Казанский собор на красной площади: история и описание. Собор казанской иконы божией матери на красной площади Собор казанской божьей матери на красной площади

построен для Казанской иконы Божией Матери царем Михаилом Феодоровичем Романовым в ознаменование чудес от этого образа, совершившихся при освобождении Московского гос-ва от иноплеменников в 1612 г.

История престола

История освящения храмовых престолов в честь Казанской иконы Божией Матери начинается со времени отправки царю Иоанну IV Грозному списка иконы, явленной в 1579 г. в Казани: царь дал средства из царской казны и повелел поставить на месте явления иконы церковь и устроить девичий мон-рь (см. ст. Казанский Богородицкий мон-рь). В 10-х гг. XVII в. особую роль в прославлении Казанской иконы играл предводитель Второго ополчения кн. Дмитрий Михайлович Пожарский. Он поместил Казанскую Московскую икону Божией Матери (см. в ст. Казанская икона Божией Матери) в своей приходской Введенской ц. (угол Лубянки и Кузнецкого Моста; не сохр.); в ней празднование иконе совершалось с 22 окт. 1613 г. В приделе Введенской ц. не позднее 21 окт. 1617 г. был освящен (впервые в Москве?) престол в честь Казанской иконы Божией Матери. С венчанием на царство Михаила Феодоровича икона вошла в круг святынь царской семьи и заметно выделялась среди многочисленных чудотворных образов. 22 окт. 1632 г., на «осеннюю Казанскую», икону из Введенской ц. кн. Пожарского переместили ближе к Кремлю, в любимую царем Введенскую же ц. («Златоверхие, что в Китае городе»). В кон. 1632 - нач. 1633 г. по указу царя Михаила Феодоровича была освящена отдельная деревянная ц. Казанской иконы Божией Матери, «что в Китае городе у стены», «меж Ильинских и Никольских ворот» (ладан на освящение выдан 17 дек. 1632).

Храм был соборным, со статусом «против соборные церкви Олександра Невского что в Кремле городе на площади»; в деревянном соборе служили мн. буд. соборяне каменного храма (напр., свящ. Василий Афанасьев, диак. Петр Маркелов). Храм «у стены» сгорел 25 апр. 1634 г., поэтому в окт. 1634 г. клир был переведен во Введенскую «Златоверхую» ц. Затем состав клира без изменений перешел в каменный храм на Красной пл.

Место для каменного собора выбрали в незастроенном сев.-вост. углу Красной пл., против Никольских ворот Кремля, выше Неглименских ворот Китай-города, у начала Никольской ул. («Никольского мосту»), на «крестце» (перекрестке) возле каменного (1596) Ножевого ряда. Раскопки показали, что земля под будущей площадью обрабатывалась уже в XII в.; в XIII в. здесь стояли жилища и хозяйственные постройки. В кон. XV в. перестройка Кремля затронула и площадь, с напольной стороны ее очистили от построек и вымостили булыжником. До сер. XVI в. этот «плац» сохраняли, но к концу столетия севернее «крестца» стали появляться торговые и адм. постройки. Здесь и начали, вероятно, в 1632 г. строительство каменного собора.

В соборе молилась царская семья и особо торжественно праздновали день освобождения столицы - 22 окт. (8 июля, на «летнюю Казанскую», царь обычно в соборе не бывал). Единственный придел был освящен во имя равноап. Аверкия Иерапольского, память к-рого приходится на 22 окт.; к 1636 г. ранее не столь известный на Руси епископ фригийского г. Иераполя стал св. покровителем первых Романовых.

Источники единогласно относят собор к числу царских построек: из царской казны шло жалованье причту (наравне с жалованьем причту Верхоспасского собора Кремля); от царя за организацию строительства получили награды руководители Приказа каменных дел С. Глебов и Н. Петров; царская семья сделала вложения в храм (2 колокола, в надписи на одном из них, главном, упом. царь Михаил Феодорович, царица Евдокия Лукьяновна и их дети; в надписи на 2-м упом. только царь; украшенный драгоценностями образ Спасителя с предстоящими прп. Михаилом Малеиным и сщмч. Феодором, тезоименитыми святыми царя Михаила Феодоровича и его отца патриарха Филарета).

