Александровский дворец: последний дворец последнего императора. Александровский дворец в Пушкине: снаружи и внутри Александровский дворец и парк


Фото 1884 г. из альбомов Найдёнова.

Усадьба, созданная П. А. Демидовым, сыном уральского заводчика и известным садоводом-любителем возникла в середине XVIII в.. В 1756 г. был выстроен главный дом - П-образные в плане палаты. Между ризалитами садового фасада был помещен балкон на колоннах. Демидов в течение ряда лет приобрел на имя жены землю у нескольких московских владельцев. К этим владениям в 1754 году был куплен двор с домом Ф. И. Соймонова, известного навигатора и картографа. Это округлило участок, и усадьба заняла все пространство, лежащее между "рвом и дорогою, что ездят от церкви Риз-Положения к Москве-реке". Сохранилась "челобитная дворянина П. А. Демидова и жены его Матрены Антиповой" от 10 апреля 1756 года о том, что они хотят построить “каменные палаты”. Имеется и резолюция: "дозволяется строиться согласно приложенному плану архитектора Яковлева". Двор перед домом окружали каменные службы и чугунная ограда, отлитая на заводах Демидова. За домом на берегу Москвы-реки был устроен террасный сад с заморскими цветами и деревьями. Рядом с Демидовской усадьбой существовало большое владение фабриканта Ф. И. Серикова, в 1786 г. его южная часть перешла к Ф. Г. Орлову. После смерти Демидова его владение и владение Серикова приобрели Вяземские, а через семь лет - Ф. Г. Орлов. В 1796 г. после его смерти всю территорию унаследовала малолетняя дочь его брата, А.Г. Орлова-Чесменского. Главным домом стали палаты Демидова, перестроенные в 1804 г. в несколько измельченных формах зрелого классицизма. Своеобразен портик на центральном ризалите главного фасада: четыре пары коринфских колонн несут декоративную стенку, прорезанную арками, в которые выходят окна третьего этажа. Перед плоскими боковыми ризалитами помещены сильно выступающие полуциркулярные балконы на невысоких колонках.

В 1832 г. А. А. Орлова продала огромную усадьбу Дворцовому ведомству. Она была названа Нескучным садом. Главным домом стал дом Орловой, названный Александринским дворцом по имени жены Николая I, для которой устраивалась усадьба.
В советское время здесь разместился сперва Музей мебели, а потом Президиум АН СССР (сейчас Президиум РАН).


Фонтан (ск. И. Витали, 1834 г.). Первоначально находился на Лубянской площади. В 1930-е гг. перенесён сюда, к зданию Президиума АН СССР.


Одна из двух собачек перед входом.


Выстроена И. В. Тюриным в 1836 г. на парадном дворе вместо прежней деревянной.


Фото 1914 г. Гауптвахта.


Между задними ризалитами встроен новый объем, перед которым расположен балкон на полуколонках. На территории сохранилось несколько белых акаций - большая редкость для современной Москвы. Одна из них видна в левой части снимка (та, которая высокая).


Ещё один фонтан, на заднем дворе.


Один вазон стоит, а второй упал...


Белые акации.


Они же.


Часть сада за дворцом.


Там же.


Там же.


Там же.


Кирпичный трёхпролётный мост, ведущий от дворца к Манежу.


Манеж.
Здание Манежа, расположенное неподалеку от дворца, относится к XIX в. Сам манеж вызывает в памяти имя Алексея Орлова – великого знатока лошадей. На его заводе выведены две породы лошадей, рысак и верховая лошадь, получившие название Орловских. Прежде, чем прославиться на ипподромах всего мира, Орловские лошади показывали свои достоинства на Орловском лугу, где нынче мчатся, перегоняя друг друга, автомобили по Ленинскому проспекту. В 1844 году архитектор И. В. Тюрин перестраивает манеж и конюшни под помещения эскадрона кавалерии. Сейчас эти здания занимает минералогический музей Российской Академии Наук. До 1989 года здесь располагался и палеонтологический музей.

И немного Нескучного сада:


Какая-то постройка типа кафе ещё 1960-1970-х гг.


Летний домик графа Ф. Г. Орлова 1796 года. Сейчас библиотека-читальня.


Фото 1950-1960-х гг.


Скульптурная композиция "Пловчиха" и каскад.


Остров Уединения на Елизаветинском пруду. Когда-то на этот постаменте стояла девичья фигурка. На берегу пруда располагается Ванный домик. В 2004 г. он горел и сейчас представляет из себя сарай, покрашенный зелёной краской.
А вот так он должен выглядеть:

Фото 1900-х гг. Ванный домик.


Фото 1930-х гг.
В советское время здесь располагалось кафе-столовая.


