Пещеры аджанты - уникальный храмово-монастырский пещерный комплекс в индии. Пещеры Аджанты — памятник всемирного наследия Художественный ансамбль храмов аджанты

Перемещаемся в совсем другую страну, и смотрим на совершенно другую религию.

Пещерный храм Аджанты — это один из наиболее выдающихся памятников древнеиндийского искусства. Создавался он на протяжении нескольких столетий, в 200-650 годах. Комплекс представляет собой череду пещер, высеченных в скалах и соединенных широкой тропой — утес в виде подковы с 29 пещерами. Храм Аджанты расположен в индийском штате Махараштра.

Аджанта - это комплекс пещерных храмов, которые являются одним из наиболее выдающихся памятников древнеиндийского искусства. Он был создан в эпоху империи Гуптов — последнего крупного государства Древней Индии, объединившего в 320 году северную и центральную части страны.

В пяти пещерах расположены храмы (вихары), в остальных двадцати четырех — монашеские кельи (чайтьи). Типичный пещерный храм Аджанты состоит из большого квадратного зала с маленькими кельями, расположенными вокруг него.

Пещерные храмы Аджанты: где уже более двух тысяч лет назад, за три века до рождения Христа, звучали молитвы — начали возводиться в период расцвета буддизма при императоре Ашоке. Всего в Индии около 1200 рукотворных пещер, и тысяча из них — в западном штате Махараштра. Там в изобилии был вулканический базальт, из которого они высекались, и более десятка мест, где расположены ряды пещерных храмов.

По бокам зала, отделенные колоннадами, находятся боковые проходы, предназначенные для религиозных процессий. Потолки пещер поддерживают резные или покрытые росписями колонны, резные колонны украшают и входы в пещеры.

История пещерных храмов такова. По западным территориям Индии издревле проходили торговые пути из Европы в Азию. Равнинная, засушливая местность Махараштры, с редкими массивами холмистых гор, была обжитой и активной в торговом отношении. Стремившиеся к уединению монахи уходили в базальтовые скалы и селились в живописных холмах близ рек и озер.

Торговые караваны, получавшие в монастырях пищу и отдых, предоставляли средства на строительство храмов. Строители имели также царственных покровителей (из династии Маурьев и Гупта, в потом Раштракута и Чалукта), которые сыграли большую роль в возведении и отделке храмов Аджанты.

Аджанта стала знаменита из-за своих замечательных росписей. Они сохранились до наших дней только благодаря уединенности и отдаленности храмового комплекса, в то время как другие древние храмы разрушали религиозные фанатики. Но другим врагом древних росписей стали время и климат. В результате из всех пещер только тринадцать сохранили фрагменты древней живописи.

Сооружение пещерных храмов длилось около 17-ти веков (последний храм датируется XIV веком). Все это время в пещерах Махараштры жили монахи. Но мусульманские набеги и владычество великих моголов способствовали тому, что храмы были заброшены и забыты.

Пещерам Аджанты, спрятанным в дебрях гор, повезло больше, чем любым другим храмам: здесь сохранились уникальные фрески, хотя большую их часть попортила дикая растительность. Фрески Аджанты напоминают росписи Шри Ланки — и в них просматривается влияние Греции, Рима и Ирана.

Росписи Аджанты — своеобразная энциклопедия жизни Индии на протяжении целого исторического периода — V-VII веков. Большинство росписей Аджанты представляют собой иллюстрации к буддийским легендам.

Пещеры Аджанты, демонстрирующие искусство раннего буддизма, находятся в живописном скальном массиве на реке Вангхора. Аджанта — деревня, пещерные храмы в стороне: до них ехать минут 15, по красивому серпантину ходят экскурсионные автобусы (новые и не обшарпанные, как обычные рейсовые). Место специально оборудовано для туристов: близ пещер есть камера хранения, где можно оставить вещи, душ и ресторан. Вход — 10 рупий, а для иностранцев, с недавнего времени — 5 долларов.— Правда, можно бесплатно пройти с другой стороны реки, как это делают местные жители. Но индусы — внимательный народ, и маневр иностранцев вряд ли укроется от их взгляда. Когда мы поднялись на холм напротив пещер, и вернулись через реку обратно, они вновь спросили у нас билеты.

Однако, наряду со строго каноническими изображениями Будды и святых-бодхисатв, имеется множество изображений, не связанных с канонами и показывающих сцены из жизни Древней Индии с удивительной жизненностью и правдивостью. Это объясняется тем, что на живопись пещерных храмов Аджанты оказало сильное влияние не сохранившаяся до наших дней живопись светского характера, некогда украшавшая дворцы царей и вельмож.

