Налет на перл харбор. История нападения и бомбардировка Перл-Харбор: как это было

30. АТАКА НА ПЕРЛ-ХАРБОР

Я выгнал его со службы потому, что он не проявлял уважения к власти президента. Только поэтому. Я выгнал его вовсе не потому, что он тупой сукин сын, хотя это и правда, но у генералов это вовсе не считается пороком. Иначе половина, если не три четверти наших генералов оказались бы в тюрьме.

Президент Тарри Трумэн по поводу отстранения генерала Макартура от командования американскими войсками в Корее

Дата нападения на Перл-Харбор была выбрана не случайно. В докладе императору адмирал Нагано (начальник генерального штаба военно-морского флота) объяснял: «Дополнительные преимущества мы получим, начав действия в воскресенье, день отдыха американцев, когда относительно большое количество боевых кораблей сосредоточивается в порту Перл-Харбора».

Нагано также сказал императору: «Мы считаем, самым благоприятным временем будет приблизительно двадцатый день лунного цикла, когда луна на небе светит с полуночи до восхода солнца». Сверившись с лунным календарем, японские военачальники выяснили, что воскресенье, 7 декабря 1941 года, приходится на девятнадцатый день лунного цикла, и решили, что это именно то, что нужно.

Беспрецедентное по мощности ударное авианосное соединение из шести кораблей под командованием адмирала Нагумо сопровождали два быстроходных линкора, три крейсера, девять эсминцев, три подводные лодки и восемь танкеров, которым предстояло пополнять запасы горючего на боевых кораблях в пути. Бросив вызов зимним штормам, японцы выбрали северный путь, проходящий вдалеке от основных морских путей, избегая районов, которые, как им было известно, патрулируются с воздуха. Погода, учитывая время года и широты, была очень благоприятной. Перекачка топлива - задача, которая оказалась бы очень сложной в шторм при сильном волнении, - осуществлялась в спокойную погоду под прикрытием тумана. Даже на заключительной стадии операции погода благоволила к японцам. Когда первая волна самолетов подлетела к Перл-Харбору, тучи разошлись в самый благоприятный момент, так что все укрепились во мнении, что операции обеспечена милость богов.

Японцы ожидали, что их корабли будут обнаружены и атакованы. Ямамото предупреждал своих людей, что им, вероятно, придется с боем пробиваться к исходным позициям. Они были изумлены, обнаружив, что американцы оказались совершенно не готовы к нападению и практически не оказали сопротивления.

В отличие от западных держав, Япония сознавала важность разведки. Шпионы обеспечили японское командование подробными схемами причалов Перл-Харбора и графиком прибытия и отбытия американских линкоров. Особое значение при планировании операции имело то обстоятельство, что в выходные дни американский флот, как правило, находился в гавани. Однако ничто так не содействовало успеху японского налета, как отсутствие у американцев дальней авиационной разведки. Во время расследования причин катастрофы было выдвинуто оправдание, что в наличии имелось всего 36 боеспособных самолетов, таким образом, ведение полноценной круговой разведки было невозможно. Во-первых, флот мог попросить самолеты у сухопутных войск, однако этому помешало межведомственное соперничество. Во-вторых, в любом случае, по общему убеждению, нападение, если оно вообще должно было осуществиться, следовало ожидать с севера, поэтому хотя бы в этом секторе можно было сосредоточить имеющиеся разведывательные самолеты.

3 декабря дешифровальщики прочли сообщение, направленное из Токио японскому посольству в Вашингтоне, предписывающее шифровальщикам уничтожить все шифраторы и шифровальные таблицы за исключением одной машины и одного комплекта. Помощник госсекретаря, ознакомившись с этим документом, сказал, что «шансы избежать войны уменьшились с одной тысячной до одной миллионной». Президент Рузвельт придерживался того же мнения. «Как вы думаете, когда это начнется?» - спросил он помощника по военно-морским делам, показавшего ему этот перехват. Но адмирал Хасбенд Э. Киммель, командующий Тихоокеанским флотом США, не видел признаков надвигающейся войны. Флот продолжал жить по законам мирного времени. Даже несмотря на успешную операцию в Таранто, американские адмиралы продолжали упрямо цепляться за предположение, что для эффективного действия торпеды, сброшенной с самолета, требуются глубины не меньше 100 футов. Киммель запретил устанавливать противоторпедные сети в районе причалов, заявив, что это помешает передвижению судов.

Похоже, генералы и адмиралы сходились в одном: никаких уступок надвигающейся угрозе войны быть не должно. В день накануне японского нападения контр-адмирал Лири, осматривавший легкий крейсер «Феникс», специально надел белые перчатки, чтобы проверить наличие пыли. Только после окончания инспекции команда была отпущена на берег. Однако в практическом отношении корабль оказался совершенно не подготовлен к бою: когда на следующее утро началась атака, пришлось срубать замки с дверей крюйт-камеры и срывать тенты над зенитными орудиями, чтобы очистить им поле деятельности. К тому же выяснилось, что многие взрыватели зенитных снарядов были ненадежными: неразорвавшиеся снаряды «дождем сыпались на берег».

Офицеры, требовавшие от подчиненных подготовки к войне вместо мирной рутины, были крайне непопулярны. Старший офицер (первый заместитель командира) крейсера «Индианаполис», державший корабль в «боевой готовности номер два», то есть с расчехленными орудиями, готовыми к бою, и приготовленными боеприпасами, выслушивал жалобы от жены: «Жены всех офицеров крейсера спрашивают меня: «Что делает «Индианаполис»? Собирается воевать в одиночку?» Их мужья почти не бывают дома, и они этим очень расстроены». Уже после нападения, когда опасения старшего офицера подтвердились, капитан сказал: «Еще неделя - и команда вышвырнула бы нас за борт».

Давным-давно, еще в 1921 году, генерал Военно-воздушного корпуса «Билли» Митчелл осуществил демонстративную бомбардировку старых линкоров, показав, что самолеты способны топить крупные боевые корабли. Это не понравилось ни крупным сталелитейным корпорациям, строившим эти могучие корабли, составлявшие основу флотов всех ведущих мировых держав, ни обожавшим линкоры адмиралам, стоявшим во главе этих флотов. Потопление левиафанов объяснили тем, что Митчелл нарушил ограничения, наложенные на него теми, кто был решительно настроен любой ценой добиться неудачи его демонстрации. Несмотря на некоторые уроки первого года войны в Европе, об ударной мощи бомбардировочной авиации вскоре забыли. Даже Ямамото у себя в Японии пришлось бороться со скептиками, сомневавшимися в возможности уничтожения крупных боевых кораблей ударами с воздуха.

Теория заговора

Сумятица и неразбериха, приведшие к катастрофе, породили сотни надуманных теорий. Своей внутренней политикой Рузвельт нажил себе жестоких врагов, готовых поверить в худшее о нем. Книг и статей о случившемся, порой вышедших из-под пера высокопоставленных американских чиновников, предостаточно. Многие необоснованно утверждают, что президент Рузвельт сознательно спровоцировал Японию, способствовав катастрофе Перл-Харбора. В доказательство своей точки зрения они приводят превратно истолкованные и искаженные отчеты об американо-японских переговорах, утверждая, что президент догадывался о предстоящем нападении.

Наиболее полным трудом о случившемся является 3500-страничный труд Гордона У. Прэнджа, являющийся результатом 37-летних исследований. В нем автор справедливо отвергает все подобные вымыслы. Как можно согласиться с тем, что Рузвельт готов был пожертвовать Тихоокеанским флотом - самым главным оружием надвигавшегося вооруженного столкновения, - чтобы оправдать объявление войны?

Самыми вздорными являются теории, обвиняющие Черчилля в заговоре направленном на втягивание в войну Соединенных Штатов. Премьер-министр Великобритании якобы знал о готовящемся нападении на Перл-Харбор, но ничего не сделал, чтобы его предотвратить. В одной недавно вышедшей книге утверждается, что англичане читали сообщения, посылаемые ударным соединением адмирала Нагумо, но Черчилль держал результаты перехватов в тайне от Соединенных Штатов. На самом деле американцы и сами могли читать японские шифры, но Нагумо был настолько полон решимости соблюдать радиомолчание, что со всех передатчиков были физически сняты операторские ключи.

Никому не было известно лучше Уинстона Черчилля, насколько уязвимы английские колониальные владения. В течение двух лет Великобритания высасывала силы из расквартированных в Юго-Восточной Азии войск, чтобы продолжать борьбу против германской военной машины. 1941 год она пережила исключительно благодаря непрекращающейся поддержке Рузвельта и помощи американского флота в Атлантике. Уж если Черчилль и стремился избежать чего-то, то первым в этом списке было японское вторжение в Малайю и Бирму (неизбежным следствием которого стало бы отвлечение вооруженных сил Соединенных Штатов на Тихоокеанский театр).

Зато катастрофа Перл-Харбора ознаменована огромным количеством ошибок и близорукой глупости. Труд Прэнджа отвергает мысль взвалить всю вину за случившееся на каких-то конкретных людей.

«Огромное пятно позора лежит на всей Америке, начиная от президента и кончая Четырнадцатым военно-морским районом и Департаментом Гавайских островов. Козлов отпущения Перл-Харбора нет».

Утром в день нападения командор Мицуо Фучида, летчик, выбранный Гендой для руководства ударными авиационными силами, проснулся в 5 часов. За завтраком ему сказали: «Гонолулу спит». На вопрос о том, откуда это известно, дежурный офицер ответил, что по радио передают спокойную музыку.

