Павловский посад часы на колокольне. Храмы московской областипавло-посадский район


Совершим летнюю фотопрогулку из центра города на левую сторону речки Вохонки, посетим восстановленную в 2007-2008 годах Часовню памяти 1812 года на ул. Мира (бывшая ул. Купеческая), пройдемся вокруг сохранившейся до наших дней колокольни бывшего Собора Воскресения Словущего в Павловском Посаде, отметив Димитриевскую часовенку (часовенный столб) рядом,


...и зайдем в Покровско-Васильевский монастырь к северу от города.
Как обычно, не забудем и про дореволюционные фотографии этих мест...

Часовня в память войны 1812 года.
Кирпичная пятиглавая шатровая часовня-памятник в память Отечественной войны 1812 года. Была построена в 1911-1912 недалеко от места старой деревянной часовни, приписана к Воскресенскому собору.


Проект часовни в память 1812 года. Слева - чертёж и автограф В.П.Десятова, справа - чертёж и автограф В.К.Сероцинского.

5 апреля 1909 года, общее собрание Общества хоругвеносцев признало желательным соорудить "в Павловском посаде на Купеческой улице вместо существующей деревянной каменную часовню со внутренним входом, с помещением внутри и снаружи Святых икон в память столетней годовщины избавления державы Российския от нашествия французов в 1812 году" в соответствии с проектом, предоставленным архитектором В. П. Десятовым...
Но век часовни оказался весьма недолог. Через двадцать лет на её месте уже проходила проезжая часть улицы: в годы государственной борьбы с религией она была снесена по согласованному с областным начальством решению местных властей.
Часовня на temples.ru.


Разборка часовни, 1932.

В наши дни часовня восстановлена:


...а рядом с ней устроен железный мостик молодоженов, увешаный замочками.

Подробнее об истории часовни - уважаемого исследователя-краеведа Александра Маркина.

Ночной вид часовни

Воскресенский собор Павловского Посада.

Первоначальная небольшая пятиглавая кирпичная церковь с трапезной в XIX в. была полностью перестроена.

Вид с правого берега Вохонки.

В 1839 возведены новая трапезная с Дмитриевским и Сергиевским приделами и высокая колокольня в стиле ампир. В 1850 четверик самой церкви, перестроенной в стиле позднего классицизма, надстроен световой ротондой, в 1860 приделы из трапезной вынесены на восток, по сторонам главного храма, а в 1875 над трапезной поставлен купол.


Храм был закрыт ок. 1936, снесён в нач. 1950-х, уцелела только его колокольня.


Вид на собор с Торговой площади Павловского Посада. Фотография нач. ХХ в.


Еще один вид с той же примерно точки съемки.


Колокольня очень эффектно смотрится, возвышаясь на пригорке.

Вечерний вид со стороны ул. Маркса


Открытка нач. ХХ в.


Вечерний вид с правобережья Вохонки. Русалки встречаются еще тут, хоть и водичка в Вохонке холоднее, чем в Клязьме.
В 1998 колокольня и пристроенный к ней в 1967 дом музея переданы верующим, в музейном помещении оборудован храм.



Фотография Воскресенского собора до 1912 года.
Справа внизу заметен часовенный столб, к описанию которого мы и переходим.

Вечерний вид колокольни со стороны алтаря.
Воскресенская колокольня на temples.ru .

Раннее утро.

Часовенка (часовенный столб) Димитрия Солунского
на месте алтаря прежней деревянной церкви у колокольни быв. Воскресенского собора.

Надпись гласит:
"Бывшее место Престола первого деревянного Храма в Павловском посаде, во Имя Св. Великомученика ДИМИТРИЯ Солунского, построеннаго Великим Князем Димитрием Иоанновичем Донским, во время его владения Вохонскою Волостию. с 1340 по 1389 г." Орфография сохранена


Фотография 1979 года
отсюда . Часовенный столб на temples.ru.

Покровско-Васильевский мужской монастырь.
Основание Покровско-Васильевского монастыря связано с именами двух богатых Павлово-Посадских фабрикантов - Я.И. Лабзина и В.И. Грязнова (1816-1869).

Фотография нач. ХХ века.


На фотографии: Церковь Иоанна Предтечи Покровско-Васильевского монастыря (у ограды, справа от нас).
Новая кирпичная церковь, строящаяся примерно с 2008 справа от Святых ворот монастыря. Одноглавый четверик с боковыми двухэтажными крыльями, в которых планируется поместить библиотеку, музей и покои настоятеля. Ведется внутренняя отделка.


Цветная фотография нач. ХХ века.

Собор Покрова Пресвятой Богородицы Покровско-Васильевского монастыря.
Двухэтажный шестистолпный кирпичный храм в псевдорусском стиле, увенчанный декоративным пятиглавием, был построен в 1870-1895 годах, а высокая шатровая колокольня в псевдо-русском стиле и трапезной была пристроена к основному объему в 1913 году.

Сооружён был храм на средства купцов Я. И. Лабзина и И. И. Грязнова в память В. И. Грязнова.


Покровская церковь при кладбище. Фото 1903 года, еще без колокольни 1913 года постройки

Первоначально храм был кладбищенским, с основанием женского монастыря - стал монастырским.

В Павловском Посаде немало достопримечательностей и памятных мест, это и Храмы, и музеи, и памятники, парки и скверы. Я планирую детально рассказывать о них и ознакомить с целым циклом статей о достопримечательностях города.

Хочется начать с главной достопримечательности города и главного символа Павловского Посада - колокольни Воскресенского Собора. Именно эта колокольня изображена на открытках, на магнитиках, календариках, проиллюстрирована в книгах.

