Большой противолодочный корабль «Керчь. «Керчь» пошла на лом

Большой противолодочный корабль "Керчь" был заложен 30.04.1971 г. на заводе имени 61 коммунара в Николаеве (заводской № 2003) и 25.05.1971 г. зачислен в списки кораблей ВМФ. Спущен на воду 21.07.1972 г., вступил в строй 25.12.1974 г.и 23.01.1975 г. включен в состав КЧФ.
Причиной пожара на большом противолодочном корабле (БПК) "Керчь" Краснознамённого Черноморского флота, по предварительной версии, послужило возгорание электронагревательного прибора в кубрике, сообщил РИА Новости источник в силовых структурах Севастополя.

Пожар на БПК "Керчь" начался 4 ноября около 5 часов утра. Произошло возгорание в машинном отделении. Пожар распространился на площади 80 квадратных метров. Для тушения огня к кораблю подошли три противопожарных катера, прибыли дополнительные аварийно-спасательные группы. Пожар удалось локализовать и потушить к 10 часам утра. Учитывая сильную задымленность помещений, был эвакуирован экипаж корабля, остались лишь пожарные команды и разведчики для обхода мест возгорания.

"На момент возгорания электронагревательного прибора в помещении никого не оказалось, и огонь перекинулся на машинное отделение", - сообщил собеседник агентства.

По его слова, на БПК "Керчь" сейчас работает комиссия по расследованию причин пожара.

"Пятьдесят офицеров и заместитель главкома ВМФ России вице-адмирал Александр Федотенков сейчас проводят разбор. Это серьезное происшествие, так как корабль стоял на 14-м причале Северной стороны Севастополя, рядом находились малые корабли и другие плавсредства. Предстоит выяснить множество вопросов, в том числе рассматривается человеческий фактор", - отметил источник.

БПК "Керчь" был принят в состав ВМФ в 1974 году. Водоизмещение составляет 8500 тонн, скорость 32 узла, дальность плавания до 8 тысяч миль, экипаж 365 человек. На корабле полный спектр вооружения, базируется вертолет Ка-25ПЛ.

В 1976 году в течении 6 месяцев выполнял задачи боевой службы в Средиземном море, командир - капитан 2-го ранга Ю.Г. Гусев. Неоднократно участвовал в различных океанских и морских учениях, боевых службах в Средиземном море.

10.08 - 14.08.1984 г. - нанес визиты в Варну (Болгария);
28.06 - 02.07.1989 г. - в Стамбул (Турция);
11.08 - 15.08.1989 г. - в Варну (Болгария).

В конце 80-х годов на нем было модернизировано радиолокационное вооружение (установка нового радара).

После вывода из состава флота ПКР "Москва" с 27.04.1994 г. и до момента вступления в строй из ремонта ГРКР "Москва" ("Слава") 12.06.1997 г. являлся флагманом Черноморского флота.

В ноябре 1998 года под флагом заместителя командующего флотом по вооружению и эксплуатации вооружения контр-адмирала А.Ковшаря совершил официальный визит в Канны (Франция) и в Мессину (Италия).

В настоящий момент находится в составе 30 дивизии надводных кораблей ЧФ. Шефство над кораблем осуществляют: Юго-Восточный округ г. Москвы, г. Белгород, г. Волгоград.

Вооружение

Однотипные корабли

«Керчь» - большой противолодочный корабль (БПК) проекта 1134Б. Вступил в строй советского ВМФ в декабре 1974 года, был включён в состав Краснознамённого Черноморского флота (КЧФ). Долгое время находился в строю, и лишь после пожара 2014 года выведен в резерв и далее намечен к переоборудованию в музей.

Общие сведения

На свою вторую боевую службу в Средиземном море БПК «Керчь» выходил в период с 1 декабря 1977 по 28 июня 1978 года. Также в 1978 году корабль завоевал приз ГК ВМФ СССР по ракетной подготовке.

3 мая 1979 года БПК вышел на третью боевую службу, которая также проходила в составе 5-й оперативной эскадры ВМФ СССР, постоянно развёрнутой в Средиземном море. 15 октября 1979 года «Керчь» вернулась в главную базу Черноморского флота. 1979 год для экипажа БПК был также отмечен получением вымпела от министерства обороны СССР «За мужество и воинскую доблесть».

В 1980 году БПК «Керчь» завоевал переходящее Красное знамя Военного совета КЧФ .

16 октября 1981 года заместитель министра обороны СССР маршал Советского Союза Константин Москаленко на борту «Керчи» выходил на полигон боевой подготовки в районе Севастополя.

В сентябре 1983 года, с 3 по 20 число, корабль участвовал в учениях Черноморского флота в районе Керченского пролива. Руководил учениями главнокомандующий ВМФ СССР адмирал флота Советского Союза С. Г. Горшков , который поднял свой флаг на «Керчи».

С 10 по 14 августа 1984 года БПК нанёс визит в порт Варна (Болгария). Далее предполагался выход «Керчи» на очередную боевую службу - был погружён боезапас, топливо и продовольствие, а также согласован с Турцией проход корабля черноморскими проливами. Однако за сутки до выхода по причине ошибки экипажа была выведена из строя ГЭУ корабля , поэтому вместо «Керчи» к боевой службе экстренно подготовили однотипный «Николаев» .

«Керчь» для ремонта перевели на «Севморзавод» в Севастополе; ремонт было решено совместить с модернизацией радиоэлектронных средств и вооружения. В августе 1987 года на БПК был завершён ремонт, и модернизированный корабль вновь вошёл в боевой состав КЧФ.

БПК «Керчь» (слева) и «Азов» у 12-го причала в Севастополе, конец 1980-х годов

С 28 июня по 2 июля 1989 года БПК нанёс официальный визит в порт Стамбул (Турция), а с 11 по 15 августа 1989 года - в порт Варна (Болгария).

В 1991 году, 25 мая, «Керчь» вновь вышла на боевую службу (БС) в Средиземное море. Выполнив задачи БС, 25 октября 1991 года БПК вернулся в главную базу Черноморского флота.

С 4 по 16 февраля 1992 года БПК вновь выходил в Средиземное море, выступая в роли флагмана ещё не расформированной к тому времени средиземноморской эскадры ВМФ СССР. В этот период корабль участвовал в совместных с 6-м флотом США учениях.