В 1649 г., в царствование Алексея Михайловича, по царскому указу позолотили царские двери; по заказу царицы Марии Ильиничны в Оружейной палате сделали серебряную водосвятную чашу. Богатые вклады стали поступать и от частных лиц. В синодике собора (начат при царе Алексее Михайловиче) названы знатнейшие, родовитые бояре (имя кн. Пожарского не приведено, т. е. К. с. оставался исключительно царским). С 1646 по нач. 50-х гг. XVII в. царь Алексей Михайлович в празднование «осенней Казанской» обычно стоял в К. с. не только литургию, но и вечерню кануна и всенощное бдение. Алексей Михайлович посещал собор и на «летнюю Казанскую», в первые неск. лет царствования бывал «неотступно у всех праздников» в К. с., воздвигнутом его отцом и дедом. Он присутствовал на освящении в К. с. нового придела - во имя святителей Гурия и Варсонофия Казанских, к-рое прошло 3 и 4 окт. 1647 г. (4 окт., в день памяти Казанских святителей, царь бывал в приделе до 1649, а после рождения 1-го сына царевича Димитрия 21/22 окт. 1649 - только 22 окт., на праздновании «осенней Казанской» и памяти равноап. Аверкия Иерапольского).

В 60-х гг. XVII в. статус К. с. повысился, имена его протопопов писали выше имен протопопов Черниговского и Александровского соборов Кремля и собора Покрова на Рву. В собор ставили видных и близких ко двору священнослужителей. Литургию совершал патриарх или митрополиты, крестные ходы в К. с. становились более торжественными. Так, в 1660/61 г. ход из Успенского собора, ранее состоявший только из действа на Лобном месте и процессии в собор, стал включать проход по стенам города (сначала в оба праздника, с 1678 «токмо на Аверкиев день») и пещное действо.

Почитание К. с. как места чудотворений от Казанской иконы Божией Матери отражено в популярном в Москве в XVII в. «Сказании о Савве Грудцыне», повествующем о чуде Божией Матери - избавлении грешника Саввы от проклятия во время праздничной («на летнюю Казанскую») литургии в соборе.

К. с. объединил дворцовое пространство кремлевских теремов и посадское знатных землевладельцев, простых торговцев и ремесленников. С этим собором связан ряд обычаев городской жизни: здесь приводили московских купцов к очистительной присяге (процедура включала благовест с колокольни); рядом помещалась «яма» (тюрьма для должников) и стояли искавшие службы подьячие «от Казанской». У К. с. пересекались 2 центральные улицы и кипела торговая жизнь главной площади, встречали послов; в 1687/88 гг. вблизи собора построили род батареи («раскат») с 2 пушками; в сев.-зап. углу церковного участка традиционно торговали церковной утварью, книгами, гравированными изображениями религ. тематики.

Л. А. Беляев

Архитектурная история собора

Зодчий храма неизвестен (возможно, подмастерье каменных дел Обросим (Амвросий) Максимов, чье участие в строительстве до 1638 документально подтверждено).

Архитектура храма соответствует архитектуре московских церквей 30-х гг. XVII в., причем аналогичные здания были построены в Китай-городе, т. е. недалеко от К. с. Собор отличается сдержанностью архитектурного решения. Крупный бесстолпный четверик (стороны снаружи 12,5 м (север-юг) и 13,5 м (запад-восток), внутри 9 и 9,2 м соответственно) с одной массивной апсидой был лишен подклета, перекрыт сомкнутым сводом (информация об этом содержится в записях П. Д. Барановского) и увенчан «горкой кокошников» и световой главой. Одновременно с собором были построены сев.-вост. придел, галереи и колокольня.

Бесстолпные храмы получили распространение в XVI в., но перекрывались преимущественно крещатыми сводами, реже - коробовыми сводами с поперечной распалубкой. Сомкнутые своды для перекрытия бесстолпных церквей использовались крайне редко и только в очень маленьких помещениях (один из немногочисленных примеров - придел мч. Диомида трапезной ц. Спасо-Евфимиева мон-ря в Суздале, кон. XVI в.). В бесстолпных храмах XVII в., как правило, возводился сомкнутый свод. К. с., если сведения Барановского верны,- один из первых храмов, где использовали сомкнутый свод для перекрытия бесстолпного пространства главной церкви и, следов., являлся примером раннего применения этого типа, впосл. широко распространенного в храмостроительстве на протяжении более чем 70 лет. Др. пример использования сомкнутого свода - ц. Св. Троицы в Никитниках (30-е гг. XVII в.). Вероятно, сомкнутым сводом была также перекрыта ц. Всех святых на Кулишках (ок. 1637; сохранившийся свод относится ко времени перестройки - кон. XVII в.). Все 3 храма помимо данного конструктивного новшества объединяет композиция ансамбля: асимметрия второстепенных объемов, расположение колокольни у сев.-зап. угла, использование арочных галерей, полукруглая апсида, глубоко вынесенная на восток.