Осуществив последнюю дозаправку кораблей, Нагумо передал личному составу ударного соединения послание Ямамото. Вслед за адмиралом Того, составившим свое обращение к флоту в 1905 году на основе знаменитого приказа Нельсона перед Трафальгарской битвой, Ямамото объявил: «От исхода этого сражения зависит взлет и падение империи. Пусть каждый выполнит свой долг».

Авианосная армада заняла исходные позиции в 235 милях к северу от цели в 6 часов утра 7 декабря 1941 года. Вице-адмирал Нагумо находился на борту авианосца «Акаги». Ветер трепал поднятый на мачту исторический флажок «Z», бывший на флагмане Того во время Цусимского сражения 1905 года, закончившегося сокрушительным поражением русского флота.

Два из имевшихся в распоряжении Нагумо авианосца, «Сёкаку» и «Дзуйкаку», были совершенно новыми, и летчики с них не имели боевого опыта. Им предстояло обеспечивать поддержку действий основных сил. Первыми поднялись в воздух летающие лодки «Аити» Е13 А («Джейк»). Им предстояло убедиться, что на пути ударной армады нет кораблей противника. Затем все авианосцы развернулись на восток, против ветра, и увеличили скорость до 24 узлов. Их палубы поднялись вверх под углом 10 градусов. Впоследствии Фучида говорил, что в обычных условиях «ни одному самолету не было бы разрешено подняться в воздух… Каждый очередной взлетевший самолет встречали громкими криками». Флагман, «Kara», «Сорю» и «Хирю» подняли в воздух первую волну. Большинство летчиков отказались брать парашюты, заявив, что в случае серьезного повреждения самолета «превратят его в бомбу» - ценой своей жизни направят его на противника.

Первая волна состояла из 183 машин. Сначала с палуб авианосцев взлетели 43 истребителя А6М2 «Зеро», быстро набравшие высоту, чтобы прикрывать с воздуха взлет остальных самолетов. Затем поднялся 51 пикирующий бомбардировщик «Аити» ДЗА4 («Вэл»), потом 49 бомбардировщиков «Накадзима» Б5Н2 («Кейт») и, наконец, еще 40 таких же машин, оснащенных главным оружием - торпедами. Два самолета так и не долетели до Перл-Харбора: у одного «Кейта» отказал двигатель, а один «Зеро» разбился при взлете. Все самолеты (181) поднялись в воздух за 15 минут; во время учений это не удавалось осуществить меньше чем за 20 минут.

Японская атака на Перл-Харбор

Первый налет. Начало в 7.40 утра, продолжительность 30 минут

40 торпедоносцев

49 бомбардировщиков

51 пикирующий бомбардировщик

43 истребителя

Сбито 9 самолетов

Второй налет. Начало в 8.50 утра, продолжительность 65 минут

54 бомбардировщика

78 пикирующих бомбардировщиков

35 истребителей

Сбито 20 самолетов

Цифрами на схеме обозначены (с северо-запада на юго-восток в каждой группе кораблей):

1. Минные заградители «Рамси», «Гэмбл», «Монтгомери»

2. Минные заградители «Тревер», «Бриз», «Зейн», «Перри», «Уосмут»

3. Эсминцы «Монаган», «Фаррагут», «Дейл», «Эйлвин»

4. Эсминцы «Хенли», «Паттерсон», «Ральф Толбот»

5. Эсминцы «Селфридж», «Кейз», «Таккер», «Рейд», «Конингхэм»; посыльное судно «Уитни»

6. Эсминцы «Фелпс», «Маедоноу», «Уорден», «Дьюи», «Халл»; посыльное судно «Доббин»

7. Подводные лодки «Нарвал», «Дельфин», «Тойтог»; авиаматки «Торнтон», «Халберт»

8. Эсминцы «Джарвис» и «Магфорд» (между «Аргонной» и «Сакраменто»)

9. Эсминец «Каммингс»; минные заградители «Пребл», «Трейси», «Прюитт», «Сикард»; эсминец «Шлей»; тральщик «Греб»

10. Тральщики «Боболинк», «Вайрео», «Тэрки», «Рейл», «Терн»

Остальные корабли, не показанные на схеме, находились на якорной стоянке в Западной бухте. Также на схеме не показаны катера, буксиры и вспомогательные суда.

План предусматривал, что в случае достижения эффекта полной внезапности первыми удар должны будут нанести «Кейты», но если противник окажет Серьезное сопротивление, атаку возглавят пикирующие бомбардировщики. Сигнал должен был подать перед самым заходом на цель командор Фучида.

Пролетая над густой облачностью, Фучида сам услышал «спокойную музыку» американских радиостанций и использовал сигнал коммерческой радиостанции КГМБ в Гонолулу для выхода на цель. Обычно эта станция не вещала так рано утром, но ВВС США заплатили ей за трансляцию музыки в течение всей ночи, чтобы направлявшиеся на Гавайские острова бомбардировщики Б-17 могли настроить на этот сигнал свои пеленгаторы. Кое-кто предупреждал, что это очень плохо по соображениям секретности, так как всем становилось известно, когда самолеты с материка перелетают на Гавайи.

В половине седьмого утра летающая лодка ПБИ морской авиации обнаружила у входа в порт японскую подводную лодку-малютку и, сбросив глубинные бомбы, потопила ее. В 6.45 утра оператор сухопутной радиолокационной станции увидел на экране точку - это была одна из японских летающих лодок, высланных на разведку. Эта станция дальнего радиолокационного обнаружения воздушных целей СЦР-270 в местечке Опа-на просматривала как раз тот сектор океана, где находился японский флот. Операторы радара не придали случившемуся большого значения, но через несколько минут экран засветился многочисленными точками, сообщающими о приближении большой группы самолетов.

В будние дни операторы радиолокационных станций работали круглосуточно, но в выходные смена заканчивалась в семь часов утра, после чего радары отключались. В тот роковой день машина, отвозившая солдат на завтрак, задержалась. Показания оператора Джозефа Локкарда:

«В 7.02 Эллиот, присев перед экраном, вдруг воскликнул: «Это еще что такое?» «Дай-ка взглянуть», - сказал я. На экране было огромное светящееся пятно; я таких никогда не видел!

Когда мы их впервые обнаружили, до них было, думаю, миль 155. Сейчас я уже не уверен в этих цифрах, но я помню точно, что самолеты приближались к нам строго с севера… Сначала мы решили, что произошел какой-то сбой оборудования, поэтому мы прогнали серию тестов… Все устройства функционировали исправно, поэтому мы стали определять координаты цели. Затем кто-то предложил связаться по телефону с начальством. [Телефонист после долгих поисков соединил операторов с лейтенантом Кермитом Тайлером.] Нам ответили: «Все в порядке. Из Штатов должны прилететь Б-17; правда, они здорово сбились с курса».

Мы некоторое время вели цель, затем снова позвонили в штаб. Лейтенант Тайлер ответил, чтобы мы не волновались.

Мы вели самолеты, но когда они находились на расстоянии около 20 миль от острова, они исчезли с экрана локатора из-за помех, вызванных отраженным от горного хребта сигналом».

В 7.40 Фучида, пролетая вдоль побережья острова Оаху, выпустил сигнальную ракету. Это был сигнал бомбардировщикам сворачивать для нанесения удара по аэродромам Халейва и Уилер и казармам Шофилд. Однако истребители сопровождения не увидели эту ракету, поэтому Фучида был вынужден пустить вторую. Две ракеты являлись сигналом о том, что застать оборону врасплох не удалось. Поэтому самолеты начали действовать по запасному плану. Вместо последовательного удара сначала торпедоносцев, а затем бомбардировщиков, строй японских самолетов разрушился, и началась свободная охота.

550-фунтовая бомба попала в казармы аэродрома Хикхэм и, разорвавшись в столовой, убила завтракавших там солдат. Японские летчики, не встречавшие сопротивления, летали на очень малых высотах. Некоторые самолеты с неубирающимися шасси обрывали ими телеграфные провода. Американские солдаты, находившиеся на земле, на всю жизнь сохранили кошмарные воспоминания о летчиках, смотрящих на них из кабин летящих на бреющем полете самолетов. Нападение японцев на аэродром Хикхэм совпало по времени с подлетом бомбардировщиков Б-17, часть из которых была сбита при заходе на посадку. Остальные, отвернувшие к аэродрому Беллоуз, наткнулись на японские истребители. Американские бомбардировщики не имели возможности отражать их атаки, так как все пулеметы были сняты и законсервированы. Стоявшие на аэродромах американские самолеты представляли собой отличные мишени. По приказу командующего сухопутными войсками они стояли крыло к крылу - как он объяснил, для предотвращения саботажа.

Оглядев внутренний рейд, Фучида увидел теснившиеся вокруг острова Форд линкоры. В 7.49 он отправил условное сообщение, извещавшее флот о начале атаки. Во всех учебниках истории приводится этот воинственный клич: «Тора! Тора! Тора!» («Тигр! Тигр! Тигр!»).

На самом деле установленные на японских самолетах радиостанции были очень примитивными. Сообщения передавались не по радиотелефону, а с использованием азбуки Морзе.

Связью руководил находившийся на «Акаги» лейтенант-командор Тадакадзу Йосиока, и он выбрал для сообщения два разных легко узнаваемых сигнала. Фучида должен был сообщить о начале атаки, передав сигнал точка-точка-тире-точка-точка («то»), за которым в том случае, если противник будет застигнут врасплох, должен был последовать сигнал точка-точка-точка («ра»). Для большей надежности сигналы следовало передавать по три раза. Впоследствии Йосиока признавался, что у него не было намерений превращать два слога то-ра в слово «тора», по-японски «тигр». Как бы там ни было, радист самолета Фучиды передал условленный сигнал.