Пещерные храмы Аджанты строились тысячу лет — до VII века н.э. Потом на тысячу лет о них забыли. Они были вновь обнаружены случайно: в 1819 г. английский офицер, с самым банальным именем Джон Смит, охотился в горах, преследуя тигра. След скрывшегося животного привел его в пещеры, уникальные по красоте росписей.

Росписи Аджанты создавались на протяжении столетий несколькими поколениями мастеров, поэтому с них нашли свое выражение многие характерные черты, направления и стили изобразительного искусства Древней Индии. Объемы росписей просто поражают: так, только в одном из подземных залов живопись занимает более тысячи квадратных метров, причем расписаны не только стены, но и колонны и потолки. И так было во всех двадцати девяти пещерах.

Расшифровка надписей дала датировку и информацию о сюжетах фресок и скульптур. Их создатели и сами считали свои творения шедеврами. Они сознательно стремились к тому, чтобы дело их рук пережило тысячелетия. Надпись в одной из самых древних пещер Аджанты гласит, что человек должен возводить памятники, долговечные, как солнце и Луна, ибо он будет наслаждаться раем столько, сколько на Земле жива память о нем. А надпись 5 века н.э. сообщает:

“То, что вы видите — это впечатляющий пример искусства и архитектуры, возведенной в прекраснейших скалах мира. Пусть этим горам, которые хранят такое множество пещерных храмов, будут надолго дарованы мир и спокойствие”.

Индийские мастера как будто стремились перенести в тесный мир подземелий все богатство и разнообразие внешнего мира. Они щедро заполняли стены и потолки пещер изображениями деревьев, животных и людей, стремясь заполнить живописью каждый сантиметр поверхности.

И вот уже более тысячи лет на стенах мрачных пещер, некогда освещавшихся огнем светильников и факелов, среди причудливых скал и развесистых деревьев живут своей жизнью суетливые маленькие обезьяны, ярко-голубые павлины, львы и фантастические сказочные существа с человеческими торсами, звериными хвостами и птичьими лапами. Мир людей и мир небесных духов, мир буддийских сказаний и реальный мир "далекой Индии чудесной" — все это с удивительным искусством воплощено на стенах пещерных храмов Аджанты.

Наряду с картинами из жизни Будды в росписях Аджанты присутствуют картины эротического содержания. Это тесное сосуществование религиозных и эротических сюжетов является традиционным для средневековой Индии и присутствует практически во всех буддийских и индуистских храмах.

Пещеры выбивались из камня не подряд. Наиболее древние пещеры (8-13 и 15) находятся посредине массива. Архитектура позволяет выделить пещерные храмы хинаянского и махаянского периода. Согласно традициям искусства Хинаяны, более ранней формы буддизма (его “узкой колесницы”, ставящей акцент на индивидуальном внутреннем совершенстве), Будду не принято было изображать. На него намекают только символы: например, дхармачакра — колесо закона. Эти пещеры лишены скульптур. Зато их храмы (9 и 10 залы, с рядами восьмиугольных колонн, датируемые 2-1 веками до н.э.), имеют огромную монолитную звучащую ступу — и их потрясающе звучная акустика лучше всего подходит для пения мантр. Возникает желание попеть — или зайти в маленькие четырехугольные кельи по бокам 12-й пещеры: посидеть на каменных ложах и ощутить, как жили монахи.

Более того, эротические сцены нередко служат иллюстрациями религиозных сюжетов из жизни и учения Будды. То, что для европейцев выглядит непристойным, никогда не воспринималось таковым в Индии, где признавались законными все проявления человеческой жизни, в том числе и такие, на которые в других местах накладывалось табу.

А более поздние пещеры Махаяны (“широкой колесницы”, акцентирующей роль боддхисаттвы, спасающем все живые существа), по обе стороны от центральных, отличают изображения будд, боддхистаттв и богов. Фрески и скульптуры в нишах дают богатейший материал для созерцания. Частые скульптуры буддийских персонажей в пещерах Аджанты — богиня процветания Харити с ребенком и наги, змееподобные божества с головой кобры. На потолках пещер — резные орнаменты лотосов и фрески мандал.

Исследователи обращают внимание на реализм, с которым изображена жизнь во дворцах, селах и городах Индии сер. I тысячелетия нашей эры, в результате чего настенная живопись Аджанты приобретает характер исторического документа. Так, в сцене "Будда укрощает бешеного слона" можно видеть, как выглядела торговая улица в древнеиндийском городе: лавки с товарами, утварь, повозки, полотняные навесы на бамбуковых шестах, защищающие лавки от солнца.

Наиболее интересны скульптурные группы 26-й пещеры. Одна рисует искушение Будды демоном Марой: медитирующего Будду окружают соблазнительные женщины, животные и демоны. На другой — огромная скульптура лежащего Будды с закрытыми глазами: его уход в нирвану.

