Богородице-рождественский ставропигиальный женский монастырь ставропигиальный женский монастырь. Богородице-рождественский ставропигиальный женский монастырь Рождественский женский монастырь

Монастырь был основан в 1386 году супругой князя Андрея Серпуховского и матерью князя Владимира Храброго - княгиней Марией Констаниновной, которая постриглась здесь в монахини перед смертью в 1389 году под именем Марфы. Первое время находился на территории и носил имя монастырь Рождества Богородицы на Рву. Существует также версия, что монастырь с момента основания располагался на берегу реки , у Кучкова поля, во владениях князя Владимира Андреевича Серпуховского.

Nikolay Naidenov , CC BY-SA 3.0

В 1430-х годах в монастыре приняла постриг под именем Евпраксия княгиня Елена Ольгердовна, супруга князя Владимира Храброго, она была похоронена, согласно своему завещанию, на монастырском кладбище в 1452 году. Княгиня Елена пожертвовала обители села с деревнями.

Одноглавый каменный собор Рождества Пресвятой Богородицы был возведён в 1501–1505 годах в традициях раннемосковского зодчества. После пожара 1547 года в течение 150 лет был окружён пристройками, исказившими первоначальный облик.

Церковь Иоанна Златоуста (1676—1678) A.Savin , CC BY-SA 3.0

25 ноября 1525 года в Рождественском монастыре была насильно пострижена под именем София жена Василия Третьего Соломония Сабурова. Она жила в обители до перевода в суздальский Покровский монастырь.

Летом 1547 года во время сильного московского пожара сгорели постройки монастыря, пострадал каменный собор. Он был вскоре восстановлен по обету царицы Анастасии Романовны - жены Ивана Грозного. По приказу самого царя в южной алтарной апсиде был создан Никольский придел.

В 70-х годах XVII века Рождественский монастырь стал местом погребения князей Лобановых-Ростовских: к собору с востока была пристроена их усыпальница. В XIX веке она получила второй этаж, в котором находилась монастырская ризница.

userpage , CC BY-SA 3.0

В 1676–1687 годах на средства княгини Фотинии Ивановны Лобановой-Ростовской был возведён каменный храм святого Иоанна Златоуста с трапезной и приделами святого Николая, праведного Филарета Милостивого и святого Димитрия Ростовского. На её же средства в 1671 году выстроена ограда из камня с четырьмя башнями.

Монастырь в XIX-XX вв

В 1835–1836 годах над Святыми вратами была построена колокольня с церковью священномученика Евгения, епископа Херсонского (проект Н. И. Козловского, церковь устроена на средства С. И. Штерич).

В начале XX века были построены трехэтажные здания келий, в которых размещались классы церковно-приходской школы. В 1903-1904 годах по проекту архитектора П. А. Виноградова была проведена реконструкция церкви Иоанна Златоуста и возведена трапезная монастыря. В 1904-1906 годах Виноградовым построен храм Казанской иконы Божией Матери с новой трапезной палатой. При монастыре действовали приют для девочек-сирот и церковно-приходская школа.

Колокольня в стиле классицизма (1835—1836) Sergey Rodovnichenko , CC BY-SA 2.0

В 1922 году монастырь был закрыт, серебряные ризы с икон сняты (всего вывезено 17 пудов серебра), часть икон первоначально переместили в храм Николы в Звонарях, а позже - в церковь Знамения в Переяславской слободе. В монастыре размещались конторские, научные и учебные заведения. В кельях были устроены коммунальные квартиры. Некоторым из монахинь разрешили остаться в бывшей обители, две инокини жили на территории монастыря до конца 1970-х годов. Монастырское кладбище вместе с могилой основательницы обители - княгини Марии Андреевны было уничтожено, часть стен снесена.

В 1974 году решением Моссовета Рождественский монастырь был передан МАРХИ для организации музея-заповедника древнерусского искусства и зодчества. После реставрации в Рождественском соборе хранился архив одного из научно-исследовательских институтов.

Современность

Собор Рождества Пресвятой Богородицы был возвращен церкви в 1992 году, богослужения в нем возобновились 14 мая 1992 года. Обители предоставлена ставропигия.

Монастырь был возрожден 16 июля 1993 года, в нем ведутся реставрационные работы. При монастыре существует воскресная школа для детей 4-17 лет. В 2010 году в монастыре открылась бесплатная женская трехгодичная церковно-певческая школа. В её учебную программу входит изучение катехизиса, литургики, Богослужебного устава, сольфеджио, обихода церковного пения и хоровой класс. В 2011 году при школах в монастыре была создана своя библиотека.

С 1999 года подворьем монастыря является Храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», расположенный в селе Фёдоровское Волоколамского района Московской области.

