Лобное место (Красная площадь). Лобное место Казни на красной площади

Темы материала

Очень необычным по своему предыдущему назначению и исполнению в плане архитектуры, считается необычный объект Красной площади - Лобное место. Это уникальное строение привлекает к себе большой поток посетителей, которые подолгу обходят монумент, делают съемки, да и просто созерцают, в попытках объять необъятное.

Лобное место отстроилось на площади Москвы много веков назад, примерно около XVI столетия.

До знаменательных дней Октябрьской революции, постамент использовался для обнародования указов царя, а много позже здесь совершались крестные ходы и отмечались праздники церкви. Сам постамент выполнен в стиле русского зодчества средних веков, и впервые упоминается в книгах летописей от XII века, что позволяет предположить, что возможно, его появление восходит примерно к этому времени.

Исследователи же нашего времени предполагают, что предложение закладки Лобного места принадлежала митрополиту Всея Руси и Московии Макарию, жившему в XVI веке.

В связи с тем, что в тот исторический период Храм Покрова называли еще Иерусалимским, была задумка установить постамент для публичных выступлений, для полной схожести со Святой землей.
В точности никто не может назвать конкретную дату появления Лобного места, известно лишь, что Иван Грозный в молодые годы воспользовался для своего выступления перед Земским собранием этой трибуной, что зафиксировано в писаниях.

Позднее Лобное место стало широко применяться для проведения церковных процессий в православные праздники. При этом, многочисленные гости Москвы и послы из других стран обязаны были наблюдать данные процессии, считавшиеся одними из главных обрядов в столице, и непременно фиксировали это в записях. Характерно, что после завершения процессий, царь обязательно одаривал зарубежных послов и гостей яствами со своего стола, в виде величайшей милости и благоволения.

Существует факт, что однажды, в принудительном порядке, пленные Польской армии стали очевидцами праздничного хода, но в данном случае царь не стал угощать их со своего стола, лишь осведомился об их состоянии.

Местоположение Лобного места

Старинная трибуна - Лобное место, возведено прямо перед Спасской башней, рядом расположен храм Покрова, и выполнена круглым постаментом из камней, диаметр ее составляет 13 метров, высотой 1 метр, и имеет ограждение, также из каменных блоков.

Первое строение Лобного места было кирпичным, а в конце XVI века, распоряжением царя Бориса Годунова, его переделали, выстроив из каменных материалов, и выставив решетчатую ограду. недалеко от постамента в тот исторический период находилась Царь-пушка, установленная на дощатом помосте. Этот исторический факт описан во многих записях иностранных приезжих, и изображен на иллюстрациях к заметкам путешествующих европейцев XVII столетия.

В XVIII столетии комплекс отреставрировали, и облик Лобного места с тех пор не изменялся.

События в истории

Смута

В период Смуты Лобное место поменяло свое назначение. После кончины царя Феодора Блаженного, на Лобном месте всевозможные партии стали собирать толпы горожан, используя политические рычаги для направления народа в нужную им сторону.

Так, первым воспользовался каменной трибуной известный из истории Лжедмитрий Первый, призыв его к массам зачитывали его глашатаи - воевода Гавриил Пушкин и приближенный царя Василия Шуйского, Наум Плещеев. В призыве были изложены обвинения Бориса Годунова в покушении на убийство потомка Ивана Грозного - Димитрия, и преемника трона Федора Борисовича Годунова - предателем. Также в обращении содержались щедрые посулы всем сословиям городского населения, вплоть до раздачи земельных угодий титулов, и гарантий жизни без войны.

После оглашения письма на площади воцарилось дикое ликование, слышался рев и крики толпы - смута была посеяна. Тотчас же, в порыве эмоций, толпы народа ринулись в царские покои, царя с семьей и всех приближенных арестовали. Через несколько часов в столице воцарился хаос - прокатились разграбления всех особняков близких людей низвергнутого царя. Произошло это событие 1 июня 1605 года.

