Краткая история московского кремля. Коротко о московском кремле Детям о кремле и красной площади

Древнейший центр Москвы - московский Кремль - заложен был в качестве укрепления небольшого поселения, расположенного на Боровицком холме, когда и началась его история.

Первые упоминания о Москве обнаружены в летописях за 1147 год. В них же сообщается о том, что деревянные стены Кремля были возведены по приказу Юрия Долгорукого. Изначально размеры крепости были невелики, длина стены достигала 1200 метров.

Версий происхождения слова «Кремль» существует несколько.

По одной из них, это название произошло от названия центральной части древних городов, называемой «Кром». Другая версия предполагает, что слово это могло произойти и от «кремленого», очень прочного дерева, идущего на постройку крепостных стен. Есть даже предположение, что корни этого слова греческие, т. е. «кремнос» - крутая гора, крутизна над оврагом или берегом. Судя по тому, где построена крепость, версия эта имеет полное право на существование.

Но все это не меняет сути, которая заключена в том, что Московский Кремль является крупнейшей из сохранившихся в Европе крепостей.

А поначалу это было небольшое укрепление на площади около девяти гектар, где могли укрыться при угрозе вражеского нападения жители посадов, расположенных за стенами крепости. Со временем посады разрастались, с ними вместе разрасталась и крепость.

Новые стены Кремля возвели во время правления Ивана Калиты. Были они внутри каменными, а снаружи деревянными и обмазанными глиной.

Примечателен тот факт, что даже в нелегкие годы ига на Руси московские князья перестраивали существующие и возводили новые крепости. Так, при Дмитрии Донском Кремль, пострадавший в пожаре 1365 года, был перестроен. Для строительства стен, длина которых стала около двух километров, и кремлевских башен использовали белый камень. С тех пор в летописях Москву стали называть белокаменной.

В самом начале XVIII столетия Петр I приказывает вынести за пределы Кремля правительственные учреждения. Сносятся все ветхие здания, и закладывается здание Арсенала . Строится оно с 1702 по 1736 год. С 1776 по 1788 год в Кремле построено здание Сената с перекрытым куполом эффектным круглым залом.

В середине девятнадцатого века появляется идея возведения Большого Кремлевского дворца . Проектов было множество, но построили его по чертежам зодчего К.А. Тона. Годы строительства - 1839-1849.

Ощутимый урон нанесен постройкам Московского Кремля в 1812 году.

Наполеон во время отступления из Москвы приказал взорвать Кремль. Мины заложили под здания, стены и башни. Некоторые взрывы были предотвращены, благодаря русским патриотам, но, тем не менее, значительные разрушения все же произошли. После того как французский император был изгнан из страны, приступили к восстановлению разрушенных дворцов, башен и стены, затем достроили Оружейную палату и Большой Кремлевский дворец. В те времена Московский Кремль был доступным для посещения. Посетители входили на территорию через открытые Спасские ворота, поклонившись предварительно иконе Спаса.

Кремль в Москве после революции 1917 года

В 1917 году на территории Кремля находились юнкера. В результате обстрела, который был произведен революционными войсками, Московский Кремль был частично разрушен: повреждены стены, Малый Николаевский дворец, почти все соборы, Беклемишевская , Никольская и Спасская башни.

В 1918 году в Кремль переезжает В.И. Ленин и все правительство советской России, поскольку столица переносится в Москву. Из-за этого колокола в Кремле замолкают, храмы закрываются, москвичи лишаются свободного доступа на территорию.

Недовольство верующих закрытием соборов быстро прекращено Яковом Свердловым, который не замедлил объявить о главенстве интересов революции над всеми предрассудками. В 1922 году из культовых зданий Московского Кремля изъяли более тридцати килограммов золота, около пятисот килограммов серебра, раку патриарха Гермогена и более тысячи различных драгоценных камней.

Кремлевский архитектурный ансамбль за время советской власти пострадал более чем за всю предыдущую историю своего существования.

Из 54 сооружений, обозначеных на плане Кремля в самом начале прошедшего века, осталось меньше половины. Снесены памятники Александру II, великому князю Сергею Александровичу. В большом Кремлевском дворце стали проводить съезды Советов, в Грановитой палате устроили общественную столовую, а в Золотой палате - кухню. Екатерининскую церковь Вознесенского монастыря приспособили под спортивный зал, в Чудовом монастыре расположилась кремлевская больница. В тридцатых годах Малый Николаевский дворец и все монастыри с постройками были снесены. В руины превратилась практически вся восточная часть Московского Кремля. Советской властью уничтожено 17 храмов.

Прошло немало лет, прежде чем Московский Кремль начали восстанавливать.

К празднованию восьмисотлетия Москвы провели тщательную реставрацию башен и стен. Художниками Палеха в Благовещенском соборе была открыта стенопись 1508 года. Большой объем реставрационных работ проведен в Архангельском соборе (восстановлена настенная живопись). В Успенском соборе также проведена большая реставрация.

Запрет на проживание в Кремле был введен с 1955 года, и древний архитектурный ансамбль становится музеем, частично открытым для посещения.

В современной многоликой Москве Кремль остается историческим местом, которое стремятся посетить миллионы туристов, в надежде прикоснуться там к истории белокаменной столицы, почувствовать и понять ее.

Московский Кремль и по сей день является основным общественно-политическим, художественным, историческим и религиозно-духовным центром России. Кроме того, Московский Кремль - официальная резиденция Президента Российской Федерации.

ЮНЕСКО в 1990 году включила Московский Кремль, история которого продолжается, в список всемирного культурного наследия.

В далекие времена в месте впадения Неглинной в Москву-реки на Боровицком мысе появилось первое поселение будущей Москвы. В 1147 году князь Юрий Долгорукий давал здесь свой пир. Это летописное упоминание вошло в историю как год основания нашей столицы.

Уже в то время поселение окружали вал и деревянные стены. В этом месте Юрий Долгорукий в 1156 году обустраивает крепость, ставшую знаменитым московским Кремлем.

Пожары в Москве в то время были нередким случаем. В 1337 году почти весь город погорел, поэтому к 1340 году Кремль был окружен новыми дубовыми стенами.

Очередной пожар 1354 года снова уничтожает Кремль. Повторное событие происходит еще через 10 лет. У правителей города остро встала нужда в решении этой проблемы.

Дмитрий Иванович решает окружить Кремль каменными укреплениями. Начинаются плотные работы по доставке известняка, и с 1368 года в городе возвышаются белокаменные стены.