Фотогалерея




На московских кручах

Московский Богородице-Рождественский женский монастырь до сих пор задает ученым немало загадок. Традиционно считается, что его основала в 1386 году княгиня Мария, мать героя Куликовской битвы серпуховского князя Владимира Андреевича Храброго, чьи действия на поле боя решили благополучный исход великого сражения. Как известно, он приходился двоюродным братом Дмитрию Донскому и внуком Ивану Калите. Есть версия, что княгиня Мария основала монастырь в благодарность за то, что сын вернулся из битвы живым. Неясно, однако же, место его основания. Считается, что первоначально монастырь был основан в Кремле и в древности назывался «что на Рве». Согласно этой версии, Рождественский монастырь простоял в Кремле до 1484 года. Когда при Иване III началась грандиозная перестройка Кремля, он был перенесен на нынешнее место близ Трубной площади.

Вторая и более достоверная версия гласит, что Рождественский монастырь изначально был основан на своем нынешнем месте – на левом, крутом, берегу Неглинной. Эти земли были во владении серпуховского князя Владимира Андреевича: здесь находился его загородный двор с деревянным дворцом, где жила княгиня Мария. Рядом с дворцом она и основала Рождественский монастырь. Сохранилось еще одно старинное свидетельство тому, что Рождественский монастырь изначально стоял на этом месте. По преданию, в его соборе были похоронены невестки Дмитрия Донского – Мария и Елена. Значит, монастырь здесь уже точно существовал до 1484 года.

Есть сведения, что Рождественский монастырь строился по государеву указу, следовательно, разрешение мог дать сам Дмитрий Донской. Его основательница княгиня Мария сама приняла в нем иноческий постриг под именем Марфы. Здесь же приняла монашество и жена серпуховского князя Владимира княгиня Елена Ольгердовна, которая тоже обустраивала этот монастырь. Первыми его насельницами стали вдовы воинов Куликовской битвы, а в монастырских стенах был дан приют всем тем, кто потерял своих кормильцев – мужей, сыновей, отцов и братьев – на Куликовом поле. По легенде, в память той великой победы монастырские «кресты были поставлены над луной», то есть на крестах собора были изображены полумесяцы. Это была вторая в Москве женская обитель из трех, наряду с Алексеевским монастырем и Вознесенским в Кремле, где был введен строгий общежительный устав и независимость от игуменов мужских монастырей. Знаменитый краевед В.В. Сорокин утверждал, что в 1390-х годах здесь недолго жил преподобный Кирилл Белозерский, бывший архимандрит Симонова монастыря. Также установлено, что первый собор в честь Рождества Богородицы был каменным, а сам монастырь обнесли деревянными стенами. Княгиня Мария скончалась в декабре 1389 года и была упокоена в обители. Ее невестка Елена Ольгердовна тоже завещала похоронить себя здесь, а также подарила Рождественскому монастырю свое подмосковное село Косино с его знаменитым Святым озером, которое легенды связывали с началом Москвы.

Монастырь был основан на древней дороге, идущей от Кремля на Кучково поле, и отрезок дороги до монастыря стал улицей Рождественка. Она славилась своим колокольным звоном, ее называли «церковной улицей» и по количеству храмов, и по слободе звонарей и сторожей кремлевских соборов, которые построили себе приходскую церковь Николы в Звонарях.

Рождественский монастырь принял на себя роль сторожа, защищая Москву с северных рубежей. Еще он назывался «что за пушечными избами»: имелся в виду Пушечный двор, созданный Аристотелем Фиораванти в конце XV века. Когда же через 100 лет появилась стена Белого города, в ней было сделано отверстие – арка или «труба», через которую открыто текла Неглинка, еще не заключенная под землю. Отсюда произошло название Трубной площади и новое прозвище Рождественского монастыря – «что на Трубе». С тех пор Рождественка вела только к Рождественскому монастырю. Она стала исключительно «богомольной» улицей и самой короткой радиальной улицей Москвы.

Средневековая деревянная Москва часто горела. Один такой большой пожар занялся в августовский день 1500 года на посаде. Город был охвачен пламенем от Москвы-реки до Неглинки, сгорел и Рождественский монастырь. Великий князь Иван III повелел восстановить обитель и выстроить новый каменный собор. Этот одноглавый четырехстолпный собор считают архитектурной репликой старейшего в Москве монастырского Спасского собора в Андрониковой обители. В 1505 году Иван III присутствовал на освящении отстроенного собора. Это событие стало одним из последних в его жизни: в тот же год государь скончался.

Его сын и преемник великий князь Василий III учинил в стенах Рождественской обители событие, попавшее не только в летопись монастыря, но и определившее дальнейший ход русской истории. В ноябре 1525 года в Рождественском соборе была пострижена в монахини первая супруга Василия III великая княгиня Соломония Сабурова. Прожив с ней более 20 лет, великий князь так и не имел наследника. Престол мог перейти к его братьям, удельным князьям, которые грозили устроить междоусобные войны за московский великий стол, чего Василий III не хотел допустить.