Высота изящной трехъярусной колокольни - 58 метров. Храм Воскресения Словущего ведет свою историю от первого в окрестностях с. Вохна (ныне Павловский Посад) деревянного храма. Он был возведен князем Димитрием Донским во время его владения Вохонской волостью с 1341 по 1389 гг., освящен во имя Димитрия Солунского. В XV в. на этом же месте была построена деревянная церковь во имя Георгия Победоносца. В Смуту оба храма были уничтожены иноземцами. В 1665 г. на этом месте упоминается церковь в честь Воскресения Христова. В 1703-1710 гг. была построена каменная Воскресенская церковь с приделами во имя вмч. Димитрия Солунского и прп. Сергия Радонежского.

В 1784 г. в семье псаломщика Воскресенского храма Димитрия Егорова родился сын, впоследствии прославленный как святитель Иннокентий Пензенский. В 1839 возведены новая трапезная с Дмитриевским и Сергиевским приделами и высокая колокольня в стиле ампир впоследствии, за счет расширения, она могла вместить до пяти тысяч человек. В 1850 четверик самой церкви, перестроенной в стиле позднего классицизма, надстроен световой ротондой, в 1860 приделы из трапезной вынесены на восток, по сторонам главного храма. В 1860-1869 гг. старостой храма был один из основателей Павловской мануфактуры, Василий Иванович Грязнов. Ныне прославлен как местночтимый святой Московской епархии, праведный Василий Павлово-Посадский, он же был основателем Покровско-Васильевского монастыря. За свое величие храм часто называли собором.

В 1891 г. на колокольне установили часы-куранты с немецким механизмом, игравшие несколько мелодий. Куранты эти и сегодня являются достопримечательностью города, за ними следят опытные мастера-часовщики.


С 1930 г. духовенство храма подверглось гонению, мученическую смерть принял священномученик Алексий (Воробьев). В 1936 г. храм сначала передали обновленцам, потом закрыли. В 1950-х гг. Воскресенский храм снесли по причине ветхости.


В колокольне разместился краеведческий музей. В 1998 колокольня и пристроенный к ней дом музея переданы верующим, в музейном помещении оборудован храм. В храме совершались богослужения. В 2002 г. в храм Воскресения словущего (бывший Воскресенский собор) был назначен настоятель (в настоящий момент настоятелем храма является священник Александр Кувшинников), и приход начал свою самостоятельную жизнь.

На территории храма расположена Воскресенская общеобразовательная школа.

Согласно архивным данным, здание Воскресенского церковно-приходского училища было построено в 1903 году на средства прихожан Воскресенской церкви города Павловского Посада.


В этом здании дети осваивали знания под руководством священников Воскресенского собора и гражданских учителей, получали начальное образование. По окончании четырехгодичного курса церковно-приходской школы каждый ученик получал аттестат и томик Нового Завета на молитвенную память об окончании школы. Впоследствии, как нам известно из истории ХХ века, Церковь была отделена советской властью от школы, и вышеупомянутое здание было экспроприировано по новому закону в пользу государства. В 2012 г. здание возвращено приходу.

В 2011 году в приходе был организован 1 класс из 5 детей, которые получают образование по семейной форме обучения. Их родителями заключены соответствующие договора с МОУ СОШ №9 г. Павловского Посада. В настоящее время в храме обучаются 15 детей в двух классах. В феврале 2013 года настоятель храма обращался к прихожанам с просьбой о финансовой помощи для ремонта православной общеобразовательной школы.

По всей Руси, как рассыпанное жемчужное ожерелье, стоят Православные храмы. Это не только средоточие Веры, но и Душа Русского человека. Трудно оценить значение храма в жизни простых людей…
Нет двух похожих храмов в России. Каждый сам по себе. Красотой СВОЕГО храма гордились перед соседями. Для них всегда выбирали самые красивые места. И чтобы видно было за много вёрст…

Продолжаем наше виртуальное путешествие по Подмосковью и знакомимся с Православной архитектурой.
Сегодня Вы увидите храмы Павлово-Посадского района. И не только храмы. Здесь практически в каждом населённом пункте (!) есть уникальная традиция – своя часовня или часовенный столб. Такое в России я встречал только в соседнем Ногинском районе. Более – нигде. Похожие часовни есть много где, но чтобы в каждой деревне и селе…
А начинается рассказ с районного центра Павловского Посада и города областного подчинения Электрогорска, который анклавом расположен на территории Павлово-Посадского района.

Павловский Посад - Покровско-Васильевский мужской монастырь
Женская богадельня на основанном в 1860 городском кладбище была открыта в 1885 на средства купца Я. И. Лабзина. В 1894 преобразована в женскую общину, в 1903 - в монастырь. Келейные корпуса и ограда выстроены в кон. XIX - нач. ХХ вв. Закрыт в 1920, занят общежитием, складами, машинно-тракторной станцией. Восстановлен в 1995 как мужской.

Павловский Посад - Собор Покрова Пресвятой Богородицы в ПокровскоВасильевском мужском монастыре
Двухэтажный шестистолпный кирпичный храм в псевдорусском стиле, увенчанный декоративным пятиглавием, с трапезной. Построен в 1870-1895, высокая шатровая колокольня пристроена в 1913. Сооружён на средства купцов Я. И. Лабзина и И. И. Грязнова в память В. И. Грязнова, первоначально кладбищенский, позже монастырский. В нижней церкви престол Василия Исповедника, в верхнем Покровском храме боковые приделы Всех Святых и мч. Акилины. Закрыт в 1931, служил складом. Открыт в 1989, отремонтирован.

