Церковь санта мария дель. Церковь санта мария дель джильо

Как только вы войдете в Рим через северные ворота (античная Порта Фламиния, ныне Порта дель Пополо), с левой стороны вашему взгляду явится скромный возрожденческий фасад церкви, посвященной Святой Богородице. Скромная внешность обманчива, а великолепие с древним обелиском в центре настойчиво зазывает не останавливаться и идти вперед. Остановитесь, пожалуйста. И посетите сначала церковь.

Ваше терпение вознаградится сторицей. Вы будете приятно удивлены контрастом между сдержанным ренессансным оформлением снаружи и пылающим многоцветьем барочного интерьера. В Риме не так много церквей, над оформлением которых работали вдохновенно многие выдающиеся мастера искусства. Базилике Санта Мария дель Пополо уделяли пристальное внимание римские папы, с нею связаны легенды.

Могила императора Нерона и народная легенда

В античную эпоху на месте церкви находился мавзолей рода Домициев , к которому принадлежал император Нерон (Луций Домиций Агенобарб). После самоубийства императора его прах веками покоился в этом семейном склепе. Однако, как мы знаем, при Нероне были казнены святые апостолы Петр, Павел и тысячи христиан, что вызвало стойкое представление о нем как об Антихристе. Со времен раннехристианских общин также бытовало мнение, что Нерон-Антихрист может вернуться и принести с собой горе и смерть.

На фото слева (изящная гравюра Д. Пиранези - кликните!) изображен склеп Нерона. На руинах этой могилы со временем, согласно преданию, вырос огромный грецкий орех, в кроне которого поселились вороны и демоны. Место считалось проклятым и люди обходили его стороной. В 1099 году папа Пасхалий II велел срубить дерево, сжечь его, а пепел вместе с останками могилы бросить в реку Тибр.

Затем на добровольные пожертвования граждан в этом месте соорудили маленькую капеллу, посвященную святой Богородице.

В 1227 году папа Григорий IX превращает капеллу в церковь и расширяет ее. По его указанию в церковь переносят первую реликвию - образ Богородицы из латеранской капеллы Святого Спасителя (Santissimo Salvatore). С 1250 года церковь переходит во владение монашеского ордена Св. Августина. В 1472 - 1477 годах по воле папы Сикста IV архитектор Андреа Бреньо оформляет фасад базилики и надгробие делла Ровере. В начале XVI века Браманте оформляет хор базилики, затем Рафаэль проектирует капеллу Киджи, а в начале XVII в. Бернини целиком перестраивает интерьер церкви в стиле барокко.

Интерьер базилики Санта-Мария-дель-Пополо

Многие знатные фамилии (от банкиров до кардиналов и пап) стремились приобрести фамильные капеллы в базилике. Это повлекло за собой участие десятков скульпторов, художников и архитекторов в оформлении частей интерьера.

Центральный неф базилики. В глубине - алтарь и икона Мадонна дель Пополо .

Арочные пролеты оформлены из стукко "под мрамор" великим Джан Лоренцо Бернини по заказу папы Александра VII Киджи.

Знаменитая икона Санта Мария дель Пополо в центральном алтаре.

Оригинальный алтарь работы Андреа Бреньо .

Правый неф

Капелла делла Ровере (первая справа). Пинтуриккьо . Презепе (вертеп). Сан Джироламо на коленях и за ним, предположительно, автопортрет самого художника.

Капелла Чибо (вторая справа). Карло Маратта . Непорочное зачатие со святыми Иоанном Евангелистом, Григорием, Августином и Иоанном Антиохийским.

Капелла Бассо делла Ровере (третья слева). Ученики Пинтуриккьо . Мадонна с младенцем в окружении святых .

Свод хора. Пинтуриккьо (1508-1509 гг.). Коронация Богородицы . Мадонна в окружении евангелистов, отцов церкви и Сибилл.

Левый неф

Знаменитая капелла Черази (слева от алтаря): здесь представлены работы великих мастеров Караваджо и Аннибале Карраччи:

Караваджо . Распятие Святого Петра (1601 г.).

Согласно легенде апостол Петр попросил своих палачей распять его на кресте головой вниз дабы не уподобляли его, простого смертного, Спасителю.

Обращение Савла , или Павел на пути в Дамаск (1601).

