Музейно-производственный комплекс «Подмосковная. Записаться на экскурсию Станция подмосковная

В конце июля, среди прочих анонсов, наткнулся на приезд главы РЖД на открытие музейно-производственного комплекса на базе депо «Подмосковная». К сожалению, аккредитация была уже закрыта, поэтому отправился я туда уже в свободное от работы время с ребенком, который очень любит поезда.

Итак, сразу о главном — НЕ ПРИЕЗЖАЙТЕ сюда в будни. Музей работает только по выходным с 10 до 16. Поскольку у музея нет даже своего сайта, то узнать об этом вы можете только из этого поста, либо с бумажки на закрытых воротах.

Станция и паровозное депо при ней были построены в 1901 году. Там же было сооружено паровозное депо веерного типа с поворотным кругом и водокачка. В 1938 году на станции был построен соединительный путь со строящимся электродепо «Сокол», через который Московский метрополитен стал получать вагоны с завода.

Веерное депо станции «Подмосковная». 1900-1930гг

На входе встретил вежливый охранник. Денег за билеты не взял, что удивило, но потом стало понятно почему. Отвел в здание вокзала. На самом деле здание вокзала находится в другом месте, но было принято решение сделать музей в этом подсобном помещении, чтобы все объекты находились в одном месте.

Тут есть зал ожидания, касса…

… багажное отделение

еще есть буфет и макет омнибуса, в котором можно посидеть, но в принципе на этом все. Зато понятно, почему денег за вход не взяли. В ближайшее время откроется кафе в отдельном здании и начнут водить экскурсии в само депо. А пока можно посмотреть на него снаружи

Если повезет, то застанете еще неподалеку действующий паровоз

Так же в конце июля на станции открыли самое современное в России моторвагонное депо «Подмосковная», где обслуживаются пассажирские электропоезда, которые будут курсировать по Малому кольцу МЖД, а также поезда «Ласточка» и «Сапсан». От музея до депо можно дойти пешком, никто не гоняет. Через стекло довелось полюбоваться на полуразобранный Сапсан

Станция "Подмосковная", возведена в 1901 году в ходе масштабного проекта по строительству Московско-Виндавской железной дороги. Рост промышленного производства, утверждение капитализма и развитие торговли требовали связать Москву с Балтийскими портами. До открытия Виндавского (Рижского) вокзала "Подмосковная" служила главной товарной и пассажирской станцией на пути из Москвы в Виндаву, а затем и в Ригу.
01

Железная дорога была построена обществом Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги и проходила по маршруту Москва - Ржев - Великие Луки - Митава - Виндава (ныне - Вентспилс, незамерзающий порт в Латвии, недалеко от Риги).

Строительство Московско-Виндавской железной дороги началось в 1898 году, а уже 2 июля 1901 года первый поезд отправился от станции Подмосковная в Москве до станции Ржев.

11 сентября 1901 года был открыт Виндавский вокзал в Москве (с 1930 года - Балтийский, с 1942 года - Ржевский, с 1946 года и по настоящее время - Рижский). А в 1904 году строительство завершилось, и прямая железная дорога Москва - Виндава заработала.
02



04. Памятник машинистам и работникам депо Подмосковная, погибшим во время Великой Отечественной войны.

06. Здание вокзала московско-виндаво-рыбинской железной дороги 1901 г. постройки

08. Колокольчик. Нет, колокол.

09. Внизу - изящный молоток обходчика.

10. Портрет министра путей сообщения.


11.


12.


13. Кузнецовский фарфор XIX в.

14. Вокзал отапливался дровами, есть и печка.

15. Какая-то неведомая штуковина.

16.Почтовое отделение при вокзале.

Идет дизель из Синаи. Ему уже дали зеленый семафор.
Этот дизель - настоящий скандал! С тех пор, как его включили в расписание, со старшими классами нет никакого сладу. Все девицы просто головы потеряли!
17.

18. С вокзала в начале 20 века отправляли не смс-ки, а вот такие открытки "Привет с дороги".


