Руанский собор и моне. Руанский собор нотр-дам Руанский собор архитектура

Нормандия – страна умиротворяющих сельских пейзажей, зеленых лугов, прекрасных готических замков и древних легенд. Это земля прославленного Вильгельма Завоевателя, который практически положил начало истории соседней Англии как государства. В нормандском Руане была осуждена и казнена легендарная Орлеанская дева – Жанна Д’Арк. В наши дни рядом с местом ее сожжения возвышается элегантный храм.

Улицы Руана являются настоящим музеем готической архитектуры. Здесь построено несколько сотен домов в великолепном стиле «пламенеющая готика». Изысканные фасады и шпили Дворца правосудия, украшенные тонким каменным кружевом, и невероятные витражи Руанского собора вызывают восторг даже у людей, равнодушных к архитектурным красотам.

Лучшие отели и гостиницы по доступным ценам.

от 500 рублей/сутки

Что посмотреть и куда сходить в Руане?

Самые интересные и красивые места для прогулок. Фотографии и краткое описание.

На площади Вье-Марше была сожжена легендарная Жанна Д’Арк – героиня Столетней войны, канонизированная католической церковью в XX веке. Многие постройки, окружающие это место, так или иначе связаны с ее именем. На площади находится музей, посвященный памяти Жанны, а также памятник, окруженный цветочными клумбами и обозначающий место ее казни. По периметру площади стоят нарядные фахверковые дома, украшающие городской пейзаж.

Собор является одним из самых ярких памятников готической архитектуры Франции. Он был возведен в XIII столетии на фундаменте романской церкви XI века. К храму примыкает архиепископский дворец, который составляет с ним единый архитектурный комплекс. Колокольня собора достигает в высоту 151 метр. Архитектура храма произвела сильное впечатление на художника К. Моне, который создал серию картин, посвященных собору.

Аббатство было основано в VI веке, постепенно оно превратилось в самую влиятельную обитель в Нормандии. Монастырь просуществовал до IX века, пока его не разорили норманны-язычники. Восстановление произошло в XI веке при Вильгельме I Завоевателе. Первый храм обители был возведен в романском стиле, позже в XIV-XVI вв. здание было перестроено в соответствии с канонами готического стиля.

Храм выстроен в живописном стиле пламенеющей готики. Его шпили действительно напоминают языки каменного пламени, тянущиеся к небесам. Церковь возводилась в период 1437-1521 гг. на добровольные пожертвования меценатов. Храм украшен яркими искусными витражами XV века и изящными декоративными элементами. Во время Второй мировой войны храм был частично разрушен, восстановление завершилось в 2010 году.

Бенедиктинский монастырь XI-XII столетий, который сильно пострадал во время религиозных войн между протестантами и католиками. Некоторые постройки пришлось перестраивать, поэтому на территории аббатства есть здания как XII века, так и XVII столетия, и наблюдается некоторое смешение архитектурных стилей. Вокруг обители разбит живописный французский парк с живыми изгородями, фруктовым садом и огородом лекарственных растений.

Храм расположен на площади Вье-Марше. В XVI веке на его месте стоял готический собор, от которого остались только витражи. Церковь Святой Жанны построена в современной манере с использованием асимметричных архитектурных форм и интересных инженерных решений. Крыша конструкции символизирует языки пламени, в котором погибла Жанна. В комплекс церковных зданий также входит крытый рынок.

Башня является единственной сохранившейся постройкой Руанского замка, который был возведен для Филиппа II Августа. Для строительства укреплений использовался местный известняк. Сооружение было разрушено во время религиозных войн. Башня-донжон известна тем, что здесь в 1431 году проходил суд над Орлеанской девой. Однако Жанну держали в заточении в другой башне, ныне разрушенной.

Дворец считается одним из самых живописных зданий Руана. Он был возведен в XVI столетии по проекту Р. Ле Ру и Р. Анго и использовался для заседаний городского совета. Сооружение является ярким образцом светской готики. В наши дни во дворце заседает местный суд, также здесь располагаются два музея и библиотека. Дворцовый фасад напоминает причудливое каменное кружево, настолько искусно выполнены его декоративные детали.

