Архитектурный стиль смольного монастыря. Новодевичий Воскресенский женский монастырь (Смольный монастырь)

В этом году, похоже, туристам не попасть на звонницу Смольного собора... Он всё ещё в лесах, как призрак, выплывающий из тумана.
Поэтому предлагаю гостям города (да и всем, кому нравится творение Растрелли) фотоэкскурсию к Собору.


Смольный Собор Воскресения Христова построен по проекту великого мастера - архитектора Б. Растрелли Х.-Л. Кнобелем, Ю. А. Фельтеном и В. П. Стасовым в 18-19 вв.

Собор входит в архитектурный комплекс Смольного монастыря, который был возведён по приказу Императрицы Елизаветы на месте "Смольного дома" - небольшого дворца, где дщерь Петрова провела свою юность. Именно в стенах монастыря, в окружении 120 девиц из высшего света, воспитанниц заведения, Императрица намеревалась коротать старость и встретить смерть.

Но политические дела оказались сильнее и Елизавете пришлось до конца своих дней восседать на троне российском, чтобы уберечь государство от разграбления иноземцами.

Собор был заложен в 1748 году. Закончилось строительство институтского комплекса в 1764 году и 27 июня заведение открыло свои двери для девиц.
Окончание строительства храма датируется 1835 годом.

Перед Собором - зелёная лужайка с ровненькой травкой, по краям - вымощенные круглым камнем дорожки.

Подходим ближе?

Интересно, что первоначально по проекту Б. Растрелли, перед Смольным Собором должна была возвышаться колокольня - самая высокая не только в Петербурге, но и в тогдашней Европе - 140 метров.

(Фото из Википедии)
Первый этаж колокольни в проекте выглядит как триумфальная арка - всё-таки здание предназначалось для Её Императорского Величества!

Но колокольне не суждено было появиться на свет.
Есть две версии, отчего так получилось.
Первая : зодчий сам решил не ставить акцент на высотном здании колокольни, чтобы сохранить уникальный облик Смольного Собара.
Вторая : от строительства Императрице пришлось отказаться из-за финансовых вливаний в Семилетнюю войну.

Как бы там ни было, до наших дней ансамбль дошёл без колокольни, и портить вид Смольного Собора новоделом было бы просто глупостью, к тому же опасной, т.к. вбивать сваи в 100 метрах от шедевра мировой архитектуры - значит его разрушить.

Да, Смольный изначально задумывался не как общественное место, а как обитель Императрицы в старости, но этого не случилось. Поэтому сегодня любой прохожий может любоваться потрясающей красоты видом, котрый открывается на храм с площади Растрелли.

А колокол, недавно подаренный не помню кем из меценатов, стоит возле входа в Собор:

Подходить к Смольному Собору всегда лучше от Пл. Растрелли.
Вид открывается великолепнейший!

При чистом небе:

И с облаками)

Чем лично мне импонирует Смольный, так это необычной, невиданной ранее в России эклектикой - соединением европейской классики и православного пятиглавия.
Б. Растрелли собирался делать собор однокупольным - так, как это принято в католической Европе. Императрица настояла на венчании храма пятью куполами в православной традиции.

Зодчий вышел из ситуации очень интересным образом: Главный купол Собра относится непосредственно к церкви, а четыре малых купола венчают четыре звонницы.
Центральный купол венчает луковичная главка:

Жаль, последние пять лет здание побледнело, словно девица "осьмнадцатого века", натёртая уксусом. В последний раз его подкрашивали лет 7 назад, наверное.

Фото 2013 года.

По задумке мастера Собор должен быть ярко-голубым с белым, уподобляясь глубокому Петербургскому небу и облакам.
Если сравнить снимок с 2007 годом, то явственно видна разница в цвете:

Мы очень надеемся, что реставрация и покраска вернут Собору былой облик.

По бокам расположены корпусы факультетов социологии, международных отношений и т.д. СПбГУ:



А если Собор обойти...

Пардон на искривление, на тот момент не было другой техники присебе.




Тут целая лужайка для игр воспитанниц на свежем воздухе:

Монументальное здание всё-таки!

Возвращаемся:

Ну. что? Зайдём?

