Смольный монастырь, собор. Смольный монастырь Растрелли смольный

Очень многие названия различных мест Санкт-Петербурга восходят ко времени основания города. Многие из этих названий напоминают о городе, рожденном под грохот пушек, в огне сражений Северной войны, начинавшемся с военного лагеря, который превращался в столицу Русского государства, в котором рождался его крупнейший морской порт.

Верфи, на которых строили корабли Балтийского флота и «партикулярные суда, пороховые и пильные мельницы, заводы, работавшие в основном для нужд войны и строительства города, вырастали в нем по соседству с дворцами и палатами знати. На левом берегу Невы, за Летним дворцом Петра на месте теперешнего въезда на Литейный мост, выстроили Литейный «анбар» - завод, на котором отливали пушки. Вокруг него вскоре появились кузница, лафетная, столярная и другие мастерские, сараи и склады. Все это вместе стало называться Литейным двором. Тогда всякое казенное или общественное заведение называли двором (Гостиный двор, Монетный двор, Печатный двор). За Литейным двором на набережной построил себе дом его главный начальник, генерал-фельдцехмейстер Я.В. Брюс. После царского указа 4 апреля 1714 года, коим повелено было «всем царедворцам жить в в Петербурге», это место стало аристократическим районом города. Неподалеку возвели дворцы для «особ царского семейства»: вдов умерших братьев Петра Прасковьи Федоровны и Марфы Матвеевны. Сестры Петра Натальи Алексеевны и наследника - царевича Алексея; поблизости разместились дома приближенных и дворцовых служителей. Улица, на которой стоял дом Натальи Алексеевны, сначала называлась Береговой линией, а потом стала называться Шпалерной, так как тут был возведен «мануфактурный двор», шпалерная и штофная фабрика. За дворцом царевича Алексея вверх по Неве располагались дома невесток Петра и придворной знати. Там были и палаты сподвижника Петра, адмиралтейств-советника Кикина, ведавшего всеми материальными складами флота. Кикин поблизости от своего дома, на мысу, омываемом с востока и севера Невой, устроил Смольный двор, «в котором лежала смола, приготовляемая про весь корабельный флот». Смолу, из которой вываривали деготь, привозили крестьяне деревень, специально приписанных к Адмиралтейству.

За Смольным двором в 1714 году построили небольшой деревянный дом с садом (смольный дом) для Петра. После смерти Петра, Екатерина I распорядилась на этом месте возвести загородный летний дворец, перешедшйи потом к ее дочери Елизавете Петровне. В Смольном дворце Елизавету держали под неусыпным надзором вдали от центра столицы, вплоть до вступления на престол (в 1741 г.). Как выглядел Смольный дворец, сведений не сохранилось. В 1744 году во дворце случился пожар, а в 1746 году дворец сломали, участок расчистили и подготовили для нового строительства.

Смольный монастырь

Начало строительства Смольного монастыря

В 1748 году было официально объявлено, что «ея императорское величество намерены при С. Петербурге, на том месте, где ея императорского величества дворец, называемый Смольный… воздвигнуть вновь, девичий монастырь с церковным и прочим принадлежащим монастырским зданием…» Императрица собиралась под старость удалиться в эту обитель и быть её настоятельницей в окружении послушниц. 30 октября под пушечную пальбу и звон колоколов был торжественно положен закладной камень собора Воскресенского Новодевичьего монастыря. Проектировал и строил монастырь обер-архитектор императорского двора Франческо Бартоломео Растрелли. Растрелли (по меткому замечанию Б.Р. Випера) превратил город-порт, город-верфь в город-дворец.

«Архитектура – это искусство вписывать линии в небо». Возведенный в излучине Невы неподалеку от воды Смольный продолжает древний русский обычай ставить церкви и соборы на берегах рек, вписывая их в окружающий пейзаж. В то же время собор, как и многие Петербургские сооружения, замыкает далекую перспективу широкой и прямой улицы и формирует площадь Растрелли. Композицию ансамбля монастыря в целом и его центрального звена - Воскресенского (Смольного) собора пронизывает устремленность ввысь. Ансамбль монастыря дает понимание, что подлинная монументальность - это не тяжесть и массивность, а соразмерность, легкость и сила.

Крестообразный в плане монастырь обнесен невысокой глухой стеной с башенками по углам. За стеной расположены двухэтажные корпуса келий и других монастырских помещений. Фасады этих корпусов прорезаны ритмично повторяющимися арками. Первый этаж обработан рустами, придающими сооружениям тяжесть и мощь, а окна углублены в стены. Второй этаж значительно легче, благодаря большим окнам-аркам, разделенным сдвоенными полуколоннами. Нарастание вверх продолжают башни-церкви, расположенные на четырех внутренних углах «креста». Это церкви во имя св. Захария и Елизаветы, св. Екатерины, св. Александра Невского и св. Марии Магдалины.