Ротонда-беседка и фонтаны в честь 800-летия Москвы (арх. Д. Чечулин).

В процессе воскресного похода по непарадному Пушкину посетил наконец Александровский дворец .
В 2004 году я туда не пошёл, маловат был массив восстановленного, но в этот раз решил смотреть: реставраторы продвинулись в своей работе. Надо сказать, не пожалел: в историческом (не архитектурном) плане Александровский дворец, безусловно, гораздо интереснее всемирно раскрученного и облепленного туристами Екатерининского.

Аура у этого дворца, конечно, весьма мутная и разительно отличается от «Коттеджа» в Александрии, да и от других императорских резиденций. Оно и понятно: здесь частенько во время своего царствования проживал Николай II с императрицей Аликс и детьми, а с лета 1905 года – практически постоянно, дворец был как частная семейная резиденция. Тут ошивался «великий старец» Гриша Распутин, тут под домашним арестом со 2 марта 1917-го сидела семья гражданина Николая Романова, в полном составе, а 1 августа 1917-го они отсюда же поехали в Тобольск, чтобы затем сгинуть в Екатеринбурге. Здесь же во время немецкой оккупации размещался германский штаб и управление гестапо (в разных флигелях), а между ними помещалось воинское кладбище Waffen-SS. Во время освобождения в 1944 г. дворец был в сравнительно неплохом (относительно других пригородных дворцов) состоянии, но внутри был совершенно разграблен.
*Да, хочу заранее предупредить, что пост получился довольно большой.

Давайте пройдём через ворота резиденции и зайдём на территорию парка.

На заглавном фото изображён левый флигель, где сейчас устроен музей, а это – центральная колоннада.


Стиль классицизм легко узнаётся, а вот немного подробнее о создателях:
Он был заложен в 1792 году по распоряжению императрицы Екатерины II и преподнесен в дар к бракосочетанию её первого любимого внука, великого князя Александра Павловича (будущего императора Александра I) с великой княжной Елизаветой Алексеевной. В мае 1796 года, в последний год правления императрицы Екатерины II, постройка дворца была закончена, и 12 июня 1796 года великий князь Александр Павлович со своей супругой въехал в Новый дворец.
Выдающийся памятник мировой архитектуры, истинный шедевр русского классицизма был спроектирован архитектором Дж. Кваренги и возводился под надзором И. В. Неелова.

Пандус у левого флигеля.

По центру колоннады установлены два памятника, на фото – один из них (они неплохо отреставрированы, раньше имели весьма жалкий вид).

В 1838 году перед фасадом установили бронзовые статуи: "Парень, играющий в бабки" работы Н. С. Пименова и "Парень, играющий в свайку" работы А. В. Логановского. Эти статуи увидел на выставке академии художеств в Санкт-Петербурге в 1836 году А. С. Пушкин и приветствовал их четверостишиями, впоследствии запечатленными на постаментах скульптур.

Внутри колоннады. Кстати, тот факт, что дворец обращен фасадом строго на север, создаёт интересный эффект в течение большей части дня (если есть солнце): колонны как бы «подсвечиваются» солнечным светом.

Около левого пандуса когда-то в промежутке между 2004 и 2008 поставлен вот такой знак.

Ещё вид на колоннаду.

Правый флигель пока в ожидании реставрации, прежних арендаторов не так давно выселили. А пространство между двумя крыльями дворца – то, что вы видите – было немецким воинским кладбищем в 1941 – 1943 гг.

Вот примерно так.

Напротив дворца – парковый пруд.


Ещё снимки самого дворца и , а мы пойдем внутрь.

Дворец имел все 22 года правления Николая II (1895 – 1917) статус частной резиденции императорской семьи. Но я был очень удивлен, признаться, зайдя внутрь и увидев, что дворец имеет анфиладную систему , как встарь, и большие вертикальные размеры. То есть совсем не «жилую» систему – такое, конечно, было неудивительно в XVIII веке, но в начале XX века повседневно жить в анфиладах?
Странно, что они предпочли постоянно гнездиться тут, а не в уютном и закрытом от посторонних глаз дворце «Коттедж» в Александрии (который спроектирован и психологически воспринимается, как частный уютный особняк, а не как помпезный дворец). И ещё: я уловил явственную тенденцию к возрастанию роскоши, от времён Николая I к Николаю II (судя по выставленным фотографиям интерьеров и по реконструкции зала для отдыха).

Люстра одного из залов.

Сама выставка называется «Воспоминание об Александровском дворце». То есть она не претендует на полную реконструкцию – что неудивительно, т.к. из 40 тыс.ед. хранения уцелело около 6 тыс. (то, что успели спасти в июле 1941-го – ведь предпочтение в процессе эвакуации отдавали сокровищам соседнего Екатерининского дворца). Но подлинных предметов интерьера (мебель, вазы, фарфор, часы, мундиры, одежда царской семьи, а также куклы и игрушки детей) выставлено, по счастию, немало.

