Военно исторический музей фортификационных сооружений в балаклаве. Вокруг нас очень много интересного

Форт Фермонт обязателен к посещению тем, кто интересуется фортификацией и линией Мажино в частности. И дело тут не только в шикарной по огромному подземному комплексу с покатушками на узкоколейном поезде. Подобная экскурсия не уникальна, но бонусом к ней прилагается посещение единственного в своем роде музея фортификации, расположенного напротив входа в форт.

Музей меня очень впечатлил, так как его экспонаты уникальны и дают более глубокое видение многих элементов и узлов, использовавшихся на французской оборонительной линии. Где еще вы увидите полностью укомплектованные казематы, бронебашни со спиленной крышей, обнажающей механику, или скажем бронекупол GFM в разрезе?

Под катом обзор этого отличнейшего музея в шести десятках фотографий.

01. Начну обзор с различных казематов линии Мажино, в точности отображенных в музейной экспозиции с использованием оригинального инвентаря. Экспозиции сделаны на твердую пятерку и с солидным бюджетом, судите сами. На снимке помещение командного центра форта Фермонт, перенесенное сюда из форта для удобства посетителей.

02. В нескольких комнатах полностью отображена работа командного центра объектов класса gros ouvrage. Примечательно, что все оборудование тут оригинальное.

03. Еще одна впечатляющая экспозиция, демонстрирующая самый распространненный на объектах линии Мажино тип боевого каземата, который присутствует практически на всех казематированных боевых блоках на сооружениях линии Мажино, начиная от обычных дотов и заканчивая боевыми блоками крупных подземных фортов. Вы видели эти казематы практически в каждом моем посте по объектам линии Мажино, но в таком укомплектованном виде подобный каземат я увидел тут впервые. Данный каземат является типовым и вооружен двумя спаренными пулеметными установками и противотанковой 37-мм пушкой, подвешенной на рельсе. В случае обнаружения танков противника на подходе к объекту, спаренный пулемет отодвигался вместе с форточкой амбразуры в сторону и его место занимала противотанковая пушка, которую вы видите на заднем плане каземата.

04. Далее следуют несколько артиллерийских казематов больших фортов линии Мажино. Я был поражен тому, насколько точно и исторически достоверно сделаны экспозиции. Тут выверена каждая деталь. На снимке каземат с 75-мм пушкой модели 1929, созданной специально для объектов линии Мажино. Орудие обладало скорострельностью 30 выстрелов в минуту и дальностью стрельбы 12 000 метров.

05. Помимо самого орудия, экспозиция содержит массу любопытных деталей, которые я не раз показывал в своих фоторассказах, посвященных фортам французской оборонительной линии.

06. Еще один каземат с 75-мм пушкой другого типа. Это орудие модели 1931 применялось на объектах линии Мажино в Альпах. В связи с особенностью ведения военных действий в условиях гор, орудие имело короткий ствол длиной всего 1,37 метра, дальность стрельбы 6000 метров и оригинальную конструкцию лафета.

07. Каземат, оснащенный 135-мм минометом модели 1932 с дальностью стрельбы от 3000 до 6000 метров и скорострельностью 8 выстрелов в минуту.

08. Этот каземат мне до сих пор встречался лишь в заброшенных объектах линии Мажино, причем как в так и в фортах. На снимке вы видите 81-мм миномет модели 1932 сконструированный специально для фортов линии Мажино. Призвание орудия - атаковать противника на подступах к форту, не дав ему приблизиться ближе. Миномет не имел вертикальной наводки и был расположен жестко под углом 45°. Изменение дальности стрельбы достигалось навешиванием на хвостовую часть мин дополнительных пороховых зарядов. Дальность стрельбы минометов была до 3500 метров, скорострельность - до 15 выстрелов в минуту.

09. Совершенно не типичный для линии Мажино каземат. Я сперва подумал, что он относиться к Первой мировой, судя по древнему орудию.

10. Оружием каземата является флотская 47-мм пушка модели 1902. Википедия сообщает, что такими пушками оснащались некоторые доты линии Мажино и мелкие противотанковые огневые точки, так как серию таких пушек с запасом боеприпасов французский флот поставил сухопутным войскам, где они использовались в качестве противотанковых.

11. Так эта пушка выглядит снаружи дота.

12. Французские коммандос обсуждают план вылазки на немецкие позиции во время "Странной войны" - гласит подпись к этой инсталляции.

13. Бетонный дот для мобильной пушки. Пояснительную надпись не сфоткал, так что подробностей не знаю.

14. Огневые точки, сооруженные из башень старых танков широко использовались во французской фортификации и применялись на линии Мажино. На переднем плане башня от танка Renault FT-17.