С 16 июня по 10 июля 1993 года корабль выходил на очередную боевую службу в Средиземное море. За время БС дважды - 21 и 23 июня - поддерживался контакт с обнаруженными АПЛ ВМС США. Примечательно, что «Керчь» тогда продолжала ходить под Военно-Морским флагом ВМФ СССР, поскольку претензии отделившейся Украины на все корабли Черноморского флота оставляли вопрос их принадлежности открытым.

В 1994 году БПК «Керчь» обеспечивал безопасность визита президента России Б. Н. Ельцина в порт Пирей (Греция). Этот поход продолжался 17 суток.

При окончательном разделе Черноморского флота между Россией и Украиной в 1997 году корабль достался России, после чего на нём был поднят Андреевский флаг российского ВМФ. До 1997 года корабли Черноморского флота, последними из всех, несли флаги ВМФ СССР.

В ноябре 1998 года корабль совершил официальные визиты в порты Мессина (Италия) и Канны (Франция) под флагом заместителя командующего КЧФ контр-адмирала А. В. Ковшаря.

В 2005 году БПК «Керчь» прошёл текущий ремонт на судоремонтном заводе в Новороссийске, а в 2006 - докование на Севастопольском морском заводе.

В июне 2011 года корабль осуществлял длительное (в течение двух недель) слежение за находившимся в Чёрном море американским крейсером УРО «Монтеррей».

В 2014 году был поставлен в ремонт, после которого «Керчь» планировалось сделать флагманом Черноморского флота взамен уходящего в ремонт РКР «Москва» . Однако серьёзный пожар 4 ноября 2014 года, повредивший ряд кормовых отсеков, поставил целесообразность ремонта БПК под сомнение.

В 2017 году было принято решение о переоборудовании БПК «Керчь» в корабль-музей.

Находясь в составе сил постоянной готовности более 30 лет, БПК «Керчь» прошёл за это время свыше 180000 миль, а в ходе выполнения противолодочных операций общее время контакта с подводными лодками вероятного противника составило 48 часов, в том числе 8 часов с атомными и 40 с дизельными ПЛ.

За время службы корабль нёс следующие бортовые номера :

  • 524 (1974);
  • 529 (1975);
  • 539 (1976);
  • 534 (1977);
  • 703 (1978);
  • 715 (1979);
  • 707 (1981);
  • 708 (1984);
  • 703 (1985);
  • 708 (1987);
  • 714 и 717 (1989);
  • 711 (с мая 1990);
  • 713 (1999);
  • 753 (с января 2016).

Командиры

За время службы большим противолодочным кораблём «Керчь» командовали:

В Севастополе началась утилизация большого противолодочного корабля БПК «Керчь» - бывшего флагмана Черноморского Флота . С огромного корабля уже снимают оборудование и вооружение. Крупнейшая боевая единица ВМФ РФ выведена из строя без единого выстрела.

С июня по ноябрь 2014 года «Керчь» проходила восстановительный ремонт, после которого должна была вновь сменить ракетный крейсер «Москва» на посту флагмана. «Москву» намеревались отправить на капремонт в Североморск.

Утром 4 ноября во время ремонтных работ на БПК произошел странный пожар. Якобы, загорелся электрообогреватель пустого матросского кубрика.

Огонь повредил ряд кормовых отсеков. Крупнейшая боевая единица российского флота была выведена из строя без единого выстрела. Конкретных виновных так и не нашли.

По результатам работы комиссии, расследовавшей ЧП, было принято решение о списании корабля, причем уже в 2015 году. Позднее утилизацию поврежденного судна отложили, объявив о его переводе в резерв как корабль подготовки плавсостава и плавучий штаб ЧФ.

Севастопольская общественность бурно требовала оставить «Керчь» в качестве музея. Он действительно мощен и очень красив, а места в бухте более чем достаточно. Именно так поступили с артиллерийским крейсером «Михаил Кутузов», который стал одной из главных достопримечательностей Новороссийска.

Музейная «Керчь» могла превратиться в важнейший объект военно-патриотического кластера Севастополя . Поток туристов на борт такого корабля гарантирован, причем в любое время года. Если швартовка у причала дорого стоит, его можно поставить на якорной банке. Многочисленные владельцы прогулочных катеров рассчитывали хорошо заработать на доставке посетителей к трапам БПК.

Однако не сложилось. В штабе флоте совершенно неожиданно отказались от идеи подготовки плавсостава. Предложения по музею вообще не стали обсуждать. Судно резко поставили на демонтаж и выгрузку вооружения и оборудования. Официальное пояснение - «утилизируем в связи с нецелесообразностью дорогостоящего ремонта и модернизации».

Похоже, «Керчь» очень спешат отправить «на иголки». Так моряки называют порезку на металлолом. Фото умирающего корабля уже появилось на интернет-форумах. Единственное утешение - по планам командования, имя «Керчь» когда-нибудь присвоят одному из новых кораблей ВМФ России .

…Построенная 43 года назад, «Керчь» была последней из «великолепной семерки» советских БПК проекта 1134 «Беркут-Б». Все они исключены из состава ВМФ РФ и проданны для разборки на металл.

Семь «букарей» проекта 1134Б стали вершиной эволюции советских противолодочных кораблей дальней морской зоны: по факту это мощнейшие ракетные крейсеры с громадным боекомплектом, газотурбинными силовыми установками и гипертрофированными противолодочным вооружением. Их полное водоизмещение достигало 9000 тонн, а высокие мореходные качества и значительный запас топлива позволяли пересечь по диагонали Атлантический океан!

Помимо уникальных боевых возможностей, это корабельное семейство отличалось высокими стандартами обитаемости. Проще говоря, хорошими условиями судового быта. Экипаж имел весьма сносный для Союза уровень комфорта, что особенно важно в условиях длительного несения службы в сложных климатических зонах.

Высокие оценки «великолепная семерка» получала не только от наших моряков, но и со стороны зарубежных экспертов. Так, американцы считали «букарей» наиболее удачным и эффективным проектом советской ПЛО дальней морской зоны. Кроме развитых противолодочных средств, на борту каждого было установлено четыре (!) зенитно-ракетных комплекса.

Такой корабль действительно мог стать уникальным флотским музеем. Севастопольский бизнес готовился серьезно вложиться в проект. Инициативная группа появилась в Москве. Увы, последний БПК пошел «на иголки».

Единственным, кому была уготована по-настоящему героическая судьба, стал большой противолодочный корабль «Очаков». Два десятилетия ржавел ветеран у заводских пирсов Севастополя. Но дождался «Крымской весны» - и закрыл собой гирло бухты Донузлава.