Новый претендент на трон Российского государства - Лжедмитрий Первый прибыл к стенам Москвы 20 июня 1606 года, где был встречен своими приспешниками из числа важных особ города. На Красной площади процессию встречала восторженная толпа, где самопровозглашенный царь приказал сперва молиться, а затем под звуки труб и бубнов, направился в Кремлевский дворец. К народу же вышел боярин и опричник Богдан Бельский, сопровождаемый знатью, и провозгласил «царя» спасенным чудесным образом, за что тут же и возблагодарил господа.

Прошло не больше года, как народу стало понятно, что его жестоко обманули, и толпы разъяренных москвичей убили лжецаря, а всех его приспешников начали преследовать и уничтожать. В течении суток убили всех соратников лжецаря, в основном состоявших из аристократов Польши и Литвы, и 28 мая 1607 года их тела свезли и сложили на Лобном месте. Из записей одного выжившего в те дни поляка, останки убитых пролежали на Лобном месте 3 дня.

Следующий лжецарь не заставил себя долго ждать - очень скоро на царство себя провозгласил Василий Шуйский. Для восхождения на трон, он использовал все те приемы, которыми манипулировал и Лжедмитрий - к Лобному месту созвали народ, которому и зачитали выдержки из архива Лжедмитрия. В нем содержалась переписка первого лжецаря с царедворцем из Польши, Юрием Мнишеком о захвате русского престола и сотрудничестве с Польско-Литовскими захватчиками.

В течении 2-х лет была еще одна попытка свержения царя и возведения на престол следующего лжецаря - Лжедмитрия Второго. Организатором мятежа стал приспешник Лжедмитрия Второго Роман Гагарин - он с единомышленниками пытались перетянуть на свою сторону Патриарха Московского Гермогена, но тот отказался. А попытка штурмовать Кремль оказалась провальной - боярское сословие не примкнуло к мятежникам, а своих сил оказалось недостаточно. Ни с чем мятежники вернулись в место расположения Лжедмитрия Второго - Тушино.

Еще одна попытка свергнуть Шуйского с престола была предпринята в июле 1610 года, но и она оказалась провальной.

Лобное место отметило еще одно знаковое событие, вошедшее в историю - ноябрем 1612 года Москву освободили от длительных осад польской армии, и на Лобном месте завершились 2 церковных процессии, прославляющих это событие.

Наконец, февралем 1613 года именно на Лобном месте по инициативе Земского собрания был провозглашен настоящий правитель, с согласия всего городского собрания - Михаил Романов, спустя несколько дней здесь же казаки присягали на верность избранному монарху.

Восстание московских стрельцов

Восстание московских стрельцов, больше известное из истории как «Стрелецкий бунт» происходило в здании Кремля, но казненных вельмож двора Нарышкиных, восставшие снесли на Лобное место, Позже, повинившись в казни неповинных, зачинщики возвели памятный обелиск погибшим, со списком их имен и изложением своих преступлений, но царевна Софья приказала снести памятник, чтобы не напоминать о тех событиях.

Во время правления Петра I

Во времена правления Петра I, Лобное место нередко использовалось для публичных казней заговорщиков и мятежников. Для этих целей возле трибуны были установлены эшафот и столб, на котором вывешивались обвинительные приговоры.

Времена имперской России

В период истории, именуемый «имперским», главный город державы был перемещен в Санкт-Петербург, что сказалось на потере Москвой и Красной площадью своей государственной важности. Соответственно, и Лобное место уже никогда после не была использована как территория для публичных наказаний.

Трибуна, и территория возле были отреставрированы, обнесены воротами из чугуна. С того времени здесь проходили только церковные молебны и крестные ходы.

После свершения Октябрьской революции, столицей державы опять стала Москва. Красная площадь являлась местом для проведения парадов и праздничных демонстраций, в эти дни на Лобном месте монтировались памятники, а с самой трибуны произносились приветственные речи и лозунги.

Конечно, такое знаковое место в истории не обошлось без инцидентов - в 1942 году здесь была совершена попытка обстрелять автомобиль Анастаса Микояна.

В 60-ые годы прошлого столетия здесь проводилась мирная демонстрация протеста против ввода наших войск в Чехословацкую республику. Все участники были арестованы.

