Достопримечательности Павловского Посада. Церковь Воскресения Словущего (Воскресенский Собор)

/ Е.В. Жукова. Храмы Павловского Посада в начале ХХ века

Е.В. Жукова

Храмы Павловского Посада

в начале ХХ века

С 1991 года в Москве возобновлен выпуск «Московского журнала», основанного еще Н.М. Карамзиным. Журнал имеет историко-краеведческое направление, печатаются в статьи о Москве и ее окрестностях, а также материалы из истории других мест России. В сентябрьском номере «Московского журнала» за 2008 год была напечатана статья павловопосадского краеведа Е.В. Жуковой «Храмы Павловского Посада в начале ХХ века».

К началу двадцатого века в городе имелось несколько храмов. Это, во-первых, собор Воскресения Христова, основанный «в незапамятные времена». История храма, действительно, насчитывает много веков, об этом свидетельствует небольшая часовня, надпись на которой гласит, что здесь, на Дмитровском погосте, был построен первый деревянный храм во имя святого великомученика Дмитрия Солунского московским князем Дмитрием Иоанновичем Донским во время его владения Вохонской волостью. Со временем деревянная церковь Х IV века пришла в ветхость, и в начале ХVIII века на Дмитровском погосте был возведен новый каменный храм, престолы которого посвящались празднику Воскресения Христова, великомученику Дмитрию Солунскому и преподобному Сергию Радонежскому.

В ХIХ веке храм Воскресения Христова перестраивался и благоукрашался трудами павловских купцов Д.И. Широкова, Я.И. Лабзина, В.И. Грязнова и других. К началу ХХ века это был красивейший пятиглавый белокаменный собор с высокой изящной ампирной колокольней, звон колоколов которой слышался за много верст. В 1844 году п ри Воскресенской церкви была устроена богадельня, средства для которой – три тысячи рублей серебром – были пожертвованы богородским купцом второй гильдии Давыдом Ивановичем Широковым. При храме действовала церковно-приходская школа. Активное участие в подготовке церковных праздников принимало общество хоругвеносцев собора. Службы вели четыре священника, несколько диаконов, замечательно пел хор Воскресенского собора, который считался одним из лучших церковных хоров в Московской губернии.

«Воскресенский храм по своему благолепию может считаться одним из лучших провинциальных храмов, – писал в 1900 году автор книги о церквах Павловского Посада псаломщик Воскресенского собора Тихон Троицкий. – Павловцы исстари отличались своею набожностью, любили церковное благолепие и на это не жалели своих собственных средств. Эта характерная черта прежних павловцев по наследию перешла ко всем настоящим прихожанам, которые с еще большим усердием продолжают дело их предков».

Церковь Воскресения Христова являлась приходской не только для жителей посада, но и для крестьян множества окрестных деревень. В воскресные и праздничные дни на службы съезжались тысячи людей.

Покровско – Васильевская церковь первое время называлась кладбищенской, потому что построена она была в самом деле при кладбище на самой окраине посада. Строительство двухэтажной церкви началось в 1870 году купцом Яковом Ивановичем Лабзиным, церковь возводилась на могиле известного благочестивой жизнью купца Василия Грязнова, которого многие современники считали за святого человека и который впоследствии действительно был канонизирован. В 1874 году престолы нижнего храма были освящены во имя святого Василия Исповедника, в верхнем этаже – во имя Покрова Пресвятой Богородицы, Всех святых и святой великомученицы Акилины.

Церковь долго не имела своего причта и считалась приписной к собору Воскресения Христова. При храме образовалась женская община, были построены монастырские корпуса, стены. Все содержание общины, обеспечение ее средствами, землей взяли на себя фабриканты Лабзины и Грязновы, потомки известных купцов и владельцы платочной мануфактуры. Сами послушницы занимались садово-огородным хозяйством, рукоделием. При общине содержалась церковно-славянская школа и детский приют. В 1903 году женская община Покровско – Васильевского храма была преобразована в монастырь. Из Правительствующего синода поступил указ его императорского величества Николая II: «Согласно представления Преосвященного Владимира, Митрополита Московского и Коломенского, Свято-Троицкой Сергиевой Лавры священно-архимандрита, в коем объясняется, что Покровско-Васильевская женская община преобразована в женский общежительный монастырь того же наименования, приказали: монахиню Покровско-Васильевского женского общежительного монастыря Московской епархии Алевтину назначить настоятельницею сего монастыря с возведением ее в сан игуменьи, и потомственных почетных гражданок Анну Елагину, Ольгу и Наталью Лабзиных во внимание к постоянным заботам их о благоустройстве Покровско – Васильевского женского монастыря утвердить в звании попечительниц сего монастыря».

В монастырь поступали женщины из павловопосадских семейств, крестьянки из деревень Московской и Владимирской губерний. Количество насельниц Покровско – Васильевского монастыря составляло 150 человек.