Реконструкция семейной спальни Николая II и Аликс. Кровати стоят у стен напротив друг друга – т.е. тут не было распространённой ранее модели планировки комнат «половина царя, половина царицы». Они ночевали в одной комнате - если я верно понял экскурсовода. Иконы в комплексе для спальни подбирала Аликс, но тут выставлено менее четверти подлинных – остальные в течение пертрубаций XX века «приватизировали» другие музеи Ленинграда и Москвы.


Музей пошёл по оригинальному пути: на стенах помещены большие фотографии «того, что было», в комплексе, а в самих залах выставлены лишь сохранившиеся после всех пертрубаций и войн предметы интерьера семьи Романовых и приблизительно воссоздано расположение (с разной степенью приближения к реальности).

Сиреневая гостиная императрицы (соседняя со спальней).

Ещё часть оформления Сиреневой гостиной.

Сиреневая гостиная. Фотографии у окна.

Палисандровая гостиная А.Ф. (пишу по памяти, если я верно соблюдаю последовательность).

Следуюший зал – Кленовая гостиная (опять же, по памяти). Она не воссоздана: тут сейчас лишняя послевоенная перегородка, так что это только фрагмент с подлинными предметами интерьера. Как видите по фото, оформление в стиле модерн. Неудивительно, это же самый расцвет belle Époque. Эта комната также «знаменита» тем, что в ней императрица, по обыкновению, общалась с «великим старцем» Григорием.

«Великий старец» с семьей Романовых в Александровском дворце. 1911 г.

Еще предметы оформления этой комнаты.

Совы – символ эпохи модерна. И полупрозрачный витраж хорош!

А посередине всего этого – шкура белого медведя.

Справа на стене висит картина кисти Айвазовского (как и в «Коттедже»).

Комната двух (или какой-то одной? - не уверен) великих княжен. С фотографией цесаревича и его мундирами за стеклом.

Кукла ручной работы (принадлежала великой княжне Татьяне Николаевне).

Парадный («Концертный») зал в угловой части дворца.

Весьма символично, что у последних Романовых в парадном зале висел гобелен с изображением предреволюционной французской королевы Марии-Антуанетты, которая кончила плахой у якобинцев. Мда.

Наиболее полно воссозданный зал дворца находится за концертным, если двигаться по часовой стрелке – Новый кабинет Государя.
Вот что про него пишут :
В Новом кабинете Александровского дворца при Николае II проходили заседания Совета министров, представлялись депутации и комиссии. Здесь император играл в бильярд с великими князьями и офицерами свиты. Антресоль с колоннами полированного мрамора соединялась переходом над коридором с Кленовой гостиной императрицы; Александра Федоровна могла тайно присутствовать при совещаниях Николая II, находясь на антресоли.

Оформление стен и оконных проёмов Нового Кабинета.

Та самая «Антресоль» в стиле модерн, вызывавшая негодование некоторых посвященных в детали деятелей.

Один из залов в анфиладе после Нового Кабинета включает в себя большое зеркало в стиле модерн и портреты Государя и Государыни. Всё вместе не получилось снять, вот вам портрет Аликс.
Оценивать её тут не буду, скажу лишь, что так восстановить против себя почти все слои тогдашнего общества, от лощёных профессоров до солдат и крестьян, за годы царствования Николая II – это ещё суметь надо. Думаю, это неприятие было покруче неприятия советскими гражданами Раисы Максимовны. Впрочем, ладно, Бог им обоим судья теперь. В российской истории они несомненно остались.

Рабочий Кабинет Николая II. Воссоздан большей частью.

А это его вид в 1944 г., после вынужденного сьезда из дворца немецкого штаба.

Тужурка Николая II, которую он использовал во время Мировой войны.

Интересно отношение большевистского правительства (Совнаркома) к Александровскому дворцу и его фондам по горячим следам революции:
23 июня 1918 года [ещё за месяц до расстрела царской семьи] Александровский дворец был открыт для посетителей как государственный музей. Экспозиция включала исторические интерьеры на первом этаже центральной части и жилые апартаменты семьи Романовых - в левом флигеле дворца.
Т.е. дворец при Советах стал нести практически сразу важную пропагандистскую функцию – показать в реале бывшим угнетённым массам, как конкретно жили царь и царица ; все личные вещи, украшения, посуда, предметы интерьера, мундиры разных стран были собраны и тщательно проинвентаризированы. До середины 1941 г. все интерьеры левого флигеля (1-й этаж, личные покои) и большинство вещей были доступны для обозрения, и это положение вещей прервала только война.
Позднее в правом флигеле разместился дом отдыха сотрудников НКВД; на втором этаже левого флигеля на месте закрытых комнат детей Николая II - детский дом имени Юных Коммунаров. После войны была предпринята и серьёзная попытка реставрации довоенной экспозиции (1947-1951 гг.), но по непонятным причинам она была приостановлена, и за два года до смерти Сталина дворец отдали Военно-Морскому министерству.