Они имеют то же поэтажное членение, но у них уже три этажа, над которыми возвышается барабан, перекрытый куполом, увенчанным главкой с крестом. Угловые церкви подготавливают переход от двухэтажных построек к девяностадвухметровому взлету собора. Его нижние два яруса словно постамент, на котором возносится барабан центрального купола и почти прижатые к нему башни-звонницы, завершенные луковичными главками. Пятиглавие собора становится центром другого пятиглавия, образованного собором и угловыми церквями.

В проекте Воскресенского собора Растрелли связал архитектурные традиции Московского государства и европейское барокко. Интерпретируя традиционную для русской архитектуры тему пятиглавия (вновь ставшую обязательной при Елизавете Петровне), архитектор создал великолепную, совершено оригинальную композицию.

Непостроенная колокольня Смольного собора

План Растрелли не был реализован полностью. В середине западного корпуса келий должна была быть возведена колокольня над въездом в монастырь. Ее высота – сто сорок метров была бы в полтора раза больше высоты собора и на восемнадцать метров больше шпиля Петропавловской крепости. Растрелли создал модель колокольни, в которой нижние два яруса наиболее массивны и пышно украшены Каждый последующий ярус уже и легче предыдущего и настолько слит с ним, что кажется вся колокольня «на одном дыхании» взмывает ввысь. Белоствольные колонны и постепенно сужающиеся арки задают ритм этого стремительного взлета. В верхней столпообразной части колокольни он становится более замедленным и более дробным, благодаря трем близко поставленным круглым окнам. Модель колокольни Смольного монастыря сейчас хранится в Академии художеств.

Как и когда достраивали Смольный собор

К 1761 году, когда умерла Елизавета, успели закончить и отделать лишь большую часть келий и трапезную. Строительство было приостановлено почти на 70 лет. И только во второй половине 1820-х годов был объявлен конкурс на проект достройки Воскресенского собора. Достраивали собор по проекту Стасова, которому удалось сохранить гармонию целого при всех изменениях и приближениях к вкусам и требованиям времени. Снаружи собор оставили без изменений, только вновь побелили стены и окрасили купол и главы.

Внутри собора основная мысль Растрелли сохранена в общем архитектурном решении: в сияющей высоте семидесятидвухметрового подкупольного пространства, в импозантности белоснежного интерьера, вмещающего шесть тысяч человек. Приведя «изломанные линии в прямые», уменьшив количество «входящих частей», Стасов создал интерьер собора в духе своего времени. Здесь все сдержаннее, строже лаконичнее, чем внешнее убранство собора. От жизнерадостной декоративности Растрелли сохранились пышные капители колонн, крылатые головки херувимов, да гирлянды из плодов и цветов.

От постройки гигантской колокольни отказались, так как это требовало огромных денег и колокольня закрыла бы вид на собор. Двенадцать колоколов отлили в городе Валдае и повесили в боковых башнях собора.

Колокол - «дар Валдая»

Один из колоколов Смольного собора весил шестьсот семь пудов. Для того, чтобы перевезти его из Валдая в Петербург пришлось поломать голову. Способ его доставки был придуман ямщиком Саблуковым. Колокол упаковали в цилиндр из толстых бревен, надежно скрепленных обручами. На железные стержни, приделанные к концам цилиндра, надели кольца рычагов, служащих оглоблями и впрягли двенадцать лошадей. В бревенчатом цилиндре, имеющем вид дорожного катка, этот «дар Валдая» катился до Петербурга «скоро и безопасно». За изобретательность Саблукова наградили мелалью.

Благоустройство территории Смольного монастыря

Одновременно с достройкой собора Стасов завершает ансамбль всего монастыря, и прежде всего перепланирует лежащую перед собором территорию. Он уничтожает длинный жилой корпус, построенный в 1802 году и открывает свободный подъезд к собору, перед которым создает обширную городскую площадь (с 1923 года – площадь Растрелли). По обеим сторонам возводятся трехэтажные флигеля для «жительства духовенства … и воспитания сирот личных дворян». Стасов замкнул пространство предсоборной площади великолепной полукруглой оградой.

Ажурные пилястры решетки Смольного заполнены виноградными листьями и колосьями; вертикальные стержни звеньев - более частые внизу и более редкие в верхней части - завершены пальметтами; идущий по верхнему краю фриз составлен из густых веночков, сплетенных из ветвей и цветов.. красота каждого орнаментального мотива акцентирована и усилена его многократным ритмическим повтором.

Достройка собора заняла три года. В память о завершении строительства была выбита медаль с изображением собора и датами закладки и окончания: «1748 – 1835» Освященный 22 июня 1835 года собор был «наименован собором всех учебных заведений» .