Современный вид Кремля сложился в 1485-1495 году по инициативе Ивана III. В строительстве было задействовано огромное количество лучших зодчих «всея Руси». Также на постройке стен и башен крепости были задействованы итальянские мастера в области строительства оборонительных сооружений. Итальянцы в то время строили Москву повсеместно, но все же исконно русские замыслы не были убиты, иноземное влияние сошло на нет.

Первая Тайницкая башня в Кремле была построена в 1485 году Антоном Фрязиным. Здесь же были обеспечены тайные проходы к реке и колодец, обеспечивающий защитников крепости водой.

В 1487 году юго-восточный угол заняла Беклемишевская круглая башня Марко Фрязиным. Чуть позже были построены и все остальные башни Кремля.

Часы Спасской башни московского Кремля

Народом почитались главные ворота Фроловской башни. Через них не проходили на лошадях и с покрытой головой. Позже Фроловская башня была переименована в Спасскую из-за помещенных здесь икон Спаса Смоленского и Спаса Нерукотворного. Согласно документам главные часы государства в этой башне появились еще в 1491 году.

В 1625 году часы заменили на новые. Мастером выступил Христофор Головей, а Кирилл Самойлов отлил для них 30 колоколов.

Очередное обновление часов прошло при Петре I. С переходом на единый суточный счет времени на Спасской башне закрепились голландские часы с 12 делениями. Но и им после пожара 1737 года пришлось отойти с почетного поста.

Часы нашего времени были установлены в 1852 году братьями Бутеноп.

Рубиновые звезды московского Кремля

В 1935 году на вершины Спасской, Никольской, Боровицкой и Троицкой башен устанавливаются звезды из нержавеющей стали, облицованной красной позолоченной медью. В центре звезд находится 2-метровая эмблема серпа и молота, украшенная драгоценными камнями. Для установки звезд даже пришлось немного перестроить башни. Так или иначе, за два года камни на звездах выцвели, и в 1937 году принимается решение об установке рубиновых звезд.

Московский кремль является символом Российской Федерации, почитается всем ее населением и привлекает иностранных туристов, желающих окунуться в историю нашей великой страны.

Архитектура Московского Кремля позволяет получить полное представление о том, как изначально был устроен центр российской столицы. включает в себя храмы, площади, палаты, здания. Сегодня все это достопримечательности, посмотреть на которые приезжают гости и туристы со всех уголков России и из-за границы.

Строительство Кремля

Архитектура Московского Кремля сформировалась в конце XV века. Основные башни и стены были построены в 1485-1495 годах. Был использован красный кирпич и белый камень на известковом растворе. Стоит отметить, что местные мастера были недостаточно квалифицированы для таких работ. Поэтому пригласили иностранных специалистов. Иван III нанял для строительства московского Кремля архитекторов из Италии.

Однако некоторые башни возвели все-таки русские мастера. Дело в том, что их форма напоминает характерные деревянные сооружения. Как известно, в то время плотничное искусство на Руси достигло своего совершенства, чему способствовал сам универсальный материал, а работа постоянно требовалась, так как периодически крупные пожары уничтожали все постройки. Чтобы избежать этого, при строительстве московского Кремля был использован камень.

Успенский собор

Одно из основных зданий этого архитектурного ансамбля - Успенский собор. Он возведен на месте первого каменного собора в еще Иваном Калитой в первой половине XIV века. Архитектуру московского Кремля во многом определяет это сооружение.

Собор начали возводить в 1475 году. За образец взяли аналогичное культовое сооружение во Владимире XII века. Таким образом, в очередной раз подчеркивалась преемственность Москвы по отношению к Владимиру, который ранее считался одним из главных городов Руси.

На протяжении последующих 400 лет это был главный храм на Руси. Именно здесь венчали на царство всех правителей. Главный вход располагается со стороны Соборной площади. Вход в этот как бы охраняет архангел Михаил, фигура которого изображена над аркой. Еще выше богоматерь с младенцем.

Иконостас, который мы можем сегодня увидеть в Успенском соборе, выполнили иконописцы Троице-Сергиевой лавры в середине XVII века.

В годы Отечественной войны 1812 годы здания Московского Кремля были подвергнуты разграблению и опустошению. Не стал исключением и этот собор. Часть награбленного у французов потом отбили русские казаки.

Благовещенский собор

Архитектуру Московского Кремля нельзя представить без Благовещенского собора. Он находится в юго-западной части Соборной площади. Его построили в конце XV века. Работы выполняли псковские мастера.

В период правления Ивана Грозного была пристроена паперть с высоким крыльцом из белого камня.

Этот Кремля построен в традициях раннего московского зодчества. Сегодня большой интерес представляет стенопись собора, которая появилась в начале XVI века. Основная заслуга принадлежит артели художников, которой руководили Феодосий и его сын Дионисий. Много сюжетов на тему Апокалипсиса. Также можно встретить и светские мотивы. Например, русских князей и византийских императоров.

Уникален пол этого собора. Его выложили специальной плиткой из драгоценной агатовидной яшмы.

Архангельский собор

Этот собор в стенах Московского Кремля появился в начале XVI века. Его возводил приглашенный итальянский архитектор Алевиз Новый. При этом он следовал традициям русского зодчества. Черты итальянского Возрождения просматриваются только в богатой отделке храма.

Его строительство велось на месте древнего Архангельского собора, который возвел Иван Калита в XIV веке, в память об избавлении столицы от повального голода. Его разобрали из-за тесноты, освободив место для более просторного храма.

Собор венчают пять куполов. Центральный позолочен, а боковые просто покрашены серебряной краской. В стиле итальянского Возрождения выполнены резные белокаменные порталы.

Во время захваты столицы Наполеоном здесь располагался винный склад. На алтаре французы устроили кухню, а все ценности расхитили.

Церковь Ризоположения

Примечательна и небольшая церковь, построенная отечественными мастерами в конце XV века. Она появилась на месте старой деревянной церкви Ризоположения, которую построили после того, как татары отступили от Москвы.

В 1451 году они подошли вплотную к городу, но не стали его штурмовать, а отступили, бросив все награбленное. Православная церковь придала этому религиозное значение, посчитав за чудо. В действительности татары отступили из-за политических разногласий между военачальниками.

Новая церковь серьезно пострадала от пожара в 1737 году. Ее восстанавливал архитектор Мичурин.

Оружейная палата

Палаты Московского Кремля сегодня представляют большой интерес для туристов. Первые упоминания о ценностях, которые сегодня находятся в Оружейной палате, можно встретить в 1339 году. Еще во времена Ивана Калиты началось формирование княжеских сокровищ. Среди них были украшения, посуда, церковные сосуды, дорогая одежда и оружие.