Церковь святого Николая Чудотворца была построена в 1902 году при станции железной дороги. Строительством церкви и сбором средств занимался станционный инженер Сергей Викторович Певницкий. Храм был освящен во имя святого Николая Мирликийского, который является покровителем всех плавающих и путешествующих. Приезжающие в Павловский Посад пассажиры железнодорожных поездов уже издали видели высокую светлую колокольню нового храма. Завершив строительство церкви, С.В. Певницкий решил построить школу, так как, по его словам, «только школа и церковь, взаимно дополняя друг друга, могут воспитать настоящих граждан – истинных сынов Церкви, Царя и Отечества». Средства на строительство школы отпустило железнодорожное начальство и городское общественное управление. В школе обучались дети станционных служащих, жителей посада и окрестных деревень. Священник Никольского храма о. Александр Воскресенский широко занимался общественной деятельностью. В день празднования 50-летия освобождения крестьян, 19 февраля 1911 года, в храме была отслужена панихида по царю-освободителю. При храме было организовано Общество трезвости, которое возглавил сам отец Александр. Священник устраивал лекции на религиозно-нравственные темы, экскурсии в окрестные монастыри. В воскресные и праздничные дни в храме при станции Павлово служились молебны святому Николаю с чтением ему акафиста.

Население Павловского Посада в конце ХIХ века быстро увеличивалось, этому способствовало чрезвычайное развитие промышленности, приезжавшие в посад на заработки крестьяне большею частью оставались здесь навсегда. В начале ХХ века на несколько означенных храмов приходилось вместе с приписными к приходскому Воскресенскому храму крестьянами окружных деревень и фабричными рабочими 35 000 человек. Во время служб храмы Павловского Посада были переполнены молящимися.

В 1902 году жители города обращались к московскому губернатору: « ПОМОГИТЕ, ВАШЕ ПРЕВОСХОДИТЕЛЬСТВО, в устроении храма, нужда крайняя в другом храме, что наблюдалось в Светлое Воскресенье и Святую Пасху, теснота страшная, многие не вмещаются в церковь и стояли снаружи». Павловские прихожане отправили и в Епархиальное ведомство прошение, в котором было изложено, что церковь предполагается строить за их, прихожан счет, в случае недостаточности средств они просят разрешения на сбор пособий от христолюбивых жертвователей для сооружения и постройки приходской церкви, сбор средств и все дела доверяют вести Ф.П. Манаеву, что и подтверждают «своим рукоприкладством».

Купец Федор Порфирьевич Манаев – был городским старостой и, безусловно, известным в городе человеком. Ф.П. Манаев состояла почетным старшиной Ведомства учреждений Императрицы Марии и директором Павловского детского приюта, который содержал на собственные средства. Приютские дети в количестве ста человек едва могли попасть на церковную службу в переполненный храм. Ф.П. Манаев задумывался о строительстве приютского храма.

А между тем произошло событие, поразившее даже сознание современников, об этом писали в газетах. Директор фабрики Лялина в городе Дмитрове Петр Дмитриевич Долгов перед смертью своей огромные суммы завещал на благотворительность. Он был родом из крестьян деревни Игнатьево. В юности ушел из деревни и много лет работал в Москве сначала приказчиком, потом доверенным разных солидных фирм, а последние тридцать лет был директором крупной фабрики. П.Д. Долгов нажил крупное состояние, но жил скромно, отказывая себе в самом необходимом, а после смерти оставил в банке Павловского Посада капитал в 300 000 рублей. Жене Долгов назначил пожизненную ренту, некоторые суммы родственникам, а остальные деньги отказал церквам, монастырям на помин души, а также завещал значительные суммы на устройство благотворительных учреждений Павловского Посада и Дмитрова. Для того, чтобы нам понятно было, что такое триста тысяч рублей в России в начале двадцатого века, поясним, что пять тысяч рублей – это примерная стоимость двухэтажного каменного дома в Павловском Посаде, такого, как дом купца Широкова. Именно такая сумма – пять тысяч рублей – в завещании Петра Дмитриевича Долгова предназначалась для строительства приютской церкви.

На средства П.Д. Долгова при содействии других благотворителей в Павловском Посаде на Павловской улице была выстроена каменная двухэтажная пятиглавая церковь с тремя престолами: во имя Казанской Божией Матери, Всех Святых, Святого Петра, Епископа Александрийского. 25 мая 1906 года в день рождения Государыни Императрицы Александры Федоровны состоялся чин закладки и освящения престола.

Новую церковь стали называлась в народе «Манаевской» – по имени строителя Федора Порфирьевича Манаева.

В ближайших пригородах Павловского Посада в начале двадцатого века было построено еще несколько храмов: в деревне Городок на средства фабрикантов братьев Кудиных была построена Вознесенская церковь и в деревне Филимоново на средства фабриканта А.Е. Соколикова была построена Никольская церковь в память 300-летия дома Романовых.

После революции все храмы города закрыли, разорили монастырь. Печальнее всего оказалась судьба Никольской церкви при станции. В здании располагался сначала клуб железнодорожников, потом что-то еще, а в девяностые годы на месте храма построили новый автовокзал.

Казанская церковь тоже много претерпела, здание было изуродовано настолько, что когда в девяностые годы мы с московским архитектором А. Д.Тверитиновым делали описания павловских памятников, он едва мог поверить, то вот это странное, совершенно обезглавленное сооружение и есть храм. Обошли здание вокруг, нашли алтарные выступы. Потом поискали документы: точно, храм, старушки правду говорили.

