Таможенный союз ес и модернизированный таможенный кодекс ес. Таможенный кодекс европейского сообщества Таможенное законодательство евросоюза

Прежде чем остановиться на основных положениях действующего европейского кодифицированного таможенного акта, необходимо заострить внимание на используемых в нем, а также имеющих для него большое значение понятиях и категориях.

Тарифный союз - объединение государств, имеющих общий таможенный тариф для торговли с третьими странами и устраняющих импортные пошлины во взаимной торговле;

Ассоциация свободной торговли - организация, которая при отсутствии единого внешнего таможенного тарифа у государств-членов, устанавливает порядок необложения импортными пошлинами во взаимной торговле товаров, происходящих из стран-членов Ассоциации;

Таможенный союз - представляет собой тарифный союз с гармонизированной системой правовых норм в области таможенного регулирования, а также в области других видов налогообложения импорта;

Экономический союз - объединение государств, вместе с созданием Таможенного союза обеспечивающее свободу перемещения внутри союза услуг, капиталов и рабочей силы.

Лицо - в понимании Кодекса к лицам относятся: физические лица; юридические лица; в случаях, предусмотренных действующим законодательством, объединение лиц, способное осуществлять юридически значимые действия, но не имеющее статуса юридического лица.

Лицо, домицилированное в Сообществе - а) для физических лиц - любое лицо, постоянно проживающее на территории Сообщества; б) для юридических лиц и объединений - любое, имеющее на территории Сообщества зарегистрированный офис или центральную штаб-квартиру или постоянное деловое учреждение.

Таможенные органы - органы власти, в полномочия которых входит, среди прочего, применение таможенных правил (такое толкование позволяет причислять к таможенным властям иммиграционную службу, пограничные органы и т. п.).

Таможенное учреждение - любое учреждение, в котором могут быть осуществлены все или некоторые формальности, предусмотренные таможенными правилами.

Решение - официальный акт таможенных органов по применению таможенных правил, предусмотренных для определенной ситуации; такой акт создает юридические последствия для одного лица или ряда лиц, непосредственно определенных либо обладающих определенными признаками.

Таможенный статус - принадлежность или отсутствие принадлежности товара к «товарам Сообщества»".

Товары Сообщества:

а) полностью произведенные на таможенной территории Сообщества при соблюдении условий ст. 23 Кодекса (см. ниже) и не включающие в себя товары, импортированные из-за пределов таможенной территории Сообщества;

б) импортированные из стран и территорий, не входящих в состав таможенной территории Сообщества, и выпущенные в свободное обращение в Сообществе;



в) произведенные на таможенной территории Сообщества из товаров, указанных только в пункте 6 либо из сочетания товаров, указанных в пунктах а и б.

Статья 23 Кодекса детализирует понятие товаров, полностью произведенных на таможенной территории Сообщества.

Минеральные продукты, добываемые на территории сообщества;

Плодовые продукты, выращенные на территории сообщества;

Живые животные на территории Сообщества;

Продукты, происходящие от выращенных на территории Сообщества живых животных;

Продукты, произведенные на плавучих рыбоперерабатывающих предприятиях;

Продукты, полученные с морского дна или шельфа за пределами территориальных вод при условии, что добывающая их страна-член Сообщества обладает исключительным правом на разработку данного участка морского дна или шельфа;

Промышленные отходы или мусор, собранные на территории Сообщества для переработки в сырьевые материалы;

Товары, произведенные на территории Сообщества исключительно из продуктов, указанных в предыдущих пунктах, или их производных, на любой стадии производства.

Товары, не имеющие статуса товаров Сообщества - все товары, не удовлетворяющие определению «товаров Сообщества». Кодекс предусматривает также утрату товарами статуса «товаров Сообщества» при их вывозе с таможенной территории Сообщества (за исключением таможенной процедуры внутреннего транзита).

Таможенный долг - обязательство лица уплатить сумму импортной пошлины (таможенный долг по импорту) или экспортной пошлины (таможенный долг по экспорту), соответствующей, согласно действующим нормам Сообщества, импортируемым или экспортируемым товарам. Статья 20 Кодекса уточняет, что суммы таможенных пошлин определяются на основе Единого таможенного тарифа Европейского Сообщества.

Импортные пошлины: таможенные пошлины и сборы, имеющие аналогичную природу, уплачиваемые при импорте товаров; сельскохозяйственные сборы и другие импортные сборы, взимаемые в соответствии с общей сельскохозяйственной квотой либо в силу особых соглашений по некоторым товарам, производимым в результате переработки сельскохозяйственных продуктов.

Экспортные пошлины:

а) таможенные пошлины и сборы, имеющие аналогичный характер, уплачиваемые при экспорте товаров;

б) сельскохозяйственные сборы и другие экспортные сборы, взимаемые в соответствии с общей сельскохозяйственной политикой либо в силу особых соглашений по некоторым товарам, производимым в результате переработки сельскохозяйственных продуктов.

Должник - лицо, должное оплатить таможенный долг.

Надзор таможенных властей - совокупность действий таможенных властей, проводимых с целью обеспечения реализации таможенных и других применимых к товарам правил.

Контроль таможенных властей - осуществление таможенными властями специальных действий, проводимых с целью обеспечения реализации таможенных и других применимых к товарам правил, а именно: досмотр товаров, проверка наличия и правильности заполнения документов, проверка бухгалтерских счетов и других записей, досмотр транспортных средств, досмотр багажа и личных вещей, подача официальных запросов и др.

Таможенный режим:

1) помещение товара под одну из таможенных процедур;

2) помещение товаров в свободную зону или на свободный склад;

3) реэкспорт товаров из таможенной территории Сообщества;

4) уничтожение товаров;

5) отказ от товаров.

Таможенная процедура:

1) выпуск товара в свободное обращение;

2) транзит товара;

3) помещение товара на таможенный склад;

4) переработка товара внутри таможенной территории;

5) переработка под таможенным контролем;

6) временный ввоз;

7) переработка товара за пределами таможенной территории;

8) экспорт товара,

Таможенная декларация - акт, посредством которого лицо выражает в установленной форме и порядке намерение поместить товары под избранную таможенную процедуру; допускаются различные формы таможенной декларации.

Декларант - лицо, представляющее таможенную декларацию от своего имени, либо лицо, от чьего имени представляется таможенная декларация.

Предъявление товара таможне - уведомление таможенных органов по установленной процедуре о прибытии товаров таможенное учреждение либо в другое назначенное таможенными властями место.

Выпуск товаров - акт таможенных властей, допускающий использование товаров в целях, соответствующих данной таможенной процедуре.

Уполномоченное лицо - лицо, уполномоченное специальным актом на проведение каких-либо действий, связанных с таможенным оформлением.

Действующие положения - действующие нормы законодательства Сообщества и национального законодательства стран-членов.

Кодекс не дает толкования таким широко употребляемым терминам, как «импорт», «экспорт» и «реэкспорт». Представляется, что смысл данных терминов общеизвестен. Так, под импортом понимается ввоз товаров на таможенную территорию; экспорти реэкспорт - вывоз товаров из таможенной территории (о разнице между экспортом и реэкспортом см. Раздел о таможенных режимах и таможенных процедурах).

28 февраля 1990 г. Комиссия Европейских сообществ представила проект Таможенного кодекса Сообщества. Кодекс был принят 12 октября 1992 г. и вступил в силу с 1 января 1994 г. , 2 июля 1993 г. был принят Регламент Комиссии № 2454/93 называемый Кодекс по имплементации, устанавливающий порядок вступления в действие Таможенного кодекса; он был дополнен Регламентом Комиссии от 21 декабря 1994 г. и некоторыми актами 1994 г.

Содержание и общая характеристика Кодекса. В соответствии с целями своего создания Таможенный кодекс применяется только в сфере торговых отношений Сообщества с третьими странами. Оборот товаров внутри стран Сообщества, поскольку учредительные документы и принципы «общего рынка» предполагают их освобождение от таможенного контроля, не входит в круг вопросов, регулируемых Кодексом.

По своей природе Кодекс не может регулировать все таможенные и торговые меры, применяемые Сообществом в отношении третьих стран. Поскольку целью Кодекса является консолидация и систематизация общих правил и процедур таможенного контроля для всех товаров независимо от их природы, меры тарифной политики, предусматривающие различное регулирование для различных товаров, находятся вне сферы применения Кодекса. Объединяющий вопросы тарифного регулирования ЕЭС, интегрированный таможенный тариф Сообщества вместе с Таможенным кодексом составляют два краеугольных камня таможенного права ЕЭС, действующего в отношении торговли с третьими странами.

Кодекс состоит из 9 частей, объединяющих 257 статей Структура правовых норм, содержащихся в Таможенном кодексе, может быть представлена в виде трех основных групп:

1) вводный раздел - части I-III - содержит положения о перемещении товаров через границы Таможенного союза, определение таможенной территории, определение таможенной пошлины и факторов, на основе которых она взимается; таможенный тариф Сообщества, происхождение товаров и их таможенная стоимость;

2) ядро Кодекса - положения части IV «Таможенные режимы», включающие правила применения таможенных процедур по отношению к различным экономическим целям; среди предусмотренных Кодексом процедур центральное место занимает регулирование процедуры выпуска товара в свободное обращение, являющееся приоритетным с точки зрения Римского договора (ст. 10)

3) последняя часть Кодекса - части V-IX - содержит, помимо прочего, правила взимания пошлин, возникновения (либо возврата) таможенного долга; важнейшими с практической точки зрения являются положения о порядке дачи апелляций на действия таможенных органов. Наконец, эта часть Кодекса содержит перечень актов Совета, заменяемых Кодексом.