Павловский Посад – Церковь Андрея Рублёва в Покровско-Васильевском мужском монастыре
Небольшая кирпичная одноглавая церковь очень простой архитектуры, поставленная слева от Святых ворот Покровско-Васильевского монастыря. Выстроена тщанием игумена Андрея (Тонкова) в 1994, в церкви ведётся чтение неусыпаемой Псалтыри.

Павловский Посад - Церковь Иоанна Предтечи в Покровско-Васильевском мужском монастыре
Новая кирпичная церковь, строящаяся примерно с 2008 справа от Святых ворот монастыря. Одноглавый четверик с боковыми двухэтажными крыльями, в которых планируется поместить библиотеку, музей и покои настоятеля.




Павловский Посад - Церковь Михаила Архангела в Покровско-Васильевском мужском монастыре
Новый храм в двухэтажном кирпичном корпусе с трапезной и кельями, строящемся примерно с 2008 в глубине территории монастыря. Внешне выделен главкой.

Павловский Посад - Часовня Георгия Победоносца в Покровско-Васильевском мужском монастыре
Кирпичный часовенный столб на хозяйственном дворе монастыря, сооружённый в кон. 1990-х - нач. 2000-х.

Павловский Посад - Церковь Вознесения Господня, в Городково
Кирпичная центрическая однокупольная церковь в псевдорусском стиле, выстроенная на средства фабрикантов Кудиновых в фабричном посёлке в 1906-1909. Боковые приделы Сергиевский и Димитрия Ростовского. Первоначально приписана к церкви в Уползах, затем самостоятельная. В кон. 1930-х закрыта, но в 1940-х вновь открыта.




Старая звонница


Строительство колокольни

Павловский Посад - Церковь Воскресения Словущего
Первоначальная небольшая пятиглавая кирпичная церковь с трапезной в XIX в. была полностью перестроена. В 1839 возведены новая трапезная с Дмитриевским и Сергиевским приделами и высокая колокольня в стиле ампир. В 1850 четверик самой церкви, перестроенной в стиле позднего классицизма, надстроен световой ротондой, в 1860 приделы из трапезной вынесены на восток, по сторонам главного храма, а в 1875 над трапезной поставлен декоративный купол. Храм был закрыт ок. 1936, снесён в нач. 1950-х, уцелела только его колокольня. В 1998 колокольня и пристроенный к ней в 1967 дом музея переданы верующим, в музейном помещении оборудован храм.

Павловский Посад - Церковь Иконы Божией Матери Казанская
Пятиглавая постройка простой архитектуры, церковь при открытом в 1895 Павловском детском приюте, устроенном купцом Ф. П. Манаевым. Сооружена на средства, завещанные купцом П. Д. Долговым. Боковые приделы Всехсвятский и Петра Александрийского. Закрыта в 1930-х, венчания сломаны. Служила домом пионеров, конторой. Открыта в 2003, реставрируется.






Павловский Посад - Церковь Николая Чудотворца, в Филимоново
Домовая церковь в двухэтажном каменном здании церкви-школы, построенном в неоклассическом стиле на средства фабриканта А. Е. Соколикова в честь 300-летия Романовых. Закрыта в 1920, занята школой, затем СМУ. Вновь открыта в 1999, отремонтирована.

Павловский Посад – Старообрядческая церковь Рождества Пресвятой Богородицы
Деревянная церковь в псевдорусском стиле была выстроена в Корнево окружнической общиной при помощи А. И. Морозова в 1916. В годы советской власти она не закрывалась, но в 1993 сгорела. На её месте построена кирпичная пятиглавая церковь простой архитектуры.







Павловский Посад - Домовая церковь при школе "Славянофил"

Павловский Посад - Часовня в память 1812 года
Кирпичная пятиглавая шатровая часовня-памятник в память Отечественной войны 1812 года. В 1812 недалеко от Павловского Посада в ночь на Покров состоялся бой местных ополченцев с французскими фуражирами. В память об этом была построена часовня в 1911-1912 недалеко от места старой деревянной часовни, приписана к Воскресенскому собору. Сломана в 1932. Восстановление часовни по проекту 1911 планировалось с 1990-х, строительные работы начаты в 2007 и в настоящее время близки к окончанию.

Павловский Посад - Часовня Дмитрия Солунского
Небольшой кирпичный часовенный столб у места Воскресенского храма, поставленный в память прежде бывших тут храмов.

Павловский Посад - Часовня Илии Пророка в Назарово
Кирпичный двухъярусный часовенный столб. В прошлом деревня Назарово относилась к приходу Воскресенского собора в Павловском Посаде.

Павловский Посад - Часовня Покрова Пресвятой Богородицы в поселке им. Калинина
Деревянный часовенный столб, сооружённый в 2007. Приписан к церкви в Городково.

Павловский Посад - Часовня в Степурино
Каменный часовенный столб на улице включенной в городскую черту деревни Степурино.

Павловский Посад - Часовня Серафима Саровского
Часовня-киот оригинальной конструкции, выполненная в виде арки с иконами, имеющей щипцовое завершение и поставленной над крестом. Сооружена в 2009-2010.

Павловский Посад - Часовня Петра и Павла
Прежде существовавшая часовня сломана в 1930-х. Ныне существующая глухая кирпичная восьмигранная часовня с шатровым завершением сооружена на её месте в 2006 попечением семьи Федотовых.

Электрогорск - Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
Небольшая деревянная клетская церковь с шатровой колокольней, неплохая стилизация под памятники XVII в. Построенная на время подготовки и постройки Всехсвятского храма. Приставной престол Кирилла и Мефодия.