Но Будда и в смерти улыбается той же полуулыбкой, которая является отличительной чертой буддийских скульптур. Резные фигуры у потолка изображают шесть мудр Будды.

Сказочно богатый и многообразный мир росписей Аджанты стал известен всему миру только после 1819 года, когда давно забытые пещерные храмы Аджанты были вдруг случайно обнаружены. В 1920-х годах живопись в пещерах была тщательно отреставрирована и с тех пор находится под охраной.

"Живописное оформление пещерных храмов Аджанты стоит в одном ряду с лучшими памятниками древней индийской культуры и искусства, — пишет О. С. Прокофьев, — Являясь вершиной изобразительного искусства периода Гуптов, росписи Аджанты воздействовали и на развитие живописи почти всей средневековой Азии. Они были подлинной школой для многих поколений чужеземных мастеров. Но в первую очередь эти росписи составили прочную основу для развития индийских традиций изобразительного искусства".

То есть, пещерные храмы заново открыли англичане 200 лет назад. После независимости Индии они стали национальным достоянием и археологическими памятниками, охраняемыми ЮНЕСКО. Это не мешает тому, что для индусов это — святые места. Чтобы войти внутрь любого пещерного храма, надо снять обувь (а если учесть, что в Аджанте их 29, там проще ходить босиком).

Таким образом, пещерный храм Аджанты — это действительно сокровище мирового масштаба.

По материалам http://www.liveinternet.ru/community/2281209/post140621893/

Ходит много легенд и домыслов. Многие вопросы задаваемые людьми, так и остаются без ответа на протяжении многих лет. Да и само происхождение пещер Аджанты то же весьма странно, почему именно в этом месте, как удалось так быстро построить, почему храмы покинули люди и т.д.

Светящиеся краски в пещерах Аджанты

Многие пещерные храмы Аджанты имеют уникальную яркую роспись стен и потолков, но изюминкой расписных стен является краска, которая способна аккумулировать свет и изучать его в темноте. Как древние художники производили светящиеся краски и зачем они это делали?

Остается вопрос о самих наскальных росписях, каким образом художники расписывали стены в полной темноте пещер? Вероятно, они использовали отражение солнечного света от белой ткани расположенной внутри пещеры, а сам поток солнечного света направляли вглубь пещеры с помощью отполированных листов металла, но это всего лишь догадки.

Проклятие пещер Аджанты

В 1844 году по распоряжению Ост-Индийской компании в Аджанту прибывает капитан Британской армии и по совместительству талантливый художник Роберт Гилл. Основная задача Роберта Гилла состояла в кропотливом документировании всего что было изображено на стенах пещер.

Роберт старательно выполнял порученную работу, которая ему очень нравилась. Художник кропотливо копировал наскальные фрески на полотно, а позже их прорисовывал и добавлял цвета. На эту работу Роберт потратил 20 лет своей жизни, большую часть времени из этих 20 лет он не выходил на свет, стараясь каждую минуту уделять своему любимому делу.

Часто от индусов он слышал о проклятии пещер Аджанты, но не обращал особого внимания на эту легенду. Но с течением времени все чаще задумывался о том, не нарушает ли он покой богов своим присутствием, а причиной таких мыслей стал случай произошедьший с ним в 1866 году. Именно тогда, в Хрустальном дворце Лондона была выставка его работ из пещерных храмов Аджанты, по удивительному стечению обстоятельств на выставке случился пожар, в котором Роберт чуть не погиб. Тогда в огне пропали все его труды за 20 лет, да и от самого дворца тоже ничего не осталось.

Роберт долгое время не находил себе места, но все же вновь приехал в Аджанту и начал все с чистого листа. Однако, завершить свою работу художнику было не суждено и вскоре он умирает. Понять, что за болезнь свела в гроб Роберта Гилла в те времена определить не удалось и Роберта похоронили недалеко от пещер, которыми он так восторгался.

В 1872 году Администрация Бомбейского президентства (одной из провинций Британской Индии) вновь заказывает выполнить копирование росписей. На этот раз заказ принял Джон Гриффитс, директор Школы искусств в Бомбее. Гриффитс и его ученики выполнили копии на 300 полотнах, но треть из них вновь погибла в пламени пожара в Лондонском имперском институте в 1885 году.

После было предпринято еще несколько тщетных попыток, которые также были провальными. Вплоть до 2005 года, все копии фресок (164 картины) из пещерных храмов Аджанты хранились в запасниках и были недоступными для исследователей и зрителей.

Множество охотников за сокровищами, которые пытались соскрести часть фресок, наносили лишь непоправимый урон и никакого финансового профита для себя. Большинство артефактов, которые покидали пещеры Аджанты, умирали сами и уводили на тот свет всех кто имел к этому причастие.