В конце XV века здесь разместился один из центров российских художественных ремесел. К тому же сюда свозили дары от иноземных посольств. Жемчуг, парадную конскую упряжь.

К 1485 году казна разрослась настолько, что было решено построить отдельное двухэтажное каменное здание между Благовещенским и Архангельским соборами. Оно получило название казенный двор.

Грановитая палата

Грановитая палата Московского Кремля - одна из немногих частей дворца, которые сохранились со времен Ивана III. Это был его парадный тронный зал. Это самое древнее гражданское каменное строение в Москве.

Ее построили за 4 года рус ские мастера при помощи приглашенных итальянцев - Пьетро Солари и Марко Руффо.

Палата представляет собой квадратный зал, в котором опираются на столб в центре помещения. Зал высотой 9 метров освещается за счет грамотно расположенных 18 окон, а также четырьмя массивными люстрами. Общая площадь Грановитой палаты Московского Кремля почти 500 квадратных метров.

В конце XVI века ее стены расписали церковными и библейскими сюжетами. Столетиями именно здесь отмечались самые важные события в истории Русского государства. Тут принимались иностранные посольства и делегации, заседал Земский собор. Регулярно в Грановитой палате отмечали победы русского оружия. Например, Иван Грозный праздновал а Петр I победу при Полтаве над шведами.

Красная площадь

Красная площадь Московского Кремля появилась в XV столетии. Сегодня это один из символов не только столицы, но и страны, ее визитная карточка.

Ее заложил Иван III, повелевший снести все деревянные постройки вокруг Кремля. Так как они всерьез угрожали ему пожаром. Это место, по его распоряжению, отвели под торговлю. Поэтому первоначально Красная площадь называлась Торг. Правда, это продолжалось недолго.

Уже в XVI веке ее переименовали в Троицкую. Из-за расположенной поблизости церкви Святой Троицы. Позже на ее места появился собор Василия Блаженного. Судя по документам, в XVII веке площадь называлась Пожар. При этом стоит не забывать интересную топонимическую особенность Древней Руси. В то время один и тот же объект одновременно мог иметь несколько официальных названий.

Красная площадь официально так стала называться только в XIX веке. Хотя в некоторых документах это название встречается еще в XVII веке. Смысл этого названия, согласно словарю Владимира Даля, состоит в том, что у наших предков слово "красный" обозначало красивый, превосходный.

На протяжении веков на примере Красной площади можно проследить, как изменялся московский Кремль. В XV веке здесь появилась со знаменитыми башнями - Сенатской, Спасской и Никольской. В XVI веке храм Василия Блаженного и Лобное место. В XIX веке - Исторический музей, Верхние торговые ряды, которые сейчас называются ГУМом, памятник Минину и Пожарскому. XX век принес на Красную площадь Мавзолей и некрополь у Кремлевской стены.

Храм Василия Блаженного

Этот храм построили в середине XVI века. Возвели его в честь взятия русскими войсками Казани. Здание представляет собой грандиозное сооружение из 9 столпов, которые возвышаются над цокольным этажом, соединяясь между собой галереей. Объединяет композицию центральный столп, который увенчивают шатры с декоративной главкой наверху. Многие специально приезжают в Москву, чтобы своими глазами увидеть этот храм.

Восемью столпами окружен центральный шатер. Все остальные завершаются главами в форме луковиц.

Со стороны Спасской башни два крыльца ведут на террасу храма. Оттуда же можно попасть на обходную галерею. Туристов и жителей столицы до сих пор впечатляет расцветка храма, даже несмотря на то, что она была выполнена несколько столетий назад. Расписали храм Василия Блаженного настоящие мастера. Они применяли исключительно естественные цвета в сочетании с белым камнем и красным кирпичом. Из последних выполнены самые мелкие детали. Яркая роспись была выполнена в XVII веке. Когда появились более поздние пристройки, то в них поместили колокольню и придел храма на северо-востоке. До нашего времени дошли имена зодчих, которые возводили это знаковое культовое сооружение. Их звали Посник и Барма.

Э. Л. Емельянова

Расскажите детям о Московском Кремле

БАШНИ КРЕМЛЯ

Строил крепость свою Долгорукий,
Чтобы город был первым в округе.
Калита возводил Кремль дубовый
На века, чтоб стоял он как новый…

В. Борисов

Что такое московский Кремль? Это одновременно простой и сложный вопрос. С одной стороны, это старинная величественная крепость с красивыми сооружениями разных эпох. Но чего-то не хватает в таком определении. Не похожий ни на что в мире, имеющий сразу несколько предназначений, удивительный и загадочный «остров» всегда поражал и вдохновлял. Он не окаменелое прошлое, он одушевленный герой. Это сердце не только Москвы, но и всей России.

Стены и башни Кремля возведены при Иване III в 1485–1495 годах архитекторами Антонио Фрязиным (Антонио Джиларди), Марко Фрязиным (Марко Руффо), Петром Фрязиным (Пьетро Антонио Солари), Алевизом Фрязиным Старым (Алоизио де Каркано). Архитекторы не были родственниками. «Фрязиными» в средневековой Руси называли всех итальянцев.

Кремлевские стены протяженностью более двух километров повторяют очертания Боровицкого холма и охватывают территорию больше 27 гектаров. Высота стен – от 8 до 19 метров, толщина – от 3,5 до 6,5 метра. По верху стены проложена невидимая снаружи боевая площадка шириной от 2 до 4,5 метра.

В коридорах внутри некоторых башен сохранились «каморы» – глухие застенки без света, где содержали опасных преступников.

На стенах 20 башен. Их обычно называли по стоявшим подле них храмам или особенностям местности.

Самая древняя башня – Тайницкая. Стену здесь построили для защиты с южной стороны от татар. Под башней был вырыт колодец и проделан тайный ход к Москве-реке, чтобы в случае осады снабжать Кремль водой. Отсюда и название башни.

Изящная башенка затейливой формы – Царская. Она самая молодая. Была построена по указу Ивана Грозного, с нее он мог наблюдать за строительством Покровского собора и за расправой над осужденными. Отсюда же московские царицы и царевны, которым не дозволялось появляться среди толпы, наблюдали за крестным ходом по Красной площади по большим праздникам.

Шапки кто гордец не снимет
У святых в Кремле ворот.

