Мечеть звезды дакка. Мечеть звезды

Почти каждый турист, посетивший Малую мечеть Ханского дворца, с удивлением спешит задать вопрос: «А что в мусульманской мечети делает Звезда Давида?»
Шестиконечная звезда или гексаграмма – один из наиболее древних знаков, который встречается в различных культурах еще с бронзового века. Выполняя декоративные функции, звезда (два треугольника, наложенных друг на друга в противоположном направлении) встречается в резьбе по камню, дереву, в оформлении рукописей и пр. В индийской философии шестилепестковый цветок – это сакральная Свадхистана-чакра, в средневековой Европе – это весьма популярный магический символ, который изображался в книгах по оккультизму и магии. Шестиконечная звезда у славян называлась «Звездой Велеса» и изображалась на различных культовых и бытовых предметах.
Синяя гексаграмма сегодня отождествляется чаще всего с иудеями. По легенде, форма щитов армии царя Давида была в форме гексаграммы. Голубая Звезда Давида стала центральным символом на государственном флаге Израиля.
Но и в исламском мире шестиконечная звезда – один из самых ранних символов: это Печать Сулеймана, легендарного древнего правителя, который носил перстень, позволявший ему понимать язык зверей и птиц и управлять джиннами. Она также помещалась на полотнище флагов: к примеру, на флаге одной из древнетюркских анатолийских династий – Караманов, подчинивших себе в XIV в. Центральную и Южную Анатолию.
Вообще цифра 6, изображение шестилепесткового цветка либо шестиконечной звезды имеют особый смысл и множество трактовок в суфизме. Выполняя функцию мощного оберега против злых сил, такая звезда встречается во всех видах исламского искусства. В архитектуре Ханского дворца, в предметах этнографии крымских татар мы встречаем множество таких примеров. Гексаграмма здесь – в резьбе по камню на надгробиях ханского кладбища, в сложном геометрическом орнаменте деревянных наборных потолков, в оформлении рукописных книг и Коранов, в бронзовой и медной посуде, в ювелирных украшениях и вышивке. Но более всего привлекают внимание оконные витражи Малой дворцовой мечети (расположен над михрабом) и Большой дворцовой мечети (находится снаружи, со стороны Ханского кладбища).

Сафие Абдураманова, научный сотрудник
МИККТ ГБУ РК БИКАМЗ

Каменное надгробие

Фрагмент потолка Ханской столовой

Фрагмент поясной пряжки. Латунь, гранат, диопсид. 19 в.

Мечеть Звезды или «Мечеть Тара» расположена в столице Бангладеш - Дакке, городе, относящемся в провинции Арманитола. Эта совершенно удивительной красоты мечеть стоит в старой исторической части города. Мусульманский храм оформляют многочисленные декоративные элементы, а еще его стены и панели украшены тысячами синих звезд, что и дало название этой мечети. Но это сооружение не раз перестаивалось и подвергалась реставрациям, прежде чем стать самым красивым мусульманским храмом города Дакки.

Первоначальный вариант храма в Дакке возник на этом же месте в начале восемнадцатого века, он был прямоугольной формы, с тремя арочными входами по восточному фасаду и дверными проемами в северной и южной стенах. Но, позднее его решили видоизменить. Новый проект был составлен архитектором Мирзой Голам Пиром, строительство было завершено к середине девятнадцатого столетия. Мечеть Тара стала единственной мечетью столицы Бангладеш, возведенной в архитектурном стиле династии Великих Моголов. Даже несмотря на дальнейшие переделки и дополнения она хранит свои первоначальные формы, являясь хранилищем самых изысканных и выдающих произведений искусства. Примечательно то, что в украшении внутреннего интерьера постоянно прослеживается «звездная тема»: звездами декорированы все стены, а также декоративные панели.

После переделки Мечеть Звезды была дополнена башнями в каждом углу, ее увенчали три купола, из них центральный – самый большой. Но ее опять дополнили через несколько десятков лет. В начале двадцатого века при финансовой помощи бизнесмена Али Бепари, храм снова был реконструирован и перепланирован: с востока здание мечети пополнила веранда. Кроме того, мастера обнаружили во время реставрационных работ фрагменты декоративных мозаик, созданных из осколков китайского фарфора, которые некогда создавали традиционные узоры - полумесяцы и звезды. Эти декоративные орнаменты обнаружились в основном молельном зале, а еще, под толстым слоем штукатурки, наложенной на внешние стены. Для внутреннего и внешнего оформления была приобретена английская и японская керамические плитки, а также синие осколки китайского фарфора, которыми выкладывались символичные звезды и полумесяцы в уникальной технике «Chinitikri». И с того момента, обычная мусульманская мечеть, не имевшая исторического значения, стала редким примером украшения в оригинальном стиле «Chinitikri». Мозаикой были оформлены три проема главного фасада Мечети Тара: эти разноцветные глазированные кусочки образовали великолепный растительный орнамент. С 1987 года, согласно указа Министерства по делам религии Бангладеш увеличили площадь молитвенного зала и добавили еще пару куполов.