Один российский «Очаков» лег на дно, не выпустив в море целый отряд кораблей ВМС Украины !..

На этом судьба уникальных отечественных БПЛ проекта «Беркут-Б» закончилась. Севастопольцы отказывается понимать, почему высокие чины ВМФ так безапелляционно отказались отдавать «Керчь» под плавучий музей. Он нужен городу русских моряков.

Неужели «металлоломные» деньги решают все?

«Керчь», ранее «Эмануэле Филиберто дюка д’Аоста» или просто «Дюка д’Аоста» (итал. Emanuele Filiberto duca d"Aosta) - итальянский и советский лёгкий крейсер (тип «Дюка д’Аоста»), участник Второй мировой войны.

В составе Черноморского флота ВМФ СССР с 1949 по 1959 годы.

Проект крейсеров типа «Дюка д"Аоста» был разработан в 1932 году в Италии генерал-лейтенантом Умберто Пульезе. Корабль был заложен 24 января 1932 в Италии, на воду спущен 22 апреля 1934.

В состав КВМС Италии вступил 11 июля 1935. Считался одним из современных и мощных лёгких крейсеров 1930-х годов. Девятый корабль серии «Кондотьери».

Основные характеристики:

Водоизмещение 9230 т.
Длина 186,9 м.
Ширина 17,5 м.
Осадка 5,5 м.
Бронирование Продольная переборка: 35 мм.
Броневой пояс: 70 мм.
Палуба: 35 мм.
Орудийные башни: 40-90 мм.
Боевая рубка: 100 мм.
Двигатели 6 котлов Yarrow, 2 турбины Beluzzo/Parsons.
Мощность 110 тысяч л.с.
Движитель 2 винта.
Скорость хода 36,5 узлов.
Дальность плавания 3900 морских миль при 14 узлах.
Автономность плавания 1635 т мазута,
70 т турбинного масла,
253 т котельной воды,
59 т питьевой воды.
Экипаж 578.

Вооружение:

Радиолокационное вооружение РЛС воздушного и надводного обнаружения GUFO, стандартная ГАС.
Артиллерия 4 × 2 - 152-мм/53 OTO29 орудий.
Зенитная артиллерия 3 × 2 - 100-мм/47 Минизини,
4 × 2 - 37-мм/54 Br32,
6 × 2 - 13,2-мм пулемёта Br40.
Противолодочное вооружение два бомбомёта.
Минно-торпедное вооружение 6 торпедных аппарата калибром 533 мм.
Авиационная группа катапульта, два или три самолёта IMAM Ro.43.

Структура корабля

Лёгкий крейсер «Керчь» имел клёпанный корпус с полубаком, который простирался примерно на одну треть его длины. Система набора была смешанной (средняя часть по продольной системе, оконечности – по поперечной).
21 водонепроницаемая поперечная переборка делила корпус на 22 отсека. Предусматривалось, что корабль сможет выдерживать затопление любых двух смежных отсеков. Поперечная метацентрическая высота при нормальном водоизмещении составляла 1,52 м.

Броневая цитадель простиралась от 187 до 27 шпангоута (на крейсере была принята обратная система отчёта шпангоутов, начиная от кормового перпендикуляра), формировалась 70-мм нижним и 20-мм верхним броневыми поясами, 35-мм продольной броневой переборкой (отстояла на 3,5 м от главного броневого пояса) и 20-мм броневой платформой, соединявшей их основания. Дополнительно устанавливались 50-мм носовой и кормовой траверзы, а также 30...35-мм главная броневая и 12...15-мм верхняя палуба и палуба полубака.

Главная энергетическая установка

Энергетическая установка лёгкого крейсера состояла из трёх котельных отделений, в которых размещалось шесть 4-коллекторных водотрубных котлов Yarrow с вертикальными пароперегревателями (производительность – по 80 т/ч давлением до 25 кг/см² и температурой до 350°С).
В двух машинных отделениях были установлены два трёхкорпусных ГТЗА системы Parsons номинальной мощностью по 55 тыс. л.с. каждый при 250 об./мин у гребного вала. На корабле были также два вспомогательных котла.

Электроэнергетическая установка включала четыре турбогенератора по 160 кВт, установленные попарно в носовом и кормовом машинных отделениях, и два дизель-генератора той же мощности, расположенные в носовом и кормовом отделениях ниже ватерлинии за пределами бронированной цитадели. В силовой электросети использовался постоянный ток напряжением 220 В.
Запасы мазута составляли 1635 т, турбинного масла – 70 т, котельной воды – 253 т, питьевой – 59 т.

Вооружение

Главное вооружение корабля составляли четыре 152-мм двухорудийные артиллерийские установки, которые располагались линейно-возвышенно в носовой и кормовой частях корабля. Они отличались мощной баллистикой, имлеи раздельно-гильзовое заряжание с клиновым горизонтально-скользящим затвором.
Боекомплект каждого орудия составлял по 250 выстрелов. Система управления огнём артиллерии главного калибра состояла из центрального автомата стрельбы в центральном артиллерийском посту, командно-дальномерного поста с визиром центральной наводки и двумя 5-метровыми стереодальномерами.
Во второй и третьей башнях были дополнительные стереодальномеры с базой 7,2 м и башенные автоматы стрельбы, что давало возможность управлять огнём автономно.

Универсальный калибр был представлен тремя 100-мм спаренными палубными артустановками системы Минизини с боекомплектом 250 выстрелов на ствол (одна была в диаметральной плоскости).
У этих установок были полуавтоматическое патронное заряжание и электрические привода наведения, однако по скорости наводки, скорострельности и эффективности этот универсальный калибр уже почти не отвечал требованиям в начале войны.
Имелось две группы (правого и левого борта) морских приборов управления артиллерийским зенитным огнём с двумя зенитными автоматами стрельбы и двумя визирно-дальномерными постами с 3-метровыми стереодальномерами.

Малокалиберная зенитная артиллерия корабля располагала четырьмя 37-мм спаренными и восемь 20-мм одноствольными зенитными автоматами фирмы «Breda»: современными, но стрелявшими с наведением только от стандартных оптических и диоптрических прицельных устройств.

