицы, церковь Космы и Дамиана в Шубине, несомненно, достойна внимания каждого, кто прогуливается в районе Тверской площади. Незатейливый восьмерик на четверике обладает рядом характерных черт. Углы объемов храма выделены лопатками, грани восьмерика украшены широкими прямоугольными арочными нишами. Окна четверика обрамлены наличниками с разорванными фронтонами в духе московского барокко. В северном портале церкви сохранились кованые железные двери, относящиеся, по мнению исследователей, к первой четверти XVIII века – времени строительства храма.

К востоку от южного портала в наружной стене уцелела белокаменная надгробная закладная доска в виде барочного картуша. Нижняя белокаменная часть ограды, появившейся в XVIII веке, служила подпорной стенкой церковного холма. Разновременные элементы Космодамианской церкви на удивление гармонично сочетаются друг с другом. В 2105 году у этого самобытного московского храма, наконец, вновь появилась настоящая колокольня, и он вновь обрел свой голос. Сегодня при церкви Космы и Дамиана в Шубине действуют приходская воскресная школа, молодежный православный семинар и семинар библейского общества.

Пасхальное письмо

"Перестаньте рыдать, но, радуясь вашему спасению, возгласите всем о том, что восстал Господь!" - так просто и задушевно призывает нас стихира второго дня Праздника. И действительно, разве не рыдаем мы, разве сердца наши не стеснены горем от множества житейских, личных и общественных бед, от трагедий, совершенных нами и отцами нашими в прошлом, от беспросветности будущего? - Да, всё это с нами, но перестанем рыдать. Этот мир не станет другим, но Иисус, восстав от смерти, открыл нам иной мир, мир, который потерял Адам, проявив непослушание Богу, и который люди за многие тысячелетия так и не смогли вернуть себе, несмотря на все героические попытки и духовные дерзания.

Этот мир совершенного Божественного бытия не находится где-то "за горизонтом", но вот - он в нас есть, только, пребывая в нас он был недоступен для нас. И так как этот мир, именуемый "Царствием Божьим", "в нас есть", и люди сознательно, полусознательно или бессознательно всегда ощущали его в себе, они не переставали искать совершенство, Бога и Святыню повсюду, от сияющих высот религиозных прозрений до мрачных долин социальных экспериментов.

Но "Царство Божие внутри нас есть", и его не надо искать, его надо открыть в себе - найти в железобетонной стене нашей души потаенную "зеленую дверь". Стена нашей души - наш твердокаменный эгоизм - мы каждый миг живем для себя, а дверь видна только тем, кто сумел жить для другого - ближнего и дальнего. Не он для меня, а я для него - вот капли для глаз, позволяющие увидеть таинственную дверь. Но открыть ее можно только тому, кто всю жизнь строит на этом принципе самоотвержения. И, как показал опыт истории, "человеку это невозможно". "Но Богу всё возможно" - и вот, сшедший с Небес человек Иисус Христос, не имеющий в Себе первородного греха, сделал то, что никто не смог сделать до Него - Он не только увидел дверь, не только указал на неё другим, Он и открыл ее для всех Своей смертью и Своим воскресением. Смертью - потому что зло мира пожелало убить Его и Он не стал противиться этому желанию мира (и в этом был последний акт альтруизма Иисуса). Воскресению - потому, что не имея в нем ни грана эгоизма, смерть не смогла удержать Его в своей власти. Он - восстал из мертвых. Потому и поем мы, что "Он смертью Своей попрал смерть". И как в мир этот пришел Иисус для нас, так и восстал не для Себя, а для нас. Теперь в Нём имеем мы дверь, пройдя через которую входим в иной мир - мир, в котором нет ни рыдания, ни боли, ни смерти, но только покой и радость нескончаемая. Закрытое для нас "Царство Божие внутри нас", открыто Иисусом Христом. Он дает Адаму обрести вновь себя - вернуться в утраченный образ Божий. Ведь царство - это та область, где кто-то царит. И вот, из мира, где царим мы, себе на слезы и смерть (что хочу - то и ворочу), переходим мы в мир, где царит Бог и мы царим в Нём.

Воскрес Господь, и открыта для каждого эта немыслимая возможность божественной жизни, жизни в Боге, жизни Божьей. Теперь, после воскресения Христова, ничто не лежит между этой жизнью и нами кроме нашей воли. Захотим - и будем в Боге, не захотим - и не будем. Но, дорогие друзья, давайте же захотим - ведь восстал Господь, поправ смертью смерть, и Он - всесилен!

Проф. Андрей Зубов. Пасха 2016 г.