Соборование в храме косьмы и дамиана. Храм Косьмы и Дамиана в Шубине: часы работы, расписание богослужений, адрес и фото

Мой любимый храм в Москве - Космы и Дамиана около памятника Долгорукому на Тверской. Для меня это оплот разумности и адекватности, демократии и пример того, каким действительно должен быть храм и настоятель (Александр Борисов - преемник и когда-то друг Александра Меня). В прошлую Пасху на ночной службе кого мы только не видели - и мотороллеров в кожанках и с татуировками, и хиппи с дредами и фенечками, и девушек, одетых в национальные льняные платья до пят с вышитыми узорами. И все стояли до четырех утра, потому что вера - она не про внешние атрибуты, она про внутреннее.

В общем, для меня это такой маячок. Интересно, что проповеди Александра Борисова со служб аккуратно выкладывают на сайте в формате ютуб, а сейчас там появился еще один чудесный священник из Израиля - Иоанн Гуайта. Он говорит с акцентом, но в нем чувствуется энергия и заряд и очень образован, читает лекции . Я стала слушать про Символ Веры , например, и очень понравилась (надо теперь придумать, как скачать на телефон и слушать в дороге). В апреле я попала на службу, куда пришло много людей с детьми (они так и пишут в расписании: приглашаются прихожане с детьми). Гомон, щебет, и классно, что на эту литургию выкатили экран, на котором шли субтитры всей службы - что говорит священник, что поет хор. Гуайта объяснял, что хор - он как бы только направляет, а смысл в том, чтоб петь всем вместе, и народ, действительно, глядя на экран, стал петь, и это, действительно, совсем другое ощущение общности и действа.

Но кроме того, что они говорят, мне очень нравится, что они делают. Это первое место, где я увидела призывы писать заключенным, и тогда это казалось чем-то непонятным, экзотикой. Теперь уже так не кажется. На майских, открыв их сайт, обнаружила прям-таки блог-рассказ Борисова о его впечатлениях от посещения колонии ИК-18 в пос. Харп Салехардской епархии (ИК-18 – это Исправительная Колония с романтическим названием «Полярная сова»). Это так трогательно!


"За эти дни удалось исповедовать и причастить 49 осужденных к пожизненному лишению свободы, из них трое приняли Крещение в один из этих дней. Все эти люди очень разные и в отношении уровня и горячности своей веры, и в отношении усердия в чтении Св. Писания и молитвенного правила. Последнее никак не коррелирует с уровнем образованности или начитанности. Все они переживают свое обращение к христианской вере уже в условиях тюрьмы как огромное счастье в их жизни и относятся ко всему, что связано с верой и таинствами в высшей степени серьезно. Все они осознают свое преступление, как величайшую ошибку в своей жизни. Хотя нельзя не сказать, что двое из 49 человек не признают себя виновными, и считают, что они стали жертвами неправильного судебного разбирательства, когда следствию надо было на кого-то «повесить» совершенные преступления. Конечно, мне об этом судить трудно, но, безусловно, эти люди заслуживают особенной молитвы о них (Роман, Илья). Однако надо сказать, что и они стали людьми глубокой и горячей веры и также, как и все остальные, были очень рады возможности исповедоваться и причаститься Св. Христовых Таин.

Вообще на примере общения с этими осужденными видно, как вера, Св. Писание и молитва по настоящему наполняет жизнь людей, в настоящее время лишенных в сущности всего. Почти у всех у них за плечами 2-3 судимости. Совершенные убийства (а приговоры к пожизненному лишению свободы выносятся за убийство двух и более лиц), как правило, совершенно нелепые, по пьянке, в крайнем гневе и т.п. Слушая их признания, становится совершенно ясно, что в момент преступления люди превращаются в орудие сатаны и совершают поступки совершенно противоестественные для самих себя. Это, по-видимому, не относится к серийным убийцам, маньякам, где власть сатаны постоянно довлеет над их сознанием. Но с такими людьми мне встречаться пока не доводилось.