19


20

До отправления поезда еще больше часа. Пойдемте чай пить? А покушать? Есть немного утки с капустой, осталось с обеда. Чудная утка! Ее вчера раздавил дизель.
21.


22.


23.

24. Зал ожидания третьего класса. А классах залов я вам рассказывал, когда мы были на вокзале Канатчиково.

25. В багажное отделение можно сдать чемодан, тогда он поедет в отдельном вагоне.

26. Целый перевозной шифоньер. Интересна картина на стене - на ней крестьяне, впервые увидевшие паровоз, стоят в глубоко пораженные. Гамма чувств: от удивления до смеха.

За спиной у дежурного по станции - жезловый аппарат Д.С. Трегера

Один из главных вопросов в организации движения - кто займёт перегон. Пока движение на российских железных дорогах было небольшим, дело решалось просто. Есть расписание, в которое заложено от силы четыре-пять пар поездов в сутки, есть телеграф. «Главное назначение железнодорожного телеграфа - передавать телеграммы для обеспечения правильности и безопасности движения», - писал директор Московско-Нижегородской железной дороги Иван Рерберг. У этой технологии были серьёзные минусы. Во-первых, на обмен телеграммами уходило несколько минут, и всё это время поезд стоял на станции, ожидая отправления. Во-вторых, как сейчас принято говорить, большую роль играл человеческий фактор. По свидетельству Рерберга, за 25 лет его работы директором дороги пять раз поезда выходили из-за ошибки дежурного по станции навстречу друг другу. Впрочем, благодаря невысокой скорости машинисты всегда успевали вовремя остановиться, завидев встречный состав.

В 1925 г. отечественный электромеханик Д.С. Трегер разработал новый электрожезловый аппарат, обеспечивающий безопасность движения поездов по перегонам. Серийно производство новых аппаратов наладили Лосиноостровское дорожные мастерские Северной дороги.

Жезловая система - способ связи при движении поездов на однопутных участках железных дорог. Жезловая система обеспечивает безопасность движения, исключая одновременное пребывание на перегоне более одного поезда.

Машинист локомотива получал жезл от дежурного по станции отправления и отдавал дежурному по станции прибытия. Последний, получив жезл, вращал рукоятку индуктора и посылал ток в аппарат станции отправления. Это означало, что перегон освободился.

27.

28. Когда по станции проходит поезд, дежурный стоит на перроне с флажками.

30. Ночью дежурный стоит на перроне с фонарем

31. Пойдемте дальшь. Слева в доме - квартира начальника станции.


32

33. В кабинете начальника станции

34. Напротив кабинета - столовая. а дальше за дверью - спальня.


35.

36. Из квартиры начальнака станции пойдем в водонапорную башню. Здание водонапорной башни паровозного депо Подмосковная 1901 года постройки


37.

Водонапорная башня станции Подмосковная. Построена в начале 20-го века одновременно со станцией и является памятником архитектуры. В её строительстве принимал участие архитектор Александр Никанорович Померанцев - создатель зданий Исторического музея и Верхних торговых рядов (теперь - ГУМ) на Красной площади.
38

Внутри водонапорной башни экспозиция оборудования: разные насосы, краны и трубы для обеспечения работы всего этого водопроводного хозяйства.
39

40.Стол дежурного по башне.


41.


42.

43. Поршневой клапанный насос для накачки воды в резервуары наверху башни. 1907 г.

44. Корпус водозаборной колонки.

45. Вертикальный сверлильный станок начала прошлого века.

46. Одежда и обувь рабочего.

48. Еще шаровый краны и лампы.

49. Чугунная задвижка трубопровода

50. Ручной поршневой насос 1903 г.

Лампа ЛБВК-6. 1901 г. Думаете - керосиновая лампа? А вот и не угадали. Это газоанализатор, служит для обнаружения загазованности канализационных или водопроводных колодцев. Эту лампу спускали на веревке в колодец и наблюдали за огоньком. Если пламя увеличилось, значит в воздухе возрос процент метана или сероводорода. Если огонек погас - присутствует углекислый газ.