Смольный институт благородных девиц

Еще до окончания строительства собор оказался в центре большого учебного комплекса. В 1764 году в южном корпусе монастыря разместилось Воспитательное общество благородных девиц (Смольный институт), а в 1765 году в северном корпусе открыли «училище для малолетних девушек не дворянского происхождения (Мещанское училище). Но во исполнение воли Елизаветы Екатерина распорядилась учредить в Смольном общину монахинь. Для этой общины с трудом нашли четырнадцать монахинь, которые «грамоте умеют». Довольно скоро и они исчезли из монастыря. Учебные заведения просуществовали до Октябрьской революции. С ними связано появление двух первоклассных памятников архитектуры (собственно комплекс Смольного монастыря, построенный по проекту Растрелли, и комплекс зданий Смольного института благородных девиц, построенный по проекту Джакомо Кваренги специально для учебного заведения, ибо кельи монастыря мало подходили для учебных целей). Эти учебные заведения положили начало женскому образованию в России.

В наши дни в Смольном соборе не проводятся богослужения, он используется, как концертно-выставочный комплекс.

Воскресенский собор.

Там мир в полях и над водами,Там вихрей нет, ни шумных бурь; Меж бисерными облаками Сияет злато и лазурь. (М. В. Ломоносов)

Угловая башня монастыря

Архитектурная деятельность Ф. Б. Растрелли в основном была направлена на создание великолепных дворцовых сооружений, но и в храмовом зодчестве он оставил чрезвычайно ценное произведение - Смольный монастырь в Санкт-Петербурге. Этот крупнейший ансамбль и величайший шедевр зрелого, или елизаветинского, барокко явился блестящим воплощением творческих идей мастера и одним из лучших его произведений.

В середине 1740-х годов Елизавета Петровна стала задумываться о том, чтобы провести старость в монастыре в окружении ста двадцати благородных девиц. Обитель императрица решила устроить в крутой излучине Большой Невы до поворота ее к выходу в море, на месте сгоревшего в 1744 году Смольного дворца, в котором она провела детство и юность. В монастырский комплекс должны были войти храм с домовыми церквями и колокольней, кельи, а также институт для девушек из дворянских семей.

План собора

Закладной камень Воскресенского собора Новодевичьего монастыря (Смольный - неофициальное название) был торжественно положен 30 октября 1748 года. Для проектирования и строительства обители был назначен придворный архитектор Растрелли. Но в связи с загруженностью мастера с 1749 года работами стал руководить его помощник X. Кнобель.

Однако спустя три года после окончания работ Елизавета Петровна приказала полностью переделать проект. Она потребовала, чтобы монастырский собор был построен не по «римскому маниру», как первоначально у Растрелли, а пятиглавым, по образцу Успенского собора в Кремле. Зодчий представил свою версию традиционного в древнерусских храмах пяти-главия, переведя этот образ на язык зрелого барокко. Также и монастырскую колокольню императрица хотела видеть «такую как здесь [в Московском Кремле] Ивановская большая колокольня». На основе нового проекта, в котором вертикальной доминантой ансамбля являлась звонница, была исполнена знаменитая модель монастыря, сохранившаяся до нашего времени в Санкт-Петербургской академии художеств.

Растрелли представлял Смольный как своеобразный столичный «монастырь-дворец» и традиционной схеме монастырского ансамбля придал новую, соответствовавшую требованиям времени художественную трактовку.

Барабан - цилиндрический или многогранный объем, служащий завершением купольной части храма и основанием для глав. Барабан, как правило, прорезан вытянутыми окнами, а снаружи может быть оформлен аркатурным или аркатурно-пилястровым поясом (то есть поясом из арок на тонких колоннах) и другим архитектурным декором.

Раскрепованные карнизы - форма декоративного карниза с уступами, вынесенными вперед или, наоборот, утопленными.

Фрагмент фасада

Каре - построение архитектурных объемов, в плане образующих форму четырехугольника.

Аркада - ряд одинаковых по форме и величине арок, которые опираются на столбы или колонны и образуют галерею.

Уже в 1749 году приступили к постройке келий, заложенных одновременно с храмом, а в мае 1751 года - к возведению стен собора по новому проекту.

Растрелли задумал свой проект со свойственным ему широким композиционным размахом и живописнопластическим богатством архитектурных форм. Наиболее крупные храмовые сооружения этого времени возводились с той же роскошью, что и дворцы. Национальные мотивы сказывались здесь в возврате к богатой форме русского пятиглавия и в строительстве монументальных многоярусных колоколен.

Нарастание масс идет ввысь постепенно: более тяжелые объемы сменяются более легкими, простые архитектурные формы - изысканными и сложными. Здание венчает барабан центрального купола, к нему с четырех сторон примыкают двухъярусные башни-звонницы, завершенные луковичными главками. Раст релли, учитывая отсутствие в ансамбле колокольни и то главенствующее значение, которое приобрел собор, сблизил боковые главы с центральной, создав в целом монументальную композицию венчающего собор пятиглавия.