Сегодня, есть только один случай, когда произведению древней живописи из Аджанты (фреска размером 38 x 26 см), удалось выжить без ущерба для себя. Часть древней фрески из пещеры номер 16, которую вырезал Джеймсон Эдвин Уильямс в первой половине девятнадцатого века.

Древняя фреска (возраст которой оценивается примерно концом V века н.э.) хранится в коллекции Бостонского музея изящных искусств. Фреска была продана за тысячу фунтов стерлингов на аукционе Сотбис в Лондоне в 1924 году.

Случай из жизни

Несмотря на то, что я во все эти страшилки не верю, со мной в Аджанте произошел интересный случай. Посмотрев все пещеры и облазив все вьюпоинты, я уже собрался идти на выход, но особого желания покидать пещерный комплекс не было и я решил еще раз налегке (без фотографирования) пройти по пещерам. Пройдя по второму кругу все пещеры и побеседовав с реставраторами, которые устроили себе офис в одной из пещер я вновь направляюсь на выход, но странное чувство меня так же как и ранее не отпускает.

Ощущение подобно тому, когда сидишь с приятелями в кафе на Невском проспекте, а твою неправильно припаркованную машину «ожидает» свободный эвакуатор. Решил проверить свои вещи, на предмет, не потерял ли я чего, но все мои вещи были на месте и даже более того. В рюкзаке обнаружился камень, который я подобрал «на память» в одной из незавершенных пещер (я про него существование уже и забыл), камень пришлось вернуть на место и только после этого мне стало легче. Ерунда конечно, но что-то демоническое все же в пещерах Аджанты есть.

Аджанта (Индия) - описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на Новый год в Индию
  • Горящие туры в Индию

Предыдущая фотография Следующая фотография

Индия - это удивительная страна, которая хранит на своих просторах множество уникальных достопримечательностей, равных которым нет больше нигде в мире. Говоря об Индии, прежде всего, стоит упоминать о ее колоссальном духовном наследии, составить полное представление о котором можно, побывав всего в одном месте.

Речь идет об уникальном буддистском храмовом комплексе Аджанта - это рукотворный пещерный монастырь, состоящий из двадцати девяти храмов и прилегающим к ним кельям монахов-отшельников. Он находится в самом сердце страны, но при этом даже в наше время является труднодоступным, ведь до ближайшего населенного пункта отсюда нужно пройти более десяти километров, а с цивилизацией Аджанту разделяет почти сто десять километров. Но те, кто рискнет преодолеть такое расстояние, будет щедро вознагражден.

Как добраться

Дорога до Аджанты нелегкая и займет у вас достаточно много времени, но не отказывайтесь от поездки, а просто будьте готовы к небольшим трудностям на пути к прекрасному. Есть прямой поезд от Дели до Аурангабада, также до этого города можно добраться поездом из Мумбаи, а потом уже рейсовым автобусом или даже посредством рикши доехать непосредственно до Аджанты. Поездом можно также доехать и до городов Джалгаона или Бхусавала, которые также имеют с Аджантой автобусное сообщение. Но в любом случае нужно помнить, что по понедельникам этот комплекс закрыт для посещений.

Если вы планируете провести в Аджанте несколько дней, то лучше всего останавливаться в Аурангабаде, а для передвижений нанимать автомобиль, предприятие это вовсе не затратное, особенно если вы путешествуете небольшой компанией. Там же можно заказать экскурсию или даже персонального гида.

Поиск авиабилетов в город Мумбай (ближайший а/п к Махараштре)

Немного истории

Считается, что начало возведения монастыря было положено еще во 2 веке до нашей эры, но активнее всего строительные и отделочные работы велись в 3-7 столетиях нашей эры, когда Индией правила могущественная династия Гуптов, в последствии этот период назвали «золотым» в истории государства. Но уже к 13 веку буддизм в Индии утратил свои позиции, а соответственно и интерес к монастырю ослабел, монахи перестали приходить сюда, и на протяжении нескольких веков пещеры Аджанты были заброшены и о них практически никто не знал.

Только в 19 о них снова заговорили после того, как британские колонизаторы во время охоты случайно забрели в эти неприступные места. Уже через сто лет здесь провели масштабную реконструкции и включили этот исторический объект в список культурных ценностей не только Индии, но и ЮНЕСКО.

Если бы не неприступность монастыря, вряд ли он сохранил бы свое величие до наших дней, ведь долгое время в стране происходили разрушения буддийских храмов фанатиками. Но свои коррективы внесло неумолимое время, из-за чего только в тринадцати храмах осталась уникальная роспись, которой украшен каждый сантиметр внутри залов.