Караваджо, мастер света и теней, изобразил один из эпизодов жития апостола, сыгравший решающую роль в его обращении в христианство. Цитируем из Деяний святых апостолов:

Когда же он шел и приближался к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба. Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! что ты гонишь Меня? Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна . Он в трепете и ужасе сказал: Господи! что повелишь мне делать? и Господь [сказал] ему: встань и иди в город; и сказано будет тебе, что тебе надобно делать . Люди же, шедшие с ним, стояли в оцепенении, слыша голос, а никого не видя. Савл встал с земли, и с открытыми глазами никого не видел. И повели его за руки, и привели в Дамаск. И три дня он не видел, и не ел, и не пил.

Аннибале Карраччи . В центре капеллы - Вознесение Богородицы (1601 г.).

Капелла Киджи (вторая слева)

Луиджи де Паче (по рисункам Рафаэля). Творец в окружении восьми изображений планет . Мозаика, 1516 г.

Лоренцетто . Пророк Иона выходит из чрева кита на берег.

Джан Лоренцо Бернини . Ангел и пророк Аввакум (1658-1661 гг). По заказу папы Александра VII.

Ангел помогает пророку достать миску и накормить супом Даниила, брошенного в яму со львами (композиция с противоположной стороны, см. ниже).

Джан Лоренцо Бернини . Пророк Даниил со львами (1655-1657 гг). По заказу папы Александра VII.

Полезные сведения

Адрес базилики : Piazza del Popolo 12

Телефон : 06 3610836

Расписание :

В рабочие дни: с 7,00 до 12,00, затем с 16,00 до 19,00.

По выходным: с 8,00 до 13.30 и с 16.30 до 19.15

Сентябрь 22, 2018

Известный покровитель искусств и банкир, выходец из знатного сиенского рода по имени Агостино Киджи в начале XVI века заказал Рафаэлю Санти проект новой капеллы, которая по его замыслам должна была стать роскошной фамильной усыпальницей. Работы были начаты в 1513-1514 годах и поручены итальянскому архитектору Лоренцетто, однако не прошло и 10 лет, как их пришлось приостановить. 6 апреля 1520 года умер Рафаэль, а вслед за ним, буквально через несколько дней, скончался и сам заказчик капеллы – Агостино. Родственники Киджи, видимо, не особо стремились довести до конца задумку покойного, и капелла на протяжении последующих 100 с хвостиком лет оставалась в незаконченном виде.

В середине XVII века капеллой занялся кардинал Фабио Киджи, пригласив талантливого закончить проект Рафаэля. Свой окончательный вид капелла приобрела лишь в 1656 году, почти через полтора века.

В качестве будущей усыпальницы своего покровителя видел небольшое кубическое сооружение, увенчанное куполом-полусферой, богато декорированное внутри и неприметное снаружи. В общем-то, так и вышло, однако, по задумке великого мастера, часовня должна была быть украшена росписями и скульптурами, а Джованни Лоренцо Бернини предпочел в качестве декоративного оформления использовать мрамор, любовь к которому в результате его и прославила.

Капелла соединяется с боковым нефом через широкую арку. Внутреннее пространство часовни, выполненное без всяческих архитектурных излишеств, представляет собой квадратное в плане помещение, окруженное с трех сторон глухими арками и украшенное четырьмя нишами с установленными в них скульптурными композициями.
По обе стороны от главного входа, друг напротив друга, расположены гробницы Агостино Киджи и его брата Сигизмонда, имеющие необычную пирамидальную форму.


Особого внимания заслуживает купол часовни, декорированный позолоченными кессонами с мозаиками, выполненными по рисункам Рафаэля Санти.

В центральной части капеллы можно увидеть круглую мозаику, изображающую коленопреклоненный скелет ангела, держащего в руках фамильный герб Киджи. Мозаика является крышкой гробницы, в которой должен был быть погребен Фабио Киджи, по заказу которого и возобновились работы по строительству фамильного склепа. Однако гробница так и осталась пуста, кардинал Фабио Киджи со временем был избран Папой Римским под именем Александра VII, а местом вечного сна понтификов, зачастую, становится . Здесь же можно заметить надпись Mors aD CaeLos , сделанную на латыни. Она означает что-то вроде «смерть с неба» или как ее еще называют «Morte alata», что в переводе с итальянского звучит как «крылатая смерть». Любопытным фактом является то, что некоторые буквы написаны заглавными, а именно MDCL. Что бы это могло значить? На самом деле все очень просто. Автор сего произведения, коим является все тот же Джованни Лоренцо Бернини , таким необычным способом зашифровал год реализации данной мозаики – 1650 .