Перл-Харбор, находящийся на южном побережье острова Оаху, представляет собой затейливую извилистую гавань, идеально подходящую для морской базы. В середине открытого водного пространства находится остров Форд, вокруг которого устроены многочисленные причалы, в том числе и «линкорный ряд», где стояли по двое крупные корабли.

В 8 часов утра на мирно стоявших у причалов линкорах поднимались флаги. На «Неваде», когда на нее устремились первые японские самолеты, оркестр исполнял американский гимн. В сознании всех так глубоко укоренилось убеждение «здесь подобное просто невозможно», что большинство американских моряков отказывалось верить собственным ушам и глазам. Многие слышали только музыку «Звездно-полосатого флага». Рулевой «Аризоны» рассказывает:

«Но потом начали падать бомбы, послышались оглушительные взрывы и - бух! - одна из них попала в нос нашего линкора. Я сказал кому-то из тех, кто стоял рядом: «Кажется, кто-то схлопочет по первое число. Они ведь попали в корабль!», Я все еще продолжал считать, что это учения, но уж чересчур приближенные к боевой обстановке, так как линкор получил повреждения».

Еще один член команды «Аризоны», Дон Страттон, матрос первого класса, делился своими впечатлениями через пятьдесят лет после случившегося в специальном номере журнала «Лайф»:

«Мы получили попадание в правый борт, и сразу же вспыхнули боеприпасы и авиационный керосин. Раздался страшный взрыв, и в воздух футов на 400 взметнулся огненный шар. Из 50 или 60 человек, находившихся на посту вместе со мной, думаю, остались в живых только шестеро. У меня было обожжено 60 процентов кожи. С «Вестала», вспомогательного корабля, пришвартованного рядом, нам бросили конец, и мы перебирались по нему на руках на высоте 45 футов над поверхностью воды».

Для пробивания толстой бронированной палубы линкоров японцы использовали 16-дюймовые снаряды, переделанные в 1760-фунтовые кумулятивные бомбы. Одна такая бомба пробила палубу «Аризоны» в районе башни номер два главного калибра и попала в крюйт-камеру, где находилось свыше миллиона фунтов взрывчатых веществ. Последовал ужасный взрыв, подкинувший огромный корабль футов на 20 над поверхностью воды, после чего линкор разломился надвое и быстро затонул на глубине 40 футов.

Адмирал Киммель выбежал на лужайку своего дома, натягивая на ходу белый китель. Оттуда был прекрасно виден «линкорный ряд». Его соседка (жена капитана Эрла, начальника штаба флота) увидела, что лицо Киммеля бело, как его китель. Киммель вспоминал: «В небе было полно неприятельских самолетов». На его глазах «Аризона» подпрыгнула над водой, рухнула вниз и скрылась из виду.

Кажется, попали и в «Оклахому», - заметила миссис Эрл.

Да, вижу, - отозвался Киммель.

При условии, что самолет снижался до очень малой высоты, деревянные горизонтальные рули, установленные на японских торпедах, обеспечивали то, что торпеда погружалась лишь до глубины 35 футов, а затем, не завязнув в придонном иле, всплывала на боевую глубину и устремлялась к цели. (В мае 1991 года во время расчистки дна одна такая торпеда была поднята на поверхность. В настоящее время ее хвостовая часть с усовершенствованными горизонтальными рулями экспонируется в Мемориале «Аризоны».)

Один матрос, находившийся на верхней палубе «Вест Вирджинии», спокойно смотрел на заходившие на цель пикирующие бомбардировщики. Он был настолько уверен в том, что это учения, что перешел к другому борту, чтобы посмотреть на сброшенные в воду торпеды.

«Мы увидели, как три самолета, летевшие совсем низко над поверхностью воды, сбросили торпеды. Мой приятель, похлопав меня по плечу, сказал: «Когда они попадут в корабль, мы услышим лишь негромкий стук». И вдруг раздался адский грохот, и стена воды, словно волна в двенадцатибалльный шторм, перекатившись через палубу, смыла нас к противоположному борту. В наш корабль попало еще шесть торпед. В «Теннесси» попала бомба. Огромным осколком нашему капитану вырвало внутренности. Мы понесли его вниз, а он отдавал приказания до самой своей смерти».

В «Оклахому» попало семь торпед. Первой ее поразил младший лейтенант Дзинити Гото, утверждавший, что он летел приблизительно в 60 футах над поверхностью воды. «Зенитный огонь был очень плотным», - вспоминал Гото в пятидесятую годовщину нападения. Увидев поднятый взрывом столб воды, он воскликнул: «Атаримасита!» - «Попал!»

Вытекший из баков «Калифорнии» мазут вспыхнул, и вскоре весь порт затянуло черным дымом. «Оклахома» легла на борт и затонула. Один из матросов ее команды, Джордж Делонг, находился в кормовом рулевом отсеке, расположенном на третьем этаже ниже уровня палубы, - похожем на склеп помещении, которое и при нормальных обстоятельствах избегали люди, склонные к клаустрофобии. Делонг по сигналу боевой тревоги занял свое место, затем послышалась команда: «Закрыть водонепроницаемые переборки!» - и его отсек был наглухо задраен снаружи. Внутри остались Делонг и семь его товарищей.

Практически сразу же после этого прогремели взрывы торпед, и огромный линкор стал ложиться набок. «Все приборы и другие предметы повалились со стола на пол». Свет погас, а корабль продолжал опрокидываться. «Я понял, что теперь моя голова находится там, где еще совсем недавно были ноги. Когда наконец корабль прекратил вращаться и мы смогли отпустить то, за что держались, мы поняли, что он перевернулся вверх дном».

В отверстия вентиляционной системы начала просачиваться вода. Матросы с помощью подручных средств постарались как можно плотнее заткнуть все щели, но вода продолжала прибывать. Когда она уже поднялась по грудь, матросы стали стучать по корпусу гаечным ключом, подавая сигнал SOS с помощью азбуки Морзе. Через некоторое время в обшивке пневматическими дрелями была проделана дыра, и Делонг был спасен. В то время ему было 19 лет, и ему суждено было остаться живым и рассказать о том, что с ним случилось, спустя пятьдесят лет. Большинство его товарищей погибли.

К 8.25 шесть линкоров были потоплены, тонули или получили серьезные повреждения. Первый воздушный налет продолжался около тридцати минут. Вторая волна, состоявшая из 167 самолетов, подлетела в 8.40. Вначале удар нанесли бомбардировщики, затем пикирующие бомбардировщики, а последними появились истребители. К этому времени количество американских зенитных орудий, вступивших в бой, значительно увеличилось, и им удалось сбить три истребителя.

Один молодой мичман военно-морского резерва, доставлявший в то утро документы в штаб Тихоокеанского флота, помнит случившееся, как будто это было только вчера:

«В то роковое утро мне пришлось несколько раз заходить в кабинет к адмиралу Хасбенду Киммелю. Это был сухопарый мужчина средних лет, очень вспыльчивый. Он совсем был не похож на актеров, игравших его роль в фильмах. Вовсе не спокойный и собранный, настоящий адмирал Киммель ругался и кричал каждый раз, когда читал ужасные сообщения о тонущих и взрывающихся линкорах, уничтоженных на аэродромах самолетах и разбомбленных казармах, которые я ему доставлял. Он раскраснелся и разволновался. Я не виню его в том, что он выплескивал на меня всю свою злость, так как в тот день я приносил только дурные известия».

У Киммеля были все причины злиться. Эту должность он получил, перескочив через головы других флотоводцев, после того как его предшественник на посту командующего Тихоокеанским флотом выступил решительно против перевода основной базы из Сан-Диего в Перл-Харбор. Теперь Киммель понимал, что весь гнев будет обращен на него - а также на командующего размещенными на Гавайских островах сухопутными силами, - и его, несомненно, отстранят от должности.

Японское нападение на Перл-Харбор произошло в тот момент, когда американских авианосцев на базе не было. «Сара-тога» была отправлена в Калифорнию для ремонтных работ и обслуживания. «Энтерпрайз», перевозивший самолеты на базу морской пехоты на атолле Уэйк, должен был встать на якорь за тридцать минут до начала атаки, однако задержался во время пополнения запасов горючего. Поднявшиеся с авианосца самолеты СБД-2. «Даунтлесс», направлявшиеся на остров Форд, столкнулись с первой волной японских бомбардировщиков. Морские летчики решили, что перед ними самолеты сухопутной авиации с аэродрома Юа филд, базы ВВС морской пехоты, но затем их самолеты попали под огонь зенитных орудий, и их атаковали японские истребители. Однако даже теперь американские летчики не могли поверить в то, что началась война. Мичман Мануэль Гонсалес кричал по радио: «Пожалуйста, не стреляйте! Это борт шесть-б-три. Это американский самолет!», но его сбил «Зеро». Из шестнадцати «Даунтлесс» было сбито пять машин. Часть сбили японские истребители, остальных американские зенитчики. «Энтерпрайз», развернувшись на запад, пошел прочь от острова и вернулся только с наступлением темноты. Но и к тому времени небо еще не стало безопасным. Вспоминает санитар военно-морского госпиталя:

«Уже смеркалось, когда над проливом показались четыре низко летящих самолета, направлявшиеся к причалам. Практически все морские зенитные орудия открыли по ним огонь. Самое печальное, выяснилось, что это были американские самолеты с авианосца «Энтерпрайз». Три самолета были сбиты, а летчика четвертого с многочисленными ранениями доставили к нам в госпиталь. Всего госпиталь мог принять около 300 больных. К полуночи у нас уже было 960 раненых. А на улице, словно штабеля дров, были сложены 313 убитых».