Пещерный монастырский комплекс

Стоя на краю каньона, в котором расположены пещеры, нельзя отказать себе в удовольствии хотя бы несколько минут созерцать это совместное величественное творение природы и человека. Глядя на масштабы монастыря (он простирается более чем на полкилометра в длину, а высота его составляет около двадцати двух метров), сложно представить, как можно было, не имея в своем распоряжении сверхмощной современной техники, воздвигнуть такой монументальный комплекс.

Спустившись на самое ущелье, где в окружении базальтовых скал течет спокойная река Вагхора, снова удивляешься человеческому гению, который смог все так упорядочить - параллельно берегу проложена ровная и просторная дорога, ответвления от которой ведут во все двадцать девять храмов. Вход в каждый пещерный монастырь обрамлен величественными колонами, щедро украшенными необычной резьбой.

Эта роспись представляет особую ценность, так как она досконально иллюстрирует быт того времени. На стенах, потолках и многочисленных колонах в мельчайших подробностях изображены сцены из жизни деревень и городов древней Индии, очень красочно вырисованы дворцы вельмож, то, как они проводили свое время. Помимо этого присутствует огромное количество фресок написанных по религиозным мотивам, а также особое внимание уделяется изображениям эротического характера. Внутри пещеры изображено все многообразие внешнего мира.

Эта живопись послужила основой для дальнейшего развития индийского изобразительного искусства, а ее значение в мировом масштабе просто невозможно переоценить.

Особенно поражает то, что все эти рисунки с множеством мелких довольно реалистичных деталей, причудливой игрой красок и цвета создавались в пещерном полумраке, такое впечатление, что древнем мастерам действительно покровительствовал высший разум.

Проникнуться духом истории помогают живописные настенные полотна, а ощутить в полной мере особую энергетику этого необычного места можно благодаря статуям Будды. Все они высечены из камня, но так искусно, что, кажется, будто бы они воодушевлены, настолько тонко переданы черты и выражения лиц, в которых с легкостью прочитывается каждая эмоция и даже мысль.

Счастлив тот, кто видит круглые
Эти розовые пальцы, эти плечи,
Золото шеи, губы цвета меди,
Сияющие тела, подобные луне.

Древняя живопись Индии представлена росписями на стенах пещер и храмов. Но на основании литературных источников можно предполагать, что уже в начале 1 тысячелетия новой эры, если не раньше, создавались живописные произведения станкового характера. В частности, картины и „портреты" отдельных лиц вывешивались на театральных сценах. Писались они, вероятно, на ткани или деревянных досках. Сказители мифов и барды Раджастхана, читая нараспев свои повествования, сопровождали их развертыванием свитков, где были изображены деяния божеств и подвиги эпических героев. От периода расцвета изобразительного искусства при династии Великих Моголов (16-17 вв.) сохранились миниатюры большого формата, написанные на ткани, что говорит о продолжении древней традиции этой техники живописи.

„Классический" период монументальной живописи Индии приходится на 4-8 века, хотя в 7 веке, например, в Аджанте, уже наблюдается некоторый упадок, который заметен в перегрузке ставших менее совершенными композиций; подлинный же расцвет падает на 5-6 века. Основное количество стенописей в Индии сохранилось со времени эпохи Гуптов главным образом в Аджанте, когда на этой территории господствовала местная династия Чалукья (550-642). Но лучшие из росписей были исполнены в конце 5 - первой половине 6 века при поздних царях династии Вакатаков, о чем свидетельствует надпись в пещере № 16.

С угасанием буддизма в Индии монастырское поселение в Аджанте пришло в упадок. Более тысячи лет пещеры находились в забвении и были открыты случайно только в 1829 году. Английский офицер, охотившийся в окрестностях Вагхоры, встретил мальчика-пастушка с козьим стадом, который позвал с собой сахиба, чтобы „показать ему что-то интересное". Мальчик привел охотника к пещерам.
Однако достоянием науки, а также предметом заботы и охраны живопись Аджанты сделалась далеко не сразу, хотя она была в плохом состоянии: из-за обвалов берега реки дождевая вода проникала в пещеры, и потому в них примерно на полтора метра от пола грунт с живописным слоем обвалился полностью; выше роспись была повреждена летучими мышами, дикими голубями и пчелами.

Начиная с 1920 года Департамент археологии Индии стал предпринимать меры для сохранения живописи Аджанты. Еще в 1843 году Джеймс Фергюссон представил Королевскому Азиатскому обществу свое описание пещер.Аджанта является уникальным памятником, где сохранились росписи, уступающие по количеству произведений только помпейским фрескам. Первоначально все стенные поверхности пещер были покрыты росписями, многие из которых затем погибли. Стенописи Аджанты, даже созданные в одних и тех же пещерах, но, по-видимому, разными мастерами неодинакового таланта, не вполне однородны по художественному качеству.

