Описание посещения собора сан лоренцо генуя. Кафедральный собор сан лоренцо и его артефакты

Духовная жизнь Лигурии началась в IX веке, когда архиепископы Милана (в состав этой епархии входила и Лигурия) начали строить монастыри и храмы. Первыми епископами Генуи стали святые Ромул, Валентино, Феликс и Сир. Среди мучеников в Генуе особо почитается святой Эспедито.

Как же попали останки самого величайшего из смертных - Иоанна Крестителя в этот город?

Жители Генуи, как и венецианцы и барийцы, участвовали в крестовых походах, чтобы освободить христианские святыни от мусульман. Из одного из крестовых походов они и привезли мощи святого Иоанна Крестителя, о чем свидетельствует история Гульельма Эмбрияко (Guglielmo Embriaco). Мощи были привезены в Геную в 1098 году в сопровождении трех кораблей. В 1327 году святой Иоанн Креститель был провозглашен небесным покровителем этого города вместе со святым Георгием Победоносцем.

Мощи святого Иоанна Крестителя хранятся в кафедральном соборе во имя святого архидиакона Лаврентия.

В капелле святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна находится рака с его честными мощами, помещенными внутрь престола этой капеллы. Поэтому приложиться к раке возможности нет. Капелла украшена барельефами и скульптурами святых. Слева изображено усекновение главы святого Иоанна Крестителя, а справа - крещение Господа нашего Иисуса Христа.

Рядом с капеллой святого Иоанна Крестителя расположен вход в музей кафедрального собора (Museo del Tesoro di San Lorenzo). Православным может показаться очень необычным то, что святыни находятся не в храме, где им оказывалось бы должное почитание, а в музее, за стеклом. Спустившись по лестнице в подземелье, мы оказываемся в помещении, где в ценных реликвариях хранятся честные мощи. При входе стоит небольшая статуя святого мученика архидиакона Лаврентия. В ней, в области сердца, помещены частички его святых мощей.

За статуей священномученика Лаврентия находится чаша из зеленого стекла. Она была привезена крестоносцами из Кесарии, где хранилась в соборе. Крестоносцы решили, что это чаша Святого Грааля, которую, согласно преданию, подарила царю Соломону царица Савская. Соломон хранил чашу у себя во дворце. В период Второго храма она была преподнесена одному из почетных граждан Иерусалима. На тайной вечери из нее при омовении лили воду на руки Иисусу Христу.

В эту же чашу собрали и кровь, сочившуюся из тела распятого Спасителя. Потому-то так и называется чаша: старо-французское слово «грааль» означает «кровь».

В следующем помещении мы видим две честные руки. Одна принадлежит святой праведной Анне, матери Пресвятой Богородицы, а другая - святому апостолу Иакову Зеведееву.

В соседнем помещении за стеклом находится блюдо, на котором была принесена честная глава святого Иоанна Крестителя на праздник к Ироду. Здесь же - реликварий с власами Пресвятой Богородицы.

В музее хранятся и священнические одежды и древние предметы для совершения литургии.

Роскошь и великолепие Генуи накрывают вновь прибывших буквально с первых шагов. Да и сам вокзал Бриньоле похож на дворец.

Вокзал Бриньоле

В городе два основных вокзала: Бриньоле (Genova Brignole) на востоке и Пьяцца Принчипе (Genova Piazza Principe) на западе, между ними примерно час пешего ходу, и центр города как раз находится между ними. В 1972 году вокзалы соединили – пробили туннель в горе, так что теперь, прибывая, скажем, из Сан-Ремо на западный вокзал Пьяцца Принчипе, можно с него же отправляться дальше вдоль восточного побережья Лигурии.

Виа XX Сеттембре, доставляющая восхищенных путников от вокзала Бриньоле в центр, демонстрирует свои пышные фасады на высоких арках, где каждый дом соперничает с соседями. Галереи тянутся по обеим сторонам улицы и выводят на обширную и залитую солнцем пьяцца де Феррари с фонтаном в центре.

Элементы декора

Пъяцца де Феррари выглядит торжественно и помпезно, окружена красивыми зданиями, среди которых выделяется овальный фасад Биржи.

Площадь де Феррари

И тут же, посреди всей этой помпезности, перед зданием театра Карло Феличе, прямо под памятником Джузеппе Гарибальди, установлены две туристические палатки. Из одной даже высовываются ноги спящих. Никто не обращает внимания. Ну, решили люди переночевать в палатках на центральной площади города, что такого.