Архитектуру храма отличают сложное решение фасадов, обилие декоративной скульптуры и лепки,обработка выступающих углов пучками колонн, членение стен раскрепованными карнизами, разнообразные формы окон и люкарн, богато орнаментированные наличниками, и сложной формы фронтоны над входами - типичные элементы для барокко XVIII века. Изысканность и пышность архитектурной декорации сочетаются с подлинной монументальностью, достигнутой благодаря умело найденному масштабу сооружения и совершенству его пропорций. Звучным сочетанием лазури стен, белизны колонн и деталей подчеркнуто праздничное великолепие здания, щедрое многообразие его форм. Внутреннее пространство храма, не завершенное Растрелли, осталось лаконичным. Его отделку осуществил архитектор В. П. Стасов в 1832-1835 годах.

Храм окружен крестообразным в плане каре монастырских корпусов, включающих кельи, трапезную и другие помещения и являющихся неотъемлемой частью архитектурного ансамбля. Четыре башни-церкви отмечают внутренние углы каре. Главные фасады корпусов, обращенные во двор, решены в виде двухъярусных аркад. Большую роль в оформлении фасадов играют сдвоенные полуколонны, создающие богатую игру светотени, а также лепные и литые из чугуна скульптурные декоративные украшения.

Макет монастыря, выполненный Растрелли

Смольный монастырь

Монастырские корпуса.

Значившаяся в первоначальном проекте 9-ярусная 140-метровая колокольня Смольного монастыря на 18 метров превзошла бы высоту шпиля Петропавловского собора и могла бы стать в то время самым высоким зданием в Европе.

Комплекс монастырских зданий отличается законченностью общего композиционного замысла, выразительностью внешнего облика и оформления интерьеров. Богатство форм и деталей, игра света и тени определяют общий характер нарядных и жизнерадостных помещений. Огромную художественную ценность представляет сохранившееся лепное убранство стен и сводов угловых церквей-башен. В интерьерах присутствуют две разновидности лепного декора: плоскостной - тонкий и изящный, незначительно выступающий на поверхности сводов и стен, и объемная лепнина с сильным рельефом. Последний вид не характерен для убранства творений первого периода творчества зодчего, но типичен для архитектуры зрелого барокко.

В ансамбле монастыря, задуманном Растрелли с исключительным размахом, получили развитие традиционные мотивы русского зодчества и новаторские приемы, разработанные в дворцовой архитектуре XVIII века. По совершенству отдельных частей и ансамбля в целом, по живописности и выразительности композиции Смольный является одной из вершин мирового зодчества.

Большой Екатерининский дворец, павильоны «Грот» и «Эрмитаж» в Царском Селе

На декоративную отделку Большого зала Екатерининского дворца, площадь которого составляла 807 м, ушло 7 килограммов чистого золота.

Циркумференция - постройка, чаще всего колоннада, располагающаяся в плане по кругу или полукругу.

Дворцовый парк

Проекты Растрелли, относящиеся к 1730-м годам, в значительной степени еще близки к стилю петровского времени. Они еще не поражают той роскошью и помпезностью, которыми отмечены его наиболее прославленные творения, такие как Большой Екатерининский дворец в Царском Селе - один из шедевров архитектуры русского барокко середины XVIII столетия. Он расположен на гребне возвышенности, по склону которой раскинулся обширный Екатерининский парк. Здание очень длинное, а его поперечная ось совпадает с осями центральных аллей старого и нового регулярных садов - старейшей части Екатерининского и Александровского парков.

История Большого дворца восходит к петровским временам, в его возведении принимали участие многие зодчие. Небольшие двухэтажные каменные палаты Екатерины I, именем которой дворец был назван позднее, построены в 1717-1723 годах под руководством архитекторов И. Ф. Браунштейна и И. Я. Ферстера.

Вступившая на престол в 1742 году Елизавета Петровна решила превратить Царское Село в свою парадную загородную резиденцию и начала переделку и расширение палат. С 1743 по 1744 год архитектор М. Г. Земцов (а после его кончины - помощник мастера А. В. Квасов) пристроил к палатам каменные флигели, соединенные с основным зданием деревянными галереями на колоннах. Вблизи левого флигеля возводилось здание новой оранжереи, а перед дворцом - фундаменты под циркум-ференции.

Специальным указом 5 мая 1745 года архитектором Царского Села был назначен С. И. Чевакинский, который развивал и дополнял замысел предыдущих зодчих. Он заменил деревянные колоннады каменными одноэтажными галереями и построил церковь около правого флигеля. Для симметричности композиции ансамбля он изменил оранжерею: поднял ее стены и сделал карниз «с фронтоном яко на церкви». Церковь, заложенная 8 августа 1746 года, и оранжерея первоначально намечались как отдельные здания, но затем было решено соединить их с флигелями одноэтажными галереями с открытыми террасами вместо крыш - «висячими садами». Таким образом, Оранжерейный зал стал Портретным залом дворца. К осени 1746 года Чевакинский приступил к расширению старых каменных палат. Новые пристройки удлинили фасад и образовали симметричные ризалиты. Средний дом, как стали называть палаты Екатерины I, был украшен по центру ризалитом с четырехпилястровым портиком и фигурным фронтоном. Стены дома стали более высокими и обзавелись новым карнизом, а кровля с переломом «по голланскому маниру» заменилась на двухскатную.