Живопись сохранилась в шестнадцати (из двадцати девяти) пещерах, но наиболее полно в девяти: №1, №2, №9, №10, №11, №16, №17, №19 и№21. Из отдельных пещер больше всего первоначальных росписей уцелело в пещере № 17; более поздние имеются в пещере № 19 (середина 7 в.) и пещере № 1 (добавления 7 в.); в некоторых пещерах встречаются росписи, датируемые 8 веком.

По повелению каких властителей высекались пещеры, мы знаем только частично. Так, пещера №16 была создана по приказу Варахадэвы, министра раджи Харишены династии Вакатаков, пещера №17-по велению царевича Ашмака. Известный китайский паломник-буддист Сюань Цзан, посетивший Индию в 7 веке, писал о монастыре Махараштра (штат Махараштра): „На Востоке этой страны был горный хребет с кряжами один над другим, с ярусами пиков и чистыми вершинами. Здесь был монастырь, нижние помещения которого находились в темном ущелье. Его величественные залы и глубокие пещеры высечены в отвесе скалы и помещались также на вершине, а ярусы его зал и этажных террас имели отвесную скалу позади, выходя передними фасадами к лощине. Этот монастырь был построен Ача-лой из Западной Индии. . . Среди учреждений монастыря имелся большой храм, свыше 30 метров высоты, в котором находилось каменное изображение Будды более 21 метра в вышину. Его увенчивали в семь ярусов балдахины, неприкрепленные и ничем не поддерживаемые, с промежутком между балдахинами почти в один метр. На стенах этого храма нарисованы события из жизни Будды как Бодхисаттвы, включая обстоятельства достижения им бодхи (просветленного знания) и его конечного ухода; все великое и малое здесь было начертано. За воротами монастыря на обеих сторонах - северной и южной - было по каменному слону. . . Пуша Ченна, или Дин-нага, подолгу останавливался в этом монастыре" .

Надпись в пещере №26, относящаяся к периоду между 450 и 525 годами, говорит о создании „скалистого дома", почитаемого мудрецом Ачалой.Хотя описание Сюань Цзана не вполне ясно, но, во всяком случае, показывает, что монастырских помещений и скульптур в Аджанте в 7 веке было гораздо больше, чем теперь. По-видимому, обвалы скал и другие бедствия уничтожили многое из того, что он описывает. Может быть, тут были и большие деревянные постройки. Упомянутые им каменные слоны это, вероятно, те, что стоят у основания лестницы, ведущей к пещере №16. Но ничего подобного „ярусам" пещер и террас, помещениям „на вершине", храму свыше 30 метров высоты с 21-метровой статуей Будды теперь нет. Очевидно, современные пещеры являются только частью большого архитектурного ансамбля; нижние из помещений (пещеры), находившиеся „в темном ущелье", и есть все то, что сохранилось.

Место, выбранное буддийскими монахами для монастырского поселения, находится на крутом каменистом берегу речки Вагхоры (Багхора - „Тигровая река"), которая течет от водопада Сат-Кунд („Семь каскадов") по неглубокому ущелью, делающему здесь полукруглый поворот. Берег с пещерами представляет собой плоский холм, поднимающийся от Вагхоры на высоту около 75 м.
В 6,5 км от пещер находится деревня Фардапур, но их название Аджанта3 дано от селения Аджанта, расположенного в 11 км отсюда и несколько более чем в 100 км на север от города Аурангабада (штат Махараштра).

Расписывавшие эти храмы художники не были монахами. Скорее всего, их специально наняли. А поскольку они были профессионалами, то, несомненно, следовали строгим правилам древнего трактата «Читрасутра» («Беседы о живописи»). Он содержал более тысячи советов, начиная с того, как изображать цветок лотоса с 52 лепестками, до божеств и разных второстепенных персонажей, а также зверей, птиц и растений. И заканчивался «Читрасутра» предписаниями, во что художник должен быть одет и как совершать омовение.

По технике исполнения настенные и потолочные росписи в Аджанте не являются подлинно фресками, хотя, возможно, и написаны они по сырому грунту. В технике фрески краски разводятся на воде без связующего вещества и накладываются на сырую известковую штукатурку. Здесь был использован другой способ.
Сперва на пористую структуру каменистой стены наносился слой из смеси глины, коровьего навоза и измельченного в порошок трапового камня. Для росписи потолков добавляли рисовую шелуху. На этот шероховатый слой толщиной от 4 до 18 мм накладывался очень тонкий грунт белой штукатурки (чунам), какой покрывали также архитектурные детали и скульптуру (для росписи или полировки). Чунам наносили щеткой и иногда полировали плоской железной лопаточкой. Яичные краски растирали с добавлением рисовой или льняной воды с патокой и клеем. Первоначально на белой штукатурке рисовали коричневые или черные контуры будущей росписи, которые затем заполняли красочным слоем и опять полировали. Общим с фреской здесь было лишь то, что грунт всегда был сырым и его смачивали перед расписыванием водой, если он высыхал. Но все остальное было иным и потому живопись Аджанты называть фреской нельзя. Все красители, кроме ляпис-лазури, были местного происхождения, их добывали из окрестных горных минералов.
Поскольку пещеры полутемные, для работы в них устраивали при помощи рефлекторов из металла или, может быть, даже из белой ткани отраженный солнечный свет.