Электрогорск Всех - Церковь Святых, в земле Российской просиявших
Строительство церкви в пос. Электропередача было начато в 1912, но не окончено. В нач. 2010-х начато возведение большого кирпично-блочного храма с шатровым завершением.


Фундамент храма

Электрогорск - Часовня
Часовня на въезде в город в память находившейся здесь с августа 1941-го по июль 1945-го полевой артиллеристской снаряжательной мастерской (ПАСМ-22) поставлявшей фронту боеприпасы.

Аверкиево - Церковь Троицы Живоначальной
Каменная одноглавая церковь в псевдорусском стиле с боковыми приделами и шатровой колокольней. Построена в 1911-1915 гг. архитектором Башкировым В. Н. на средства обер-прокурора Синода А. Д. Самарина. Приделы Александро-Невский и Никольский. Закрыта в кон. 1930-х, к кон. ХХ в. заброшена. Открыта в 1993, ремонтируется.









Алексеево - Часовня
Кирпичный часовенный столб, сооружённый в нач. 2000-х.

Алексеево (снт Луговина) - Часовня
Кирпичный ярусный часовенный столб. Сооружён в сер. 2000-х на краю территории садового товарищества.

Алфёрово - Часовня
Деревянный часовенный столб, завершенный четырехскатной кровлей с луковичной главкой. Деревня относится к загарскому приходу.

Андреево - Церковь Иконы Божией Матери Отрада и Утешение
Деревянная клетская церковь простой архитектуры, сооруженная на территории Московской областной психиатрической больницы № 15. Внешне окончена, ведется внутренняя отделка.

Большие Дворы – Старообрядческая церковь Рождества Христова в Андроново
Деревянный молитвенный дом старообрядцев-неокружников. Моленная была закрыта в 1938, но в 1947 вновь открыта, уже как окружническая.




Большие Дворы - Часовня
Кирпичный часовенный столб, построенный по проекту 1883, не сохранился. В 2000-х построен новый невысокий деревянный часовненый столб, завершенный кокошником с крестом.

Борисово – Часовня Иконы Божией Матери Тихвинская
Кирпичный часовенный столб, завершенный четырехскатным шатром с главкой. Входит в заозерский приход.

Бразуново - Часовня
Кирпичный часовенный столб, построенный по проекту 1916, не сохранился. В нач. 2000-х построен новый кирпичный часовенный столб, завершенный низким шатриком с луковичной главкой. Деревня относилась к загарскому, а с 1910-х - к аверкиевскому приходу.

В Бывалино в последние годы вырос целый церковный комплекс

Бывалино - Церковь Иконы Божией Матери Казанская
Каменная пятиглавая церковь (1862-1882 гг.) в псевдорусском стиле, близкая к типовым, с трапезной и шатровой колокольней. Главный престол Казанский, в трапезной Никитский (1876) и Ильинский (1873) приделы. Закрыта в кон. 1930-х. Открыта в 1991, отремонтирована.







Бывалино - Церковь Серафима Саровского
Небольшая зимняя церковь - прямоугольная постройка 2000-2002 гг. с низким шатром с главкой, выстроенная рядом с Казанским храмом.

Бывалино - Часовня из металла "Весы детской беспризорности"

Бывалино - Часовня Илии Пророка (1-я)
Каменный часовенный столб на дворе Казанской (Никитской) церкви. Построен примерно на месте, старого, существовавшего с XVIII в. на месте престола прежней церкви.

Бывалино - Часовня Илии Пророка (2-я)
Каменный часовенный столб в деревне Бывалино, примыкающей к Никитскому погосту. Был выстроен в память события 17.10.1888. В настоящее время выстроен новый.

Быково - Часовня
Кирпичный часовенный столб с ярусным завершением. Деревня в прошлом относилась к воскресенскому павлово-посадскому приходу.

Васютино - Церковь Николая Чудотворца
Каменная церковь типа восьмерик на четверике с трапезной и колокольней, выстроенная в 1787 г. в духе провинциальной архитектуры. В трапезной Сергиевский придел. Закрыта в кон. 1930-х, использовалась как жилье, склад, затем брошена. Открыта в 1990, отремонтирована.




Васютино Часовня в Васютино
Пятиглавая часовня в псевдорусском стиле в юго-западном углу церковной ограды. Выстроена в память события 17.10.1888 на средства купцов Соповых. В 1930-х закрыта, заброшена, в 1990-х отремонтирована.

Власово - Часовня
Кирпичный часовенный столб 1909 г., построенный крестьянином А. И. Тарасовым. Был приписан к церкви в Троице-Чижах. Отремонтирован в 2004.

Гаврино - Часовня Иоанна Предтечи
Кирпичный часовенный столб с полуциркульными завершениями граней, увенчанный шатром с главкой. Построен в 2010 по инициативе семьи Корягиных, освящен 12.09.2010. Входит в заозерский приход.

Грибаново - Часовня Иконы Божией Матери Казанская
Новая кирпичная одноглавая часовня, хороший пример неорусского стиля в современном храмовом зодчестве.

Дальняя - Часовня
Кирпичный часовенный столб под шатровой кровлей нач. ХХ в. Был приписан к церкви в Никольского погоста, что на Мху (Васютино).

Данилово - Часовня
Часовня построенная в 2000-е. Раньше в деревне была большая община старообрядцев-неокружников, молитвенный дом которых был закрыт в 1930-е.

Демидово - Часовня Рождества Иоанна Предтечи
Кирпичный часовенный столб. Приписан к церкви в Саурово.

Дергаево - Часовня
Кирпичный часовенный столб рубежа XIX-XX вв. В нач. 2000-х отремонтирован.