Одно из великих благословений нашего времени состоит в том, что в настоящее время нет абсолютно никаких препятствий для верующих обращаться с сочувствием и проповедью ко всем этим людям, преступившим закон, а нередко и ставшими жертвами судебной ошибки или трагического стечения обстоятельств. Не забудем, что всего лишь 25 лет назад все это было абсолютно запрещено. Общение письмами с этими людьми, книжные бандероли, небольшая поддержка посылками или небольшими денежными переводами (для зека и 500 рублей в месяц – огромная поддержка), - все это может совершенно изменить сердца и судьбу этих людей. А ведь те, которые осуждены не пожизненно (а это большинство), вернутся в свои дома, к своим родным и знакомым другими людьми, верующими, созидателями, а не разрушителями жизни. Я не знаю, как обстоит дело с осужденными в других странах, но у нас, в России практически все осужденные с радостью готовы переписываться с верующими православными христианами. Можем ли мы, верующие христиане упускать эту данную нам уникальную возможность проповеди своему народу, причем самой неблагополучной его части?! Думаю, что практически каждый из прихожан за редким исключением (многодетные матери и тяжелобольные люди) могут переписываться с одним, максимум двумя (не больше) осужденными. Обратный адрес, разумеется – адрес нашего храма .

Свое название Столешников переулок получил оттого, что в XVI–XVII веках здесь жили столешники – ткачи, производившие скатерти для царского двора. П.В Сытин отмечает: «Впервые Столешников переулок, как Рождественская улица, упоминается в духовной грамоте Ивана III в 1504 году. Но стоявшая уже в первой половине XIV века церковь Космы и Дамиана, что в Шубине, и наименование в XVIII веке переулка Шубиным заставляют предполагать, что переулок существовал в XIV веке». В Столешниковом переулке жил В.А. Гиляровский, который говорил, что в нем, «как в капле воды солнышко, отражается вся жизнь города». У В.В. Маяковского есть замечательные строчки:

Люблю Кузнецкий
(простите грешного!),
потом Петровку,
потом Столешников;
по ним
в году
раз сто или двести я
хожу из «Известий»
и в «Известия».

По одной из версий, название местности Шубино дали «шубники» – скорняки, торговавшие шубами и мехами. Об этом пишет И.К Кондратьев в «Седой старине Москвы». По другой, более обоснованной версии, здесь в XIV веке находился двор боярина Иакинфа Шубы – сподвижника Дмитрия Донского. В 1368 году литовский князь Ольгерд пошел войной на Московское княжество. Об этом упоминает Н.М. Карамзин в «Истории государства Российского»: «Изумленный великий князь отправил гонцов для собрания войска и, желая остановить стремление неприятеля, велел боярину, Димитрию Минину, идти вперед с одними полками московскими, коломенскими и дмитровскими.

Вторым начальником был воевода князя Владимира Андреевича, именем Иакинф Шуба. Уже Ольгерд, как лев, свирепствовал в Российских владениях: не уступая монголам в жестокости, хватал безоружных в плен, жег города. Многие наши князья, бояре легли на месте, и полки московские были истреблены совершенно. Три дня Ольгерд стоял под стенами Кремля, грабил церкви, монастыри, не приступая к городу». Иакинф Шуба героически погиб в крупном сражении близ Тростенского озера. Известный историк И.М. Снегирев связывал название местности Шубино с гонцом Шубиным-Грязновым, который, возможно, являлся потомком Иакинфа Шубы.

Святые Косма и Дамиан были родными братьями, жившими в III веке в Асии. Асией (или Азией) римляне называли юго-западную часть нынешнего полуострова Малая Азия. С течением времени наименование Азия стали прилагать ко всему полуострову и, наконец, ко всей части света, лежащей на востоке от Европы. В житии Космы и Дамиана, написанном Димитрием Ростовским, говорится: «Косма и Дамиан были как бы два светильника на земле, сияющие добрыми делами. Они получили от Бога дар исцелений и подавали здравие душам и телам, врачуя всякие болезни, исцеляя всякий недуг и всякую язву среди людей и изгоняя злых духов».