Сегодня, Звездная мечеть Бангладеш имеет четыре минарета по углам и пять куполов, а снаружи она выкрашена в белый цвет и также декорирована звездами снаружи. Купола, как и наружные стены покрывает разноцветная звездчатая плитка. Верхнюю часть фасада здания с восточной стороны украшают серповидные узоры, а три михраба и дверные проемы – изумительный мозаичный цветочный узор. В оформлении Звездной мечети преобладают растительные мотивы, а также формы амфор, повторяющиеся по внутренней стороне стен веранды. Интересным и неожиданным декоративным элементом, украшающим стену между входами, является изображение горы Фудзиямы.

Со стороны, Мечеть Звезды в Дакке в Бангладеш – уникальная, с точки зрения художественной ценности, смотрится словно изящная резная шкатулка, что не может не привлекать сюда многочисленных туристов, и не только мусульман, а путешественников, интересующихся удивительной архитектурой Бангладеш.

Мечеть Звезды, которая известна еще под названием Мечеть Тара, находится в столице Бангладеша Дакке, в старой части города. Мусульманский храм оформлен декоративными элементами, а стилизация звезд синего цвета в ее интерьере дала мечети имя.

По документам, строительство под протекторатом Мирзы Голама Пира завершилось в середине 19-го века. Изначальная форма основания мечети – прямоугольник, в ней было три купола и три входа в виде арок на восточной стороне. Также были дверные проемы - по одному на северной и южной стенах. Башни были достроены позднее. Сейчас в храме четыре угловых минарета и пять куполов, изящное белое здание снаружи тоже украшено звездами и напоминает резную шкатулку.

При финансовом содействии коммерсанта и промышленника Али Жана Бепари, в 30-х годах 20-го века была проведена реконструкция и перепланировка храма. Была достроена внешняя веранда, с помощью английской и японской керамической плитки, осколков синего китайского фарфора выложены изображения звезд и полумесяцев в технике Chinitikri снаружи и внутри. Таким образом, мечеть, которая не имела никакого исторического значения, теперь – один из немногих оставшихся примеров штучного украшения в стиле Chinitikri.

В 1987 году по распоряжению министерства по делам религии, была увеличена площадь молитвенного зала и возведены еще два купола.

Внутреннее убранство мечети выдержано в двух направлениях, украшено японской и английской каолиновой плиткой. Один из подходов использует сплошной цвет, вырезанные по шаблону формы размещают в белой штукатурке. Купола и внешние стены покрыты разноцветной звездчатой плиткой. На верхней части восточного фасада расположены серповидные мотивы. Три михраба и дверные проемы декорированы цветочным узором из мозаики. Мотивы растений и амфор повторяется в качестве декоративного элемента на парусах, а также на внутренней стороне стены веранды. В качестве декоративного элемента на стене между входами находится изображение Фудзиямы.

Мечеть была выстроена в соответствии с архитектурным стилем Моголов, и несмотря на дальнейшие дополнения и ремонтные работы, все еще сохраняет большую часть своей первоначальной формы и является хранилищем изысканных произведений искусства.

Мусульмане во всём мире считают символом ислама полумесяц со звездой. Большинство людей самых разных религий ассоциируют его именно с исламом. Но мало кто знает, почему у мусульман именно полумесяц получил такое распространение.

На самом же деле символика полумесяца и звезды родилась не с появлением ислама, а за несколько тысяч лет до него. В истории есть множество доказательств в пользу того, что символ небесного тела использовался разными народами в разные эпохи. Прежде чем ответить на главный вопрос статьи - куда смотрит полумесяц у мусульман, отправимся к истокам.

История символики полумесяца

Считается, что впервые этот символ использовался при поклонении Луне и Солнцу, которое было
характерно для ряда народов. Есть и другие упоминая, которые свидетельствуют о том, что данный символ
обозначал в разное время двух Богинь: карфагенскую Танит и греческую Диану.

Так почему же у мусульман именно полумесяц был выбран в качестве символа? Ответ на этот вопрос стоит начать с рассказа о том, что на заре ислама никакие обозначения не использовались. Армии и общины вывешивали простые однотонные флаги, да и в Коране ничего про символы сказано не было.

Только в 15 веке, когда турки захватили Константинополь, они переняли у византийцев флаг с изображением полумесяца.