На этом фото (2013 год) видно, что нижний ярус Собора ещё пока хранит былой насыщенно-голубой цвет.

Входим внутрь, оплачиваем билет на звонницу (сегодня это 150 рублей с носа) и уходим вправо - здесь нас ждёт мраморная лестница в 144 ступеньки :

Чтобы подниматься не было скучно, работает аудиогид, а на стенах висят картины с городскими пейзажами.

Закончилась мраморная лестница, но это ещё отнюдь не колоннада)))
Дальше - самое интересное! Во всяком случае, для меня.

Ныряя в крохотную дверцу, оказываешься вот в таких казематах:

Это место под куполом. Отсюда наверх, к звонницам, ведут две винтовые лестницы.
А за решеткой - пространство над залом Собора, чтобы люди по нему не шастали.


Этим каменным сводам почти 200 лет! Только вдумайтесь!

Винтовая лестница, вид снизу:

Левая и правая выстроены одинаково - по часовой стрелке.

По правилам, лестница закручивается по часовой стрелке - так строились все лестницы в средневековых замках, чтобы у обороняющейся стороны было преимущество в битве. Исключением являлись замки, хозяева которых - левши.

Очень примечательны в лестнице ниши - маленькие окошки-бойницы. Обычно мы с подругами, когда поднимаемся, не можем отказать себе в удовольстивии забраться в одно из них.
А ещё на левой лестнице есть интересная дверца.... В каморку, ведущую неизвестно куда. Не могу откопать фото, чтобы было без человека. На ней даже номер был... Но это вам придется отыскивать уже самим.
("право" и "лево" я определяю со стооны собора, а не со стороны зрителя, если что).

Закончилась лестница. Вид сверху:


Сколько там ступенек, честно скажу, не считала, а аудиогид об этом умалчивает.

Ну, что устали? А это ещё не самый верх!

Выйдя снова к солнцу, словно из подземелья, встречаем такую картину:

Подвесная лестница, уже современная, на месте старой, деревянной.

Топ-топ по ней.
Дамам в мини-юбках и на шпильке это истинный аттракцион, особенно, если снизу идут мужчины)))
Впрочем, сюда как-то даже невеста в кринолине забиралась, так что, главное - цель, а остальное приложится.
Поднимаясь на звонницу едва ли не каждый год, обратила внимание, что большинство людей крепко держатся за перила и смотрят себе под ноги, так что за своё благочестие можно не переживать)

Вид на подъём сверху:

Я помню те времена, когда он ещё не был зарешёчен...

Мне, как кошке, всегда хочется залезть повыше и глянуть вниз)

Поднявшись на смотровую площадку ощущаем великолепие морского воздуха на высоте почти 90 метров)
Здесь нас ждёт вот такое устройство:

Надо сказать, поставили года три как.
Через него даже Ангелов на Петропавловской крепости и Александрийском столпе в рассмотреть можно.

Решётки, надо сказать, тоже не так давно вмонтировали. Не припомню я их что-то до 2010 года...
Сравнить:

Видимо, были случаи суицида, раз о безопасности так задумались. Теперь приходится фотографировать, просовывая объектив аппарата меж прутьев.

Если не торопиться, то можно послушать аудиогида от начала до конца, который в подробностях рассказывает, что можно разглядеть в обзоре.
Перед вами, словно на ладони, оказывается весь Санкт-Петербург! И никакие близлежащие доминанты не закрывают панорамы, как это наблюдается в случае с Исаакиевским Собором.

Воскресенский собор.

Там мир в полях и над водами,Там вихрей нет, ни шумных бурь; Меж бисерными облаками Сияет злато и лазурь. (М. В. Ломоносов)

Угловая башня монастыря

Архитектурная деятельность Ф. Б. Растрелли в основном была направлена на создание великолепных дворцовых сооружений, но и в храмовом зодчестве он оставил чрезвычайно ценное произведение - Смольный монастырь в Санкт-Петербурге. Этот крупнейший ансамбль и величайший шедевр зрелого, или елизаветинского, барокко явился блестящим воплощением творческих идей мастера и одним из лучших его произведений.

