Достопримечательность Венеции: собор Сан-Марко. Сан-Марко в Венеции: площадь, собор и другие достопримечательности Собор сан марко в венеции описание

Первое здание собора Святого Марка (он же базилика Сан-Марко) в Венеции было построено в 829 году для хранения мощей евангелиста Марка, доставленных из захваченной мусульманами Александрии. Старый храм серьезно пострадал при пожаре, новое здание было возведено в XI веке. Несмотря на то, что звание кафедрального собор получил только в XIX веке, все главные религиозные и политические события средневековой Венеции отмечались здесь: в базилике публично провозглашался новый дож (правитель Венецианской республики) и получали благословение воины и капитаны перед началом важных и трудных походов.

В соборе хранится большое число древних реликвий, спасенных крестоносцами из разграбленного мусульманами Константинополя. В их числе квадрига (IV век до нашей эры), изготовленная из позолоченной бронзы, - единственный сохранившийся образец многофигурной конной античной скульптуры, ее автором считается легендарный греческий скульптор Лисипп. Среди других ценностей собора значатся Пала-д"Оро - алтарь, состоящий из 250 эмалевых миниатюр, выполненных византийскими художниками, икона Богоматери "Никопея", созданная в X веке, а также великолепные мозаики XII-XIII веков. Пала-д"Оро находится за мощами Святого Марка, чтобы полюбоваться этим шедевром ювелирного искусства, нужно купить отдельный билет.

На территории собора работает музей, в котором находится оригинал квадриги и другие интересный экспонаты, а также сокровищница, где хранятся редкие произведения греческого, мусульманского, византийского и западного искусства разных эпох, от Античности и раннего Средневековья до эпохи Возрождения.





Время работы:
Музей Сан-Марко - ежедневно с 9:45 до 16:45.
Базилика Сан-Марко - с 9:45 до 17:00 с понедельника по субботу, с 14:00 до 16:00 по праздникам и воскресеньям. В период с католической Пасхи до конца октября по воскресеньям и праздникам собор работает с 14:00 до 17:00.
Пала-д"Оро и сокровищница - с 9:45 до 16:00 с понедельника по субботу, с 14:00 до 16:00 по воскресеньям и праздникам. В период с католической Пасхи до конца октября по воскресеньям и праздникам Пала-д"Оро и сокровищница работают с 14:00 до 17:00.
Колокольня собора Сан-Марко - с июля по сентябрь с 9:00 до 21:00, в октябре, а также с католической Пасхи по июль - с 9:00 до 19:00, с ноября по март с 9:30 до 15:45.

Стоимость билетов: в базилику вход бесплатный. Посещение музея собора стоит 5 евро, Пала-д"Оро - 2 евро, сокровищницы - 3 евро, колокольни - 8 евро.

Адрес: Piazza San Marco, Venezia.

Если вы приехали в Венецию ненадолго, на один день или всего на несколько часов, я рекомендую вам не ломать голову над маршрутом прогулки по городу. За столь короткое время даже бывалый путешественник успеет осмотреть только самое основное, то, чем на весь мир славится . Чаще всего в таких случаях туристы плывут по Гранд-Каналу к площади Сан-Марко и уже там решают, что делать дальше. И, конечно, большинство людей, оказавшись на площади в первый раз, стремятся посетить самую главную достопримечательность Венеции: легендарный собор Святого Марка.

На тщательный осмотр собора внутри и снаружи, его музея и сокровищницы уйдет практически целый день. Давайте же хотя бы в общих чертах исследуем этот потрясающий исторический памятник.

От истоков Венецианской республики до наших дней

Обретение мощей святого Марка

Нельзя сказать, что история Венецианской республики отсчитывается с момента возведения собора Святого Марка. И до 829 года, когда началось его строительство, своеобразная венецианская государственность развивалась уже несколько столетий. Однако невозможно отрицать, что именно со времен обретения венецианцами мощей святого Марка и создания собора республика начала постепенно подниматься на вершину своего могущества. Впоследствии она оказалась в числе ведущих мировых держав Средневековья. Мы-то с вами знаем, что никакой мистики во всем этом не было, так уж сложились политические, географические и прочие обстоятельства, которые порой столь причудливо влияют на ход мировой истории. Но для венецианцев тогда все выглядело несколько по-другому.

В те далекие времена христианство играло главную роль в быте людей, причем религия пронизывала буквально все аспекты жизни средневековой Европы, оказывая влияние на политику, экономику и т. д. Поэтому приобретение тем или иным городом мощей какого-нибудь святого рассматривалось не просто как акт религиозного благочестия, а как укрепление могущества и престижа соответствующего поселения или государства.

История вывоза мощей святого Марка из Александрии венецианскими купцами обросла легендами. До конца неясно: пошли венецианцы на обыкновенную кражу (это было вполне в духе времени и венецианцев) или действовали по согласию с местными священниками, спасая реликвию от мусульман, но, так или иначе, 31 января 829 года останки святого Марка были доставлены в Венецию. Сарацины якобы подозревали неладное и подвергли корабль досмотру, но хитрые купцы спрятали мощи среди свиных шкур, увидев которые правоверные пришли в ужас и убежали.

Между прочим, до Марка у Венеции уже был свой святой покровитель Теодор. Однако автор одного из Евангелий Марк, видимо, выглядел для венецианцев посолиднее, да и кстати пришлась легенда о том, что он когда-то проповедовал христианство на островах местной лагуны. С этого момента святой Марк становится покровителем Венецианской республики, а его библейский образ - крылатый лев - главным государственным символом. Старого покровителя, впрочем, тоже не забыли: одну из колонн перед площадью Сан-Марко венчает статуя святого Теодора, попирающего дракона (на фото выше).

Возведение собора Святого Марка

Отсюда берет отсчет и история собора Святого Марка: для хранения реликвии нужно было соорудить нечто особенное. Его начали строить тогда же, в 829 году, а закончили работы в 832 году, но то здание до нас не дошло: пожар 976 года очень сильно его повредил. Более того, из-за стихии были утрачены мощи святого Марка, и нашлись они только спустя почти 100 лет, в 1094 году при строительных работах уже в новом здании собора. Сообщают, что отыскать мощи удалось благодаря чуду: рука евангелиста высунулась из-под колонны и показала, где копать.

Новый собор построили к 1071 году, позже его расширяли и достраивали - таким он дошел до наших дней. Архитектура собора весьма необычна для Европы: он построен в византийском стиле по образцу храма Апостолов в Константинополе. Учитывая тот факт, что от церквей Византийской империи мало что осталось после турецкого завоевания, этот «византийский след» был для меня особенно интересен в Венеции. Республика на заре своей государственности вообще была тесно связана с Византией, и собор Святого Марка - яркое тому подтверждение.

Впрочем, рассматривая собор, трудно сказать, что он выполнен как-то однородно: строительство и украшение отдельных его элементов продолжалось в течение всего времени существования Венецианской республики, и это не могло не привести к некоторому смешению стилей. Собор часто сравнивали даже с мечетью (его купола действительно наводят на такие ассоциации). Один путешественник как-то выразился в духе, что он не знает другого храма, в оформлении которого нагорожено столько стилей и вкусов, куда впихнули бы над центральным входом четырех бронзовых коней, и при всем этом внешний вид постройки только выигрывал бы. Да, собор Святого Марка действительно сооружение уникальной архитектуры.