Заозёрье - Церковь Рождества Христова
Каменная однокупольная церковь в стиле классицизма, построенная в 1809 на средства Г. В. Рюмина, с трапезной и колокольней. Трапезная с приделами Николая Чудотворца и Тихона Амафунтского расширена в 1854-1855 на средства Н. Г. Рюмина, колокольня надстроена в 1876. Не закрывалась.






Заозёрье - Часовня кладбищенская 1-я

Заозёрье - Часовня кладбищенская 2-я

Игнатово - Часовня Илии Пророка
Глухой двухъярусный кирпичный часовенный столб, входящий в состав деревенского военного мемориала. Приписан к церкви в Казанском.

Казанское - Церковь Иконы Божией Матери Казанская
Квадратная в плане церковь в псевдорусском стиле, увенчанная декоративным пятиглавием, построена в 1859-1863 по типовому проекту на средства местных фабрикантов. Шатровая колокольня пристроена в 1882. Боковые приделы Никольский и Сергиевский. Богослужения не проводились в 1940-1943, затем вновь действующая.





Ковригино - Часовня Петра и Павла
Новый часовенный столб, построенный вместо сломанной в советские годы часовни постройки 1901 (возможно, на её основе). Приписан к церкви в Саурово.

Козлово - Часовня Иоанна Богослова
Кирпичный часовенный столб, поставленный на месте старого, постройки 1911, сломанного в советские годы. Приписан к церкви в Бывалино.

Криулино - Часовня
Кирпичная часовня со входом с невысокой шатровой кровлей середины 2000-х.

Крупино - Часовня Иконы Божией Матери Казанская
Массивный кирпичный часовенный столб, завершенный главкой. Построен в 2010-е. Деревня входит в ново-загарский приход.

Кузнецы – Старообрядческая церковь Анны Кашинской
Кирпичная одноглавая церковь неорусского стиля с шатровой колокольней, в архитектуре сочетающая элементы модерна и псковского зодчества. Построена на средства А. И. Морозова в 1909-1913, принадлежала окружнической общине. Закрыта не позже сер. 1930-х, венчания сломаны, трапезная надстроена, занята под производство. С 1980-х заброшена, находилась в аварийном состоянии. В 2004 вновь зарегистрирована старообрядческая община, в последнее время храм активно восстанавливается усилиями Богородице-Рождественского прихода Павловского Посада и предпринимателя В. В. Ковшутина.





Курово - Часовня Иконы Божией Матери Боголюбская
Новый кирпичный часовенный столб. Приписан к церкви в Саурово.

Логиново - Часовня Иконы Божией Матери Тихвинская
Двухъярусный кирпичный часовенный столб, выстроенный на месте старой часовни, сломанной в сер. ХХ в. Приписан к церкви в Бывалине.

Мехлесхоз - Часовня Филиппа, митрополита Московского
Новый деревянный часовенный столб. Приписан к церкви в Бывалино.

Михалево - Часовня

Мишутино - Часовня Кира и Иоанна
Новый кирпичный часовенный столб, поставленный вместо сломанного в советские годы старого, постройки 1895. Приписан к церкви в Саурово.

Назарьево - Часовня Иконы Божией Матери Неопалимая Купина
Каменный часовенный столб, построенный на средства крестьян Сокольниковых. Приписан к церкви в Уползах (Саурово). В 1990-х отремонтирован.

Новозагарье - Церковь Николая Чудотворца
Каменная одноглавая церковь в духе барокко выстроена в 1715 г. на средства А. А. Курбатова, главный престол Успенский, перестроена в 1844. Ныне существующие обширная трапезная и высокая колокольня в псевдорусском стиле построены в 1907-1911 вместо старых, в трапезной Никольский и Пятницкий приделы. Закрыта в 1938, вновь открыта в 1943 г.








Новозагарье - Часовня Николая Чудотворца
Небольшая кубическая каменная часовня-столб на месте разобранной в 1850 деревянной Никольской церкви. Стоит в церковной ограде рядом с каменным храмом.

Носырёво - Часовня
Невысокий кирпичный часовенный столб простых форм, сооруженный в нач. 2000-х и отремонтированный в 2010. Входит в заозерский приход.

Перхурово - Часовня Сергия Радонежского
Кирпичный оштукатуренный часовенный столб. Деревня входит в ново-загарский приход. Раньше в деревне была большая община старообрядцев-неокружников, молитвенный дом которых был закрыт в 1930-е.

Рахманово - Церковь Екатерины Великомученницы
Каменная пятиглавая церковь в псевдорусском стиле с боковыми приделами и шатровой колокольней. Построена в 1904-1907 на средства, завещанные Е. К. Ермаковой в отдаленной деревне павлово-посадского прихода. Главный престол вмч. Екатерины и Параскевы Пятницы, боковые приделы мч. Пелагии Тарсийской и мч. Корнилия Сотника. Закрыта в 1938. Открыта в 1990, отремонтирована.

Рахманово – Старообрядческая часовня Дмитрия Солунского
Кирпичный часовенный столб недалеко от места сломанной Дмитриевской старообрядческой молельни.

Саурово - Церковь Рождества Пресвятой Богородицы
Однокупольная церковь в стиле ампир с трапезной и высокой колокольней. Стоит на погосте, в стороне от села. Строилась в 1824-1852 гг. В трапезной Ильинский и Никольский приделы. В советские годы не закрывалась.




Саурово - Часовня Успения Пресвятой Богородицы
Кирпичный часовенный столб 2000-х. В отличии от приходской церкви, стоящей на погосте, находится в самой деревне.