Для японцев было жизненно необходимо уничтожить все американские самолеты, чтобы ни один из них не смог проследить за возвращавшимися на авианосцы японскими бомбардировщиками и установить местонахождение флота. Поэтому первостепенной целью были аэродромы, и во время первого налета для атаки американских аэродромов было задействовано больше самолетов, чем для нанесения удара по боевым кораблям. В 9 утра появилась вторая волна японских самолетов. Каждый летчик имел свое конкретное задание, причем основной упор был сделан на бомбардировку аэродромов.

Последние японские самолеты повернули назад приблизительно в 9.45. На земле было уничтожено 188 американских самолетов и повреждено 159. Фучида надолго задержался над целью, изучая последствия удара. На обратном пути он нашел два сбившихся с курса «Зеро» и проводил их домой. После начала нападения японские авианосцы приблизились к берегу еще на 40 миль, чтобы помочь самолетам, у которых горючее было на исходе.

Совершив посадку, Фучида увидел стоящие на полетной палубе заправленные и вооруженные самолеты, готовые к новому вылету. Пока авианосное соединение оставалось на месте, чтобы позволить поврежденным самолетам найти его, на капитанском мостике «Акаги» состоялся обмен мнениями. Фучида был не единственным настаивавшим на третьем ударе. Летчики эскадрилий, базировавшихся на «Хирю» и «Сорю», также горели желанием вернуться назад. Капитан «Каги» лично попросил разрешения нанести удар по целям, оставшимся, по словам его летчиков, нетронутыми. С другой стороны, техники не могли не обратить внимания, насколько больше повреждений получили японские самолеты во время последнего налета. Американские зенитчики проснулись, их орудия были готовы к бою. Следующий удар они должны были встретить во всеоружии.

Кроме того, существовала вероятность, что на ударное соединение внезапно нападут американские авианосцы. Похоже, одного этого соображения оказалось достаточно, чтобы принять решение об отходе, хотя в действительности все было как раз наоборот: мощное соединение представляло смертельную опасность для уцелевших американских кораблей. Излишне осторожный Нагумо решил, что достаточно и того, что уже сделано. Авианосное соединение повернуло назад, соблюдая радиомолчание. Просьбы двух японских заблудившихся бомбардировщиков подать сигнал для пеленгаторов остались без ответа.

Японским летчикам не удалось действовать совершенно безнаказанно. 47-я эскадрилья перехватчиков 5-й истребительной группы, показавшая неудовлетворительные результаты на учебных стрельбах, была сослана на аэродром Халейва на северо-западном побережье острова Оаху для дополнительных занятий. Двум ее летчикам удалось поднять свои истребители П-40Б в воздух. Эти летчики всю ночь были-на танцах, а затем отправились в казармы, где играли в покер до самого утра. В одной красивой истории утверждалось, что они прыгнули в кабины своих самолетов в смокингах, но, увы, последние исследования показывают, что летчики все же успели добраться до своих постелей и спали, когда началось японское нападение. Не получив разрешения на взлет и даже не пройдя предполетную проверку, два лейтенанта подняли свои самолеты в воздух и направились к аэродрому Юа, где была самая высокая активность неприятельских самолетов. Кеннет Тейлор и Джордж Уэлч на двоих сбили четыре «Кейта». Уэлч затем добавил к своим победам «Вэл» и «Зеро». Никто не может сказать точно, кто из двоих одержал первую победу американских ВВС в войне. По словам Тейлора: «Мы с Джорджем договорились никому не говорить, кто одержит первую победу, чтобы оставшийся в живых смог бы приписать ее себе». Оба летчика остались живы и оба получили награды, но представление Уэлча к Медали почета было отвергнуто, так как он взлетел без приказа!

Летчик одного из «Даунтлесс» с «Энтерпрайза», сбитый над Перл-Харбором, имел возможность разглядеть место событий, спускаясь на парашюте. Он увидел, что «Невада» снялась с якоря и начала медленно выходить из «линкорного ряда». «Все ее зенитные орудия вели огонь», - вспоминает он. Даже после того, как еще одна тяжелая бомба попала в палубу, разорвавшись с «оглушительным, раздирающим уши грохотом», артиллеристы не оставили свои посты. «Несколько человек было убито, многие ранены; но только одно орудие прекратило огонь».

Американские артиллеристы дрались отчаянно. Старший лейтенант Дзендзи Абе, один из японских летчиков, вспоминает:

«Когда я появился над заливом Канеохе, над облаками все небо было в разрывах зенитных снарядов. Я был удивлен тем, насколько плотным был заградительный огонь. Американские зенитчики отреагировали так быстро. У меня по спине побежали мурашки. Весь Перл-Харбор был затянут черным дымом, сквозь который пробивались языки пламени. Я сосредоточился, пытаясь найти цель. Наконец я остановил выбор на крупном корабле. Как выяснилось впоследствии, это была «Аризона».

Радиолокационная станция сухопутных войск в Опане была снова включена в 9 часов утра, и операторы как раз успели засечь японские самолеты, возвращавшиеся на авианосцы. Но никому не пришло в голову поинтересоваться у них, что они обнаружили, поэтому когда в 11.40 шесть бомбардировщиков Б-17 вылетели на поиски японского флота, они направились на юг и, разумеется, ничего не нашли.

Теперь, когда невредимыми оставалось всего двадцать пять летающих лодок «Каталина» и дюжина Б-17, командование обнаружило, что воздушная разведка все-таки осуществима. Вскоре летающие лодки уже прочесывали море в радиусе 700 миль - причем во всех направлениях. Бомбардировщики «Летающая крепость» были приведены в состояние тридцатиминутной готовности.

А тем временем шла отчаянная борьба за спасение моряков, попавших в ловушку в огромных стальных корпусах. 16-летний ученик рабочего с судоверфи Джон Гарсия рассказывал:

«На следующее утро я, захватив инструмент, отправился на «Вест Вирджинию». Линкор перевернулся вверх дном. Мы обнаружили внутри оставшихся в живых… Около месяца мы срезали с «Вест Вирджинии» надстройки, чтобы перевернуть ее назад. К восемнадцатому дню нам удалось освободить приблизительно триста оставшихся в живых моряков».

На вопрос о том, как этим людям удалось остаться в живых, Гарсия ответил: «Не знаю. Мы были так заняты, что у нас не было времени спрашивать».

Великолепной демонстрацией инженерной мысли стало восстановление потопленных линкоров. Еще до окончания войны все они за исключением трех были полностью отремонтированы и вступили в строй. Но правительство Соединенных Штатов, когда ацетиленовые горелки уже вгрызались в сталь искалеченных линкоров, продолжало считать, что американская общественность еще не готова к тому, чтобы узнать всю правду о случившемся в Перл-Харборе.

Секретарь по делам военно-морского флота полковник Фрэнк Нокс вернулся в Нью-Йорк с Гавайских островов с обнадеживающими новостями. На пресс-конференции он поведал журналистам, что один линкор, «Аризона», потерян, а другой, «Оклахома», лег набок, но подлежит восстановлению. Нокс заверил их, что соотношение сил на Тихом океане существенным образом не изменилось и «весь Тихоокеанский флот Соединенных Штатов - его авианосцы, тяжелые крейсеры, легкие крейсеры, эсминцы и подводные лодки, - нисколько не пострадавший во время налета, находится в море и ищет встречи с неприятелем».

Заметив отсутствие линкоров в списке кораблей, «ищущих встречи с неприятелем», один журналист поинтересовался, вышли ли в море линкоры. Нокс ответил, что вышли. Лондонская «Тайме», перепечатав заявление Нокса, отметила, что: «Полное описание потерь, приведенное секретарем по делам военно-морского флота, в целом произвело обнадеживающее впечатление. Американцы боятся правды не больше англичан… Только диктаторы вынуждены держать свой народ в неведении».

Во время этого нападения невиданная удача сопутствовала японцам во всех отношениях. До этого лишь очень немногие сознавали, что авианосцы являются решающим наступательным оружием флотов. Но судьба сыграла с японцами злую шутку. Атака на Перл-Харбор доказала значение авианесущих соединений, но операция в целом окончилась полным провалом. Американские авианосцы не были уничтожены в самом начале этой войны, в которой авианосным флотам было суждено сыграть звездную роль. Древние линкоры, затонувшие на небольших глубинах в гавани, не представляли собой никакой ценности. Больше того, их потеря заставила американских адмиралов признать доминирующую роль быстроходных авианесущих соединений.

И, к счастью для союзников, американские авианосцы были превосходными кораблями; последние из вступивших в строй превосходили все имевшиеся на то время в мире. Два однотипных корабля, «Йорктаун» и «Энтерпрайз», были построены из отборных материалов, с учетом мельчайших деталей. По словам одного эксперта, это были «Кадиллаки» среди авианосцев… Быстроходные, развивающие скорость до 33 узлов, маневренные, устойчивые, способные нести на борту крупные авиационные подразделения, авианосцы класса «Йорктаун» были оборудованы надежными водонепроницаемыми переборками, а также имели неплохое бронирование полетной палубы и машинного отделения».

В Перл-Харборе осталось 4,5 миллиона тонн горючего в нефтехранилищах, не пострадавших при нападении. Нетронуты также были сухие доки, склады со всевозможными запасными частями и мастерские с точным оборудованием. И это не было везением: всех этих объектов не было в японском списке целей. Также удару не подверглась база подводных лодок в Куэрри-Пойнт.

Подводные лодки

В 1930 году стратеги императорского генерального штаба зафиксировали свое мнение, что американцы являются слишком мягкотелыми, чтобы вынести физические лишения и моральное напряжение длительного подводного похода. В результате японский флот полностью пренебрегал подготовкой к противолодочной борьбе - и эта ошибка оказалась роковой. Постоянно испытывавшая нехватку торгового флота, Япония оказалась задушена американским подводным флотом - подобно Великобритании, одолеваемой германскими субмаринами в Атлантике, которую чуть было не постигла такая же участь. Ближе к концу войны один из самых знаменитых американских подводников, кавалер Медали почета «Ред» Рэмедж, сказал:

«…мы выяснили, что принимали участие в первой «волчьей стае» на Тихом океане. Мы перенимали успешный опыт немецких «волчьих стай», действовавших в Атлантике… Все больше и больше атак осуществлялось ночью из надводного положения».