Галерея является одной из крупнейших в Нормандии, ее постоянная экспозиция размещена в 60 залах. Особенно значимыми и полными считаются коллекции XVII и XIX столетий. Собрание содержит работы Модильяни, Ренуара, Ланкре, Моро, Моне и других мастеров. Помимо картин, в музейной коллекции есть скульптуры, графика, ювелирные изделия и мебель. В музее постоянно проходят временные выставки известных и признанных художников.

Музей существует с XIX века, он располагается в здании церкви XVI столетия. Изначально экспозиция размещалась в Париже, позже она была перевезена в Руан. Коллекция музея содержит изделия художественной ковки с римского периода до XX века. Многие экспонаты привезены из арабских и азиатских стран, а также из России. В музее можно осмотреть кованые решетки, предметы утвари, декоративные перила, вывески и многое другое.

Интерактивная выставка, которая погружает посетителей в атмосферу различных эпох. «Панорама» представляет собой огромный цилиндр из металла 34 метра в диаметре и 35 метров в высоту. Внутри этого цилиндра находится круговая объемная фреска, которая воспроизводит цепочку событий определенного исторического периода. В 2015 году это был 312 год – время принятия христианства императором Константином, в 2016 – панорама Руана времен Жанны Д’Арк.

Коллекция расположена в историческом особняке XVI столетия. Здесь собраны экспонаты, относящиеся к периоду XVI-XIX вв. Впервые на территории Франции секрет изготовления фаянса был раскрыт именно жителем Руана. До этого момента тайной владели только итальянские мастера. К XVII веку Руан прославился на весь мир своими керамическими изделиями. Во время экскурсии с гидом можно узнать о технологии изготовления керамики.

Пешеходная улица, расположенная между Рыночной площадью и Руанским собором. Вдоль улицы располагаются городские дома с фахверковыми фасадами. Ее название пошло от старых астрономических часов, которые расположены на каменной арке XVI века. Несколько столетий назад даже нанимали специального смотрителя, который следил за исправностью механизма и жил неподалеку от арки.

Сад был заложен в XVII веке. Сначала это была частная территория, однажды ей владел даже Наполеон Бонапарт. В XIX веке сад перешел в городскую собственность и стал доступен для всех. Некоторые части парка закрыты для посещения, так как в их пределах ведется исследовательская деятельность. В городском ботаническом саду есть большой розарий, где растут сорта, выведенные специалистами Нормандии.

Мост 2008 года, оснащенный подъемными конструкциями и обладающий большой пропускной способностью. Пролеты специально размещены высоко над водой, чтобы под ними могли спокойно проходить большие суда. Опорные колонны моста возвышаются над Сеной на 91 метр, длина пролетов – более 1 км. Сооружение было спроектировано инженерами Э. Зубленом и М. Вирложо. Стоимость строительных работ составила 155 млн. евро.

Кафедральный собор Руанской Богоматери

Памятник национального наследия Франции, архитектурная доминанта Руана и просто невероятно величественный, изящный и торжественный храм, Руанский собор — одна из французских достопримечательностей почётной категории «must-see».

Строительство собора велось ни много, ни мало семь веков, и под готическим фасадом кроются черты древнего романского стиля. Не в последнюю очередь Руанский собор известен благодаря живописным полотнам импрессиониста Клода Моне — художник не уставал черпать вдохновение в игре света и тени на его фасаде и создал здесь более пятидесяти полотен.

Руанский собор — готический католический собор в городе Руан. Кафедральный собор архиепископа Руана и Нормандии. Отнесён к числу памятников национального наследия Франции С 1876 по 1880 год был самым высоким зданием мира (151 метр), уступив этот титул Кёльнскому собору.

Впервые факт существования руанского епископа упоминается под 314 годом.