Фрагмент фасада.

Антикамера - небольшое помещение, расположенное перед парадным залом.

Деталь лепного декора.

Обновленный дворец с его сдержанной архитектурой и простым убранством, не соответствовал возросшим великолепию и роскоши царского двора. К тому же, несмотря на огромную протяженность, он оставался маловместительным. Все это послужило поводом для новой реконструкции, которая была поручена Растрелли.

Зодчий отказался от членения здания на отдельные объемы, соединенные галереями-переходами, и сделал все части дворца одним целым. В результате фасад в длину достиг 325 метров.

Низкие одноэтажные галереи по сторонам Среднего дома в 1751 году были надстроены и тем самым подняты до общей высоты, а старые боковые корпуса включались в обновленное здание как выступающие ризалиты. В бывших галереях предполагалось разместить новые покои и большой двухсветный (с двумя рядами окон) зал. С этой целью в 1752 году началось возведение третьего этажа в Среднем доме и боковых флигелях, а спустя два года подняли стены церкви.

Тогда же Растрелли на месте левого висячего сада устроил трое новых покоев - антикамер, а в Портрет ном зале сделал большую парадную лестницу.

План первого и второго этажей дворца

Скульптура у парадного входа во дворец

Второй висячий сад сохранился (у Церковного корпуса), но был превращен в закрытый дворик: для соблюдения симметрии его обнесли стенами, равными по высоте стенам антикамер. При этом архитектор сохранил общую разбивку и основные членения прежней цепи дворцовых зданий. В отличие от прежнего дворца с центральным входом и симметричной планировкой относительно поперечной оси мастер ориентировал всю композицию строения по продольной оси. Таким образом, вся длина сооружения использовалась для создания единой сквозной анфилады внутренних парадных помещений, отличающейся торжественным великолепием.

Фасады дворца получили новую архитектурную и декоративную обработку. Два верхних этажа дворца Растрелли соединил колоннами. Они поставлены в своеобразном ритме: то в каждом междуоконном простенке, то с разрывами-паузами, то собраны в четырехколонные портики, увенчанные сложными фигурными фронтонами. Первый этаж дворца трактовался как цокольный. Под колонны были подведены мощные устои, обработанные рустами. На фасадах галерей устои декорированы фигурами атлантов, как бы несущих на себе всю тяжесть колонн.

Большой (Тронный) зал.

Новое скульптурное оформление фасадов Большого дворца блестяще и вписано в историю русского декоративного искусства. Крыша дворца была позолочена, над опоясывающей ее балюстрадой возвышались статуи (тоже позолоченные) и декоративные композиции. Важную роль в восприятии архитектуры дворца играет окраска его протяженных фасадов, основанная на контрасте белых колонн и лазурно-голубых стен.

В 1756 году все работы по отделке внешнего вида и внутренних помещений дворца были завершены. В декоративном оформлении интерьеров Растрелли широко использовал роспись и резьбу. Вырезанные из дерева позолоченные кариатиды, аллегорическая скульптура, фигуры амуров, картуши, гирлянды цветов, прихотливые сплетения рокайльного орнамента, зеркала в между-оконных простенках в пышных резных рамах, живописные плафоны, паркетные полы с инкрустацией украсили новые залы. Основное цветовое сочетание внутренней отделки - золотой и белый.

Ворота дворцовой ограды

До разрушения в годы Великой Отечественной войны дворец сохранял ряд растреллиевских интерьеров и среди них такие шедевры декоративного искусства, как Большой зал, называемый также Тронным, Большая галерея, ряд ведущих к ним антикамер, Картинный зал; Белая Парадная столовая, Кавалерская столовая и Янтарная комната. Там, где ныне находится Парадная лестница, ранее был великолепный Китайский зал, перестроенный Ч. Камероном и затем И. Монигетти.

Золотая анфилада

Искусно распланированные сады и парки с декоративной скульптурой и садово-парковой архитектурой составляли неотъемлемую часть дворцового ансамбля.

Павильон «Эрмитаж» - один из самых выдающихся памятников парковой архитектуры русского барокко середины XVIII века. Он предназначался для празднеств и отдыха в кругу приближенных. Композиционная основа здания характеризуется типичным для барокко диагональным построением плана. Центральный восьмиугольный зал связан галереями-переходами с четырьмя малыми кабинетами.

Волюта - украшение в виде спиралевидного завитка с глазком в центре.

«клейма» с сидящими фигурами на двух больших фронтонах. Отделка интерьеров «Эрмитажа» характерна для архитектуры барокко: многочисленные зеркала в резных вызолоченных рамах, чередующиеся с широкими окнами, и иллюзорная роспись плафонов как бы раздвигали границы небольших помещений, связывали внутреннее пространство павильона с окружающими его просторами парка.