15. Остальные башни не распознал. Вся информация в музее только на французском, поэтому информационные таблички тут не всегда помогают.

16. Еще одна огневая точка, сооруженная из башни старого танка.

17. Внутри довольно тесновато.

18. Пулеметная башенка модели 1935/1937 для 8-мм пулемета. Всего на линии Мажино в 1930-х годах было сооружено около 600 подобных башенок.

19. Танковые огневые точки и прочие элементы заградительных препятствий.

20. Стрелковое оружие, которое применялось на объектах линии Мажино.

21. Вот это вообще шикарный экспонат музейной экспозиции - самый распространенный бронеколпак линии Мажино типа GFM в разрезе со всем наблюдательным оборудованием внутри!

22. Мне неоднократно встречались комментарии к моим постам про линию Мажино, в которых читатели выражали сомнения, что толщина брони подобных колпаков достигала 30 см. На этом снимке вы можете убедиться, что толщина брони имеет указанные значения. Вес такого колпака достигал 26 тонн - из этого железа можно было изготовить танк Т-34 или около сорока современных автомобилей.

23. Еще один бронеколпак в разрезе, в этот раз типа JM. Впервые бронеолпак этого типа я увидел тут же в , к которому и относится этот музей. Бронеколпак этого типа очень похож на своего собрата GFM, но отличается от последнего наличием всего одной амбразуры для спаренной 7,5-мм пулеметной установки.

24. На снимке отчетливо виден механизм подачи дисков с патронами, которые транспортировались в бронекупол с нижнего уровня при помощи специального подъемного механизма. Под пулеметной установкой также располагается труба для сброса отстрелянных гильз.

25. Спаренная пулеметная установка имела скорострельность 500 выстрелов в минуту. Это та же самая модель, что устанавливалась в типовом каземате, который показан на третьем снимке этого поста. Обратите внимание на систему освещения внутри купола - электрическая лампа была дублирована газовым светильником.

26. Помимо французской оружейной продукции представлены фортификационные орудия других стран - на фото связка, состоящая из чешской противотанковой пушки Skoda калибра 47-мм и чешского пулемета Vz 37, калибра 7,92 мм. Эта связка устанавливалась в дотах Чехословацкой оборонительной линии и после захвата Чехословакии Третьим рейхом активно использовалась немцами.

27. А это связка из 25-мм противотанковой пушки и пулемета Reibel, устанавливаемая в бронеколпаки линии Мажино типа АМ.

28. То же самое орудие, но в казематной версии.

29. Одними из самых ярких объектов этого музея являются пять бронебашень, демонтированных с различных фортов линии Мажино и установленных в музейном ангаре что называется во весь рост.

30. Особое внимание я уделил самой крупной бронебашне среди тех, что устанавливались на объектах линии Мажино.

31. Башня содержит две 75-мм пушки модели 1933. Диаметр башни составляет 4 метра, а общий вес 265 тонн.

32. Толщина брони колпака 350 мм, стен 300 мм. Эта башня была также самой дорогой из всех, установленных на оборонительной линии. Ее стоимость в октябре 1934 составляла 4 033 170 франков.

33. Башню этого типа с прекрасной сохранностью мы нашли в одном из заброшенных фортов линии Мажино, о чем я рассказывал очень подробно в отдельном .

34. Максимальная дальность 75-мм пушек достигала 11 900 метров при максимальной скорострельности 13 выстрелов в минуту. Полная команда, необходимая для обслуживания орудий и башни, составляла 25 человек (6 унтер-офицеров и 19 солдат). В режиме ожидания башню могли обслуживать 2 унтер-офицера и 10 солдат, которые тоже могли вести огонь, но в таком случае скорострельность была ниже. В самой башне размещался один унтер-офицер и три солдата (стрелок и два заряжающих), остальная часть команды обслуживала башню на нижних уровнях и обеспечивала непрерывную подачу боеприпасов.

35. Более детальный вид орудий для интересующихся темой.

36. Это единственное место, где вы можете увидеть внутренности самой крупной из бронебашень линии Мажино, если конечно не полезете в заброшенный . Эта башня, кстати, была демонтирована из шестого блока того самого объекта.

37. Рядом установлены еще две бронебашни линии Мажино, но они менее выразительны, так что им я не уделил своего внимания.

38.Чуть в стороне еще парочка башень, демонстрирующихся во весь рост. Можно наглядно оценить весь масштаб и сложность подобных систем. Обе башни были демонтированы из заброшенной Ouvrage de Molvange.