2013 год также был ознаменован мирной демонстрацией, которая также была остановлена полицейскими.

К празднованию Дня Победы в 1945 году здесь все было украшено цветочными композициями и сооружен фонтанный комплекс. И с того дня, ежегодно в День Победы, здесь все оформляется в духе праздничных событий.

Сейчас Лобное место считается очень привлекательным строением для всех прибывающих в Москву, своим неординарным дизайном, и всем произошедшим за всю историю, в которых принимало участие.

На Красной площади Москвы сконцентрировано очень много памятников архитектуры, особое место среди которых занимает Лобное место – небольшое округлое возвышение с каменной оградой. В далеком прошлом данное сооружение использовалось царями и другими высокопоставленными лицами во время праздничных мероприятий для оглашения указов или провозглашения торжественных речей.

Изначально постройка представляла собой невысокий помост из кирпича, огражденный деревянной решеткой. После неоднократных реконструкций, Лобное место стало возвышенным сооружением в окружении невысоких каменных перил с постаментом в самом центре конструкции. В западной части Лобного места находится дверь с железной решеткой, через которую на верхнюю площадку ведут одиннадцать ступенек.

Происхождение самого названия «лобное» до сих пор на 100% не выяснено. Одно с предположений гласит, что такое название связано с ранее проводимыми здесь казнями, которые в древности называлось «складывать лбы» или «рубить лбы».

Другой вариант объяснения в том, что это обычный перевод еврейского слова «Голгофа», которое само по себе ассоциируется со складываемыми черепами на месте смертных казней в древнем Иерусалиме (если посмотреть на план Лобного места, то можно увидеть, что своими контурами он напоминает череп).

Наиболее приемлемой версией считается следующая: Лобное место расположено там, где начинается Васильевский спуск, который круто опускается к Москве-реке. Места с такими перепадами высот на Руси назывались «Лбами».

История появления Лобного места на Красной площади

Следуя трактовке древних документов, ряд исследователей считает, что Лобное место было устроено в 1521 году в честь избавления города от нашествия татар. Впервые оно упоминается в некой рукописи от 1549 г., когда на Лобном месте двадцатилетний Иван Грозный держал речь перед горожанами, призывая примириться враждующих между собой бояр. С тех пор место часто называлось «Царевым», как царская кафедра или царский трибунал.

О Лобном месте на Красной площади также упоминается в «Пискаревском летописце» от 1599 г. и «Петровом чертеже» времен правления Бориса Годунова от 1600 г. По описаниям того времени, постройка была огорожена деревянной решеткой, имела шатер или навес на столбах и находилась напротив Фроловских (сегодня – Спасских) ворот Кремля.

Все последующее время, вплоть до переноса столицы Российского государства в Санкт-Петербург, постройка была главной городской трибуной, на которой народу объявлялись важнейшие указы царя; здесь дважды в год государь представлял своему народу наследника, (до тех пор, пока последний не достигал совершеннолетия); здесь объявлялось об избрании патриарха, о начале войны и о подписании мирного соглашения; около Лобного места были казнены взбунтовавшиеся стрельцы Петра I, а у его ступенек лежало обезображенное тело Лжедмитрия I.

В 1753 г. Лобное место было отреставрировано архитектором Д.В. Ухтомским, а в 1786 г., по проекту русского зодчего Матвея Казакова, постройка была смещена в восточном направлении и частично перестроена.

С давних времен и вплоть до октябрьской революции около Лобного места останавливались крестные ходы, с его вершины архиерей осенял горожан крестным знамением. Когда праздновался «Вход в Иерусалим», патриарх восходил на Лобное место и с него раздавал царю, боярам и духовенству освященную вербу, а по завершению церемонии – уезжал с площади на осле, ведомого самим царем!

В 1919 г. на Лобном месте был установлен деревянный памятник «Степан Разин с ватагою», который, чтобы сохранить его от губительного воздействия окружающей среды, было решено демонтировать и перенести в Пролетарский музей (ныне – Музей революции).

В 1936 г. на Лобном месте была установлена Скульптура трудящихся, которая простояла здесь несколько лет (на фотографиях 1941 г. ее уже здесь не было).