Капеллу Киджи украшают четыре монументальные скульптурные композиции, установленные в нишах. Слева от алтаря можно увидеть Вакх и ангел , над которой трудился Джованни Лоренцо Бернини — гений барокко . Справа – потрясающая работа Лоренцетто – «Пророк Иона», изготовленная в 1520 году по рисункам Рафаэля. Напротив, у входа в капеллу находятся «Даниэль и лев», созданная тем же Бернини в середине XVII века, и «Элия», над которой трудились Лоренцетто и Рафаэль да Монтелупо.

В 16м веке на пересечении трёх главных улиц Рима была образована Площадь дель Пополо (Piazza del Popolo). В переводе с итальянского - Народная площадь. На самом деле ее название происходит от латинского слова «популус» - «тополь» .

Площадь расположена за северными воротами Стены Аврелиана (в античном Риме они назывались Порта Фламиния, а сейчас Порта дель Пополо) . Отсюда начиналась дорога Виа Фламиния (так раньше называлась виа дель Корсо) , ведущая в Римини, и бывшая важнейшей дорогой в северном направлении. На протяжении столетий Пьяцца дель Пополо была местом проведения публичных казней.

Нынешний неоклассический вид площади - работа архитектора Джузеппе Валадье (1811-1822). Он убрал с площади фонтан работы Джакомо делла Порта 1572 года, приказал снести несколько зданий и стены, оставшиеся от плана Бернини по сооружению площади Св. Петра.

В центре площади возвышается египетский обелиск фараона Сети I (обелиск Фламинио или обелиск Пополо ) , привезенный из Гелиополя по приказу императора Августа.

Если смотреть с северной стороны, то видно, что от Пьяцца дель Пополо расходятся в разные стороны три улицы — Виа дель Корсо (via del Corso) в центре, Виа дель Бабуино (via del Babuino) слева и Виа ди Рипетта (via Ripetta) справа.

Церкви "близнецы" Санта Мария деи Мираколи (Santa-Maria-dei-Miracoli) и Санта Мария ин Монтесанто (Santa Maria in Montesanto) отмечают соединение улиц. Построены архитектором Карло Райналди и впоследствии достроены Бернини и Карло Фонтана (1662-1679 гг.)

Церковь Санта Мария дель Пополо
(Santa Maria del Popolo)

В античную эпоху на месте церкви находился мавзолей рода Домициев, к которому принадлежал император Нерон, считавшийся в народе Антихристом (так как при Нероне были казнены святые апостолы Петр, Павел и тысячи христиан). После самоубийства императора его прах также покоился в семейном склепе.
Но со времен раннехристианских общин бытовало мнение, что Нерон-Антихрист может вернуться и принести с собой горе и смерть.


Склеп Нерона. Гравюра Д. Пиранези

На руинах этой могилы, согласно преданию, выросло огромное ореховое дерево, в кроне которого поселились демоны в обличье черных воронов.

В 1099 году папа Пасхалий II велел срубить и сжечь дерево, а пепел вместе с останками могилы бросить в Тибр. На «проклятом» месте была построена часовня Девы Марии. В 1235 году по воле Папы Римского Григория IX она была расширена и стала церковью. В 1250 году он передал церковь ордену монахов-августинцев.

В 1472-1477 годах над реконструкцией Санта Мария дель Пополо работали Баччио Понтелли и Андреа Бреньо, которые превратили базилику в один из лучших образцов раннего итальянского ренессанса.

В середине XVII в. Бернини переделал фасад (по просьбе Папы Александра VII), придав ему барочный вид. Над апсидой базилики работал Браманте (здесь можно найти старейшее в Риме витражное окно, сделанное французом Гийомом де Марсийя) . Своды апсиды расписаны фресками Пинтуриккио.

Многие знатные семьи стремились приобрести фамильные капеллы в базилике. Это повлекло за собой участие десятков скульпторов, художников и архитекторов в оформлении частей интерьера.