Характерно оформление венчающей части К. с., кокошники к-рого были расставлены не один над другим, как это было принято в кон. XVI в., а «вперебежку»: кокошник верхнего ряда помещен над местом стыковки кокошников нижнего ряда, а угловые кокошники 2-го ряда поставлены по диагонали, т. о. они освободили небольшое пространство над углами. В К. с. оно занято небольшими декоративными башенками, в ц. Св. Троицы в Никитниках - декоративными угловыми главами; тем не менее сходство приема в обоих храмах очевидно. Расположение кокошников «вперебежку» косвенно подтверждает использование сомкнутого свода, т. к. крещатый свод обычно предполагает применение др. типа завершения - с выделенным центром, оформляющим снаружи внутренние распалубки.

Неширокая сводчатая арочная галерея (внутренний размер 2,8-3 м) окружала собор с 3 сторон. Ее юж. часть первоначально заканчивалась на уровне вост. лопатки собора, а северная вела к сев.-вост. приделу равноап. Аверкия Иерапольского, решение о строительстве к-рого было, по-видимому, принято в процессе возведения собора (в ходе строительных работ, когда основной объем вывели до высоты апсиды, кладку сев.-вост. плеча галереи остановили и над ним выложили четверик придельного храма в 2 раза шире, чем плечо галереи). Перед зап. галереей со стороны площади было расположено широкое (до 1/3 фасада) открытое белокаменное крыльцо (6-7 ступеней).

Еще один принципиально важный элемент архитектуры собора - шатровая колокольня, известная по изображениям XVIII в. (существующая колокольня восстановлена по гравюрам). Квадратное основание колокольни (сторона 4/5 м), возведенное одновременно с собором, встык примыкало к зап. арке сев. галереи. Ее шатровое завершение с увенчанным арками 8-гранным звоном, кокошниками в основании шатра, плоскими гуртами на ребрах, одним рядом окошек-слухов и луковичной главкой в целом типично для зрелой архитектуры XVII в.; т. о., нельзя отвергать предположение, что в XVII в. колокольня могла быть перестроена. Однако наличие шатровой колокольни (еще более развитых форм) у ц. Св. Троицы в Никитниках, а также известия о строительстве шатровых колоколен в 30-х гг. XVII в. в Троице-Сергиевом и Макариевом калязинском мон-рях позволяют также считать, что одновременно с первоначальным зданием К. с. могла быть построена шатровая колокольня, к-рую в этом случае надо рассматривать как достаточно ранний пример становления этого типа колоколен.

Небогатый по сравнению с церквами Св. Троицы в Никитниках и Всех святых на Кулишках декор К. с. включал: филенчатые лопатки, разделявшие стены четверика на 3 равные части и украшавшие столбы галереи; килевидные кокошники с глубокими, многообломно профилированными архивольтами (в завершении главного четверика и придела); рамочные наличники окон с простыми треугольными сандриками; валиковую аркатуру барабана с множеством мелких перехватов на колонках; профилированный карниз в завершении барабана, под к-рым был помещен фриз консолей, типичный как для архитектуры кон. XVI в., так и для храмов 20-х гг. XVII в. (напр., ц. свт. Николая Чудотворца (Николы Надеина) в Ярославле). В декоре использовались резные белокаменные детали с красной прокраской фона: в частности, при раскопках найдена резная гирька, рисунок к-рой близок к рисункам гирек ц. Св. Троицы в Никитниках и Теремного дворца; однако количество резных украшений К. с. было, по-видимому, существенно меньшим, чем на упомянутых памятниках. Кровлю украшала черепица желтого, коричневого, красного и черного цвета.

Редкой особенностью фасадов К. с. было отсутствие карниза, отсекающего поверхность стен четверика от венчающей его «горки кокошников». Такие карнизы стали типичным элементом в архитектуре бесстолпных храмов кон. XVI в., они известны в 20-х гг. XVII в. (ц. Покрова в Рубцове, собор арх. Михаила в Н. Новгороде); с 40-х гг. XVII в. карнизы были непременной декоративной составляющей всех бесстолпных храмов до появления «нарышкинского стиля». Словно для того чтобы подчеркнуть отсутствие карниза, в К. с. треугольные сандрики окон заходят в поля кокошников нижнего яруса. Этот прием отличает К. с. от храмов, ближайших по времени строительства и по типологии, таких как Св. Троицы в Никитниках и Всех святых на Кулишках. Возможно, это решение было намеренным и его следует расценивать как признак строительства по царскому заказу: эта особенность композиции восходит к типологии фасадов Успенского собора Московского Кремля, в К. с. она подчеркивала «соборный» статус этого небольшого здания. К. с.- сравнительно небольшая, небогато украшенная и неск. архаизированная постройка, в архитектуре к-рой прослеживаются параллели с архитектурой царского Теремного дворца (в строительстве к-рого участвовал подмастерье К. с. Обросим Максимов): филенчатые пилястры, резные гирьки, типологические и композиционные новшества - сомкнутый свод, шатровая колокольня. Нельзя исключать вероятности того, что построенный по царскому заказу К. с. стал примером купеческого строительства в Китай-городе и, т. о., существенно повлиял на процесс становления зрелой архитектуры XVII в.