Воскресенский собор разрушался много лет, долго стоял в руинах пока не рухнул окончательно. Говорили, что его взорвали. Погиб богатейший архитектурный и исторический памятник.

Но колокольня устояла, она одиноко возвышалась над городом посреди пустыря, на котором паслись козы. Уроженец здешних мест, поэт Олег Чухонцев писал:

Старинные часы на колокольне никогда не останавливались. Прошло еще сколько-то лет. Оставшиеся церковные строения, руины передали верующим. Идут восстановительные работы. Но это уже совсем другая история.

В центре Павловского Посада, на берегу р. Вохны, одиноко стоит высокая колокольня. На её верхнем, четвёртом ярусе установлены часы с боем. Это всё, что осталось от трёхпрестольного, с приделами святого великомученика Дмитрия Солунского и преподобного Сергия Радонежского (в трапезной) Воскресенского собора. Впервые о Воскресенской церкви упоминается в 1665 году Каменный же храм был выстроен в 1703 году. В начале он был очень небольшой и невысокий, с острой четырехскатной крышей и одною малою главкою, с одноярусной невысокой колокольней. Наружный вид этого храма в первый раз изменился в 1838-1839 гг., при церковных старостах Аниките Петровиче Нырнове и Андрее Семеновиче Лабзине: была построена настоящая колокольня. Второе изменение наружного вида храма последовало в 1850 году, когда он был возвышен накладкою стен и купола, на котором устроено 5 глав. Еще большая перемена в наружном и внутреннем виде храма произошла в 1860 году, когда при церковном старосте Василие Ивановиче Грязнове на месте малого прежнего Воскресенского алтаря построен настоящий обширный, а придельные алтари перенесены в одну линию с настоящим и расширен храм в южную и северную стороны по 15 аршин. Такое же изменение произошло и в 1875 г., когда при церковном старосте Якове Ивановиче Лабзине был устроен второй купол на трапезе с изменением типа ее крыши. Внутреннее благоустройство и украшение храма шло также последовательно, как и внешнее. Воскресенский храм по своему благоустройству и благолепию может считаться одним из лучших провинциальных храмов. В 1899 году начались работы по реставрации стенной живописи, которая заменялась дорогою художественною и исполнялась известным художником Я.Е. Епанешниковым.

Храм закрыли ещё в 1920-х гг. Последним настоятелем был о. Николай Русинов, В то время гонениям подвергалось не только само духовенство, но и члены семей священнослужителей. Сын о. Николая, Иван, отсидел 10 лет в Соловецком лагере. Сразу после закрытия храм начали разрушать. Из кирпича его ограды в 1926 г, построена баня, В 40-х гг. XX в. подгнили перекрытия и провалился купол, после чего были разобраны и стены. Рядом с колокольней - каменный столбик-часовенка, обозначающий место, где находился алтарь первой деревянной церкви, построенной ещё святым благоверным князем Дмитрием Донским. При храме на средства Кирилло-Мефодиевского общества содержалась церковно-приходская школа (с 1905 г. двухклассная смешанная), директором которой был протоиерей Павел Доброклонский. В ней преподавал псаломщик собора Тихон Михайлович Троицкий (автор книги о павловопосадских храмах). Когда церковно-приходская школа была преобразована в женскую прогимназию, Закон Божий в ней вёл о. Илья Попов. Церковными старостами были самые уважаемые в городе люди, творцы знаменитых павловских платков Василий Иванович Грязнов и Яков Иванович Лабзин. 12 мая 1918 г. в Павловском Посаде началось восстание против большевиков. Толпа окружила здание Совета, его охрана отстреливалась. Тревожно гудел соборный колокол. Здание Совета подожгли, все осаждённые погибли. В тот же день в Павловский Посад прибыли вооружённые отряды из Богородска, Орехово-Зуева, Дрезны. Начались аресты и расстрелы жителей. Первым пострадало духовенство Воскресенского храма.

В 1939 году Собор был закрыт и отдан под склады боеприпасов. Через некоторое большая часть Храма была разрушена взрывом. Все что осталось от трехпридельного храма с 12-ю куполами - это колокольня. Позже здание было отдано городскому краеведческому музею, который просуществовал до 2000 года. С августа 2002 года настоятелем храма является священник Кувшинников Александр Сергеевич. В храме действует воскресная школа и летняя детская площадка.

На фотографиях: сверху - вид на колокольню храма с южной стороны, снизу - вид храма с восточной стороны.

http://pposad.orthodoxy.ru/?page_id=311



По писцовым книгам Московского уезда, в Вохонской волости, в 1577 - 78 гг. находилась вотчина Троицы-Сергиева монастыря «погост Дмитриевский на речке Вохне, а на погосте церковь Дмитрия Солунского, да теплая церковь св. Георгия муч. Христова». Под 1623 - 24 гг. написано: «церковь Дмитрия Солунского древянна клетцки, да теплая церковь, а в ней два престола: Страстотерпец Христов Георгий и чудотворца Сергия, а в них образы и книги, и свечи, и колокола той же Вохонской волости все мирское строение; на церковной земле во дворе поп Иван, во дворе поп Антон, во дворе дьячок Федька Карпов, во дворе пономарь Герасимко Ерофеев, во дворе просвирница Ирина, да на церковной земле 5 келий, в них живут нищие, питаются от церкви Божией; пашни церковной земли 13 чети в поле, сена по речке Вохонке 10 копен, лесу дровяного 6 десятин с полудесятиною.