Торпедное вооружение было представлено двумя трёхтрубными 533-мм наводящимися торпедными аппаратами: всего было 12 торпед, 6 из которых были в аппаратах и ещё 6 на стеллажах поблизости на надстройке, без боевых зарядных устройств.
В ходе войны, однако, от торпед моряки отказались, поскольку хранить их было весьма опасно, а надобность в них не была большой: освободившиеся веса использовались для хранения дополнительного боезапаса зенитных автоматов.

На корабле были также два бомбомёта и два кормовых бомбосбрасывателя для противолодочных глубинных бомб. В перегруз крейсер принимал на минные дорожки верхней палубы мины заграждения (до 150 штук, в зависимости от образца).
На шкафуте крейсера была поворотная катапульта, на которой хранилось два поплавковых гидросамолёта-биплана типа IMAM Ro.43. Позднее на крейсер была установлена корабельная РЛС воздушного и надводного обнаружения типа «GUFO», которую демонтировали вместе с ГАС при передаче корабля ВМФ СССР.

Служба

Довоенная

В начале своей службы «Дюка д"Аоста» состоял в 7-м дивизионе крейсеров, в 1938 году он проходил подготовку к кругосветному плаванию вместе с «Эудженио ди Савойя» (тот нёс службу в испанских водах в 1936 - 1937 годах, помогая франкистам).
5 ноября 1938 из Неаполя оба корабля вышли в плавание, которое должно было завершиться 25 июля 1939, однако из-за материально-технических и политических проблем протяжённость маршрута пришлось сократить: отряд посетил только порты Бразилии, Аргентины, Чили и Карибского моря, так и не выйдя в Тихий океан, и вернулся в Специю 3 марта 1939.

Война

В начале 1940 года «Дюка д"Аоста» входил в состав 2-й эскадры. Он принял участие в бою у мыса Пунто Стило с 6 по 10 июля, прикрывал конвои в Северную Африку в середине лета, а в конце октября, совместно с другими силами флота, уже организовывал перехват английских крейсеров на пути к Мальте.

С 16 февраля по 28 ноября 1941 «Дюка д"Аоста» действовал в составе 8-й дивизии крейсеров, участвовал в минно-заградительной операции у мыса Бон (с 19 по 24 апреля), после чего в дальнем покрытии конвоев в Ливию в апреле и мае.
Еще три минно-заградительные операции с участием «Duca d"Aosta» проходили 3 июня в водах у Триполи, а также в Сицилийском проливе 28 июня и 7 июля (минные поля под шифрами S2, S31 и S32). В октябре намечалась четвёртая минно-заградительная операция, но после выхода британского флота в море она была отменена.

В конце ноября крейсер участвовал в дальнейших операциях по прикрытию важного конвоя, шедшего из нескольких портов в Италии в Бенгази.
Между 13 и 19 декабря крейсер должен был также сопровождать два конвоя М41 и М42, что совпало с попыткой англичан провести конвой на Мальту. В итоге это вылилось в небольшой первый бой в заливе Сирт, в котором участвовал и «Дюка д"Аоста».

В январе 1942 года он продолжил несение службы по охране конвоев, прикрывая конвой T18 в Триполи. В феврале крейсер участвовал в безуспешных поисках английского конвоя с Мальты.
Уже в июне в составе 8-й дивизии крейсеров «Дюка д"Аоста» вступил в бой против группировки английских крейсеров и эсминцев: в том бою был потоплен английский эсминец «Бедуин».
К концу года корабль был в Неаполе: 4 декабря американцы организовали мощный авианалёт на морскую базу Италии, но крейсер чудом не получил крупных повреждений.

В 1943 году деятельность флота Италии прекратилась из-за истощения запасов топлива. В начале августа «Дюка д"Аоста» стал одним из немногих кораблей, кто попытался воспрепятствовать дальнейшему продвижению союзников в Италию, предприняв неудачную попытку обстрелять позиции союзников в районе Палермо.
К 10 сентября 1943 крейсер совершил 78 боевых выходов в море, выполнил более 90 боевых задач и пошел около 30 тыс. миль, однако огневых соприкосновений с надводным противником не имел. Серьёзных повреждений он также не получил.

В момент капитуляции Италии крейсер был в Тарано, откуда он 8 сентября 1943 год отплыл на Мальту для сдачи английским властям. За всю Вторую мировую войну легкий крейсер не получил ни одного сеьезного повреждения.
12 сентября «Дюка д"Аоста» сдался вместе с остальными кораблями итальянского флота союзникам на Мальте. После небольшого ремонта крейсер вместе с «Джузеппе Гарибальди» и «Дюка делли Абруцци» 27 октября 1943 вышел во Фритаун из Таранто. Он патрулировал Центральную и Южную Атлантику в семи выходах с 1 ноября 1943 по 15 февраля 1944.
В Италию «Дюка д"Аоста» вернулся 3 апреля, после чего стал использоваться только как транспорт. После войны его вывели в резерв.

Послевоенная передача СССР

На Тегеранской конференции в 1943 году было принято решение о разделе итальянского флота после войны. По жребию, проведённому представителями военно-морского командования Великобритании, США, Франции и Советского Союза ровно 45 кораблей передавались в распоряжение СССР. В их числе был и крейсер «Дюка д"Аоста».
Приём корабля советскими моряками не вызвал проблем: по конструкции крейсер не отличался от крейсеров проектов 26 и 26-бис, а его вступление в состав Черноморского флота позволило бы вывести из его состава устаревшие и изношенные «Красный Кавказ» и «Красный Крым». Передача крейсера состоялась 6 февраля 1949 в порту Одессы под условным именем Z-15. 26 февраля крейсер был переименован в «Сталинград», а потом и в «Керчь».

Служба в Черноморском флоте

После приёма в состав Черноморского флота крейсер «Керчь» подвергся ремонту и модернизации на Севастопольском морском заводе имени С.Орджоникидзе. С корабля демонтировали зенитную артиллерию, установив советские РЛС «Гюйс» и «Редан», а также модернизировали систему ПУС артиллерии главного калибра. Тогда крейсер «Керчь» уже уступал крейсерам проекта 68-К.

Формально «Керчь» входила в состав дивизии крейсеров Черноморского флота, однако с самого начала она использовалась для учебных целей. 16 февраля 1956 крейсер был переклассифицирован в учебный крейсер, а 11 марта 1958 и в учебное судно ОС-32.
Всего он отслужил 10 лет в составе ВМФ СССР, не отметившись ни стычками, ни катастрофами. В то же время на «Керчи» проходили службу квалифицированные моряки, которые позднее осваивали новые боевые корабли ракетоносного флота.