В середине 1740-х годов Елизавета Петровна стала задумываться о том, чтобы провести старость в монастыре в окружении ста двадцати благородных девиц. Обитель императрица решила устроить в крутой излучине Большой Невы до поворота ее к выходу в море, на месте сгоревшего в 1744 году Смольного дворца, в котором она провела детство и юность. В монастырский комплекс должны были войти храм с домовыми церквями и колокольней, кельи, а также институт для девушек из дворянских семей.

План собора

Закладной камень Воскресенского собора Новодевичьего монастыря (Смольный - неофициальное название) был торжественно положен 30 октября 1748 года. Для проектирования и строительства обители был назначен придворный архитектор Растрелли. Но в связи с загруженностью мастера с 1749 года работами стал руководить его помощник X. Кнобель.

Однако спустя три года после окончания работ Елизавета Петровна приказала полностью переделать проект. Она потребовала, чтобы монастырский собор был построен не по «римскому маниру», как первоначально у Растрелли, а пятиглавым, по образцу Успенского собора в Кремле. Зодчий представил свою версию традиционного в древнерусских храмах пяти-главия, переведя этот образ на язык зрелого барокко. Также и монастырскую колокольню императрица хотела видеть «такую как здесь [в Московском Кремле] Ивановская большая колокольня». На основе нового проекта, в котором вертикальной доминантой ансамбля являлась звонница, была исполнена знаменитая модель монастыря, сохранившаяся до нашего времени в Санкт-Петербургской академии художеств.

Растрелли представлял Смольный как своеобразный столичный «монастырь-дворец» и традиционной схеме монастырского ансамбля придал новую, соответствовавшую требованиям времени художественную трактовку.

Барабан - цилиндрический или многогранный объем, служащий завершением купольной части храма и основанием для глав. Барабан, как правило, прорезан вытянутыми окнами, а снаружи может быть оформлен аркатурным или аркатурно-пилястровым поясом (то есть поясом из арок на тонких колоннах) и другим архитектурным декором.

Раскрепованные карнизы - форма декоративного карниза с уступами, вынесенными вперед или, наоборот, утопленными.

Фрагмент фасада

Каре - построение архитектурных объемов, в плане образующих форму четырехугольника.

Аркада - ряд одинаковых по форме и величине арок, которые опираются на столбы или колонны и образуют галерею.

Уже в 1749 году приступили к постройке келий, заложенных одновременно с храмом, а в мае 1751 года - к возведению стен собора по новому проекту.

Растрелли задумал свой проект со свойственным ему широким композиционным размахом и живописнопластическим богатством архитектурных форм. Наиболее крупные храмовые сооружения этого времени возводились с той же роскошью, что и дворцы. Национальные мотивы сказывались здесь в возврате к богатой форме русского пятиглавия и в строительстве монументальных многоярусных колоколен.

Нарастание масс идет ввысь постепенно: более тяжелые объемы сменяются более легкими, простые архитектурные формы - изысканными и сложными. Здание венчает барабан центрального купола, к нему с четырех сторон примыкают двухъярусные башни-звонницы, завершенные луковичными главками. Раст релли, учитывая отсутствие в ансамбле колокольни и то главенствующее значение, которое приобрел собор, сблизил боковые главы с центральной, создав в целом монументальную композицию венчающего собор пятиглавия.

Архитектуру храма отличают сложное решение фасадов, обилие декоративной скульптуры и лепки,обработка выступающих углов пучками колонн, членение стен раскрепованными карнизами, разнообразные формы окон и люкарн, богато орнаментированные наличниками, и сложной формы фронтоны над входами - типичные элементы для барокко XVIII века. Изысканность и пышность архитектурной декорации сочетаются с подлинной монументальностью, достигнутой благодаря умело найденному масштабу сооружения и совершенству его пропорций. Звучным сочетанием лазури стен, белизны колонн и деталей подчеркнуто праздничное великолепие здания, щедрое многообразие его форм. Внутреннее пространство храма, не завершенное Растрелли, осталось лаконичным. Его отделку осуществил архитектор В. П. Стасов в 1832-1835 годах.