Каковы же были цели принятия Таможенного кодекса ЕС?

1. Создание единого правового документа, заменяющего множество актов, принятых органами Сообщества в области таможенного регулирования. В общей сложности более двух десятков только актов Совета, введенных в действие в течение 22 лет, было заменено Кодексом.

2. Достижение цельности, ясности и определенности содержания. Простое воспроизведение норм «секторальных» (то есть регулирующих отдельные узкие аспекты) актов по таможенному праву в едином документе не имело бы смысла без разработки нового подхода к систематизации данных норм. Необходимо выделение наиболее значимых, фундаментальных сложений, на базе которых возможно рассмотрение остальных, более узкоспециализированных правил.

Еще на стадии разработки проекта Кодекса Комиссия приняла точку зрения, что Кодекс, закрепляя определенный обязательный перечень, положений, в то же время не должен быть перегружен. Задача Кодекса - воспроизведение правовых норм в понятном, читаемом и логичном виде - не должна вводить к чрезмерному перенасыщению текста. Выполнению данной задачи во многом способствовало разделение правовых норм на две части: собственно Таможенный кодекс и Регламент, устанавливающий порядок вступления Кодекса в действие (уже упоминавшийся Кодекс по имплементации).

Сфера применения Кодекса. Таможенный кодекс с условиями его применения, принятыми как на уровне Сообщества, так и на национальном уровне, формируют таможенные правила Союза. Таможенные правила ЕС применяются:

а) на таможенной территории ЕС;

б) в торговле между Сообществом и третьими странами;

в) к товарам, регулируемым Договором о ЕЭС, Договором о ЕОУС и Договором о Евратоме.

Примечательно, что Кодекс не содержит определения терминов «торговля» и «товары». Обобщая определения содержашиеся в других актах институтов ЕС (в частности, в директиве по НДС), можно предложить следующие дефиниции: «торговля между Сообществом и третьими странами» есть любое перемещение товаров из страны-члена ЕС в страну, не являющуюся членом ЕС, и наоборот; «товары» - все материальное движимое имущество, включая электрический ток газ, тепло, охлаждение и т.п.

C 1 мая 2016 года вступил в силу новый Таможенный кодекс Европейского Союза . Основная цель Таможенного кодекса состоит в ускорении и упрощении таможенных процедур, внедрение более эффективного сбора пошлин, введение электронного документооборота с возможностью согласования положений во всех государствах, членах Содружества.

Реализация нового регулирования имеет важное значение в первую очередь для компаний, участвующих во внешней торговле, вводят ряд изменений в таможенной процедуре. Следует заметить, что это один из путей, направленных на усиление налоговых систем в государствах Евросоюза.

Таможенный кодекс предусматривает изменения в таможенной стоимости импортируемых товаров, приобретенных от других компаний, использующих приостанавливающее действие таможенных процедур, таких как обработка, транзит, хранение. Внимание также следует обратить держателей Binding (привязка данных - автор) на информацию о тарифах (BTI - документ, подтверждающий классификацию товаров для таможенных целей - автор). Из этого следует :
-защита в результате BTI будет длиться меньше - не 6, а всего три года.
- BTI будет обязательным таможенным органом и предпринимателем, при этом нельзя применить таможенный код, отличный от указанного на BTI.

Экспортерам предстоит выдавать сертификаты происхождения и определения экспортера. Однако наиболее важное изменение для импортеров - это вопрос таможенной стоимости.

Новый Таможенный кодекс ЕС возлагает обязанность обеспечивать безопасность уплаты пошлин и налогов, которые могут возникнуть в процессе экспортно - импорных операций. С 1 мая предприниматель не может получить разрешение на выполнение определенных операций без уплаты таможенных пошлин.

На практике это означает дополнительные расходы для бизнеса, так как компания должна будет предоставить банковскую гарантию.

С 1 мая сумма безопасности будет рассчитываться на основе всей таможенной задолженности и связанные с ними расходы, которые могут возникнуть, если груз не покинул пределы страны.

Один из положительных моментов заключается в том, что при определенных условиях (прохождение "теста доверия") предприниматели смогут подать заявление на снижение или освобождение от залога.

Новые правила, определения таможенной стоимости включают расходы на транспорт, страхование, лицензионные сборы. Изменения в этой области могут привести к более высокой сумме пошлины.

В документе также предусматривается, что используемый обменный курс для целей определения таможенной стоимости, будет действителен в течение целого месяца, независимо от изменений обменного курса.

Согласно новым правилам, предприниматель, который не является резидентом в стране ЕС, не сможет быть экспортером, поэтому не сможет экспортировать за пределы Союза даже те товары, которыми он владеет.

Стоит отметить, что станет относительно легче адаптироваться компаниям, которые с 1 мая будут иметь статус УЭО (уполномоченного экономического оператора ). Этот статус признается в Соединенных Штатах. Предприниматель, который имеет статус АОЭ сможет использовать средства самообслуживания таможенного контроля.

С введением нового Таможенного кодекса в сфере таможенных операций должен полностью заработать электронный документооборот. И теперь любой обмен информацией между государствами - членами ЕС, хранение данных, будет проходить в электронном виде. Основная цель законодательства заключается в создании ситуации, в которой связь между предпринимателями и таможенными органами (подача деклараций, заявлений) будет осуществляться исключительно с помощью электронных систем. Это позволит ускорить таможенное оформление. Электронной почтой предприниматель сможет отправить не только таможенные декларации, но и подавать заявки или получить соответствующие разрешения. В общей сложности предусмотрено до 16 информационных систем, которые должны начать работу к концу 2020 года. Первая система для зарегистрированных экспортеров (REX) вступит в действие с начала 2017 года.

Новые правила по выполнению и регулированию таможенных норм устанавливают ряд переходных периодов, из которых большинство истекает 1 мая 2019 года, некоторые вступят в действие только с 31 декабря 2020 года.

1 мая 2016 года вступил в силу новый Таможенный кодекс ЕС (Union Customs Code, UCC), который создает новые вызовы и возможности для всех компаний, в том числе и российских, экспортирующих товары в Европейский союза или импортирующих их из ЕС. И хотя положения Таможенного кодекса ЕС применяются со дня вступления в силу, разумно предположить, что все необходимые технические системы для реализации всех его норм будут введены не раньше 2020 года.

Новый Таможенный кодекс ЕС разработан с целью достижения взаимного согласия между странами ЕС и предполагает создание единого электронного таможенного интерфейса, объединяющего национальные таможенные базы и доступного всем двадцати восьми участникам Европейского Союза. В Таможенном кодексе ЕС водится ключевое понятие «бизнеса, заслуживающего доверия» (trustworthy business, понятие ложится в основу критерия «зарегистрированного экономического агента», или Authorized Economic Operator - AEO), которое должно упростить и удешевить таможенные процедуры для бизнеса, заслуживающего доверия. Мера вводится в качестве балансирующей между необходимостью поддерживать усиленные меры безопасности, введенные после 11 сентября и до сих пор актуальные, и экономически обоснованной необходимостью сокращать сложности в сфере международной торговли.

Станет ли отсутствие полноценного таможенного единства проблемой

Еврокомиссия оставила широкие полномочия государствам-членам ЕС в том, что касается применения и трактовки многих правил Таможенного кодекса ЕС. Несмотря на то, что Кодекс декларирует ЕС как единое таможенное пространство, это положение можно назвать правдой только для торговли внутри самого Евросоюза. На практике, для внешних компаний государствами-участниками вводятся совершенно разные тарифы, которые необходимо учитывать при планировании цепочки поставок.

В ЕС не существует единого таможенного агентства, что в некотором роде добавляет потенциальных сложностей и показывает несогласие между многими странами по таможенным вопросам. Государства не хотят отдавать суверенитет в этой части, в первую очередь опасаясь проблем безопасности - на практике это значит, что стоит быть готовым к уже привычным усиленным проверкам груза на предмет наличия нарушений безопасности.

Кроме того, государства на собственное усмотрение устанавливают сроки введения некоторых новых положений, в особенности это касается электронных систем и требований финансовых гарантий. При планировании цепочки имеет смысл импортировать товар в более «удобную» европейскую страну через промежуточного импортёра и затем провезти его в нужное государство.

Помимо этого, нет единых санкций за нарушение таможенного законодательства - конкретные штрафы определяются таможенными службами конкретных стран ЕС. В отдельных случаях нарушения, которые одна страна просто «вскрывает» и за которые не вводит дополнительных санкций, могут привести к ответственности вплоть до конфискации товаров и уголовного преследования в другой стране.

Несмотря на это, однако, стоит помнить, что все страны обязаны ввести в действие все обязательные положения UCC немедленно после вступления Кодекса в силу и начать работу по тем, где им дана свобода усмотрения, так что, за исключением перечисленных моментов, стоит рассчитывать на единый подход.