Кое-что в этот пост не влезло (интересные артефакты, мундиры императора и цесаревича), так что я сделаю 2-ю часть, куда войдут заслуживающие внимания остатки моего похода по дворцу. Тётеньки-смотрительницы после экскурсии любезно разрешили пройти ещё один, самостоятельный круг по всем залам и можно было спокойно рассмотреть детали. Еще в одной из комнат есть выставка документов, связанных с высылкой и контролем за бывшей царской семьёй, но тут этой темы сознательно не касаюсь – а то набегут оккультисты, масоноведы и конспирологи, а я эксплуатацию этой темы подобным образом не очень-то уважаю. Если же будут уточнения или ссылки на интересные фото по теме – пишите в комментах.

Окончание следует.

Внимание!
Репосты с полной трансляцией поста в сторонние ресурсы без согласования со мной не разрешаются .
При желании осуществлять трансляцию -

Царское село - один из самых красивых пригородов . Сюда стремится попасть каждый турист, каждый путешественник, кто приехал в Северную столицу знакомиться с ее достопримечательностями. Все знают великолепный и его знаменитую Янтарную комнату, а также Екатерининский парк, но не все в курсе, что в музей-заповедник "Царское село" помимо вышеупомянутых объектов входят также Александровский дворец и Александровский парк.

Александровский дворец младше своего более известного соседа почти на 70 лет. Но это не основное его отличие. Если Екатерининский дворец - это место для пышных приемов и торжественных мероприятий, то Александровский дворец - дворец для жизни , семейное гнездо семьи Романовых.

Дворец построен в 1792-1796 гг. Екатериной II для ее любимого внука Александра Павловича (будущего императора Александра I).
С Александровским дворцом тесно связана жизнь всех русских царей, начиная с Александра I. Он прожил здесь несколько лет, пока не переехал в Екатерининский дворец.
Во дворце часто и подолгу жил Николай I, здесь умерла его супруга Александра Федоровна.
Для Александра III этот дворец был великокняжеской резиденцией. И в этом дворце прошли последние 12 лет жизни и царствования императора Николая II и всей его семьи. И именно отсюда царскую семью увезли в ссылку, из которой они уже никогда не вернулись...


Мы приехали в Царское село 5 января 2013 г. И первый дворец, который посетили, был именно Александровский дворец. Скупые зимние пейзажи позволили рассмотреть его в полной красе. Ничто не мешало обзору - дворец был хорошо виден даже издалека.


Вдалеке виден павильон в готическом стиле - Белая башня. Он открылся 3 месяца назад - в октябре 2012 г. после реконструкции. Здесь расположился интерактивный детский центр, где дети в игровой форме погружаются в историю, превращаясь в рыцарей и принцесс. Кстати, изначально этот павильон был построен для детей Николая I для их игр, развлечений, а также занятий творчеством и физическим развитием.
Входной билет в Белую башню для взрослого стоит 120 руб., детский билет - 50 руб. по будням и 150 руб. по выходным дням, в стоимость детского билета по выходным включено посещение мастер-класса).


Александровский парк занимает площадь 200 га. и делится на Новый сад (регулярная часть парка) и Пейзажный парк. На территории 3 пруда. На фото - Нижний пруд, запорошенный снегом. К сожалению, погода не дала нам возможности в удовольствие погулять по парку. Это лучше делать все-таки летом. Но в одном Александровскому парку не откажешь - он красив и грандиозен не зависимо от времени года.


Александровский дворец - творение великого Кваренги. Самые известные постройки архитектора в Петербурге Академия наук, Смольный, Эрмитажный театр, Государственный банк. В Царском Селе - здание Лицея. Но именно Александровский дворец по праву считается шедевром, образцом постройки классического стиля. Дворец начисто лишен помпезности и пышности, он прекрасен своей строгостью и лаконичностью.






Дворец украшен великолепной колоннадой.




В боковых флигелях дворца размещались жилые помещения, а в центральной части - залы парадной анфилады.


Статуи установили перед колоннадой в 1838 г. Название статуй: «Юноша, играющий в бабки» по модели Н.С. Пименова и «Игра в свайку» работы А.В. Логановского.


Через колоннаду мы входим во дворец.