План павильона «Грот»

«Грот» - еще один садовый павильон, внутри он украшен раковинами и туфом. Разработка проекта и возведения его на берегу Большого пруда связаны с именем Растрелли. Проект был одобрен в августе 1749 года, но стройка затянулись, и даже в 1761 году, уже после окончания строительства Большого дворца, павильон оставался в числе незаконченных парковых сооружений.

Фасады «Грота» отличают пышность и богатство, они декорированы сложно сгруппированными колоннами, поддерживающими фронтоны. Над центральной частью павильона возвышается купол, прорезанный четырьмя окнами-люкарнами и увенчанный изображением прихотливого по форме пирамидального фонтана. Обрамление арочных проемов, люкарн и завершение купола поражают обилием декоративных мотивов и одновременно органичной слитностью композиций. Маски Нептуна в замках окон, красиво задуманные композитные капители с дельфинами вместо волют, фигурки тритонов, головки нереид подчеркивают связь павильона с водной стихией.

Ансамбль Большого Екатерининского дворца - это архитектурное произведение, сочетающее в едином художественном образе богатство и блеск внешнего облика с серьезностью и монументальностью целого, ясностью плана и красотой силуэта.

Смольный монастырь в Санкт-Петербурге построен по проекту Бартоломео Франческо (Варфоломей Варфоломеевич) Растрелли (1700-1771), итальянца по происхождению, ставшего великим русским архитектором. "Лучшей жемчужиной в творчестве Растрелли" и ""наиболее русским из его произведений" называют этот монастырь.
Его главное здание - Воскресенский собор, неповторимо-прекрасный, соперничающий с выдающимися шедеврами мировой архитектуры, - лучшее из всего, что создано в русском барокко. Даже не любивший барокко архитектор Джакомо Кваренги, проходя мимо собора Смольного монастыря, снимал шляпу: "Вот это храм!".

Смольный монастырь основала накануне своего 40-летия императрица Елизавета Петровна. Там, в тишине и покое, она надеялась завершить свою бурную жизнь. Елизавета задумала построить монастырь, небывалый по красоте и величию, который стал бы достойным памятником ее благополучному 20-летнему царствованию. Она предполагала стать игуменьей этой обители и жить в особом вместительном доме в окружении 120 девиц из благородных семей, причем для каждой из них надлежало построить "отдельный апартамент". А Смольным монастырь стали именовать по расположенному рядом еще со времен Петра Первого Смоляному двору, где варили деготь для нужд молодого российского флота.

В первоначальном варианте проекта Воскресенский собор был задуман однокупольным. Однако в июле 1749 г. Елизавета велела переделать уже готовый проект: главный храм надлежало строить "не по римскому маниру", а по образу и подобию Успенского собора Московского Кремля, и колокольня должна быть такой, "как здесь Ивановская башня". То есть следовало возводить традиционный прямоугольный русский храм с пятиглавием, от которого в угоду европейской моде отказался Петр Первый. Елизавета же, изгонявшая все немецкое и утверждавшая свое, российское, считала, что внешний облик монастыря должен олицетворять незыблемость православия и извечность национального духа.

Строительству Смольного монастыря, продолжавшемуся с 1748 по 1769 г.г., предшествовала работа с моделью. Ее детали собирали в той же последовательности, в какой после строили обитель: сначала восточный корпус келий, потом северный, южный, затем ограду, башенки и, наконец, собор. Таким образом, главный храм монастыря - Воскресенский собор оказался вписан в крест, составленный из келий, трапезной, библиотеки, покоев настоятельницы и четырех церквей, расположенных по углам у самой ограды. Красота храма открывалась с любой точки монастырской территории, центром которой он являлся.

План собора напоминает греческий крест. Его главный параболический купол словно вырастает из мощного барабана, прорезанного огромными окнами. К барабану почти вплотную примкнули четыре двухъярусные башенки, увенчанные, как и центральный купол, луковичными главками, сформировав компактный живописный силуэт. Фасады здания отличаются необыкновенной нарядностью и пластичностью форм, при этом ни один фасад не похож на другой и открывает свою красоту в зависимости от освещения каждой стороны. Архитектурное решение собора создаёт необычную иллюзию его размеров. По мере приближения собор визуально уменьшается, при этом не теряя своей величественности.