Храм окружен крестообразным в плане каре монастырских корпусов, включающих кельи, трапезную и другие помещения и являющихся неотъемлемой частью архитектурного ансамбля. Четыре башни-церкви отмечают внутренние углы каре. Главные фасады корпусов, обращенные во двор, решены в виде двухъярусных аркад. Большую роль в оформлении фасадов играют сдвоенные полуколонны, создающие богатую игру светотени, а также лепные и литые из чугуна скульптурные декоративные украшения.

Макет монастыря, выполненный Растрелли

Смольный монастырь

Монастырские корпуса.

Значившаяся в первоначальном проекте 9-ярусная 140-метровая колокольня Смольного монастыря на 18 метров превзошла бы высоту шпиля Петропавловского собора и могла бы стать в то время самым высоким зданием в Европе.

Комплекс монастырских зданий отличается законченностью общего композиционного замысла, выразительностью внешнего облика и оформления интерьеров. Богатство форм и деталей, игра света и тени определяют общий характер нарядных и жизнерадостных помещений. Огромную художественную ценность представляет сохранившееся лепное убранство стен и сводов угловых церквей-башен. В интерьерах присутствуют две разновидности лепного декора: плоскостной - тонкий и изящный, незначительно выступающий на поверхности сводов и стен, и объемная лепнина с сильным рельефом. Последний вид не характерен для убранства творений первого периода творчества зодчего, но типичен для архитектуры зрелого барокко.

В ансамбле монастыря, задуманном Растрелли с исключительным размахом, получили развитие традиционные мотивы русского зодчества и новаторские приемы, разработанные в дворцовой архитектуре XVIII века. По совершенству отдельных частей и ансамбля в целом, по живописности и выразительности композиции Смольный является одной из вершин мирового зодчества.

Большой Екатерининский дворец, павильоны «Грот» и «Эрмитаж» в Царском Селе

На декоративную отделку Большого зала Екатерининского дворца, площадь которого составляла 807 м, ушло 7 килограммов чистого золота.

Циркумференция - постройка, чаще всего колоннада, располагающаяся в плане по кругу или полукругу.

Дворцовый парк

Проекты Растрелли, относящиеся к 1730-м годам, в значительной степени еще близки к стилю петровского времени. Они еще не поражают той роскошью и помпезностью, которыми отмечены его наиболее прославленные творения, такие как Большой Екатерининский дворец в Царском Селе - один из шедевров архитектуры русского барокко середины XVIII столетия. Он расположен на гребне возвышенности, по склону которой раскинулся обширный Екатерининский парк. Здание очень длинное, а его поперечная ось совпадает с осями центральных аллей старого и нового регулярных садов - старейшей части Екатерининского и Александровского парков.

История Большого дворца восходит к петровским временам, в его возведении принимали участие многие зодчие. Небольшие двухэтажные каменные палаты Екатерины I, именем которой дворец был назван позднее, построены в 1717-1723 годах под руководством архитекторов И. Ф. Браунштейна и И. Я. Ферстера.

Вступившая на престол в 1742 году Елизавета Петровна решила превратить Царское Село в свою парадную загородную резиденцию и начала переделку и расширение палат. С 1743 по 1744 год архитектор М. Г. Земцов (а после его кончины - помощник мастера А. В. Квасов) пристроил к палатам каменные флигели, соединенные с основным зданием деревянными галереями на колоннах. Вблизи левого флигеля возводилось здание новой оранжереи, а перед дворцом - фундаменты под циркум-ференции.

Специальным указом 5 мая 1745 года архитектором Царского Села был назначен С. И. Чевакинский, который развивал и дополнял замысел предыдущих зодчих. Он заменил деревянные колоннады каменными одноэтажными галереями и построил церковь около правого флигеля. Для симметричности композиции ансамбля он изменил оранжерею: поднял ее стены и сделал карниз «с фронтоном яко на церкви». Церковь, заложенная 8 августа 1746 года, и оранжерея первоначально намечались как отдельные здания, но затем было решено соединить их с флигелями одноэтажными галереями с открытыми террасами вместо крыш - «висячими садами». Таким образом, Оранжерейный зал стал Портретным залом дворца. К осени 1746 года Чевакинский приступил к расширению старых каменных палат. Новые пристройки удлинили фасад и образовали симметричные ризалиты. Средний дом, как стали называть палаты Екатерины I, был украшен по центру ризалитом с четырехпилястровым портиком и фигурным фронтоном. Стены дома стали более высокими и обзавелись новым карнизом, а кровля с переломом «по голланскому маниру» заменилась на двухскатную.