От расцвета до падения Венецианской республики

Собор украшали на протяжении почти 800 лет: самая поздняя мозаика была создана в 1838 году, спустя 41 год после падения республики. А в первые века после строительства собора и в годы расцвета Венеции украшение и возвеличивание храма рассматривалось как важнейший долг каждого гражданина республики. На эти цели щедро жертвовали средства дожи и многочисленные богачи, стремившиеся попасть во власть, а для венецианских купцов, говорят, действовал специальный налог, обязующий их привозить из поездок что-то для собора. Поэтому неудивительно, что мало найдется в мире храмов, сравнимых с собором Святого Марка не только по богатству внутреннего и внешнего убранства, но и по количеству сокровищ и реликвий, собранных в нём.

Львиной долей своих богатств собор обязан захвату и разграблению Константинополя в 1204 году во время IV крестового похода. Венецианцы приняли в нём активное участие и вволю полакомились византийским добром. Этическая сторона вопроса: как же так, христово войско громит и грабит христианский город - никого тогда не интересовала. вознеслась на вершину своего могущества, а собор Святого Марка сиял в блеске невиданного великолепия.

Без малого через 600 лет история забрала должок у венецианцев: Наполеон не только покончил с республикой, но и увёз в огромное количество драгоценностей и произведений искусства, в том числе и из собора Святого Марка. Часть из них впоследствии вернули в Венецию, но многое исчезло навсегда.


До 1807 года собор Святого Марка являлся придворной капеллой при Дворце дожей, и простых людей в него не впускали. Правда, здесь порой проводились торжественные церемонии, включая презентацию нового дожа или демонстрацию захваченных вражеских знамён, но и тогда, несомненно, доступ в собор имели только знатные венецианцы. Видимо, существовали серьезные опасения, что рабочий люд, увидев вблизи все великолепие храма, не удержится от желания немножко пограбить.

В 1807 году он получил статус кафедрального собора Венеции (сюда перенесли кафедру местного епископа). С тех пор собор Святого Марка как бы замер во времени и служит главным экспонатом города-музея. Периодически его подтапливает, время от времени ведутся реставрационные работы. Не утихают разговоры, что все это великолепие может со временем уйти под воду, как и сама . Но и такой риск, если он существует, вполне в венецианском духе: город всегда жил в состоянии некоей неопределенности.

Сейчас в собор бесплатно пускают всех желающих, правда, в сокровищницу и музей доступ осуществляется уже за деньги. Но и снаружи святыню можно рассматривать долго и с разных сторон. Предлагаю начать нашу небольшую экскурсию.

Вокруг собора Святого Марка

Со стороны набережной и Дворца дожей

Если мы подходим к площади Сан-Марко со стороны набережной (так сюда добирается большинство туристов), то справа от нас будут Бумажные ворота, позади - Дворец дожей, а впереди - южный фасад собора Святого Марка. Надеюсь, вам повезёт с погодой, а то в один из моих приездов это место выглядело вот так.


Подтапливает площадь Сан-Марко часто, и в такие моменты, чтобы осмотреть собор вблизи со всех сторон, вам понадобятся высокие резиновые сапоги, благо они продаются здесь в изобилии. Уровень воды почти по колено, похоже, не считается критическим: на площади моментально выстраивают дорожки из высоких лавок, по которым бегает народ, а в собор продолжают спокойно пускать посетителей. Будьте готовы к подобным нюансам и не переживайте: погода в Венеции меняется часто, а воду с площади периодически откачивают.

Итак, мы стоим с южной стороны собора. Обратите внимание на выступ справа, примыкающий вплотную к Бумажным воротам.


Эта пристройка соединяет храм с Дворцом дожей, а в ее внутренних помещениях сейчас располагается сокровищница собора. Вы, наверное, заметили четыре фигурки на углу? Рассмотрим их поближе.


Как и большинство других декоративных элементов собора, эта скульптурная группа из темно-красного порфира была вывезена из Константинополя после разграбления города в 1204 году. Считается, что на композиции IV века изображены наследники римского императора Константина, так называемые императоры-тетрархи. Однако существует гораздо более захватывающая легенда: некие сарацины пытались украсть что-то из собора и в наказание были обращены в камень.

Элементы колонн, которые мы видим у стены собора, тоже из Византии. Рядом с ними порфировый постамент Пьетра-дель-Бандо, на нем когда-то выставлялись головы казненных преступников.


Также обратите внимание на изображение святого Христофора.

Существовало поверье, что если на него посмотреть, в этот день с тобой не случится ничего плохого, поэтому моряки, отплывающие в путь, бросали последний взгляд на собор со стороны залива.

Главный фасад собора Святого Марка

Начинаем двигаться к главному фасаду храма. Слева от нас высится кампанила собора, служившая когда-то и сторожевой башней, и маяком, и, собственно, колокольней. Свой нынешний вид башня приобрела в 1514 году, но в 1902 году она внезапно обрушилась. Я так и не смогла понять, каким чудом эта громада не повредила тогда окружающие здания. Восстановили её в прежнем виде к 1912 году.


Ну а мы сейчас смотрим на главный фасад собора Святого Марка. Роскошная мраморная отделка появилась не сразу: облицовочные работы велись с XIII по XV век. И мрамор, и многочисленные колонны и капители - это тоже трофеи четвертого крестового похода. Трудно поверить, что больше 1 000 лет назад все это украшало дворцы и церкви Константинополя.


Обязательно рассмотрите мозаики над пятью арками фасада. Справа мы видим сначала иллюстрацию легенды о том, как венецианцам удалось отогнать мусульман от корабля с мощами святого Марка при помощи свиных шкур.


Следующая картина иллюстрирует прибытие мощей святого в Венецию. Как и предыдущая, эта мозаика выполнена в 1660 году.


Над центральным пролетом расположена самая «молодая» мозаика собора, изображающая явление Христа Судии. Ее закончили, как я уже упоминала, только в 1838 году.


Рядом работа XVIII века: дож и венецианская знать встречают мощи святого Марка.


И, наконец, над крайней левой аркой самая старая из мозаик фасада, созданная в XIII веке: перенесение мощей святого Марка в собор.


Выше больших арочных проёмов можно увидеть и другие мозаики, иллюстрирующие сцены из Евангелий.

Квадрига святого Марка. К северному фасаду собора

Разглядывая фасад, вы наверняка уже заметили скульптурную группу из четырех бронзовых коней в самом верху над центральной аркой.


Это знаменитая квадрига святого Марка, и история ее поистине необычна. Судя по всему, композиция была создана в IV веке до нашей эры и, как дружно сообщают все путеводители, она является единственным дошедшим до нас примером многофигурной конной скульптуры античных времен. Венецианцам она досталась (вы, наверное, уже догадались) в 1204 году: до той поры кони украшали константинопольский ипподром. Уже в середине XIII века их водрузили на лоджию собора Святого Марка, но на этом их странствия не закончились. Наполеон, покорив Венецианскую республику в 1797 году, не смог пройти мимо такого памятника и отправил его в . Полтора десятилетия античные кони простояли на арке Каррузель возле Лувра, но в 1815 году их все-таки вернули в Венецию. Сейчас на лоджии установлена копия, а оригинал скульптурной группы находится в музее собора.