В пещерах Аджанты были расписаны не только стены и потолки, но и колонны.
Надо особо отметить удивительный эффект свечения красок в темноте, по крайней мере одной - белесовато-телесного оттенка. Так, например, после выключения электрического света в пещере №2 (вихара, ок. 500-550 гг.) через короткое время из темноты явственно выступает группа из пяти шествующих женщин-донаторов, написанных на стене часовни; они напоминают мраморные скульптуры, получив большую объемность, чем казалось при свете. Возможно, здесь в краску добавлена известь, дающая такой замечательный эффект, почему-то не получивший объяснения и даже не упомянутый в специальном издании по Аджанте Департамента археологии Индии.

Росписи пещер изобилуют фигурами, сложны по содержанию, в то же время они связаны с особенностями архитектурного окружения и освещения. В целом они декоративны как по композиции, так и по самому характеру письма, не нарушающего впечатления плоскостности поверхности стен и потолков пещер. В них нет, конечно, перспективного сокращения фигур, а их объемность лишь слегка намечена произвольным расположением легких оттенений. Разнообразие красок невелико: коричневый, белый, красный, зеленый, синий (ляпис-лазурь) и желтый, но интересно их богатое сочетание. Преобладает коричнево-оранжевый оттенок.

Росписи делятся на декоративно-орнаментальные (применяемые больше на потолках) и жанровые: сцены из джатак и из жизни Гаутамы Будды; встречаются также изображения отдельных фигур. Миф и легенда, люди и животные, земное и небесное - все участвует в общем потоке жизни, все ликует от полноты жизни, проникнуто ее дыханием, каждый лист трепещет радостью бытия; и человек в зрительном впечатлении играет главную роль.

Все изобилие живых существ, предметов и деталей архитектуры объединено единым ритмом композиции и красочной гаммы. Линии горизонта нет. Среди пышной растительности в окружении животных, божеств и поэтических небесных певиц и танцовщиц (апсар), музыкантов (киннары и гандхарвы) протекает жизнь людей.

Манера письма характеризуется твердыми, хорошо очерченными, но гибкими контурами фигур.
Позы, жесты, движение переданы великолепно, как и подробности быта людей, их разное общественное положение, этническое разнообразие народов и племен. Условности композиции забываются, ибо они позволяют богато развернуть повествовательность сюжета, усилить насыщенность содержания, превратив декоративную цельность живописи в сказочную картину единства всех сфер жизни; в ней выражены единство цели исторических и легендарных событий, ее буйное богатство. Так, в пещере №1 (вихара, ок. 475-500 гг.) на одной из стен предстает процессия выезда раджи Махаджанаки через городские ворота. Она подобна каскаду фигур в самых разнообразных поворотах, позах и движениях. Впереди шествуют изгибающиеся в пляске танцовщицы, воины с мечами, сам раджа восседает на слоне. В стороне справа и выше от этой композиции изображены внутренние помещения жилищ, где жизнь идет своим чередом.
На стенах пещеры №2 показана придворная жизнь не очень крупного раджи. В помещении находится много придворных, большей частью полуобнаженные женщины. Одна из них стоит в стороне, прислонившись спиной к изящной деревянной колонне и грациозно согнув ногу в колене, опираясь подошвой о колонну. Полагают, что это Махамайя - мать Будды. Ее поза, абрис фигуры типичны для искусства Аджанты, образ поэтичен и эмоционален. Зритель, поддаваясь очарованию искусства художника, невольно забывает, вернее, не сразу замечает условные, канонические приемы в ее изображении. Фигура тонка и стройна, но преувеличен удлиненный разрез миндалевидных глаз; ритмично и гибко обегающая фигуру контурная линия сглажена в форме ног, почти не обрисовывая выпуклости икр.