Ф. И. Глинка

Самая главная и самая известная башня – Спасская. На Руси было принято при входе в Кремль снимать шапку и ставить свечи перед иконами. Входили в Кремль через Спасские ворота, которые находились в Спасской башне. Это были главные парадные ворота. На башне был образ Спаса Нерукотворного. Здесь также находятся знаменитые большие часы – спасские куранты.

АРХАНГЕЛЬСКИЙ СОБОР

На гребне Боровицкого холма в юго-восточной части Соборной площади расположен Архангельский собор. Впервые деревянная Михайло-Архангельская церковь на этом месте была построена в середине XIII века при князе Михаиле Ярославиче Храбром, брате св. Александра Невского. По преданию, это была вторая церковь в Москве. А в 1333 году по указу Ивана Калиты здесь возвели каменный храм в честь Архангела Михаила – покровителя воинов и князей в их ратных подвигах. В крупных городах Руси старались обязательно возвести храм в его честь. Иван Калита построил новый собор по обету, в благодарность за избавление Руси от голода.

По христианским представлениям Архангел Михаил охраняет райские врата, поэтому храм стал служить также усыпальницей для русских государей и князей. Первым в кремлевской усыпальнице похоронили Ивана Калиту. В храме похоронены великие князья и цари, их образы запечатлены в росписях на стенах и столпах. Сейчас в Архангельском соборе 53 захоронения и 46 надгробий.

Наибольшее внимание среди царских погребений привлекают могилы Дмитрия Донского, Ивана Грозного и двух его сыновей – царевича Ивана и царя Федора Ивановича, на котором прекратился легендарный род Рюриковичей, правивший Русью семь с половиной веков. Самые почитаемые святыни – мощи царевича Дмитрия (младшего сына Ивана Грозного), чьи останки в свое время были перевезены сюда из Углича! Смерть ребенка некогда потрясла народ и оставила след в исторических песнях, преданиях, живописи. Другая святыня – рака черниговских чудотворцев. Князь Черниговский Михаил вместе с боярином Федором были убиты в Орде в 1246 году за отказ поклониться идолам. Их мощи как одни из самых древних российских реликвий были перенесены из Чернигова в Москву.

Современный облик храм приобрел в начале XVI века. Над его возведением работал итальянский мастер Алевиз Новый, известный также как Алевиз Фрязин.

Алевизу довольно сложно было приспособить привычные ему мотивы стиля ренессанс к совсем незнакомой форме здания. Архангельский собор возводился по русским традициям, но в обработке фасадов использовались элементы венецианской архитектуры. В результате получилось довольно своеобразное строение, которое даже современники оценивали неоднозначно и называли «русским в итальянской одежде».

Пятиглавый шестистолпный Архангельский собор стал одним из самых нарядных зданий московского Кремля. Это второй по величине кремлевский собор.

БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ СОБОР

Благовещенский собор – один из самых известных кремлевских храмов. Долгое время собор был домовым храмом русских государей. Сюда цари приходили причащаться и исповедоваться, здесь они крестили детей. Храм был освящен в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Собор пользовался у прихожан особым почитанием, потому что здесь находилось множество священных реликвий.

Согласно преданию, в 1290 году на княжеском дворе князя Даниила Александровича была заложена деревянная церковь. Затем в течение столетий храм неоднократно перестраивался, стал каменным. В 1560 году собор приобрел нынешний облик – девятиглавый храм с позолоченными куполами. С трех сторон собора проходит крытая галерея или паперть. Сюда по обычаю поднимались государи, выйдя из Успенского собора после венчания на царство. Здесь же в обычные дни собиралось больше всего нищих, и только Петр I запретил пускать их в Кремль.

Каждый российский государь стремился внести какой-либо вклад в обустройство и украшение храма. Князь Василий III издал указ, согласно которому роспись стен Благовещенского собора необходимо было обновить, а главки его куполов богато и празднично позолотить. В это время собор все еще назывался «храмом на Царском дворе у Сеней», но из-за обилия золота на многочисленных главках его также называли Златоверхим собором.

Собор соединялся с государевыми палатами, а с востока к нему примыкал сад, где росли фруктовые деревья и были аккуратные пруды с рыбками. Южным входом в собор пользовались только государь и его семья. Пол храма был выложен ценными камнями – мрамором, яшмой, агатом.

Ценность внутреннего убранства храма заключается в чудодейственной силе. Например, в северной галерее хранится образ Всемилостивого Спаса, который прославился исцелениями во время чумы 1771 года. В иконостасе собора хранятся иконы, написанные такими выдающимися мастерами, как Андрей Рублев, Феофан Грек и Прохор с Городца.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Строил крепость свою Долгорукий,

Чтобы город был первым в округе.

Калита возводил Кремль дубовый

На века, чтоб стоял он как новый…

Что такое московский Кремль? Это одновременно простой и сложный вопрос. С одной стороны, это старинная величественная крепость с красивыми сооружениями разных эпох. Но чего-то не хватает в таком определении. Не похожий ни на что в мире, имеющий сразу несколько предназначений, удивительный и загадочный «остров» всегда поражал и вдохновлял. Он не окаменелое прошлое, он одушевленный герой. Это сердце не только Москвы, но и всей России.

Стены и башни Кремля возведены при Иване III в 1485–1495 годах архитекторами Антонио Фрязиным (Антонио Джиларди), Марко Фрязиным (Марко Руффо), Петром Фрязиным (Пьетро Антонио Солари), Алевизом Фрязиным Старым (Алоизио де Каркано). Архитекторы не были родственниками. «Фрязиными» в средневековой Руси называли всех итальянцев.

Кремлевские стены протяженностью более двух километров повторяют очертания Боровицкого холма и охватывают территорию больше 27 гектаров. Высота стен - от 8 до 19 метров, толщина - от 3,5 до 6,5 метра. По верху стены проложена невидимая снаружи боевая площадка шириной от 2 до 4,5 метра.

В коридорах внутри некоторых башен сохранились «каморы» - глухие застенки без света, где содержали опасных преступников.

На стенах 20 башен. Их обычно называли по стоявшим подле них храмам или особенностям местности.

Самая древняя башня - Тайницкая. Стену здесь построили для защиты с южной стороны от татар. Под башней был вырыт колодец и проделан тайный ход к Москве-реке, чтобы в случае осады снабжать Кремль водой. Отсюда и название башни.

Изящная башенка затейливой формы - Царская. Она самая молодая. Была построена по указу Ивана Грозного, с нее он мог наблюдать за строительством Покровского собора и за расправой над осужденными. Отсюда же московские царицы и царевны, которым не дозволялось появляться среди толпы, наблюдали за крестным ходом по Красной площади по большим праздникам.