Возле Лобного места в 1942 г. дезертир С. Дмитриев, приняв машину А. Микояна за машину И. Сталина, обстрелял ее из винтовки. Впоследствии был приговорен к расстрелу.

В 1968 г. у Лобного места проходила сидячая забастовка против ввода войск СССР на территорию Чехословакии, восставшей против социалистического строя.

На сегодняшний день Лобное место – составляющая часть архитектурного комплекса Красной площади и охраняется государством.

Известен интересный факт: до недавнего времени среди туристов существовала традиция – бросать внутрь сооружения монетки, чтобы когда-то еще раз вернутся сюда. Теперь таким местом стал знак «Нулевой километр России».

30 октября 1653 года в России вышел указ об отмене смертной казни для воров и разбойников. С тех пор на эшафоте в основном оказывались лишь те, кто выступал за свержение правителя или же за смену государственного строя. В историю вошли массовые казни участников Стрелецкого бунта, а также экзекуции над Степаном Разиным и Емельяном Пугачёвым, которые закончились четвертованием бунтовщиков.

Большевики в 1918–1923 годах проводили репрессивную политику, которая получила название «Красный террор». Его жертвами становились не только «классово чуждые элементы» из числа дворян, офицеров и священников, но и простые рабочие и крестьяне, далёкие от политики.

Особой вехой в истории репрессий ХХ века стало время, когда к власти в СССР пришёл Иосиф Сталин. В ходе большой чистки, которая проводилась в 1937–1938 годах, погибло около миллиона человек.

В каких местах Москвы казнили и расстреливали приговорённых к смерти заключённых:

1. Ильинский крестец

Биржевая площадь

Площадь на пересечении Ильинской улицы и Богоявленского переулка раньше называлась Ильинский крестец, то есть перекрёсток. В годы опричнины Иван Грозный проводил на этом месте массовые казни своих врагов. Опальных бояр колесовали, травили собаками и сажали на кол.

2. Красная площадь

В 1685 году Пётр I специальным указом постановил перенести плахи с территории Ильинского крестца прямо под стены Кремля. Правда, рубить головы на Красной площади начали задолго до этой инициативы государя-реформатора. Историки до сих пор спорят, проводили ли казни непосредственно на Лобном месте. Ряд исследователей указывает на то, что этого быть никак не могло. Ведь это было место, с которого к народу обращались цари. И бесчестить его эшафотом ни один из чиновников бы никогда не решился. Другие историки, напротив, утверждают, что головы рубили именно там. По их мнению, своим названием Лобное место обязано как раз казням - на небольшом пяточке Красной площади якобы «рубили лбы».

3. Болотная площадь

В XV–XVII веках Болотная площадь была местом народных развлечений и кулачных боёв. На ней проводились публичные наказания преступников, включая смертную казнь. Здесь был казнён в 1671 году зачинщик крестьянского восстания Степан Разин. А в 1691 году «был сожжён на Болоте Андрюшка Ильин Безобразов за умысел на Государево здоровье». Последняя публичная смертная казнь на Болотной площади состоялась в 1775 году, когда там четвертовали предводителя крестьянского бунта Емельяна Пугачёва.

4. Лубянка

Большая Лубянка, 11

В 1918 году Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем переехала из Петрограда в Москву. ВЧК заняла здание бывшего страхового общества «Якорь». Расстрелы в этом доме производились вплоть до 1954 года. По приблизительным оценкам, здесь были убиты от 10 до 15 тысяч человек.

5. «Расстрельный дом»

Никольская, 23

Историческое здание, в котором находились палаты князей Хованских, в 1930-х годах москвичи прозвали «расстрельным домом». Там в это время располагалась Военная коллегия Верховного суда СССР. За неполных 20 лет ведомство приговорило к расстрелу 31,5 тысячи человек. Рассмотрение дела осуществлялось в течение 10–15 минут и проходило без участия защиты, возможность обжалования приговора заключённым не предоставлялась.