Доподлинно известно, что на этом месте, но уже в IX веке нашей эры, располагалось епископское подворье и две небольших церквушки с кафедральным собором в честь Богоматери, и баптистерием, где совершалось таинство крещения.

Но, к сожалению, увидеть, как они выглядели в то время, человечество уже никогда не сможет.

В 841 году на город Руан в очередной раз совершили набег викинги, которые, как известно из истории, имели, мягко сказать, «вредную привычку» оставлять после себя только пепелище.

Епископское подворье вместе с двумя церквями было уничтожено. В то время политическая ситуация в стране была крайне нестабильна, и именно по этой причине церкви долгое время не восстанавливались.

Так уж было предрешено судьбой, но впоследствии, именно викинги приложили немало усилий для того, чтобы заново отстроить храм. Слава о зверских расправах викингов над всем, что встречалось у них на пути, настолько запугало всю Европу, что правящий в 911-м году король Франции пошел на уступки завоевателей и согласился сделать Нормандию Герцогством.

1822

А кроме этого, он выдал свою дочь за предводителя викингов Роллана и, в свою очередь, выдвинул условие для новобрачного: новоявленный герцог непременно должен был принять крещение. Роллан не стал перечить и крестился в простой базилике, стоявшей на месте нынешнего собора под именем Роберт

.

Основав, таким образом, династию Нормандских герцогов, Роллан в 1020-м году (а в последствии и его наследники) приступил к возведению нового собора в романском стиле.

От тех времен до наших дней сохранилась всего лишь одна крипта. Все остальные части храма возводили, используя в архитектуре готический стиль.

Северный неф собора.

Археологические раскопки показывают, что епископский комплекс Руана состоял из двух церквей (посвящённых Богоматери — собор — и святому Стефану), и, вероятно, баптистерия.

Часовня Богородицы со двора архиепископа.

Удивительно, но этот самый высокий собор Франции, отнесенный к числу исторических памятников наследия во Франции страны, за период своей многовековой истории не один раз переживал различные катастрофы.

Обитель каноников собора Руана

Вот лишь некоторые из них: один из нефов, возведенный в романтическом стиле был уничтожен пожаром, в 18-м веке собор пережил сильнейший ураган, в 1944-м году на него было сброшено шесть разорвавшихся бомб, а в декабре 1999-го года опять в результате сильнейшей бури был поврежден колокол. Но, все же, несмотря на все перипетии, кафедральный собор совсем неплохо сохранился до наших дней.


Безусловно, в этом имеется заслуга тех мастеров и талантливейших реставраторов, которые несмотря ни на что, вновь и вновь принимались за возрождение святыни.

Самой древней частью готического собора является северная башня (башня Сен-Ромен), построенная в 1145 году.

Она полностью выгорела 1 июня 1944 года после бомбардировок, от изначальной постройки остались лишь стены. Северная башня Сен-Ромен (1202 г.), высотой 75 м. увенчана колокольней в «пламенеющем стиле», тогда как Масляная башня, Тур-де Бёр (1487 г.), высотой 76 м., вся целиком выстроена в «пламенеющем стиле».

Южная башня (Масляная башня) была построена в 1485 году.

Неф был сооружён в 1200 году, когда существовавший романский неф обрушился в результате пожара.

Также непременно нужно обратить внимание на три великолепных входа в собор: первый посвящён Иоанну Крестителю (над ним расположен барельеф, изображающий крещение Христа), второй, центральный, — Богоматери, третий — мученику Святому Этьенну, принявшему смерть через побиение камнями

.Башня Санкт-Ромен

Низкая келья башни Санкт-Ромен с баптистерием(двадцатого века) и статуя Девы и ребенка (XVII-XVIII века) из больницы Бокер.

Самые древние элементы собора можно увидеть, спустившись в баптистерий, находящийся под башней Сен-Ромен. Витражи Руанского собора почти ни в чём не уступают знаменитой «стекольной Библии» Шартра, да и оттенок синего цвета здесь ничем не хуже шартрского

Обратный ракурс библиотечного портала собора Руана.