39. Слева башня со спаренной 7,5 мм пулеметной установкой модели 1935, справа с парочкой 75-мм пушек модели 1932 R. Оба типа башень я показывал в своих прошлых постах по линии Мажино.

40. Механизм артиллерийской башни крупным планом.

41. Согласитесь, музей шикарен! Видно, что у него хорошее финансирование, на средства волонтеров такую экспозицию не создать.

42. Есть в музее несколько инфостендов с фотографиями, на которых показан процесс демонтажа бронебашень с заброшенных объектов...

43. ... транспортировку их на музейную территорию...

44. ... и установку в музейный ангар.

45. Еще одним ярким пунктом музейной экспозиции является обширная инсталляция на тему Второй мировой.

46. Куча оригинальной техники и прочего реквизита, органично размещенного на участке музейной территории, однозначно порадуют любителей военной истории.

47. О транспортных средствах, представленных в экспозиции, я никогда до этого не слышал.

48. Это французская техника периода Второй мировой, мало известная за пределами страны.

49. Полевой быт французской армии.

50. Кавалерия.

51. Мое внимание привлек инфостенд с локомотивами, использовавшимися на фортификационных сооружениях во Франции, так как один из них показался мне знакомым, тот, что на верхнем снимке. Паровозы Pechot-Bourdon поставлялись американцами в Европу во время Первой мировой войны и предназначались для обслуживания крепостной и полевой артиллерий. В мире сохранилось всего два паровоза этой модели, один из которых находится в , где я его и видел.

Такой вот отличный музей находится напротив форта Фермонт. Как видите, это весомый аргумент в пользу того, чтобы при случае посетить этот форт.

В завершении поста небольшой бонус:

52. По дороге из форта Фермонт нам по пути встретился один небольшой объект линии Мажино оригинальной конструкции.

53. Ouvrage Bois du Four - это небольшое сооружение линии Мажино представляющее собою пехотный двухурровневый моноблок, напоминающий немецкие панцерверки. Объект музейный, но к сожалению, в это время был закрыт.

54. На снимке амбразуры типового каземата с двумя спаренными установками и противотанковой 47-мм пушкой, интерьер которого показан на третьем снимке этого поста. Всего объект располагает тремя казематами этого типа - по одному на каждую из трех сторон.

55. Сооружение было построено в 1931 году с целью закрытия пространства между соседними фортами этого сектора линии Мажино. По изначальным планам объект должен был стать большим артиллерийским фортом, состоящий из пяти боевых блоков и двух входных, соединенных большим подземным уровнем. Но затем программа была сокращена и строительство было остановлено. К тому времени успели построить лишь один боевой блок и часть потерны на глубине 30 метров. Таким образом объект так и остался двухэтажным моноблоком с небольшим подземным уровнем на глубине 30 метров, который к тому времени успели пройти. Актуальный план всех трех уровней сооружения можно посмотреть на его официальном сайте .

56. На крыше традиционно ряд бронекуполов и одна поворотная бронебашня с пулеметной турелью внутри.

57. В мае 1940 года сооружение с гарнизоном из 137 человек успешно отражает попытки немцев прорвать линию обороны, взаимодействуя с соседними артиллерийскими фортами Latiremont и Bréhain. Вплоть до приказа о капитуляции 27 июня 1940 года объект вел оборону территории, за которую был ответственен.

58. Когда стало ясно, что сооружение так и останется моноблоком, его изрядно вооружили. На крыше установили три пулеметных бронеколпака типа GFM (на фото) и один наблюдательный типа VDP, оснащенный панорамными перископами.

59. Чуть ниже расположилась пулеметная турель модели 1935, установленная в поворотной и выдвигающейся башне.

60. На верхнем уровне было сооружено три каземата, таких, как на фото 54, по одному в каждую из трех сторон и несколько пулеметов для ближней обороны. Вооружение форта было усилено также артиллерией - на нижнем уровне расположился каземат с двумя 81-мм минометами, такими, как показаны на фото 08. Таким образом, несмотря на компактные размеры объекта, вооружен он был до зубов. На снимке на переднем плане бронепрожектор, для подсветки территории в темное время суток.

Такой вот интересный объект встретился нам случайно по пути. Жаль, что он оказался закрытым, так как сооружение уникально. Надеюсь, в будущем окажусь снова в этих краях и наверстаю упущенное.

В десяти километрах от Севастополя, в Балаклаве, в 2003-м году, впервые за сорок шесть лет на всеобщее обозрение был представлен сверхсекретный завод по ремонту подводных лодок. Этот стратегический объект, единственный в мире по своим масштабам, начал строиться в 1957-м году.