6. Расстрельный двор

Варсонофьевский переулок, 7

В XVIII веке в Варсонофьевском переулке располагались палаты князей Голицыных, которые позже отошли к военной династии Измайловых. В 1874 году корпуса были перестроены в доходные дома, а в 1918 году это здание оказалось в собственности ВЧК. Формально в большом дворе действовала ведомственная автобаза. На деле там проходили расстрелы.

7. Ивановский монастырь

Малый Ивановский пер., 2

В 1918 году на территории женского Ивановского монастыря начал действовать исправительно-трудовой лагерь. Там были расстреляны до 350 человек.

8. Новоспасский монастырь

Крестьянская пл., 10

На территории основанного ещё в XIII веке монастыря с 1918-го по 1935-й год содержались «враги народа». Площадкой расстрелов служил так называемый «итальянский двор» - пространство между Спасо-Преображенским, Покровским и Знаменским храмами. Сейчас в монастыре работает экспозиция, посвящённая жертвам репрессий.

9. Городская больница № 23

Яузская улица, 11

Усадьба предпринимателей Баташевых в конце XIX века превратилась в больницу. В 1920-х здание стало местом массовых расстрелов. Во дворе были найдены останки 969 человек. Большинство из них - дворяне и офицеры царской армии.
10. Петровский парк

Петровский парк начали использовать для расстрелов 5 сентября 1918 года - в день выхода декрета о «красном терроре». В парке были убиты бывший министр внутренних дел Николай Маклаков, экс-министр юстиции Иван Щегловитов и последний председатель Государственного Совета протоиерей Иоанн Восторгов.

11. Андроников монастырь

Андроньевская пл., 10

В 1918 году монастырь XIV века был преобразован в концентрационный лагерь ВЧК. Большинство заключённых никуда не вывозились и были расстреляны там же.

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Ло́бное ме́сто - памятник древнерусской архитектуры, находящийся в Москве , на Красной площади . Представляет собой возвышение, окружённое каменной оградой. Кроме Москвы "лобное место" есть в Кремле г. Астрахани.

Происхождение названия

Также распространено ошибочное мнение, что Лобное место являлось местом публичной казни в XIV -XIX веках . Однако казни на самом Лобном месте производились очень редко, ибо оно почиталось святым. Это было место для оглашения царских указов и других торжественных публичных мероприятий. Вопреки легендам, Лобное место не являлось обычным местом казни (казнили обычно на Болоте). 11 июля 1682 г. на нём отсекли голову раскольнику Никите Пустосвяту , указом от 5 февраля 1685 г. на Лобном месте было повелено и впредь совершать казни, но свидетелем казней оно стало только в 1698 г. при подавлении стрелецкого бунта . Для казней воздвигался специальный деревянный эшафот рядом с каменным помостом. Тем не менее, в переносном значении словосочетание «лобное место» (с маленькой буквы, так как имеется в виду не имя собственное) всё-таки иногда употребляется как синоним места казни, без географической привязки к какому-либо городу.

История

Предание связывает устройство Лобного места с избавлением Москвы от нашествия татар в 1521 году . В летописи оно впервые упоминается в 1549 году , когда двадцатилетний царь Иван Грозный держал с Лобного места речь перед народом, призывая к примирению враждующих бояр.

Напишите отзыв о статье "Лобное место"

Примечания

Литература

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Либсон В. Я., Домшлак М. И., Аренкова Ю. И. и др. Кремль. Китай-город. Центральные площади // Памятники архитектуры Москвы . - М .: Искусство, 1983. - С. 403. - 504 с. - 25 000 экз.

Координаты : 55°45′12″ с. ш. 37°37′21″ в. д.  /  55.75333° с. ш. 37.62250° в. д.  / 55.75333; 37.62250 (G) (Я)