Даже после кончины святые Косма и Дамиан продолжали совершать чудеса. Братьев похоронили в одной гробнице, к которой приходило огромное число больных, получавших исцеление. Уже в IV–V веках их стали почитать как покровителей врачей и аптекарей, а позже – всех нищих. К Косме и Дамиану обращались за помощью во время эпидемий и лечения язвенных и других заболеваний. На Руси святые братья-врачеватели были покровителями святости и нерасторжимости истинного христианского брака, устроителями счастливого супружества. В народе их считали «рукомесленниками», кузнецами-бессребрениками или Божьими кузнецами.

У кузнечных мастеров в день памяти святых был профессиональный праздник, в который они никогда не работали. В иконографии святых отражалась их причастность к врачебному мастерству: их изображали держащими в руках коробочки для хранения лекарственных средств. Е.Л Мадлевская в энциклопедии «Русская мифология» отмечает: «Коему и Демьяна почитали как покровителей лекарей и знахарей и обращались к ним с просьбами и молитвамиоб исцелении людей или животных. Имена святых нередко встречаются в заговорных текстах, направленных на избавление от кровотечений, грыжи, трясовицы (лихорадки) и других недугов.

Вот как, например, выглядит обращение в тобольском заговоре от зубной боли, где святые братья превращаются в единый персонаж: «Батюшка Козьма Демьян лежит в пещере, его белые зубы не болят, и у меня раба Божия (имярек) не боли». На Руси к братьям-бессребреникам относились с особым трепетом, любовью и благоговением. Их воспринимали как кузнецов, которые выковывают свадебные венцы и сами свадьбы, причем благополучиебрака зависело от качества работы святых кузнецов. Перед свадьбой невеста обращалась к Косме и Дамиану в свадебной песне:


Матушка, Кузьма-Демьян!
Скуй нам свадьбу
Крепко-накрепко,
До седой головушки,
До долгой бородушки!
Кузьма-Демьян
По сеням ходила,
Гвозди собирала,
Свадьбу ковала!

Первое упоминание о церкви в местности Шубино находим в Софийском временнике под 1368 годом. В нем говорится, что воевода Дмитрия Донского «Иакинф Шуба имел двор около Тверской, основал церковь своего имени Иакинфа, в ней затем явился второй Космодамианский придел». Древнейшим названием церкви было «Космы и Дамиана на Ржищах». Когда-то на этом месте находились широкие ржаные нивы, возле которых происходили народные гуляния. В документах XVIII века встречается и другое название – «Космы и Дамиана, что за Гагариным двором», потому что на Тверской улице с XVII века находилась усадьба знатных князей Гагариных.

В архивных документах Космодомианская церковь впервые упоминается в 1625 году. Тогда храм был деревянным и имел приделы святителя Николая и священномученика Поликарпа. В 1626 году в Москве случился сильный пожар. Вместо сгоревшей во время пожара деревянной церкви решили возвести каменную. Судя по всему, строительство храма затянулось, так как обнаруженный реставраторами орленый кирпич в кладке здания обычно датируется серединой XVII века. Главный престол нововыстроенного храма освятили во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. Однако в народе церковь по-прежнему называли Космодамианской.

В 1703 году началась капитальная перестройка сильно обветшавшего храма. Приход церкви Космы и Дамиана в Шубине был беден, поэтому восстановительные работы затянулись на десять лет. А указ 1714 года о запрете каменного строительства во всей России, кроме Петербурга, прервал строительство на неопределенный срок. Только через восемь лет восстановление храма продолжилось: «1722 года октября 6-го дня запечатан указ о строении церкви по челобитью церкви Космы и Дамиана, что в Шубине, попа Дмитрия Иванова с прихожаны, велено им недостроенную тоя каменную Космодемьянскую церковь противу указу достроить».