На том погосте сельцо Павлово, а в нем крестьян и бобылей 26 дворов, да в сельце торжок, торгуют по воскресеньям, а в том торжку 30 лавок рубленных и 20 скамей, а в тех лавках торгуют той же Воховской волости крестьяне, а оброк с тех лавок платят в монастырскую казну на год по 2 руб. по 5 алтын с деньгою, и из монастыря же те лавочные и с того же торжку таможенные деньги с 1623 г. платят на Москве в государеву казну в Большом приходе на год по 30 рублев».

В 1646 г. «в селе Павлове церковь вмч. Димитрия, да вмч. Георгия, да Парасковеи, нарицаемой Пятницы, у церквей во дворе поп Иван, во дворе другой поп Иван же, во дворе дьячок Федка Остафьев, во дворе пономарь Данилка Тиханов, во дворе просвирница Ирина; на церковной земле 3 двора бобыльских, крестьянских и бобылей 44 двора»; в 1678 г. в селе числилось 63 двора крестьянских и 6 дворов бобыльских, в них 196 чел.

По дозорным книгам Патриаршего казенного приказа за 1680 г. «в селе Павлове, что на речке Вохонке, на погосте церковь св. Димитрия Солунского деревянная, у церкви во дворе поп Патрикей Шитов, во дворе поп Яков Иванов, во дворе дьячок Алешка Ильин, во дворе пономарь Илюшка Иванов, во дворе просвирница; церковной пашни по 8 чети в поле, сена в полях, да на пустоши Зимнице и в отхожих лугах на 100 копен, да на лужке Барановском по реке Клязьме пашни паханные 2 чети». В книге под 1686 г. отмечено: «в селе Павлове церковь Воскресения, да в приделе св. Димитрия Солунского, дани 3 руб., 24 алтына, 2 деньги, заезда гривна».

12 июня 1703 г. выдан антиминс, по благословенной грамоте, в новопостроенную церковь во имя Воскресения Христова с приделы в село Павлово, той же церкви попу Игнатию Патрикееву. В 1704 г. в селе Павлове церковь Воскресения Христова каменная. 9 августа 1710 г., по благословенной грамоте, отпущен антиминс для освящения церкви во имя Воскресения Христова в Московский уезд, в село Павлово, под расписку попа той же церкви Игнатия.

При церкви Воскресения Христова были священники: Игнатий Патрикеев 1704 - 10 гг., Семен Игнатьев 1704 - 22 гг., Алексей 1704 г., Петр Яковлев 1700 - 15 гг.; диакон Григорий Игнатьев 1704 - 22 гг., дьячки: Степан Ильин 1704 - 09 гг., Иван Степанов 1715 - 22 гг., пономарь Нестор Андреев 1715 - 22 гг.

Холмогоров В. И., Холмогоров Г. И. «Исторические материалы о церквах и селах XVI - XVIII ст.» Выпуск 6, Вохонская десятина Московского уезда. Москва, Университетская типография, Страстной бульвар, 1868 г.

Храм Воскресения Словущего (бывший Воскресенский собор) ведет свою историю от первого в окрестностях села Вохна (ныне Павловский Посад) деревянного храма, который был возведен над рекой Вохонкой святым благоверным князем Димитрием Донским во время его владения Вохонской волостью с 1340 по 1389 гг. и освящен во имя великомученика Димитрия Солунского.

В XV в. на этом же месте был построен еще один храм — во имя великомученика Георгия Победоносца с устроенным в XVII в. приделом во имя преподобного Сергия Радонежского. В Смуту деревянные храмы уничтожались иноземцами, и в писцовых книгах за 1665 г. упоминается лишь о новой церкви в честь Воскресения Христова.

В 1703 г. началась постройка каменной Воскресенской церкви с приделами во имя великомученика Димитрия Солунского и преподобного Сергия Радонежского. В 1710 г. церковь освятили.

В 1784 г. в семье псаломщика Воскресенского храма Димитрия Егорова родился сын, впоследствии прославленный как святитель Иннокентий Пензенский.

В 1838—1939 гг. храм дополнили трапезной и колокольней. Впоследствии церковь расширили, и она вмещала до пяти тысяч человек. Начиная с петровских времен, штат храма был обеспечен во всех отношениях.

С 1860 по 1869 гг. старостой храма был один из основателей Павловской платочной мануфактуры Василий Иванович Грязнов, прославленный теперь как местночтимый святой Московской епархии праведный Василий Павлово-Посадский. Он же явился основателем Покровско-Васильевского монастыря. Его компаньон и родственник Иаков Иванович Лабзин перенял у него должность старосты Воскресенской церкви и также много потрудился для устроения и украшения храма.