20 февраля 1959 учебный крейсер «Керчь» был исключён окончательно из списков флота и позднее пущен на слом. Причин для такого решения было две: линия руководства МО СССР предполагала «ликвидацию крейсеров как класса», поскольку те не отвечали новым условиям вооружённой борьбы; к тому же после гибели линкора «Новороссийск» командование усомнилось в качестве полученных итальянских кораблей и приказало разобрать их как можно скорее.


При разделе части кораблей итальянского флота между союзниками по антигитлеровской коалиции нашей стране в числе других кораблей достался лёгкий крейсер «Emanuele Filiberto Duca d’Aosta», принадлежавший к типу «Condotieri-D». 2 марта 1949 г. в Одессе итальянский экипаж передал крейсер советской команде. 30 марта корабль зачислили в состав бригады крейсеров эскадры ЧФ – сначала под наименованием «Сталинград», а затем, в следующем году (когда это имя получил вновь заложенный тяжёлый крейсер проекта 82 ) – «Керчь». Крейсер входил в боевой состав бригады, а затем – дивизии крейсеров вплоть до 17 февраля 1956 г., когда его переклассифицировали в учебный, после чего два года он использовался для целей обучения.

11 марта 1958 г. учебный крейсер «Керчь», который по своему техническому состоянию вполне мог бы прослужить около 5 лет без какого-либо крупного ремонта, переформировали в опытовое судно и менее чем через год (20 февраля 1959 г.) исключили из списков флота. На его судьбе отразилось сразу два решающих в то время фактора: во-первых, линия руководства МО СССР на «ликвидацию крейсеров как класса» боевых кораблей, не соответствующих новым условиям вооруженной борьбы, а во-вторых – категорические указания из Москвы (последовавших после гибели 29 октября 1955 г. в Севастополе линкора «Новороссийск») очистить флот от бывших итальянских кораблей…

История создания довоенных итальянских лёгких крейсеров восходит к 1926 г., когда в кораблестроительную программу были включены первые 4 корабля этого класса, впоследствии получившие названия «Giovanni delle Bande Nere», «Bartolomeo Colleoni», «Alberto di Giussano» и «Alberico da Barbiano» (тип «Condotieri-A»). Эти крейсера (как, впрочем, и два последующих) проектировались под руководством Главного инспектора кораблестроения итальянского флота генерала-лейтенанта Умберто Пулье-зе в ответ на постройку во Франции лидеров эсминцев типа «Leone» и превзошли их по всем тактико-техническим элементам. В их конструкции весьма мощное вооружение (8-152/53 мм орудий в четырёх двухорудийных башнях) и высокая скорость (до 42 узл.) сочетались с небольшим водоизмещением (не более 6800 т). Платой за все эти достижения стали чрезвычайно лёгкие бронирование и конструкция корпуса. Система бронирования, предложенная Умберто Пульезе и применявшаяся впоследствии на всех итальянских лёгких крейсерах, предусматривала установку на расстоянии 1,5 – 3,5 м за главным броневым поясом продольной противоосколочной броневой переборки, примыкавшей сверху к броневой палубе, а снизу – к броневой платформе (крепившейся к главному броневому поясу и, таким образом, замыкавшей броневой контур). В остальном это была обычная «коробчатая» система бронирования, широко распространенная на крейсерах в ту пору: сверху цитадель защищалась плоской броневой палубой, а спереди и сзади – броневыми траверзами.

Толщины брони на первых четырёх (как и на двух последующих) «Condotieri» представлялись более чем скромными: главный броневой пояс – 24 мм, продольная переборка – 18 мм, броневые палуба и траверзы – 20 мм. Тем не менее, считалось, что эти корабли достаточно хорошо защищены от 120…138-мм фугасных снарядов эсминцев и лидеров на боевых дистанциях (50-80 каб.), способны уверенно поражать их огнём своей 152-мм артиллерии. Их вступление в строй в 1931 г. вызвало заметный интерес в мировых военно-морских кругах. В 1933 г. в строй вступают незначительно отличавшиеся от предшественников два следующих корабля: «Luigi Cadorna» и «Armando Diaz» (тип «Condotieri-B»).

Развернувшееся во Франции в начале 1930-х гг. строительство лёгких крейсеров со 152-мм артиллерией главного калибра заставило итальянских конструкторов принять соответствующие меры. Два очередных корабля, проектировавшиеся уже под руководством генерал-майора Франческо Ротунди (нового главного инспектора военного кораблестроения итальянского флота) – «Raimondo Montecuccoli» и «Muzio Atendolo» – при неизменном вооружении обладали усиленным бронированием (пояс – 60 мм, продольная переборка – 25 мм и броневая палуба – 30 мм), ввиду чего их полное водоизмещение достигло 8000 т и, несмотря на увеличенную до 110000 л.с. мощность двух ГТЗА, скорость полного хода ограничивалась 37 узлами (на ходовых испытаниях «Armando Diaz» развил 39,72 узл., a «Raimondo Montecuccoli» – 38,72 узл.). Как известно, именно «Raimondo Montecuccoli» стал прототипом первых советских лёгких крейсеров типа «Киров» (проект 26 ). Общее расположение советского крейсера было выполнено по рабочим чертежам итальянского, механическую же установку просто приняли «по прототипу», а теоретический чертёж также доставили из Италии.

В январе 1932 г. последовала закладка двух лёгких крейсеров типа «Condotieri-D»: «Eugenio di Savoia» строился фирмой «Ansaldo», a «Bmmanuele Filiberto Duca d’Aosta» – «Odero-Temi-Orlando». Корабли сошли на воду 16 марта 1935 г. и 22 апреля 1934 г., а в строй вступили 12 января 1936 г. и 11 июля 1935 г. соответственно. Их вооружение по сравнению с предыдущим типом сохранялось практически неизменным, если не считать улучшенных моделей приборов управления стрельбой и увеличенного с 4 до 6 числа 533-мм торпедных труб. Бронирование претерпело дальнейшее усиление: толщина броневого пояса достигала 70 мм, а продольной переборки и верхней броневой палубы – 35 мм.

Котлотурбинная установка оставалась неизменной и ввиду дальнейшего роста водоизмещения кораблей (полное – 9000 т) проектная скорость определялась равной 36,5 узлам (на ходовых испытаниях «Duca d’Aosta» достиг 37,35 узл.). По своим боевым возможностям эти лёгкие крейсера не уступали своим английским и французским «сверстникам» – кораблям типов «Sydney» и «La-Galissoniere», соответственно, а по ряду тактико-технических элементов – даже превосходили их.