Шапки кто гордец не снимет

У святых в Кремле ворот.

Самая главная и самая известная башня - Спасская. На Руси было принято при входе в Кремль снимать шапку и ставить свечи перед иконами. Входили в Кремль через Спасские ворота, которые находились в Спасской башне. Это были главные парадные ворота. На башне был образ Спаса Нерукотворного. Здесь также находятся знаменитые большие часы - спасские куранты.


Архангельский собор

На гребне Боровицкого холма в юго-восточной части Соборной площади расположен Архангельский собор. Впервые деревянная Михайло-Архангельская церковь на этом месте была построена в середине XIII века при князе Михаиле Ярославиче Храбром, брате св. Александра Невского. По преданию, это была вторая церковь в Москве. А в 1333 году по указу Ивана Калиты здесь возвели каменный храм в честь Архангела Михаила - покровителя воинов и князей в их ратных подвигах. В крупных городах Руси старались обязательно возвести храм в его честь. Иван Калита построил новый собор по обету, в благодарность за избавление Руси от голода.

По христианским представлениям Архангел Михаил охраняет райские врата, поэтому храм стал служить также усыпальницей для русских государей и князей. Первым в кремлевской усыпальнице похоронили Ивана Калиту. В храме похоронены великие князья и цари, их образы запечатлены в росписях на стенах и столпах. Сейчас в Архангельском соборе 53 захоронения и 46 надгробий.

Наибольшее внимание среди царских погребений привлекают могилы Дмитрия Донского, Ивана Грозного и двух его сыновей - царевича Ивана и царя Федора Ивановича, на котором прекратился легендарный род Рюриковичей, правивший Русью семь с половиной веков. Самые почитаемые святыни - мощи царевича Дмитрия (младшего сына Ивана Грозного), чьи останки в свое время были перевезены сюда из Углича! Смерть ребенка некогда потрясла народ и оставила след в исторических песнях, преданиях, живописи. Другая святыня - рака черниговских чудотворцев. Князь Черниговский Михаил вместе с боярином Федором были убиты в Орде в 1246 году за отказ поклониться идолам. Их мощи как одни из самых древних российских реликвий были перенесены из Чернигова в Москву.

Современный облик храм приобрел в начале XVI века. Над его возведением работал итальянский мастер Алевиз Новый, известный также как Алевиз Фрязин.

Алевизу довольно сложно было приспособить привычные ему мотивы стиля ренессанс к совсем незнакомой форме здания. Архангельский собор возводился по русским традициям, но в обработке фасадов использовались элементы венецианской архитектуры. В результате получилось довольно своеобразное строение, которое даже современники оценивали неоднозначно и называли «русским в итальянской одежде».

Пятиглавый шестистолпный Архангельский собор стал одним из самых нарядных зданий московского Кремля. Это второй по величине кремлевский собор.


Благовещенский собор

Благовещенский собор - один из самых известных кремлевских храмов. Долгое время собор был домовым храмом русских государей. Сюда цари приходили причащаться и исповедоваться, здесь они крестили детей. Храм был освящен в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Собор пользовался у прихожан особым почитанием, потому что здесь находилось множество священных реликвий.

Согласно преданию, в 1290 году на княжеском дворе князя Даниила Александровича была заложена деревянная церковь. Затем в течение столетий храм неоднократно перестраивался, стал каменным. В 1560 году собор приобрел нынешний облик - девятиглавый храм с позолоченными куполами. С трех сторон собора проходит крытая галерея или паперть. Сюда по обычаю поднимались государи, выйдя из Успенского собора после венчания на царство. Здесь же в обычные дни собиралось больше всего нищих, и только Петр I запретил пускать их в Кремль.

Каждый российский государь стремился внести какой-либо вклад в обустройство и украшение храма. Князь Василий III издал указ, согласно которому роспись стен Благовещенского собора необходимо было обновить, а главки его куполов богато и празднично позолотить. В это время собор все еще назывался «храмом на Царском дворе у Сеней», но из-за обилия золота на многочисленных главках его также называли Златоверхим собором.

Собор соединялся с государевыми палатами, а с востока к нему примыкал сад, где росли фруктовые деревья и были аккуратные пруды с рыбками. Южным входом в собор пользовались только государь и его семья. Пол храма был выложен ценными камнями - мрамором, яшмой, агатом.

Ценность внутреннего убранства храма заключается в чудодейственной силе. Например, в северной галерее хранится образ Всемилостивого Спаса, который прославился исцелениями во время чумы 1771 года. В иконостасе собора хранятся иконы, написанные такими выдающимися мастерами, как Андрей Рублев, Феофан Грек и Прохор с Городца.

За свою историю собор многократно горел, был разграблен, но каждый раз его восстанавливали, благодаря чему он и до настоящего времени радует нас. В праздник Благовещения 7 апреля здесь проходят богослужения, и по старой русской традиции со ступеней собора Патриарх Московский и всея Руси выпускает на волю белых голубей.

Однажды с крыльца собора царь Иван Грозный увидел комету в форме креста. Это зрелище потрясло государя, и он принял его как знак своей кончины. Через некоторое время Иван Грозный действительно умер. Астрономы уже в наши дни подтверждают факт прохождения такой кометы возле Земли в 1584 году, то есть в год смерти Ивана Грозного.


Сенат

Знаете ли вы, где находится резиденция главы нашего государства - президента Российской Федерации? С девяностых годов прошлого века она расположена в здании Сената, что в Кремле.

За свою историю это здание много раз меняло предназначение. Построено оно было по приказу Екатерины II. Императрица поручила своему лучшему архитектору Матвею Казакову возвести здание для двух департаментов Сената.

Здание выглядит необычно, имеет треугольную форму. Сделано это для того, чтобы оно поместилось между древними монастырями, которые окружают территорию Сената.

Главное украшение Сената - Екатерининский зал с огромным куполом. Сохранилась легенда, что рабочие не хотели убирать устройства, с помощью которых делали свод. Боялись, что все обрушится. Тогда Казаков сам взобрался на вершину свода, «делал разные прыжки и притоптывания», чтобы убедить строителей в надежности и прочности конструкции. Над куполом была установлена статуя Георгия Победоносца, которая после наполеоновского нашествия исчезла.

Здание строилось с 1776 по 1788 годы. На строительство было потрачено 759 395 руб. 73,5 коп. - такой тщательный отчет был представлен.