За свое величие храм часто назывался в народе собором. Он славился своим хором и колокольным звоном. В 1887 г. при храме учредили Общество хоругвеносцев.

В 1891 г. на колокольне установили часы-куранты с немецким механизмом, игравшие несколько мелодий, в том числе и «Боже, царя храни». Куранты эти являются достопримечательностью Павловского Посада, и за их исправным ходом наблюдает мастер из династии часовщиков.

Многие из священников собора во время гонений приняли мученическую кончину. Одним из них был священномученик Алексий (Воробьев). Он служил в соборе с 1930 по 1935 гг. В 1936 г. храм передали обновленцам, а в 1939 г. закрыли. В 1944 г. попытки горожан получить разрешение на открытие храма, окончились неудачей. Огромное здание собора использовалось под склад зерна, радиодеталей завода «Экситон». Под предлогом ветхости здания Воскресенский собор снесли в 1950-х гг. Колокольня с курантами послужила пристанищем для местного краеведческого музея. Изображение колокольни стало использоваться как символ Павловского Посада.

В 1998 г. тщанием насельников Покровско-Васильевского мужского монастыря здание колокольни было возвращено Русской Православной Церкви. В храме совершались богослужения. В 2002 г. в храм Воскресения словущего (бывший Воскресенский собор) был назначен настоятель, и приход начал свою самостоятельную жизнь.

http://ppvoskress.cerkov.ru

Павловский Посад — уютный провинциальный городок в 60 километрах от Москвы. Как и любой другой город подмосковья, Павловский Посад развивается и благоустраивается, изменяется облик города. Но как бы не менялся мир вокруг, здесь все еще живет старина — остались и милые сердцу деревянные домики и памятники архитектуры: Покровско-Васильевский монастырь, Колокольня Воскресенского собора. Советское время также оставило заметный след в судьбе этого города.

Когда речь заходит о Павловском посаде сразу же вспоминаются расписные платки, согревающие в любую стужу. Но кроме платков Павловскому Посаду есть чем гордиться.

Не так давно, в Павловском Посаде началась реализация проекта под рабочим названием «Русского Скансен» или «Павловский Посад — город-музей под открытым небом». Идея предполагает под собой создание большой пешеходной зоны с традиционными для русского купеческого города постройками. В общем, начало уже положено, о чем можно узнать по плакатам развешенным по городу.

Наше путешествие по Павловскому Посаду начинается с вокзала.

Станция «Павловский Посад» расположена в 67,4 километрах от Курского вокзала. До Москвы поезд добирается за 1 час 20 минут.

Улица Герцена в Павловском Посаде

Прогуляемся до центрального парка и посмотрим, чем живет город. При движении с вокзала добраться туда можно, свернув с улицы Герцена на Володарского. По пути — скромный Павлов-Посадский ЗАГС.

Жениху предстоит нелегкое испытание.

Судя по преобладанию в городе типовых проектных домов «хрущёвок», в 50-х — 70-х гг. Павловский Посад активно застраивался.

Советский дух здесь буквально во всем: в памятниках, домах, надписях.

Сегодня в городе также широко развернуто строительство новых домов, в том числе для переселения в них жителей из аварийного жилья.

Центральный Парк Павловского Посада

Центральный парк культуры и отдыха также вызывает прилив ностальгии 90-х. Впрочем, этим грешат многие парковые зоны России.

Парк Культуры и Отдыха Павловского Посада — это главное место скопления молодежи города и молодых мам с детьми.

Для ребятни здесь — новенькие детские площадки.

И игровые зоны.

Наверняка у каждого третьего ребенка Павловского Посада в личной коллекции есть фотография с этим волком.

Или с этим.

Для людей постарше в парке есть беседка для неспешного времяпровождения и созерцания.

Также действует летнее кафе… Титино?

На сцене парка проводятся дискотеки, анимационные и развлекательные программы.

Главное украшение парка — конечно же фонтан!

Музей Павловского Посада

Павловский Посад мало чем известен за пределами района, кроме платков и шалей местного производства. Познакомиться с историей и развитием текстильной промышленности, которая определила старинный облик города можно в местных музеях. Один из них так и называется — «Истории Русского Платка и Шали». Но мы заглянем в другой музей — историко-художественный, где можно получить общее представление не только о производстве платков, но и об истории, достопримечательностях города, его героях и выдающихся личностях.

Сегодня музей занимает здание небольшого симпатичного одноэтажного особняка.

Рядом с музеем находится… Эйфелева башня.

Копия достопримечательности мирового масштаба была установлена в городе в советское время, когда в Павловском Посаде образовалось русско-французское общество, основавшее крупнейшую ткацкую фабрику, кирпичные корпуса которой до сих пор впечатляют своими размерами. А сам квартал с кирпичными зданиями в народе окрестили «Парижем».

Экспозиция в музее разделена на несколько залов от истории города со времен мамонтов до выдающихся соотечественников, писавших музыку или летавших в космос.

А вот собственно и мамонты.

В одном из залов хранится коллекция танков в миниатюре.