Последними крейсерами семейства «Condotieri» стали «Giuseppe Garibaldi» и «Luigi di Savoya degli Abruzzi». Оба эти корабля вступили в строй в 1937 г. и представлялись одними из наиболее совершенных легких крейсеров кануна^второй мировой войны. Их котлотурбинная установка сохранялась такой же, как и у их предшественников, однако вооружение и бронирование существенно усиливались. Устанавливались более мощные 152-мм орудия с длиною ствола 55 калибров (а не 53, как прежде) в количестве 10 стволов (по две 3- и две 2-орудийных башни), число 100-мм спаренных универсальных артиллерийских установок увеличивалось до четырёх. Всё остальное вооружение оставалось без изменения. Толщина главного броневого пояса увеличивалась до 90 мм, продольной броневой переборки и броневой палубы – до 40 мм. Ввиду того, что водоизмещение кораблей достигло 10.000 т, пришлось ограничиться 35-узловой проектной скоростью (на испытаниях удавалось развивать скорость до 38 узл.). Считалось, что эти крейсера смогут противостоять 203-мм бронебойным снарядам на дистанциях от 75 до 100 каб. Первоначально планировалось заложить в 1935 г. два следующих лёгких крейсера («Ciano» и «Venezia»), являвшихся дальнейшим развитием типа «Garibaldi», однако их постройка в силу различных причин так и не началась.

В дальнейшем итальянский флот крейсеров больше не строил:, вступавшие в строй в годы войны корабли типа «Attilio Regolo» являлись небронированными лидерами эсминцев со 135-мм артиллерией, высокой скоростью хода (41 узл.) и умеренным водоизмещением (3400 т), а достраивавшиеся в варианте крейсеров ПВО 6000-тонные «Etna» и «Vezuvio» (заложенные в 1939 г. для Таиланда) за годы войны так и не были достроены.

Таблица 1

Тактико-технические элементы лёгких крейсеров

Тактико-технические элементы

Наименование корабля, страна, даты закладки, спуска на воду, вступления в строй

«Duca d’Aosta»
Италия
24.01.1932
22.04.1934
11.07.1935

«LaGalissoniere»
Франция
15.10.1931
17.11.1933
15.12.1935

«Sydney»
Великобритания
08.07.1933
22.09.1934
24.09.1935

Вооружение:
– артиллерийское (число установок, стволов, калибр, мм, длина, калибров)

– торпедное (число торпедных труб, калибр, мм)

– авиационное (число катапульт / гидросамолётов)

-
3 х 3 – 152/55
3 х 2 – 100/47 ун.
8 х 2 – 37/54 зен.
4 х 2 – 13,2 пул.

-
4 х 2 – 152/50
4 х 2 – 90/60 ун.
4 х 2 – 13,2 пул.

-
4 х 2 – 152/53
4 х 1 – 102/46 ун.
3 х 4 – 12,7 пул.

Масса снарядов залпа артиллерии ГК, кг

Досягаемость ГК, каб

Бронирование:
– пояс, мм
– продольная переборка, мм
– палуба, мм
– траверзы, мм
– башни ГК, мм
– боевая рубка, мм
– длина цитадели в % от наибольшей

-
70
35
35
50
90-40
100
75

-
105
20
38
60
100-40
140
70

-
51-76

51
76
25
25
30

ЗСМ под огнём 152-мм орудий, каб.:
– итальянских
– французских
– английских

-

от 67 до 85
от 60 до 90

-
от 50 до 120

от 45 до 95

-
от 75-105 до 122
от 78 до 102

Мощность, л.с.

Проектная скорость, уз

Водоизмещение, т:
– стандартное
– полное

-
7596
9230

-
7850
9200

-
7100
9420

Наибольшие размерения, м:
– длина
– ширина
– осадка

-
186,9
17,5
5,0

-
179,0
17,5
5,2

-
169,2
17,3
4,9

Экипаж, чел.

Примечание: ун. – универсальные орудия, пул. – зенитные пулемёты, ГК – главный калибр, ЗСМ – зона свободного маневрирования (диапазон дистанций, в пределах которого обеспечивается непоражение жизненно важных частей корабля бронебойными снарядами данного образца артиллерийского орудия) на траверзных курсовых углах, ЭУ – энергетическая установка, ТЗА – турбозубчатый агрегат

Италия вступила во вторую мировую войну 10 июня 1940 г., располагая в составе своего флота 12 лёгкими крейсерами вполне современной постройки. Все эти корабли принимали самое активное участие в боевых действиях против английского флота на Средиземном море. Шесть кораблей из двенадцати были потеряны. Первым 19 июля 1940 г. погиб «Bartolomeo Colleoni» в бою с английским лёгким крейсером «Sydney» и четырьмя эсминцами у северо-западного побережья острова Крит – сказалась совершенно неудовлетворительная (для того, чтобы противостоять английским 152-мм бронебойным снарядам) броневая защита. Следовавший с «Colleoni» однотипный «Giovanni Deglle Bande Nere» в тот раз сумел уйти, несмотря на полученные повреждения, и лишь 1 апреля 1942 г. затонул от торпеды английской ПЛ у острова Стромболи. 25 февраля 1941 г. у тунисского порта Сфакс от той же причины отправился на дно «Armando Diaz». Настоящая катастрофа постигла итальянские крейсера «Alberico da Barbiano» и «Alberto di Giussano» ночью 13 декабря 1941 г., когда они с грузом бензина и боеприпасов для своих сухопутных войск у побережья Туниса были застигнуты врасплох и погибли от торпед трёх английских и одного датского эсминца. 13 августа 1942 г. неподалеку от порта Кальяри «Muzio Attendolо» лишился носовой оконечности от взрыва торпеды английской ПЛ, а 4 декабря корабль, стоявший на ремонте в гавани Неаполя, перевернулся и затонул от попаданий авиабомб при налёте на город бомбардировщиков союзников. Судьбы шести уцелевших кораблей сложились по-разному. «Luigi Cadoma» использовался для подготовки личного состава в Таранто и в 1951 г. пошёл на слом. «Raimondo Montecuccoli» долгое время использовался как учебный корабль и был разобран только в 1972 г. До 1961 г. прослужил «Luigi di Savoya Duca del Abruzzi», а однотипный «Giuseppe Garibaldi», прошедший в 1957-1962 гг. коренную модернизацию с переоборудованием в крейсер УРО, оставался в составе флота вплоть до 1972 г.