Подземная база подводных лодок в Балаклаве, более известная как Объект 825 ГТС - сверхсекретный военный объект времен холодной войны в Балаклавской бухте. ГТС или Городская Телефонная Станция - название объекта в целях конспирации. В настоящее время это самый крупный из всех рассекреченных военных объектов.

Объект 825 ГТС представляет собой сооружение противоатомной защиты первой категории, способный защитить от прямого попадания атомной бомбы мощностью 100 Килотонн, включающее в себя комбинированный подземный водный канал с сухим доком, цеха для ремонта, склады ГСМ, минно-торпедная часть. Располагается в горе Таврос, по обеим сторонам которой находятся два выхода. Со стороны бухты - вход в канал (штольню). В случае необходимости он перекрывался батопортом, вес которого достигал 150 тонн. Для выхода в открытое море был оборудован выход на северной стороне горы, который также перекрывался батопортом. Оба отверстия в скале были искусно закрыты маскировочными приспособлениями и сетями.

В случае угрозы прямого ядерного удара завод был способен герметично закрыться при помощи автоматических дверей, и автономно существовать 3 года. На этом предприятии была собственная хлебопекарня, склады для хранения продовольствия и горюче-смазочных материалов, госпиталь. Комбинированный водный подземный канал мог вместить до 9 подводных лодок и при необходимости ремонтировать их. Его глубина достигает 8 метров, ширина - от 8 до 12 м, а высота арки канала - 18 метров. Общая площадь всех помещений и ходов завода - 5100 кв. м, водной поверхности под землей - 3 тыс. кв. м. Длина канала - 380 метров, длина дока - 110 метров.

Объект 825 ГТС, был предназначен для укрытия, ремонта и обслуживания подводных лодок 613-го и 633-го проектов, а также для хранения боеприпасов, предназначенных для этих субмарин. В канале (длина 602 метра) объекта могло разместиться 7-9 подлодок. Погрузка снаряжения в мирное время осуществлялась на пристани, учитывая передвижение спутников-шпионов вероятного противника. При ядерной угрозе погрузка должна была осуществляться внутри базы через специальную штольню. В комплекс входила также ремонтно-техническая база (объект 820), предназначенная для хранения и обслуживания ядерного оружия. Температура внутри базы держится около 15 градусов. В некоторых помещениях и сейчас работают осушители, отводя излишнюю влагу из помещений

После атомной бомбардировки в августе 1945 г. японских городов Хиросимы и Нагасаки Советское правительство, оценив масштабы разрушений и последствия ядерных взрывов, приняло комплексный план защиты от ядерного оружия основных промышленных и оборонных объектов страны.

Было принято правительственное решение о постройке в Балаклаве объекта, который мог защитить технику и людей в случае ядерного взрыва. Проект Балаклавского защитного подземного сооружения подготовил Ленинградский проектный институт и в 1953 г. представил на подпись в правительство. Иосиф Сталин лично рассмотрел и собственноручно завизировал проект строительства в Балаклавской бухте единственного в своем роде подземного завода по ремонту подводных лодок. В послевоенные годы в Балаклаве была организована военно-морская база. Тут базировалась 14-я дивизия подводных лодок Черноморского флота СССР.

Как добраться:

Крым, г.Севастополь, Таврическая наб., 22

Путеводители неподалеку

Сообщество

Места в которые хочется вернуться

Исторический бульвар Севастополя

FlowerFairy , 17 фев 2017

Сообщество

Старейший военно-исторический музей Черноморского флота ведет свое начало от музея Севастопольской обороны 1854-1855 гг., который был основан 14 сентября 1869 года по инициативе участников 349-дневной обороны Севастополя в Восточной (Крымской) войне 1853-1856 г.г. при покровительстве императора Александра II.

В течение 25 лет экспозиция музея размещалась в пяти комнатах дома, принадлежавшего генералу Э.И.Тотлебену.

В двух первых комнатах были размещены 20 больших карт и схем, по которым можно было проследить всю севастопольскую кампанию — от высадки десанта в Евпатории до отхода русских войск на Северную сторону 27 августа 1855 года. В следующих трех комнатах были представлены литографированные портреты участников обороны, модели кораблей, личные вещи руководителей обороны, предметы вооружения и обмундирования.

В 1895 года по решению Военно-морского ведомства для музея было построено специальное здание, которое и сегодня является одним из красивейших зданий в Севастополе.

Автором проекта был известный петербургский архитектор, член Императорской Академии Художеств А.М.Кочетов. Музей получил новое название «Музей Севастопольской обороны». Осмотр экспозиции музея начинался с центрального зала (сейчас это зал № 6), который встречал посетителей строками из письма Николая I Меньшикову от 27 сентября 1854 года: «Да сохранит вас всех Господь, а душа моя и все мысли с вами».