Такие лампы и в настоящее время применяются, надежнее компьютерных газоанализаторов.
51.


Великий русский инженер Владимир Григоьевич Шухов был исключено разнотонным человеком. Среди его изобретений различные типы насосов, цилиндрические резервуары нефтехранилища, промышленная установка для получения бензина, паровые котлы. Он спроектировал и построил три первых российских промысловых нефтепровода, а также стал автором проектов первых росичках магистральных трубопроводов.

Памятник Владимиру Шухову был открыт 2 декабря 2008 года. Такой подарок столице преподнесла нефтяная компания «Лукойл» и установили его на Тургеневской площади. Постамент выглядит как конструкция его знаменитой башни, сам Шухов отлит из бронзы в полный рост с накидкой на плечах и держит в руках рулоны с чертежами. В основании постамента находятся барельефы с известными проектам Шухова.

За годы жизни В.Г. Шухова в России и СССР было построено более 200 шуховских гиперболоидных водонапорных башен. Из них более 40 было построено для российских железных дорог.

53.

Водоуказатель системы Д.С. Трегера. 1957 г. Ох уж этот Трегер, и водоуказатель он тоже изобрел. Как видим, есть шкала «Качай - Довольно» и звонок, который дает звуковой сигнал, когда нужно выключить насос.
54

Тоже указатель уровня воды, но немного другого принципа действия.
55

С трубами большого диаметра (от 4 дюймов и более) ключами классической конструкции работать не всегда удобно. Так что здесь применяются цепные ключи - как следует из названия, в них захватывающим элементом является металлическая цепь.
56


57

Винтовая лестница наверх
58

59

Водонапорная башня действует и снабжает водой паровозное депо. В верхней части здания находятся две огромные цистерны для воды.
60

Выходим из башни и мимо поворотного паровозного круга идем в мастерские.
Поворотный круг имеет электропривод. Но и запросто поворачивается вручную паровозной бригадой (вместе с паровозом).

Станция «Подмосковная» - уголочек начала 19 века в огромном современном мегаполисе. Станция и примыкающее к ней паровозное депо построены в 1901 году в рамках строительства Виндавской железнодорожной ветки, которая ныне именуется Рижским направлением МЖД.

Паровозное депо – веерного типа с поворотным кругом, есть собственная водокачка, водонапорная башня и угольный склад для экипировки паровозов. В 1938 году на станции был построен соединительной путь к строящемуся тогда метродепо «Сокол», через который метрополитен стал получать вагоны с завода. И если вы когда-то задавались вопросом «как же поезда попадают под землю?», то это часть ответа для вашего любопытства.

Современная станция и депо представляют собой музейно-производственный комплекс. Географическое положение депо делает его доступным для посещения в любое время.

Добраться до музея можно:

На пригородном поезде рижского направления до станции Красный Балтиец, далее по надземному переходу.

Автобусами №105 и №110 от станции метро Динамо до остановки «МИИТ»

Прогуляться пешком от метро Сокол в сторону платформы Красный Балтиец

Вход – 100 рублей, стоимость фотосъемки (без штатива) – 200 рублей.

Музейно-производственный комплекс открыт в июле 2015 года и включает в себя здание вокзала, водонапорную башню, дом (контору) начальника станции, насосную станцию, паровозное депо, поворотный круг, угольный склад, ремонтные цеха и, разумеется, множество вагонов и паровозов.

Стоит отметить очень удобную навигацию на территории комплекса, которая сопровождает вновь прибывших посетителей.


В небольшом здании вокзала мы находим сразу несколько залов:

Залы, рассказывающий нам историю об обществе Виндавской железной дороги

Зал ожидания 3го класса

Телеграфно-почтовый зал

Багажная комната

Буфет, багажная комната и почтовый залы действуют исключительно как выставочная экспозиция. Ни перекусить, ни отправить почтовую открытку домой. Зато на интерактивной панели можно составить и «отправить» телеграфное сообщение.