К 1757 г. собор был почти готов, но работы остановились из-за Семилетней войны. Екатерина Вторая, взошедшая на престол в 1762 г., отказалась от замысла Растрелли возводить колокольню, и этот архитектурный шедевр остался только в модели, хранящейся ныне в музее Академии художеств в Санкт-Петербурге. С 1762 года отделку собора вел архитеткор Ю.М. Фельтен. Завершал строительство ансамбля уже в 1830-х г.г. В.П. Стасов, бережно отнесшийся к первоначальному проекту. Он оформил въезд в монастырь и закончил отделку интерьера, который, правда, оказался намного скромнее, чем задумывал Растрелли. В то время уже господствовал классицизм, поэтому в отделке нет характерных для барокко роскошной золоченой резьбы, насыщенных яркими красками росписей, изобилия причудливых листьев, цветов и фруктов. Во внутреннем декоре Стасов ограничился лепным фризом, эффектными капителями колонн коринфского ордера и лепными поясами на барабане купола. Светлая окраска стен и сдержанность декора особенно подчеркивают необыкновенную легкость и устремленность вверх залитого светом пространства. Кажется, легкие арки не поддерживают свод, а напротив, увлекают за собой вверх четыре пилона и поднимают барабан высокого купола. Церковный зал огромного размера с тремя величественными иконостасами был отделан под мрамор. Перед алтарями установили балюстраду из граненого хрусталя (балюстрада - ограждение балконов, лестниц, галерей, крыш, состоящее из ряда балясин, соединенных сверху поручнем). Кафедру украшала тончайшая резьба. В настоящее время из реликвий храма сохранились иконы А.Венецианова "Воскресение Христово" и "Введение во храм Пресвятой Богородицы".

Смольный собор.

Одно из самых красивых культовых зданий России — Смольный Воскресения Христова собор – православный храм Санкт-Петербурга, который входит в архитектурный ансамбль первого в городе женского монастыря.

По древней русской традиции храмы возводили на высоких берегах рек, органично вписывая в пейзаж. Возведенный у излучины Невы Смольный собор стоит на земле, в средние века принадлежавшей новгородскому дворянскому роду, где была разрушенная шведами церковь Спаса.

На отвоеванной у шведов территории градостроительство Санкт-Петербурга ввело свои новшества – замыкать далекую перспективу прямых широких улиц монументальными сооружениями. И эту роль выполняет Смольный собор, формируя площадь Растрелли.

Не потому ли в нем столь удачно сочетаются строгая петербургская симметрия и регулярность с нарядным и богатым убранством, близким по духу древнему русскому зодчеству…

Историческая справка

По преданию императрица Елизавета Петровна желала завершить свой жизненный путь, удалившись в монастырь, в качестве настоятельницы в окружении молодых воспитанниц из благородных семей. Для осуществления заветного плана она предусмотрела построить женский монастырь, с домом для себя и отдельными апартаментами для проживания 120 девиц, в одном из самых красивых районов Северной столицы.

На месте сгоревшего Смольного дворца, где прошли годы юности дочери Петра Великого (будущей императрицы Елизаветы) в 1748 году было начато строительство по проекту придворного архитектора Бартоломео Франческо Растрелли. Название местности закрепилось со времен основания города: когда-то здесь находился Смоляной двор, где варили деготь и хранили смолу для Адмиралтейской верфи.

Макет спроектированного ансамбля хранится в и свидетельствует не только об императорском великолепии будущей постройки, но и об изменении первоначального замысла. Растрелли планировал возведение над въездом в монастырь грандиозной колокольни высотой 140 метров, но впоследствии от этой идеи отказался. В результате доминантой комплекса выступает Смольный собор.

Семилетняя война (1756-1763) приостановила строительство из-за нехватки средств. Да и Елизавета была полна решимости вести войну с Пруссией до победного конца, и ее желание уйти в монастырь постепенно угасло. Она продолжает править до самой своей кончины в 1761 году, так и не дождавшись освящения собора.

Смена правителей, изменение назначения постройки, архитектурной моды и архитекторов превращает Смольный собор в самый длительный долгострой Петербурга.

Взошедшая на престол Екатерина II отстранила Растрелли от должности обер-архитектора в 1762 году, отправив его сначала в отпуск для лечения, а затем на пенсию. Строительство собора передали его помощнику Ю. Фельтену, вступившему в должность главного архитектора Канцелярии от строений.

Монастырь, в котором к концу XVIII века не осталось ни одной монахини, прекратил свое существование, а на его территории разместили два учебных заведения: Воспитательное общество Благородных девиц (1764) и Мещанское училище (1765), которые позднее были преобразованы в Смольный и Александровский институты.

Возобновлен Воскресенский Новодевичий монастырь был по указу Николая I от 14 марта 1845 года, обитель построили на Царско-Сельской дороге (Московский проспект), но это уже совсем другая история.

В 1806 году для Смольного института итальянский архитектор Джакомо Кваренги выстроит замечательное здание в стиле классицизма. Именно здесь в 1917 году помещался штаб революции — Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов.

Завершение строительства Смольного собора осуществляет архитектор В. П. Стасов, спроектировавший внутреннее убранство, площадь перед главным входом и изумительной красоты высокую ажурную ограду.

После освящения в 1835 году храм приобрел статус Собора всех учебных заведений. К этому периоду специально для храма были написаны иконы. Большой запрестольный образ Богородицы принадлежит кисти замечательного русского живописца, члена Петербургской академии художеств, — А. Г. Венецианова.