Тимпан центрального портала, представляющего дерево Джесси

Единственный сохранившийся изначальный портал — северный, портал Иоанна Богослова, представляющий сцены из жизни Иоанна Богослова и Иоанна Предтечи. Он неоднократно реставрировался после 1769 года.

Два других портала были сильно повреждены в XVI веке.

Портал Сент Этьен.тимпан

Архиепископский дворец, составляющий с собором единый комплекс, является современником готического собора.

Портал Сент-Жан.Тимпан

Обширное алтарное пространство собора окружено колоннадой, что для того времени было уже несколько архаичной чертой.

Трансепт, сооружение которого началось в 1280, интересен с конструктивной точки зрения. По его наружным углам расположены четыре башни в местном нормандском стиле, обильно украшенные розеттами. Фасады между башнями, с их сияющим кружевным декором, типичны для зрелой, т. н. лучистой готики после 1275.

Центральный фасад

В интерьере главный неф отделен от двух боковых любопытной арочной преградой, получившей название ложного трифория и расположенной выше основных аркад.

Поперечный неф

Центральный неф

Все нефы, главный и четыре боковых, четко выявлены на западном фасаде, построенном в основном в течение 13 в., а в 1509-1530 украшенном замечательным готическим каменным кружевом.

Высота потолка в центре собора, над которым воздвигнут шпиль (круглая темная дыра в потолке на снимке), 51 метр. Это двадцатиэтажный дом, на минуточку. Высота потока в галерее 28 метров.

Длина прохода 137 метров - небольшая трамвайная остановка. Первоначально под крышей планировались балконы, но потом их заменили просто ажурными окнами, заливающими собор светом. От идеи балконов остались заложенные камнем полукруглые арки под окнами.

Как и любой средневековый город, Руан имел свою специализацию, и даже не одну. Я, пожалуй, перечислю все сразу. С 13 века нормандское витражное стекло считалось едва ли не лучшим в Европе.

Еще больше дохода приносил бизнес на шерсти. В Руане размещались ткацкие фабрики и шерстяные склады. Наконец, уже в те годы процветала торговля антиквариатом. А что такого, вещи 10 века в 13 веке вполне могли считаться антиквариатом.

Треть населения Руана - 6000 человек - составляли евреи, а где евреи - там деньги, огранка бриллиантов и антиквариат. Впоследствии всех евреев из города изгнали, перебив их при этом немало, но ремесло задержалось, и до сих пор руанские лавки антиквариата котируются весьма высоко.

Технология витражного стекла претерпела радикальные изменения в 14 веке. Стекло сделалось более долговечным. Практически все витражи в Руане датированы 14 веком, но в этом конкретно соборе сохранились витражи 800-летней давности. Любопытно, что некоторые из них подписаны их создававшим мастером. 800 лет назад литье цветного стекла еще считалось высоким искусством индивидуальной выделки..

Витраж 13 века рассказывает историю Св. Юлиана-Госпитальера.

По мотивам этого витража Флобер написал одну из своих трех сказок. Сама легенда о Юлиане паршивая и полна нестыковок. Якобы при рождении злые ведьмы наколдовали ему, что он убьет своих родителей. Первоначально папашка Юлиана хотел его сразу грохнуть, чтобы не доводить чадо до греха, но мать воспротивилась и заперла его в доме. В 12 лет он из дома ушел и женился (!) на вдове (?).

Несмотря на разницу в возрасте, жили они с женой неплохо, народили детишек, и как-то старики решили приехать проведать внуков. Юлиан был в поле, и его жена уложила предков отдохнуть после долгой дороги в их с Юлианом кровать. Тут же нашелся доброхот, сообщивший Юлиану, что, пока он в поле серпом машет, жена его времени даром не теряет. Юлиан поспешил домой, где, увидев пару в своей кровати, зарубил обоих, не разбираясь кто там был.

