Кто такой дервиш. Дервишеские ордена

Даже если вы никогда не были в Турции, уверены, что хоть раз в жизни вы видели фото или видео мужчин в белых одеяниях и высоких шапках, словно в экстазе кружащихся в танце. Это дервиши - мусульманские монахи с чрезвычайно интересной историей жизни и ритуалов, о которых мы и хотим вам рассказать.

Танец дервишей

То, что мы, как обыватели, называем танцем «кружащихся дервишей» имеет свое ритуальное название - «сема» или «мевлевийские радения». Участники - семазены - являются членами суфийского ордена мевлеви, который был основан в 13 веке поэтом - мистиком Джалаладдином Руми, больше известным как «Мевляна» (араб. «наш господин»). Этот духовный орден существует по сей день и не только в Турции, но и в Европе, например. Конечно, сейчас понятие «дервиш» лишь символическое и члены этого ордена не являются странствующими бедняками. Они живут обычной жизнью, часто имеют семью, работу и даже некоторое состояние. Ежегодно с 10 по 17 декабря эти люди приезжают на фестиваль Шеб-и-Аруз в Турцию, в город Конья, чтобы посетить Мавзолей, где похоронен Мевляна, и принять участие в семе.


Мавзолей Мевляна в Конье, Турция

Джелаладдин (Джелал ад-Дин) Руми родился в 1207 году в афганском городе Балх. Его отец был придворным ученым и проповедником — суфием. В жизни Руми было много скитаний по Малой Азии, которые в результате привели его в турецкий город Конья. Здесь и произошли все те события, которые увековечили его имя. Главное из них - встреча с дервишем Шемсом Тебризи. Руми в это время было уже 45 лет, он уже получил по наследству от своего отца звание шейха (руководитель ордена, духовный учитель), его почитали не только ученики, но и весь город, но….


Джелаладдин Руми и Шемс Тебризи

Встреча Руми с Шемсом в 1244 году стала основополагающей для них обоих - каждый стал для другого учеником и учителем. Они были неразлучны. Мюриды (послушники ордена) ненавидели Шемса за то, что их любимый учитель Руми все время проводил только с ним. Их зависть усугубило то, что Мевляна женил Шемса на одной из своих приемных дочерей, чтобы быть с ним еще ближе. Все это привело к тому, что в 1247 году мюриды, среди которых был сын Руми, убили Шемса Тебризи и бросили его тело в колодец рядом с домом Мевляны. А вот дальше начинается прямо-таки детективная история. Известно, что послушники рассказали Руми об убийстве Шемса и даже показали тот самый колодец, но он отказался поверить в это и, вместо того, чтобы извлечь тело любимого друга, отправился в Дамаск на его поиски. Руми провел там много месяцев, обходя дом за домом, мечеть за мечетью в поисках Шемса. Все эти физические поиски способствовали его духовным исканиям на пути к просветлению настолько, что исследователи заговорили о том, что Мевляна сам велел совершить убийство Шемса Тебризи. Впоследствии Руми вернулся в Конью, продолжил свой путь суфиста и скончался там же в 1273 году.


В Мавзолее покоится тело Мевляны и других членов ордена мевлеви

Это место является также музеем, где можно увидеть книги (в том числе самую известную книгу Мевляны «Месневи») и вещи дервишей. В кельях можно увидеть, как жили дервиши, как проводили свои ритуалы, главный из которых - сема. Считается, что создателем этого ритуала стал сам Мевляна. Однажды он шел по рынку и услышал стук молоточков. Этот ритм вверг его в экстаз и он начал кружиться, подняв руки к небу.


Кружение дервишей

Чтобы принимать участие в этом ритуале, послушник должен проделать долгий путь - показать свое трудолюбие, пройти обучение, узнать себя в странствиях. Если человек хочет ступить на этот путь, он может прийти в одну из школ ордена мевлеви. Сема включает в себя музыку, танец и молитву. Участники ритуала - семазены и шейх. Они носят символическую одежду, состоящую из белой широкой юбки, черного плаща и высокой войлочной шапки.


Существует мнение, что белая одежда символизирует саван, плащ - гроб, а шапка - надгробие

Сначала семазены рассаживаются по кругу на овечьи шкуры для молитвы. После чего они встают и следуют за шейхом по кругу, это происходит три раза. Возвращаясь на свое место в зале, семазен сбрасывает накидку и со скрещенными на груди руками вновь подходит к шейху, уже для благословения. Получив его, семазен начинает свое кружение, сначала опуская руки до пояса, а затем поднимая их и разводя в стороны — одна ладонь вверх, другая — вниз. Кружение трижды прерывается. Эти паузы-приветствия посвящены Создателю, Вселенной и душе.