Как большинство культовых зданий после Октябрьской революции Смольный собор был закрыт и превратился в склад, в годы Великой Отечественной войны сильно пострадал.

После реставрации в 1990 году в нем открыли Концертно-выставочный комплекс. Специально для зала был приобретен орган, здесь проводились концерты классической музыки и различные выставки.

Архитектура Смольного собора

Построенный в стиле позднего барокко Собор удивительно гармонично сочетает в себе традиции древнего русского зодчества и европейской классики. Совершенство пропорций, изящество декора, легкость и величие вызывают восхищение.

Смольный собор.

«Вот это Храм!» — так всякий раз, проходя мимо, восклицал знаменитый архитектор Кваренги. Приверженец совершенно иного архитектурного стиля, он, тем не менее, снимал шляпу перед гениальным творением Растрелли.

Композиция Смольного собора устремлена ввысь, пронизана вертикальной энергией, которая струится по граням стен, выбрасывая пышные волны узоров. Ажурный рисунок арочных окон дополняют собранные в пучки трехчетвертные колонны, двухцветное многоярусное сооружение очерчено сложным контуром. Благодаря этим деталям, характерным для светских построек Растрелли, нижние два яруса больше напоминают дворец. В отличие от европейских культовых зданий с одним нарядным фасадом, храм имеет равноценный вид со всех сторон. Здание высотой 93,7 метра обладает иллюзией уменьшения размеров при приближении к нему.

Смольный собор.

Создавая свой последний архитектурный шедевр, Растрелли проектировал сооружение с одним куполом по типу католических храмов Европы, но желание Елизаветы было непреклонным: она хотела русский пятиглавый собор. Решение получилось оригинальным. Выпуклый массивный центральный купол с луковичной главкой венчает собор, а расположенные симметрично вокруг него четыре колокольни вогнутой формы увенчаны небольшими луковичными куполами.

Со Смольной звонницы, расположенной во втором ярусе колокольни, с высоты 50 метров открывается панорама монастыря, Смольного института и живописный вид на Неву.

Смольный собор с высоты птичьего полета.

Смольный собор и весь ансамбль монастыря – замечательный образец Елизаветинского барокко, историко-архитектурный памятник мирового значения. Стены монастыря, которые построены как жилые помещения, спланированы в форме греческого креста с встроенными домовыми церквями по углам. Праздничный и живописный вид всему комплексу придает сочетание небесно-голубых стен с белой декоративной отделкой и позолотой.

Жизнь собора в наше время

Удивительное совпадение: Собор строился 87 лет (1748-1835) и столько же времени (1923-2010) был закрыт для проведения богослужений. Божественная литургия вновь зазвучала под сводами собора после столь длительного перерыва в праздник Благовещения 7 апреля 2010 года, а в честь 175-летия Собора в том же году выпустили памятную медаль.

С 2015 года здание собора окончательно было передано Русской православной церкви. Здесь регулярно проходят службы, совершаются таинства крещения, венчания.

Следует отметить, что в помещениях бывших монастырских зданий находятся факультеты политологии и международных отношений Государственного университета СПБ.

Сохраняется историческая традиция, по которой Воскресенский Смольный собор является храмом учебных заведений Санкт-Петербурга. Кульминацией деятельности священнослужителей храма по духовно-нравственному просвещению молодежи стала торжественная служба в Татьянин день – день студенчества, которая завершается награждением памятным знаком наиболее достойных студентов.

Для маленьких граждан открылись «Школа смолянок» и «Пажеский корпус», где большое внимание уделяется воспитанию в детях любви к Отечеству и интереса к наукам, которые отсутствуют в школьных программах: геральдика и этикет, старинные танцы и верховая езда, а также уроки медицины и милосердия.

По-прежнему все желающие могут совершить подъем в 277 ступеней на одну из высочайших смотровых площадок города — соборную звонницу, а по выходным дням посетить экскурсию и осмотреть собор. Вход в собор свободный, а рекомендуемое пожертвование, взимаемое с участников экскурсий и посетителей колокольни, идет на восстановление интерьера храма.

Где находится и как добраться

Адрес: Растрелли площадь, 1.

К Смольному собору от метро путь не близкий. Сэкономить силы и время для осмотра достопримечательности позволит поездка на общественном транспорте:

  • от станции метро «Площадь Восстания» Вас доставят 5 и 7 троллейбусы и 22 автобус;
  • от станции метро «Чернышевская» идут в нужном направлении 15 троллейбус и 22 автобус.

При желании можно совершить пешеходную прогулку через Таврический сад, выйдя к нему от метро «Чернышевская» по улице Фурштатской. За парком свернуть влево на Таврическую улицу, пройти по ней до пересечения с ул. Шпалерной, которая приведет на площадь Растрелли к Смольному собору.