Преимущества Таможенного кодекса ЕС

Обновление таможенных правил ЕС создает ряд новых возможностей. В частности, если компания соответствует критериям AEO (зарегистрированного экономического агента), то она может воспользоваться рядом преимуществ. К таковым, например, относятся упрощенные декларации и меньше контрольных процедур при импорте/экспорте товара.

Кроме этого, есть и несколько преимуществ «на перспективу». С момента введения единых электронных систем (ориентировочно в 2020 году), все таможенные формальности внутри ЕС можно будет разрешить через единый таможенный центр. Будут также введены «собственные записи» (EIDR), которые позволят делать таможенные документы внутри импортера/экспортера, без необходимости предоставлять стандартный пакет документов или товары для инспекции, при условии, что в случае возникновения желания у таможни осмотреть груз она сможет это сделать. Более того, компании смогут сделать собственный расчёт пошлин - однако не стоит надеяться на то, что при редких, но все же существующих проверках таможня не вскроет недоплату.

Еще одним преимуществом нового Таможенного кодекса ЕС является гораздо более единый, унифицированный классификационный список товаров. Еврокомиссия стремится к полностью единой классификации и готовит полное объединение классификационных критериев, который следует ждать примерно к 2018 году.

Наконец, большинство специальных процедур стали более дружественными к компаниям. Например, для получения разрешения на процедуру «внутренней переработки» (процесс, когда товары ввозятся в ЕС, там перерабатываются и затем экспортируется, не облагается таможенными пошлинами), больше не требуется показать «явное намерение» вывезти переработанный товар из ЕС. Также не уплачивается «компенсационный процент», если компания вдруг передумает после переработки товара вывозить его из ЕС, заплатит стандартные пошлины и запустит на европейский свободный рынок. Кстати, описанные особенности могут стать хорошим инструментом для отсрочки уплаты пошлины компаниями-импортёрами.

Вызовы для бизнеса: что принес нам новый таможенный ЕС

Общее правило в том, что требуются «гарантии» . В соответствии с предыдущим Таможенным кодексом, государства-члены ЕС сами устанавливали необходимость представления экспортерами финансовых гарантий. На практике многие страны не делали этого.

Согласно Таможенному кодексу ЕС, все таможенные процедуры должны быть подкреплены гарантией. Гарантией может быть какое-либо письменное обязательство или же, например, депозит. Можно внести «постоянный депозит» - крупную сумму, с которой таможенная служба сама будет снимать пошлины - это актуально для тех, кто постоянно ввозит товар в ЕС. Депозит или обязательство может потребоваться для всех пошлин и сборов, которые могут быть взысканы таможней, в том числе в случае хранения товара на таможенном складе. Проблем с возвратом неиспользованного депозита нет.

Компании, которые соответствуют требованиям зарегистрированного экономического агента (AEO), могут получить гораздо более удобные условия в плане финансовых гарантий. Можно использовать аккредитивные схемы для покрытия расходов, получить уменьшение объёма гарантии. Стоит упомянуть, если компании со статусом AEO не требовалась гарантия до Таможенного кодекса ЕС, то ситуация не изменится до пересмотра статуса AEO!

Критерии для получения статуса AEO , однако, стали сложнее. В соответствии с новым Таможенным кодексом ЕС, компаниям, претендующим на статус зарегистрированного экономического агента, необходимо показать хороший record of compliance (историю соответствия) как по вопросам таможни, так и по вопросам налогообложения. Также необходимо доказать наличие в штате компании квалифицированных таможенных специалистов или факт сотрудничества с уважаемой консалтинговой фирмой. Если российская компания работает через европейскую «прослойку», то критерию хорошего record of compliance должны соответствовать две фирмы.

Новые правила оценки стоимости товара могут повлечь за собой увеличение затрат. Речь не только о запрете правила «первой продажи», которое описана в разделе ниже. Таможенный кодекс ЕС предусматривает возможность таможенных органов потребовать у компаний уплатить таможенные сборы по роялти и лицензионным отчислениям. По прошлому кодексу это было возможно только в случае их неразрывной связи с товаром, как это предписано международным правом.

Кроме этого, Таможенный кодекс ЕС требует от компаний соответствия дополнительным критериям в случае, если у фирмы есть желание использовать упрощённый процесс оценки, например, если все данные, которые требуются для расчёта таможенной стоимости товара недоступны в момент начала импорта и таможенная служба согласна рассчитать стоимость товара по специальным критериям.

Применяются разные правила касательно происхождения товара . По разным причинам, для всех товаров, ввозимых в ЕС по стандартным условиям, в документах должен быть помечен «не преференциальный» таможенный режим. По старому кодексу, страна происхождения (за несколькими исключениями) определялась как страна, где произошла «последняя существенная трансформация» товара. Таможенный кодекс ЕС заменил этот расплывчатый критерий более четкими требованиями в соответствии с различными категориями.

Некоторым компаниям нравится такой подход, так как он создает большую ясность и правовую определённость. Многим экспортерам, однако, он вредит, поскольку они вынуждены пересмотреть свои схемы, на них могут быть наложены «антидемпинговые» пошлины.

Стоит отметить, что новый Таможенный кодекс ЕС сократил количество категорий таможенных складов в ЕС и авторизационные процедуры, если они использовались, необходимо пересмотреть в соответствии с новыми правилами.

Нам бы хотелось дать несколько советов, которые могут помочь российским компаниям разобраться в сложных положениях Таможенного кодекса ЕС. Советы актуальны не только для компаний, производящих товары в России, но и для тех, кто производит их в азиатских странах с дешевой рабочей силой - например, в Китае.

Необходимо быть осторожными при запросе BTI. Ранее, очень популярным был запрос обязательной тарифной информации - BTI, которая в соответствии с новым UCC может быть выдана таможенным органом любой страны ЕС и обязательна на протяжении трёх лет. Однако, если ранее можно было просто «проигнорировать» BTI, сделанный не в той стране, в которую ввозится товар, то сейчас этого сделать не получится. Forum shopping (выбор благоприятной юрисдикции) запрещается Таможенным кодексом ЕС и экспортеру нельзя проигнорировать невыгодный BTI.

Правило «первой продажи» больше нельзя применять . Ранее, классической схемой для уменьшения таможенных пошлин при вводе товаров в ЕС было правило первой продажи. Выглядело это следующим образом: компания-производитель использует в поставке «прослойки», желательно из других стран. Пример: первой прослойке товар продается за 10 000 долларов, прослойка продает конечному покупателю за 30 000 долларов. По правилу первой продажи, пошлины платились с 10 000 долларов - стоимости по первой части «цепочки». Для многих азиатских стран это было классической схемой, традиционно используемой в расчете стоимости транзакции. Сейчас, однако, применяется правило последней продажи, соответственно пошлина уплачивается по сумме контракта с окончательным покупателем - в примере 30 000 долларов. Мы советуем пересмотреть схемы поставки и рассмотреть возможность уменьшения цен в официальных инвойсах.

Необходимо быть готовым предоставить финансовые гарантии . Новые положения Таможенного кодекса ЕС требуют от экспортеров предоставить гарантии оплаты таможенных пошлин. Компаниям следует планировать на некоторый период в будущем и учитывать гарантии в бюджете, а также подготовить свидетельства наличия средств на оплату пошлин (например, письмо из банка). Стоит подумать также о том, чтобы внести депозит.

Имеет смысл стать AEO . Статус зарегистрированного экономического агента позволит уменьшить объём необходимых финансовых гарантий, а также предоставит преимущества, уже описанные выше.

Подготовьте доказательства происхождения товара. Это особенно важно для российских компаний, производящих товар в развивающихся странах. Новый Таможенный кодекс «работает» вместе с Общей схемой преференций ЕС и товары, произведенные в развивающихся странах, могут быть ввезены в ЕС по уменьшенным пошлинам.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Курсовая работа

Таможенный кодекс Европейского Сообщества

1. Общая характеристика регламента Европейского парламента и Совета (ЕС) "Об утверждении таможенного кодекса Сообщества"

Литература

1. Общая характеристика регламета Европейского парламента и Совета (ЕС) "Об утверждении таможенного кодекса Сообщества"

Обновленный Европейский таможенный кодекс (Community Customs Code (Modernised Customs Code)) утвержден регламентом Европейского Парламента и Совета (ЕС) № 450/2008 от 23 апреля 2008 года и опубликован в Официальном вестнике Европейского Союза (Official Journal № L 145, ст.1)

Принятие обновленного Кодекса в ЕС обусловлено необходимостью создания для европейских субъектов хозяйственной деятельности благоприятных условий использования современных возможностей реализации обязательств в международной торговле, которая имеет важное значение при современном уровне конкуренции на международном рынке. Устаревшие технологии, процедуры и другие нормы таможенного законодательства, созданные для бумажной версии таможенных процедур, создают условия для злоупотреблений, наносят ущерб внешней экономической безопасности и ослабляют роль таможенных служб как главных субъектов, осуществляющих охрану и надзор таможенных границ Сообщества в процессах международного товарооборота.