Впечатление от реальной жизни, воссозданной в стенописях Аджанты, глубже и полнее, чем привлекательность от ее декоративности. Люди всех слоев общества жизненны своей эмоциональностью и поэтичностью. Все живут в действии, участвуют в сценах исторического и легендарного характера. И хотя жизнь человека и всего живого слиты воедино, главное здесь в содержании, весь смысл и интерес перенесены на людей. В этом искусстве достигнуто выражение единства в многообразии, передается полнота жизни, одушевляющая все формы, высшие и низшие. Исполненное любви ко всему живому, это искусство, развившееся в этот период буддизма, махаяны и культуры Гуптов, по существу, является народным, хотя в нем чувствуется религиозный романтизм и налет аристократизма. Все эти признаки характерны и для других многочисленных придворных сцен и для образа будущего Будды - Бодхисаттвы.
А. К. Кумарасвамипишет: „Бодхисаттвародился по божественному праву царевичем в утонченно роскошной среде. Печаль бренности земного больше не отравляет его жизнь: она сделалась искусством, где конечный смысл жизни не забыт... но достигнуты зенит и совершенство, когда внутренняя и внешняя жизнь нераздельны; это и есть психо-физическое тождество, определяющее универсальность качества живописи Гуптов".

Роспись пещеры №1 относится к высшему расцвету искусства Гуптов и является одной из лучших в Аджанте. Характер содержания ее стенописей, проникнутых духом мира и гуманизма, обуславливает формальные достоинства композиции, объединяет ее детали и красочную гамму, и в этом единстве заключается великая гармония. Недаром Аджанта стала символом величия древнеиндийской художественной культуры.
Как наглядная энциклопедия жизни и быта Индии, живопись Аджанты превосходила по количеству сцен рельефы торан в Санчи, так как все двадцать девять пещер были сплошь расписаны. Даже теперь, хотя живопись сохранилась только в 16 пещерах и лишь частично, она являет собой огромное богатство материала из жизни природы, а также этнографического, бытового и социально-исторического характера.

Представление о разнообразии деталей и точности их изображения дает, например, такой факт, что у женщин индийские искусствоведы насчитали до 240 разных форм причесок! Многочисленны и представленные в росписях народы, среди которых встречаются персы, бактрийцы, скифы, монголоиды, а в социальном отношении все слои общества - от правителя до нищего.

С.И.Тюляев «Искусство Индии III-е тыс. до н.э. – VII в. н.э.». Москва. «Искусство». 1988г.

В пещерах Аджанты можно увидеть самые древние и лучшие образцы буддийской живописи Индии. Это стенная роспись выполнялась в течение семи веков со вторго века до н.э. по пятый этой эры. Что уже удивительно, поскольку не ощущается большой разницы в изменении канона. На взгляд не специалиста в этой живописи, так и вообще. То ли время раньше текло медленнее, то ли что-то иное, но у нас на протяжении семи веков иконопись и фресковая живопись сильнее изменились. Несмотря на иные религиозные посылы и временную дальность, вполне можно провести параллели с храмами христианской традиции. Здесь тоже процветало синкретическое искусство: архитектура соединялась со скульптурой и живописью и, наверняка, были праздничные шествия, в чем-то театрализованные.

Принц Висвантара с женой, пьющие вино.

Дева-апсара. Женщины на фресках Аджанты удивительны.

Англичане приложили усилия к изучению фресок, однако с тех пор фрески во многом утрачены.
Расписывали храмы художники -профессионалы, они следовали правилам древнего трактата "Читрасутра" ("Беседы о живописи"). В трактате было более тысячи советов, начиная с того, как изображать цветок лотоса с 52 лепестками, божеств и второстепенных персонажей, птиц, зверей, растений, заканчивая предписаниями как одеваться и как совершать омовение.

Фрески в Аджанте выполнялись по специальному грунту из смеси глины, коровьего навоза и измельченного камня. Для росписи потолков добавляли рисовую шелуху. На этот слой от 4 до 18 миллиметров накладывалась белая штукатурка (чунам), она полировалась специальной железной лопаточкой, своего рода мастерком.
Краски растирали на яйцах с добавлением рисовой или льняной воды с патокой и клеем.
Сначала рисовались черные или коричневые контуры росписи, затем они ракрашивались и полировались. Грунт постоянно смачивался водой до окончания росписи.
Красители были местного происхождения, здесь использовались растительные и минеральные краски ярких тонов: охра, ляпис-лазурь, лайм, черный, зеленый цвет. В росписях преобладает коричнево-оранжевая гамма.

Под Буддами изображены любовные парочки. Отсутствие аскетизма, присущее религии позже, здесь поражает.

В пещерах наблюдается удивительный эффект свечения красок в темноте, возможно, что в краску добавлялась известь.
На потолках преобладает орнаментальная роспись на стенах - сюжетная. Красота росписей - в обединении мифа и жизни, в её достаточно порой сложных композициях переплелись божества, небесные певицы и танцовщицы апсары, музыканты - киннары, простые люди, всё радуется воедино.
У фигур красивые контуры, прекрасно переданы жесты, а также для этнографов интересны подробности быта, этнические особенности. Несмотря на условность и декоативность изображения, здесь много картинок из жизни.

Англичане оставили свои автографы.

В пещерах Аджанты были расписаны и стены и потолки и колонны.