Кружась, семазены наклоняют голову, придавливая сонную артерию. Это влияет на циркуляцию крови и помогает входить в транс.

Сема — это не танец, это процесс. Процесс превращения неких высших абстрактных понятий во вполне осязаемую энергию при помощи проводника — семазена. Можно сказать, чго его высокая войлочная шапка - «антенна», широкий низ его одежды - «локатор». Чем быстрее кружится дервиш, тем выше приподнимается колокол его юбки, тем шире ареал распространения.

ДЕРВИШ (перс. – «нищий, бедняк») – общий термин для обозначения полноправного члена суфийского братства (см. Тарикат), синоним слова «суфий». Термин появился около середины XI в. в персоязычной среде неформальных кружков мистиков еще до возникновения организованного в братства суфизма. Нищета со времени зарождения подвижничества (зухд) символизировала отказ от мирских благ и безраздельное упование на Бога (тавакулл). В Иране, Средней Азии, Индии и Турции слово «дервиш» употребляется также в более узком значении – нищенствующий бродячий мистик-аскет, не имеющий личного состояния (каландар). Этим подчеркивается тот особый смысл, который придавался в суфизме учению о добровольной бедности и довольстве малым. Между тем в Иране и Индии любого мистика, в том числе немусльманина, часто называли «факиром». Все дервиши, независимо от учения, практики и ритуала барств, к которым они принадлежали, разделялись на две большие группы: 1) бродячие, постоянно странствующие, т.е. те, кто приобщился к тарикату, но продолжают оставаться в миру и 2) давшие обет (тикрар) – постоянно живущие в обители (ханака, рибат, завийа, такийа) под руководством старца (шейха, пира). Место в братстве определяла инвеститура (т.е. «рукоположение»), однако суфии постоянно подчеркивали, что ритуальное облачение не играет никакой роли. С наступлением весны многие дервиши отправлялись в странствие, хотя это установление не было обязательным. Были в ходу различные названия для членов дервишской общины: йаран (близкие друзья), ихван (собратья), фукара (нищие). В ряде братств разрешалось давать посвящение женщинам. Дервиши проживали, как правило, в отдельных кельях (худжра). Посвящение заключалось в облачении послушника в хирку (плащ с капюшоном) и возложении рук пира на его голову. Имелись и другие ритуалы (опоясывание, надевание дервишского колпака, вдевание серег и т.д.). Производил посвящение шейх обители. Дервиш имел право участвовать в собраниях и в коллективном зикре. Кроме участия в общих церемониях дервиши практиковали индивидуальное подвижничество (халва), умерщвление плоти, сорокадневное уединение (арбаин). Преданность шейху и готовность исполнять все указания считались нормой поведения дервиша, где бы он ни находился. Дервиш не должен был переходить от одного шейха к другому. Шейх передавал каждому дервишу вирд (тайное моление братства), который нельзя было открывать никому без согласия шейха. Он же выдавал рядовому дервишу разрешение (иджаза) на ведение самостоятельной духовной практики (вне обители). Заместители шейха получали от него также письменное разрешение, подтверждающее их право принимать новых членов в братство, устраивать радения и другие церемонии, руководить обрядовыми действиями. Основными духовными занятиями дервиша были зикр и сама. Каждое братство дервишей имело собственный зикр, свой особый вирд, технику исполнения сама. Экстатические состояния (хал), достигаемые нередко с помощью алкогольных напитков, наркотиков, музыки, любовных песнопений и т.д., постепенно стали неотъемлемой частью практики дервишей всех братств. Зикр в обители проводился обычно каждую неделю. Дервиши принимали участие и в церемониях по случаю суфийских праздников (урс – день памяти святого-вали, основателя обители; мавлид – день рождения Мухаммада и др.). Они участвовали в общих трапезах, но могли вкушать пищу отдельно, в своих кельях. Распорядок жизни в обителях не всегда был подчинен писаному уставу, часто он складывался из неписаных правил. Дервиши занимались также созерцанием (муракаба), направленным на образ наставника. Муракаба могла происходить и по отношению к усопшему шейху. Считалось, что дервиш пребывает в состоянии духовной связи с ним (рабита). Безбрачие не было необходимым условием посвящения в дервиши, за исключением некоторых братств (бекташийа, хеддавийа, частично каландары). Дервиш мог покинуть братство по собственному желанию, но в большинстве братств такое действие считалось предосудительным.

В переводе с персидского дервиш - это «нищий», «бедняк». Дервишами называют последователей турецкого философа Джаллаладина Руми, основавшего суфийский орден. Во время Османской империи суфийские секты жили в обителях, напоминающих христианские монастыри. Орден возглавлялся шейхом, который являлся религиозным наставником. Те, кто вступал в дервишский орден, назывались мюридами и становились полноправными дервишами.