Еще в ноябре 2005 года Европейская Комиссия (Комиссия) представила обоснование модернизации таможенного законодательства, ставшее реализацией Лиссабонской стратегии ЕС от 2000 года. Комиссия выделила следующие главные задачи, которые ставились при разработке проекта ТК:

Внедрение "электронной администрации" в сфере таможенного регулирования;

Упрощение и создание прозрачности норм таможенного права и систематизация разных норм таможенного права в едином документе;

Увеличение конкурентоспособности европейских предприятий и их партнеров из третьих стран, что должно содействовать экономическому развитию;

Увеличение безопасности на внешней границе от момента внедрения единых стандартов относительно анализа и управления рисками с помощью общих информационных систем;

Улучшение взаимосвязи с другими политиками Сообщества в сфере налогов, сельского хозяйства, торговли, окружающей среды, здоровья и охраны потребителей;

Создание эффективного процесса принятия исполнительных решений таможенными органами стран-членов и толкование норм таможенного права ЕС.

В интересах предпринимателей и таможенных органов Сообщества была проведена кодификация всех предписаний таможенного права в единый нормативный акт. Обновленный ТК содержит общие принципы и процедуры в сфере применения тарифных и нетарифных средств, которые связаны с товарообменом между Сообществом и третьими странами.

Структурно обновленный Кодекс состоит из 188 статей, объединенных в девять разделов (title), которые в свою очередь разделены на главы (chapter) и секции (section). По сравнению с Кодексом 1992 года количество статей уменьшено с 253 до 188. Такое сокращение состоялось благодаря систематизации и унификации норм для отдельных институтов таможенного права и исключению тех, которые не оправдали своего назначения или признаны не отвечающими современному уровню развития таможенных отношений.

В разделе I ТК урегулированы следующие вопросы: сфера применения норм таможенного права и задачи таможенных органов, права и обязанности лиц, возникающие из предписаний таможенного права, а также вопросы перерасчета валюты и сроков в области таможенных дел.

Статья 4 содержит определение основных понятий, применяемых в ТК. Определяющим в обновленном Кодексе является кардинальное изменение подхода к таможенному регулированию как к системе, главной целью которой являются содействие экономическому развитию государств -- членов Сообщества и которая должна основываться на применении электронной системы преобразования данных. Примером этого может быть определение, приведенное в последнем пункте статьи 4, а именно понятие "сообщение" (message). Сообщение -- это основная форма обмена информацией, содержащая данные, представленные заинтересованным лицом, государственным органом или администрацией другому лицу при использовании информационных технологий и компьютерных сетей передачи данных.

В главе 2 раздела I определены главные нормы относительно декларирования товаров, понятие института таможенного представителя (customs representative). Таможенным представителем может быть любое лицо, уполномоченное другим лицом для осуществления всех действий и формальностей, предусмотренных таможенным правом. Особый интерес представляют новые нормы относительно таможенных представителей, которые с момента вступления в силу Кодекса смогут осуществлять свою деятельность на всей территории Союза без каких-либо территориальных ограничений.

Кроме того, европейский законодатель различает понятия таможенного представителя и уполномоченного субъекта хозяйственной деятельности (authorized economic operator). Разница между таможенным представителем и уполномоченным субъектом заключается в том, что последний осуществляет свою деятельность как субъект предпринимательской деятельности на основании лицензии, выданной таможенными органами, и в связи с этим пользуется льготами, которые могут предоставляться в рамках таможенного законодательства.

В новом ТК впервые на уровне Cообщества было установлено правило об ответственности за нарушение таможенных правил, а также санкции, применяемые к правонарушителям. Санкции (penalties) за нарушение таможенных правил в ЕС должны быть эффективными, пропорциональными и превентивными. В соответствии со статьей 21 Кодекса каждое из государств -- членов ЕС самостоятельно устанавливает санкции за нарушение таможенных правил, среди которых должны быть следующие две формы:

а) штрафы, взимаемые таможенными органами в определенных случаях или вместо уголовной ответственности;

б) отмена, приостановление или изменение разрешений, предоставленных заинтересованному лицу.

Другим нововведением является определение правила об общеобязательной силе решений любого таможенного органа из любого государства -- члена ЕС по всей территории Союза. Каждое заинтересованное лицо может обратиться к таможенным органам с целью получения решения в его пользу. Такое решение принимается таможенными органами в соответствии с нормами таможенного права ЕС и является обязательным на всей территории Сообщества.

В главе 7 раздела I ТК определены основные понятия относительно таможенного контроля (customs controls), осуществляемого таможенными органами ЕС. Часть 2 статьи 25 Таможенного кодекса гласит, что основной формой таможенного контроля является анализ рисков с помощью системы электронной обработки данных с целью идентификации и оценки риска, а также применение превентивных мер на основании критериев, определенных на национальном, общеевропейском и в соответствующих случаях на международном уровнях. Кроме анализа рисков как основной формы таможенного контроля, таможенное право ЕС предусматривает возможность проведения выборочных проверок товаров. Выборочная проверка заключается в осмотре товаров, взятии проб и образцов, проверке информации, представленной в таможенной декларации, а также наличия и аутентичности документов, отчетности и других данных уполномоченных субъектов хозяйственной деятельности, досмотре транспортных средств, багажа и других предметов, перемещаемых через таможенную границу. Кроме того, проверка заключается в осуществлении действий соответственно официальным запросам других органов государственной власти и использовании других форм контроля.

Раздел II обновленного ТК посвящен определению основных элементов, на основании которых начисляются пошлина и другие налоги за перевозку товаров через таможенную границу ЕС. В отдельных главах раздела II очерчены вопросы европейского таможенного тарифа, классификации, происхождения и таможенной стоимости товаров.

Согласно предписаниям главы 1, таможенный тариф (common customs tariff) является неотъемлемой частью таможенного права и применяется к товарам, импортируемым или экспортируемым с таможенной территории Сообщества.

Иным элементом, на основании которого начисляются пошлина и другие налоги, является определение страны происхождения товаров (origin of goods). В главе 2 содержатся правила определения преференциального и непреференциального происхождения товаров, установленные в соответствии с обязательствами, взятыми на себя Сообществом по Марракешскому Соглашению о происхождении товаров от 1994 года.

Основные правила относительно определения таможенной стоимости товаров (customs value of goods) закреплены в главе 3 раздела II Кодекса. Как и с институтом определения страны происхождения, нормы относительно определения таможенной стоимости товаров полностью унифицированы с требованиями, установленными в рамках Всемирной торговой организации. Основой для определения правил установления таможенной стоимости товаров в ЕС является Соглашение о применении статьи VII ГАТТ от 1994 года.

Следующий раздел обновленного ТК посвящен порядку взыскания пошлины и других налогов за перевозку товаров через таможенную границу ЕС. Порядок взыскания пошлины в Сообществе тесно связан с институтом таможенного долга (customs debt). В отдельных главах раздела III урегулированы вопросы: возникновения таможенного долга, обеспечения потенциального или возникшего таможенного долга, начисление и уплата квоты пошлины и таможенных налогов от импорта и экспорта товаров, погашение таможенного долга.

Таможенный долг -- это возложенная на конкретное лицо обязанность уплаты квоты начисленных налогов и пошлины за импорт или экспорт товаров, вычисленных на основании действующего таможенного законодательства. По общему правилу таможенный долг возлагается на лицо, осуществляющее декларирование товаров. Он возникает в случае импорта или экспорта товаров или нарушения норм таможенного права Сообщества. Местом, где будет осуществляться взыскание всех таможенных налогов и сборов, является местонахождение лица, на имя которого выдано разрешение на использование товаров в соответствии с избранным таможенным режимом. В случае нарушения таможенных норм, таможенный долг возникает по месту совершения правонарушения. Такие предписания создают благоприятные условия для эффективного контроля таможенными органами правильного хода использования товаров в соответствии с избранным таможенным режимом.

В обновленном ТК ЕС определены случаи, в которых предполагается возвращение уплаченных или освобождение от уплаты надлежащих таможенных платежей и налогов. Такие случаи отображены в статье 79 Кодекса, где указано, что квота таможенных платежей и налогов должна быть возвращена или лицо освобождается от их уплаты в следующих случаях:

а) переплаты квоты надлежащих таможенных платежей и налогов;

б) повреждения товаров или несоответствия их условиям договора;

в) ошибки таможенных органов;

г) соответственно принципу справедливости.

Нормы раздела III представляют собой установленный путем унификации норм относительно обеспечения квоты таможенного долга для всех видов специальных таможенных режимов компромисс между интересами предпринимателей, возможностью снижения квоты обеспечения, охраной финансовых интересов Сообщества, а с другой стороны, расширением случаев, в которых необходимо предоставление обеспечения таможенного долга.

Раздел IV ТК посвящен вопросам ввоза товаров на таможенную территорию Сообщества. Основными вопросами, урегулированными в данном разделе, являются: порядок предоставления предварительной декларации, порядок обращения с привезенными товарами, то есть их ввоз на таможенную территорию ЕС, предъявление таможенным органам, разгрузка и досмотр, формальности после предъявления товаров и вопрос перевозки товаров соответственно таможенному режиму транзита.

В соответствии с обязательствами, взятыми ЕС по Международной конвенции с Киото от 1994 года, ввоз товаров на таможенную территорию ЕС может происходить только после предоставления предварительной декларации (entry summary declaration). Предварительная декларация должна быть предоставлена в таможенный орган в электронном виде, исключением могут быть товарно-транспортные документы, содержащие все необходимые данные, и только в отдельных случаях, по решению таможенного органа, возможна подача бумажной версии такой декларации.