Два итальянских лёгких крейсера в счёт репараций в 1949 г. передали греческому и советскому флотам: это были однотипные «Eugenio Di Savoya» и «Emanuele Filiberto duca d’Aosta»…

Лёгкий крейсер «Керчь» имел клёпанный корпус с полубаком простиравшимся примерно на одну треть его длины. Система набора – смешанная: средняя часть – по продольной системе, оконечности – по поперечной. 21 водопронеца-емая поперечная переборка делила корпус на 22 отсека. Предусматривалось, что корабль сможет выдерживать затопление любых двух смежных водонепроницаемых отсеков. Поперечная метацентрическая высота при нормальном водоизмещении составляла 1,52 м.

Броневая цитадель простиралась oт 187 до 27 шп. (нумерация шп. – от кормового перпендикуляра). Она формировалась 70-мм нижним, 20-мм верхним броневыми поясами, 35-мм продольной броневой переборкой, отстоявшей на 3,5 м от главного броневого пояса, и 20-мм броневой платформой, соединявшей их основания, 50-мм носовым и кормовым траверзами, а также 30…35-мм главной броневой и 12…15-мм верхней палубой и палубой полубака.

В трёх котельных отделениях размещалось 6 четырёхколлекторных водотрубных котла системы «Yarrow» с вертикальными пароперегревателями (производительность – по 80 т/ч давлением до 25 кг/кв.см и температурой до 350 град.С), а в двух машинных отделениях два трёхкорпусных ГТЗА системы Parsons номинальной мощностью по 55000 л.с. при 250 об./мин. гребного вала. Имелось на корабле также и два вспомогательных котла. Электроэнергетическая установка включала четыре турбогенератора по 160 кВт, установленные попарно в носовом и кормовом машинных отделениях, и два дизель-генератора мощностью по 160 кВт, расположенные в носовом и кормовом отделениях ниже ватерлинии за пределами бронированной цитадели. В силовой электросети использовался постоянный ток напряжением 220 В.

Запасы мазута достигали 1635 т, турбинного масла – 70 т, котельной воды – 253 т, питьевой – 59 т.

Главное вооружение корабля составляли четыре 152-мм двухорудийные артиллерийские установки (АУ), размещённые линейно-возвышенно в носовой и кормовой частях корабля. Орудия отличались мощной баллистикой и имели раздельно-гильзовое заряжание с клиновыми горизонтально-скользящими затворами. Боекомплект составлял 250 выстр./ ствол. Система приборов управления огнём артиллерии главного калибра (ГК) состояла из одного центрального автомата стрельбы (ЦАС), размещённого в центральном артиллерийском посту (ЦАП), командно-дальномерного поста (КДП) с визиром центральной наводки и двумя 5-м стереодальномерами. Кроме того, во второй и третьей башнях ГК имелись стереодальномеры с базой 7,2 м и башенные автоматы стрельбы (БАС), что позволяло управлять огнём всего 152-мм калибра или носовой и кормовой группы башен автономно. Универсальная артиллерия состояла из трёх 100-мм спаренных палубных АУ системы Минизини, установленных в кормовой части, причём одна находилась в диаметральной плоскости. Эти АУ, несмотря на полуавтоматическое патронное заряжание и электрические привода наведения, по своим скоростям наводки, скорострельности и эффективности действия боезапаса по цели к началу войны уже весьма в малой степени отвечали предъявляемым к ним требованиям. Боекомплект предусматривался в количестве 250 патронов на ствол. Имелось две группы (правого и левого борта) морских приборов управления артиллерийским зенитным огнём (МПУАЗО) с двумя зенитными автоматами стрельбы (ЗАС) и двумя визирно-дальномерными постами с 3-м стереодальномерами.

Малокалиберная зенитная артиллерия корабля располагала четырьмя 37-мм спаренными и восемью 20-мм одноствольными зенитными автоматами фирмы «Breda». Эти системы являлись в то время вполне современными, однако могли вести огонь с наведением лишь от простых оптических и диоптрических прицельных устройств.

Торпедное вооружение было представлено двумя трёхтрубными 533-мм наводящимися торпедными аппаратами, к которым корабль имел в общей сложности 12 торпед (6 – в аппаратах и 6 – на стеллажах поблизости на надстройке, без боевых зарядных устройств, хранившихся в специальном погребе ниже WL). В ходе войны от запасных торпед в силу опасности хранения на борту и малой надобности отказались, использовав высвободившиеся веса для дополнительного боезапаса зенитных автоматов. Помимо этого корабль располагал двумя бомбомётами и двумя кормовыми бомбосбрасывателями для противолодочных глубинных бомб, а также (в перегруз) мог принимать на минные дорожки верхней палубы мины заграждения (до 150 мин в зависимости от образца).

Предусматривалось и авиационное вооружение: на шкафуте располагалась поворотная катапульта, на которой хранилось два поплавковых гидросамолёта-биплана типа INAM RO 43.

В 1943 г. крейсер получил один из первых образцов итальянской корабельной РЛС воздушного и надводного обнаружения типа «GUFO», демонтированную вместе с ГАС при передаче корабля ВМФ СССР.

Служба лёгкого крейсера «Emanuele Filiberto Duca d’Aosta». После своего вступления в строй «Duca d’Aosta» присоединился к 7-ой дивизии крейсеров, и в 1938 году проходил подготовку к кругосветному плаванию вместе с «Savoia», входившей в состав той же дивизии. Последний проходил службу в испанских водах в 1936/37 годах участвуя в мероприятиях Италии по поддержке войск генерала Франко в гражданской войне. Корабли вышли из Неаполя 5 ноября 1938 года в плавание, которое должно было продолжаться вплоть, до 25 июля 1939 года. Однако, трудности материально-технического обеспечения и, главным образом, политические проблемы при ухудшающемся международном климате 1939 года вынудили сократить протяжённость выбранного маршрута, и отказаться от второй части плавания к берегам США, Японии, островов Ост-Индии, Сингапуру и Индии. Таким образом, посетив порты Бразилии, Аргентины, Чили и Карибского моря, отряд возвратился в Специю 3 марта 1939 года.