Екатерине II сооружение очень понравилось. «Как все хорошо, какое искусство!» - сказала она Казакову. За строительство Сената Казаков получил драгоценный перстень, очередной чин и хорошую пенсию.

С конца XIX века в этом здании находилась юридическая контора. После Октябрьской революции 1917 года здесь разместилось советское правительство, там же оборудовали кабинет и квартиру председателю Совета народных комиссаров В. И. Ленину.

После распада Советского Союза над куполом вместо спущенного красного взвился трехцветный российский флаг.

В середине 90-х годов XX века помещения реконструировали. В здании появились галереи, торжественные залы, красивые камины и люстры, фигурная мебель. Теперь президент Российской Федерации проводит здесь важные государственные приемы.


Колокольня «Иван Великий»

Отправившись гулять по Москве, отовсюду можно увидеть золотую шапку «Ивана Великого». А в старые времена путешественники могли заметить «Ивана Великого» даже за несколько верст.

Кто, силач, возьмет в охапку

Холм Кремля-богатыря?

Кто собьет златую шапку

У Ивана-звонаря?..

Колокольня «Иван Великий» - самое высокое сооружение в Кремле - 82 метра. Долгое время среди москвичей бытовало суеверие, что никакое сооружение города не должно превзойти «Ивана». Про высокого ладного человека раньше говорили: «Вырос детинушка с Ивана Великого». Свое название колокольня получила по церкви св. Иоанна Лествичника, которая находится в основании колокольни. Эта башня известна с древнейших времен. Начало «Ивану Великому» было положено при Иване Калите. Столпообразную постройку возводил итальянский зодчий Бон Фрязин. Много позднее Борис Годунов пожелал надстроить башню. В давние времена она служила главной дозорной башней Кремля. На самой высокой площадке сидел караульщик и следил, нет ли опасности за рекой, в случае тревоги - ударял в колокола, тогда стража разводила подъемные мосты и запирала ворота.

На колокольне «Иван Великий» и звоннице размещено более двадцати уникальных колоколов. Самый большой - Успенский весит 70 тонн, был отлит в XIX веке.

На нижнем ярусе находятся колокола с более низким звучанием - «Гудит, гудит Иван Великий, как бы из глубины веков идущий звон!», а на вершине колокольни висит колокол с высоким звучанием, похожим на крик птицы, название его «Лебедь». Венчает столп крест. Это самый большой из кремлевских крестов, на нем надпись «Царь славы».

Забраться на колокольню не так-то просто. На верхнюю смотровую площадку ведут 329 ступеней. Тому, кто сумеет их преодолеть, открывается прекрасный вид на столицу.

Облака - вокруг,

Купола - вокруг,

Надо всей Москвой

Сколько хватит рук!

В ясную погоду видно окрестности Москвы на 40 километров от Кремля. В 1812 году во время войны с французами колокольня устояла при взрыве и до наших дней восхищает своим величием и красотой колокольного звона.


Большой Кремлевский дворец

Большой Кремлевский дворец расположен на высоком Боровицком холме. Построили его в 1838–1849 годах по инициативе Николая I на месте разобранных древнего великокняжеского дворца Ивана III и возведенного на его основании в XVIII веке дворца императрицы Елизаветы Петровны. Разработать проект нового дворца доверили известному в те времена архитектору Константину Тону. К работе была привлечена группа ведущих архитекторов. Н. И. Чичагов проектировал внутреннее убранство, Ф. Ф. Рихтер - интерьеры, В. А. Бакарев составлял сметы. По задумке Николая I дворец должен был стать памятником русской истории и славы русского воинства. Средств на его строительство не жалели.

Главный фасад дворца по традиции обращен к югу, к Москве-реке. Он украшен белокаменными фронтонами, окна - резными наличниками с двойными арками и гирькой посередине, как в теремах XVII века. Благовещенский подъезд Большого Кремлевского дворца выходит на Соборную площадь Кремля. Длина здания составляет 125 метров.

Дворец предназначался для пышных многолюдных церемоний, внутри был роскошно украшен. Великолепное убранство, обилие ценнейших материалов - настоящий праздник архитектуры. Новый дворец был временной резиденцией императорской семьи во время ее пребывания в Москве.

Во дворце около 700 комнат и залов. В цокольном этаже находились подсобные помещения, комнаты для слуг и черные службы. Первый этаж был отведен под личные покои императора, там же находились комнаты придворных чинов и дежурных слуг, а также кладовые дворцового имущества и кухни. В западном корпусе дворца на первом этаже были две квартиры - министра императорского двора и дежурного флигель-адъютанта. В личных покоях императора комнаты отделаны с роскошью, демонстрирующей богатство и блеск российского царствующего дома.

Самыми известными в Большом Кремлевском дворце являются знаменитые парадные залы, названные в честь главных российских орденов: Владимирский, Георгиевский, Александровский, Андреевский и Екатерининский. Они расположены на втором этаже.

Георгиевский зал выглядит сейчас, как и сто лет назад. Это самый большой зал, его площадь 1250 квадратных метров, высота - 17,5 метра. На мраморных досках и на стенах золотом написаны имена прославленных воинских частей и георгиевских кавалеров.

Самый главный зал дворца - тронный Андреевский зал. Сейчас он приобрел церемониальную функцию: здесь проходит инаугурация президента.

Большой Кремлевский дворец является частью резиденции президента России.


Успенский собор

Главный исторический памятник Кремля - Успенский собор - расположен в глубине Соборной площади. Все остальные здания в Кремле возводили, ориентируясь на него. На протяжении пяти столетий это был главный собор Российского государства.

История храма началась в 1326 году, когда великий князь Иван Калита и святитель Петр заложили первый каменный собор в Москве, посвященный Успению Пресвятой Богородицы. «Успение» по-старославянски означает «блаженная кончина».

Собор прост и величествен. В плане представляет правильный четырехугольник. Высота с крестом 45 метров. Стены построены из белого камня, а своды и остальные части здания из кирпича. Свод храма поддерживают четыре колонны толщиной более двух метров.

Архитектора собора, Аристотеля Фиораванти, великий князь Иван III пригласил из Италии. Строительство длилось четыре с небольшим года, за работу архитектор получил приблизительно 43 кг серебра.

Посмотришь, голову задрав

На пять позолоченных глав,

Тотчас на ум

Придут слова:

«Золотоглавая Москва!»