Согласно предписаниям раздела IV, с момента ввоза товаров на таможенную территорию ЕС они подлежат таможенному надзору (customs supervision). Под таможенным надзором товары находятся до того времени, пока не будет определен их таможенный статус (customs status). Таможенный статус товаров означает их принадлежность к товарам европейским или неевропейским, то есть происходящим из-за границы.

С момента представления таможенным органам товаров, на выбор декларанта, им предоставляется избранный таможенный режим или они могут быть помещены в режим временного хранения (temporary storage).

Общие правила о таможенном статусе, помещении товаров под таможенный режим, подтверждение выпуска и распоряжения товарами раскрыты в разделе V ТК. Институт таможенных режимов Сообщества тесно связан с таможенным статусом товаров. Таможенное право ЕС предусматривает разделение товаров на два вида. Это сделано для разделения товаров на европейские, которые могут свободно находиться в обращении на территории Союза, и неевропейские, обращение которых на таможенной территории Сообщества ограничено и подлежит контролю. Такие требования вытекают из самого назначения таможенного права как главного инструмента государства в защите национальных экономических интересов от внешних влияний. Институт таможенного статуса товаров составляет основу функционирования таможенного права Сообщества, ведь именно от такого разделения товаров зависит функционирование других институтов: таможенных режимов, пошлины и таможенного контроля. Изменение таможенного статуса товаров возможно благодаря предоставлению товарам таможенного режима. В случае допуска к свободному обращению иностранные товары получают статус европейских, и наоборот, товары получают статус неевропейских в случае их экспорта с таможенной территории Сообщества, поскольку при их ввозе или экспорте должны быть выполнены все тарифные и нетарифные мероприятия таможенной политики ЕС.

Предоставление товарам избранного таможенного режима возможно лишь на основании предоставленной таможенной декларации (customs declaration). Таможенная декларация подается соответствующим таможенным органам для предоставления товарам какого-либо из видов таможенных режимов, кроме режима свободной таможенной зоны. Декларирование товаров до свободной таможенной зоны возможно с помощью внесения соответствующих записей в учетные книги. Как и в случае с предварительной декларацией, таможенная декларация подается в электронном виде. Кроме электронной формы декларирования, в ЕС используются также письменная и устная. Случаи, когда возможно использование письменной и устной формы декларирования, предусмотрены в исполнительных предписаниях к ТК.

Задекларированные товары и все сопроводительные документы подлежат проверке, досмотру и другим видам контроля. После проведения всех видов контроля товары освобождаются таможенными органами в соответствии с избранным таможенным режимом. Освобождение товаров (release of the goods) означает действие таможенных органов, которое делает возможным использование товаров согласно избранному таможенному режиму. Под действием таможенных органов понимается проверка всех данных, представленных в декларации и сопроводительных документах.

В разделе V ТК урегулирован главным образом порядок предоставления таможенными органами товарам таможенного режима. Этот порядок не претерпел существенных изменений, кроме введения электронных систем декларирования и перенесения некоторых норм из исполнительных предписаний в Кодекс. Применение электронной формы декларирования товаров к таможенным режимам не будет препятствовать использованию книжек TIR, ATA и др.

Новеллой, закрепленной в данном разделе Кодекса, является институт централизованного таможенного оформления (centralised clearance). Централизованное таможенное оформление означает, что таможенные органы могут позволить лицу по своему местонахождению подать таможенному органу таможенную декларацию на товары, предъявленные в другой таможенный орган. Такие нормы делают возможным декларирование товаров не по месту их нахождения, а по местонахождению лица, уполномоченного на использование товаров соответственно избранному таможенному режиму. С помощью компьютеризированных систем декларант может провести полное декларирование товаров, при этом осуществляется декларирование не только в таможенных, но и в других органах, таких как службы ветеринарного, фитосанитарного и других видов контроля.

Перед тем как приступить к характеристике следующих трех разделов обновленного ТК, следует указать, что наибольших изменений претерпел институт таможенных режимов. Вместо 12 таможенных режимов и таможенных назначений старого Кодекса в новом предусмотрены лишь три группы таможенных режимов:

а) выпуск к свободного обращения (release for free circulation);

б) специальные таможенные режимы (special procedures);

в) экспорт (export).

Разделение таможенных режимов на три группы позволило упростить нормы таможенного права относительно применения каждого из видов таможенных режимов.

Особое внимание в разделе VI уделено таможенному режиму выпуска для свободного обращения. Кроме того, в данном разделе предусмотрены правила освобождения от уплаты таможенных налогов и сборов в случае импорта товаров.

Выпуск для свободного обращения в ЕС возможен только после применения всех тарифных и нетарифных мер регулирования внешней торговли. Применение тарифных средств предусматривает взыскание пошлины за товары, перемещаемые через таможенную границу ЕС. В соответствии с европейским законодательством пошлина является одним из источников наполнения бюджета Сообщества. Независимо от того, через какое из государств-членов перемещаются товары на таможенную территорию ЕС, пошлина перечисляется в бюджет Сообщества.

В главе 2 раздела VI предусмотрены случаи освобождения от уплаты пошлины и других налогов в случае ввоза товаров в Сообщество. К таким случаям относятся: обратный ввоз товаров на таможенную территорию ЕС в течении трех лет со дня вывоза (трехлетний период может быть продлен при принятии во внимание особых обстоятельств), а также ввоз продуктов морского рыболовства независимо от того, в каком море они были добыты, при условии, что такой улов осуществили суда, зарегистрированные в ЕС, или продуктов переработки морского рыболовства, если такая переработка проведена на судне, зарегистрированном в ЕС.

В соответствии с нормами раздела VI ТК европейская система таможенных преференций будет включена в единый нормативный акт вместе с другими исполнительными предписаниями к Кодексу.

Особое внимание представляет раздел VII, в котором раскрыты основные положения, применяемые к специальным таможенным режимам. Среди специальных таможенных режимов выделены четыре: транзит (внешний и внутренний), хранение (временное хранение, таможенный склад, свободные зоны), особые таможенные режимы (временный ввоз, режим выпуска для внутреннего потребления), переработка (внутренняя, т.е. переработка на таможенной территории и внешняя, т.е. переработка вне таможенной территории). Выделение их в отдельную группу позволило создать общие исполнительные предписания для всех четырех видов. Общие нормы для этих режимов предусмотрены относительно порядка предоставления разрешения на использование товаров соответственно избранному специальному режиму, предоставлению таможенным органам обеспечения таможенного долга и др.

Такие кардинальные изменения были необходимыми для установления в ЕС электронной формы ведения таможенных дел и направления таможенного права на упрощение таможенных правил с целью развития процессов ведения внешней торговли.

Раздел VIII посвящен таможенному режиму экспорта. В трех главах данного раздела урегулированы вопросы порядка вывоза товаров и освобождения их от экспортных пошлин и налогов.

С учетом процессов внедрения электронной системы декларирования товаров, электронной формы обмена данными между таможенными органами государств-членов, в частности, Системы контроля экспорта (Export Control System, ECS) и создания в будущем информационных порталов и пунктов комплексного обслуживания, в ЕС вводится предварительная экспортная декларация. Она, как и в случае ввоза товаров в ЕС, должна предоставляться до того, как товары будут доставлены непосредственно к таможенной границе Сообщества.

Следует также указать, что таможенный режим экспорта в ЕС не будет применяться к товарам, вывозимым в режиме переработки на таможенной территории или переработки вне таможенной территории или согласно таможенному режиму внешнего транзита. ТК предусмотрено, что таможенные налоги и сборы не будут начисляться на европейские товары, временно вывозимые за границы таможенной территории Сообщества.

Глава IX Кодекса "Комитет Таможенного кодекса и заключительные положения" содержит нормы относительно порядка принятия исполнительных (подзаконных) предписаний в сфере таможенного права. Главным органом ЕС, уполномоченным издавать подзаконные нормативные акты на выполнение норм ТК, является Европейская комиссия. В ЕС используется формула, согласно которой все подзаконные нормативные акты, изданные во исполнение норм ТК, должны быть объединены в единый нормативный акт, в так называемые исполнительные предписания к ТК.

В заключительных положениях раскрыт порядок вступления в силу обновленного ТК. Основной датой вступления в силу Кодекса является 24 июня 2008 года, то есть на двадцатый день после опубликования. Но, в соответствии со статьей 188 обновленного Кодекса, не все предписания вступают в силу с указанной даты. Большинство норм начинают действовать не раньше 24 июня 2009 года, то есть с момента вступления в силу исполнительных предписаний к Кодексу, но не позднее 24 июня 2013 года.

2. Сфера применения таможенного законодательства ЕС, задачи таможенных органов

Статья 1 обновленного ТК определяет предмет и сферу применения таможенного законодательства ЕС, а именно:

1.Таможенный Кодекс Сообщества, далее - "Кодекс", устанавливает общие правила и процедуры, применяемые в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию Сообщества и вывозимых из таможенной территории Сообщества. Без ущерба международным законам, конвенциям и законодательству Сообщества в других областях, Кодекс применятся унифицировано на всей таможенной территории Сообщества.