Рассмотрев базилику со стороны главного фасада, не спешите заходить внутрь. Обогните собор с северной стороны, здесь можно полюбоваться на так называемые Ворота цветов, получившие своё название из-за витиеватого растительного орнамента.


А еще мне очень понравились порфировые львы, сидящие рядом на постаментах. В отличие от суровых крылатых львов, которые часто встречаются в Венеции, эти выглядят очень мило и как-то по-домашнему. И ведь тоже наверняка константинопольские трофеи…


Ну а теперь, когда мы увидели все интересно снаружи, самое время отправиться в святая святых Венеции, внутрь собора Святого Марка.

Что ждет на входе в собор

Посетителей запускают в собор через центральную дверь со стороны главного фасада. Очередь есть всегда: для таких объектов понятия сезон / не сезон просто не существует. Не пугайтесь: поток движется достаточно быстро. Вход в собор бесплатный, но заставляют открывать рюкзаки и сумки для проверки. Впускают народ группами: партия людей прошла, 5–10 минут постояли, следующая партия прошла и т. д. Это обычная практика для особо популярных туристических объектов, иначе может возникнуть столпотворение.


С крупными сумками внутрь не пускают, а под «крупные» зачастую попадают и рюкзаки, например. Но особых проблем это не создаёт: в соборе работает собственная камера хранения, в случае чего придется ей воспользоваться. Нельзя входить в храм в неподобающей одежде, внутри не следует громко разговаривать, и (самое неприятное) запрещена видео- и фотосъемка. Последний запрет периодически нарушается многими посетителями, и я не замечала, чтобы здесь рьяно следили за фотоаппаратами, но правила таковы.

Внутри собора Святого Марка

Интерьеры и на что обратить внимание

Когда я оказалась здесь в первый раз, меня неприятно удивила темнота, царившая вокруг. Передвигаться по выделенным дорожкам было еще терпимо, но вот разглядеть что-то на стенах было совершенно невозможно. Очаги нормального света виднелись только со стороны сокровищницы и алтаря, где выставляется Золотой образ (он же Золотой алтарь - переводы разнятся).


Впоследствии я узнала, что нормальное освещение в соборе включают по часам: каждый день с 11:30 до 12:45, а по воскресеньям и праздникам интерьеры подсвечивают целый день. Не знаю, чем объясняется подобная практика: экономией, доведенной до абсолюта, или опасением, что свет повредит старинные шедевры (не зря и фотографировать запрещают). Так или иначе, но повторюсь: без подсветки рассмотреть что-либо в соборе практически невозможно. А рассмотреть здесь хотелось бы многое.

Ни в одном соборе мира я не видела такой цельной картины мозаик. Они создавались в течение нескольких столетий, начиная с XI века. Ранние мозаики делались неизвестными мастерами-византийцами по иконописным канонам. Более поздние работы выполнялись в основном венецианцами по эскизам знаменитых художников: Тициана, Тинторетто и др. Чаще всего материалом для мозаик служило знаменитое муранское стекло.


На мозаиках - различные библейские сюжеты из Ветхого завета и Евангелий, сцены из жизни святых. Вот, например, изображение XI века - похищение венецианцами мощей святого Марка.


Вот популярный у художников всех времен религиозный сюжет Тайная вечеря.


А эта мозаика изображает искушение Христа.


В северном поперечном нефе собора хранится знаменитая икона Божией Матери «Никопея».


Считается, что первым этот образ воплотил в жизнь сам апостол Лука. Икона - еще один трофей, добытый венецианцами в Константинополе. Ее почитали своей хранительницей византийские императоры, у нее просили заступничества воины перед битвой, отсюда и ее название, которое переводится как «победоносная».

В небольшом внутреннем дворе собора у стен стоят различные колонны, ничем на первый взгляд не примечательные. Но стоит узнать, что некоторые из них якобы вывезены когда-то из храма Соломона в Иерусалиме, и начинаешь смотреть на них другими глазами.

Золотой образ

Мощи святого Марка хранятся в главном алтаре храма.


Над алтарем возвышается одна из самых главных драгоценностей собора Святого Марка Pala d’Oro (Золотой образ). Внешне он напоминает огромный золотой куб с большим количеством вделанных в него маленьких образов, изображающих различных святых. Этот шедевр был заказан в 978 году у византийских мастеров дожем Пьетро Орсеоло, но свой нынешний вид Золотой образ приобрел только в XIII–XIV веках. Его украшают рубины, изумруды и другие драгоценные камни, золото и эмаль византийского происхождения.


В годы Венецианской республики и позднее, вплоть до середины XX столетия, немногие люди могли увидеть Золотой образ: его выставляли в соборе только во время самых торжественных служб. А в наши дни, чтобы рассмотреть Pala d’Oro вблизи, необходимо приобрести билет (касса находится рядом с алтарем).

После осмотра всего этого великолепия у меня возник вопрос: каким же образом французы, тащившие из Венеции все без разбора, не польстились на Золотой образ? Оказывается (по крайней мере, такова самая распространённая версия), солдаты Наполеона попросту не поверили, что найденный ими здоровенный алтарь украшен настоящим золотом и настоящими драгоценными камнями. Ну не укладывалось это в солдатских головах. Так вот роскошный вид Pala d’Oro послужил отличной маскировкой.

Сокровищница собора

Вход в сокровищницу находится в дальнем от входа углу собора, правее алтаря. Здесь тоже работает отдельная касса. Помещение включает в себя две небольшие комнаты: зал, где выставлены собственно сокровища, и зал с религиозными реликвиями. Пространства здесь мало, а людей всегда много, даже если в самом соборе не слишком людно, в сокровищнице придется потолкаться. Особенно мало места в реликварии, здесь движется непрерывная очередь: люди заходят в узкую дверь, обходят комнатку по периметру, ненадолго задерживаясь у некоторых витрин, и выходят через ту же дверь.

Собрание экспонатов состоит в основном из многочисленных ларцов и других предметов, в которых лежат мощи святых. В путеводителях, описывающих самые ценные реликвии, хранящиеся здесь, отмечаются такие, как кусок черепа Иоанна-Крестителя, палец Марии Магдалины, образец почерка святого Марка, молоко Богородицы, шип с тернового венца Иисуса, нож, использовавшийся во время Тайной вечери и др. Однако разглядеть что-нибудь конкретное в витринах реликвария очень трудно: чтобы разобрать маленькие надписи на итальянском языке, нужно останавливаться надолго, а это неудобно делать в нескончаемом потоке людей. Кстати, если вы пришли с детьми, подумайте, стоит ли заходить в реликварий: сухие руки и пальцы, черепа, зубы, кости - впечатлительным людям здесь может стать не по себе.

В зале сокровищницы мы можем увидеть впечатляющую коллекцию предметов искусства и быта Античности, раннего Средневековья. Наиболее широко представлено византийское искусство: иконные оклады и прочая религиозная атрибутика, ювелирные изделия, эмали, богато украшенные кубки, изделия из стекла и т. д. Есть сосуды из Месопотамии и Древнего Египта, присутствуют и предметы исламского искусства.