По преданию, однажды на охоте государь увидел на дереве большое гнездо с птенцами и расплакался. Потом сел с боярами думу думать. Бояре отвечали ему, что «неплодную смоковницу посекают и удаляют из винограда». Пойти на такой шаг сразу государь не решился и попросил совета у инока Симоновой обители Вассиана Патрикеева, но тот объявил второй брак прелюбодеянием. Против был и преподобный Максим Грек. Тогда правитель обратился за благословением на развод к восточным патриархам и тоже получил отказ, а Иерусалимский патриарх Марк будто бы предсказал великому князю: «Если женишься вторично, то будешь иметь злое чадо: царство твое наполнится ужасом и печалью, кровь польется рекою, падут главы вельмож, грады запылают». Великого князя поддержал только Московский митрополит Даниил, и эту поддержку Василий III счел достаточной.

Соломонии сначала предложили добровольно принять постриг, но она наотрез отказалась. Тогда ее оговорили в волхвовании – будто она при помощи ворожеи хотела приворотить к себе мужа – и насильно постригли в Рождественском монастыре с именем София. Изредка встречается мнение, будто этот постриг состоялся в Старо-Никольском монастыре в Китай-городе, вероятно потому, что постриг совершил игумен Никольского монастыря Давид. Поскольку Соломония изо всех сил сопротивлялась, присутствовавший боярин ударил ее, вскричав: «Смеешь ли ты противиться воле государя?». И тогда Соломония облеклась в иноческую ризу, будто бы молвив: «Бог отомстит моему гонителю!». Однако существует и другое свидетельство, что Соломония приняла постриг добровольно, с радостью. Впрочем, это сказание приписывают самому митрополиту Даниилу. По одной версии историков, София должна была остаться инокиней Рождественского монастыря. Она пробыла там какое-то время, где ее навещали сочувствовавшие друзья и родственники. Оттого великий князь побоялся оставить ее в Москве и сослал в суздальский Покровский монастырь. Другие исследователи утверждают, что в Рождественском монастыре ее только постригли, а местом иночества изначально был определен Покровский монастырь, где она прожила 17 лет и была там же погребена в 1542 году.

Много слухов, сплетен и исторических версий породило это событие. Например, многие историки разделяют легенду, что Соломония приняла постриг беременной и в иночестве родила сына Георгия. Известно предание, что он стал знаменитым атаманом Кудеяром, воспетым в некрасовских строфах. По одним сказаниям, он привел на Москву крымского хана, по другим – не раз спасал жизнь Ивана Грозного и сам принял потом монашество. А старица София была со временем прославлена как местночтимая святая: в 1650 году патриарх Иосиф разрешил Суздальскому архиепископу почитать ее как святую. Преподобную Софию Суздальскую (память ее 16/29 декабря) ныне чтят и в московском Рождественском монастыре.

А Иван Грозный, законный наследник Василия III, родившийся от его брака с Еленой Глинской в сопровождении мрачных знамений – ослепительной молнии и невиданной прежде сильной грозы – тоже запечатлел свое правление в истории Рождественского монастыря. Через полгода после его венчания на царство, летом 1547 года, в Москве вспыхнул страшный пожар – один из самых страшных в ее истории. В огне сгорел и Рождественский монастырь вместе со всей улицей. Он был восстановлен по обету царицы Анастасии Романовны, которая, отправляясь на богомолье к преподобному Сергию, близ Рождественского монастыря почувствовала, как младенец впервые шевельнулся в ее чреве. По преданию, она же (или сам Иван Грозный) в память этого радостного события основала при отстроенном Рождественском соборе придел во имя святителя Николая Чудотворца. В.В. Сорокин указывает точную дату основания придела – 1550 год. Вероятно, это была их первая дочь, Анна, но дореволюционные историки утверждали, что это произошло позднее, когда царица Анастасия была беременна сыном Федором, будущим царем Федором Ивановичем, то есть в конце 1556 года или в первой половине 1557 года.

Принес перемены Рождественскому монастырю и бунташный XVII век. На Рождественке стала селиться знать, кстати, тут имел обширный двор боярин Михаил Васильевич Собакин – далекий родственник Марфы Собакиной, третьей жены Ивана Грозного. Здесь же было владение князя А.И. Лобанова-Ростовского, чей род происходил от самого Рюрика. К тому времени монастырь имел каменный соборный храм, деревянную трапезную церковь во имя Иоанна Златоуста, известную с 1626 года, и деревянную ограду. И в 1676–1687 годах боярыня Фотиния Ивановна Лобанова-Ростовская на свои средства и на иждивение своего деверя по благословению патриарха Иоакима выстроила каменную церковь Иоанна Златоуста, а братья Лобановы-Ростовские подарили обители серебряную лампаду на помин души родителей. Тогда же была выстроена каменная ограда монастыря со Святыми воротами, выходящими на Рождественку, и шатровая колокольня – тоже на средства Лобановых-Ростовских, которые удостоились родовой усыпальницы в Рождественском монастыре. Боярыня Фотиния потом сама приняла в нем постриг.