Члены ордена должны были существовать в нищете и набожности, воздерживаясь от материальных благ и живя на подаяние. Два значимых суфийских ордена и сейчас пользуются популярностью: Бекташи и Мевлеви.

Крутящиеся дервиши Мевлеви

Орден Мевлеви представляет собой группу, в которую входят последователи великого поэта Мевляны. Каждый год зимой члены Мевлеви чтят память основателя ордена проведением фестиваля. На религиозную церемонию дервиши приходят в развевающихся платьях белого цвета и шляпах конической формы. Они крутятся под звуки мистической музыки и символизируют смерть и завершающий этап соединения Мевляны и Аллаха.

Дервиши Бекташи

Бекташи дервиш - это последователь мистика Хаджи Бекташи Вели. Движение стало весьма популярно после того, как Али был объявлен наследником Мухаммеда. Для суфийского ордена Бекташи музыка играет очень значимую роль. Члены ордена Бекташи не демонстрируют свою религиозность, они не читают вслух молитвы, не ходят в мечеть и не постятся. За исключением трехдневного поста в память о мучениях Хуссейна.

Церемониальный танец дервишей

Танцующий дервиш - это воплощение особого ритуала поклонения Аллаху. Ритмика танца под волшебные звуки камышовой флейты, развевающаяся одежда дервишей. Это особенное понимание мира, человека на Земле и во Вселенной. В финале танца дервиши освобождаются от одежд, что символизирует освобождение от забот и земных тягот, а также показывает то, что перед богом все люди равны.

Несмотря на то что дервиш - это член древнего ордена, который был основан почти восемьсот лет назад, его ритуальный танец и в наши дни практически не изменился. Дервиши медленно выходят и расстилают белые коврики и алого цвета. Затем они снимают накидки и становятся на колени, скрещивая руки на груди. Подходят к своему религиозному наставнику и кладут голову ему на плечо, целуют ему руку, кланяются друг другу и начинают, вращаясь, идти по кругу. В процессе танца дервиши впадают в транс, чтобы получить благословление от Бога.

На Северном Кипре, в городе Лефкоша есть небольшое здание, построенное в восточном стиле, - это монастырь ордена танцующих дервишей. С 1963 года в помещениях этого монастыря размещается этнографический музей. Во дворе здания можно увидеть большое количество надгробных плит, которые принадлежат людям разного достатка. Определить, к какому социальному слою принадлежал владелец, можно по форме шапки, расположенной над надгробной плитой.

Также в этом музее представлена картина, на которой изображены танцующие дервиши. Это приводило их в экстаз для духовной медитации. Ритуальные танцы дервишей проходили в центральном зале монастыря. В зале музея расположены восковые фигуры танцующих дервишей и постоянно звучит мистическая музыка. Поэтому посетители легко могут представить, как выглядел ритуальный танец ордена.

Дервиш - слово, порождающее множество мыслей. Кто-то говорит, что это - монахи, кто-то убежден, что они просто танцоры, развлекающие публику, а кто-то уверен, что дервиш - это простой сектант. Чтобы понять истинное значение этого слов обратимся к истории.

Дервиш - это синоним суфия

История появления дервишей, или суфиев восходит к одиннадцатому веку. Когда на Руси активно развивалось христианство, на востоке появился первый дервиш. Значение слова на русский можно перевести как нечто среднее между бродягой, аскетом и непоседой.

Адепты этого ордена дают обеты, призывающие их вести умеренный образ жизни, соблюдать аскезу, отказаться от эгоистичных мотивов и строить свою жизнь, исходя из постулатов любви. Первый дервиш - это Руми. Именно он впервые представил движение монахов-аскетов как самостоятельное течение, которое тем не менее пропагандировало давно известные традиции и практики. Дервиши - оптимисты. Религия для них - только способ приобретения духовного опыта, возможность слиться с божественным посредством совершения ритуальных действий. Три кита традиции дервишей, или, каких еще называют, суфиев, это любовь, интуитивное восприятие и интеллект. Здесь нет место покаянию, трагичности бытия и тому подобным привычным для нас вещам.

Законы жизни дервишей

Как представители любого религиозного течения, дервиши придерживаются четких законов и правил в обыденной жизни. Они просты, понятны и человечны. Все это обеспечивает учению возрастающее число последователей. Несмотря на суровость законов и непреложное их соблюдение, монахов-аскетов нельзя назвать несчастными.