Для того, чтоб лучше представить расположение комнат в Александровском дворце, размещаю план-схему дворца. Пронумерованы те залы, которые отреставрированы. К сожалению, это меньше половины. План с сайта http://tzar.ru.



Большая парадная анфилада, состоящая из трех залов, была открыта после реконструкции в июне 2010 г. - в дни празднования 300-летия Царского Села. Первый зал парадной анфилады - Мраморная гостиная. Именно с нее и начинается наша экскурсия по дворцу.
К сожалению, фотографии получились достаточно темные.



Зал анфилады соединяют арочные проемы. Полукруглый зал.




Портретный зал. Фото с сайта http://tsarselo.ru. Здесь находятся большие портреты Екатерины II, работы Рослена и Рокотова, Александра I, работы Дау, Николая I и его сыновей: Николая, Александра, Михаила и Константина, все работы художника Крюгера. Мебель XVIII века- в стиле Людовика XVI.

После портретного зала идут три зала, которые в данный момент находятся на реконструкции.





Бывшая Кленовая гостиная императрицы Александры Федоровны.




Бывшая Палисандровая гостиная.


Бывший Сиреневый кабинет императрицы Александры Федоровны.




Бывшая спальня.






История строительства дворца

Строительство Александровского дворца началось в 1792 году по приказу Екатерины Великой и было приурочено к свадебной церемонии ее внука Александра с княжной Елизаветой Алексеевной. Работа по воздвижению Александровского дворца завершилась в мае 1796 года, и 12 июня 1796 года будущий император Александр I вместе с супругой переехал жить во дворец. Проект дворца принадлежит архитектору Джакомо Кваренги.


Александровский дворец - это двухэтажная постройка, план которой прост и удобен. Дворец выдержан в строгом классическом стиле, по его архитектуре можно судить о большом влиянии на Кваренги одного из последних архитекторов эпохи Возрождения, выдающегося Палладио. Двойной ряд колонн в центре северного фасада Александровского дворца при особенно ярком освещении кажется прозрачным. Два флигеля с торцов дворца сильно выдвинуты вперед по отношению к парадному фасаду, благодаря этому образуется курдонер, то есть парадный двор. Задний фасад здания так же красив и прост. Его отличительная черта - двухсветные колонные окна, чередующиеся с небольшими обычными окнами. Залы внутри дворца имеют анфиладное расположение.


Интерьеры дворца

Во внутреннем убранстве дворца Кваренги также избегал пышности. Внутри дворца нет ни позолоты, ни росписей, ни орнаментов. Стены залов Парадной анфилады декорированы искусственным мрамором. По проекту архитектора зал в центре Парадной анфилады был разделен на три равные части широкими арками.


Внутренний двор Александровского дворца был вымощен мрамором, таким образом, он был превращен в открытый зал. Однако позднее вместо мрамора был разбит зеленый газон. Уже в ХIX веке внутренняя отделка в Александровском дворце менялась и интерьеры перестраивались.


Современное время

В 1918 году Александровский дворец был открыт для посетителей как государственный музей. В Советское время здесь находился Дом отдыха для сотрудников НКВД. В период фашистской оккупации во дворце разместилась дивизия СС. Сам дворец пострадал меньше, чем Екатерининский, но многие книги, которые не были эвакуированы, были уничтожены фашистами как недостойное чтение. Во дворе Александровского дворца было организовано кладбище для захоронения фашистских офицеров. Во время одного из артобстрелов дворцовая церковь была разрушена.


В 1990-х гг. Александровский дворец был возвращен ГМЗ «Царское Село» . На сегодняшний день главная мечта музейных работников -это открытие во дворце центра «Дом Романовых», в экспозиции которого будут представлены подлинные вещи августейшей семьи, предметы интерьера и книги, а также создание базы данных с информацией о прошлом и настоящем дома Романовых.

Редакция сайта Пушкин.ру

Мы уже почти целый день находимся на территории Государственного музея-заповедника "Царское Село"....

Позади Екатерининский дворец с его внушительным по размерам парковым комплексом, не оставили мы и без внимания и Пушкинский лицей....

Время уже 16.30.... И тут до нас доходит, что мы еще не были в Александровском дворце....

Быстро сориентировавшись на местности направляемся в сторону дворца....

Но чтобы до него добраться необходимо преодолеть приличное расстояние по одноименному парку....

В другое время мы бы с удовольствием прогулялись по этому великолепному парку, любуясь его красотами....

Но сейчас у нас несколько другая задача - успеть попасть в Александровский дворец.....

Поэтому мы переходим на очень быстрый шаг и срезая где только можно углы устремляемся к намеченной цели...

Единственную небольшую паузу мы позволяем себе сделать возле Детского домика...