Бескрайние просторы Тихого океана и фанатичная стойкость японцев стали причиной безжалостного отношения к тонущим. Рэмедж добавляет:

Хотя японцы недооценивали угрозу со стороны американского подводного флота, свои собственные субмарины они ценили очень высоко. Огромные средства и силы тратились на создание таких подводных чудовищ, как лодки СТО, - класса водоизмещением 6500 тонн. Широкое распространение получили подводные лодки, оснащенные самолетами. Многие японские адмиралы были уверены, что именно подводные лодки, а не авианосные корабли, скажут решающее слово в нападении на Перл-Харбор. Всего в операции принимали участие 28 японских субмарин и пять карликовых лодок, не добившихся никакого успеха.

Японские подводные лодки постоянно сражались против неприятельских боевых кораблей. Им все время приходилось противостоять самым мощным кораблям американского флота. Но вклад подводных лодок в войну обусловливался их использованием против слабых: они должны были торпедировать танкеры и транспортные суда.

Из книги Япония в войне 1941-1945 гг. [с иллюстрациями] автора Хаттори Такусиро

Из книги Вопросы и ответы. Часть I: Вторая мировая война. Страны-участницы. Армии, вооружения. автора Лисицын Фёдор Викторович

Перл-Харбор. Американская, японская авиация > Кстати по словам летчиков ветеранов, воевавших во время Перл-Харбора японцы во время боя не видели американских мустангов летевших близко с правой или с левой стороны… думаю это тоже не совпадение…В момент атаки на

Из книги 50 знаменитых загадок истории XX века автора Рудычева Ирина Анатольевна

Загадка нападения на Пёрл-Харбор Трагедия, случившаяся 7 декабря 1941 года на военной базе Пёрл-Харбор, расположенной на Тавайских островах, ознаменовала вступление Японии во Вторую мировую войну.В тот день японская авиация разбомбила основные силы американского

Из книги 500 знаменитых исторических событий автора Карнацевич Владислав Леонидович

НАПАДЕНИЕ ЯПОНЦЕВ НА ПЁРЛ-ХАРБОР Японский адмирал Ямамото Исороку, инициатор атаки на Пёрл-ХарборТрагедию 11 сентября 2001 г. часто сравнивают с событиями декабря 1941 г. Пёрл-Харбор и террористическая атака на башни Торгового центра потрясли все американское общество. До

Из книги История человечества. Запад автора Згурская Мария Павловна

Перл-Харбор (1941 г.) Японцы атаковали с воздуха базу ВМФ США на Гавайях, американский флот понес катастрофические потери.Трагедию 11 сентября 2001 г. часто сравнивают с событиями декабря 1941 г. Перл-Харбор и террористическая атака на башни Торгового центра потрясли все

Из книги Авианосец AKAGI: от Пёрл-Харбора до Мидуэя автора Околелов Н Н

AKAGI в нападении на Пёрл-Харбор 22 ноября оперативное соединение из 23 кораблей, предназначенное для атаки Пёрл-Харбора, собралось в заливе Хитокаппу на Курильских островах. Соединение состояло из ударной группы, группы прикрытия и группы снабжения. Ударная группа под

Из книги Рихард Зорге - Подвиг и трагедия разведчика автора Ильинский Михаил Михайлович

Пёрл-Харбор Третья Гаагская конвенция 1907 года установила: "Договаривающиеся Стороны признают, что военные действия между ними не должны начинаться без заблаговременного и ясно выраженного предупреждения, сделанного либо в форме объявления войны, либо в форме

Из книги История Дальнего Востока. Восточная и Юго-Восточная Азия автора Крофтс Альфред

Нападение на Пёрл-Харбор Утренняя атака, которой благоприятствовали ясная погода и полная неожиданность, нанесла сокрушительный удар по тихоокеанскому флоту США: один линкор был уничтожен, четыре линкора покоились на неглубоком дне гавани, еще три были выведены из

Из книги Загадки ленд-лиза автора Стеттиниус Эдвард

Глава 14. Пёрл-Харбор и Объединенные Нации На рассвете 7 декабря 1941 года тяжелый авиационный транспорт отправился с острова Уэйк на Гуам, по пути из Манилы в Гонконг с большим количеством запасных частей на борту; этот груз был остро необходим генералу Ченолу и его

Из книги Одиссея авианосца «Энтерпрайз» автора Блон Жорж

I. Перл-Харбор Тихий океан столь велик, что мог бы с лихвой вместить в себя все земли нашей планеты - континенты, архипелаги, отдельные острова и островки. И не случайно еще в незапамятные времена его нарекли Великим океаном. Южным морем или Южным океаном. Тихим же назвал

автора Бэгготт Джим

Из книги Тайная история атомной бомбы автора Бэгготт Джим

Перл-Харбор Япония была маленькой островной державой с очень ограниченными природными ресурсами, однако с немалыми амбициями. С детства окруженные культурой, в которой воин считался священной фигурой, японские писатели и поэты конца XIX века детально развили идею

Из книги Япония в войне 1941-1945 гг. автора Хаттори Такусиро

ГЛАВА VII НАПАДЕНИЕ НА ПЕРЛ-ХАРБОР Японский оперативный план предусматривал нанести удар с воздуха по главным силам американского Тихоокеанского флота, базирующегося на Гавайях, используя для этого шесть авианосцев 1-го флота.Для решения этой задачи маневренное

Из книги Тайные смыслы Второй мировой автора Кофанов Алексей Николаевич

Перл-Харбор Одновременно с Московской битвой произошло событие, связанное с ней напрямую. Хоть случилось очень далеко…Подмяв Маньчжурию и Корею, японцы не успокоились - начали захватывать колонии стран, поверженных рейхом: бесхозное грех не подобрать. Так они

7 декабря 1941 года ударное авианосное соединение японского императорского флота при поддержке соединения малых подводных лодок совершило нападение на американские военно-морскую и воздушные базы, расположенные в окрестностях Перл-Харбора на острове Оаху (Гавайские острова). Эта атака спровоцировала вступление США во Вторую мировую войну.

По замыслу японского командования эта операция являлась превентивной мерой против США, направленной на устранение американского военно-морского флота. В случае успеха японцы обеспечивали себе господство на море и в воздухе в Тихоокеанском регионе для последующего ведения военных действий против Бирмы, Таиланда, западных владений США в Тихом океане.

Этой цели удалось достичь только частично, так как современные надводные корабли США - авианосцы - находились в это время в другом месте и не пострадали. Уничтоженные и пострадавшие линкоры были устаревших типов, времён Первой мировой войны. К тому же значение линкоров как основной ударной силы флота в эпоху господства авиации резко снижалось.

Сегодня существует множество свидетельств того, что руководство США было в курсе предстоящего нападения, но не стало принимать мер для его отражения, чтобы иметь веский повод для вступления в войну.

Так, еще в начале октября, за два месяца до «внезапного» нападения, советский разведчик Рихард Зорге сообщил в Москву, что Перл-Харбор будет атакован в течение 60 дней. Эти данные, согласно американским источникам, были доведены Кремлём до сведения Вашингтона.

А вечером 6 декабря в Вашингтоне была перехвачена и расшифрована японская нота - ответ на американский ультиматум 26 ноября. Хотя в пространном документе прямо не говорилось об объявлении войны, весь его смысл и указание точного часа вручения - 1 час дня 7 декабря говорили сами за себя.

6 декабря в 21.30 по вашингтонскому времени японская нота была доставлена президенту США Франклину Рузвельту . Прочитав её, глава государства сразу все понял и изрек: «Это - война». Однако даже после этого никакого предупреждения на Гавайи, где базировался весь Тихоокеанский флот, послано не было.

Такое бездействие объясняется тем, что общественное мнение в США было настроено против войны, хотя неизбежность военного столкновения с Японией уже стала очевидной. Поэтому руководство страны решило использовать нападение на Перл-Харбор - в Вашингтоне рассчитывали, что это позволит переломить изоляционистские настроения большинства американцев. Время показало, что в этих расчетах Рузвельт не ошибся.

И все же нельзя сказать, что американское командование совсем уж ничего не предприняло. Сам факт того, что сразу все авианосцы (которые и были главной целью атаки японцев) накануне нападения покинули базу Тихоокеанского флота, как раз говорит об обратном.

26 ноября 1941 года ударное соединение японского императорского флота под командованием вице-адмирала Тюити Нагумо покинуло базу в заливе Хитокаппу (ныне - залив Касатка) на острове Итуруп (Курильские острова) и направилось к Перл-Харбору. Японское соединение включало шесть авианосцев: «Акаги», «Кага», «Хирю», «Сорю», «Сёкаку» и «Дзуйкаку», на которых размещалось 414 самолётов, в том числе истребители, торпедоносцы и пикирующие бомбардировщики.

Эскорт авианосцев составляли 2 линкора, 2 тяжёлых и 1 лёгкий крейсер и 9 эсминцев (ещё 2 эсминца отделились ранее для проведения отдельной операции по обстрелу атолла Мидуэй). В операции против Оаху также участвовали 6 подводных лодок, доставивших к месту атаки карликовые подводные лодки и позже патрулирующих вокруг Гавайских островов.