Фрагмент фасада.

Антикамера - небольшое помещение, расположенное перед парадным залом.

Деталь лепного декора.

Обновленный дворец с его сдержанной архитектурой и простым убранством, не соответствовал возросшим великолепию и роскоши царского двора. К тому же, несмотря на огромную протяженность, он оставался маловместительным. Все это послужило поводом для новой реконструкции, которая была поручена Растрелли.

Зодчий отказался от членения здания на отдельные объемы, соединенные галереями-переходами, и сделал все части дворца одним целым. В результате фасад в длину достиг 325 метров.

Низкие одноэтажные галереи по сторонам Среднего дома в 1751 году были надстроены и тем самым подняты до общей высоты, а старые боковые корпуса включались в обновленное здание как выступающие ризалиты. В бывших галереях предполагалось разместить новые покои и большой двухсветный (с двумя рядами окон) зал. С этой целью в 1752 году началось возведение третьего этажа в Среднем доме и боковых флигелях, а спустя два года подняли стены церкви.

Тогда же Растрелли на месте левого висячего сада устроил трое новых покоев - антикамер, а в Портрет ном зале сделал большую парадную лестницу.

План первого и второго этажей дворца

Скульптура у парадного входа во дворец

Второй висячий сад сохранился (у Церковного корпуса), но был превращен в закрытый дворик: для соблюдения симметрии его обнесли стенами, равными по высоте стенам антикамер. При этом архитектор сохранил общую разбивку и основные членения прежней цепи дворцовых зданий. В отличие от прежнего дворца с центральным входом и симметричной планировкой относительно поперечной оси мастер ориентировал всю композицию строения по продольной оси. Таким образом, вся длина сооружения использовалась для создания единой сквозной анфилады внутренних парадных помещений, отличающейся торжественным великолепием.

Фасады дворца получили новую архитектурную и декоративную обработку. Два верхних этажа дворца Растрелли соединил колоннами. Они поставлены в своеобразном ритме: то в каждом междуоконном простенке, то с разрывами-паузами, то собраны в четырехколонные портики, увенчанные сложными фигурными фронтонами. Первый этаж дворца трактовался как цокольный. Под колонны были подведены мощные устои, обработанные рустами. На фасадах галерей устои декорированы фигурами атлантов, как бы несущих на себе всю тяжесть колонн.

Большой (Тронный) зал.

Новое скульптурное оформление фасадов Большого дворца блестяще и вписано в историю русского декоративного искусства. Крыша дворца была позолочена, над опоясывающей ее балюстрадой возвышались статуи (тоже позолоченные) и декоративные композиции. Важную роль в восприятии архитектуры дворца играет окраска его протяженных фасадов, основанная на контрасте белых колонн и лазурно-голубых стен.

В 1756 году все работы по отделке внешнего вида и внутренних помещений дворца были завершены. В декоративном оформлении интерьеров Растрелли широко использовал роспись и резьбу. Вырезанные из дерева позолоченные кариатиды, аллегорическая скульптура, фигуры амуров, картуши, гирлянды цветов, прихотливые сплетения рокайльного орнамента, зеркала в между-оконных простенках в пышных резных рамах, живописные плафоны, паркетные полы с инкрустацией украсили новые залы. Основное цветовое сочетание внутренней отделки - золотой и белый.

Ворота дворцовой ограды

До разрушения в годы Великой Отечественной войны дворец сохранял ряд растреллиевских интерьеров и среди них такие шедевры декоративного искусства, как Большой зал, называемый также Тронным, Большая галерея, ряд ведущих к ним антикамер, Картинный зал; Белая Парадная столовая, Кавалерская столовая и Янтарная комната. Там, где ныне находится Парадная лестница, ранее был великолепный Китайский зал, перестроенный Ч. Камероном и затем И. Монигетти.