Вот, например, образец резьбы по горному хрусталю IV века: лампа в византийской оправе.


А вот византийское стеклянное ведёрко IV века с изображениями на тему охоты.


Стеклянный сосуд с позолотой, украшенный серебром и полудрагоценными камнями, появившийся на свет в Константинополе в X веке. Ещё один венецианский трофей 1204 года.


Здесь мы видим образчики уже исламского искусства. Игральная фишка, резная хрустальная тарелочка и стеклянный стакан с изображениями львов.


Предположительно эти предметы были созданы на территории современных Ирана или Ирака в IX–X веке.Рассматривать древние сокровища можно долго, но у нас впереди ещё музей собора. Поэтому выходим из сокровищницы и двигаемся в сторону главного входа. Здесь в вестибюле находим кассу, покупаем билет и поднимаемся наверх, в музей.

Музей собора

Музей обладает достаточно большой экспозицией которая располагается на нескольких этажах. Здесь представлено большое количество воссозданных мозаик храма и их отдельных элементов, которые можно рассмотреть вблизи.


Мы видим различную государственную символику Венецианской республики в виде скульптур, флагов, гобеленов.


Есть тут и церемониальные предметы, которыми пользовались венецианские дожи.


В одном из коридоров я нашла оригинальные скульптуры коней из квадриги святого Марка.


А рядом с ними виднеются уже знакомые нам порфировые тетрархи, тоже в оригинале.


Проходя из одного помещения музея в другое, в какой-то момент мы оказываемся на балконе, откуда открывается вид на интерьер собора. Отсюда можно рассмотреть мозаики, которые не видно снизу.


Неспешно бродя по залам музея, вы увидите еще много интересного: старинные книги, иконы и предметы декоративного искусства.


Наконец, оказавшись на верхнем уровне, не пройдите мимо небольшой двери, ведущей на лоджию Кавалли. Свое название («лошадиная») она получила потому, что именно здесь установлена квадрига святого Марка. Сюда стоит подняться, даже музей вас не особо заинтересовал: с лоджии открываются отличные виды на площадь Сан-Марко.


Она вся как на ладони: здания прокураций, кампанила и Часовая башня.


С противоположной стороны лоджии прекрасно видно Дворец дожей и две колонны со статуями на Пьяцетте - парадные ворота Венеции.


Сфотографировав все, что вызывает восторг, возвращаемся в музей.

При желании можно еще побродить по его залам, но, думаю, что на сегодня мы увидели достаточно. Поэтому можем с чистой совестью спуститься вниз и выйти из собора.

Время работы и стоимость входа

Собор Святого Марка

Режим работы:

  • с ноября по июнь (день праздника Тела Господня*):
    • с понедельника по субботу - 9:30–17:00,
    • в воскресенье и праздники - 14:00–16:30;

Вход свободный.

* Праздник Тела Господня отмечается в первый четверг после дня Святой Троицы. Соответственно, конкретная дата разнится от года к году, примерный диапазон - с 25 мая по 25 июня.

Музей собора

Открыт ежедневно с 9:45 до 16:45.

Вход стоит 5 EUR.

Золотой образ

Режим работы:

  • с ноября по июнь (день праздника Тела Господня):
    • с понедельника по субботу - 9:45–16:00,
    • в воскресенье и праздники - 14:00–16:00;
  • с июня (день праздника Тела Господня) по октябрь:
    • с понедельника по субботу - 9:45–17:00,
    • в воскресенье и праздники - 14:00–17:00.

Вход - 2 EUR.

Сокровищница

Время работы такое же, как и у Золотого образа.

Как добраться до собора Святого Марка

Собор (1) находится на одноименной площади, куда можно добраться пешком с северо-западной стороны Венеции (следуйте указателям, которых в городе много). Либо можно приплыть на вапоретто (№ 1, № 2 и др.) к остановке San Zaccaria (2), обогнуть Дворец дожей (3) и выйти к собору Святого Марка.


После знакомства с собором прогуляйтесь по площади. Не рекомендую вам в этот же день идти во Дворец дожей: сил на его осмотр вам уже не хватит. Можно подняться на кампанилу (4) и оценить панораму Венеции с самой верхней её точки. Или просто направиться в сторону моста Риальто (5), наслаждаясь прогулкой по одному из красивейших городов мира..

Есть что добавить?

Площадь Сан-Марко в Венеции условно можно разбить на две части: пьяцетту и пьяццо. Пьяцетта - небольшая территория между самой площадью Святого Марка и каналом Джудекка. Она встречает гостей входными воротами в виде двух гранитных колонн. Справа от них стоит Дворец дожей (правителей города), слева - Библиотека Марчиана, заканчивается пьяцетта Колокольней. Центром притяжения служит Собор Сан-Марко - главная достопримечательность города. Не менее интересны здания Прокураций, Часовая башня, Лоджетта. Современный вид, форму, размеры она приобрела к 1777 году. Сейчас ее длина 175 м, ширина 82 м.

Приятный бонус только для наших читателей - купон на скидку при оплате туров на сайте до 30 сентября:

  • AF500guruturizma - промокод на 500 рублей для туров от 40 000 руб
  • AFTA2000Guru - промокод на 2 000 руб. для туров в Таиланд от 100 000 руб.

А еще много выгодных предложений от всех туроператоров вы найдете на сайте . Сравнивайте, выбирайте и бронируйте туры по лучшим ценам!

Сердце и визитная карточка Венеции. И хотя в городе немало других площадей, это единственное место называющееся площадь или пьяцца (Piazza), что подчеркивает ее значимость. Остальные называются - компо (compo), что переводится как небольшое поле. Пьяцца Сан-Марко - известный исторический и культурный центр Венеции. На протяжении многих веков она является местом притяжения миллионов людей со всего света, здесь проводятся городские церемонии, торжества и знаменитый Венецианский карнавал.

История

История возникновения этого удивительного места уходит корнями в 829 год. Венецианские купцы, имевшие торговые дела в египетской Александрии, ухитрились тайком вывезти мощи великого христианского святого, апостола Иисуса Христа - евангелиста Марка, спрятав их в саркофаг среди свиных шкур. Видимо они заметили, что мусульмане никогда не прикасаются к «нечистому» грузу. План удался, таможенный досмотр обошел их стороной, и мощи благополучно прибыли в Венецию.

Для их размещения построили базилику Сан-Марко, соответственно и площадь перед ней назвали также. В 976 году во время пожара здание сильно пострадало. Вместо него был построен величественный собор. Площадь постепенно расширялась, стала центром города, на ней проходили все политические мероприятия, народные праздники и даже казни.

Архитектурные достопримечательности

Знакомство с достопримечательностями начинается для туристов сразу же, как только они выходят из вапоретто (морские такси). На Piazza San Marco сосредоточен целый ряд исторических зданий и сооружений.