На посетителей собор производит неизгладимое впечатление. Его освещают двадцать два огромных паникадила. Когда электричества не было, то использовались свечи из чистого пчелиного воска. При горении свечи не плавились и давали мягкий свет, тепло и особый душистый аромат. Центральное серебряное паникадило в виде огромного снопа пшеницы весит около 330 килограммов. Серебро было отбито у наполеоновских войск казаками атамана Платова.

Перед иконостасом стоят моленные места царя, царицы и патриарха. «Мономахов трон» - моленное место, созданное в 1551 году для первого русского царя Ивана Грозного.

В Успенском соборе молились Дмитрий Донской перед битвой с Мамаем, Петр Великий перед походами на шведов и турок.

Здесь до конца XIX века проходил обряд венчания на царство. После него представители всех сословий присягали на верность государю. Здесь же была чудотворная Владимирская икона Божией Матери, на месте которой сейчас находится ее список. Эту икону почитали как покровительницу России, связывали с ней спасение Москвы от нашествия Тамерлана в 1395 году и окончательное освобождение от татаро-монгольского ига в 1480 году.

В наше время богослужения в Успенском соборе совершаются на великие церковные праздники, в дни празднования памяти покоящихся здесь святителей.


Царь-колокол

Глас Божий, глас народа, вещий глас -

Так на Руси колокола тысячелетье звали.

Они звонили в праздник и в недобрый час,

И дела важного без них не начинали.

В давние времена на Руси каждый день утром и вечером, в праздники и в будни люди слышали колокольный звон.

Русские цари любили бывать на колокольне, наслаждаться колокольным звоном. Каждый государь стремился отлить свой именной колокол.

В начале XVII века по приказу Бориса Годунова отлили очень большой колокол, который назвали Царь-колокол, весил он около 40 тонн. Это был как бы прадед Царь-колокола, стоящего сейчас в Кремле. В царствование Алексея Михайловича во время пожара колокол упал и разбился. Из его осколков решили отлить новый, еще больший колокол. Но и он просуществовал недолго, разбился во время рождественских звонов.

Новый колокол, отлитый Александром Григорьевым, весил 160 тонн. Сирийский путешественник Павел Алеппский писал о нем: «Ничего подобного этой редкости, великой, удивительной, единственной в мире, нет, не было и не будет, она превосходит силы человеческие». Не долго просуществовал и этот гигант, разбился во время очередного пожара.

В 1730 году императрица Анна Иоанновна издала указ об отливке нового колокола. За дело взялся литейных дел мастер Иван Моторин. Первая попытка отлить колокол оказалась неудачной, после чего мастер умер «от печали», как значилось в официальной челобитной. Работу заканчивал его сын Михаил. Он блестяще справился с делом. Размеры отлитого гиганта впечатляют:

Вес - 12 500 пудов (200 тонн), высота и диаметр - больше 6 метров, толщина стен - 61 сантиметр. На поверхности колокола с двух сторон вылиты изображения царя Алексея Михайловича и императрицы Анны Иоанновны при полном облачении и с символами царской власти - скипетром и державой. Изображение царя Алексея Михайловича свидетельствует о том, что новый Царь-колокол был перелит из более древнего, изготовленного при этом государе.

Но в 1737 году случился сильнейший пожар. Над литейной ямой, в которой находился колокол, вспыхнула деревянная кровля, и на колокол стали падать горящие бревна. Народ в спешке кинулся их заливать. Когда огонь был потушен, выяснилось, что колокол испорчен из-за перепада температур. На нем появилось множество трещин, отвалился кусок весом 11,5 тонны.

Колокол около ста лет находился в яме и только в 1836 году его удалось извлечь и установить на подготовленный постамент, где колокол находится и по сей день.


Царь-пушка

В мире существуют тысячи пушек, но только одну называют Царь-пушкой. Находится она в московском Кремле. Почему же именно ее именуют так величаво - Царь-пушка?

Так уж повелось, что на Руси «царем» называют не только монарха, главу государства, но и все, что выделяется из общего ряда: царь-птица - орел, царь зверей - лев, а есть еще царь-девица, Царь-колокол и, конечно, Царь-пушка - самая большая пушка в мире.

Размеры Царь-пушки впечатляют. Длина ствола - больше 5 метров, диаметр - 120 сантиметров, а толщина стенок - около 15 сантиметров. Вес пушки 2400 пудов, а это больше 39 тонн. Передвинуть такую махину очень трудно. Когда надо было доставить пушку на Красную площадь, то к восьми скобам на ее стволе привязали канаты. Двести лошадей тащили пушку, а под нее подкладывали толстые бревна-катки.

Название «Царь-пушка» связано еще с посвящением ее царю Федору Ивановичу, по приказу которого орудие было отлито. Летопись свидетельствует:

«Повелением государя царя и великого князя Федора Ивановича… слита пушка большая, такова в Руси и в иных землях не бывала, а имя ей Царь».

На пушке с правой стороны на дульной части изображен государь в воинском убранстве со скипетром в руке. Рядом надписи: «Божию милостию царь и великий князь Федор Иоаннович государь и самодержец» и: «Повелением благоверного и христолюбивого царя и великого князя Федора Иоанновича государя самодержца всея великая Россия при его благочестивой и христолюбивой царице великой княгине Ирине». Есть на пушке запись и о создателе пушки: «Делал пушку пушечный литец Ондрей Чохов». Чохов был знаменитым литейщиком, пушечным и колокольным мастером своего времени.

Возраст ей - четыре века!

Годы пушке не помеха:

В жаркий день и на морозе

Золотится луч на бронзе!

Лафет для пушки изготовили только через два с половиной века. Первоначальные рисунки для лафета сделал академик Российской академии художеств Александр Павлович Брюллов, а чертежи - директор Комиссии для строений в Москве генерал-майор де Витте.

За все время Царь-пушка ни разу не стреляла, хотя отливали ее «на удивление простому народу и на устрашение приезжавших тогда в Москву татар» - для обороны московского Кремля. Сначала орудие охраняло главные ворота со стороны Китай-города, затем его неоднократно перевозили. В 1960 году в связи с постройкой кремлевского Дворца съездов (ныне Государственный кремлевский дворец) орудие перенесли на Ивановскую площадь, где оно находится и поныне.


Грановитая палата

В XV веке в новом великокняжеском дворце архитектором Марком Фрязиным была заложена Грановитая палата. Иван III поручил Марку Фрязину возвести парадный тронный зал для торжественных приемов. Закончил строительство известный итальянский мастер Пьетро Солари.

А знаете, почему палата называется Грановитой? Дело в том, что ее фасад облицован белым камнем с острыми гранями наподобие бриллиантов. Палату также называли Государевой Золотой палатой, так как своды ее были расписаны золотом.