На небольшом островке, расположенном в центре одного из прудов, находится небольшое строение голубого цвета...

Это и есть Детский домик... Он был построен в 1830 году для забав детей императора Николая I... До 1941 года в домике даже присутствовала детская мебель с тех времен...

Ну а сейчас, точнее на протяжении уже многих десятков лет, домик находится на.... Нет не на реставрации, а на консервации.... От разрушительного влияния окружающей действительности домик спасает его территориальное расположение: большую часть года он отрезан от "большой земли" и тем самым изолирован от излишнего посещения различными индивидуумами..

А вот на горизонте появился и сам дворец... Осталось только обогнуть пруд и

мы у цели. Время 16.50... Успеваем в последние минуты купить в кассе билеты (они закрываются в 17.00) и в качестве последних посетителей этого дня переступаем порог музея...

Прежде, чем мы попадем в залы дворца - традиционно о его истории...

Дворец построили в 1796 году по приказу Екатерины Великой для ее внука Александра I.

Александровский дворец "представляет собой вытянутое в длину двухэтажное здание с двойными флигелями по сторонам. В центре главного северного фасада - великолепная сквозная колоннада коринфского ордера, состоящая из двух рядов колонн. Со стороны регулярной части Александровского парка фасад здания решен в виде полуротонды, перекрытой сферическим куполом"...

После 1917 года во дворце сначала открыли государственный музей, потом решили, что искусства у нас предостаточно и во дворце обосновался Дом отдыха сотрудников НКВД...Во время фашистской оккупации здесь разместился штаб дивизии СС, а во дворе дворца было организовано кладбище для захоронения немецких военных...

В 1990-х годах дворец был передан музею-заповеднику и в нем начались реставрационные работы...

23 июня 2010 г. состоялось торжественное открытие трех парадных залов дворца, расположенных в центральной части дворца: Портретного, Полукруглого и Мраморного....

Именно с них мы и начнем наше путешествие по дворцу....

Эти залы соединены между собой сквозными арочными пролетами и представляют единое пространство с общей историей...

В их интерьерах сохранилось первоначальное архитектурное решение от Д Кваренги.

12 июня 1796 года здесь был устроен первый парадный прием для самой императрицы.... Впоследствии в этих залах в воскресные и праздничные дни устраивались парадные приемы, званные ужины, танцевальные вечера...

Обширные площади залов позволяли организовывать в них для императорской семьи археологические выставки, выставки икон, картин, изделий Императорского фарфорового завода и т.п....

Первый зал куда мы попадаем - Мраморная гостиная (иногда ее именовали Бильярдным залом, так как в 1832 г. по указанию Николая I в ней был поставлен бильярд)....

Одно из центральных мест в экспозиции Мраморного зала занимает картина Ф.Л. Кателя "Прогулка в Палермо"...

Сюжет ее вполне реальный: в конце 1845 - начале 1846 гг. царская семья пребывала в Палермо из-за болезни императрицы Александры Федоровны...

В этот период Николай I посещает художественную выставку в Риме, где и знакомится с художником. Работы Кателя понравились Николаю I, и он заказал у него эту картину...

На стенах зала мы видим портреты английской королевы Виктории и восседающей на троне Александры Федоровны....

Мебель в зале расставлена функциональными уголками....

Один из них - у камина...

Другие уголки образуют зоны для беседы и общения....

В этом большом зале гости могли без проблем сгруппироваться по "интересам" и вести светские беседы о погоде, об искусстве и т.д., и т.п....

Ну а мы плавно переходим в следующий зал - Полукруглый, название которого полностью соответствует его форме...

В свое время Николай II облюбовал его для установки Рождественской елки для свиты и офицеров охраны...

В центре зала стоит в аза-канделябр, которая была изготовлена по проекту придворного архитектора К.Ф. Шинкеля в 1840 году. Позднее для нее был изготовлен букет из бронзовых цветов, в чашечки которых вставлялись свечи....

В этом же зале можно увидеть фрагмент первоначальной росписи сводов...

Когда настало время их реставрировать - Николай I отдал вандальское распоряжение: вместо реставрации замазать все белой краской.... Что успешно и было сделано. Поэтому сегодня мы с вами и видим такие достаточно "простые" для дворца своды и потолки....

В остальном же интерьер Полукруглого зала полностью пересекается с интерьером соседних залов, образуя единый стиль...

Говорят, что Николай I один из первых императоров стал размещать в дворцовых залах как собственные портреты, так и изображения членов семьи...

Поэтому очевидно, что в зале с таким названием без портретов не обойтись....

И снова камин из той же серии, с аналогичными предметами....

Чтобы попасть в следующие залы музея нам предстоит сделать небольшой переход через помещения, которые не были подвержены реставрации...