Утром 7 декабря самолёты с японских авианосцев нанесли удары по аэродромам на острове Оаху и по кораблям, стоявшим на якоре в гавани Перл-Харбор. Момент для нападения был выбран самый удобный - это было воскресенье, часть команд и личного состава батарей береговой обороны были в увольнительных. Из 32 батарей береговой обороны только 8 открыли огонь по нападавшим, из них 4 были быстро подавлены.

В результате нападения было потоплено 4 линкора, 2 эсминца, 1 минный заградитель. Ещё 4 линейных корабля, 3 лёгких крейсера и 1 эсминец получили повреждения. Потери американской авиации составили 188 самолётов уничтоженными, ещё 159 были тяжело повреждены. 2 403 американца были убиты (из них 1 102 на борту взорвавшегося линкора «Аризона») и 1 178 были ранены.

Японцы потеряли 29 самолётов, еще 74 было повреждено. Были потеряны вследствие различных причин 5 сверхмалых подводных лодок. Потери в людях составили 64 человека погибшими (55 лётчиков, 9 подводников). Ещё один - лейтенант Кадзуо Сакамаки - был взят в плен. Его прибило к берегу после того, как его сверхмалая подводная лодка наскочила на риф. Девять погибших японских подводников были объявлены национальными героями.

Перл-Харбор – в переводе с английского «Жемчужная гавань» — так романтично называется ныне действующая американская военно-морская гавань в штате Гавайи.

Именно нападение на нее 7 декабря 1941 года в 7.55 было причиной вступления во Соединенных Штатов.

Нападение на военно-морскую базу Перл-Харбор

Ранним декабрьским воскресным утром 1941 года Перл-Харбор был относительно малолюден – часть солдат была в отпуске, на базе оставался минимальный контингент. Нападения не ожидал никто. Радары обнаружили японские штурмовики, летящие по направлению к базе. Но их ошибочно приняли за свои самолеты, возвращающиеся с маневров. Этим же утром американским эсминцем была обнаружена японская подводная лодка, которая пыталась проникнуть в Гавань.

Японцы рассчитывали на внезапность атаки и их ожидания полностью оправдались. Примерно через час после нападения весь тихоокеанский флот США превратился практически в металлолом.

Эта неожиданная атака вызвала шок, как у правительства США, так и у простых американцев. 8 декабря президент США выступил с обращением к нации, в котором сказал, что дата 7 декабря 1941 года останется позорной страницей в истории Америки. Президент призвал Конгресс объявить войну Японии. Так, одним махом, японцы поменяли позицию большинства американских граждан о роли своей страны в мировых событиях с изоляционистской на военно-патриотическую.

Подготовка Японии к этой атаке началась задолго – примерно за полгода до предстоящих событий. Выбор именно этой базы был неслучаен. Японии было необходимо господство в Тихом океане. Она нуждалась в природных ресурсах, особенно в нефти, для расширения своего влияния в регионе. Американский же флот воспринимался как препятствие для доступа к нефтяным месторождениям в Яве.

Вторжение Японии

В 1931 году японцы успешно вторглись в Маньчжурию, а в 1937 году — в Китай. Антипатия Японии к Америке зрела уже давно. Оккупация США Филиппин во время испано-американской войны и отказ Америки признать власть Японии в оккупированном Китае вызвали у Японии возмущение. Дабы американцы не помешали дальнейшим захватническим планам Японии, императорские войска решили нанести упреждающий удар на поражение.

Перл-Харбор расположен на южном побережье острова Оаху. В то время размеры военно-морской базы составляли примерно 22000 акров. Командование флотом осуществлял адмирал Э. Киммел, который вследствие этих событий был понижен в должности и подал в отставку. А затем, в течение последующих лет, неоднократно давал показания по поводу нападения японцев. В итоге сначала с него сняли все обвинения в произошедшем, но потом решили, что он, как руководитель высшего звена, не проявил должной проницательности и не организовал патрулирование базы.

В оправдание адмирала защитой представлялся и тот факт, что эффективная криптография и успешный криптоанализ были слишком неразвиты. Криптоаналитика была недофинансирована, роль ее была недооценена. Специалистам в этой области был дан приказ сосредоточиться на японском дипломатическом трафике, а не на военно-морских сообщениях. Если бы ракурс внимания сместился в этой области на военную тему, таких ужасающих потерь американцы бы не понесли.

Потери были катастрофичны

На рассвете 33 японских корабля запустили в атаку 360 штурмовиков. Командовал операцией вице-адмирал Тюити Нагумо. Впоследствии он, в отличие от своего американского коллеги, адмирала Киммела, который, оправдываясь,прожил достаточно долго после Перл-Харбора, не пожелал принимать свое поражение в битве при Сайпан в 1944 году и предпочел застрелиться.

Как только японские бомбардировщики увидели остров, они разделились на две группы. Одна, на низкой высоте, полетела непосредственно над островом, а другая, обогнув остров над водой, подлетела к базе с юга. Через два часа после начала операции американская база была полностью разгромлена – затонуло или было повреждено 18 кораблей, уничтожено 170 самолетов, убито 3700 человек. Потери японцев были минимальны.
Успех операции определялся не только высокой секретностью этой операции, но и тщательностью подготовки.

Считалось, что Перл Харбор неуязвим для торпед – вокруг него была слишком мелководная зона глубиной в 45 футов, когда для торпедной атаки требовалось все 75. Но японцы разработали специальные мелководные торпеды для этой операции. Основными мишенями императорских войск были авианосцы и линкоры, которые находились среди 92 морских судов на якоре в гавани. С данными, собранными и сообщенными японскими шпионами на Оаху и Мауи, японское адмиралтейство знало расположение и количество судов каждого типа в гавани. Но среди них не оказалось двух авианосцев, которые в момент нападения были в сотне миль от базы.

Тактическим просчетом японцев было и то, что они оставили целыми судоремонтые верфи. Благодаря им началось активное восстановление тихоокеанского флота США. Но это было позже. В декабре же 1941 года сюрпризы для мирового сообщества и американцев в частности нападением на Перл Харбор не окончились.

В тот же день американские корабли были атакованы в открытом море между Сан-Франциско и Гонолулу. В следующие недели японскими бомбардировщиками подверглись атаке американские базы в Гонконге, на острове Гуам, Мидуэй, Филиппинских островах. Ошеломительный успех проводимых операций заставил японцев поверить в собственную непобедимость. Военные же эксперты отмечали точность, изысканность и продуманность японской операции.

Восстановление флота

Как ни странно, «позорный день» обернулся несомненной пользой для флота США: в течение полугода тихоокеанский флот был не только восстановлен, но и значительно укреплен и модернизирован. Это стоило 2000 часов под водой и более 5000 погружений. Со дна были извлечены вещи, документы, боеприпасы, подняты на сушу человеческие останки. Удалось восстановить все корабли, кроме линкора «Аризона» и корабля-мишени «Юты». Их корпуса до сих пор покоятся в бухте.

Более миллиона американцев ежегодно посещают затопленный корабль «Аризона», над корпусом которого соорудили мемориал. Они возлагают цветы, читают имена погибших моряков и наблюдают как медленно, капля за каплей, сочатся радужные пятна масла, вытекая из недр корабля, разорванного японскими бомбами более 70 лет назад.

7 декабря 1941 года Японской авиацией под командованием Тюити Нагумо был нанесен невиданной силы удар по военно-морской базе США «Перл Харбор», расположенной в районе 414 японских торпедоносцев, бомбардировщиков и истребителей пронеслись двумя волнами над базой ВМФ. В результате были потоплены четыре (и столько же сильно повреждены), три эсминца, три крейсера, минный заградитель, уничтожено по разным данным от 188 до 272 самолетов.

За один день американцы потеряли 2403 человека, 1282 получили ранения. За всю историю США это была их самая большая военная потеря. Разгром линейных сил Тихоокеанского флота Америки стал причиной ее незамедлительного вступления во Вторую мировую. До этого события США с 1939 года придерживалась позиции нейтралитета в войне и наращивала военную мощь с помощью поставок оружия в Европе.

Нападение на «Перл Харбор» готовилось Японией очень тщательно. Командование американской армией не ожидало такого развития событий, так как Гавайи находятся на расстоянии более 4 тысяч миль от Японии. С их точки зрения, если и следовало ожидать нападения, то в южной части на одну из американских колоний - Сингапур или Индокитай. Поэтому в момент нападения работала в штатном режиме.

Другие базы, расположенные ближе к Европе, были более защищенными и безопасными. В «Перл Харбор» были стянуты практически все единицы военно-морской техники Тихоокеанского флота, сотни самолетов находились на соседних аэродромах. Япония стремилась уничтожить одним ударом весь американский Тихоокеанский флот, чтобы получить существенное преимущество в военных действиях.

Исследователи называют такое начало войны в океане невероятно изысканным. Полное радиомолчание, внезапные первые удары и страшные потери - Япония прекрасно понимала, как можно вывести из равновесия сильнейшую мировую державу.

Первая волна ударов, обрушившаяся на «Перл Харбор», пришлась на 8 утра, когда японские самолеты заполнили небо над американской базой. Это случилось за несколько минут до поднятия флагов - традиционной ежедневной американской церемонии на благословенных Гавайях. С воздуха на корабли падали бомбы, первая из которых поразила линкор «Аризона», унеся жизни более тысячи человек. Из его экипажа не удалось выжить ни одному моряку. Также существенный ущерб флоту был нанесен и малыми подводными лодками японского флота.

Один из японских пилотов, участвовавших в нападении, говорил впоследствии, что это было прекрасное зрелище, американские корабли блистали, готовые к воскресному параду, поэтому цели были хорошо видны и атаковать было легко. Во время атаки корабли не успели дать ход, все они были неподвижны и представляли для японцев идеальные мишени. Такого позора американский флот не переживал никогда прежде. Большая часть флота США в Тихом океане за час превратилась в груду же потери в этом бою были минимальными.