Каким образом священнику удалось получить разрешение на возобновление строительства храма «противу указу», остается загадкой для исследователей. Церковь Космы и Дамиана приобрела облик, характерный для первой четверти XVIII века, но сохранила плановую композицию и части кладки храма, заложенного в 1626 году. Над четвериком был возведен широкий восьмерик, завершенный сводом с главкой на ажурной белокаменной подставке из волют. В результате затянувшегося более чем на двадцать лет строительства Космодемьянская церковь вобрала в себя особенности архитектуры конца XVII – начала XVIII века.

Фигурные наличники на окнах четверика и арочные волюты, приставленные к шейке главы, – такое сочетание можно встретить лишь на разновременных частях одного храма. В это же время была построена двухъярусная колокольня (также восьмерик на четверике), завершенная изящным шпилем. В XVIII веке частым топонимическим уточнением в названии Космодамианской церкви было «за Золотой решеткой». Исследователи точно не знают, где находилась эта решетка. Может быть, она закрывала красивое высокое крыльцо, ведшее в храм Космы и Дамиана в Шубине с переулка. В 1773 году церковь ремонтировалась после очередного пожара.

Во время нашествия на Москву французов в 1812 году произошло настоящее чудо: храм Космы и Дамиана в Шубине уцелел в страшном московском пожаре и даже не был разграблен неприятелем, хотя все соседние строения сильно пострадали. В сентябре 1812 года у стен церкви были расстреляны «зажигальщики Москвы» – случайно схваченные на улицах москвичи. По свидетельству современников, «безвинные жертвы смерть претерпели» перед изображенной снаружи на церковной стене иконой Спасителя. Согласно церковной справке 1813 года, «церковь Космы и Дамиана в хорошем состоянии, не горела, и ничем не повреждена ни по наружности, ни по внутренности».

В той же справке сообщается: «Серебряные вещи как то: три Евангелия, двои сосуды, три креста, два кадила и оклады с образов, сколько их было, соблюдены, риз шелковых материй пар по десяти и книги, потребные для священнослужения, имеются, приходских дворов не горелыми остались три, из обгорелых отстраиваются два, у священно– и церковнослужителей домов собственных нет, а живут они в отведенном казенном доме главнокомандующего». Во время послепожарной реконструкции Москвы была закрыта и разобрана церковь Воскресения Словущего на Дмитровке. Ее приход перевели в Космодамианский храм, к которому пристроили северный Воскресенский придел.

Восьмерик колокольни был окружен колоннами тосканского ордера. Рядом с церковью по линии переулка выстроили двухэтажный каменный ампирный дом причта. В «Московских церковных ведомостях» за 1889 год приводятся интересные подробности: «В 1840-42 годах храм сей усердием церковного старосты, почетного гражданина первой гильдии купца В.И Борисовского, обновлен. В настоящей церкви Благовещения устроен трехъярусный с колоннами и резьбою иконостас лучшей работы, вызолоченный с написанными вновь иконами. Храм освящен Высокопреосвященнейшим митрополитом Филаретом в 1842 году, весною, причем произнесено было и слово».

В 1857 году усилиями сыновей купца Борисовского вместо прежней колокольни была возведена новая. Одновременно построили южный придел, куда из трапезной перенесли Космодамианский престол. Ампирная обработка фасадов была заменена псевдовизантийской. В 1887–1897 годах на средства купца Д.Р. Вострякова, пожертвовавшего церкви более 10 тысяч рублей, расписали масляной живописью купол, стены храма и алтаря, обновили главный иконостас и устроили новый иконостас в приделе Космы и Дамиана. В 1910-х годах регентом храма был композитор П.Г. Чесноков, произведения которого входили в репертуар Синодального хора и других крупных хоров.