Так сбылось предсказание ведьм. Осознав ошибку, Юлиан покинул дом замаливать грех, каким-то образом разбогател, и на все деньги построил больниц для бедных. Потому он и остался Госпитальером в памяти народной, а со временем заделался святым. Что не означает, что можно безнаказанно убивать своих родителей, даже если очень хочется. По-видимому, у сказки Флобера такая же неожиданная мораль. Не читал.

Трансепт

Внутри храма располагается гробница первого Нормандского герцога Роллана Пешехода. Здесь же стоит каменный саркофаг, украшенный скульптурой короля Ричарда I, более известного в народе, как Ричард Львиное Сердце, в нем и погребено то самое сердце отважного короля, который в 1189-1199 годах также являлся герцогом Нормандии.

За долгую историю собора шпиль разрушался и восстанавливался несколько раз. Деревянный шпиль, покрытый оловом, был установлен в 1557 г., но, поврежденный молнией, сгорел в 1822.

Годом позже было предложено сконструировать металлический каркас и шпиль в стиле готики XII века. В 1825 г. проект был одобрен и закончен в 1884 г. четырьмя башенками, построенными местным мастером железного дела.

Одну из этих башенок собор потерял всего несколько лет назад — во время сильного урагана, пронесшегося по северу Франции.

Собор пострадал от урагана в XVIII веке, а затем получил сильные повреждения при бомбардировках Руана союзниками в 1944 году в ходе Второй мировой войны: 19 апреля сильно повреждён неф и капеллы (попадание семи бомб, из которых шесть взорвались), а после бомбардировки 31 мая выгорела северная башня. Во время сильной бури в декабре 1999 года была повреждена колокольня.

Гробница Роллона в Руанском соборе

Размеры
Длина: 137 м,Ширина фасада: 61,60 м,Длина нефа: 60 м,Ширина нефа: 11,30 м.Высота нефа: 28 м.Высота подвеса лампы: 51 м
Длина хора: 34,30 м.Ширина хора: 12,70 м.Высота башни Сен-Ромен: 82 м.Высота Масляной башни: 75 м.Высота шпиля: 151 м

Лестница в библиотеку

Перед посещением собора стоит освежить в памяти знаменитый пейзаж Моне «Руанский собор в полдень», равно как и прочие тридцать живописных полотен мастера, увековечившие храм во всём великолепии естественного освещения.

Клод Моне. Руанский собор, портал и башня Сен-Ромен, при свете солнца. Гармония голубого и золотого. Музей Орсе, Париж

В 1890-е годы Клод Моне создал цикл картин, представляющих собор при различном освещении, в разных климатических условиях и в разное время дня. Было создано 50 полотен. Они написаны с трёх разных точек, что даёт три разных вида собора. Некоторые из полотен были завершены в мастерской художника в Живерни.Клод Моне рисовал Руанский собор два с лишним года.

Пасмурная погода

Всего у него получилось 47 набросков и 31 картина, изображающая собор при разном освещении. Свою деятельность Моне не афишировал, а, наоборот, тщательно скрывал. Он снял две квартиры в домах на соборной площади, в которые приезжал инкогнито. На собор художник смотрел из-за занавески, так чтобы не быть замеченным с улицы.

Поскольку вид собора зависел от освещения, на мольбертах стояло сразу несколько картин, и в каждый конкретный момент рисовалась та, что соответствовала погоде. В 1894 году, когда работа была окончена, Моне устроил выставку-продажу, посвященную собору. Критика, обычно неважно настроенная к художникам-импрессионистам, в этот раз отозвалась вполне благожелательно, и Моне удачно реализовал несколько работ из серии по три-пять тысяч франков. Совсем недавно одна из этих картин была перепродана за 24 миллиона долларов.

В 1969 году Рой Лихтенштейн создал триптих «Руанский собор».

Руанскому собору более 800 лет. Кстати, жаль, что кадр не стереометрический. Центральная башня со шпилем отстоит на 70 метров вглубь от фасада. Она размещена ровно по пространственному центру собора, что очень необычно. На площадь перед фасадом собора выходят две башни: левая, построенная в 12-15 веках (300 лет на постройку башни! вот уж пример долгостроя) и правая, датированная 1506 годом, которая была построена всего за 20 лет.