Золотая анфилада

Искусно распланированные сады и парки с декоративной скульптурой и садово-парковой архитектурой составляли неотъемлемую часть дворцового ансамбля.

Павильон «Эрмитаж» - один из самых выдающихся памятников парковой архитектуры русского барокко середины XVIII века. Он предназначался для празднеств и отдыха в кругу приближенных. Композиционная основа здания характеризуется типичным для барокко диагональным построением плана. Центральный восьмиугольный зал связан галереями-переходами с четырьмя малыми кабинетами.

Волюта - украшение в виде спиралевидного завитка с глазком в центре.

«клейма» с сидящими фигурами на двух больших фронтонах. Отделка интерьеров «Эрмитажа» характерна для архитектуры барокко: многочисленные зеркала в резных вызолоченных рамах, чередующиеся с широкими окнами, и иллюзорная роспись плафонов как бы раздвигали границы небольших помещений, связывали внутреннее пространство павильона с окружающими его просторами парка.

План павильона «Грот»

«Грот» - еще один садовый павильон, внутри он украшен раковинами и туфом. Разработка проекта и возведения его на берегу Большого пруда связаны с именем Растрелли. Проект был одобрен в августе 1749 года, но стройка затянулись, и даже в 1761 году, уже после окончания строительства Большого дворца, павильон оставался в числе незаконченных парковых сооружений.

Фасады «Грота» отличают пышность и богатство, они декорированы сложно сгруппированными колоннами, поддерживающими фронтоны. Над центральной частью павильона возвышается купол, прорезанный четырьмя окнами-люкарнами и увенчанный изображением прихотливого по форме пирамидального фонтана. Обрамление арочных проемов, люкарн и завершение купола поражают обилием декоративных мотивов и одновременно органичной слитностью композиций. Маски Нептуна в замках окон, красиво задуманные композитные капители с дельфинами вместо волют, фигурки тритонов, головки нереид подчеркивают связь павильона с водной стихией.

Ансамбль Большого Екатерининского дворца - это архитектурное произведение, сочетающее в едином художественном образе богатство и блеск внешнего облика с серьезностью и монументальностью целого, ясностью плана и красотой силуэта.

Мы ответили на самые популярные вопросы - проверьте, может быть, ответили и на ваш?

  • Мы - учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
  • Как предложить событие в «Афишу» портала?
  • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»

Если у вас есть идея для трансляции, но нет технической возможности ее провести, предлагаем заполнить электронную форму заявки в рамках национального проекта «Культура»: . Если событие запланировано в период с 1 сентября по 30 ноября 2019 года, заявку можно подать с 28 июня по 28 июля 2019 года (включительно). Выбор мероприятий, которые получат поддержку, осуществляет экспертная комиссия Министерства культуры РФ.

Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: . Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с . После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».

Пока живо поколение, обучавшееся в советских школах, Смольный монастырь, или просто «Смольный», будет связан с В. И. Лениным. Да и спустя десятки лет в истории этого страницы, связанные с 1917-1918 годами, будут самыми яркими. А времена, последующие за этими событиями, самыми трагическими. Без них Смольный монастырь Растрелли остался бы просто одним из многих замечательных творений гениального зодчего.

Название как адрес

Сама история возникновения названия монастыря довольно интересна, как и почти каждого объекта в Санкт-Петербурге. До возникновения Северной столицы эта территория являлась пограничной зоной. В селе Спасовщина, сразу же, как только шведы возвели на противоположном берегу на этом месте был возведен форт Сабина. Адмиралтейская верфь - одна из первых построек зарождающегося города-крепости. Именно для ее нужд и построили Смоляной двор. За местом закрепилось соответствующее название. Смольный монастырь, возникший здесь позже, как и подавляющее количество объектов, в своем названии содержит адрес собственного местонахождения и... часть истории.