Само слово "дервиш", значение которого изначально было "аскет", сегодня стало синонимом расслабленного человека, который не переживает за будущее и ведет аскетичный образ жизни. Итак, основные законы суфийских мудрецов (или дервишей) включают в себя:

  • Отказ от собственности. Поскольку дервиш - это странствующий служитель культа, поклявшийся вести аскетичный образ жизни, то он должен быть готов отказаться от всего своего. В некоторых случаях требуется даже исключить из употребления слова "мой, моя, мое". Считается, что через отказ от эго дервиши постигают Бога.
  • Любой дервиш, даже тот, который живет с семьей, должен почтительно относиться к гостю. В частности, если гость что-то пожелает, пребывая под кровом суфия, тот должен ему это отдать. По некоторым версиям это связано с верой в то, что под видом странника и незваного гостя в дом мудреца может заглянуть Бог и проверить, как тот выполняет законы и аскезы.
  • Запрет на милостыню. Ни один служитель этого религиозного течения не должен попрошайничать и просить милостыню.
  • Все поступки и любое взаимодействие с окружающим миром должны быть основаны на принципах возвышенной любви. Любовь к окружающему миру и людям - это выражение любви к Богу, ведь Он создал все.

Аналог монастыря - текие

Дервиш - это странствующий мудрец и мистик. Но время от времени они все должны посещать обители. Это касается не только вечных странников, но и оседлых суфиев. Посещение обители обязательно перед важными плясками. Течение суфизм в исламе очень популярно, а количество орденов странствующих мудрецов насчитывает более семидесяти.

Только один из них расположен на территории Европы. Все остальные - в странах Азии и Африки. Однако в Крыму до сих пор есть действующие текие, построенные дервишами более 700 лет назад. Публичные богослужения здесь проводятся каждый четверг.

Не танец, а служение

Дервиши известны благодаря своим танцам, которые ошибочно принимают за театрализованное представление. Отчасти оно так и есть, но изначально кружение - это способ медитации, в ходе которой суфии пытаются достичь слияния с Божественным разумом, прикоснуться к Нему. В этом - сакральный смысл их танцев.

Прототип монаха, и странствующий нищий, и факир, лекарь, прорицатель для беднейших слоев населения стран исповедывающих . Многообразие сущностей дервиша складывалось веками, начиная, примерно с VIII века. Дервиши живут и продолжают поиск духовного совершенства на территории Пакистана, Индии, Ирана, некоторых стран юго-восточной Азии и северной Африки.

Такие разные дервиши

Дервиши бывают странствующие и живущие в обителях (текие, ханака). В любом случае, дервиши не должны иметь собственности, обязаны полностью подчиняться учителю (шейху) и, в идеале, соблюдать обет безбрачия. Существуют, однако, дервиши, которые имеют свое ремесло или должность, свои дома и семьи и живут вне стен обители. В этом случае, они должны быть щедры, гостеприимны, готовы расстаться с имуществом, ибо все принадлежит Аллаху. Им вменяется совершать особые молитвы братства в определенные часы и посещать обитель 2-3 раза в неделю и по религиозным праздникам.

Суть религиозного убеждения дервишей

Дервишей объединяет стремление к отшельнической жизни и суфизм - одно из основных направлений мусульманской . Главная идея последнего в индивидуальном достижении связи с Богом, в очищении сердца от всего кроме Бога. Пути достижения духовного совершенства могут выражаться в молчаливом, углубленном созерцании, в общих молениях вслух, сопровождающихся пением, в , с религиозным подтекстом, танцах под музыку. Мистический экстаз идуший от чистого сердца помогает больше, чем попытки интеллектуального осмысления учения.

Ордена дервишей

Известно более 70 дервишей, основанных именитыми старейшинами, или шейхами. Старейшим из них считается орден эльвани, который основал шейх Эльван (умер в Джидде в 766 г.). Другие древнейшие ордена - это эдгемиты, бекташи и сакати. Существуют и секты отступающие от основных законов ислама, т.н. свободные (асад) или беззаконники (бишер). Набожные мусульмане приносят богатые дары или вклады в обители относящиеся к тем или иным орденам. Однако, о своем одеянии дервиши должны заботиться самостоятельно. Цвет одежды выбирается черный или темно-зеленый; у шейхов - белый и зеленый. Голову дервиши покрывают тюрбаном различной формы.

Танцующие дервиши

Множество орденов дервишей существовало на территории бывшей Оттоманской империи. В 1925 г., при переходе Турции к республиканскому строю управления, дервиши и их ордена были запрещены. Со средины 50-х годов XX века, отношение к дервишам со стороны государства смягчилось. Некоторые ордена дервишей встроились в современную жизнь Турции и стали туристической достопримечательностью. Например, танцующие дервиши ордена мевлеви в г.Конья, 200 км южнее Анкары. Дважды в году их празднества сопровождаются захватывающим танцем-кружением наполненным глубоким мистическим смыслом.