Как ни парадоксально это прозвучит, но «Перл Харбор», история разгрома которого была столь кровавой и безжалостной, пошел на пользу американскому флоту. На протяжении 1942 года все остатки кораблей, которые были уничтожены не полностью, были подняты, восстановлены и значительным образом модернизированы и усовершенствованы. К счастью для американцев, в 1941 судостроительный потенциал базы не пострадал.

Реванш за «Перл Харбор» был взят американцами в ночь с 24 на 25 октября 1944 года на Филиппинах. Эскадра США столкнулась с японскими линкорами, уничтожив цели в кромешной темноте по показаниям радаров.

Сегодня США отмечает День памяти событий в «Перл Харборе», которые стали поворотным моментом в истории США. Этот день перестали считать «позором» американского флота, он стал началом славы вооруженных сил страны, участвовавшей в разгроме фашисткой Германии.

Если посмотреть, где находится Перл-Харбор на карте мира, сложно поверить, что этот райский уголок гавайских островов стал настоящим адом в одно воскресное утро. Седьмого декабря 1941 года Япония напала на Перл-Харбор, используя для этого войска вице-адмирала Тюити Нагумо, которому помогали сверхмалые подводные лодки, доставленные к месту атаки подводными лодками Японского императорского флота. Эта дата осталась в памяти американского народа как напоминание об ужасах войны, которая не должна повториться.

Военные учения флота США

Тихоокеанский флот США, который располагался на военной базе Перл-Харбора, считался одним из сильнейших флотов мира. Военная база была прекрасно защищена от атак с моря и воздуха. Для проверки боеготовности, американцы проводили широкомасштабные военные учения.

В 1932 году, в ходе учений, американский адмирал Ярмут (командующий силами «наступления») повёл себя не типично, и вместо того, чтобы обрушить всю мощь вверенной ему морской эскадры на военную базу Перл-Харбор, решил атаковать только с помощью двух быстрых авианосцев (которые не так давно появились в составе флота). Приблизившись к цели на расстояние 40 миль, адмирал отправил в бой 152 самолёта. Воздушные силы нападающих блестяще справились с боевой задачей, условно уничтожив всю авиацию на вражеской базе.

Несмотря на полный разгром обороняющихся, военное командование США посчитало, что в реальном бою авианосцы будут уничтожены, а большинство самолётов сбито, так как реальные результаты боя будут значительно отличаться от условных атак. Учения 1937 и 1938 годов, в результате которых палубная авиация опять полностью разгромила условного противника, ничего не доказали американским военным.

Всё дело в том, что главной силой в 30 годы считались линкоры, атаковать эти мощные военные корабли считалось заведомо провальной идеей, если противник не располагал таким же классом военных кораблей. Все крупные мировые державы считали, что успех войны на море зависит от одной единственной встречи военных флотов двух держав. Победу гарантировано должна была одержать та сторона, количество линкоров у которой превосходило соперника. Хотя авианосцы играли важную роль во флотах, их задачей была лишь вспомогательная поддержка линкоров. К результатам учений американское военное командование относилось скептически.

11 ноября 1940 года произошёл бой между английским авианосцем HMS Illustrious и линейным флотом Италии. Вопреки ожиданиям, атака самолётов с одного единственного авианосца смогла уничтожить один итальянский линкор и вывести из строя два других. Бой в гавани Таранто был признан американскими военными везением и результатом безответственного отношения к бою итальянских военных.

Предпосылки к подготовке атаки на Перл-Харбор

До сих пор остаётся точно неизвестно, почему Япония решила напасть на Перл-Харбор. Предпосылки к этому наметились уже в 1927 году. В этом году будущий начальник штаба 1-ого авианосного флота Кусака Рьюносуке, который только окончил специализированный колледж морского штаба и бывший в то время капитаном второго ранга, начал разрабатывать планы по атаке военно-морской базы США на Перл-Харборе.

Вскоре после окончания колледжа, его назначили преподавателем курса авиации для 10 важных лиц государства, среди которых был и Нагано Осами (адмирал и будущий маршал японского Императорского флота). Именно во время этого курса Кусака Рьюносуке написал документ, в котором говорилось, что если генеральное сражение с американским флотом не состоится, так как тот откажется выйти в открытое море, нужно будет срочно перехватить инициативу и нанести удар по Перл-Харбору. Осуществить данную операцию возможно только силами авиации.

Данный документ был издан всего в 30 экземплярах и тайно разослан командному составу. Скорее всего, он попал на глаза адмиралу Ямамото, после чего у него в голове сложился план по нападению Японии на Перл-Харбор. Результаты морских учений заставили японцев по-другому взглянуть на использование авианосцев, а бой в гавани Таранто убедил их в своей идее.

Хотя адмирал Ямамото не одобрял вступления Японии во Вторую Мировую войну (особенно ему не нравилось заключение Тройственного пакта), как профессиональный военный, он сделал всё необходимое, чтобы подготовить японский флот к будущим боевым действиям. В частности он увеличил количество авианосцев и осуществил план атаки на Перл-Харбор.

Следует понимать, что адмирал Ямамото не смог бы претворить план атаки на Перл-Харбор своими силами. Когда обстановка между Японией и США накалилась до такой степени, что война стала почти неизбежной, Ямамото обратился за помощью к контр-адмиралу Каидзиро Ониси, который командовал 11 воздушным флотом. В распоряжении Каидзиро были только истребители «Зеро» и бомбардировщики-торпедоносцы G3M и G4M, которые в связи с недостаточной дальностью не могли участвовать в данной операции. Ониси посоветовал огорчённому Ямамото обратиться к своему заместителю Минору Гэнде.

Почему был выбран именно Гэнда? Данный человек, кроме того, что был лётчиком-асом (его подразделение боевых истребителей носило прозвище «фокусники Гэнды»), обладал великолепным чутьём тактика. Кроме того, он считался лучшим специалистом в Японии по боевому использованию авианосцев. Гэнда тщательно изучил все возможности нападения на Тихоокеанский флот США на базе Перл-Харбор и высчитал, сколько понадобится материальных и человеческих ресурсов. Для успешного проведения операции, по мнению Гэнды, нужно было 6 тяжёлых авианосцев. На все самолёты требовалось посадить только лучших лётчиков, а сама операция должна проводиться в условиях строжайшей секретности для обеспечения полной внезапности.

Детальная проработка боевой операции

Проработка плана нападения на Перл-Харбор была поручена одному из главных офицеров Объединённого флота — Куросиме Камето. Данный офицер отличался эксцентричностью и незаурядностью. Когда он «творил», то запирался в своей каюте на несколько дней, раздевался догола и в таком виде сидел на столе, окуривая всё помещение ладаном. Именно этот странный человек разработал весь тактический план нападения на военную базу США, учитывая при этом все возможные нюансы.

Готовый детальный план был предоставлен на суд в морской генеральный штаб, где неожиданно встретил сильнейшее недоверие и оппозицию. Многие офицеры, не веря эффективности авианосцев, считали, что в результате этой операции они могут все погибнуть. Кроме того, некоторые с недоверием отнеслись к такой масштабной операции, в которой слишком многое зависело от различных факторов:

  • Фактор внезапности мог подвести, и авианосцы расстреляли бы на подходе к базе;
  • Количество кораблей на базе было неизвестным, так же как и их готовность к внезапному бою;
  • Состояние ПВО военной базы также было неизвестным;
  • Погодные условия тоже могли помешать осуществлению боевой операции.

Адмирал Ямамото яростно отстаивал свой план, так как являлся очень азартным игроком, готовым поставить на кон всё, что имел. Когда генеральный штаб готов был отказаться от рискованной операции, адмирал Ямамото пригрозил уйти в отставку. В связи с тем, что адмирал Ямамото был весьма уважаемой личностью, его уход был бы катастрофой, поэтому начальнику генерального морского штаба Нагано ничего не оставалось, как принять план Ямамото. Адмирал Нагумо так же сомневался в успехе. Чтобы убедить его, Ямамото заявил, что готов лично вести войска в бой, если адмирал Нагумо боится. Чтобы не «потерять лицо», Нагумо вынужден был согласиться.

Почему Япония вступила в войну с США

Многие до сих пор не понимают, как Япония вступила в войну с такой мощной державой, как Соединённые Штаты Америки. Этому способствовало несколько причин:

  1. В 1937 году началась война Японии с Китаем, который был экономически отсталой страной. На протяжении 3 лет японские войска продвигались к границе Индокитая, что привело к обострению конфликта с Англией и США;
  2. В 1940 году Япония заключила Тройственный пакт, который являлся военным союзом между тремя странами (Германией, Италией и Японией), что очень сильно повлияло на ухудшение отношений с США;
  3. В июле 1941 года, когда японские войска вторглись на территорию Индокитая, США, Голландия и Великобритания наложили эмбарго на эскорт нефти в Японию.

Именно последний пункт являлся последней каплей в обострении отношений между Японией и США. Топливных запасов нефти Японии хватило бы на 3 года, после чего державы, обладающие нефтяными месторождениями, могли требовать любую цену за нефть, поэтому японское командование приняло решение о захвате нефтяных месторождений Юго-Восточной Азии. Естественно, что США данное решение не понравилось, поэтому перед японским командованием стало два варианта возможных событий:

  1. Захватить нефтяные месторождения и дать бой американскому флоту в открытом море (что было достаточно проблематично, так как силы американского флота значительно превосходили японский флот);
  2. Сначала разгромить военный флот соперника (путём внезапного нападения), а потом сосредоточить силы на оккупации.

Как нетрудно догадаться, второй вариант оказался предпочтительней.