В 1922 году после появления декрета ВЦИК об изъятии церковных ценностей в помощь голодающим Космодамианскую церковь разграбили. Изъяли более семи пудов серебра, один бриллиант, сорок драгоценных камней, ризу с драгоценными камнями и крест с алмазом. В 1929 году храм Космы и Дамиана закрыли. Через четыре года колокольня церкви была разрушена до второго яруса. Рядом построили жилой дом с рестораном «Арагви». В конце 1950-х годов вместо Космодамианской церкви хотели возвести многоэтажный дом. К счастью, этот проект не был осуществлен. Долгое время в здании храма находилось книгохранилище Библиотеки иностранной литературы.

В 1958 году в церкви разместилась типография хозуправления Министерства культуры. Главный инженер типографии В.А Светлов распорядился замазать фрески краской, но так, чтобы их можно было легко восстановить. Хоть Космодамианскую церковь и удалось спасти от сноса, некоторых разрушений избежать не удалось. Помещение храма приспособили под нужды типографии, к зданию сделали пристройку. У алтарей устроили площадку для выгула собак. В 1970-х годах снесли двухэтажный дом причта XIX века. В 1977 году началась реставрация: были восстановлены главка с золотым ажурным крестом, верхний ряд окон четверика и некоторые украшения восьмерика.

Летом 1991 года по благословению патриарха Алексия II в Космодамианском храме возобновились богослужения. Правда, совершались они в небольшой комнатке в нижнем ярусе колокольни, потому что здание храма продолжала занимать типография. На Пасху 1992 года, после шестидесятилетнего перерыва, в церкви Космы и Дамиана вновь совершилась Божественная литургия. Только в 1995 году были разобраны конструкции второго этажа типографии и начались работы по восстановлению внутреннего убранства храма. Благодаря реставраторам во главе с В.Г. Ветошновым удалось раскрыть и восстановить росписи XIX века в центральной части храма.

Реставраторам пришлось выполнить колоссальную работу: порой приходилось удалять в одном месте до десяти красочных слоев. В ходе восстановительных работ в центральном алтаре под слоем штукатурки была найдена икона Благовещения Пресвятой Богородицы. 13 ноября 1997 года в Космодамианскую церковь возвратили храмовую икону святых бессребреников Космы и Дамиана Ассийских, которая в течение долгого времени хранилась в церкви Воскресения Словущего в Брюсовом переулке. В 1998 году возле Космодамианского храма, наконец, возвели звонницу. Новые колокола отлили на заводе ЗИЛ и установили как раз накануне Пасхи.

Почти незаметная с многолюдной Тверской улицы, церковь Космы и Дамиана в Шубине, несомненно, достойна внимания каждого, кто прогуливается в районе Тверской площади. Незатейливый восьмерик на четверике обладает рядом характерных черт. Углы объемов храма выделены лопатками, грани восьмерика украшены широкими прямоугольными арочными нишами. Окна четверика обрамлены наличниками с разорванными фронтонами в духе московского барокко. В северном портале церкви сохранились кованые железные двери, относящиеся, по мнению исследователей, к первой четверти XVIII века – времени строительства храма.

К востоку от южного портала в наружной стене уцелела белокаменная надгробная закладная доска в виде барочного картуша. Нижняя белокаменная часть ограды, появившейся в XVIII веке, служила подпорной стенкой церковного холма. Разновременные элементы Космодамианской церкви на удивление гармонично сочетаются друг с другом. В 2105 году у этого самобытного московского храма, наконец, вновь появилась настоящая колокольня, и он вновь обрел свой голос. Сегодня при церкви Космы и Дамиана в Шубине действуют приходская воскресная школа, молодежный православный семинар и семинар библейского общества.