Палатки перед оперным театром Карло Феличе

А дальше вроде надо двигать к Дворцу Дожей, но вниз уходит такая заманчивая узкая улица, что мы пускаемся по ней и оказываемся на маленькой уютной площади Сан Маттео перед церковью Сан Маттео. Церковь тоже кажется маленькой на фоне окружающих ее дворцов, но внутри – просто ларец с драгоценностями. Этот район с дворцами принадлежали известной генуэзской семье Дориа.

Церковь Сан-Маттео

Внутри церкви Сан-Маттео

От площади Сан Маттео разбегается лабиринт так называемых «каруджи» — узеньких улиц Старого города, разделяющих высокие – в 4-5 этажа — дома.

Одна из «каруджи»

Но мы по соседнему переулку вернулись назад, к площади Маттеотти, к Дворцу Дожей, или Палаццо Дукале. (Дожи правили Генуэзской республикой с 1339 по 1797 года) .

Чуть в глубине площади Маттеотти стоит церковь Иисуса, в которой есть работы Рубенса. Первым делом мы зашли туда.

Церковь Иисуса на площади Маттеотти

Внутри церкви Иисуса на площади Маттеотти

Меж тем около Палаццо Дукале становилось все оживленней. Подтягивался народ. Афиша гласила, что во Дворце Дожей проходит выставка Эдварда Мунка, но, как выяснилось, не это событие, главным образом, притягивало публику, а фестиваль песто – горячо любимого итальянцами соуса.

Генуэзский Дворец Дожей

По залам дворца слонялась публика в ожидании действа, а в огромном парадном зале (куда я засунула нос) делали последние приготовления повара.

Внутри Дворца Дожей. Публика жаждет песто

Последние приготовления

Мы не стали дожидаться начала праздника, поскольку хотели до начала сиесты успеть в главную церковь Генуи – кафедральный собор Сан-Лоренцо. Ох, уж, эта пресловутая итальянская сиеста!

И очень хорошо, что мы поспешили – только-только успели.

Площадь перед собором многолюдна, здесь играют музыканты, бегают дети. Чтобы рассмотреть собор Сан-Лоренцо снаружи, требуется отойти в дальний конец площади. Правая его башня высокая, левая – вровень с коньком. По фасаду – три глубоко вдавленных портала. Одни только порталы можно долго рассматривать, капители их колонн, инкрустированный камень. Много разноцветного мрамора, украшенного резьбой. Фасад Сан-Лоренцо – в черно-белую полосу, как это повсеместно распространено в Северной Италии.

Базилика Сан-Лоренцо — кафедральный собор Генуи

На ступенях собора

Центральный портал Сан-Лоренцо

Инкрустированные колонны

Внутри – тоже черно-белые полосы на арках. Собор сумрачно-роскошен. Пространство его, разделенное на три узких, высоких нефа, кажется стиснутым и устремленным ввысь. Колонны поддерживают двухъярусную аркаду. В Сокровищнице собора хранится ковчег с прахом Иоанна Крестителя и чаша, из которой, как считается, пил Иисус на Тайной Вечере.

Внутри собора Сан-Лоренцо

По очередной узкой улочке мы попали на очередную маленькую площадь – piazza delle Scuole Pie (Благочестивой Школы), где в окружении дворцов стояла маленькая церковь – очередной ларец с драгоценностями.

Церковь Школы Благочестия на одноименной площади

Внутри церкви


И вот мы выходим к морю. Набережная – широкая, как площадь. Над ней проходит автострада, что, безусловно. портит вид. По краю набережной посажены пальмы.

Набережная

Из шеренги домов, выстроившихся вдоль моря, на один шаг вперед выступает Палаццо Сан-Джорджо – светлое здание с фасадом, украшенном фресками. На центральной фреске Святой Георгий пронзает дракона.

Палаццо Сан-Джорджо

Фреска на фасаде

Парадная часть здания обращена к морю. Задняя часть дворца Сан-Джорджо напоминает средневековую крепость с узкими окнами-бойницами и зубцами по верхнему краю.

Задняя часть палаццо Сан-Джорджо

Во дворце размещался главный банк Генуэзской республики. К слову сказать, Генуэзская республика имела второе название: Республика Святого Георгия. Флаг Генуэзской республики – красный крест на белом фоне – крест Святого Георгия.

Сейчас палаццо Сан-Джорджо занимает администрация порта Генуи.

На набережной размещены многочисленные рыбные рестораны. Зашли и мы в один из них и заказали микст из морепродуктов и по бокалу белого вина.