Колонны Святого Марка и Теодора

Первое, что видят гости, ступая на мостовую пьяцетты, это две гранитные колонны. Они привезены из Константинополя в 1125 году, а установлены только в 1196 году. Колонны монолитные и очень тяжелые, вес каждой более 100 тонн, именно из-за этого их длительное время не могли установить. Одну из колонн венчает мраморная статуя Святого Теодора с копьем, попирающего ногами дракона. Эта сцена символизирует власть Венеции над морской стихией. Святой Теодор был первым покровителем города и до сих пор очень любим и почитаем венецианцами.

На капители другой колонны - бронзовый крылатый лев, держащий лапу на открытом Евангелии. Лев - библейский символ святого Марка. Он изображен на гербе Венеции. Этой фигуре более 2500 лет, по одной версии она была привезена из Китая, другие усматривают в ней образец ассирийского искусства. В прежние времена пространство между колоннами служило местом казней. До сих пор венецианцы считают дурной приметой проходить там, где свершались смертные приговоры.

Собор Сан-Марко

По существующей легенде евангелист Марк проповедовал христианство в Венецианской лагуне. Однажды, попав в страшную бурю, он пережидал ее. Во сне явился ангел и возвестил, что он обретет вечный покой на этой земле. И вот, уже 12 веков мощи святого покоятся под сводами собора, названного в его честь. С первого же взгляда Собор Сан-Марко поражает своим великолепием. Базилика, построенная в 829 году, сильно пострадала от пожара 976 года, поэтому на ее месте решили построить новое здание. Современный вид собор приобрел в 1094 году.

В тот период было велико влияние на Венецию Константинополя. Поэтому здание возведено в византийском помпезном стиле, с роскошью, нехарактерной для храмовых сооружений Западной Европы. Мраморный фасад украшен многочисленными колоннами, башнями, барельефами, скульптурами. Необычайно красивы мозаичные композиции со сценами «Страшного суда» и «Похищения мощей Святого Марка».

У собора пять входных порталов. Над главным - установлена величественная бронзовая квадрига (четыре коня). Скульптуры относят к работе древнегреческого мастера 4 века до н.э. Они украшали триумфальную арку Нерона в Риме, а потом арку Трояна. Венецианцам достались в качестве военного трофея. Венчают храм пять куполов, облицованных серебристыми прямоугольными пластинами.

Не менее завораживает внутреннее убранство. Из-за обилия золота Собор Сан-Марко нередко называют «Золотой Собор». Своды, стены, купола покрыты мозаикой из разноцветного муранского стекла. Купол расписан сценами «Сотворения мира». Но главная драгоценность находится под алтарем: это рака с мощами Святого Марка.

Золотой Алтарь - великое произведение готического искусства выполнен в 1345 году. Его размеры - 3,50*1,4м. На нем изображены эпизоды из Священного Писания, жизни Святого Марка. В драгоценный оклад вставлены эмали и 2500 камней: аметисты, изумруды, сапфиры, рубины. Иконостас изготовлен из серебра, покрыт слоем золота, украшен множеством эмалевых пластин, драгоценных камней.

Часовая башня

Здание построено в 1499 году под руководством архитектора Кодуччи. Композиция состоит из четырех частей. Главный ее элемент - сине-золотые астрономические часы. На циферблате два круга: наружный и внутренний. Золотая стрелка показывает время по наружному кругу. На внутреннем - изображены знаки зодиака и фазы Луны. Над часами установлена медная статуя сидящей Мадонны с младенцем Христом. Дважды в год, на Богоявление и Вознесение, перед ней появляются волхвы, склоняющиеся в поклоне.

По обе стороны от статуи - небольшие прямоугольные окошечки, где указываются текущие часы и минуты. Выше установлена скульптура крылатого льва, держащего в лапах открытое Евангелие. Венчают башню статуи двух мавров из бронзы: старик и юноша. В руках у них длинные молоты, которыми они периодически ударяют по колоколу: за 5 минут до целого часа и через 5 минут. Это символ уходящего вперед времени.

Библиотека Сан-Марко

Библиотека находится на северной стороне пьяцетты. Длина здания 80 м. Оно построено в 1537-1545 г.г. по проекту архитектора Сансовино. Первоначально библиотека предназначалась для хранения старинных греческих, латинских первопечатных книг и манускриптов (рукописных свитков), преподнесенных городу кардиналом Брессаноне.

В последующие годы пополнялась за счет военных трофеев, монастырских и семейных коллекций. Сейчас библиотека Сан-Марко (Marciana) насчитывает около 40 тыс. уникальных экземпляров. Беломраморный фасад очень наряден, украшен балюстрадой из статуй, колонн. Внутреннее убранство не менее изыскано: на стенах - портреты знаменитых мыслителей и философов, в позолоченном зале хранятся рукописи в изысканных переплетах.

Дворец Дожей

Здание в стиле венецианской готики, украшенное колоннами, ажурными арками создает впечатление воздушности и легкости. Расположено оно одной стороной к морю, фасадом - к площади. Во дворец ведет Лестница Гигантов, по обе стороны от нее – две огромные статуи, символизирующие войну и море: Марс и Нептун. Между ними вверху – барельеф крылатого льва. Здесь давали присягу избранные дожи.

Дворец дожей был построен в XIV веке, имел несколько предназначений:

  • Частные апартаменты дожа (правителя Венеции). Там они жили и правили
  • Магистратура, где заседали Сенат, Совет, располагались различные Коллегии
  • Гражданский и церковный Суд
  • Трибуна - с балкона второго этажа дож обращался к жителям Венеции
  • Тюрьма

В залах магистратуры обсуждались законы, решались политические, церковные вопросы, принимались послы и дипломатические миссии. В зале Сената вершился суд, и до наших дней сохранилась судебная трибуна 18 века. Интерьер дворца поражает своей роскошью. Стены и потолок облицованы мрамором, гобеленами, кожей с золотой отделкой.

Украшением служат полотна гениальных художников, таких как Тициан, Тинторетто, Порденоне, фрески Паоло Веронезе. На одних изображены сцены, прославляющие Венецию: победоносные битвы, построение флота, морские сражения. На других - эпизоды из Священного Писания, боги античного мира. Особого внимания достойно уникальное собрание оружия: боевого, декоративного, трофейного. Всего экспозиция насчитывает 2031 предмет, в их числе доспехи французского короля Генриха IV, рыцарей-крестоносцев, турецкий штандарт, сабли, мушкеты.

Старая и Новая Прокурации

Прокурации были построены для размещения высших чиновников исполнительной власти - прокураторов. В их обязанности входило исполнение постановлений дожа и Сената в финансовой, юридической, имущественной, политической и других сферах. Первую Прокурацию - Старую - построили на северной стороне площади в 1532 году. Это длинное трехэтажное здание с арками, лоджиями, колоннами. Из-за разрастающегося бюрократического аппарата одного здания оказалось недостаточно.

В 1586 году напротив него были построены Новые Прокурации. А в 1810 году по указу Наполеона на западе площади построили еще одно здание - Ала Наполеоника (крыло Наполеона), соединяющее обе Прокурации. Все здания построены в едином стиле эпохи Возрождения. Сейчас на верхних этажах располагаются музеи, нижние отданы под кафе.