Ю. В. Тарабарина

Облик К. с. очень рано начал меняться. Уже в 1647 г. юж. линия галереи была превращена в придел Казанских чудотворцев и к вост. торцу пристроена апсида; новый придел был тесно прижат к основному объему, вдоль его фасада шла Никольская ул. В сев. приделе в сер. XVII в. построили новую трапезную вместо галереи. Зап. крыльцо расширили, а весь участок окружили каменной оградой. Количество прихожан возрастало, и в 90-х гг. XVII в.- 1700-х гг. с запада была пристроена новая, обширная трапезная, примерно равная главному четверику, с крытым крыльцом, «выводившим» храм на угол Красной пл. Это подчеркнуло ось «запад-восток», и фасад вытянулся вдоль Никольской ул., а объем утратил компактность.

В XVIII в. финансовое положение К. с. ухудшилось: прекратились щедрые дары государей; наравне с др. храмами К. с. вынужден был просить царя сохранить пожалованные его предками колокола (просьба была удовлетворена); средств царского жалованья не хватало, и собор постепенно ветшал (осыпались подзоры, протекали кровли, выпадали кирпичи из сводов, проваливались полы, портились росписи и иконостасы XVII в., подгнил даже престол). Во время ремонта, 29 мая 1737 г., начался пожар, согласно описи повреждений И. Мичурина, сгорели новая тесовая крыша и деревянные окна, двери, кресты. Первоначальный вид К. с. сохранился в подробной описи храма Д. В. Ухтомского (1751), в ходе реконструкции (1755) обветшавший декор заменили, а кокошники закрыли кровлей на 4 ската. При обновлении на пожертвования кнж. М. А. Долгорукой (1767-1768, архит. Яковлев) разобрали юж. придел с остатками галереи, изменили декор. Барабан собора теперь венчал почти прямо по скуфье чуть приподнятый сводик «колокольчиком», по 4 осям к-рого с краю помещались люкарны с круглыми ложными окошками; на скупо профилированной шейке держалась луковичная главка с крестом. Четырехскатное, клинчатое по граням покрытие над 8-гранным постаментом в уровне бывших больших кокошников было покрашено зеленой краской, стены - светлой желтой, лепные слабопрофилированные наличники - белой. На фасадах четверика сохранялись оси 3 первоначальных окон, но их растесали и окружили наличниками нового рисунка; под крышей вытянулся раскрепованный антаблемент. Облик К. с. XVIII - нач. XIX в. сохранился на гравюрах по рисункам М. И. Махаева и де Вильи, на видах Красной пл. (Ф. Гильфердинг) и Воскресенских ворот (Ф. Алексеев). Последние элементы старой композиции исчезли в первые годы XIX в.: сначала разобрали северную трапезную, затем - шатровую колокольню (1802-1803), к-рую заменили новой, 2-ярусной, резко выдвинутой на Воскресенский проезд по зап. оси. В нач. XIX в. К. с. был полностью обновлен и мало напоминал храм XVII в. Собор выглядел как здание в стиле барокко с классическими «ордерными» чертами, отвечавшее новой городской архитектуре европ. форм.