Центральный неф

В глубине - алтарь и икона Мадонна дель Пополо. Арочные пролеты оформлены из стукко "под мрамор" Бернини по заказу папы Александра VII Киджи.

Правый неф

Капелла делла Ровере (первая справа). Пинтуриккьо. "Презепе" .

Капелла Чибо (вторая справа). Карло Маратта. "Непорочное зачатие".

Была создана для кардинала Альдерано Чибо в конце 17 века Карло Фонтана. Красота украшающих ее картин, бесценная мраморная облицовка стен и работа выдающихся мастеров делают ее одним из самых значимых сакральных монументов Рима конца XVII века.

Капелла Бассо делла Ровере (третья слева). Ученики Пинтуриккьо. "Мадонна с младенцем в окружении святых" .

Левый неф

Капелла Киджи (известна по книге и фильму «Ангелы и демоны») (вторая слева)

Начата в 1513 году по эскизу Рафаэля для своего покровителя Агостино Киджи и закончена Бернини в 1652-1656 году.

Мозаики купола «Бог-творец в небе, окруженный символами Солнца и семи планет» выполнены Луиджи де Паче по картону Рафаэля в 1516 году. Картина в алтаре «Рождение Девы» - Себастьяно дель Пьомбо.
Скульптуры Бернини - «Даниил и лев» и «Аввакум и ангел» .

Капелла Чезари (слева от алтаря)

К росписи капеллы Черази были привлечены мастера раннего барокко — Аннибале Карраччи и Караваджо .

В сентябре 1600 года кардинал Чезари купил предел в церкви Санта Мария дель Пополо и заказал Караваджо два евангельских сюжета на кипарисовых досках: обращение Савла и мученичество святого Петра

Заказ на центральную доску получил Анибалле Караччи.
Таким образом, заказчик решил как бы устроить состязание между двумя художниками представляющих разные школы.

Первоначальный вариант картин Караваджо был отвергнут родственниками внезапно скончавшегося Чезари. Первая картинка не сохранилась, а вторая «Обращение Савла» принадлежит частному собранию.
Наследники Черази опомнились, поняв, что переборщили, т.к. отвергнутые доски были приобретены по дорогой цене влиятельным кардиналом, и потребовали от художника неукоснительного соблюдения всех условий подписанного договора.

Вскоре были завершены новые картины для церкви Санта-Мария дель Пополо.
Следует признать, что неудача с первым их вариантом явно пошла Караваджо на пользу. Теперь его композиция обрела классическую завершённость и простоту.

Новаторским выглядит использование света, когда всё изображённое на полотнах сразу предстаёт взору зрителя, входящему в довольно тесную и неглубокую капеллу, которая благодаря скульптору Фонтане и росписям Таккони, украсившим своды и потолок, обрела величественный барочный вид, который усиливается центральной алтарной доской Карраччи.

Получилась капелла, которая издали выглядит подлинным храмом внутри храма.
Но это впечатление театральной помпезности приглушается сразу же при входе внутрь самой капеллы, на боковых стенах которой размещены два шедевра Караваджо, поражающих совершенством исполнения и суровой жизненной правдой.

Микеланджело Меризи да Караваджо.

Распятие святого Петра

Падающий справа пучок света раскрывает необычную композицию картины, которая имеет крестообразную форму, образованную диагональю креста с пригвождённым к нему апостолом и расположенными на полотне фигурами его истязателей, чьи головы, руки и ноги почти выпирают из плоскости полотна. (Согласно легенде апостол Петр попросил своих палачей распять его на кресте головой вниз дабы не уподобляли его, простого смертного, Спасителю).

С поразительным реализмом написана фигура апостола, для которого был выбран тот же натурщик, который позировал для Иосифа в «Отдыхе на пути в Египет» и для отвергнутого варианта «Апостола Матфея и ангела».

Напротив помещено ещё более лаконичное и скупое по колориту полотно, не лишённое той же монументальности, — «Обращение Савла» .

Этот распространённый в живописи сюжет повествует о том, как по пути в Дамаск гонитель христиан иудей Савл, (будущий апостол Павел), был внезапно ослеплён небесным лучом и, упав с лошади, услышал голос Христа: «Савл, Савл, почто ты гонишь меня?»
Караваджо решительно отказывается от традиционной иконографии, создав самую революционную картину в истории мирового религиозного искусства .
Он первым изобразил реальный, ничем не приукрашенный мир, освободившись от веками освящённой условности.