2. Некоторые положения таможенного законодательства могут применяться за пределами таможенной территории Сообщества в рамках законодательства, регулирующего конкретные области, либо в рамках международных конвенций.

3. Некоторые положения таможенного законодательства, включая предусматриваемые ими упрощения, применяются в отношении торговли товарами между частями таможенной территории, где применяются положения Директивы Совета 2006/112/ЕС и частями этой территории, где эти положения не применяются, или торговлю между частями, где эти положения не применяются.

Меры, направленные на изменение несущественных элементов Регламента Европейского Парламента и Совета ЕС № 450/2008 от 23.04. 2008 путем их дополнения, разработки положений, указанных в первом под-пункте и упрощения формальностей для их реализации, принимаются в соответствии с законодательной процедурой, предусмотренной Статьей 184 (4). Эти меры также будут учитывать особые обстоятельства, относящиеся к торговле товарами, в которой участвует только одна страна-участница.

В статье 2 обновленного Кодекса очерчены основные задачи таможенных органов, а именно: таможенные органы отвечают главным образом, за осуществление контроля за международной торговлей Сообщества, тем самым, способствуя справедливой и открытой торговле, реализации внешних аспектов внутреннего рынка, общей торговой политики и других общих политик Сообщества, направленных на поддержку торговли, и в целом обеспечению безопасности цепи поставок.

Таможенные органы принимают меры, направленные, в частности на:

а) защиту экономических интересов Сообщества и стран-участниц;

b) защиту Сообщества от несправедливой, недобросовестной и незаконной торговли и в то же время, поддержку законной внешнеэкономической, коммерческой деятельности;

c) обеспечение защиты и безопасности Сообщества и его резидентов, и на защиту окружающей среды при тесном сотрудничестве с другими ведомствами;

d) обеспечение должного баланса между таможенным контролем и развитием законной международной торговли.

В соответствии со статьей 3 обновленного Кодекса таможенная территория Сообщества включает следующие территории, в том числе их территориальные воды, внутренние воды и воздушное пространство:

Территорию Королевства Бельгия,

Территорию Республики Болгария,

Территорию Чешской Республики,

Территорию Королевства Дания, кроме Фарерских островов и Гренландии,

Территорию Федеративной Республики Германии, кроме острова Гельголанд и территории Бюсингепа (Договор от 23 ноября 1964 года между Федеративной Республикой Германии и Швейцарской Конфедерацией),

Территорию Эстонской Республики,

Территорию Ирландии,

Территорию Республики Греция,

Территорию Королевства Испания, кроме Сеуты и Мелилы,

Территорию Французской Республики, кроме Новой Каледонии, Мойотта, Сант-Пьера и Микелона, Валлиских и Футунских островов, Французской Полинезии и Французских Южных и Антарктичпеских территорий,

Территорию Итальянской Республики, кроме муниципалитетов Ливиньо и Кампьоне д"Италия и национальных вод озера Лугано, расположенных между берегом и политической границей между Понте Тереза и Порто Черезио,

Территорию Республики Кипр, в соответствии с положениями Акта о Присоединении от 2003 года,

Территорию Республики Латвия,

Территорию Республики Литва,

Территорию Великого герцогства Люксембург,

Территорию Республики Венгрия,

Территорию Мальты,

Территорию Королевства Нидерландов в Европе,

Территорию Республики Австрия,

Территорию Республики Польша,

Территорию Португальской Республики,

Территорию Республики Румыния,

Территорию Республики Словения,

Территорию Словацкой Республики,

Территорию Республики Финляндия,

Территорию Королевства Швеции,

Территорию Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии, а также Нормандские острова и остров Мэн.

Отдельные территории (принимая во внимание конвенции и договоры, применяемые в их отношении), в том числе их территориальные воды, внутренние воды и воздушное пространство, расположенные за пределами территорий стран-участниц, также считаются частью таможенной территории Сообщества:

(a) ФРАНЦИЯ

Территория Княжества Монако как определено Таможенной конвенцией, подписанной в Париже 18 мая 1963 года (Official Journal of the French Republic от 27 сентября 1963 года, стр. 8679);

Территория Соединенного Королевства Независимых Территорий Актотири Декалия как определено Договором об образовании Республики Кипр, подписанным в Никосии 16 августа 1960 года (Свод Договоров соединенного Королевства №-4 (1961), документ №-1252).

3. Права и обязанности лиц в отношении таможенного законодательства

Права и обязанности лиц в отношении таможенного законодательства раскрыты во второй главе первого раздела обновленного Кодекса ЕС.

В части предоставления информации права и обязанности отражены с 5 по 10 статьи Кодекса, статьи Кодекса 11 и 12 касаются прав и обязанностей, когда речь идет о таможенном представительстве, а статьи Кодекса 13-15 раскрывают права и обязанности уполномоченного оператора. При принятии решений в части таможенного законодательства права и обязанности обозначены в статьях 16-20 Кодекса, применению наказаний посвящена статья 21, статьи 22-24 раскрывают права и обязанности при обжаловании, 25-28 при контроле товаров и 29-30 при хранении документов и иной информации.

Статья 5 "Обмен и хранение сведений" определяет, что обмен сведениями, сопроводительными документами, решениями и уведомлениями между таможенными органами, а также между таможенными органами и экономическими операторами, предусмотренный таможенным законодательством, и хранение таких сведений в соответствии с требованиями таможенного законодательства, осуществляется с использованием электронных средств обработки сведений. Вместе с тем статья 5 определяет случаи и условия, при которых бумажные и иные сделки могут быть использованы вместо электронных способов обмена сведениями.

В соответствии со статьей 6 "Защита сведений" вся информация, полученная таможенными органами в ходе выполнения ими своих служебных обязанностей, которая является конфиденциальной или предоставляется на конфиденциальной основе, подпадает под обязательство профессиональной секретности. Кроме случаев, предусмотренных Статьей 26(2), такая информация не может передаваться компетентными органами без письменного согласия лица или органа, предоставивших ее.Однако такая информация может передаваться без получения согласия, если таможенные органы обязаны или уполномочены сделать это в соответствии с действующим законодательством, особенно в части защиты сведений или в связи с законодательными процедурами. Передача конфиденциальных сведений таможенным органам или другим компетентным органам стран или территорий за пределами таможенной территории Сообщества разрешается только в рамках международного соглашения, гарантирующего соответствующий уровень защиты сведений. Раскрытие или передача информации осуществляется в полном соответствии с действующими требованиями по защите сведений.

Статья 7 "Обмен дополнительной информацией между таможенными органами и экономическими операторами" определяет, что таможенные органы и экономические операторы могут обмениваться любой информацией, которая не является обязательной в соответствии с таможенным законодательством, особенно в целях взаимного сотрудничества в определении и противодействии риска. Такой обмен может осуществляться в рамках письменного соглашения и может предусматривать доступ таможенных органов к компьютерным системам экономических операторов. Любая информация, предоставленная одной стороной другой стороне в ходе сотрудничества, является конфиденциальной, если стороны не договорились об ином.

В соответствии со статьей 8 "Предоставление информации таможенными органами" любое лицо может запросить у таможенных органов информацию по применению таможенного законодательства. В таком запросе может быть отказано, если она не относится к деятельности, относящейся к международной торговле товарами.

Статья 9 "Предоставление информации таможенным органам" гласит, что любое лицо, прямо или косвенно участвующие в осуществлении таможенных формальностей или таможенного контроля, по запросу таможенных органов и в указанные сроки, предоставляет им все необходимые документы и информацию в соответствующей форме, а также оказывают содействие, необходимое для осуществления формальностей или контроля. Подача краткой декларации или таможенной декларации, уведомления, подача заявления на получение разрешения или другого решения осуществляется лицом, отвечающим за следующее:

a) достоверность и полноту информации, указанной в декларации, уведомлении или заявлении;

b) подлинность поданых или предъявленных документов;

с) где это приемлемо, выполнение всех обязательств, связанных с помещением товаров под таможенный режим, или с деятельностью уполномоченных операторов.

Согласно статье 10 "Электронные системы" страны-участницы сотрудничают с Комиссией с целью разработки, ведения и эксплуатации электронных систем для обмена информацией между таможенными органами и для обеспечения единой регистрации и учета записей касательно, в частности, следующего:

экономических операторов, прямо или косвенно участвующих в осуществлении таможенных формальностей;

применений и разрешений в отношении таможенного режима или статуса уполномоченного экономического оператора;

применений и специальных решений, предусмотренных Статьей 20;

общего управления рисками, предусмотренного Статьей 25.

В соответствии со статьей 11 "Таможенное представительство" любое лицо может назначить своего таможенного представителя. Таможенное представительство учреждается в пределах территории Сообщества. В соответствии с законодательством Сообщества страны-участницы могут определить условия, при которых таможенное представительство может предоставлять услуги стране-участнице по месту регистрации. Однако, без ущерба для применения менее жестких критериев страной-участницей, таможенное представительство, отвечающее критериям, указанным в Статье 14(а)-d), уполномочено предоставлять такие услуги в стране-участнице иной, чем в той, где оно зарегистрировано.