Следующим зданием, которое можно беспрепятственно посетить, является водонапорная башня. Башня, как и прилегающие к ней объекты инфраструктуры: насосная станция и заправочная колонка, стрелки, указатели и поворотный круг – действующие. Эта водонапорная башня до сих пор заправляет паровозы водой перед отправкой их на работы. Да, в 21 веке паровозы эксплуатируются в составе курсирующих поездов! Мы же их привыкли видеть как памятные экспонаты на какой-либо станции или у вокзала городка.


Внутри башни также есть интерактивно табло, которое рассказывает от том как производится заправка паровоза и о том, какой путь проходит вода от заправки и до выхлопа из трубы паровоза в виде пара.


Следующий объект – дом начальника станции. Тут сразу и рабочий кабинет, и гостиная, и спальная комната. Весь интерьер начала двадцатого века.


На площади находится действующий поворотный круг, который разворачивает паровозы и вагоны. Ранее для его вращения использовалась обычная человеческая сила. Крепкие и молодые парни вращали платформу руками, а барышни из окрестных деревень прибегали на них посмотреть. Сейчас, разумеется, платформа вращается с помощью электрических двигателей.


На отдельном пути стоят действующие дымящие локомотивы и макет первого паровоза Ефима и Мирона Черепановых.


Здание паровозного депо за поворотным кругом состоит из нескольких цехов. В одном находятся станки для ремонта узлов и агрегатов, в других вагоны. Один из самых интересных цехов тот, в котором расположен настоящий паровоз в разрезе. Рядом расположена коллекция масштабных копий локомотивов, вагонов и целая железнодорожная инфраструктура воображаемой станции.


Несмотря на то, что музейно-производственный комплекс был открыт совсем недавно – в выходные дни тут можно встретить множество посетителей. Одни приобщаются к паровозному делу семьями, другие в составе экскурсионных групп. Регулярно проходят исторические мероприятия-соревнования среди детей, так что можно считать их самыми главными посетителями музея. Как и подобает современным музеям - станция и депо «Подмосковная» соответствуют современным требованиями искушенных посетителей.

(Цех ТЧ-18 им. Ильича)
Депо веерное и прямоугольное. Включает в себя здания деревянного дома для отдыха локомотивных бригад и кирпичной водонапорной башни в стиле модерн, характерном для начала XX века. Архитектор Ю.Ф.Дидерикс.

Памятник истории регионального значения
Регистрационный номер: 771520335670005
Постановление Правительства Москвы "О включении выявленных объектов культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия(памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объектов культурного наследия регионального значения. № 759-ПП от 16.12.2014

Станция Подмосковная построена в 1901 году в рамках строительства Виндавской железной дороги (ныне Рижское направление МЖД). К открытию движения по дороге было сооружено паровозное депо веерного типа с поворотным кругом и водокачка с угольным складом для экипировки паровозов. От этой станции отправлялись поезда до открытия Виндавского (ныне Рижского) вокзала в сентябре 1901 года, первый поезд отправился 2 июля 1901 года. До открытия платформы Красный Балтиец в 1945 году пассажирское движение осуществлялось через станцию. Примерно с того же года попасть на платформу Красный Балтиец можно по пешеходному мосту, проходящему над путями станции.

С 1938 года на станции существует соединительный путь с электродепо "Сокол", через который Московский метрополитен получает вагоны с завода. В границы станции Подмосковная входят (или по крайней мере входили) платформы Красный Балтиец, Ленинградская и Покровское-Стрешнево, т.к. первые две расположены в непосредственной близости, а на платформе Покровское-Стрешнево до недавнего времени существовало путевое развитие, относящееся к станции Подмосковная. В западной горловине станции проходит соединительная ветвь с МК МЖД.