Отрывок, характеризующий Лобное место

– Соня? ты спишь? Мама? – прошептала она. Никто не ответил. Наташа медленно и осторожно встала, перекрестилась и ступила осторожно узкой и гибкой босой ступней на грязный холодный пол. Скрипнула половица. Она, быстро перебирая ногами, пробежала, как котенок, несколько шагов и взялась за холодную скобку двери.
Ей казалось, что то тяжелое, равномерно ударяя, стучит во все стены избы: это билось ее замиравшее от страха, от ужаса и любви разрывающееся сердце.
Она отворила дверь, перешагнула порог и ступила на сырую, холодную землю сеней. Обхвативший холод освежил ее. Она ощупала босой ногой спящего человека, перешагнула через него и отворила дверь в избу, где лежал князь Андрей. В избе этой было темно. В заднем углу у кровати, на которой лежало что то, на лавке стояла нагоревшая большим грибом сальная свечка.
Наташа с утра еще, когда ей сказали про рану и присутствие князя Андрея, решила, что она должна видеть его. Она не знала, для чего это должно было, но она знала, что свидание будет мучительно, и тем более она была убеждена, что оно было необходимо.
Весь день она жила только надеждой того, что ночью она уввдит его. Но теперь, когда наступила эта минута, на нее нашел ужас того, что она увидит. Как он был изуродован? Что оставалось от него? Такой ли он был, какой был этот неумолкавший стон адъютанта? Да, он был такой. Он был в ее воображении олицетворение этого ужасного стона. Когда она увидала неясную массу в углу и приняла его поднятые под одеялом колени за его плечи, она представила себе какое то ужасное тело и в ужасе остановилась. Но непреодолимая сила влекла ее вперед. Она осторожно ступила один шаг, другой и очутилась на середине небольшой загроможденной избы. В избе под образами лежал на лавках другой человек (это был Тимохин), и на полу лежали еще два какие то человека (это были доктор и камердинер).
Камердинер приподнялся и прошептал что то. Тимохин, страдая от боли в раненой ноге, не спал и во все глаза смотрел на странное явление девушки в бедой рубашке, кофте и вечном чепчике. Сонные и испуганные слова камердинера; «Чего вам, зачем?» – только заставили скорее Наташу подойти и тому, что лежало в углу. Как ни страшно, ни непохоже на человеческое было это тело, она должна была его видеть. Она миновала камердинера: нагоревший гриб свечки свалился, и она ясно увидала лежащего с выпростанными руками на одеяле князя Андрея, такого, каким она его всегда видела.
Он был таков же, как всегда; но воспаленный цвет его лица, блестящие глаза, устремленные восторженно на нее, а в особенности нежная детская шея, выступавшая из отложенного воротника рубашки, давали ему особый, невинный, ребяческий вид, которого, однако, она никогда не видала в князе Андрее. Она подошла к нему и быстрым, гибким, молодым движением стала на колени.
Он улыбнулся и протянул ей руку.