Статья 12 "Полномочие" гласит, что при ведении дел с таможенными органами таможенный представитель заявляет, что он действует в интересах представляемого лица, и указывает является ли представительство прямым или косвенным. Лицо, которое не заявляет, что оно действуют в качестве таможенного представительства, или которое заявляет, что оно действует в качестве таможенного представителя без права на это, рассматривается, как лицо, действующее от собственного имени и в собственных интересах.

Таможенные органы могут потребовать от лица, заявившего, что оно действует в качестве таможенного представителя, предоставить доказательства его полномочий представляемым лицом.

Статья 13 "Применение и предоставление полномочий" устанавливает, что экономический оператор, учрежденный на таможенной территории Сообщества и отвечающий условиям, установленным Статьями 14 и 15, может обратиться с просьбой предоставления ему статуса экономического оператора. При необходимости таможенные органы по согласованию с другими компетентными органами предоставляют такой статус, подлежащий мониторингу. Статус уполномоченного экономического оператора состоит их двух типов полномочий: уполномоченный экономический оператор "в области таможенных упрощений" и уполномоченный экономический оператор "в области безопасности и защиты". Первый тип полномочий позволяет экономическим операторам получить привилегии в виде определенных упрощений в соответствии с таможенным законодательством. При получении второго типа полномочий, экономический оператор получает привилегии в виде ускорения прохождения процедур, связанных с безопасностью и защитой. Возможно получение одновременно обоих типов полномочий.

В соответствии со Статьями 14 и 15, статус уполномоченного экономического оператора признается таможенными органами всех стран-участниц без ущерба для осуществления таможенного контроля. При условии признания статуса уполномоченного экономического оператора и соблюдения требований, предъявляемых к особым типам упрощений, предусматриваемых таможенным законодательством, таможенные органы предоставляют полномочия оператору пользоваться этими упрощениями. Статус уполномоченного экономического оператора может быть приостановлен или отозван в соответствии с условиями, указанными в Статье 15(1)(g). Уполномоченный экономический оператор информирует таможенные органы обо всех факторах, исходящих из получения статуса, и способных повлиять на его продолжение или содержание.

В статье 16 нашли отражение общие положения решений в части применения таможенного законодательства. Пункт 1 гласит, если лицо обращается в таможенные органы с просьбой принять решение по применению таможенного законодательства, это лицо должно предоставить всю информацию, необходимую таможенным органам для принятия такого решения. Если иное не предусмотрено таможенным законодательством, решение, оговариваемое в пункте 1, принимается и заявитель незамедлительно уведомляется, самое позднее через четыре месяца со дня получения таможенными органами всей информации, необходимой таможенным органам для принятия такого решения. Однако, если таможенные органы не укладываются в эти сроки, они уведомляют об этом заявителя до истечения сроков с указанием причин и дополнительных сроков, необходимых им для принятия решения по заявлению. Если иное не оговорено в решении или таможенным законодательством, решение вступает в силу с даты, когда решение получено заявителем или считается полученным им. За исключением случаев, предусмотренных Статьей 21(2), принятые решения являются обязательными для исполнения таможенными органами. Прежде чем принять решение, которое может нанести ущерб лицу или лицам, в отношении которых оно принято, таможенные органы сообщают о причинах, по которым они намерены применить это решение по отношению к данному лицу или лицам; при этом данное лицо или лица могут выразить свое мнение в течение установленных сроков, начиная с даты получения сообщения. По истечении этого срока лицо уведомляется, в соответствующей форме о принятом решении с указанием обоснований для принятия такого решения. Решение содержит указание о праве на обжалование, предусмотренном Статьей 23.

Без ущерба положениям, разработанным в других областях и устанавливающим случаи и условия, при которых решения не имеют силы или становятся недействительными, таможенный орган, выдавший решение, может в любое время аннулировать, изменить или отозвать его, если оно противоречит таможенному законодательству.

В соответствии со статьей 17 "Действие решений на всей территории Сообщества" если иное не требуется или не оговаривается, решения, принятые таможенными органами, основанные на или относящиеся к применению таможенного законодательства, действуют на всей таможенной территории Сообщества.

Статья 18 "Аннулирование решений по предоставлению льгот" определяет, что таможенные органы аннулируют решение, предоставляющее льготы лицу, в отношении которого это решение было принято, при соблюдении всех следующих условий:

Решение было принято на основе неверной или неполной информации;

Заявитель знал или должен был знать, что информация была неверной или неполной;

Если бы информации была верной и полной, то решение было бы другим.

Лицо, в отношении которого было принято решение, уведомляется о его аннулировании. Аннулирование вступает в силу с момента вступления в силу первоначального решения, если иное не оговорено в решении в соответствии с таможенным законодательством.

Статья 19 "Отзыв и изменение решений по предоставлению льгот" гласит, что решение о предоставлении льгот отзывается или в него вносятся изменения в случаях, кроме случаев, указанных в Статье 18, когда не были выполнены или больше не выполняются одно или несколько условий для его выдачи. Если иное не оговорено таможенным законодательством, решение по предоставлению льгот в отношении нескольких лиц может быть отозвано только в отношении лица, которое не выполняет обязательств, возникших в связи с этим решением. Лицо, которому решение было направлено, уведомляется о его отзыве или изменении. Однако, в исключительных случаях, когда это необходимо для обеспечения законных интересов лица, которому было направлено решение, таможенные органы могут отложить срок вступления в силу решения о его отзыве или изменении.

Статья 20 "Решения по информации, имеющей юридическую силу" определяет, что по письменному запросу таможенные органы выдают решения по информации о тарифах, имеющей юридическую силу, далее - "Решения о ИТ" или решений по информации о стране происхождения, далее - "ИСП". Эти решения являются обязательными для исполнения таможенными органами по отношению к держателям решения, только в отношении товаров, в отношении которых были выполнены таможенные формальности со дня вступления в силу решения. Решения являются обязательными для исполнения держателем решения по отношению к таможенным органам, только с момента получения, или с момента, когда считается, что он получил уведомление о решении. Решения по ИТ и ИСП являются действительными в течение трех лет с момента вступления решения в силу.

Для применения решения по ИТ или ИСП в контексте определенного таможенного режима держатель решения должен предоставить доказательство того, что:

в случае решения по ИТ - задекларированные товары соответствуют по всем аспектам товарам, описанным в решении;

в случае решения по ИСП - указанные товары и обстоятельства, определяющие приобретение происхождения соответствуют по всем аспектам товарам и обстоятельствам, описанным в решении.

Статья 21 "Применение наказаний" гласит, что каждая страна-участница предусматривает наказания за несоблюдение таможенного законодательства Сообщества. Такие наказания являются эффективными, соразмерными и носят предупреждающий характер. В соответствии со Статьей 188(2), в течение шести месяцев с момента применения настоящей Статьи страны-участницы уведомляют Комиссию о действующих национальных правилах, и незамедлительно уведомляют о поправках, которые необходимо внести в них. При применении административных санкций, они могут, кроме прочего, принимать одну из следующих форм, или обе формы:

Денежный штраф, взимаемый таможенными органами, включая, где приемлемо, соглашение по урегулированию, применяемое вместо уголовного наказания;

Отзыв, приостановление или изменение любых полномочий, которые имеет лицо.

В соответствии со статьей 22 "Решения, принимаемые судебными органами, Статьи 23 и 24 не касаются жалоб, подаваемых в отношении отмены, отзыва или изменений решения в части применения таможенного законодательства, принимаемого судебными органами или таможенными органами, выступающими в качестве судебных органов.

Так статья 23 "Право на обжалование" устанавливает, что любое лицо вправе обжаловать решение таможенных органов в части применения таможенного законодательства, непосредственно и персонально касающееся его. Любое лицо, обратившееся в таможенные органы за решением и не получившее этого решения в течение сроков, указанных в Статье 16(2) вправе применить право на обжалование.

Право на обжалование может быть применено по крайней мере в два этапа:

а) первоначально - в таможенный орган, судебный орган или другой орган, назначенный для этих целей страной-участницей;

б) впоследствии - в независимый вышестоящий орган, который может быть судебным органом или равнозначным специализированным органом, в соответствии с действующими положениями страны-участницы.

Жалоба подается в стране-участнице, в которой решение было принято или был подан запрос на принятие решения.

Страна-участница принимает меры по обеспечению процедур, позволяющих быстрое подтверждение или корректировку решений, принятых таможенными органами.

В соответствии со статьей 24 "Приостановление применения" подача жалобы не приостанавливает применение обжалуемого решения. Однако таможенные органы приостанавливают применение такого решения полностью или частично, если у них есть веские основания полагать, что обжалуемое решение противоречит таможенному законодательству или невозместимый ущерб может быть нанесен данному лицу. В случаях, если обжалуемое решение влечет уплату ввозных или вывозных пошлин, приостановление этого решения является условным при предоставлении обеспечения, если не установлено, на основе проверки документов, что такое обеспечение может стать причиной серьезных экономических или социальных проблем для должника.

Согласно статье 25 "Таможенный контроль" таможенные органы могут осуществлять любой вид контроля, который они считают необходимым.

В частности, таможенный контроль может включать проверку товаров, взятие проб и образцов, проверку достоверности сведений, указанных в декларации, наличие и подлинность документов, проверку счетов и других записей экономических операторов, проверку транспортных средств, проверку багажа или других товаров, перевозимых лицом, проведение официальных опросов и другие аналогичные действия.