В коллекции десятки пластиковых экспонатов, которые являются уменьшенными копиями моделей техники времен Второй мировой войны.

На фотографии ниже по центру один из лучших танков Второй мировой войны — легендарная «тридцатьчетверка». В собрании музея несколько модификаций Т-34. В коллекции можно найти и другие не менее известные танки: Т-35, советская самоходно-артиллерийская установка СУ-100, советский истребитель танков ИСУ-122, и.т.д.

Экспозиция «Павловский Посад на рубеже XIX — XX века»

С развитием и ростом местных текстильных предприятий, с увеличением торговых оборотов в повседневной жизни мещан Посада появляются модные нововведения: гардероб вместо сундука — укладки; комод с зеркалаом вместо натертого до зеркального блеска самовара: журналы мод и общественно-политические и литературные журналы; более изысканные виды посуды и кухонной утвари вместо самодельных кринок и корчаг. На фотографии ниже представлен интерьер жилой комнаты мещанина Павловского Посада второй половины XIX — начала XX века.

Интерьер торговой лавки второй половины XIX века.

Макеты церквей Павловского Посада в музее от Сюхина В.А.

Сюхин Владислав Александрович начал увлекаться резьбой по дереву еще в 1970-х годах. После выхода на пенсию в конце 1980-х годов появилась мысль о создании макетов церквей.

К настоящему времени Владислав Александрович создал уже около 100 макетов различных церквей.

В распоряжении Павлово-Посадского историко-художественного музея Владислав Александрович отдал макеты храмов Павлово-Посадского района.

Многие церковные достопримечательности Павловского Посада находятся на достаточно удаленном расстоянии от города. Например, до Никольской церкви в селе Новое Загарье добираться около получаса. Так что, у кого нет особого желания разъезжать по району могут просто зайти в музей и полюбоваться работами Сюхина.

Выставка Павлово-Посадских платков и шалей

Среди известных всему миру уникальных изделий, составляющих гордость и славу России, особое место занимают узорчатые шали и платки из старинного русского города Павловский Посад.

В краеведческом музее Павловского Посада действует выставка современной продукции текстильных предприятий города.

В распоряжении посетителей огромный зал «Павлово-Посадские Шали» с уникальными набивными шерстяными шалями авторский работы.

Фабрика по производству платков была основана в 1795 году зажиточным крестьянином Семеном Лабзиным. В зале можно получить основную информацию о производстве набивного платка – процесс этот очень сложный и кропотливый.

Если вы желаете увидеть другие экспонаты или вас интересует более детальная история Павлово-Посадского производства, то непременно стоит посетить «Музей истории русского платка и шали», расположенный по адресу: г. Павловский Посад, ул. Большая Покровская, д. 37, ДК «Павлово-Покровский» а мы покажем вам еще один зал краеведческого музея.

Выставка советского послевоенного плаката (в интерьере той эпохи) в Павловском Посаде

Историю края в послевоенный период иллюстрируют экспонаты, документы и плакаты, рассказывающие о жизни и быте советских людей.

Агитационные плакаты времен СССР, давно превратившиеся в интернет-мемы, здесь можно увидеть воочию.

Отдельный зал в музее посвящен истории Павлово-Посадской пожарной части, который открывается показом пожарного обоза с качающей воду помпой.

Советская спичечная «коллекционка», которая на ebay бы продавалась за тысячи долларов!

Кстати, в Павловском Посаде действует отдельный музей пожарного дела.

Улицы Павловского Посада

Большая Покровская улица

От Краеведческого музея экскурсию по Павловскому Посаду можно продолжить по главной исторической улице города — Большой Покровской. Вокруг нее сосредоточены основные достопримечательности русской столицы платка.

Чувак это репчик Ленин.

Торговый центр расположился в корпусе одного из заводов. Похоже внешний вид здания остался неизменным со времен его строительства.

Здесь, по замыслу создателей, должна кипеть культурная жизнь города.

Копировальный центр в старом Павлово-Посадском особняке со стилизованными вывесками.

Площадь Революции в Павловском Посаде

Большая Покровская улица заканчивается Площадью Революции с памятником В.И. Ленину. Это главная площадь города, которая на рубеже прошлых двух столетий называлась торговой или базарной. Именно здесь проходят основные городские мероприятия, спортивные соревнования, школьные выпускные, празднуется День Города, Рождество и Новый Год.

В центре площади — памятник Владимиру Ильичу Ленину. Работа, созданная руками скульптора Алексеева, стоит на Павлово-Посадской земле с 1-го мая 1934 года.

При въезде на площадь с улицы Павловской установлен бронзовый бюст дважды Героя Советского Союза лётчика-космонавта В.Ф. Быковского. Трижды побывал он в космосе. Бюст появился здесь 14 июня 1983 года к 20-летию его первого полета в космос. В Павловском Посаде есть улица, которая носит имя В.Ф. Быковского.

За памятником виднеется каменная пятиглавая церковь Казанской иконы Божией Матери. Храм построен в 1901 г. на средства городского старосты Фёдора Порфирьевича Манаева, и в народе называлась Манаевской.