"Обращение Савла" Веронезе

"Обращение Савла" Микеланджело

Искусствовед Маттео Марангони пишет: "Картина “Обращение Савла” — это величайшая веха современного искусства и не столько в силу своего мощного реализма, а скорее благодаря новому революционному языку и стилю. Караваджо действительно оказался первым, кто взглянул на жизнь открытыми глазами, свободными от шор любой светской культурной и интеллектуальной традиции, от которой до конца не отрешился даже Тициан".

Церковники дважды отклоняли картину. В архиве церкви Санта-Мария дель Пополо хранится запись любопытного диалога между настоятелем церкви и художником:

— Почему у вас лошадь посредине, а Савл, будущий апостол Павел, лежит на земле?

— Так надо.

— Значит ли это, что лошадь должна заменить у вас Бога?

— Нет, она лишь освещена божественным светом.

Героем картины является не одержимый поиском истины заблудший человек, а великолепно написанная огромная лошадь, занимающая почти всю поверхность полотна. Картина лишена всякого намёка на благоговение перед свершившимся чудом — в ней всё предельно жизненно и достоверно.

Задуманного Черази состязания так и не получилось.
Любой человек, войдя в церковь, издали будет привлечён богатством мраморного обрамления капеллы и ярким пятном алтарной картины.
Но, оказавшись в самой капелле, лишь на миг остановит взгляд на работе Карраччи, перегруженной персонажами и деталями, и всё его внимание окажется прикованным к двум боковым полотнам.

Римские острословы отвели душу, потешаясь над пышущей здоровьем розовощёкой Девой Марией на доске Карраччи, которая плывёт в небесах по-лягушачьи, запутавшись в развевающихся ярких одеяниях. Вот отчего двое из апостолов терпеливо смотрят вниз в ожидании её приземления, а остальные девять устремили взоры вверх к плывущей средь облаков Деве. Весьма любопытна фигура одного из них справа. Апостол смотрит куда-то в сторону и делает руками знаки «майна-вира» кому-то — видимо, стоящему у лебёдки за пределами картины ангелу, которому надлежит поднимать и опускать летящую Марию в окружении пухлых крылатых ангелочков. Но особое удивление вызывает погрудное изображение обнажённого андрогинного существа, приросшего слева к фигуре Девы и напоминающего её сиамского близнеца.

В центре капеллы - Караччи "Вознесение Богородицы" (1601 г.)

Освящение и открытие для обозрения капеллы Черази стали подлинной сенсацией в Риме.
На торжественной церемонии в церкви присутствовали знать и высшее духовенство. Несмотря на яркий колоризм в духе утверждавшегося в Риме нового стиля барокко, алтарная доска Карраччи с её нарочитой красивостью не выдерживала никакого сравнения с полными драматизма и жизненной правды двумя боковыми полотнами Караваджо, которые несли в себе то новое, чего ещё не знала мировая живопись. Оба мастера присутствовали на церемонии, но так и не подошли друг к другу.

– красноречивое свидетельство того, что истинная красота часто прячется под невыразительной оболочкой. Её фасад не притягивает взгляды изощрённой отделкой или необычными формами, но за стенами скромного с виду здания скрываются уникальные сокровища.

Здание церкви построено в 1470-х годах. Раньше на её месте стояла римская часовня конца XI века. Своим названием базилика обязана древней легенде: считалось, что когда-то здесь находилась гробница Нерона, жестокого гонителя христиан. Спустя века над склепом вырос тополь (на латыни populus), в кроне которого собирались стаи воронов. Место прослыло проклятым, горожане обходили его стороной до тех пор, пока в 1099 году Папе Римскому Пасхалию II не явилась Дева Мария и не приказала срубить дерево. Папа незамедлительно исполнил волю Пресвятой Богородицы и повелел возвести на этом месте часовню, названную её именем.

Другая версия не так романтична: некоторые историки полагают, что название возникло от словосочетания popolo romano («римский народ»), поскольку средства на строительство часовни собирали всем миром.