6 июня 2010 года свыше тысячи человек заняли всю площадь перед городской ратушей в Руане (600 м²). Каждый из них держал в руках увеличенный фрагмент картины Клода Моне «Руанский собор». «Живую картину» сфотографировали и сняли на видео с вертолета, чтобы представить доказательство для Книги рекордов Гиннеса

Johannes Bosboom - View of the Paris Quay and the Cathedral at Rouen



Библиотека

Дворец архиепископа

Фасад сюр-ла-курдонёр архиепископства

Buste du pape Pie IX.

Сады архиепархии в нижней части Санкт-Маклу.

Павильон Нотр-Дам к юго-востоку.

Павильон Сен-Роман к северо-востоку от садов.

Портал монументальной лестницы, ведущей к Залу собора

Лестничные башни и особняк со двора.

Галерея монастыря колледжа Альбано.

Dominique Seridji и другие. Le guide du patrimonie en France. — Centre des monuments nationaux (MONUM), 2002. — С. 541
Вести. Ru

Руанский собор (Франция) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на Новый год во Францию
  • Горящие туры во Францию

Предыдущая фотография Следующая фотография

Памятник национального наследия Франции, архитектурная доминанта Руана и просто невероятно величественный, изящный и торжественный храм, Руанский собор - одна из французских достопримечательностей почётной категории «must-see». Строительство собора велось ни много, ни мало семь веков, и под готическим фасадом кроются черты древнего романского стиля. Не в последнюю очередь Руанский собор известен благодаря живописным полотнам импрессиониста Клода Моне - художник не уставал черпать вдохновение в игре света и тени на его фасаде и создал здесь более пятидесяти полотен.

Немного истории

История Руанского собора восходит к 4 веку - тогда на месте нынешнего храма существовала базилика. Нестабильная политическая ситуация в Европе раннего Средневековья, однако, послужила причиной её скорого разрушения: в середине 9 века огнём и мечом по территории Нормандии пронеслись викинги, и от базилики не осталось и следа. Лишь в начале 10 века, когда Руан стал столицей Нормандского герцогства здесь начались работы по возведению собора в романском стиле (до наших дней от этой постройки сохранилась только крипта). На протяжении веков в Руанский собор были добавлены многочисленные пристройки и архитектурные элементы, последняя из которых - масштабный архиепископский дворец.

Самый старый архитектурный элемент собора - башня Сен-Ромен, которая была построена в середине 12 века.

Последние повреждения (и последующую реставрацию) Руанский собор получил в ходе бомбардировок Второй мировой: тогда в храме взорвались шесть бомб, в результате чего пострадал и центральный зал, и капеллы.

Фототур по Руанскому собору

Что посмотреть

Начать знакомство с Руанским собором логичнее всего с фасада. Здесь в первую очередь обращает на себя внимание великолепный 152-метровый готический шпиль, в течение нескольких лет обеспечивающих храму звание самого высокого здания планеты (правда, было это в далёких 1880-х годах). У подножия башни Сен-Ромен стоит увидеть романский портик, покоящийся на колоннах из чёрного камня, на вершине которого находится статуя пророка. В возведением изящной Масляной башни связана любопытная история: жители средневековой Франции, желающие вопреки религиозным запретам употреблять масло во время поста, должны были платить специальный налог - вот на эти средства башня и была воздвигнута.

Перед посещением собора стоит освежить в памяти знаменитый пейзаж Моне «Руанский собор в полдень», равно как и прочие тридцать живописных полотен мастера, увековечившие храм во всём великолепии естественного освещения.

Также непременно нужно обратить внимание на три великолепных входа в собор: первый посвящён Иоанну Крестителю (над ним расположен барельеф, изображающий крещение Христа), второй, центральный, - Богоматери, третий - мученику Святому Этьенну, принявшему смерть через побиение камнями. Самые древние элементы собора можно увидеть, спустившись в баптистерий, находящийся под башней Сен-Ромен. Витражи Руанского собора почти ни в чём не уступают знаменитой «стекольной Библии» Шартра, да и оттенок синего цвета здесь ничем не хуже шартрского.