Пасхальное письмо

"Перестаньте рыдать, но, радуясь вашему спасению, возгласите всем о том, что восстал Господь!" - так просто и задушевно призывает нас стихира второго дня Праздника. И действительно, разве не рыдаем мы, разве сердца наши не стеснены горем от множества житейских, личных и общественных бед, от трагедий, совершенных нами и отцами нашими в прошлом, от беспросветности будущего? - Да, всё это с нами, но перестанем рыдать. Этот мир не станет другим, но Иисус, восстав от смерти, открыл нам иной мир, мир, который потерял Адам, проявив непослушание Богу, и который люди за многие тысячелетия так и не смогли вернуть себе, несмотря на все героические попытки и духовные дерзания.

Этот мир совершенного Божественного бытия не находится где-то "за горизонтом", но вот - он в нас есть, только, пребывая в нас он был недоступен для нас. И так как этот мир, именуемый "Царствием Божьим", "в нас есть", и люди сознательно, полусознательно или бессознательно всегда ощущали его в себе, они не переставали искать совершенство, Бога и Святыню повсюду, от сияющих высот религиозных прозрений до мрачных долин социальных экспериментов.

Но "Царство Божие внутри нас есть", и его не надо искать, его надо открыть в себе - найти в железобетонной стене нашей души потаенную "зеленую дверь". Стена нашей души - наш твердокаменный эгоизм - мы каждый миг живем для себя, а дверь видна только тем, кто сумел жить для другого - ближнего и дальнего. Не он для меня, а я для него - вот капли для глаз, позволяющие увидеть таинственную дверь. Но открыть ее можно только тому, кто всю жизнь строит на этом принципе самоотвержения. И, как показал опыт истории, "человеку это невозможно". "Но Богу всё возможно" - и вот, сшедший с Небес человек Иисус Христос, не имеющий в Себе первородного греха, сделал то, что никто не смог сделать до Него - Он не только увидел дверь, не только указал на неё другим, Он и открыл ее для всех Своей смертью и Своим воскресением. Смертью - потому что зло мира пожелало убить Его и Он не стал противиться этому желанию мира (и в этом был последний акт альтруизма Иисуса). Воскресению - потому, что не имея в нем ни грана эгоизма, смерть не смогла удержать Его в своей власти. Он - восстал из мертвых. Потому и поем мы, что "Он смертью Своей попрал смерть". И как в мир этот пришел Иисус для нас, так и восстал не для Себя, а для нас. Теперь в Нём имеем мы дверь, пройдя через которую входим в иной мир - мир, в котором нет ни рыдания, ни боли, ни смерти, но только покой и радость нескончаемая. Закрытое для нас "Царство Божие внутри нас", открыто Иисусом Христом. Он дает Адаму обрести вновь себя - вернуться в утраченный образ Божий. Ведь царство - это та область, где кто-то царит. И вот, из мира, где царим мы, себе на слезы и смерть (что хочу - то и ворочу), переходим мы в мир, где царит Бог и мы царим в Нём.

Воскрес Господь, и открыта для каждого эта немыслимая возможность божественной жизни, жизни в Боге, жизни Божьей. Теперь, после воскресения Христова, ничто не лежит между этой жизнью и нами кроме нашей воли. Захотим - и будем в Боге, не захотим - и не будем. Но, дорогие друзья, давайте же захотим - ведь восстал Господь, поправ смертью смерть, и Он - всесилен!

Проф. Андрей Зубов. Пасха 2016 г.

Местечко, в котором был возведен храм Космы и Дамиана в Шубино , своим названием обязано «шубникам», мастерам в изготовлении меховых изделий.

По другой версии, в 14 веке здесь находился двор боярина Шубы, потому принадлежавшее ему место назвали «Шубиным».

История храма в Космодамиановского храма в Столешников переулке

Впервые храм бессребреников Космы и Дамиана упоминается в Софийском временнике.

Запись под 1368 годом говорит о том, что воевода Шуба основал церковь с приделом своего имени, а позднее открыл придел в честь святых бессребреников Космы и Дамиана.