XVIII век оказался сложным для монастыря, хотя власть оказывала ему знаки внимания. В 1740 году незадолго до смерти императрица Анна Иоанновна прислала ему в подарок парчовые ризы в честь рождения Иоанна Антоновича, которому она отказала престол с регентством его матери и своей племянницы Анна Леопольдовны. Однако при секуляризации в 1764 году монастырь потерял все свои земли, щедро пожалованные ему государями и богатыми вкладчиками, зато стал получать казенное содержание. В 1782 году были возведены его новые каменные стены, которые частично дожили до наших дней. Стена со стороны бульвара была изображена на картине Перова «Тройка». Сюжет ее имеет историческую основу. C 1804 года на Трубной площади был устроен фонтан-водохранилище, откуда москвичи черпали воду и уносили в свои дома и торговые заведения. Лица побогаче могли обратиться к услугам водовозов, а остальным приходилось тащить воду на себе. Тяжесть ноши усугублял крутой подъем Рождественского бульвара – бывшего берега Неглинки. Современники были так потрясены картиной Перова, что разыскивали в Москве «тот самый» монастырь, изображенный на картине, который приобрел, таким образом, крайне необычных паломников.

О событиях Отечественной войны 1812 года в стенах Рождественского монастыря остались противоречивые сведения. Достоверно известно, что игумения Есфирь зарыла все, что хранилось в монастырской ризнице, в землю, в три ямы, тщательно их заделав. Разбив ворота, неприятель ворвался в обитель, но так и не нашел монастырских сокровищ и стал грабить храмы. В это время икону Богоматери несколько раз обносили вокруг обители для сохранения от пожара, и ее серебряного оклада французы не тронули, хотя брали все, что попадалось по руку. Найдя образ святителя Николая Чудотворца в таком же серебряном окладе, враги попытались снять серебро и не смогли. С тех пор на образе остались следы неприятельского оружия, но чудо было явлено: один солдат, пытавшийся снять оклад, вдруг так занемог, что его унесли на руках, и образ больше не трогали. Остались свидетельства, что он внушил неприятелю такой страх, что французы даже оставили обитель.

Известно также, что в монастыре поселился наполеоновский генерал, что трапезную Рождественского собора обратили в конюшню, и тогда священник возобновил службу в церкви Иоанна Златоуста, так что богослужения здесь не прекращались. Монастырские постройки также уцелели, огонь не коснулся и стен обители, в которых укрывались от бушевавшего в городе пламени многие москвичи. По воспоминаниям послушницы монастыря Александры Назаровой, очень утешали ростопчинские «афишки» – листовки с военными сводками, которые распространялись под видом театральных афишек, чтобы информировать население и не допустить панических слухов. И в Рождественской обители жили ожиданием скорого изгнания врага из Москвы. По преданию, в октябре 1812 года впервые со времени занятия Москвы Наполеоном раздался благовест с колокольни Рождественского монастыря, хотя другое предание связывает это событие со Страстным монастырем.

Восстановление монастыря началось сразу после победы. Уже в 1814 году в Рождественском соборе появился северный придел в честь Сошествия Святого Духа, чуть позднее – южный придел во имя святителя Димитрия Ростовского. А в 1835 году во время грозы молния разбила старую шатровую колокольню. Тогда богатая москвичка Серафима Штерич, потерявшая молодого сына, пожертвовала крупный вклад на сооружение новой колокольни с храмом во имя священномученика Евгения Херсонского – по именинам сына и на вечное его поминовение. Эту прекрасную колокольню, ставшую церковной доминантой всей Рождественки, выстроил известный московский архитектор Н.И. Козловский (он же построил и храм Всех скорбящих Радость на Калитниковском кладбище). Никольский придел к тому времени перенесли в храм Иоанна Златоуста, где в 1869 году был освящен второй придел во имя праведного Филарета Милостивого – в память почившего святителя – Московского митрополита Филарета (Дроздова).

В начале ХХ века обустраивать Рождественский монастырь пригласили известного архитектора Ф.О. Шехтеля. Он построил паперть собора в русском стиле и некоторые сооружения в западной части монастыря, стилизованные под XVII век. Главным же заказом стало возведение новой большой трапезной монастыря с церковью в честь Казанской иконы Божией Матери. Считается, что новая трапезная понадобилась монастырю, потому что прежний трапезный Златоустовский храм стал соборным. Однако проект Шехтеля оказался очень дорогим, и тогда обратились к архитектору Н.П. Виноградову, который составил более скромный план. И в 1906 году в Рождественском монастыре появилась великолепная пятиглавая Казанская церковь в популярном в то время русско-византийском стиле. Здесь же расположился приют для малолетних девочек, где их обучали грамоте и рукоделию. В храмах обители совершал служение священномученик протоиерей Павел Преображенский, расстрелянный в 1937 году.