За 140 лет своего существования музей превратился в подлинную сокровищницу боевых реликвий, отражающих все этапы развития Черноморского флота с момента его основания в 1783 году и до сегодняшних дней.

Экспозиции:

Зал № 1
Экспозиция посвящена основанию Черноморского флота в 1783 году, победам моряков-черноморцев в русско-турецких войнах 1787-1829 гг., Крымской войне 1853-1856 гг. В зале представлены Воинский и Морской уставы, изданные в XVII в., портреты Ф.Ф.Ушакова, М.П.Лазарева, модели брига «Меркурий», парохода-фрегата «Владимир», парусных кораблей, принимавших участие в Синопском сражении (18 ноября 1853 года), сабля командующего турецкой эскадрой Осман-паши, переданная П.С.Нахимову.

Зал № 2
Экспозиция зала рассказывает о 349-дневной обороне Севастополя 1854-1855 гг. В зале представлены личные вещи адмиралов П.С.Нахимова, В.А.Корнилова, В.И.Истомина, подлинные картины, написанные Ф.А.Рубо, И.К.Айвазовским, рисунки с натуры В.Тимма, английские и немецкие литографии, коллекции холодного и огнестрельного оружия.

Зал № 3
Экспозиция зала посвящена участию моряков Черноморского флота в русско-турецкой войне 1877-1878 гг. В ходе этой войны по предложению капитан-лейтенанта С.О.Макарова пароходы торгового флота были переоборудованы в плавучие базы для минных катеров. В зале представлены модели минного катера и шестовой мины образца 1878 года. Кроме того, в зале представлены экспонаты, рассказывающие об участии Черноморского флота в революционном движении начала XX столетия в России.

Зал № 4
Экспозиция зала рассказывает об участии Черноморского флота в революции 1905-1907 гг., первой мировой войне и в революционных событиях 1917 года. В зале представлены модели броненосца «Потемкин», крейсера «Очаков», Андреевский военно-морской флаг и судовой колокол с линкора «Императрица Мария», образцы стрелкового и холодного оружия, личные вещи и документы капитана 1 ранга А.В.Немитца — командующего минной бригадой, которая приняла активное участие в боевых действиях на Черном море в ходе первой мировой войны. В числе экспонатов — часть фок-мачты с броненосца «Князь Потемкин Таврический», личные вещи лейтенанта П.П.Шмидта, золотое наградное оружие капитана 2 ранга Р.К.Вальронда.

Зал № 5
Экспозиция зала посвящена участию моряков-черноморцев в борьбе за установление Советской власти на юге страны, гражданской войне, отражению иностранной интервенции в 1918-1922 гг. В зале экспонируются модель крейсера «Аврора», тексты первых декретов Советской власти о мире и земле, карта-схема затопления кораблей Черноморского флота, модель эсминца «Керчь», детали с поднятых кораблей. В зале представлены материалы о русском морском зарубежье. Экспозиция зала отражает материалы, рассказывающие о восстановлении, строительстве флота в период с 1922 по 1941 гг.

Зал № 6
Экспозиция зала рассказывает о действиях Черноморского флота в 1941-1942 гг. В зале представлены модели надводных кораблей, подводных лодок, самолетов, а также фотографии, личные вещи, документы руководителей и участников второй героической обороны Севастополя 1941-1942 гг., продолжавшейся 250 дней.

Зал № 7
Экспозиция зала рассказывает о боевых действиях моряков Черноморского флота в период с 1942 по 1945 гг., об освобождении Новороссийска, Одессы, о проведении Крымской наступательной операции в 1944 году. В зале экспонируются модели кораблей, знамена, флаги кораблей и соединений, принимавших участие в освобождении Севастополя. В витринах представлены боевые награды, документы, фотографии моряков-черноморцев, отличившихся в боях за освобождение придунайских стран.

Зал № 8
Экспозиция зала посвящена восстановлению, развитию и созданию океанского ракетно-ядерного флота в послевоенный период. В зале представлены модели надводных кораблей различных классов, диорама народного художника СССР П.Т.Мальцева «Учения на Краснознаменном Черноморском флоте». Экспонаты, представленные в зале, рассказывают о боевой учебе Черноморского флота в дальних походах, маневрах и учениях, о повседневной работе по боевой подготовке моряков.

Музей открыт с 10:00 до 17:00.
Выходные дни - понедельник, вторник.
Последняя пятница месяца - санитарный день.

Начальник музея - капитан 3 ранга Солинский Сергей Петрович.