1625 - следующий год, под которым в архивных документах значится храм.

На тот момент он был деревянным, поэтому случившийся здесь пожар с легкостью уничтожил святыню. На месте сгоревшей церкви возводят каменную, строительство которой затянулось на 30 лет.

Главный придел храма освятили во имя Благовещения Богородицы, однако среди местного населения закрепилось название «церковь Космы и Дамиана», возможно, по той причине, что престол в честь этих святых перенесли из сгоревшего храма в новый.

Вскоре официальная формулировка, звучавшая как «храм Благовещения в Шубине», была заменена на более привычную и понятную - «храм Космы и Дамиана» в Шубине.

К 1703 году появилась необходимость перестройки церкви, поскольку здание сильно обветшало.

Строительство шло медленными темпами из-за отсутствия средств. Чтобы сэкономить, храм покрыли деревянной крышей, которая целиком сгорела в 1773 году вместе с хозяйственными постройками.

В 1785 году в церкви был сделан ремонт, заменили иконостас, стены расписали заново.

В 1812 году, как полагают историки, храм святых бессребреников Космы и Дамиана просто не мог уцелеть в пожаре. Однако многочисленные документы говорят об обратном: святыня не только сохранилась, но и даже не была разграблена. Поэтому и религиозная жизнь здесь началась довольно скоро.

Храм Космы и Дамиана в Шубине расширяется и богатеет на глазах.

Строится северный придел, возводятся дома для служителей церкви, улучшается внутреннее убранство благодаря многочисленным пожертвованиям верующих. Храм славится своими многочисленными реликвиями, от которых в скором времени не останется и следа.

В 1922 году из церкви были изъяты материальные ценности, а в 1929 году ее закрыли.

Сначала в стенах святыни размещалась библиотека, позднее - типография.

В 50-х годах на месте церкви святых бессребреников Космы и Дамиана предполагалось построить жилой многоэтажный дом. К счастью, этого не произошло. Сюда перевезли министерскую типографию, роспись храма закрасили, благодаря чему она и сохранилась.

В 70-х годах начались восстановительные работы.

В 1991 году в храме Космы и Дамиана возобновились богослужения, при том, что в стенах здания продолжала работать типография. Станки вывезли лишь спустя 2 года.

Сегодня храм открыт для всех желающих. Он живет полной жизнью, участвует в благотворительности и, конечно же, откликается на все религиозные события и традиции, не забывая создавать традиции собственные.

Путеводитель по архитектурным стилям

Название она получила по располагавшемуся здесь в XIV веке двору воеводы Иакинфия Шубы. Но есть версия, что в этих местах жили шубники или скорняки.

Историки полагают, что храм святых бессребреников Космы и Дамиана не мог уцелеть в пожаре 1812 года. Документы говорят об обратном: хотя у его стен наполеоновские солдаты расстреляли обвиненных в поджогах москвичей, саму святыню они не тронули. Но после войны барочную церковь все равно перестроили в стиле классицизм.

В 1910–1920-х годах регентом храма был композитор духовной музыки Павел Чесноков. Видимо, он отпевал 21 марта 1916 года живописца В.И. Сурикова, скончавшегося в соседнем здании гостиницы «Дрезден».

В 1920-х годах храм закрыли, а в 1933 разрушили колокольню до первого яруса.

Что есть что в церкви

В здании церкви в Шубине устроили хранилище Библиотеки иностранной литературы. Это спасло храм, хотя на его месте хотели построить жилой дом.

Церковь Косьмы и Дамиана в Шубине частично отреставрировали в 1970-е годы. Тогда стало известно, что в интерьере сохранились фрагменты живописи XVIII-XIX столетий. В 1991 году в храме возобновились богослужения, а в 2003 восстановили колокольню. Восемь ее колоколов, которые отлили на средства почетных жителей города, утрачены, но на заводе ЗИЛ изготовили новые.