Нападение на Перл-Харбор

Японское военное соединение вышло из базы Курэ в промежутке между 10 и 18 ноября 1941 года. 22 ноября боевое соединение находилось в бухте Хитокаппу, в районе Курильских островов. На военные корабли было погружено всё необходимое оборудование, включая брезентовые чехлы для орудий, бочки с горючим для самолётов. Не забыты были и люди, которым выдали полный комплект зимнего обмундирования.

26 ноября корабли отправились к точке сбора. Все они шли разными маршрутами, чтобы не привлекать подозрений. Именно в точке сбора должно было решиться, начнётся война с США или нет.

1 декабря Япония приняла решение начать войну с США, о чём уже на следующий день известили адмирала Нагумо, который командовал всей операцией. Атака на Перл-Харбор была назначена на 7 декабря, что было передано шифрованным приказом, который звучал как «Взойдите на гору Нийтака».

Кроме авианосцев в боевой операции участвовало около 30 различных подводных лодок, 16 из которых являлись мощными субмаринами, обладающими большим радиусом действий. На 11 подводных лодках выло по 1 гидросамолёту, а 5 несли маленькие подводные лодки.

В 6 часов утра с авианосцев, которые находились на расстоянии 230 миль от Гавайских островов, начали подниматься боевые самолёты. Каждый самолёт взлетал с точной синхронизацией относительно качки авианосцев.

Первая волна атаки на Перл-Харбор

Первая боевая волна, которая отправилась бомбить военно-морскую базу США, включала в себя:

  1. 40 бомбардировщиков-торпедоносцев «Nakajima B5N2», торпеды которых (специально для атак на мелководье) были снабжены стабилизаторами из дерева;
  2. 49 самолётов такого же типа, которые несли огромные 800 килограммовые бомбы — глубоко модернизированные и переделанные снаряды линкоров;
  3. 51 самолёт типа «Aichi D3A1» (пикирующий бомбардировщик), каждый из которых нёс на борту бомбу весом в 250 кг;
  4. 43 истребителя «Mitsubishi A6M2», задачей которых было прикрытие бомбардировщиков.

Возможно, силы американского флота могли бы подготовиться к атаке заранее, если бы оперативно отреагировали на обнаружение одной из японских мини-субмарин. Ещё в 3 часа 42 минуты один из минных тральщиков США заметил перископ подводной лодки, которая находилась недалеко от входа в гавань. Информация была передана на эсминец «USS Aaron Ward», который безуспешно разыскивал её в течение 3 часов. В 6 часов эта или другая субмарина была обнаружена летающей лодкой «Каталина», а уже в 6-45 эсминец её потопил. Через 10 минут после уничтожения подводной лодки, эсминец передал сообщение дежурному офицеру, которое попало к нему только в 7-12.

Приближение японских самолётов было замечено в 7-02 радарной станцией. Рядовые Джозеф Локард и Джордж Эллиотт, которые были операторами радарной станции, сообщили об этом дежурному Джозефу МакДоналду, который в свою очередь сообщил данную информацию лейтенанту К. Тайлеру. Зная, что на военную базу Перл-Харбор должны прибыть бомбардировщики B-17, лейтенант успокоил дежурных, сообщив, что повода для беспокойства нет. Об этом же говорила и радиостанция, которую пилоты часто использовали как пеленг. Именно поэтому многочисленные сигналы об опасности были проигнорированы.

Командир авиагруппы «Акаги» Футида в мемуарах, которые он написал после войны, достаточно неточно описывает сигнал к атаке. Хотя он и подал его в 7-49, но это был повторный сигнал. Первым сигналом, поданным в 7-40, послужила чёрная сигнальная ракета, которую не заметил капитан-лейтенант Итая, ведущий группу истребителей. Второй сигнал был замечен командиром пикировщиков, который сразу же начал атаку.

Несмотря на внезапность нападения, военные музыканты на линкоре «USS Nevada» ровно в 8-00 исполнили государственный гимн США, под сыпавшиеся со всех сторон бомбы. Музыканты лишь один раз немного сбились с ритма, когда одна из бомб чуть не задела линкор.

Так как японцы понимали, какую опасность представляют собой вражеские авианосцы, главной целью их атак являлись именно они. Но раз во время нападения американские авианосцы отсутствовали на базе, японские самолёты сосредоточили внимание на линейных кораблях, так как они являлись достаточной важной целью.

Самыми главными японскими самолётами, которые участвовали в данной операции, несомненно, являлись торпедоносцы. 16 самолётов, ввиду отсутствия на базе авианосцев, остались без определённой цели и вынуждены были атаковать цели по своему усмотрению, что внесло определённый беспорядок в чётко спланированную атаку.

Первыми целями, которые подверглись атаке, были:

  1. Лёгкий крейсер «USS Raleigh»;
  2. Старый линкор «USS Utah», который был принят за авианосец;
  3. Лёгкий крейсер «Детройт».

В то время, когда шла атака, капитан-командор Винсент Мёрфи обсуждал подробности рапорта эсминца «USS Aaron Ward» (который потопил японскую подводную лодку) с адмиралом Киммелем. Прибывший связной сообщил командору о том, что атака на Перл-Харбор не является учениями, о чём Винсент незамедлительно сообщил адмиралу. Киммель в свою очередь передал это известие всем частям морского флота, которые находились на военных базах и в открытом море.

Контр-адмирал У. Ферлонг, который во время японской атаки находился на борту минного заградителя «USS Oglala», увидев вражеские самолёты в небе, сразу понял, что это вражеский налёт и подал сигнал всем кораблям покинуть залив. В этот момент японская торпеда прошла прямо под килем «USS Oglala», который чудом избежал повреждений. Казалось бы, заградителю повезло, но торпеда, попав в борт крейсера «USS Helena», взрывом повредила правый борт «USS Oglala», отчего корабль пошёл на дно.

Огромный линкор «Аризона» был потоплен за 10 минут, не успев произвести ни одного выстрела. Вместе с ним на дно ушли 1177 моряков. Всего было выведено из строя 18 кораблей американского военного флота:

  1. Три линкора были потоплены;
  2. Один сел на мель;
  3. Один перевернулся;
  4. Остальные получили значительные повреждения.

Кроме боевых кораблей, целями для японской авиации были:

  1. Аэродром, который располагался на острове Форд;
  2. База военно-воздушных сил США Хикем;
  3. База ВВС Уиллер;
  4. База гидросамолётов.

Японские истребители занялись уничтожением американских самолётов «В-17», которые были прозваны «Летающая крепость».

Тяжёлые самолёты на земле были прекрасной целью, которая не в силах была дать отпор. После уничтожения «В-17», целью японских истребителей стали американские палубные бомбардировщики «Донтлессы».

Вторая волна атаки на Перл-Харбор

Вторая волна атаки японской авиации состояла из 167 самолётов. Во второй волне уже не было торпедоносцев, так как вторая атака являлась лишь завершающим этапом.

Именно во время второй японской атаки американские лётчики смогли оказать хоть какое-то сопротивление японской авиации. Аэродром Халейв смог организовать два боевых вылета, состоящие из 5 самолётов. Данные вылеты произошли с 8-15 до 10-00. В результате боевых вылетов американские лётчики смогли сбить 7 японских самолётов, потеряв лишь один свой. Это является показателем того, что боевая авиация США значительно превосходила японскую.

Итоги нападения на Перл-Харбор

Нападение Японии на Перл-Харбор являлось не столько дерзким налётом, сколько вынужденной мерой, так как топливные ресурсы Японии находились под угрозой. Несмотря на все старания политиков и дипломатов, вопрос с эмбарго нефти не удалось решить мирным путём, поэтому командование японской армии вынуждено было нанести внезапный удар по базе американского военного флота.

Данная операция была спланирована прекрасными японскими специалистами морского флота, которые с японской щепетильностью предусмотрели каждую мелочь. Для участия в нападении были отобраны лучшие авиаторы Японии.

Главными задачами, которые ставила перед собой Япония, при планировании атаки на Перл-Харбор были:

  1. Полностью уничтожить американский военный флот, чтобы он не мешал захвату нефтяных месторождений;
  2. Деморализовать дух американского народа.

Если первая задача частично была выполнена, то вторая сбылась с точностью наоборот. Вся война с Японией прошла под лозунгом «Помни Перл-Харбор».

Так как американские авианосцы уцелели, они смогли переломить ход битвы за Мидуэй, после которой флот Японии потерял 4 авианосца и около 250 самолётов, навсегда лишившись возможности действий без прикрытия береговой артиллерии.

Из-за чрезмерной осторожности адмирала Нагумо, который не стал наносить удары по инфраструктуре базы, целыми остались доки и нефтехранилища. Продолжая наступление в этом направлении, можно было закрепить успех, но японское командование решило перебросить авиацию на юго-восток Азии, спеша захватить богатые нефтяные месторождения.

Мемориал Перл-Харбор

Мемориалы Перл-Харбора состоят из двух больших комплексов:

  1. Мемориал линкора «Аризона»;
  2. Мемориал линкора «Миссури».

Мемориал «Аризона» расположен над местом гибели одноимённого боевого линкора. С момента его постройки в 1962 данный мемориал смогли посетить более миллиона человек. В США существует традиция, согласно которой каждый президент этой страны должен хотя бы раз посетить этот мемориал.

Второй мемориал «Миссури» расположен на борту списанного линкора «Миссури», который является кораблём-музеем. Именно на этом боевом корабле была подписана капитуляция Японии в 1945 году.

Нападение на военную базу Перл-Харбор унесло жизни около 2 500 человек. Данная операция не принесла Японии полной победы над американским военным флотом, но показала превосходство авианосцев над линейными кораблями.