Во время пожара Москвы и взрывов Кремля в 1812 г. К. с. был ограблен, но чудотворную икону, оставленную в Москве, укрыли в доме прот. Сергия и вывезли под Тарутино. В 30-х гг. XIX в. обновили главный иконостас, отремонтировали фасады и ограду. Заново освятили северный придел, использовавшийся как ризница, и пристроили небольшую трапезную (а в 1861 и новую ризницу), обновив полы и престол. Был заказан проект (не осуществлен) полной перестройки, предполагавший возведение на прежнем плане храма в стиле позднего классицизма.Приступив к реставрации в 1925-1933 гг., Барановский (до ареста) вернул верхним частям и стенам четверика первоначальный облик. По Генеральному плану реконструкции г. Москвы (1935) часть сооружений Красной пл. подлежала сносу, и в год 300-летия освящения (1936) К. с. был полностью разобран (в 1929 снесли колокольню, затем трапезную). Вернувшийся из заключения в 1936 г., Барановский успел сделать последние замеры и фотографии; остатки храма превратили в груду мусора и вывезли для использования в дорожном строительстве. На его месте был выстроен павильон с фонтаном (архитекторы Л. И. Савельев, О. А. Стапран), а в послевоенные годы вместо павильона разбит газон, окруженный гранитным парапетом и засаженный деревьями. Сохранялись только документы фиксации К. с., составленные Барановским (особенно фотоснимки, запечатлевшие все стадии снятия поздних наслоений), и фундаменты, погруженные в культурный слой. Движение за восстановление собора началось в 1985 г., в нем участвовали зам. председателя Президиума совета Московского городского отделения (МГО) ВООПИиК С. В. Королёв, акад. И. В. Петрянов-Соколов (И. В. Петрянов-Соколов: О себе и своем деле. О нем и его делах. М., 1998. С. 191-194), архит. Г. Я. Мокеев (Мокеев Г. Я. Казанский собор на Красной площади в Москве // Вестник МГО: Метод. сб. М., 1989. Вып. 1. С. 6-20). Началом работ по воссозданию памятника стало проведенное в 1989-1991 гг. сектором археологии г. Москвы Ин-та археологии РАН под рук. Л. А. Беляева полное раскрытие фундаментов собора, документально восстановившее все стадии изменения здания. Были собраны фрагменты резного декора XVII в., черепичных кровель, богослужебной утвари, в т. ч. более древней (крест-мощевик XIV-XV вв., стеклянная иконка с изображением равноапостольных Константина и Елены, застежки богослужебных книг и чеканные накладки, тельники начиная с XIII в.), и бытовые предметы XIII-XVI вв. Инициатором работ и заказчиком выступили МГО ВООПИК и церковная община (с 1990), была оказана поддержка правительством Москвы. 4 нояб. 1990 г. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II заложил камень в основание нового храма. К. с. был восстановлен в 1991-1993 гг. (архит. О. И. Журин) и вновь освящен 4 нояб. 1993 г.

Л. А. Беляев

Ист.: Невоструев А. И. Историческая записка о Казанском соборе (кон. 1860-х гг.) // РГБ ОР. Ф. 193. К. 14. Ед. хр. 10.

Лит.: Крылов И. З. Крестный ход в Казанский собор 22 октября // Моск. вед. 1850. № 126/127. С. 1335-1348; Предтечевский Д. Древняя вышитая икона Пресвятой Богородицы в Моск. Казанском соборе // Древности: Тр. МАО. 1867. Т. 2. Вып. 2. С. 138-139; Никольский А. В., прот. Где в 1812 г., в нашествие неприятелей на Москву, имела пребывание находящаяся в Моск. Казанском соборе чудотворная икона Божией Матери? // Моск. ЦВед. 1911. № 22/23. С. 491-503; он же. Заметка о колокольне при Моск. Казанском соборе // Моск. церк. старина. М., 1911. Т. 4. С. 1-2 (отд. паг.); он же. Моск. Казанский собор в 1812 г. М., 1911; он же. О празднествах в Моск. Казанском соборе в 17 и 18 ст. в честь Казанской иконы Богоматери и крестных ходах в назначенный собор в это время. М., 1911; Беляев Л. А. «Храм оставленный - всё храм...»: (Результаты исслед. Казанского собора на Красной площади в Москве) // Наука в России. М., 1993. № 5/6. С. 73-80; он же. Московские литики // Культура славян и Русь. М., 1998. С. 316-327; он же. Образ, Храм и Город: Раскопки участка Казанского собора на Красной площади в Москве // Археол. открытия 1991-2004 гг.: Европейская Россия. М., 2009. С. 464-473; Беляев Л. А., Павлович Г. А. Казанский собор на Красной площади. М., 1993; Павлович Г. А. Казанская икона Богородицы и Казанский собор на Красной площади в Москве // Культура средневек. Москвы: XIV-XVII вв. М., 1995. С. 225-249; Смирнов С. А. Опись церковной утвари и ризницы Моск. Казанского собора 1771 г. // Культура средневек. Москвы: XVII в. М., 1999. С. 373-410.

Казанский собор на Красной площади

Настоятель: протоиерей Николай Иноземцев.

Адрес: г. Москва, Никольская улица, д. 3.

Телефоны: староста 698-27-26; свечной ящик 698-19-96; церковный дом 698-27-01.