После чего мы оказываемся в угловой гостиной императрицы Александры Федоровны...

В гостиной устраивались камерные музыкальные вечера для VIP-гостей (в них принимали участие члены императорской семьи и приглашенные артисты)...

Поэтому центральное положение в интерьере помещения занимает рояль...

Иногда в этом зале император принимал иностранные делегации и послов, императрицы представлялись министры и различные депутации...

Время от времени здесь проводились заседания Императорского исторического общества..... На Пасху императорская чета христовались с придворными и служащими, а 21 августа 1915 года в этом зале прошло заседание Совета министров на котором Николай II объявил о своем решении встать во главе армии...

На одной из стен мы видим гобелен "Мария-Антуанетта с детьми", который был подарен французским президентом Э.Лубе во время его визита в Россию в 1902 году...

Большое значение в убранстве зала имели бюсты, барельефы, фарфор...

Экспозиция следующего помещения была выделена в 1947-1949 гг. из Кленового кабинета императрицы и напоминает о комнате детей Николая II и Александры Федоровны...

К настоящему времени от обстановки тех времен остались угловой гардеробный шкаф из дуба, в котором выставлены военные мундиры Алексея Николаевича,

киот с иконами (воссозданный в 1997 г.),

а также кукольный театр "Гиньоль", упряжь ослика, и исторические игрушки, подобные тем, которые были у императорских детей...

Перед нами Кленовый кабинет Александры Федоровны, который был создан в 1902 году и предназначался для занятия императрицы текущими делами, рисованием и рукоделием...

В 1941 году из Кленового кабинета было эвакуировано более 120 предметов (портьеры, ковры, живопись, скульптуры, фарфор и т.п.....

Неизвестно, сколько из них смогли совершить обратное путешествие, но, как говорят музейные работники, "в ближайшее время планируется воссоздать исторический объем и архитектурно-художественную отделку кабинета"....

Следующее помещение дворца - Палисандровая приемная Александры Федоровны...

В течении 19 века эта комната использовалась под Голубую гостиную свитской половины...

В 1895 году императрица решила, что ей жизненно необходима комната для официальных аудиенций и приема должностных лиц благотворительных учреждений, основанных ею... Не успела она об этом подумать, как архитектор Р.Ф. Мельцер претворил ее идеи в жизнь....

Поскольку во дворце не было специальных помещений для столовой (государь не любил обедать в каком-то одном помещении), то в будние дни частенько в Палисандровой приемной накрывался обеденный стол....

Еще знаменита эта приемная тем, что именно в ней 2 марта 1917 года генерал Корнилов объявил императрице об ее домашнем аресте...

"Недостающие" детали исторического интерьера Палисандровой приемной сегодня мы можем созерцать благодаря воспроизведению на стене фотографии 1941 года (до эвакуации)...

Ну а это уже отдельные детали интерьера этого помещения....

Еще один кабинет Александры Федоровны - Сиреневый...

Он был оформлен уже известным нам архитектором Мельцером в 1895 году....

В интерьере доминировал сиреневый цвет (отсюда и название): стены были обтянуты шелковой тканью сиреневого цвета, в обивке мебели использовался сиреневый шелк....

Комната была обильно украшена цветущими и вечнозелеными растениями, освещение обеспечивали электрически вращающиеся бра и настольная лампа из оникса...

Из 100 предметов этой комнаты, отправленных в эвакуацию в 1941 году вернулось.... (никто не знает сколько, но очень мало).

Для того, чтобы интерьер не казался скудным для посетителей - большая часть утраченного представлена на огромной фотографии....

Ну а мы переходим в спальню...

Комната сохранила свои первоначальные габариты и использовалась в 19 веке как спальня Свитской половины Александровского дворца....

В 1873 году ее подготовили к бракосочетанию великой княжны Марии Александровны с принцем Альфредом.

3 ноября 1895 года здесь родилась великая княжна Ольга Николаевна (первая дочь Николая II).

На стенах мы видим множество икон, образов и т.п. (в свое время их общее число превышало 700 единиц). Также в спальни (по традиции) находились две витрины для драгоценностей, на которых особое место занимали пасхальные яйца, изготовленные Фаберже (их Николай II подарил супруге)....

Но сегодня, увы, ни яиц, ни других драгоценностей...... Последствия эвакуации...

Ну а некоторые иконы мы имеем возможность посмотреть поближе...

Так незаметно для себя и окружающих (их фактически и не было) мы добрались до 1-ой выставочной комнаты...

Да именно 1-ой... Так уж во дворце устроена экскурсионная программа. Ничего не поделаешь...

Поэтому осмотрев уже массу залов и комнат мы начинаем знакомиться с начальным этапом истории Александровского дворца...