Для князя Андрея прошло семь дней с того времени, как он очнулся на перевязочном пункте Бородинского поля. Все это время он находился почти в постояниом беспамятстве. Горячечное состояние и воспаление кишок, которые были повреждены, по мнению доктора, ехавшего с раненым, должны были унести его. Но на седьмой день он с удовольствием съел ломоть хлеба с чаем, и доктор заметил, что общий жар уменьшился. Князь Андрей поутру пришел в сознание. Первую ночь после выезда из Москвы было довольно тепло, и князь Андрей был оставлен для ночлега в коляске; но в Мытищах раненый сам потребовал, чтобы его вынесли и чтобы ему дали чаю. Боль, причиненная ему переноской в избу, заставила князя Андрея громко стонать и потерять опять сознание. Когда его уложили на походной кровати, он долго лежал с закрытыми глазами без движения. Потом он открыл их и тихо прошептал: «Что же чаю?» Памятливость эта к мелким подробностям жизни поразила доктора. Он пощупал пульс и, к удивлению и неудовольствию своему, заметил, что пульс был лучше. К неудовольствию своему это заметил доктор потому, что он по опыту своему был убежден, что жить князь Андрей не может и что ежели он не умрет теперь, то он только с большими страданиями умрет несколько времени после. С князем Андреем везли присоединившегося к ним в Москве майора его полка Тимохина с красным носиком, раненного в ногу в том же Бородинском сражении. При них ехал доктор, камердинер князя, его кучер и два денщика.
Князю Андрею дали чаю. Он жадно пил, лихорадочными глазами глядя вперед себя на дверь, как бы стараясь что то понять и припомнить.
– Не хочу больше. Тимохин тут? – спросил он. Тимохин подполз к нему по лавке.
– Я здесь, ваше сиятельство.
– Как рана?
– Моя то с? Ничего. Вот вы то? – Князь Андрей опять задумался, как будто припоминая что то.
– Нельзя ли достать книгу? – сказал он.
– Какую книгу?
– Евангелие! У меня нет.
Доктор обещался достать и стал расспрашивать князя о том, что он чувствует. Князь Андрей неохотно, но разумно отвечал на все вопросы доктора и потом сказал, что ему надо бы подложить валик, а то неловко и очень больно. Доктор и камердинер подняли шинель, которою он был накрыт, и, морщась от тяжкого запаха гнилого мяса, распространявшегося от раны, стали рассматривать это страшное место. Доктор чем то очень остался недоволен, что то иначе переделал, перевернул раненого так, что тот опять застонал и от боли во время поворачивания опять потерял сознание и стал бредить. Он все говорил о том, чтобы ему достали поскорее эту книгу и подложили бы ее туда.
– И что это вам стоит! – говорил он. – У меня ее нет, – достаньте, пожалуйста, подложите на минуточку, – говорил он жалким голосом.
Доктор вышел в сени, чтобы умыть руки.
– Ах, бессовестные, право, – говорил доктор камердинеру, лившему ему воду на руки. – Только на минуту не досмотрел. Ведь вы его прямо на рану положили. Ведь это такая боль, что я удивляюсь, как он терпит.
– Мы, кажется, подложили, господи Иисусе Христе, – говорил камердинер.
В первый раз князь Андрей понял, где он был и что с ним было, и вспомнил то, что он был ранен и как в ту минуту, когда коляска остановилась в Мытищах, он попросился в избу. Спутавшись опять от боли, он опомнился другой раз в избе, когда пил чай, и тут опять, повторив в своем воспоминании все, что с ним было, он живее всего представил себе ту минуту на перевязочном пункте, когда, при виде страданий нелюбимого им человека, ему пришли эти новые, сулившие ему счастие мысли. И мысли эти, хотя и неясно и неопределенно, теперь опять овладели его душой. Он вспомнил, что у него было теперь новое счастье и что это счастье имело что то такое общее с Евангелием. Потому то он попросил Евангелие. Но дурное положение, которое дали его ране, новое переворачиванье опять смешали его мысли, и он в третий раз очнулся к жизни уже в совершенной тишине ночи. Все спали вокруг него. Сверчок кричал через сени, на улице кто то кричал и пел, тараканы шелестели по столу и образам, в осенняя толстая муха билась у него по изголовью и около сальной свечи, нагоревшей большим грибом и стоявшей подле него.

Лобное место - памятник древнерусской архитектуры на Красной площади и одна из ключевых , окутанная мрачными городскими легендами.

Объект представляет собой круглое в плане возвышение, сложенное из камня и окружённое каменной оградой. В прошлом оно служило в качестве главной городской трибуны, с которой народу объявлялись важнейшие царские указы и решения: о налогах, казнях, новых законах, объявлении войны или заключении мира, избрании нового патриарха; здесь же царь представлял горожанам своих наследников. Лобное место нередко называли "Царевым местом", подразумевая под ним трибуну, с которой до народа доносили царскую волю.

Важную роль Лобное место играло и в религиозных мероприятиях: на нём могли выставляться мощи почитаемых на Руси православных святых, кроме того, при проведении крестных ходов архиерей с его трибуны осенял народ крестным знамением. Особенно значимым оно становилось в Вербное воскресенье, когда на Красной площади совершали православный обряд "шествие на осляти", символизировавший вход Господень в Иерусалим: после крестного хода и торжественных обрядовых мероприятий патриарх поднимался на Лобное место и вручал царю пальмовую ветвь и ветки вербы (представители духовенства в это время раздавали ветки вербы народу), затем на осляти - ведомой царём лошади, накрытой попоной - ехал через Спасские ворота в Успенский собор.