Фото: Кафедральный Собор Сан Лоренцо

Фото и описание

Кафедральный Собор Сан Лоренцо – одна из крупнейших церквей Генуи и кафедра местного архиепископа. В 5 или 6 веках н.э. на его месте стояла церковь, посвященная святому Сиру Генуэзскому, епископу города. В результате раскопок, проводившихся под основанием и вокруг фасада нынешнего здания собора, были обнаружены стены и фундамент храма времен Древнего Рима, а также дохристианские саркофаги, что позволяет предположить, что когда-то здесь располагалось кладбище. Позднее на этом месте была построена церковь Двенадцати Апостолов, в свою очередь замененная новым кафедральным собором в романским стиле, построенным в честь великомученика святого Лаврентия. Деньги на ее возведение были получены от участия генуэзского флота в Крестовых походах.

Строительство собора в 1115 году способствовало урбанизации этой части города. Поскольку в Генуе на тот момент не существовало других общественных площадей, небольшая пьяцца перед собором превратилась в главное публичное место города и оставалась им на протяжении всех Средних веков. Собор был освящен Папой Римским Геласием II в 1118 году, а в 1133 году он получил архиепископский статус. После страшного пожара 1296 года, случившегося во время боев между гвельфами и гибеллинами, здание собора было частично перестроено. В 1312 году завершилось восстановление фасада, внутренние колоннады были заменены, и были пристроены эмпоры - сооружения в виде трибун или галерей. Тогда же внутренне убранство церкви было расписано фресками на религиозные темы. При этом общий стиль собора – романский – остался нетронутым.

В 14-15 веках в соборе были построены различные алтари и часовни. В 1455 году на северо-восточной башне фасада появилась небольшая крытая галерея, а в 1522 – такая же была пристроена к противоположной башне. В 1550 году архитектор из Перуджи Галеаццо Алесси приступил к реконструкции собора, однако он успел завершить только работу над нефом, боковыми приделами, куполом и апсидой. Окончательное завершение строительства собора относят к концу 17 века. Его купол и средневековые части были отреставрированы в 1894 – 1900 годах.

По счастливому стечению обстоятельств собор не пострадал по время операции «Грог», проводившейся британскими войсками в феврале 1941 года, когда вся Генуя была обстреляна артиллерийским огнем. Из-за ошибки экипажа британский военный корабль «Малайя» выпустил 381-миллиметровый бронебойный снаряд в юго-восточный угол собора. Относительно «мягкий» материал не смог сдетонировать, и снаряд до сих пор можно увидеть внутри.

В находящемся в соборе Музее Сокровищ хранится коллекция ювелирных украшений и изделий из серебра, изготовленных с 9 века н.э. и до наших дней. Пожалуй, самым ценным экспонатом является Священная Чаша, привезенная Гульельмо Эмбриако после завоевания Кесарии, - считается, что это та самая Чаша, которой пользовался Христос во время Тайной вечери.

Март 12th, 2013

Кафедральный собор Святого Лаврентия – одна из главных достопримечательностей Генуи , для православных туристов иногда становящаяся главной целью поездки в Италию или паломничества в Лигурию. Но о православных реликвиях – в следующей статье, пока же о самом соборе.

По существующей легенде, именно здесь, в центре Генуи, был убит и погребён Святой Лаврентий, мало известный на территории России, но широко почитаемый в Италии. Найденные во время раскопок раннехристианские захоронения служат весомым доводом в пользу такой версии. Именно факту гибели на этом месте святого обязан собор своим именем.

Строительство кафедрального собора Святого Лаврентия началось в XII веке и продолжалось ни много, ни мало целых три столетия. Результат несомненно таких усилий стоил сполна. Фасад выполнялся в основном французскими мастерами и сегодня поражает сплетением светлого и тёмного мрамора и изяществом рельефов и скульптур.

Над главными воротами можно различить фигуру Христа — Судьи, а снизу – мучения святого Лаврентия , изжаренного, напомню, живьём на железной решётке. Кстати, по одной из версий, падающие в ночь Святого Лаврентия звёзды — ни что иное, как искорки от костра, на котором произошли мучения.

Собор Святого Лаврентия , как сокровищница, полон картин и фресок известных мастеров различных эпох. Приглушённый свет, к сожалению, не позволяет запечатлеть их и разглядеть мельчайшие детали, но тем больше интриги заключает в себе каждый уголок церкви.

Для того, чтобы разглядеть в левом нефе капеллу Святого Иоанна Крестителя с ракой, в которой хранятся частички мощей святого, необходимо опустить несколько монеток в урну справа. На залитом светом возвышении капеллы тут же появятся из тени и полумрака статуи пророков по бокам, мраморный балдахин 1541 года и за ним, у самой станы, рака в виде храма с мощами Иоанна Крестителя.

Справа от капеллы Иоанна Крестителя помещается вход в сокровищницу собора, где хранятся уникальные православные реликвии. О них – речь в следующей статье.