Мы видим портрет Екатерины II, по указу которой Дж. Кваренги построил этот дворец

Здесь же, в работе О. Верне "Царкосельская карусель" мы видим с каким размахом императорская чета отметила 25-ти летний юбилей своей совместной жизни....

Здесь же можно увидеть экспонаты, рассказывающие об эпохе Николая I, для которого Александровский дворец стал настоящим родовым гнездом...

Проследовав по коридору

попадаем в приемную императора Николая II...

Первоначально здесь находилась столовая, от убранства которой сохранились дубовые панели, камин и люстра...

В последние годы царствования Николая II это помещение использовалось как приемная, где ожидали аудиенцию, приехавшие на доклад чиновники...

В обстановку приемной входили большой стол, располагавшийся в центре под люстрой, рабочий стол и диван, а также картины, фотографии, статуэтки...

Особое место в приемной занимает коллекция подносов (тарелок)... На них императору преподносили хлеб и соль, когда встречали его персону в разных городах России...

Кстати вот эта тарелка появилась в экспозиции музея совсем недавно.... Ее передали потомки немецкого офицера, который во время оккупации "прихватизировал" ее и вывез в Германию...

Следующее помещение дворца - Рабочий (Старый) кабинет Николая II...

В свое время здесь располагалась мебель фирмы "Ф. Мельцер", стены украшали полотна Бенуа, Бем, Богатова, Маковского, Прянишникова и др. известных художников...

В этом кабинете император принимал министров, депутатов Государственной Думы, послов...

В 1941 году из этого помещения эвакуировали 150 предметов....

Сегодня в Старом кабинете мы видим только парадные платья и мундиры, принадлежащие царской семье,

парадные портреты,

фотографии,

несколько икон: ("Царица Александра"),

"Николай Чудотворец",

и картины Г.Н. Горелова "Феодоровский собор в Царском Селе"

и "Федоровский городок"...

Уборная (Мавританская бассейная) Николая II...

Свое название комната получила из-за отделки, которая была выполнена "в мавританском вкусе".... Ну а бассейн... был здесь и бассейн на 1000 ведер (7000 литров), оборудованный по последнему слову техники С.-П. механическим заводом. В трех наружных углах бассейна стояли остекленные рампы с цветными зелеными лампочками для подсветки воды... Площадка у бассейна была затянута сукном и находилась на несколько ступеней выше по сравнению с передней частью комнаты...

Также здесь размещались турник для гимнастических упражнений и стойка с винтовками тульского оружейного завода...

После войны (1941-1945 гг.) относительно хорошую отделку хотели демонтировать и перенести на второй этаж...Но что-то пошло не так, и что стало с отделкой неизвестно...

В настоящее время в экспозиции Мавританского бассейна представлены книжные шкафы из красного дерева, воссозданные по образцу шкафа из Собственной Царкосельской библиотеки Александровского дворца...

За бассейном следует Гардеробная Николая II....

Здесь размещались платяные шкафы из ясеневого дерева, в которых хранились предметы гардероба царя (несколько сотен единиц военного обмундирования, сюртуки, шинели, рубашки, головные уборы и т.п.)....

До настоящего времени сохранился только шкаф и порядка 10-ти мундиров, принадлежащих императору...

Замыкает ряд личных кабинетов императора Парадный кабинет Николая II...

Он был создан в 1902 году на месте Концертного зала...

Все работы (строительные, инженерно-техническое оборудование, архитектурно-художественная отделка, камины, мебель) выполнила не безызвестная нам фирма "Ф. Мельцер"...

В кабинете во многом сохранилась историческая отделка. Некоторые работы по восстановлению орнаментов камина, ниш были произведены в 1997 году. В это же время для декорации к фильму Г. Панфилова о царской семье были сделаны угловые диваны, книжные шкафы, осветительные приборы...

В этом кабинете проходили заседания Совета министров, император встречался с делегациями, комиссиями...

Бильярд использовался для игры с великими князьями, свитскими офицерами и особами, приближенными к императору...

Убранство кабинета дополняли многочисленные скульптуры, картины, фотографии, фарфоровые изделия...

К сожалению до наших дней сохранилось немного вещей того времени....

Ну а мы теперь возвращаемся к выходу...

По пути (в коридоре) успеваем запечатлеть некоторые экспонаты:

Смотрители с нетерпением ждут, когда последние посетители (т.е. мы) покинут музей (многие уже начали собираться домой)...

А мы покидаем Александровский дворец с чувством выполненного долга...

Наша сегодняшняя программа была обширной, и мы фактически все, что планировали - успели посмотреть (может быть только не успели как следует осмотреть Александровский парк...)

Теперь осталось только добраться до автостоянки, сесть в машину и доехать до отеля...