Кафедральный собор Руана — один из важнейших архитектурных памятников Франции времен Готики и главная . Высотой 151 метр, Руанский собор с 1876 по 1880 год был самым высоким зданием мира, уступив позже этот титул собору в немецком Кёльне.

История Руанского собора

Впервые епископство Руана упоминается уже в 314 году. На месте нынешнего собора в конце 4 века была построена первая базилика. В 841 году на Руан напали викинги и церковный комплекс был сожжен. В силу политической неопределенности в Руане долгое время комплекс так и оставался разрушенным, пока в 911 году Руан не стал столицей герцогства Нормандия. Первый герцог Роллон крестился под именем Роберт в простой базилике. В соответствии с новым столичным статусом в 1020 году начинается строительство над новым храмом в царившем тогда романском стиле (от него сохранилась лишь крипта).

Романская церковь включала обходную галерею и часовни, радиально расходящиеся от апсиды. Этот же план перенял и новый храм, нынешний Руанский собор, строительство которого началось в 1202 году. Фундамент романской церкви послужил и для нового кафедрального собора.

Колоннада окружает обширное алтарное пространство собора, что по тому времени уже стало устаревшей чертой. Интересна констркция трансепта: по наружным его углам сделаны четыре башни в нормандском стиле, украшенные многочисленными розеттами. Строительство трансепта кафедрального собора Руана началось в 1280 году, в период зрелой готики. В соответствии с популярным стилем, фасады между башнями сделаны в виде кружевного декора.

Башня руанского собора была сделана в 1514 году, в период пламенеющей готики. Шпиль башни, доходящий до высоты 148 метров, был сделан в 1829-76 гг под руководством Алавуана. Весом в 1200 тонн, это самый высокий соборный шпиль во Франции. За все время шпиль много раз разрушался от времени и восстанавливался. Первоначально, в 1557 году, был сделан деревянный шпиль, покрытый оловом. В 1822 году в него попала молния и он сгорел. Год спустя предложили сделать новый металлический шпиль в стиле готики 12 века. Проект одобрили в 1825 году и закончили почти 60 лет спустя, дополнив постройку четырьмя железными башенками. Несколько лет назад во Франции прошел сильный ураган, унесший одну из башенок Руанского собора.

Из первоначальных ворот храма сохранился лишь северный портал Иоанна Богослова, украшенный сценками из жизни Иоанна Богослова и Иоанна Предтечи. Два других портала были сильно поврежедны в 16 веке.

К Руанскому собору примыкает дворец архиепископа, построенный в то же время, образуя единый комплекс вместе с кафедральным собором.

1 июня 1944 гоад Руанский собор сильно пострадал от бомбардировки союзными войсками. Начался сильный пожар и часть храма была разрушена. Понадобилось время, чтобы восстановить храм.

Башни Руанского собора

Северная башня Руанского собора — Сен-Ромен — имеет высоту 75 м. Ее венчает колокольня в стиле «пламенеющей готики». Это старейшая башня церкви, она была построена в 1145 году. Башня была почти полностью уничтожена в пожаре, вызванном бомбардировкой Руана союзниками 1 июня 1944 года. От первоначальной башни уцелели лишь стены.

Южная «Масляная башня» (Тур-де Бёр), высотой 76 м, была построена в 1485 г. целиком в стиле «пламенеющей готики». Такое странное название башня получила потому, что строили ее на деньги, которые люди жертвовали ради отпущения греха: они ели сливочное масло в период Великого поста.

Интерьер кафедрального собора в Руане сделан в виде центрального нефа, отделенного от боковых проходов арочной перегородкой, называемой ложным трифорием, которая находится выше основных аркад.