Желание императрицы - закон

Идея возникновения монастыря принадлежит императрице Елизавете Петровне, которая заранее побеспокоилась о своей старости. Ей хотелось тишины и покоя, а все это надежно гарантировал монастырь, настоятельницей которого царица собралась стать. Но суровый аскетизм монашеского образа жизни не входил в понятие счастливой старости, и Смольный монастырь был предусмотрен скорее как закрытое учебное заведение для девиц самого знатного происхождения. Естественно, что комфорт пребывания гарантировался любой из 120 воспитанниц. Для каждой предусматривались отдельные апартаменты со всеми необходимыми службами - эдакая отдельная комфортабельная квартирка. У настоятельницы же должен был быть отдельный дом.

Обер-архитектор Санкт-Петербурга

Выбор места - дань памяти молодым годам, проведенным в (второе название Девичий), в своеобразном заключении, по повелению Анны Иоанновны.

Франческо Растрелли, сын знаменитого Карла Растрелли, в это время занимал пост Ему поручили построить Воскресенский Новодевичий монастырь. В 1744 году гениальный архитектор разработал совершенно новый вариант ритуального объекта, который вместе с окружающими его постройками стал новым явлением в церковной архитектуре.

Оригинальный подход

Самой главной отличительной чертой стало полное отсутствие каменной ограды. Это был намек на то, что учреждение не будет закрытым монастырем, подразумевающим полное отрешение от светской жизни, а явится, скорее, высшим учебным заведением для высокородных барышень. В 1748 году был заложен первый камень. На торжественном мероприятии присутствовала сама императрица. Смольный монастырь Растрелли становится одной из важнейших строек страны.

Старина должна присутствовать

Но пожелания женщин изменчивы. А пожелания императрицы тем более. И вот уже в 1849 году начальный проект переделывается. Во-первых, снижается до весьма скромных местных размеров колокольня, задуманная Растрелли высотой в 140 метров и превышающая Петропавловскую звонницу. В новом проекте возникают черты старорусских монастырей. В частности предусматривалось наличие куполов: центрального - большого и массивного - в окружении 4 малых.

Стройка века

На новый ансамбль Смольного монастыря выделяется большое количество средств и рабочих. В 1754 году на объект прибыла Елизавета. Увиденное потрясло ее настолько, что она тут же заразилась гигантоманией и велела для своего детища отлить колокол, который затмил бы Царь-колокол - его размеры должны были составить 6,5 метров в ширину, а весил бы он 20 000 пудов. Но императрица умирает, не дожив до торжественного освящения. Смольный монастырь предан забвению.

Забытые начинания

Пять лет здесь не ведется никаких работ. Без куполов и колокольни, неоштукатуренный комплекс обрастает мрачными легендами. Войны опустошают казну, Екатерина II отстраняет Растрелли от дел. В течение десяти лет, с 1785 по 1795 годы, работы то велись, то замирали. И если бы не возникшее с приходом новой императрицы Воспитательное общество для девиц из благородных семей, которым надо было где-то жить, Смольный монастырь в Санкт-Петербурге так и остался бы невостребованным - там проживали всего 20 монашек.

С приходом Павла «благородных девиц» (или, как их называли, «смолянок») выселили, поселив на освободившееся место вдов. Очевидно, бывают такие здания, где, несмотря на их красоту, никто не может нагреть себе места.

Пришел хозяин

Полностью закончилось строительство при Николае I. Оно продолжалось беспримерно долго - 87 лет. Архитектор В. П. Стасов, выиграв конкурс, три года восстанавливал и реставрировал собор, и только в 1835 году комплекс был освящен. Он стал называться Собор всех учебных заведений. Вдохновленные внешней красотой, которую являл собой Смольный монастырь (фото тому свидетель), российские мастера постарались внутреннее убранство сделать достойным творчества великого Растрелли. Зал отделан бал мрамором, хрустальная балюстрада и запрестольный образ работы А. Васнецова сделали Смольный монастырь уникальным сокровищем российской культуры. Единственное, что так и не было достроено, это колокольня, что, в принципе, уже не сказалось на внешнем облике собора. Он был прекрасен.

В наши дни все становится на свои места

Но пребывать в таком статусе монастырю до наших дней не дали революции, после которых эта жемчужина использовалась даже под склад. Бедняга закрывался, переходил из рук в руки; в 1990 году здание используют как концертно-выставочный зал.