Здание построено из кирпича. Ее внутреннее помещение - большой зал площадью 495 квадратных метров, перекрытый четырьмя крестовыми сводами, опирающимися на центральный столб. На протяжении двух столетий Грановитая палата оставалась самым большим залом на Руси. Внутреннее убранство палаты отличалось небывалой роскошью. Стены залы обиты малиновым бархатом с императорскими орлами, над окнами все гербы императорского титула с трофеями, а между нижними окнами - бронзовые позолоченные стенные канделябры в виде двуглавых орлов. Пол устлан алым сукном.

С запада к палате примыкают парадные Святые сени, к которым с южной стороны ведет открытая каменная лестница - Красное крыльцо. В дни коронации лестницу устилали красным сукном. Монархи после обряда венчания на царство в Успенском соборе поднимались сюда и клали земной поклон народу на Соборной площади. Последняя процессия прошла при коронации Николая II в 1896 году.

На протяжении столетий в Грановитой палате проходили церемонии государственной важности. Здесь принимали иностранных послов, торжественно объявляли наследников русского престола, заседали Земские соборы, на одном из которых более 300 лет назад был решен вопрос о воссоединении Украины с Россией. В 1552 году Иван Грозный устроил здесь пышный пир в честь взятия Казанского ханства. Три дня он угощал воевод, бояр и иностранных послов. Борис Годунов в 1602 году устроил пир в честь датского принца Иоанна, которого собирался женить на своей дочери Ксении. Обед насчитывал неслыханное количество блюд (не менее 200). Кресла для Бориса Годунова и принца были сделаны из золота, а стол из серебра. Петр I в Грановитой палате праздновал победу над шведами в Полтавской битве. Для царицы и детей была устроена специальная смотрильная палатка, из которой они могли наблюдать за происходящим в палате. По обычаям того времени женской половине царской семьи запрещалось присутствовать на торжественных церемониях.

В настоящее время Грановитая палата не изменила своего предназначения. Она является одним из представительских залов при резиденции президента Российской Федерации.


Оружейная палата

В старину палатами называли различные кремлевские мастерские, где изготовляли все необходимое для царского двора - от золотых украшений и утвари до оружия. Существовали Золотая, Серебряная, Царицына и другие палаты. В Оружейной палате делали боевую и парадную амуниции, то есть доспехи и пр.

При первых царях Романовых Оружейная палата стала одной из самых больших в Кремле. Сюда приглашали работать лучших оружейников, ювелиров и других мастеров не только из России, но и из других государств.

При Петре I предметы царского обихода стали производить в Санкт-Петербурге, а Оружейная палата превратилась в хранилище старинной амуниции и утвари. Александр I преобразовал палату в дворцовый Императорский музей. В 1851 году закончено строительство нынешнего здания Оружейной палаты (архитектор К. Тон).

В витринах Оружейной палаты хранятся уникальные предметы. Исследователи русской старины собирают здесь материал для своих научных работ, а известные художники черпают сюжеты для картин.

Каждый посетитель может найти в Оружейной палате подходящие экспонаты. Интересующиеся оружием отправятся рассматривать военную амуницию и трофеи, модницы надолго задержатся у витрин с нарядами русских царей и облачений для коронации, поклонники старинных ювелиров восхитятся их мастерством, рассматривая витрины с посольскими дарами.

Наибольший интерес у посетителей вызывают государственные регалии российских царей. Здесь находится самая большая в Европе коллекция символов государственной власти, самый известный из которых - знаменитая шапка Мономаха. Этот уникальный убор возлагался на головы российских царей, занимавших престол до Петра I. Здесь же находится и единственный в мире двойной трон, изготовленный для двух братьев-царей: Ивана V и Петра I.

В Оружейной палате хранятся: ковчег Дионисия Суздальского с реликвиями Страстей Христовых, парадный шлем царя Михаила Романова, который, по преданию, принадлежал Александру Невскому, уникальные работы придворного ювелира Карла Фаберже.

Изучить все экспонаты практически невозможно, поэтому, приходя сюда снова и снова, можно открывать для себя каждый раз что-то новое.


Теремной дворец

Далекой стариной и сказкой веет от Теремного дворца. Несмотря на все изменения, произошедшие с дворцом, здание и сейчас напоминает деревянные хоромы, как будто несколько изб поставлены друг на друга. На самом верху - Златоверхий теремок, который состоит из одной светлой комнаты. Построен Теремной дворец из камня по типу русского деревянного дома на месте деревянных палат времен Ивана IV в 1635–1636 годы. Его возведением руководили талантливейшие мастера русского зодчества Важен Огурцов, Трефил Шатурин, Антип Константинов и Ларион Ушаков.

Терем представляет собой сохранившуюся часть большого Царского двора. В жилых комнатах сделано по три окна, как было принято в русских избах.

Первым в каменных палатах поселился царевич, а в будущем русский государь Алексей Михайлович.

Какой уклад жизни был у царей в Теремном дворце? Здесь придерживались строгого распорядка. Любое нарушение этикета или грубое слово в царских покоях могло быть воспринято как оскорбление государя и повлечь за собой наказание.

С первыми лучами солнца, часов в четыре-пять, а зимой не позднее семи царская семья уже вставала. В Крестовой палате, где царь около четверти часа молился после сна, уже горели свечи. После молитвы царь получал благословление священника, который окроплял его водой, специально привезенной из святых мест. Затем царь отправлялся на заутреню в одну из дворцовых церквей. По большим праздникам служба шла в кремлевских соборах. Завтрака не было, потому что до службы есть было нельзя, а после службы уж недалеко и до обеда. Государственными делами царь занимался до обеда, и только закончив их, шел к трапезе. В постные дни ели скромно - овсяную брагу с ржаным хлебом, а запивали пивом или яблочным соком. В обычные дни на стол подавали около 70 блюд. Здесь и икра, и похлебки, и жаркое - всего не перечислить. После трапезы царь отправлялся спать, обычно часов до трех. После сна к царю приходили придворные и все вместе они отправлялись в храм на вечерню. Дела обсуждали после службы. На вечер царь оставлял общение с домочадцами. В это время он читал книги, играл в шахматы, слушал рассказы богомольцев о дальних странах, иногда в Потешном дворце смотрел выступления циркачей. После вечернего кушанья царь шел в Крестовую палату молиться. В настоящее время Теремной дворец в составе Большого Кремлевского дворца является частью резиденции президента РФ.