И прежде чем перейти к трагическим страницам истории Рождественского монастыря, упомянем об одной замечательной гражданской постройке на Рождественке, ибо судьбы ее и монастыря со временем соприкоснулись. В середине XVIII века граф И.И. Воронцов приобрел здесь участок для своей усадьбы. Именно он и выстроил новую церковь Николы в Звонарях как свою домовую. В начале XIX столетия часть усадьбы заняла Медико-хирургическая академия, а потом – клиника Московского университета, где в 1847 году доктор Ф.И. Иноземцев произвел первую в России операцию под наркозом. После того как университетский клинический городок обосновался на Девичьем поле, здание было перестроено для Строгановского художественного училища. А в советское время в 1930 году это здание на Рождественке, 11 занял Московский архитектурный институт (МАРХИ).

«Взошла и расточилась мгла»

Вскоре после революции Рождественский монастырь был упразднен. В 1922 году его успели основательно пограбить: изъяли более 17 пудов серебра и 16 фунтов жемчуга. В том же году монастырь закрыли, его колокола сбросили наземь, наиболее чтимые иконы перенесли в соседнюю церковь Николы в Звонарях, но в итоге они оказались в церкви Знамения в Переяславской слободе близ станции метро «Рижская». Из обители выселили инокинь, хотя некоторые остались доживать свой век в бывших кельях как в коммуналках, потому что идти им было некуда, а получить казенную жилплощадь монахини не могли как «нетрудовой элемент». Тем более что на территории монастыря и были устроены обычные коммунальные квартиры, которые расположились даже в Рождественском соборе. В стенах бывшей обители разместилось и отделение милиции, которое в 1923 году попросило передать под клуб одну из монастырских церквей, что было исполнено. Потом здесь и вовсе разместился исправительный трудовой дом, откуда заключенных увозили на работы.

Никто не занимался ремонтом, ветшали церковные здания, менялась их планировка под новые нужды. Особенно сильно пострадала Казанская церковь. Полностью было уничтожено кладбище с могилой основательницы, обваливались стены. Медленная реставрация началась только в 1960 году, когда под сильным влиянием общественности постановлением Совмина РСФСР монастырские здания были взяты под государственную охрану. Коммуналки расселили; собор, колокольня, Златоустовская церковь и частично стены были отреставрированы и вновь переданы учреждениям. Монастырь по-прежнему эксплуатировался разными владельцами, пока не оказался у МАРХИ. В 1974 году решением Моссовета ансамбль Рождественского монастыря передавался МАРХИ для создания заповедника древнерусского зодчества и искусства.

Тем временем в Рождественском монастыре все еще проживали две престарелые инокини – Варвара и Викторина. В 1978 году монахиню Варвару убил ее сосед по коммуналке, украл у нее несколько икон и по поимке был осужден на 10 лет. После этого престарелую, почти ослепшую Викторину взяли к себе жить добрые люди. Через год на таможне попался спекулянт, пытавшийся провезти за границу церковные ценности, и среди них оказалось множество предметов из ризницы Рождественского монастыря. Выяснилось, что инокиня Варвара была казначейшей и ближайшей подругой последней настоятельницы обители, которая перед смертью тайно передала ей наиболее чтимые иконы, спрятанные от реквизиции. Каким-то образом о том узнала шайка, промышлявшая кражами церковного антиквариата. Сосед монахини действовал для отвода глаз, пока главари втихую забрали самое ценное. Такую душераздирающую историю приводит П.П. Паламарчук. Обе старицы немного не дожили до возрождения Рождественского монастыря.

И Рождественский собор, и обитель были возвращены Церкви в 1993 году. Сохранились все три храма с колокольней, два прекрасно отреставрированы – Рождественский собор, в котором жив дух великой московской старины, и роскошная, по-московски пряничная Казанская церковь. А храм Иоанна Златоуста ждет своего возрождения, потому что сегодня он являет собой печальную картину разорения. Сам монастырь живет полноценной церковной жизнью. На престольный праздник в нем совершаются патриаршие богослужения. Не забывают в обители великую русскую победу, одержанную на Куликовом поле, и всех ее героев. А в благословение Святейший Патриарх Алексий II передал монастырю икону «Собор Оптинских старцев», которая выносится в храм на поклонение в дни их памяти. Отрадно для обители и то, что 23 февраля 2007 года в день своего 78-летия Святейший Патриарх совершил великопостную литургию в Рождественском соборе.

ул.Рождественка, 20

Монастырь был основан в 1386 году в честь Рождества Пресвятой Богородицы матерью героя Куликовской битвы князя Владимира Храброго Марией Кейстутовной.
Стоял монастырь на вершине склона, круто спускающегося вниз к реке Неглинной.
В центре обители была деревянная Рождественская церковь, ставшая со временем соборным храмом монастыря.
Княгиня Мария, приняв в монашестве имя Марфы, была похоронена за стенами этой обители. Позже в Рождественском монастыре приняла постриг под именем Евпраксии жена Владимира Храброго, княгиня Елена Ольгердовна. Ее примеру последовали вдовы воинов, погибших на Куликовом поле. Во многом на их средства был обустроен один из древнейших монастырей Москвы.
В 1501-1505 годах деревянная церковь Рождества Пресвятой Богородицы сгорела и на ее месте построили каменный собор, сохранившийся до наших дней (впоследствии добавились два предела).