Сонино - Часовня
Глухой кирпичный часовенный столб с главкой.

Стремянниково - Часовня Дорофея, епископа Тирского
Невысокий кирпичный часовенный столб. Был приписан к церкви в Уползах. В 1994 отремонтирован, ныне приписан к храму в Бывалино.

Тарасово - Часовня
Кирпичный часовенный столб, завершенный металлическим навершием в виде кокошника с главкой. Входит в заозерский приход.

Теренино - Часовня Петра и Павла
Кирпичный часовенный столб 2001 г. Приписан к церкви в Бывалино.

Улитино - Часовня Иконы Божией Матери Тихвинская
Кирпичный часовенный столб 2001 г. Приписан к церкви в Саурово.

Фатеево - Часовня
Кирпичный часовенный столб с шатровым завершением. Сооружён в 2000-х.

Фомино - Часовня Иуды, брата Господня
Кирпичная четверогранная "входная" часовня с луковичной главкой, построенная в 2010-2011 на средства местных жителей.

Часовня - Часовня
Каменная деревенская часовня, построенная крестьянином Т. П. Хреновым в 1895, была приписана к церкви в Чижах. В 1-й пол. ХХ в. разрушена. Ныне выстроен новый двухъярусный глухой кирпичный часовенный столб.

На месте бывшего села Троице-Чижи сейчас создается церковный ансамбль:

урочище Чижи - Церковь Троицы Живоначальной (деревянная)
Небольшая деревянная церковь с шатровой кровлей и обходной галереей-гульбищем. Сооружена в 2008-2009 в связи с невозможностью быстрого восстановления каменного здания старого храма.







урочище Чижи - Церковь Троицы Живоначальной (каменная)
Одноглавая кирпичная церковь в стиле провинциального классицизма с трапезной и колокольней, сооружённая в 1789 (по ряду сведений основной объём выстроен в 1739). Боковой Сергиевский придел пристроен в 1888-1889. Закрыта в кон. 1930-х, заброшена, к настоящему время большая часть перекрытий обрушилась. С 2007 начаты работы по восстановлению церкви. В 2009 старый храм разобран до основания, за исключением колокольни. На его месте строится новое здание в формах, приближенных в старым.










урочище Чижи - Часовня
Кирпичный часовенный столб, завершенный декоративным пятиглавием. Сооружен в 2009 на месте разобранной в кон. XVIII в. деревянной церкви.




Шебаново – Часовня Параскевы Пятницы
Кирпичная часовня в виде сложной трехчастной конструкции, завершенная тремя главками на ярусных барабанах. Построена в 2010-е. Деревня входит в ново-загарский приход.




Щекутово - Часовня Дорофея, епископа Тирского
Кирпичный часовенный столб 2000-х. Приписан к церкви в Саурово.

/ Е.В. Жукова. Храмы Павловского Посада в начале ХХ века

Е.В. Жукова

Храмы Павловского Посада

в начале ХХ века

С 1991 года в Москве возобновлен выпуск «Московского журнала», основанного еще Н.М. Карамзиным. Журнал имеет историко-краеведческое направление, печатаются в статьи о Москве и ее окрестностях, а также материалы из истории других мест России. В сентябрьском номере «Московского журнала» за 2008 год была напечатана статья павловопосадского краеведа Е.В. Жуковой «Храмы Павловского Посада в начале ХХ века».

К началу двадцатого века в городе имелось несколько храмов. Это, во-первых, собор Воскресения Христова, основанный «в незапамятные времена». История храма, действительно, насчитывает много веков, об этом свидетельствует небольшая часовня, надпись на которой гласит, что здесь, на Дмитровском погосте, был построен первый деревянный храм во имя святого великомученика Дмитрия Солунского московским князем Дмитрием Иоанновичем Донским во время его владения Вохонской волостью. Со временем деревянная церковь Х IV века пришла в ветхость, и в начале ХVIII века на Дмитровском погосте был возведен новый каменный храм, престолы которого посвящались празднику Воскресения Христова, великомученику Дмитрию Солунскому и преподобному Сергию Радонежскому.

В ХIХ веке храм Воскресения Христова перестраивался и благоукрашался трудами павловских купцов Д.И. Широкова, Я.И. Лабзина, В.И. Грязнова и других. К началу ХХ века это был красивейший пятиглавый белокаменный собор с высокой изящной ампирной колокольней, звон колоколов которой слышался за много верст. В 1844 году п ри Воскресенской церкви была устроена богадельня, средства для которой – три тысячи рублей серебром – были пожертвованы богородским купцом второй гильдии Давыдом Ивановичем Широковым. При храме действовала церковно-приходская школа. Активное участие в подготовке церковных праздников принимало общество хоругвеносцев собора. Службы вели четыре священника, несколько диаконов, замечательно пел хор Воскресенского собора, который считался одним из лучших церковных хоров в Московской губернии.

«Воскресенский храм по своему благолепию может считаться одним из лучших провинциальных храмов, – писал в 1900 году автор книги о церквах Павловского Посада псаломщик Воскресенского собора Тихон Троицкий. – Павловцы исстари отличались своею набожностью, любили церковное благолепие и на это не жалели своих собственных средств. Эта характерная черта прежних павловцев по наследию перешла ко всем настоящим прихожанам, которые с еще большим усердием продолжают дело их предков».

Церковь Воскресения Христова являлась приходской не только для жителей посада, но и для крестьян множества окрестных деревень. В воскресные и праздничные дни на службы съезжались тысячи людей.