Таможенный контроль, за исключением проверок методом случайного отбора, в основном осуществляется на основе анализа риска с использованием электронных средств обработки информации с целью определения и оценки риска и принятия необходимых контрмер на основе критериев, разработанных на национальном уровне, уровне Сообщества и, где приемлемо, международном уровне.

Страны-участницы, в сотрудничестве с Комиссией, разрабатывают, ведут и применяют законодательство по управлению рисками на основе обмена и анализа информацией по рискам между таможенными администрациями и внедрения, кроме прочего, общих критериев оценки риска, мер контроля и приоритетных с точки зрения контроля областей.

Статья 26 "Сотрудничество между органами" устанавливает, что если в отношении тех же товаров, другой вид контроля, отличный от таможенного, должен быть осуществлен другими компетентными органами, иными, чем таможенный орган, таможенные органы, в тесном сотрудничестве с этими органами, принимают все меры по осуществлению, где это возможно, такого контроля в то же время на в том же месте, где осуществляется таможенный контроль (принцип "одна остановка"), при этом таможенные органы играют координирующую роль. В рамках контроля, указанного в данном Разделе, таможенные и другие компетентные органы могут, при необходимости, в целях минимизации риска и борьбы с мошенничеством, обмениваться друг с другом и с Комиссией полученными сведениями касательно ввоза, вывоза, транзита, передачи, хранения и выпуска для внутреннего потребления товаров, включая почтовые отправления, перемещаемые между таможенной территорий Сообщества и другими территориями; наличия и перемещения в пределах таможенной территории товаров, не происходящих из Сообщества, и товаров, помещенных под режим выпуска для внутреннего потребления, а также результатами проведенного контроля. Таможенные органы и Комиссия могут также обмениваться такими сведениями друг с другом с целью единого применения таможенного законодательства Сообщества.

В соответствии со статьей 27 "Посттаможенный контроль" таможенные органы могут, после выпуска товаров и в целях удостоверения в достоверности сведений, указанных в краткой и таможенной декларации, проверять любые документы и сведения, относящиеся к данным товарам, или к коммерческим операциям, проведенным до или после выпуска товаров, в которых данные товары участвовали. Эти органы могут также проверять такие товары и/или брать образцы, если это возможно. Такие проверки могут проводиться в помещениях держателя товаров, или его представителя, или любого другого лица, прямо или косвенно участвующего в этих операциях в качестве бизнес-партнера, или любого другого лица, у которых эти документы находятся для работы.

Согласно статье 29 "Хранение документов и другой информации" в целях осуществления таможенных проверок, заинтересованные лица хранят документы и информацию, указанные в Статье 9(1) по крайней мере, в течение трех календарных лет с использованием способов и средств, удобных и приемлемых для таможенных органов. В отношении товаров, выпущенных для свободного обращения в случаях иных, чем указанных в третьем подпункте статьи 29, или товаров, задекларированных для экспорта, эти сроки начинаются с конца года, в котором были приняты таможенные декларации для выпуска для свободного обращения или экспорта. В отношении товаров, выпущенных для свободного обращения в магазинах беспошлинной торговли или по сниженным ставкам таможенных пошлин с учетом их внутреннего потребления, эти сроки начинаются с конца года, в котором они перестают находиться под таможенным контролем. В отношении товаров, помещенных под другой таможенный режим, эти сроки начинаются с конца года, в котором указанный таможенный режим завершился.

Без ущерба Статье 68(4) если таможенный контроль на предмет таможенных задолженностей показывает, что соответствующие записи в счетах подлежат корректировке, и заинтересованное лицо уведомляется об этом, документы и информация хранятся в течение трех лет в дополнение к срокам, предусмотренным в пункте 1 статьи 29. В случае подачи жалобы или начала судебного разбирательства документы и информация хранятся в течение по крайней мере, трех календарных лет, или до завершения процесса обжалования или судебного разбирательства.

Статья 30 "Расходы и стоимость" определяет, что таможенные органы не взимают сборы за осуществление таможенного контроля или за любое другое применение таможенного законодательства, осуществляемого в течение официального рабочего времени таможенных органов. Однако таможенные органы могут взимать сборы или взыскивать издержки при предоставлении, в частности, следующих услуг:

присутствие, при необходимости, таможенных органов вне официального рабочего времени или посещение помещений, иных, чем таможенные помещения;

анализ или экспертные отчеты по товарам и почтовым сборам за возврат товаров заявителю, в частности в отношении решений, принятых в соответствии со Статьей 20 или предоставлением информации в соответствии со Статьей 8(1);

проверка или отбор образцов товаров для целей подтверждения или уничтожение товаров, если возникают издержки, иные чем издержки, связанные с привлечением сотрудников таможенных органов;

исключительные меры таможенного контроля, если они необходимы в связи с характером товаров или потенциальным риском.

таможенный законодательство евросоюз права

Литература

1.Авдокушин, Е.Ф. Международные экономические отношения: Учебное пособие. - М.: 2001.

2.Бабин, Э.П. внешнеэкономическая политика: Учеб. пособие / Э.П. Бабин, Т.М. Исаченко. - М.: ЗАО "Издательство "Экономика", 2006.

3.Гордеев, В.В. Мировая экономика и проблемы глобализации: Учебное пособие / В.В. Гордеев. - М.: Высш. шк., 2008.

4.Гурова, И.П. Мировая экономика: учебник. / И.П. Гурова. - М.: Омега-Л, 2007.

5.Киреев, А.П. Международная экономика. В 2-х ч. - Ч. 1. международная микроэкономика: движение товаров и факторов производства. Учебное пособие для вузов. / А.П. Киреев. - М.: Междунар. отношения, 2008.

6.Киреев, А.П. Международная экономика. В 2-х ч. - Ч. II. Международная макроэкономика: открытая экономика и макроэкономическое программирование. Учебное пособие для вузов. - М.: Междунар. Отношения, 2009.

7.Колесов, В.П., Кулаков М.В. Международная экономика: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2006.

8.Ломакин, В.К. Мировая экономика: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям и направлениям/В.К. Ломакин. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.

9.Международные экономические отношения: Учебник для вузов / В.Е. Рыбалкин, Ю.А. Щербанин, Л.В. Балдин и др.; Под ред. Проф. В.Е, Рыбалкина. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.

10.Международные экономические отношения: Учебник для вузов. / Е.Ф. Жуков, Т.И, Капаева и др. под редакцией проф. Е.Ф. Жукова. - М.: ЮНИТИ_ДАНА, 2009.

Подобные документы

    Характеристика законодательства Таможенного союза, Таможенный кодекс. Международные договора и решения Комиссий государств-участников в законодательстве Таможенного союза. Проблемы и перспективы развития таможенного законодательства Евразийского Союза.

    курсовая работа , добавлен 24.10.2014

    Порядок таможенного оформления, приемы работы таможенных органов в процессе реализации норм законодательства. Анализ соответствующих положений Таможенного кодекса. Правовая база, регламентирующая процесс оформления товаров и транспортных средств.

    дипломная работа , добавлен 01.10.2010

    Правовые основы системы управления рисками. Объекты анализа риска. Нормы Таможенного кодекса Таможенного союза. Потенциальное несоблюдение таможенного законодательства. Осуществление таможенного контроля. Соглашение Межгосударственного совета ЕврАзЭС.

    контрольная работа , добавлен 13.07.2014

    Сущность таможенных органов, как субъектов таможенного права. Понятие, признаки, обеспечение деятельности и правовое положение таможенных органов РФ. Цели и задачи таможенного регулирования. Виды таможенного контроля: осмотр, досмотр, проверка документов.

    курсовая работа , добавлен 26.10.2010

    Механизм обеспечения уплаты таможенных пошлин и налогов в мировой практике таможенного регулирования. Сравнительный анализ норм таможенного законодательства по вопросам предоставления обеспечения уплаты и пошлин. Таможенный кодекс Таможенного союза.

    реферат , добавлен 15.11.2010

    Таможенный кодекс Таможенного союза. Понятие таможенного перевозчика. Формирование реестров таможенных перевозчиков. Условия включения и основания исключения из реестра таможенных перевозчиков. Юридическая ответственность в области таможенного дела.

    курсовая работа , добавлен 24.12.2014

    Понятие и виды таможенных платежей, их функции и способы взыскания, порядок исчисления, сроки уплаты. Нормативно-правовая база положений и статей Таможенного кодекса Таможенного Союза и Налогового кодекса РФ в области взимания платежей и налогов.

    курсовая работа , добавлен 29.05.2014

    Определение предпосылок возникновения и изучение истории создания Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана. Международно-правовое обеспечение таможенного регулирования и анализ системы таможенного законодательства в рамках Таможенного союза.

    курсовая работа , добавлен 10.10.2014

    Структура таможенных органов в содействии бизнесу. Управление таможенного сотрудничества ФТС России. Общественно-консультативный совет по таможенной политике при ФТС России. Упрощение процедуры таможенного оформления. Таможенный кодекс Таможенного союза.

    курсовая работа , добавлен 01.11.2014

    Таможенный режим, декларирование, права и обязанности таможенного перевозчика и декларанта, обязанности продавца и покупателя на условиях поставки CIP. Возбужденние дела об административном правонарушении при правонарушениях таможенного законодательства.