В правом нефе собора, в затемнённом углу, посетители недоумённо останавливаются около предмета, совсем не свойственного для убранства церкви (хотя что уж там, стоит вспомнить …). А именно, около огромного снаряда времён Второй Мировой. В 44-м Генуя значительно пострадала от бомбардировок британских истребителей. Во время одной из служб в кафедральном соборе Святого Лаврентия бомба проломила крышу и… упала на мраморный пол собора, не разорвавшись. Посчитав случившееся чудом Господнем, а храм – Святым местом, священнослужители решили оставить снаряд как символ силы Божьей.

В центральном нефе обратите внимание на свод собора с фреской Лаццаро Тавароне, изображающей святого Лаврентия . Не пропустите также красивейший орган, деревянные хоры и статую Мадонны около центрального алтаря.

На выходе остановитесь на мгновение и поднимите глаза – в тимпане скрыта великолепная фреска начала XIV с Деисусом, где Христос изображён на троне с двумя ангелами по бокам.

Сокровища или уникальные артефакты Кафедрального Собора Сан-Лоренцо в Генуе Генуя удивительный город с богатейшей историей, которая отразилась и на её Соборах, об одном из них - Кафедральном Соборе Сан-Лоренцо хотелось бы рассказать. Место для строительства Собора выбрано совсем не случайно, именно на этом месте принял мученическую смерть Святой Лаврентий, путешествующий с папой Сикстом в Испанию. Сначала, в память о нём на этом месте была построена часовня. Но уже в начале 12 века началось строительство Собора, которое продолжалось почти триста лет.

На карте

Собор построен в стиле французской готики французскими мастерами из светлого и темного мрамора, имеет три портала и три нефа. Но, заглянем внутрь.


Внутри Собор очень богато украшен красивыми витражами, готическими колоннами, великолепными расписными сводами потолка.


С правой стороны от входа в собор можно видеть бомбу времен второй мировой войны, которая во время бомбежки упала на крышу Собора и не взорвалась, теперь она демонстрируется как проявление Божьей воли, хранящей это Собор.


Практически напротив этого снаряда можно видеть капеллу Святого Иоанна Крестителя, богато украшенную скульптурами итальянских мастеров 15-16 вв. В ней хранятся частички мощей Иоанна Крестителя.


Но и это еще не все, самое главное храниться в специальной сокровищнице - Тезоро, в которую мы отправимся и я покажу её главные сокровища и артефакты. Этот музей был построен в 1956 г., автор проекта - итальянский архитектор Франко Альбини, данный музей был признан одним из самых удачных в мире проектов по современной передаче исторических знаний.На входе в сокровищницу встречает серебряная статуя Святого Лаврентия с золотой пальмовой ветвью, в специально окошечко на груди можно видеть частички мощей этого святого.


Еще одна святыня - это блюдо, которым во время Тайной Вечери пользовался сам Христос, или тот самый "Священный Грааль". Так ли это на самом деле, вряд ли кто ответит сегодня, но генуэзцы уверены в том. что эта зеленая шестигранная чаша и есть тот самый "Грааль". Она была привезена из Кесарии Палестинской во времена крестового похода. Позже император Наполеон вывез её во Францию, после чего Святая Чаша была повреждена, что ничуть не умаляет ее ценности.


Еще одна святыня - это крест Заккария, выполненный венецианскими мастерами, украшенный драгоценными камнями, но самое главное, что в нем содержится частичка древа креста, на котором был распят Иисус Христос, которую можно видеть в специальном окошечке.


Еще одна святыня, которой хранится в Соборе Сан-Лоренцо, пожалуй, одна из главных святынь, это блюдо из сердолика. По преданию, именно на этом блюде отрубленная голова Святого Иоанна Крестителя была преподнесена иудейской царице Саломее. Блюдо до сих пор хранит следы крови. Французскими мастерами позже это блюдо было украшено позолоченными краями и изображением святого в центре блюда. Поверить в это просто невозможно.


В этом реликварии находится прядь волос Пресвятой Богородицы, её тоже можно разглядеть в крошечное окошечко.


В этом реликварии находится шип с венца Иисуса Христа и его тоже можно видеть, это просто не укладывается в голове


Интересно, что сокровищница устроена таким образом, что проходя мимо таких святынь мы проходим мимо мощей Святой Анны и мимо мощей Апостола Иакова, которые заключены в такое "облачение" (их можно отлично рассмотреть даже на фото) и каждый проходящий мимо получает своеобразное благословение от этих святых. Чувства - непередаваемые!


Еще можно долго рассказывать об этих уникальных святынях и показывать их, это серебряная фигура Девы Марии


Богато украшенные праздничные ковчеги