В 1525 году в Рождественский монастырь была насильно подстрижена Соломония Сабурова – бездетная супруга великого князя Василия III. Она была выбрана из 1500 невест, привезенных из разных городов Руси. Но за двадцать лет супружества княгиня не смогла родить наследника престола, и тогда стареющий Василий III отправил Соломонию в Рождественский монастырь.

Здесь ее насильно подстригли под именем Софьи.
За это Василий III получил константинопольского патриарха суровое предостережение, что во второй женитьбе «будешь иметь злое чадо: царство твое наполнится ужаса и печали, кровь прольется рекою, падут головы вельмож, грады запылают» .
Также существует легенда, что это Соломония, сопротивлявшаяся этому постригу, прокляла будущий брак бывшего мужа – «Бог отомстит моему гонителю!» .
Поскольку в Москве многие поддержали Соломонию, ее отправили подальше – в суздальский Покровский монастырь.
Хотя существует гипотеза, что отправленная в монастырь Соломония уже ждала ребенка.
У Василия III во втором браке с Еленой Глинской родился Иван IV Грозный.

В XVII веке на средства князя Лобанова-Ростовского была построена церковь святителя Иоанна Златоуста. Позже церковь неоднократно реконструировали и от первоначального декора мало, что сохранилось.
В 1835 году колокольню собора поразила молния и взамен ее была установлена новая в стиле классицизма. В нижнем ярусе обустроена надвратная церковь священно мученика Евгения Херсонского.

В начале XX века на территории монастыря были построены трехэтажные кельи с классами церковно-приходской школы, а также еще один храм во имя Казанской иконы Божией Матери.
После Октябрьской революции, в 1922 году монастырь закрыли, на тот момент в обители было 800 монахинь.
На территории монастыря размещались коммунальные квартиры, в церкви был клуб, а на месте снесенного древнего кладбища построили школу.
В 1989 году Рождественский монастырь был открыт снова, через четыре года здесь появились монахини.
сейчас в монастыре идут восстановительные работы.
Фотосъемка на территории монастыря запрещена.

Собор Рождества Пресвятой Богородицы с приделом Сошествия Святого Духа на Апостолов

1501 - 1505 гг.

Построен в традиционном московском стиле ХVI века на месте прежнего, о существовании которого свидетельствуют сохранившиеся в восточной части фундамента остатки более древней белокаменной кладки. Здание собора сильно пострадало от пожара 1547 года, но к 1550 году было полностью восстановлено. Тогда же в южной апсиде храма был устроен придел святителя Николая Чудотворца, для чего здесь была сохранена часть кирпичной алтарной преграды, которая к тому времени была уже почти полностью разобрана. Заметно сходство собора со Спасским собором Андроникова монастыря в Москве.

Четырехстолпный, трехапсидный собор Рождества Пресвятой Богородицы был изначально увенчан одной шлемовидной главой. С устройством Никольского придела у собора появилась еще одна небольшая главка в юго-восточной части. По своему строению собор пирамидален. При широкой расстановке четырех столпов его боковые членения значительно уже среднего. На столпах покоятся крестовые своды: центр сочленения сводов прорезан окружностью светового барабана. Снаружи световой барабан окружает несколько ярусов килевидных кокошников (ложных закомар), расположенных «вперебежку». Закомары крыши собора, отделенные карнизом от основной стены, повторяют контуры сводов. Внутри световой барабан поддерживают мощные ступени арок. Основания барабана и алтарных раковин (конх) окружены карнизами. Особая обработка арок превращает выступы в пилястры. Купол был сложен таким образом, что изогнутые ряды поставленных «на угол» кирпичей образовывали концентрический узор. Такая кладка купола имела богословское объяснение: она обозначала сошествие Святого Духа на апостолов. В киотах над порталами прежде находились фрески (фрагменты одной из них сохранились на северном фасаде, выходящем в придел Сошествия Святого Духа).