Покровско – Васильевская церковь первое время называлась кладбищенской, потому что построена она была в самом деле при кладбище на самой окраине посада. Строительство двухэтажной церкви началось в 1870 году купцом Яковом Ивановичем Лабзиным, церковь возводилась на могиле известного благочестивой жизнью купца Василия Грязнова, которого многие современники считали за святого человека и который впоследствии действительно был канонизирован. В 1874 году престолы нижнего храма были освящены во имя святого Василия Исповедника, в верхнем этаже – во имя Покрова Пресвятой Богородицы, Всех святых и святой великомученицы Акилины.

Церковь долго не имела своего причта и считалась приписной к собору Воскресения Христова. При храме образовалась женская община, были построены монастырские корпуса, стены. Все содержание общины, обеспечение ее средствами, землей взяли на себя фабриканты Лабзины и Грязновы, потомки известных купцов и владельцы платочной мануфактуры. Сами послушницы занимались садово-огородным хозяйством, рукоделием. При общине содержалась церковно-славянская школа и детский приют. В 1903 году женская община Покровско – Васильевского храма была преобразована в монастырь. Из Правительствующего синода поступил указ его императорского величества Николая II: «Согласно представления Преосвященного Владимира, Митрополита Московского и Коломенского, Свято-Троицкой Сергиевой Лавры священно-архимандрита, в коем объясняется, что Покровско-Васильевская женская община преобразована в женский общежительный монастырь того же наименования, приказали: монахиню Покровско-Васильевского женского общежительного монастыря Московской епархии Алевтину назначить настоятельницею сего монастыря с возведением ее в сан игуменьи, и потомственных почетных гражданок Анну Елагину, Ольгу и Наталью Лабзиных во внимание к постоянным заботам их о благоустройстве Покровско – Васильевского женского монастыря утвердить в звании попечительниц сего монастыря».

В монастырь поступали женщины из павловопосадских семейств, крестьянки из деревень Московской и Владимирской губерний. Количество насельниц Покровско – Васильевского монастыря составляло 150 человек.

Церковь святого Николая Чудотворца была построена в 1902 году при станции железной дороги. Строительством церкви и сбором средств занимался станционный инженер Сергей Викторович Певницкий. Храм был освящен во имя святого Николая Мирликийского, который является покровителем всех плавающих и путешествующих. Приезжающие в Павловский Посад пассажиры железнодорожных поездов уже издали видели высокую светлую колокольню нового храма. Завершив строительство церкви, С.В. Певницкий решил построить школу, так как, по его словам, «только школа и церковь, взаимно дополняя друг друга, могут воспитать настоящих граждан – истинных сынов Церкви, Царя и Отечества». Средства на строительство школы отпустило железнодорожное начальство и городское общественное управление. В школе обучались дети станционных служащих, жителей посада и окрестных деревень. Священник Никольского храма о. Александр Воскресенский широко занимался общественной деятельностью. В день празднования 50-летия освобождения крестьян, 19 февраля 1911 года, в храме была отслужена панихида по царю-освободителю. При храме было организовано Общество трезвости, которое возглавил сам отец Александр. Священник устраивал лекции на религиозно-нравственные темы, экскурсии в окрестные монастыри. В воскресные и праздничные дни в храме при станции Павлово служились молебны святому Николаю с чтением ему акафиста.

Население Павловского Посада в конце ХIХ века быстро увеличивалось, этому способствовало чрезвычайное развитие промышленности, приезжавшие в посад на заработки крестьяне большею частью оставались здесь навсегда. В начале ХХ века на несколько означенных храмов приходилось вместе с приписными к приходскому Воскресенскому храму крестьянами окружных деревень и фабричными рабочими 35 000 человек. Во время служб храмы Павловского Посада были переполнены молящимися.

В 1902 году жители города обращались к московскому губернатору: « ПОМОГИТЕ, ВАШЕ ПРЕВОСХОДИТЕЛЬСТВО, в устроении храма, нужда крайняя в другом храме, что наблюдалось в Светлое Воскресенье и Святую Пасху, теснота страшная, многие не вмещаются в церковь и стояли снаружи». Павловские прихожане отправили и в Епархиальное ведомство прошение, в котором было изложено, что церковь предполагается строить за их, прихожан счет, в случае недостаточности средств они просят разрешения на сбор пособий от христолюбивых жертвователей для сооружения и постройки приходской церкви, сбор средств и все дела доверяют вести Ф.П. Манаеву, что и подтверждают «своим рукоприкладством».

Купец Федор Порфирьевич Манаев – был городским старостой и, безусловно, известным в городе человеком. Ф.П. Манаев состояла почетным старшиной Ведомства учреждений Императрицы Марии и директором Павловского детского приюта, который содержал на собственные средства. Приютские дети в количестве ста человек едва могли попасть на церковную службу в переполненный храм. Ф.П. Манаев задумывался о строительстве приютского храма.

А между тем произошло событие, поразившее даже сознание современников, об этом писали в газетах. Директор фабрики Лялина в городе Дмитрове Петр Дмитриевич Долгов перед смертью своей огромные суммы завещал на благотворительность. Он был родом из крестьян деревни Игнатьево. В юности ушел из деревни и много лет работал в Москве сначала приказчиком, потом доверенным разных солидных фирм, а последние тридцать лет был директором крупной фабрики. П.Д. Долгов нажил крупное состояние, но жил скромно, отказывая себе в самом необходимом, а после смерти оставил в банке Павловского Посада капитал в 300 000 рублей. Жене Долгов назначил пожизненную ренту, некоторые суммы родственникам, а остальные деньги отказал церквам, монастырям на помин души, а также завещал значительные суммы на устройство благотворительных учреждений Павловского Посада и Дмитрова. Для того, чтобы нам понятно было, что такое триста тысяч рублей в России в начале двадцатого века, поясним, что пять тысяч рублей – это примерная стоимость двухэтажного каменного дома в Павловском Посаде, такого, как дом купца Широкова. Именно такая сумма – пять тысяч рублей – в завещании Петра Дмитриевича Долгова предназначалась для строительства приютской церкви.