Департаментом городского имущества города Москвы издано распоряжение от 04.05.2016 №10717 о передаче в собственность Русской Православной Церкви здания Казанского собора на Красной площади , расположенного по адресу: г. Москва, ул. Никольская, д. 3. Здание является объектом реставрационного воссоздания «Казанский собор. Воссоздание, 1993 г., арх. О.И. Журин, Г.Я. Мокеев». Собор восстановлен на сохранившихся фундаментах первой четверти XVII века.

ХРАМ-ПАМЯТНИК

Первый деревянный храм Казанской иконы Божией Матери на Никольской улице был построен попечением князя Дмитрия Пожарского, по разным данным, в 1625-м или 1630 году.

Казанская икона Божией Матери — один из самых почитаемых образов в русском народе. По преданию именно с этой иконой связано чудесное спасение России от польского нашествия в 1612 году. В благодарность за избавление страны от иноземных захватчиков и в память о погибших в этой войне русских воинах князь Дмитрий Пожарский по обеду решил утвердить на Никольской улице храм. Однако в 1635 году церковь сгорела.

Каменный собор возводился уже на средства первого царя династии Романовых — Михаила Федоровича. И был освящен в 1636 году.

К 1650-м построена новая паперть и колокольня, в конце XVII века - парадное крыльцо с главкой, в 1690 году - ограда. Обновлялся в 1760-м, 1805-м, 1825-м, 1865 годах. В 1801 сломана старая и в 1805 сооружена новая двухъярусная (с 1865 - трехъярусная) колокольня. В 1812 году храм пострадал от взрыва Никольской башни Кремля отступающими наполеоновскими войсками. В 1865-м фасады оформлены в классицистическом стиле (арх. Н. И. Козловский). В 1873-м сделана новая роспись интерьера.

В 1920-х захвачен обновленцами. Реставрировался на средства церковной общины в 1925-1033 годах (арх. П. Д. Барановский). В 1930-м закрыт. После закрытия собора пропал храмовый образ - Казанская икона Божией Матери. В 1936 снесён (П. Д. Барановский успел перед разрушением храма произвести его замеры и фотофиксацию). На месте собора находился павильон в честь III Интернационала, позже - городской туалет.

Восстановлен в 1989-1993 годах по сохранившимся обмерам и данным археологических раскопок (арх. О. И. Журин, Г. Я. Мокеев) на средства Мэрии Москвы и пожертвования граждан. Освящен 4 ноября 1993 года. Святыня - особо чтимая Казанская икона Божией Матери.

Главный престол - Казанской иконы Божией Матери. Северный придел - святителя Гурия, архиепископа Казанского, и святителя Варсонофия, епископа Тверского, южный - священномучеников Ермогена и Тихона, Патриархов Московских и всея Руси.

Казанский собор представляет характерный для первой половины XVII века тип квадратного в плане бесстолпного одноглавого храма с горкой кокошников, восходящий, вероятно, к старому собору Донского монастыря. Среди храмов московского посада к этому типу принадлежала церковь Николы Явленного на Арбате. Храм с трёх сторон окружён открытыми галереями, которые ведут к шатровой колокольне у северо-западного угла и в северо-восточный придел Аверкия Иерапольского.

По замечанию советского историка архитектуры П. А. Раппопорта, в расположении кокошников и особенно в сочетании крупных кокошников с мелкими проявилось стремление русских зодчих к обогащению яркой, мажорной композиции более дробными деталями - предвестие наступления эпохи «узорочья».

ВОЗРОЖДЕНИЕ КАЗАНСКОГО СОБОРА НА КРАСНОЙ ПЛОЩАДИ

4 ноября 1990 года на осенний праздник Казанской иконы Божьей Матери в 3 часа пополудни при небывало огромном стечении народа на Красной площади Москвы состоялась церемония закладки Казанского собора, воссоздаваемого спустя более полувека после его варварского разрушения в 1936 году. Святейший Патриарх Московской и всея Руси Алексий II совершил молебен на отрытых древних фундаментах соборного храма. Самое место престола отметили деревянным Крестом и памятной плитой, а в построенную у слияния Никольской улицы и Красной площади небольшую часовню торжественно внесли образ Богородицы, написанный современным мастером архимандритом Зеноном специально для возрождаемого храма. Разнесшиеся далеко окрест звуки величественных песнопений «Заступнице усердная, Мати Господа Вышняго …» и звон колоколов на импровизированной звоннице знаменовали открытие новой страницы истории Казанского храма, начало его второго рождения…