Не исключено, что первоначально были раскрашены и сами порталы, о чем свидетельствовали остатки раскраски северного портала, роспись которого в данное время возобновлена. Над юго-западным углом собора находилась звонница. Начиная со второй половины ХVI века архитектурный облик собора преображался. Трапезная пристройка, примкнувшая к Никольскому приделу, была впоследствии удлинена и закрыла собой южный фасад собора. Вместо разобранной звонницы к юго-западному членению храма была пристроена шатровая колокольня. Позднее Никольский придел перенесли в храм святителя Иоанна Златоуста: в память о нем юго-восточную часть свода венчает сохранившаяся малая главка. В соборе Рождества Пресвятой Богородицы до настоящего времени сохранились остатки первоначальной кирпичной алтарной преграды. В трапезной храма на уровне подоконников находятся белокаменные надгробные доски над захоронениями XVII–XVIII веков. Среди почивших здесь – имена Параскевы Феодоровны, дочери князя Долгорукова, и князя Михаила Феодоровича Долгорукова. К концу ХVIII века с северной стороны собора была возведена крытая паперть, в которой в 1814 году был устроен придел Сошествия Святого Духа. В южной, удлиненной пристройке собора в 1820 году появляется придел во имя святителя Димитрия Ростовского, перенесенный впоследствии в храм святителя Иоанна Златоуста.

Около 1835 года шатровая колокольня, пострадавшая от удара молнии, была разобрана. В конце семидесятых годов ХIХ века в соборе были поновлены иконостасы, киоты иконостасов, позолота и настенная живопись. На фотографиях, запечатлевших вид монастырских храмов в конце ХIХ – начале ХХ веков, видны росписи – изображения святых на световом барабане и внутри закомар собора. В начале ХХ века по проекту известного архитектора Ф.О. Шехтеля к собору Рождества Пресвятой Богородицы была пристроена паперть, выдержанная в архитектурном стиле XVII века. Паперть объединила сам храм, его приделы и трапезную палату, создав некое единство между древним собором и более поздними пристройками.

В советское время было сделано все, чтобы храмы обители скорее разрушались, для чего были заблокированы дренажные системы, обеспечен приток и сохранение воды в фундаментах. И хотя в 60-х годах ХХ века под давлением общественности собор был признан памятником архитектуры и поставлен под охрану государства, он продолжал разрушаться. В настоящее время собор Рождества Пресвятой Богородицы и его придел Сошествия Святого Духа – действующие, но планируется проведение в них целого ряда внутренних и внешних реставрационных работ.

Надвратный храм сщмч. Евгения, епископа Херсонесского

1835 - 1836 гг.

Колокольня с надвратным храмом сщмч. Евгения, епископа Херсонесского, была возведена над входом в монастырь (Святыми вратами) на средства тайной советницы (вдовы тайного советника) Серафимы Ивановны Штерич, сделавшей вклад на вечное поминовение своего умершего сына отрока Евгения.

Священномученик Евгений, епископ Херсонесский, один из семи Херсонесских священномучеников (IV в.), был небесным покровителем отрока Евгения.

Сохранились свидетельства о том, что Святейший Патриарх Пимен, будучи митрополитом Крутицким и Коломенским, бывал на территории закрытой Богородице-Рождественской обители. Некоторым сестрам монастыря удалось остаться в обители на правах жильцов. Среди них была инокиня Клавдия, которая считалась одной из лучших в Москве мастериц по пошиву священнических облачений, и митрополит Пимен делал ей заказы. Также на территории монастыря жила семья Таратуниных, которую Святейший Патриарх Пимен знал и несколько раз посещал.

С 2012 года храм сщмч. Евгения Херсонесского является действующим: в нем совершается сестринское правило и богослужения, в которых принимают участие учащиеся монастырской певческой школы и молодежные организации при монастыре.

Трапезный храм Казанской иконы Божией Матери

1904 - 1906 гг.

Т рапезный корпус с храмом был построен в русско-византийском стиле. Имея внушительные размеры (длина 36 метров, ширина 15 метров, высота 17 метров), здание храма могло вместить одновременно более трехсот человек. Своды и стены храма расписаны в стиле русской художественной школы XIX века. В числе росписей есть копии картин Г.И. Семирадского: "Христос и Самарянка", "Христос у Марфы и Марии".

Храм Свт. Иоанна Златоуста с приделами свт. Николая, Св. прав. Филарета Милостивого, Свт. Димитрия Ростовского (приставной престол)

Был вначале деревянным. В 1676–1687 годах на месте деревянной церкви был возведен каменный трапезный храм в стиле посадских церквей ХVII века. Он был теплым, пятиглавым и бесстолпным, с глухими барабанами глав, поставленными прямо на свод. Через сто лет после постройки, в семидесятых годах ХVIII столетия, храм пострадал от пожара и в тот же период был восстановлен.

С ХVII века частично сохранились сложные кирпичные карнизы, аркатура на барабанах главок, закомары, нарядные наличники. В 1792 году к храму сделали пристройку (по некоторым сведениям, она существовала с конца ХVII века и была возобновлена), в которую был перенесен из собора придел святителя Николая Чудотворца. В 1812 году был устроен придел святого праведного Филарета Милостивого. В это же время храм из трапезного становится соборным.

В связи с возникновением приделов в южной и северной стене четверика были устроены широкие арки. Отделка приделов была стилизована под древнерусское узорочье. В конце 60-х годов ХIХ века их перестроили, сохраняя прежний стиль и архитектурные особенности. В 70-е годы XIX века в храме появилась новая роспись, но под ней сохранилась часть росписи XVII века с датой возведения храма.