Лоджетта Сансовино

Лоджетта - небольшое изысканное здание, созданное по проекту архитектора Сансовино в стиле барокко, примыкающее к колокольне. Время постройки: 1537-1540 годы. Фасад выполнен из белого и цветного мрамора, украшен колоннами, барельефами со сценами из античной мифологии, статуями богов. Долгое время Лоджетта служила местом встреч знатных патриций. Позже в ней разместилась стража Дворца дожей. Сейчас через Лоджетту входят на смотровую площадку колокольни.

Кампанила

Кампанила - смотровая площадка и колокольня собора Сан-Марко. У основания имеет форму квадрата со стороной 12 м, высотой 98,6 м. Она выстроена из кирпича, увенчана мраморной звонницей с пятью колоколами, украшена статуями богинь Правосудия, Венеры, Минервы, фигурой крылатого льва. Завершается колокольня шпилем в форме пирамиды, на вершине которого установлен флюгер с золотым архангелом высотой 2 м.

Первая башня на этом месте была построена в IX веке, служила смотровой площадкой и маяком. В начале XVI века построили новый вариант колокольни. Она простояла почти 400 лет и в 1902 рухнула. Десять лет шли работы, и первоначальный вид был восстановлен полностью.

Сан Марко – площадь голубей

Голуби стали неотъемлемой частью Piazza San Marco. Согласно преданию, на освящение собора приехало много гостей. В числе даров были два голубя, которых выпустили на волю. Они сели на карниз собора, что было сочтено символичным знаком, голуби признаны священными. С тех пор сложилась традиция охранять и кормить птиц.

Со временем их расплодилось великое множество. Из санитарных соображений, и чтобы ограничить потомство, голубей кормят специальным кормом. До 2008 года пакетики с крупой можно было купить на площади, но потом продажу прекратили и туристам запретили кормить птиц.

Время работы и цены на билеты

Время работы достопримечательностей на пьяццо Сан-Марко разнится по сезонам. Высоким сезоном считается апрель–октябрь, низким: октябрь–апрель.

История возникновения


Площадь названа в честь апостола Марка благодаря усердию двух венецианских купцов, которые в 829 году похитили мощи Святого в Александрии, тайком доставив их в Венецию. Хитрецы обложили саркофаг свиными тушами, поэтому арабы, будучи мусульманами, не смогли тщательно обследовать груз. Вернувшись домой, купцы поместили мощи в базилике Святого Марка, которая специально была построена для этой цели. Но в результате дворцового переворота здание было сильно повреждено пожаром. На его месте в 1063 году начато возведение Собора Сан-Марко. Площадь перед зданием постепенно расширялась, достигая своих нынешних размеров. На ней проводились праздничные шествия, карнавалы, бои быков и даже казни.

Площадь Сан-Марко в 18 веке

Архитектурные достопримечательности

Площадь Сан-Марко состоит из двух частей: Пьяцетты и Пьяццы. Пьяцетта – это площадка от Гранд-канала до колокольни, а Пьяцца – непосредственно сама площадь перед Собором Святого Марка.

Достопримечательности Пьяцетты:

Колонны Св. Марка и Теодора. Сойдя с вапоретто, перед взором путешественника предстают две мраморные колонны. Одну из них венчает скульптура святого Теодора – бывшего покровителя города, а вторую – скульптура крылатого льва, который является символом Святого Марка. Эти колонны представляют собой условные ворота, но ни один венецианец между ними не проходит. Раньше тут казнили простолюдинов, и местные жители утром частенько наблюдали очередного повешенного, болтающегося на верёвке, поэтому идти между колоннами считается плохой приметой и дурным тоном.

Дворец дожей

Дворец дожей. Дож – правитель Венеции. Свою резиденцию в готическом стиле, сохранившуюся в идеальном состоянии до наших дней, дожи возвели между XIV-XV веками по проекту архитектора Филиппо Календарио. Во дворце правители работали и жили. Здесь действовал Верховный суд, заседал сенат и Большой совет, а надстроенный вверху балкон служил в качестве трибуны, с которой дож произносил речи, являя себя народу. Кроме административно-правовых учреждений во Дворце дожей находилась тюрьма, из которой в 1756 году бесстрашно бежал Джакомо Казанова. На втором этаже здания размещается колоннада, где между 9-й и 10-й колоннами заключенным вельможам приводился в исполнение смертный приговор. Эти колонны резко выделяются среди остальных грязно-розовым цветом. Согласно преданию, со временем они изменили окрас от стыда и горя.

Знаменует окончание Пьяцетты. Это самая высокая постройка в Венеции, с которой весь город виден как на ладони. Сегодня туристов на высоту в 96 метров доставляет скоростной лифт. Колокольня выполнена в стиле Раннего Возрождения и раньше служила в качестве маяка для кораблей.

Достопримечательности Пьяццы:

Собор Святого Марка. Площадь Сан-Марко с трёх сторон окружена зданиями, поэтому с первого взгляда производит впечатление огромного спичечного коробка. Здесь находится самое восхитительное сооружение Венеции – кафедральный собор. Он начал возводиться в 11 веке и с тех пор часто реконструировался. Здание выполнено в венецианском стиле. В нем хранятся мощи евангелиста Марка и множество предметов искусства, привезенных во времена Крестовых походов из Константинополя. Сегодня Собор Святого Марка является достоянием ЮНЕСКО.

Собор Святого Марка

Время работы и цены на билеты

1. Собор Сан-Марко

В высокий сезон базилика открыта с 9.45 до 17.00. В воскресенье и религиозные праздники с 14.00 до 17.00. Вход свободный.

Сокровищница принимает посетителей в это же время. Входной билет стоит 3 евро.

Музей Святого Марка работает с 9.45 до 16.45. Цена билета – 4 евро.

Пала д`Оро в будние дни открыт с 9.45 до 17.00. А в выходные и праздничные – с 14.00 до 17.00. Входной билет обойдется в 2 евро.

В низкий сезон время закрытия всех учреждений осуществляется на час раньше.

2. Дворец дожей

С апреля по октябрь Дворец дожей доступен для посещения с 8.30 до 19.00. А с ноября по март достопримечательность работает по сокращенному графику – с 8.30 до 17.30. Цена комбинировано билета составляла 17 евро. Он действителен также для входа в Археологический музей, Музей Коррер и Национальную библиотеку Сан-Марко.


Колонны Дворца дожей

С июля по сентябрь колокольня работает с 9.00 до 21.00. В марте, апреле, октябре – с 9.00 до 19.00. В ноябре и на Пасху по короткому графику – с 9.30 до 15.45. Входной билет стоит 8 евро.

Где вкусно поесть

После насыщенной экскурсии разыграется аппетит. Но не рекомендуем обедать в одном из многочисленных кафе на площади Сан-Марко. Только за чашку кофе тут просят 10 евро. А счет за основные венецианские блюда, такие как Moleche, Risotto nero и Fegato alla veneziana может составить 100 евро. Поэтому лучше отойти подальше от туристического центра. Ведь дорого не всегда означает вкусно. Заведения на площади привыкли к большому наплыву туристов и не всегда готовят на совесть. Владельцам ресторанов не столь важно, понравится клиентам еда или нет: через день-два те уедут, а на их место придут новые. Чтобы поесть вкусно и экономно, лучше отправиться в жилые кварталы, где расположены недорогие рестораны, посещаемые местными жителями. Они находятся в районе Castello на Via Giuseppe Garibaldi, а также в квартале Canareggio вдоль Fondamenta della Misericordia и Fondamenta degli Ormesini.