Восстановление соборного Храма-памятника на главной площади страны нельзя рассматривать как задачу сугубо архитектурно-художественного или историко-градостроительного плана (хотя ансамбль Красной площади, насчитывающий не одно столетие, был существенно обеднен после сноса собора). Казанский собор играл совершенно особую роль в жизни Москвы (и всей России!) и выделялся, прежде всего, исключительной общецерковной, исторической и мемориальной значимостью, как главный монумент освободительной войны Смутного времени. Казанский собор может быть поставлен в один ряд с соборами Московского Кремля, Храмом Василия Блаженного и Храмом Христа Спасителя - величайшими памятниками стойкой державной силы русского народа, силы, укорененной в Православии и питавшейся из этого возвышающего источника Веры.

Казанский собор неизменно служил вместилищем особо чтимой народной святыни - Казанской иконы Пресвятой Богородицы, этого победного знамени ополчения Минина и Пожарского, защитницы Земли русской. Выстроенный в честь чудотворного образа Божией Матери Собор-памятник свидетельствовал о глубокой вере наших предков в спасительный державный Покров «Матери Господа Вышняго » над Россией, о всенародной благодарной молитвенной памяти и о почитании Заступницы Усердной, явившей Божию милость в годину испытаний. Собор-памятник был, несомненно, школой верности заветам Православия.

Инициатор воссоздания Собора во имя образа Пресвятой Богородицы «Казанския », Московское городское отделение ВООПиК (МГО ВООПИиК), безусловно, стремилось не только вернуть былую его красоту, но и отдать этим дань памяти подвигу предков, твердо стоявших «За Святую Русь, за Дом Пресвятыя Богородицы» , взывая - во имя нового очищения и возрождения родного Отечества - к помощи Небесной Заступницы… Эта инициатива была поддержана Правительством Москвы и получила благословение Святейшего Патриарха Алексия II.

Предлагаем Вашему вниманию: Слово Святейшего Патриарха на освящение Собора





Пожар 1635 года разрушил церковь, и вскоре её сменил каменный собор, возведенный царем Михаилом Федоровичем Романовым. В следующем году храм освятил патриарх Иосиф. Постепенно он становится одним из важнейших мест богослужений. В 1812 году, во время войны с Наполеоном, Кутузов получил здесь благословение. Это событие сделало собор первым памятником Отечественной войны.

Казанский собор на Красной площади заметно меняет свой облик в период с XVII по XIX века. В результате перестроек храм становится мало различим с другими московскими соборами и церквями. В 1925 году начинается реконструкция культового сооружения. К храму возвращается первоначальный вид. Однако обновленный собор простоял недолго. В 1936 году советская власть принимает решение снести его. Храм не соответствовал предназначению главной площади государства - проведению торжественных мероприятий.

Вместо собора на площади размещался павильон, посвященный Интернационалу и общественный туалет. В 1990 году туалет закрыли, и вновь началось строительство храма. Новый Казанский собор (фото смотрите ниже) повторял черты предыдущего. Воссоздать прежний вид удалось при помощи чертежей и замеров, сделанных Петром Барановским перед снесением храма.

Икона Казанской Божией Матери

Обретение иконы датируется 1579 годом, когда сильный пожар превратил часть Казани и в руины. Стрелец Даниил Онучин, чье жилье сильно пострадало от огня, сразу же начал отстраивать новый дом, и под слоем пепла обнаружил икону Божией Матери.

По легенде Богородица трижды являлась во сне десятилетней дочке стрельца. Божия Матерь просила девочку отыскать спрятанную икону. Вначале ребенку никто не поверил, но отправившись в указанное место, Даниил нашёл священный образ, завернутый в ткань. Вскоре по всему городу разошлись слухи о чудесных исцелениях, благодаря иконе.

Казанская икона долгое время служила символом защиты и покровительства для русских воинов. Перед Полтавской битвой ей молился о победе царь Петр I, в годы Русско-Французской войны - Михаил Кутузов. Во время войны с поляками русские войска несли с собой чудотворные списки иконы, а по успешному окончанию битвы было обещано построить в честь Казанской Божией Матери храм на Красной площади.

Казанский собор: фото и описание архитектуры

Изначально каменный храм имел черты типичных архитектурных сооружений конца XIV века. Небольшой бесстолпный собор повторял очертания Рубцовской церкви Покровы Богородицы и собор в Донском монастыре.

В отличие от похожих храмов, Казанский собор на Красной площади был лишен симметрии. Композиция нарушалась тем, что придел был только с одной стороны. Позже, собору пристраивается ещё один придел в честь святых Гурия и Варсонофия. Появляется шатровая колокольня - одна их первых в своем роде в Москве. Позже её сменяет сначала двух-, а потом и трехъярусная колокольня.