В 1903–1904 годах храм был полностью реконструирован: расширены старые проемы в стенах и созданы новые, благодаря чему храм стал более просторным и вместительным. В храм из собора был перенесен придел святителя Димитрия Ростовского. После революции храм подвергся общей участи церквей. В 1960-х годах был произведен внешний ремонт храма, однако внутри все оставалось без изменений. В течение многих десятилетий здание храма находилось в аварийном состоянии.

В настоящее время храм реставрируется.

Является одной из древнейших женских обителей города Москвы. Расположена святыня на пересечении Рождественского бульвара и улицы Рождественка.

Основала его еще в 1386 году княгиня Мария Константиновна, приходившаяся женой князю Андрею Серпуховскому, а также матерью князю Владимиру Храброму. Перед самой своей смертью основательница приняла монашеский постриг и была наречена Марфой. Случилось это в 1389 году.

Первоначально Рождественский монастырь располагался на территории Кремля в Москве и носил имя Рождества Богородицы что на Рву. Также есть предположение, что обитель на самом деле изначально создали у Кучкова поля на берегу речки Неглинной , где размещались владения Владимира Андреевича Серпуховского.

В 30-х годах пятнадцатого столетия постриг в монастырских стенах приняла жена князя Владимира Храброго - Елена Ольгердовна, нареченная Евпраксией. Она пожертвовала на обустройство обители несколько сел с деревнями. Прожила княгиня здесь до 1452 года и была предана земле, согласно завещанию, на монастырском погосте.

Архитектурный ансамбль Рождественского монастыря и дальнейшая история

Одноглавый собор во имя Рождества Пресвятой Богородицы был построен из камня в период с 1501 по 1505 годы. Культовое здание выполнили в стиле раннемосковского зодчества. Облик святыни значительно поменялся после большого пожара 1547 года: в течение 150 лет вокруг него проводили различное строительство.

История Рождественского монастыря связана с именем Соломонии Сабуровой - жены царя Василия III, которую насильно постригли здесь в монахини 25 ноября 1525 года и дали ей имя София. Пробыла царица в этих стенах вплоть до переезда в Покровский монастырь города Суздаля.

В один из летних дней 1547 года, во время случившегося на территории монашеской обители пожара, пострадали многие постройки, в том числе и каменный собор. Восстановили его довольно скоро по обету, данному женой Иоанна Грозного - царицы Анастасии Романовны. Сам царь издал указ о строительстве Никольского придела в южной апсиде Рождественского храма.

В 1670-х годах Рождественский храм становится местом погребения представителей княжеского рода Лобановых-Ростовских: к главному собору обители, с восточной стороны, пристроили их усыпальницу. Уже в девятнадцатом столетия сверху над ней вырос второй этаж для размещения там монастырской ризницы.

В период с 1676 по 1678 году возводится каменный храм во имя святого Иоанна Златоуста, а также трапезная и несколько приделов во имя святых Николая Угодника, Димитрия Ростовского и Филарета Милостивого. Средства выделила княгиня Лобанова-Ростовская Фотиния Ивановна.

На ее же деньги вокруг монастыря была выстроена в 1671 году и каменная ограда с четырьмя башенками.

В период с 1835 по 1836 годы над монастырскими Святыми вратами возвели колокольню с церковью, освященной во имя священномученика Евгения - епископа Херсонского. Проект выполнил архитектор Николай Ильич Козловский, а средства выделил С.И. Штерич.

Трехэтажные кельи были построены уже в начале двадцатого столетия. Там же разместили и классы церковно-приходской школы.

Реконструкцию церкви во имя Иоанна Златоуста выполнили по проекту зодчего Петра Алексеевича Виноградова в 1903-1904 годах. Этот же архитектор построил в 1904-1906 годах храм во имя Казанской иконы Божией Матери.

При Рождественском монастыре, до прихода к власти большевиков, действовал приют для девочек-сирот.

Закрыли обитель в 1922 году, после чего основательно разграбили. Только серебряные ризы, снятые с образов, позволили вывезти около 17 пудов серебра. Иконы из храмов монастыря, правда, переместили сначала в церковь Николая Чудотворца в Звонарях, а уже после - в Знаменский храм в Переяславской слободе.

В годы советской власти помещения отдали под научные, учебные, а также конторские заведения. В кельях появились коммунальные квартиры. Интересно, что некоторым бывшим монашкам все же позволили остаться на месте, а две из них проживали в этих стенах вплоть до конца 70-х годов прошлого столетия.

Монастырский некрополь был разрушен, как и часть стен его окружавших.

В 1974 году Рождественский ставропигиальный женский монастырь передали в ведение МАРХИ, после чего здесь был открыт «Музей-заповедник древнерусского искусства и зодчества». После окончания реставрационных работ в Рождественском соборе создали архив одного из московских научно-исследовательских институтов.