Cобор Святого Марка (итал. Basilica di San Marco) - кафедральный собор Венеции. Часть 1.

Собо́р Свято́го Ма́рка (итал. Basilica di San Marco) - кафедральный собор Венеции (до 1807 года придворная капелла при дворце дожей), представляющий собой редкий пример византийской архитектуры в Западной Европе. Располагается на площади Святого Марка, рядом с Дворцом дожей.


Собор является не только выдающимся памятником итальянского средневекового искусства, но занимает почетное место в сокровищнице мировых архитектурных шедевров.


Rudolf von Alt (1812 - 1905), St. Mark"s Square in Venice



William Logsdail. St Mark"s Square, Venice 1883



George Goodwin Kilburne - The Pigeons of St Mark"s, Venice, Italy 1876



Как говорит легенда, евангелист - Марк возвращался из путешествия и его застигла буря. Укрыться он решил в Венецианской лагуне. Во сне к нему явился ангел и сказал ему, что в этом месте он обретёт покой. Слова ангела увековечены на знамени Венецианской республики: "Pax tibi Marce evangelista meus" - "Мир тебе, Марк, евангелист мой". После смерти Марк был погребён в Александрии.




Canaletto - The Piazza San Marco in Venice



Canaletto (1697-1768) Piazza San Marco, Venezia (1730-1734)


Находясь в Александрии, купцы Буоно и Рустико узнали, что мусульмане планируют разрушение ряда христианских храмов, чтобы освободить место под постройку мечетей. Венецианцы решили спасли мощи святого от неминуемого осквернения, тем более, что согласно Священному преданию именно с апостолом Марком связана проповедь христианства в городах Венецианской лагуны.


Похищение мощей апостола Марка из Александрии (мозаика пресбитерия , XI век).


Со многими предосторожностями и хитростями мощи были вывезены, а после их прибытия в Венецию, апостол Марк получил статус покровителя города, подарив ему свой символ - крылатого льва.



Строительство первого варианта здания было начато дожем Джустиниано Партечипацио в 829 году и завершено в 832 году уже его братом Джованни. В 976 году в результате пожара собору был причинен серьезный ущерб, однако позже он был восстановлен.


Canaletto (Giovanni Antonio Canal) St Mark"s, Venice



Canaletto. The Piazza San Marco, Venice



Canaletto. Venice - Piazza di San Marco and the Colonnade of the Procuratie Nuove, c.1756



Giovanni Antonio Canal, called Canaletto.Piazza San Marco, Venice, c. 1730–1735



Giovanni Antonio Canal, called Canaletto


Строительство современной базилики было начато в 1063 году при доже Доменико Контарини. В 1071 году в ещё недостроенном соборе был возведён в должность дожа Доменико Сельво, при котором в 1071-1084 годах был начат первый цикл создания мозаичного убранства базилики. Освящение храма состоялось в 1094 году при доже Витале Фальере, который был захоронен в галерее на месте современного нартекса собора. Каждое поколение венецианцев вносило в его облик что-то свое, насыщая сказочными сокровищами.


Реконструкция изначального фасада второй базилики (акварель, XIX век)


Крестовокупольная пятиглавая церковь была возведена по образцу константинопольского храма Апостолов. На протяжении последующих столетий церковь непрерывно расширялась и украшалась: в 1159 году начались работы по облицовке собора мрамором, в XII веке были выполнены мозаики центральных куполов и сводов, в 1343-1354 годы были пристроены баптистерий и капелла святого Исидора, в XV веке - капелла Масколи и сакристия (1486-1493 годы), в 1504-1521 годах капелла Дзен. Внешнее убранство собора было завершено к концу XV века, о чём свидетельствует его изображение на картине Джентиле Беллини «Процессия реликвии Святого Креста на площади Сан Марко» (1493 год).


Процессия реликвии Святого Креста на площади Сан Марко, Джентиле Беллини


За это время произошла смена художественных вкусов, что не могло не отразиться на соборе, где присутствуют элементы всех стилей. Хотя Сан-Марко и соткан из европейских стилей, однако в целом ему присущ дух дивной роскоши Востока. Особенно хорош он ночью, когда от него веет красотой волшебных сказок.


Carlo Grubacs (1801–1870) Basilica Di San Marco



Carlo Grubacs (1810-1870) Piazzetta San Marco



Carlo Grubacs (1801–1870) Basilica Di San Marco,between 1840 and 1850



Carlo Grubacs (1810-1870)


Нигде в мире - ни на Востоке, ни на Западе - нет ничего подобного. Так проявили мастера Венеции свой талант уже в первом крупном творении.


Carlo Grubacs (1810-1870)



Carlo Grubacs (1810-1870)



Carlo Grubacs (1810-1870)



Carlo Grubacs (Italian, 1810-circa 1870) St. Mark"s Square


Церковь Сан-Марко вошла в историю как собор Святого Марка, хотя официально в течение всего Средневековья кафедральным собором он не был (эта роль до 1807 года принадлежала церкви Сан-Пьетро ди Кастелло).


Francesco Guardi. La Fiera della Sensa in Piazza San Marco





Francesco Guardi. Venice: Piazza San Marco



Francesco Guardi. Piazza San Marco, Venice - c.1770



The Piazza San Marco, Venice − Francesco Guardi about 1775 - 1780


Постепенно Сан-Марко превратился в великолепный памятник архитектуры и искусства. Собор был не только хранилищем священных реликвий, но и центром общественной жизни Венеции. Здесь происходили посвящения дожа, получали знаки своих полномочий флотоводцы и кондотьеры. Святой Марк был религиозным и гражданским символом Венеции.


Giovanni Grubacs (Venice 1830 – Pola 1919) ,The Doge in the Pozzetto in Piazza San Marco



Luca Carlevarijs. The Piazza San Мarco, Venice near 1709



Richard Parkes Bonington. The Piazza, San Marco, Venice. 1826



Venice, The Piazza San Marco Looking East Towards The Basilica By Giovanni Antonio Canal (1697-1768)


Помимо истории также очень интересна архитектурная составляющая - дело в том, что изначально построенный в форме классической греческой базилики с романским фасадом, собор за долгие годы стал ареной смешения различных стилей.


Eugenio Bonivento (1880-1956) Saint Mark"s, Venice



St Mark"s -venice by Peter Miller



Ilyas Phaizulline. Venice. San-Marco Church


Достаточно сказать, что в его облике соединились восточный мрамор, романские и греческие барельефы, итальянские и византийские скульптуры, а также готические капители. Очень важно, что, благодаря таланту мастеров-строителей, все эти столь разные элементы вместе составили очень цельный и органичный архитектурный ансамбль.


St. Mark"s by Moonlight.Engraved by G.Hollis after a picture by J M W Turner



Venedig, San Marco, Lithographie, um 1850



XIX century print, Piazza San Marco, Venezia



John M Canal. Piazza San Marco, Venice



Piazzetta and St. Mark"s, Venice (1835) by John Ruskin (1819-1900)



St. Mark"s Square. Drawn and engraved by Axel Herman Haig.