Наверху храма в шахматном порядке располагались кокошники. Маленькие и большие размещались по очереди, придавая храму игрушечный и торжественный вид. Во второй половине XIX века архитектор Николай Козловский занялся переоформлением фасада. Храм приобрел классический вид, утратив отличительный особенности. Многие прихожане были возмущены таким преображением святыни, а митрополит Леонтий даже сравнил его с типичной сельской церковью.

Благодаря который спас и отреставрировал не один российский храм, мы можем наблюдать собор почти в первозданном виде. Это квадратное в плане одноглавое сооружение, выполненное в красном и белом цветах. Верх храма украшают кокошники. Главный купол храма покрыт золотом. С трех расположены галереи, ведущие к колокольне. Чередующиеся между собой малые и большие кокошники создают эффект объемности и узорчатости композиции.

Расположение, время работы храма

Казанский собор расположен на Красной площади, напротив Государственного Исторического Музея, на улице Никольской,3. Рядом с ним находятся три станции метро: «Площадь революции», «Охотный ряд», «Театральная». Вход к храму расположен со стороны Красной площади.

Собор открыт ежедневно с 8 утра до 8 вечера. В праздничные дни и по воскресеньям с 7 до 10 утра осуществляются церковные службы.

Заключение

Казанский собор на Красной площади впервые был возведен в 1625 году. С этого времени он несколько раз был разрушен, и пережил многочисленные реконструкции, каждый раз меняя свой облик. Заново возведенный в 1990 году собор сейчас является памятником истории и архитектуры России, свидетельствуя о важных исторических событиях страны.

Название «Казанский собор» вызывает, наверное, у большинства путешественников ассоциации с величественным красавцем-храмом, который находится на одноименной площади в Санкт-Петербурге.

Однако и в Москве, на Никольской улице, совсем рядом с стоит собор с таким же именем и не менее богатым прошлым. Название оба храма получили от иконы Казанской Божией Матери, с которой связаны многие события истории России.

О ее обретении существует такая легенда: через 27 лет после взятия Казани Иваном Грозным в городе случился пожар, в результате которого сгорело много домов, в том числе, и стрельца Онучина. Его маленькой дочери Матроне во сне явилась Богородица и попросила откопать икону под развалинами дома. Эта просьба была выполнена.

Так и явилась свету чудотворная икона, которая стала в некотором роде спасительницей земли русской. С нее было сделано множество списков (копий), с одним из которых ополчение князя Пожарского отправилось освобождать Москву от поляков. 4 ноября (22 октября) 1612 года был отслужен молебен перед этой иконой, и начался штурм , завершившийся триумфом.

13 лет спустя князь Пожарский в знак благодарности чудотворному образу за дарованную победу на собственные средства построил деревянный собор, который и стал называться Казанский. Однако вскоре очередной московский пожар его уничтожил, и с 1635 по 1636 год храм восстанавливали, используя в качестве стройматериала кирпич.

В итоге получился небольшой собор. Украсили его своеобразными кокошниками, благодаря им он выглядел нарядно и торжественно.

Цветовая гамма храма (сочетание золотого, красного и белого цветов) была выбрана согласно византийской православной эстетике. В ней золото символизирует Божественное сияние, красный цвет – очищающий от греха огонь, белый – чистоту и святость. Это в полной мере отражало главный смысл Казанского собора – храма воинской доблести православной Москвы. Чудотворная икона помогла изгнать польских интервентов, перед ней молился Петр I в преддверии Полтавской битвы, а Кутузов – перед решающим сражением с Наполеоном. В этом соборе свято чтится память всех воинов, сложивших головы за русскую землю.

Однако судьба храма оказалась воистину мученической, его переделывали, сносили и восстанавливали. Так в конце XIX века под руководством архитектора Н. Козловского был изменен фасад, убраны кокошники, в результате чего получилась стандартная, по словам митрополита Леонтия, «сельская церковь». Эта переделка пришлась не по вкусу не только духовенству, но и прихожанам, которые собрали средства на возвращение храму первоначального вида. С 1925 по 1930 г. архитектор П. Барановский произвел реконструкцию, однако 6 лет спустя Казанский собор снесли, построив на его месте сначала павильон в честь Интернационала, а затем общественное отхожее место.

В 1990-1993 г. по фотографиям и чертежам П. Барановского собор был восстановлен. Чудотворная икона Казанской Божией Матери вернулась в него и продолжает оберегать Россию от бед.