В 1277 году по приказу Папы Григория IX на месте часовни появилась небольшая церковь. Тогда же в неё из (Basilica di San Giovanni in Laterano), расположенного на Латеранском холме здесь же, в Риме, была перенесена икона Божьей Матери, созданная, по преданию, самим Евангелистом Лукой. На самом деле образ мадонны был написан в XIII веке в .

В 1250 году церковь перешла под юрисдикцию ордена Святого Августина. Здание несколько раз перестраивалось; глобальной реконструкции оно подверглось в середине XV века по приказу Папы Сикста IV. Работы по перестройке осуществлялись под руководством Андреа Бреньо (Andrea Bregno) и Баччо Понтелли (Baccio Pontelli). Санта Мария дель Пополо стала одной из первых церквей в Риме, в архитектуре которых преобладает стиль Возрождения. Именно тогда базилика приобрела тот вид, который сохранился до наших дней.

Интерьер

Стоит только переступить порог, и взгляду открываются роскошные интерьеры, какие увидишь не во всяком городском кафедральном соборе.

Скромная снаружи, посвящённая Святой Богородице церковь открывает себя с самой неожиданной стороны. А когда узнаёшь, что за великие шедевры украшают стены базилики, и какие громкие имена стоят за их созданием, понимаешь, что пройти мимо было бы непростительной ошибкой.

В разные годы проектированием и оформлением интерьеров церкви занимались Донато Браманте (Donato Bramante), (Raffaello Santi), Андреа Бреньо. В середине XVII века (Giovanni Lorenzo Bernini) осуществил ещё одну масштабную реконструкцию базилики; с тех пор в её убранстве преобладает стиль барокко.

Капелла Киджи

Косвенно с церковью знаком всякий, кто никогда не бывал в Вечном Городе, но смотрел экранизацию романа Дэна Брауна «Ангелы и демоны». Действие фильма частично разворачивается в капелле Киджи (Chigi). Она носит имя заказчика, банкира Агостино Киджи. Проектировал будущую усыпальницу богатого рода Рафаэль Санти; он украсил купол капеллы мозаикой «Сотворение мира». До конца XVI века в церкви находились и две живописные работы мастера. Спустя сто лет Бернини реконструировал капеллу по заказу другого представителя рода, кардинала Фабио Киджи, позже ставшего Папой Александром VII.

Работы Караваджо в капелле Черази

Капелла Черази (Cerasi) связана с не менее знаменитым итальянским мастером, (Caravaggio). Здесь хранятся две его подлинные работы, «Обращение на пути в Дамаск» (иначе «Обращение Савла») и «Распятие апостола Петра».

«Обращение Савла», выполненное в стиле реализма – одно из самых ярких проявлений таланта Караваджо. Над алтарём висит холст «Вознесение Девы Марии» работы Аннибале Каррачи (Annibale Carracci).

Пинтуриккьо в капелле делла Ровере

Стоит особо отметить и капеллу рода делла Ровере (Della Rovere). Она построена в конце XV века и расписана Пинтуриккьо (Pinturicchio) и его учениками. Пинтуриккьо оформил и капеллу Сайбо (Cybo), но результаты его работы нам не увидеть: в конце XVII века капелла была реконструирована последователем Бернини архитектором Карло Фонтана (Carlo Fontana).

Другие капеллы

Капеллы Сайбо-Содерини (Cybo-Soderini), или капелла Распятия, и Теодоли (Theodoli) не так «популярны» среди туристов, но не менее интересны. Оформлением первой занимался фламандский художник Питер ван Линт (Pieter van Lint. В ней находится деревянное распятие XV века. Вторая выполнена в стиле римского маньеризма и украшена лепным декором работы скульптора Джулио Маццони (Giulio Mazzoni).

Алтарь базилики украшают два витражных окна работы француза Гийома да Марсилла (Guillaume de Marcillat). Их датируют 1509 годом, а потому они считаются самыми старыми в Риме. Сам же алтарь выполнен Андреа Бреньо в 1472-1477 годах.

Часы работы, как добраться

Базилика расположена на (Piazza del Popolo), 12.

Церковь открыта ежедневно с 7:00 до 12:00 и с 16:00 до 19:00, по воскресным дням с 8:00 до 19:30. Вход свободный.

Проезд на общественном транспорте: на метро по ветке A (красная) до станции Flaminio или Spagna, далее пешком.

↘️🇮🇹 ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ И САЙТЫ 🇮🇹↙️ ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