В качестве царской трибуны Лобное место служило лишь до воцарения Петра I, а вот в крестных ходах продолжало играть свою роль вплоть до Революции 1917 года.

Казни на Лобном месте

Многие горожане и гости города убеждены, будто бы Лобное место служило площадкой для проведения публичных казней (а наиболее впечатлительные непременно вспоминают ещё и Ивана Грозного, который якобы получал садистское удовольствие от кровавых зрелищ, наблюдая за ними с Кремлёвской стены), однако, никаких прямых доказательств этому нет.

В действительности это всего лишь мрачная городская легенда: хотя с него могли оглашаться указы о казни, сама экзекуция проводилась в стороне от Лобного места на специальных деревянных помостах, если по какой-то причине её решали провести на Красной площади, но обычно для этого использовали территорию в районе современной Болотной площади. Непосредственно на Лобном месте казнили всего один раз: 11 июля 1682 года по приказу царевны Софьи на нём отрубили голову суздальскому священнику Никите Пустосвяту, противнику церковной реформы патриарха Никона.

В 1698 году рядом с Лобным местом прошли казни стрельцов после Стрелецкого бунта. Также существует мнение, будто бы здесь могли казнить Степана Разина.

Загадка названия

Помимо казней, одной из интригующих деталей Лобного места является его название. На этот счёт существует несколько версий разной степени убедительности. Первая гласит, что слово "лобное" означает лишь расположение вблизи , который в старину могли называть "лбом" (распространённое название крутых спусков на берегу реки); вторая связывает его с тем, что здесь якобы "рубили лбы", то есть казнили через отсечение головы; третья указывает, что "Лобное место" является переводом слова "Голгофа" с еврейского.

Учитывая, что казни на Лобном месте не проводились, а предположение о связи с Голгофой выглядит слишком витиевато, версия с расположением "на лбу" - Васильевском спуске - выглядит наиболее убедительной среди прочих.

История Лобного места

Точных данных о том, когда в Москве обустроили Лобное место, нет, но обычно его появление связывают с избавлением Москвы от нашествия татар в 1521 году. Первое летописное упоминание о нём датировано 1549 годом, когда 20-летний царь Иван Грозный обратился с Лобного места к народу.

Изначально это был кирпичный помост, который в 1597-1598 годах перестроили в камне. В 17 веке Лобное место имело деревянную решётку и установленный на столбах шатёр. В 1786 году его коснулась достаточно радикальная перестройка по проекту архитектора Матвея Казакова: Лобное место перенесли немного восточнее его изначального расположения и возвели из дикого тёсаного камня по прежнему плану, добавив каменные перила. Так что, хотя Лобное место и называют памятником древнерусской архитектуры, в действительности в современном виде оно появилось лишь ближе к концу 18 века.

Наибольшую роль в жизни Москвы Лобное место играло в допетровские времена, когда его использовали в качестве царской трибуны: после воцарения Петра I и последующего переноса столицы в Санкт-Петербург эта функция отпала, и фактически его продолжали использовать только при совершении крестных ходов на Красной площади.

После Революции 1917 года Лобное место стало объектом ленинской монументальной пропаганды: на нём был установлен деревянный памятник "Степан Разин с ватагою", изготовленный и раскрашенный в стиле народной игрушки скульптором Сергеем Конёнковым. Спустя буквально пару недель памятник перенесли в Первый Пролетарский музей, чтобы не портился от погоды, а потом потеряли.

Впоследствии Лобное место рассматривалось исключительно в качестве культурной достопримечательности.

Среди московских туристов существует традиция бросать внутрь сооружения монетки на счастье, чтобы когда-нибудь ещё раз вернуться на Красную площадь. В последние годы традиция пошла на спад - вероятно, из-за снижения оборота монет низкого номинала (1, 5, 10, 50 копеек, 1 и 2 рубля) и роста популярности безналичных способов оплаты, однако, в целом продолжает оставаться актуальной.

Лобное место находится на Красной площади, примерно напротив . Добраться до него можно пешком от станций метро "Охотный ряд" Сокольнической линии, "Театральная" Замоскворецкой и "Площадь Революции" Арбатско-Покровской.