Достопримечательности Руанского собора

В кафедральном соборе Руана можно полюбоваться старинными надгробными памятниками известнейших людей: Ричарда Львиное Сердце, короля Генриха II, епископа Амбуаза и других выдающихся личностей. В соборе похоронены первый герцог Нормандии, викинг Ролло, и его сын.

В часовне Девы Марии находится главная икона собора.

Руанский собор и Моне

В 90-е гг 19 века известный импрессионист Клод Моне создал цикл картин с изображениями Руанского собора в разное время дня и сезоны. В цикл вошло 50 полотен, написанных с трех разных точек зрения. Некоторые из картин художник завершал в своей мастерской в Живерни.


Собор Нотр-Дам (Cathédrale Notre-Dame)
Открыт с 8.00 до 19.00, по вс. до 18.00. В июле и августе, на Пасху несколько раз в день проводятся экскурсии в крипту, капеллу Девы Марии.

Любой школьник знает, как выглядит собор Нотр-Дам. В свое время он стал объектом вдохновения великого импрессиониста Клода Моне, создавшего серию картин "Руанский собор" . Несколько "соборов" купили для своей коллекции Щукин и Морозов. Теперь всем известно, что Руанский собор - это мутно-голубые островерхие стены, проступающие сквозь фиолетовый туман, поэтому при встрече с оригиналом возможен культурный шок.

Собор построен на месте небольшого романского храма (1062), уничтоженного пожаром в 1200 году. Здание возводили с 1201 по 1521 гг. Щедрые пожертвования Иоанна Безземельного, короля Англии и герцога Нормандии, позволили спроектировать и заложить самый передовой для того времени готический храм: широкие трансепты, огромный хор. Любопытно, что галереи первоначально планировалось поместить над аркадами, но к моменту их возведения технология строительства аркбутанов, отработанная при постройке собора в Шартре (XIII в.), сделала такое решение ненужным. Знаменит собор и своим шпилем - самым высоким в Европе. Эта чисто британское творение, напоминающее о том, чьей землей была Нормандия в раннем Средневековье. Поражает величием не только внешний вид храма, но и его интерьер. Здесь, как нигде, ощущается простор. Неф собора перекрыт шестичастными свободами, башня-фонарь поднимается на 51 м от пола. Хор с 14 высокими колоннами и изящным трифорием - подлинный шедевр архитектурной гармонии. Главная икона собора хранится в капелле Девы Марии.

В соборе похоронены первый нормандский герцог Ролло, умерший в 933 году и сделавший Руан столицей своего государства, английский король Генрих II, а также хранится сердце английского короля Ричарда. Как известно, оно у него было львиным. Обратите внимание внутри также на Лестницу продавцов книг.

Грандиозное здание более время своего существования ремонтировалось по разным причинам: последствия пожара 1200 г., Столетняя война, еще один пожар в 1514 г., злодеяния кальвинистов, ураган в 1683 г., Французская революция, поджог шпиля в 1822 г. и бомбардировки в ночь на 19 апреля 1944 г, после которых реставрация продолжается по сей день.
На соборной площади обратите внимание на Масляную башню (Tour de Beurre), украшенную в стиле "пламенеющей готики" резьбой по камню цвета сливочного масла. Она была построена на деньги прихожан, готовых заплатить, чтобы искупить грех чревоугодия, за возможность есть масло во время поста.

Церковь Сен-Маклу (Église St-Maclou) и кладбище Сен-Маклу (Aître St-Maclou)
Увидев церковь Сен-Маклу (1437-1521), поражаешься, как всего за сто с небольшим лет "ланцетовидная готика" развилась в "пламенеющую готику", получившую свое название за форму окон, которые напоминают языки пламени свечи. Добившись конструктивного совершенства, архитекторы сосредоточились на внешнем и внутреннем убранстве храмов. Сохранившаяся отделка церкви (двери, лестницы, галерея и обрамление органа) выполнена в стиле эпохи Возрождения. У западного фасада находится фонтан с двумя движущимися фигурками. Подобный фонтан есть еще в Брюсселе.