Первый по прошествии стольких времен молебен проходит здесь только в 2009 году. С 2010-го Смольный собор используют по назначению - он открыт для богослужений. В 2011 году, почти через сто лет, в Смольном соборе были проведены Рождественские богослужения.

Соборный комплекс расположился на левом берегу реки. Смольный собор выполнен в стиле барокко. Здесь можно наблюдать сочетание архитектуры Европы и русского зодчества. Высота монастыря достигает почти 94 метров, что только подчеркивает его величие.

История возведения собора

История появления этого архитектурного памятника уходит в 1740 год, когда действующая императрица Елизавета Петровна приняла решение оставить престол и уйти в монастырь. Елизавета решила возвести монастырские стены на территории, где стоял дом, в котором прошла ее юность. Помимо самого монастыря, императрица планировала построить здесь же колокольню, домовые церкви и институт для молодых девушек, которые имеют дворянские корни.

Смольный собор, архитектором которого стал Ф. Б. Растрелли, начали строить в 1748 году. Но неожиданно начавшаяся война заставила отложить строительство на неопределенный срок. В связи с недостатком финансирования строительные работы шли очень медленно. Достроить Смольный собор удалось архитектору В. П. Стасову в 1835 году.

В 1922 году все имущество церкви изъяли, что в итоге привело к закрытию Собора Смольного монастыря в Петербурге в 1923 году. Тем не менее, спустя несколько лет его все-таки открыли, в то время как другие церкви и сегодня стоят закрытые. В 1990 году главным событием стало открытие концертного зала, функционирующего и сегодня.

Смольный собор в Петербурге – видео

Режим работы Смольного собора

В Питере Смольный собор расположился вдали от исторического центра города, поэтому многие туристы попросту не добираются до этого удивительного места. Собор стоит в очень живописном месте недалеко от набережной.

Добраться до собора можно на метро. Для этого нужно доехать до станции «Чернышевская». Однако путь до собора от станции не близкий. Поэтому лучше воспользоваться маршрутным такси номер К-76, которое довезет вас непосредственно до площади Растрелли.

При посещении Смольного собора необходимо уточнить режим работы. В летнее время собор работает ежедневно с 10.00 до 19.00. В среду собор закрыт для посещений. Зимой собор открывается в 11.00, а закрывается в 19.00. Среда по-прежнему остается единственным выходным днем. Вход в храм свободный.

Отправляясь в Смольный собор, необходимо также знать расписание богослужений. Утренняя божественная литургия начинается каждый день в 7 часов утра. Окончание вечерней литургии приходится на 20.00.

Не менее красив, популярен и величественен Казанский собор в Петербурге. Большое количество туристов посещают его ежедневно, наслаждаясь прикосновением к прекрасному.

Вид собора в наши дни

Собор Смольного монастыря в Петербурге в наши дни сохранил свое первоначальное обличие. Стены окрашены в белые и голубые тона. В соборный комплекс входят:

  • Четыре церкви, которые располагаются вокруг храма;
  • Жилые помещения, украшенные великолепными аркадами;
  • Домовые церкви;
  • Четыре колокольни.

Изначально архитектор Растрелли, который занимался строительством собора, хотел возвести однокупольный храм. Однако Императрица Елизавета настояла на том, чтобы церковь была пятиглавой. В итоге пришли к компромиссу, и построили храм с одним большим куполом и четырьмя маленькими куполами, которые служат колокольнями. Эти четыре купола имеют два яруса. На нижнем ярусе расположена непосредственно звонница.

Одной из главных достопримечательностей собора является ажурная ограда необыкновенной красоты. Эта ограда является высокохудожественным произведением искусства, созданная по проекту архитектора Стасова.

Внутренняя отделка собора Смольного монастыря в Петербурге имеет величественный вид. Зал, в котором проходят ежедневные богослужения, отделан мрамором. У алтаря находится хрустальная балюстрада. В наше время в храме сохранены главные иконы, которыми украшен главный зал собора. Это оригинальные иконы «Воскресение Христово» и «Введение во храм Пресвятой Богородицы».

В Питере Смольный собор считается великим памятником архитектуры. В наше время здесь проводят концерты и выставки, связанные с историей города. Кроме того, здесь организовывают выставки художественно-прикладного искусства.