Памятник, посвященный рождению города Павловский-Посад

В северной части площади Революции установлена скульптурная композиция, посвященная рождению Павлово-Посадского района. Три женские и две мужские фигуры на постаменте олицетворяют единство и разнообразные промыслов, которыми занимались местные жители: ткачество, строительство, судостроение, хлебопашество и кораблевождение.

По ходатайству крестьянских сходов 2 июня 1844 г. правительство издало указ об образовании заштатного города Павловского Посада. В него вошли село Павлово и деревни Дуброво, Захарово, Меленки и Усово. Интересно, что в устной речи современных жителей города названия этих бывших деревень часто употребляются для обозначения того или иного участка территории нынешнего города, неофициального района.

Улица Льва Толстого в Павловском Посаде

Площадь Революции плавно перетекает в улицу Льва Толстого. Уже отсюда виднеется главная церковная достопримечательность города и одно из самых высоких зданий Павловского Посада — Колокольня Воскресенского собора.

По левую сторону — мемориал памяти павшим за советскую власть.

Симпатичные домики.

На своем протяжении улица пересекает реку Вохонку.

Речка очень маленькая и спокойная, тем не менее, изначально населенный пункт расположенный на этом месте был назван именно по этой реке.

Из документов XVI в., село Павлово (предок нынешнего города), расположенное на берегу реки Вохны или Вохонки, действительно носило одновременно и наименование Вохна. Однако в грамоте Калиты речь идет именно о волости, называвшейся по реке. Как показывают исследования доктора исторических наук В. А. Кучкина, подавляющее большинство названий древних московских волостей образовано от гидронимов - названий рек; подобная особенность наименований древних волостей резко отличает их от названий слобод.

Рядом находится небольшой чугунный мост – молодожены после ЗАГСа приезжают сюда, чтобы повесить свой замок в знак вечности брачного союза.

Церкви и монастыри Павловского Посада

Основные церковные достопримечательности Павловского Посада: Покровско-Васильевская монастырь (1874 г.), Колокольня Воскресенского собора, Казанская церковь (Манаевская), Церковь Вознесения Господня на Городке (1909 г.). Кроме того, в городе есть Дмитровский часовенный столб и Никольская церковь-школа.

Церковь Казанской иконы Божией Матери

Церковь была построена на средства городского старосты Манаева, за что в народе и стала называться Манаевской. К началу двадцатого века Воскресенский собор был единственной приходской церковью для жителей всего города и множества окрестных деревень. Население Павловского Посада увеличивалось и со временем обитель уже перестала вмещать всех прихожан. В 1902 году местные жители обратились с просьбой к губернатору: «Помогите, Ваше превосходительство, в устроении храма, нужда крайняя в другом храме, что наблюдалось в Светлое Воскресенье и Святую Пасху, теснота страшная, многие не вмещаются в церковь и стояли снаружи». Так, по инициативе прихожан, с легкой руки городского старосты Манаева появился второй приходской храм — ц. Казанской иконы Божией Матери. Деньги на его строительства пожертвовали местные купцы.

Колокольня Воскресенского собора в Павловском Посаде

Доминантой центра Павловского Посада была и остается изящная трехъярусная колокольня Воскресенского собора. Сооружение, построенное в 1839 году на средства купца Давыда Ивановича Широкова занимает особое место в храмовом ансамбле города. Колокольня имеет высоту 58 метров и очень эффектно смотрится из любой точки, возвышаясь на пригорке. Недаром, местные жители считают это сооружение главным символом Павловского Посада, а иллюстраторы изображают ее на открытках, магнитиках, календариках, обложках книг.

Изначально на этом месте стояла одноименная деревянная церковь (дата постройки в период с 1341 по 1389 гг.), которая была уничтожена иноземцами в период смуты. Каменная церковь с приделами во имя вмч. Димитрия Солунского и прп. Сергия Радонежского была построена в 1703-1710 гг. После возведения церковь не раз расширялась, достраивалась и перестраивалась.

В 1891 г. на колокольне Воскресенского собора установили часы-куранты с немецким механизмом, игравшие несколько мелодий. Сегодня за курантами следят опытные мастера-часовщики.

1930’ые годы были тяжелыми для церкви, духовенство храма подверглось гонению, а священник Алексий (Воробьев) принял мученическую смерть. В 1936 г. храм передали обновленцам, а потом совсем закрыли. В 1950-х гг. Воскресенский храм снесли по причине ветхости.

Покровско-Васильевская монастырь

Монастырь появился в Павловском Посаде благодаря усилиям потомственного и почетного гражданина города, крупного фабриканта и благотворителя Якова Ивановича Лабзина и его семьи. Обитель в короткий срок стала одним из красивейших монастырей Московской Епархии по церковному убранству и внутренней жизни насельниц. Монастырь стоит на окраине Павловского Посада, сразу за ним начинается кладбище. Территория монастыря очень большая и заботливо ухоженная. Обитель украшают многочисленные деревья, кустарники, клумбы. Служители ведут свое хозяйство: есть скотный двор, пасека, огороды и теплицы.

Посетителей встречает доминанта монастыря — высокая шатровая колокольня пристроенная к храму в 1913 году.