#паровозноедепоподмосковная

Музей пока не принимает участников олимпиады

Среда - суббота с 10-00 до 16-45; воскресенье с 10-00 до 16-30. Касса закрывается в 16-00

Стоимость билета: Взрослые посетители - 150 руб. Пенсионеры, студенты, школьники 100 руб. Дети до 7-и лет 60 руб. Бесплатное посещение - третья среда месяца (только для участников Олимпиады). Стоимость экскурсии (заявка строго по телефону музея) - 1500 руб. (группа до 20 человек). При экскурсионном посещении музея приобрести в кассе музея экскурсионную путевку и входной билет. Экскурсионная путевка действительна только при наличии входного билета. Все экскурсионные обслуживания оплачиваются в кассу независимо от дня посещения.

График работы музея в марте:
20 марта бесплатный день;
27 марта выходной день;
31 марта санитарно-технический день.

Запись на бесплатное посещение (третья среда месяца) происходит через форму, доступную по ссылке .

Внимание! Участники олимпиады - это школьники (дети), которые зарегистрированы на сайте Олимпиады. Сопровождающие (взрослые) оплачивают входные билеты согласно прейскуранту. В бесплатный день для участников вход строго по списку регистрации олимпиады. В билетной кассе оплата производиться только наличными.

Стоимость экскурсии (заявка строго по телефону музея) - 1500 руб.(группа до 20 человек).

Проезд на автомобиле:
Северный вариант - по улице Космонавта Волкова до домов 18-20, где можно оставить машину.
Южный вариант - по улице Часовой и 3-му Балтийскому переулку до 2-го Амбулаторного проезда.

Проезд на общественном транспорте:
Станция метро Сокол, далее пешком по Головановскому и 3-му Балтийскому переулкам (1,5 км, 15 минут) .
Станция метро Войковская, далее автобус № 461 до остановки «Платформа Красный Балтиец».
Станция метро Динамо, далее автобус №105 или № 110 до остановки «Университет путей сообщения». Далее пешком по 3-му Балтийскому переулку.
Станция метро Петровско-Разумовская, далее автобус № 461 до остановки «Платформа Красный Балтиец».
Электропоезд от Рижского вокзала или от платформы Каланчевская до платформы «Красный Балтиец».

Приносить и употреблять свои продукты питания в помещениях ЗАПРЕЩАЕТСЯ.
На территории музейного комплекса перемещение на велосипедах, самокатах, роликовых коньках и иных подобных транспортных и спортивных средствах ЗАПРЕЩАЕТСЯ.
В помещениях исторической площадки нет гардероба для верхней одежды.

Историческая площадка "Паровозное депо" на станции "Подмосковная" На исторической площадке паровозного депо Вы увидите помещение и здание вокзала, которое воссоздает атмосферу и обстановку начала ХХ века. В здании вокзала есть старинная касса и телеграф, побываете в залах ожидания для различных сословий публики, и, конечно же, загляните в буфет, где можно увидеть, как раньше обслуживали посетителей, которые ожидали прибытие или отправления поезда. В зале ожидания установлено очень интересное интерактивное зеркало. Если в него посмотреться, то можно увидеть себя в толпе пассажиров, которые спешат по своим делам. Кроме этого, можно отправиться (виртуальная экскурсия) на дилижансе по Москве начала 20 века, от села Всехсвятское до Красной площади. На территорий музея есть водонапорная башня. Вы сможете побывать в помещении, где Вам продемонстрируют интерактивные экспонаты и процесс заправки и заливки паровоза водой. И это еще не все… Вы посетите контору начальника железнодорожной станции, где увидите рабочий кабинет. Прочувствуете атмосферу старины, в служебной квартире железнодорожного служащего начала ХХ века. В депо можно увидеть, как работают сотрудники, в механическом цеху делая деталь для ремонта паровоза. В зале находиться паровоз серий Эр 766-24 необычный в разрезе, где можно узнать устройство старинных паровозов. Экспозиция завершается поворотным кругом веерного паровозного депо. Где стоят паровозы с дымом и паром в ожидание отправление в путь.