Luigi Querena-The People of Venice Raise the Tricolor in Saint Mark"s Square 1888



Piazza San Marco In Venice by Raffaella Lunelli


Форма собора является типично византийской и представляет собой равноконечный греческий крест. Любопытно устройство алтарной части, которая отделена от центрального нефа готическим иконостасом.


Алтарная часть (пресбитерий) по восточному образцу отделена от центрального нефа готическим иконостасом, созданным в 1394 году мастерами Пьером Паоло и Якобелло далле Манезе (Pierpaolo и Jacobello dalle Masegne).


Mihаly Kovаcs. Interior of Sr Mark"s Basilica in Venice



Wyke Bayliss. Interior of St Mark"s Basilica, Venice



Wyke Bayliss. The Basilica of St Mark"s, Venice, Interior



David Dalhoff Neal (1838 – 1915) Interior of St. Marks,Venice



Carlo Grubacs (1810-1870). San Marco 1845



Венеция: Интерьер базилики Сан-Марко, Каналетто, 1755-56 гг.



Дож Альвизе Мочениго предстаёт перед народом в соборе Святого Марка (Франческо Гварди, 1763 год)


Алтарная преграда создана из темно-красного веронского мрамора и увенчена большим крестом, по сторонам от которого установлены четырнадцать статуй (двенадцать апостолов, Дева Мария и святой Марк).


Спас Вседержитель или Пантократор


В самой алтарной части установлен киворий (навес над престолом), под которым расположен главный алтарь храма с мощами святого Марка. Он высечен из единого куска зеленого восточного мрамора и поддерживается с помощью четырех колонн из известкового алебастра, на каждой из которых в 9 рядов располагаются рельефы, изображающие историю Девы Марии и Иисуса.



В соборе св. Марка - два амвона, сохранившиеся и поныне.


Alfred Bohm - View of the Interior of Saint Mark’s Basilica, Venice



Aleksander Gierymski. Interior of Saint Mark"s Basilica in Venice, 1899



St. Mark"s Basilica, Venice. Drypoint Etching Pencil-Signed by Axel H. Haig, 1911



Keeley Halswelle. Interior Of San Marco, Venice



Роза в базилике Сан Марко, Alexander Creswell


Северный, восьмиугольной формы, поддерживают 15 высоких колонн, он состоит из двух уровней, поставленных один на другой. Обе части XIII в. восточного происхождения. Нижняя часть представляет собой многоугольник, на который поставлена верхняя, разделенная на доли часть. Конструкция дополняется колоннами, поддерживающими маленький сферический купол. Скульптуры восходят к XII веку. Южный, такого же вида, что и нижний северный, покоится на девяти мраморных столпах.


Внутренний вид собора Св. Марка в Венеции- Г. Г. Чернецов, 1846 г.



Капитель распятия (Crucifix capital), II - на плане собора. Фото 1910-1914 гг.




Почему эта часовенка называется капителью (капитель - верхняя часть колонны) в Интернете сведений не найдено.



Рядом с амвонами находятся небольшие алтари - Св. Павла и Св. Иакова.



Алтарь Св. Павла (A на плане собора) был заказан дожем Cristoforo Moro в конце XV в. Работу выполнил Antonio Rizzo, который позднее много работал для фасада внутреннего двора Дворца дожей.



Алтарь Св. Иакова, англ. James, итал. Giacomo (B на плане собора) был также заказан дожем Cristoforo Moro во время своего правления 1462-71 гг. Antonio Rizzo кроме этого алтаря и алтаря Св. Павла выполнил еще алтарь в часовне Св. Климента.



Алтарь Св. Леонарда (IX на плане собора). В 1617 г. в табернакль были помещены частицы Честнаго и Животворящего Креста Господня. Алтарь изготовлен из редких пород мрамора. Рядом на темной стене на мозаичной панели изображено чудо нахождения в 1094 г. тела Св. Марка в колонне.


Молебен. Явление тела Св. Марка


Икона Божией Матери Никопея - почитаемая икона Богородицы византийского происхождения, создание первообраза приписывается апостолу Луке.


Икона Божией Матери Никопея


На иконе присутствует поясное изображение Богородицы, держащей перед собой на руках младенца Христа. Своё название Никопея (победоносная) икона получила от того, что в Византии у этого образа просили заступничества перед битвами императорские войска. Также икона считалась хранительницей императорского дома.


Алтарь с иконой Богородицы Никопеи (V на плане собора)


При разграблении Константинополя в ходе четвёртого крестового похода в 1204 году чтимый список иконы был вывезен в Венецию и помещён в соборе Святого Марка. Образ, заключённый в серебряную раму с эмалевыми миниатюрами и драгоценными камнями, стал весьма почитаемым в Венеции. До 1618 года он размещался в ризнице собора и выставлялся на всеобщее обозрение только по большим церковным праздникам.


Dome Skuteczky. Prayer in the St. Marks Basilica in Venice 1890s


В настоящее время икона находится в северном трансепте собора. В 1969 году была проведена реставрация иконы.


Икона Божией Матери Никопея


Алтарь Иоанна Крестителя был специально перестроен для этой иконы. Икона закрыта створками.



Мозаичный пол


Наборный мраморный пол собора создан в XII веке и гармонирует с наружным и внутренним мраморным убранством церкви. Он выполнен из плит полихромного мрамора со вставками мозаичных изображений (созданы в период до XV века), выполненных из маленьких кусочков мрамора различной формы и размера.


Рисунок Antonio Visentini, 1725-1730 гг., пол собора.


Среди мозаик пола присутствуют как геометрический орнамент (круги, квадраты, восьмиугольники), так и изображения животных, растительный орнамент. Часть орнаментов были созданы в 1425 году флорентийским художником Паоло Уччелло.



Изображения на полу создавались так, чтобы точно соответствовать мозаикам куполов и сводов. Площадь пола не менее 2099 кв. м.
Хотя пол был создан в XII веке, но за много веков отдельные его части не раз заменялись на новые, так как посетители истирали мрамор, да и наводнения тоже повреждали пол. Хранители собора для предотвращения повреждения расстилают на полу дорожки.





Пластиночная, или штучная, мозаика (лат. opus sectile) - рисунок выкладывается из фигурно вырезанных цветных пластинок различной формы и величины. Иногда такие плотно пригнанные одна к другой пластинки сплошь покрывают собой все поле изображения, а в других случаях они врезаются поодиночио или группами в мраморную, шиферную или какую-либо иную доску, служащую фоном для рисунка.

Между северным трансептом и главным нефом. Пластинчатая мозаика


В мозаике "наборного" типа (лат. opus tesselatum) изображение слагается из множества небольших кубиков, имеющих приблизительно одинаковую форму и величину.


1. Северный трансепт. Наборная мозаика
2. Южный трансепт. Наборная мозаика


Каждое изображение, животного или растения, является христианским символом. Щегол олицетворяет душу человека, также именно щегол прилетел к Христу во время его пути на Голгофу и выдернул шипы тернового венца. Павлин олицетворяет Воскресение.