Существует легенда, согласно которой Осман (именно он основал империю) перед сражением увидел сон, в котором флаг простирался от края до края Земли. Это он посчитал добрым предзнаменованием и потому эмблема стала символом целой династии.

Османская империя расширяла свои границы и господствовала многие века над остальным мусульманским миром. Так распространилась и культура османов, а вместе с ней закрепилась у мусульман выбранная некогда основателем символика полумесяца.

За долгие века небесное светило стало ассоциироваться у мусульман и немусульман с исламом и его адептами. При этом он не перестал быть символом именно османской империи, а не религии.

В 21 веке полумесяц по прежнему считается многими мусульманами символом Ислама, хотя и не является таковым. Люди, исповедующие эту религию, носят цепочки с полумесяцев и звездой. Так они идентифицируют своё вероисповедание. Сравнивать символику полумесяца с крестиком у мусульман никак нельзя. Это абсолютно не верное сравнение.

Стоит отметить, что хоть символика и украшает флаги мусульманских государств и мечети, есть последователи Ислама, считающие полумесяц языческим знаком. Его непринятие правоверными мусульманами легко может объяснить Коран, который запрещает поклонение животным, людям, небесным светилам и др. Согласно священной книге ислам пришёл в наш мир, чтобы избавить людей от идолов и язычества.

Эти правила должны неукоснительно соблюдаться в некоторых областях вероубеждения. В других аспектах жизни человека символ полумесяца имеет право на жизнь. Мусульмане могут использовать любые символы и знаки, которые не противоречат законам Шариата.

Украденный символ

Несмотря на то, что впервые использовать символ мусульман полумесяц стали в Османской империи, этому народу он не принадлежал изначально. Существует множество археологических находок, которые рассказывают, что как символ полумесяц появился ещё до нашей эры.

Значение месяца и звезды в Исламе

Что означает полумесяц у мусульман? По одним преданиям выбор символики связан с переселением пророка Мухаммеда из Мекки в Медину. По другим полумесяц говорит о приверженности правоверных мусульман лунному календарю, а звезда с пятью лучами является отражением 5-ти столпов ислама и 5-ти кратных молитв, совершаемых правоверными мусульманами (они называются «намаз»).

Есть и ещё одна версия того, что означает полумесяц у мусульман. По ней эта эмблема олицетворяет божественное покровительство и возрождение, а звезда символизирует рай.

Украшение мечетей

Если отправиться в далёкое прошлое, можно увидеть, что полумесяц со звездой стали впервые появляться именно на мечетях Османского государства в качестве знака отличия от церквей христиан.

Сами символы не имели сакрального смысла, они не вступали в противоречия с исламом, но и не олицетворяли собой нечто святое. Наверняка во время экскурсий по странам, исповедующим ислам, вы не раз замечали, что полумесяц на минаретах имеет разную форму. В некоторых случаях он принимает форму круга. Эти отличия можно легко объяснить. По некоторым данным установку полумесяца осуществляли на завершающем этапе строительства мечети. Форма знака соответствовала текущей фазе луны.

Куда должны смотреть рога месяца?

Многих верующих волнует вопрос - в какую сторону смотрит полумесяц у мусульман? Чаще всего он возникает в момент выбора мусульманского памятника на могилу. Хочется всё сделать в соответствии с канонами ислама, чтобы ничто не могло помешать усопшему попасть на Великий суд.

На самом же деле не стоит брать какой-то один вариант за истину. Звезда с полумесяцем не являются частью религии. Они лишь заимствованы турками. Ислам отрицает какие-либо изображение.

Вот как говорит об этом один исламский учёный:

"Полумесяц и звезда не являются символами ислама, но они использовались последней исламской династией - Османии. Османская империя считала нормальным использование звезды и полумесяца в качестве своих символов, а не символов ислама.

Итак, звезда и полумесяц - это не часть исламской религии, поскольку ислам очень строго настраивает на на понятии "нет Бога помимо Аллаха, и нет никаких изображений". Поэтому предложение о санкции ислама на подобные [изображения] является ошибочным. Кроме того, если ислам запрещает изображения (статуи) людей, животных и любых созданий Аллаха, так что же говорить об использовании символа для ислама?"

Но ведь есть же какие-то сложившиеся правила, поясняющие - куда должен смотреть полумесяц у мусульман? Правила существуют, но только для минаретов в некоторых исламских государствах. Считается, что нижний край полумесяца должен быть повёрнут в сторону Мекки. Хотя вместе с тем есть мечети, где рога полумесяца смотрят в небо. Это лишь подтверждает то, что никаких строгих регламентов не существует!