В начале 1940 года «Duca d’Aosta» входил в состав 2-й эскадры и принял участие в бою у мыса Пунто Стило 6-10 июля, в прикрытии конвоев в Северную Африку в середине лета, а в конце октября, совместно с другими силами флота – в попытке перехватить английские крейсера на пути к Мальте.

Между 16 февраля и 28 ноября 1941 года «Duca d’Aosta» действовал в составе 8-й дивизии крейсеров. На протяжении 1941 года крейсер участвовал в минно-заградительной операции у мыса Бон (19-24 апреля), после чего – в дальнем покрытии конвоев в Ливию в апреле и мае. Еще три минно-заградительные операции с участием «Duca d’Aosta» проходили: 3 июня в водах у Триполи, в Сицилийском проливе 28 июня и 7 июля (минные поля под шифром S2, S31 и S32).

Последующая операция в октябре, однако, была отменена при получении информации о выходе в море британского флота. В конце ноября крейсер участвовал в дальнейших операциях по прикрытию важного конвоя, шедшего из нескольких портов в Италии в Бенгази. Между 13 и 19 декабря проводка двух последующих конвоев, М41 и М42, совпало с попыткой англичан провести конвой на Мальту, что привело в итоге к нерешительному первому бою в заливе Сирт, в котором довелось участвовать и «Duca d’Aosta».

Он также прикрывал конвой Т18 в Триполи в январе 1942, в то время как в следующем месяце он участвовал в неудавшемся поиске английского конвоя с Мальты.

В июне «Duca d’Aosta» с 8-й дивизией вёл бой против английских крейсеров и эсминцев, когда был потоплен английский эсминец «Beduin».

К концу года, корабль находился в Неаполе и счастливо избежал крупных повреждений, когда 4 декабря американские ВВС произвели массированный налёт на эту базу.

Боевая деятельность итальянских кораблей в 1943 году фактически прекратилась, главным образом вследствие нехваток топлива, но после вторжения союзников на Сицилию в начале августа крейсер осуществил неудачную попытку артиллерийского обстрела позиций союзников в районе Палермо.

12 сентября 1943 года крейсер вместе с остальными кораблями итальянского флота сдался союзникам на Мальте.

После выхода Италии из войны «Duca d’Aosta», после небольшого ремонта, вместе с «Abruzzi» и «Garibaldi» 27 октябре 1945 года вышел из Таранто во Фритаун. Он произвёл семь выходов на патрулирование в центральную и южную Атлантику в период с 1 ноября 1943 и 15 февраля 1944 года перед возвращением в Италию 3 апреля. После этого корабль использовался для решения только транспортных задач и по окончании войны был выведен в резерв.

Приём корабля нашим экипажем не вызвал каких-либо серьёзных проблем, так как он по своей конструкции и типажу технических средств несущественно отличался от отечественных крейсеров проектов 26 и 26-бис . «Керчь» являлась в тот период очень нужным учебным кораблём, вступление её в строй ЧФ позволило вскоре вывести из его состава совершенно устаревшие и изношенные «Красный Кавказ» и «Красный Крым».

Вскоре после приема в 1949-1950 гг. крейсер подвергся ремонту и частичной модернизации на Севастопольском Морзаводе им. С.Оржоникидзе. С корабля демонтировали авиавооружение и установили отечественные РЛС («Гюйс» и «Редан»), модернизировали систему ПУС артиллерии главного калибра.

Оценивая корабль по его боевым возможностям на 1949 г., следует заметить, что он, конечно, уже уступал достраивавшимся в то время отечественным лёгким крейсерам проекта 68-К , но находился вполне на уровне входивших в состав нашего флота крейсеров проектов 26 и 26-бис .

Почти десятилетняя служба лёгкого крейсера «Керчь» в составе ВМФ СССР не отмечена какими-либо героическими боями или дальними походами, однако она не была омрачена и катастрофами и авариями. В то же самое время корабль долго служил «кузницей» квалифицированных кадров, которые впоследствии успешно осваивали новые боевые корабли ракетоносного флота.

Таблица 2

Тактико-технические элементы лёгких крейсеров «Керчь», «Ворошилов» и «Куйбышев»

Тактико-технические элементы

Наименование корабля, годы закладки, вступления в строй

«Керчь»
1932
1935

«Ворошилов »
1934
1940

«Куйбышев»
1939
1950

Вооружение: (число установок, стволов, калибр, мм, длина, калибров, наименование)

2 x 3 – 152/53 ОТО29
3 x 2 – 100/47 50-П
4 x 2 – 37/54 Вг32
6 x 1 – 20/65 Вг40
2 x 3 – 533-мм ТА

3 x 3 – 180/57 МК-3
6 x 1 – 100/56 Б-34
14 x 1 – 37/68 70-К
2 x 4 – 12,7 Vickers
2 x 3 – 533-мм ТА

4 x 3 – 152/53 МК-5
4 x 2 – 100/70 СМ-5
14 x 4 – 37/68 В-11

Огневая производительность артиллерии ГК, кг/мин

Досягаемость ГК, каб

Бронирование:
– пояс, мм
– палубы, мм
– башни ГК, мм
– боевая рубка, мм

-
70+35
35
90
100

-
50
50
70
150

-
100
50
175
130

ЗСМ под огнём американских 152/47 мм орудий (59-кг бронебойный снаряд), каб.

отсутствует

от 62 до 107

Тип ЭУ
Мощность, л.с.

ТЗА
110000

ТЗА
110000

ТЗА
110000

Скорость, уз

Дальность плавания, миль / при скорости, уз

Водоизмещение, т:
– стандартное
– полное

-
7943
9695

-
7966
9517

-
11820
14838

Наибольшие размерения, м:
– длина
– ширина
– осадка

-
186,9
17,5
5,1

-
191,3
17,6
6,2

-
199,0
18,7
7,2

Экипаж, чел.

Примечание: ТТЭ крейсеров приведены по состоянию на 1950 г.

Таблица 3

Тактико-технические характеристики артустановок корабельной артиллерии

Тактико-технические характеристики

ОТО-29

Калибр, мм

Длина, кал.

Орудий, шт.

Дальность, км

Высота, км

Меткость, вд/х

Масса, кг:
– снаряда
– заряда
– системы

-
50,0
20,1
107000

-
33,4
14,7
240000

-
13,8
5,0
15030

-
15,6
7,4
14950

-
0,82
0,20
5000

-
0,73
0,20
2721

-
0,14
0,04
312

Скорострельность, выстр./мин.

Скорость наведения ВН/ГН, град./с

Расчёт, чел.