Собор Покрова Пресвятой Богородицы — главное строение монастыря, двухэтажный храм в псевдорусском стиле, увенчанный декоративным пятиглавием, с трапезной 1869-1911 года постройки. Изначально, на этом месте стояла двухэтажная кладбищенская церковь, возведенная купцом Яковом Ивановичем Лабзиным над могилами супруги, Акилины Ивановны и ее брата, Василия Ивановича Грязнова (впоследствии причисленного к лику святых). После смерти храмосоздателя состоялось торжественное открытие при церкви Покровско-Васильевской женской общины. Так, покровская кладбищенская церковь стала монастырским собором и была увеличена пристройкой обширной трапезной и многоярусной колокольни. В 1920 г. монастырь закрыли, но богослужения в соборе продолжались до 1932 г. В 1995 г. монастырь возрожден, но в качестве мужского епархиального.

Другие монастырские постройки. Церковь Михаила Архангела

Церковь Иоанна Предтечи.

Святые ворота

Храм-школа Николая Чудотворца в Павловском Посаде

Церковь-школа была открыта в августе 1914 года в микрорайоне Филимонове (бывшая деревня) силами известного фабриканта Александра Егоровича Соколикова и механика фабрики Анатолия Алексеевича Шестакова. Сама церковь располагалась на втором этаже, с восточной стороны был алтарь с иконостасом. В 4-летней школе учились дети крестьян и рабочих фабрики Соколикова, классов было по одному, по двадцать человек в каждом.

Церкви Павлово-Посадского района

Для тех, кому церквей в городе оказалось мало, может прокатиться по району в поисках достопримечательностей:

— Никольская церковь (с. Новое Загарье), 1844 г.
— Никольская церковь в Васютине (Николаевский погост, что в Кунье, на Мху у пруда)
— Троицкая церковь в Чижах
— Христорождественская церковь (Село Заозерье)
— Рождество-Богородицкая церковь в Саурове (на Уползах)
— Никольский часовенный столб в Новозагарье
— Казанская церковь в Казанском (Мере)
— Казанская церковь в Бывалине (Никитская церковь на Никитском погосте что в Дрозне)
— Старообрядческий Христорождественский молитвенный дом в Андронове (Больших Дворах)
— Часовня в Васютине (часовня на Никольском погосте что во Мху)
— Часовенный столб в Дергаеве
— Часовня Дорофея, епископа Тирского, в Стремянникове
— Церковь Великомученицы Екатерины (С. Рахманово), 1906 г.
— Часовенный столб во Власове
— Часовенный столб в Дальней
— Старообрядческая (Белокриницкого согласия) церковь Анны Кашинской в Кузнецах
— Троицкая церковь в Аверкиеве
— Часовенный столб Иконы Божией Матери Неопалимая Купина в Назарьеве

Храм Воскресения Христова в Павловском Посаде Храм (собор) в честь Воскресения Христова в городе Павловском Посаде (собор разрушен в кон. 1950-х за исключением колокольни, в которой действует храм Воскресения словущего )

Храмы-предшественники до XVII века

Каменный Воскресенский храм ведёт свою историю от первого в окрестностях села Вохны (Павлова, нынешнего города Павловского Посада) деревянного храма, который был возведён над рекой Вохонкой благоверным князем Димитрием Донским во время его владения Вохонской волостью с по годы. Церковь была освящена во имя великомученика Димитрия Солунского .

Воскресенский собор

В - годах к основному зданию храма были пристроены трапезная и колокольня . Впоследствии церковь неоднократно расширялась, в результате чего её вместимость достигла 5 тысяч человек.

С по год старостой храма был один из основателей Павловской платочной мануфактуры, праведный подвижник Василий Иванович Грязнов . Его компаньон и родственник Иаков Иванович Лабзин перенял у него должность старосты Воскресенской церкви и также много потрудился для благоукрашения храма. При них был благоукрашен интерьер храма и создавался новый иконостас . За благолепие храм часто назывался в народе собором. Церковь славилась своим хором и колокольным звоном. В году при храме было учреждено Общество хоругвеносцев. В году на колокольне были установлены часы-куранты с немецким механизмом.

В послереволюционный период во время гонений на Церковь многие из священников храма приняли мученическую кончину. Среди них были священномученики Алексий Знаменский (служил в храме в 1910-1935 годах) и Алексий Воробьёв (служил в храме в 1930-1935 годах). 27 марта года Воскресенский собор был передан советской властью обновленцам , а в году был закрыт. Попытки горожан получить разрешение на открытие храма в году потерпели неудачу.

Здание собора использовалось под склад зерна, позже - склад радиодеталей завода "Экситон". В конце 1950-х годов после обрушения купола храма в результате взрыва кислородных баллонов, складировавшихся внутри здания, Воскресенский собор был снесён.

Возрождение храма

От храма сохранилась лишь 58-метровая колокольня с маленькой крестильней, которая послужила пристанищем для местного краеведческого музея. Изображение соборной колокольни стало часто использоваться как символ города, достопримечательностью Павловского Посада стали и её куранты.

В году тщанием насельников Покровско-Васильевского мужского монастыря здание колокольни было возвращено