На средства П.Д. Долгова при содействии других благотворителей в Павловском Посаде на Павловской улице была выстроена каменная двухэтажная пятиглавая церковь с тремя престолами: во имя Казанской Божией Матери, Всех Святых, Святого Петра, Епископа Александрийского. 25 мая 1906 года в день рождения Государыни Императрицы Александры Федоровны состоялся чин закладки и освящения престола.

Новую церковь стали называлась в народе «Манаевской» – по имени строителя Федора Порфирьевича Манаева.

В ближайших пригородах Павловского Посада в начале двадцатого века было построено еще несколько храмов: в деревне Городок на средства фабрикантов братьев Кудиных была построена Вознесенская церковь и в деревне Филимоново на средства фабриканта А.Е. Соколикова была построена Никольская церковь в память 300-летия дома Романовых.

После революции все храмы города закрыли, разорили монастырь. Печальнее всего оказалась судьба Никольской церкви при станции. В здании располагался сначала клуб железнодорожников, потом что-то еще, а в девяностые годы на месте храма построили новый автовокзал.

Казанская церковь тоже много претерпела, здание было изуродовано настолько, что когда в девяностые годы мы с московским архитектором А. Д.Тверитиновым делали описания павловских памятников, он едва мог поверить, то вот это странное, совершенно обезглавленное сооружение и есть храм. Обошли здание вокруг, нашли алтарные выступы. Потом поискали документы: точно, храм, старушки правду говорили.

Воскресенский собор разрушался много лет, долго стоял в руинах пока не рухнул окончательно. Говорили, что его взорвали. Погиб богатейший архитектурный и исторический памятник.

Но колокольня устояла, она одиноко возвышалась над городом посреди пустыря, на котором паслись козы. Уроженец здешних мест, поэт Олег Чухонцев писал:

Старинные часы на колокольне никогда не останавливались. Прошло еще сколько-то лет. Оставшиеся церковные строения, руины передали верующим. Идут восстановительные работы. Но это уже совсем другая история.


Совершим летнюю фотопрогулку из центра города на левую сторону речки Вохонки, посетим восстановленную в 2007-2008 годах Часовню памяти 1812 года на ул. Мира (бывшая ул. Купеческая), пройдемся вокруг сохранившейся до наших дней колокольни бывшего Собора Воскресения Словущего в Павловском Посаде, отметив Димитриевскую часовенку (часовенный столб) рядом,


...и зайдем в Покровско-Васильевский монастырь к северу от города.
Как обычно, не забудем и про дореволюционные фотографии этих мест...

Часовня в память войны 1812 года.
Кирпичная пятиглавая шатровая часовня-памятник в память Отечественной войны 1812 года. Была построена в 1911-1912 недалеко от места старой деревянной часовни, приписана к Воскресенскому собору.


Проект часовни в память 1812 года. Слева - чертёж и автограф В.П.Десятова, справа - чертёж и автограф В.К.Сероцинского.

5 апреля 1909 года, общее собрание Общества хоругвеносцев признало желательным соорудить "в Павловском посаде на Купеческой улице вместо существующей деревянной каменную часовню со внутренним входом, с помещением внутри и снаружи Святых икон в память столетней годовщины избавления державы Российския от нашествия французов в 1812 году" в соответствии с проектом, предоставленным архитектором В. П. Десятовым...
Но век часовни оказался весьма недолог. Через двадцать лет на её месте уже проходила проезжая часть улицы: в годы государственной борьбы с религией она была снесена по согласованному с областным начальством решению местных властей.
Часовня на temples.ru.


Разборка часовни, 1932.

В наши дни часовня восстановлена:


...а рядом с ней устроен железный мостик молодоженов, увешаный замочками.

Подробнее об истории часовни - уважаемого исследователя-краеведа Александра Маркина.

Ночной вид часовни

Воскресенский собор Павловского Посада.

Первоначальная небольшая пятиглавая кирпичная церковь с трапезной в XIX в. была полностью перестроена.

Вид с правого берега Вохонки.

В 1839 возведены новая трапезная с Дмитриевским и Сергиевским приделами и высокая колокольня в стиле ампир. В 1850 четверик самой церкви, перестроенной в стиле позднего классицизма, надстроен световой ротондой, в 1860 приделы из трапезной вынесены на восток, по сторонам главного храма, а в 1875 над трапезной поставлен купол.


Храм был закрыт ок. 1936, снесён в нач. 1950-х, уцелела только его колокольня.


Вид на собор с Торговой площади Павловского Посада. Фотография нач. ХХ в.


Еще один вид с той же примерно точки съемки.


Колокольня очень эффектно смотрится, возвышаясь на пригорке.

Вечерний вид со стороны ул. Маркса


Открытка нач. ХХ в.


Вечерний вид с правобережья Вохонки. Русалки встречаются еще тут, хоть и водичка в Вохонке холоднее, чем в Клязьме.
В 1998 колокольня и пристроенный к ней в 1967 дом музея переданы верующим, в музейном помещении оборудован храм.



Фотография Воскресенского собора до 1912 года.
Справа внизу заметен часовенный столб, к описанию которого мы и переходим.

Вечерний вид колокольни со стороны алтаря.
Воскресенская колокольня на temples.ru .

Раннее утро.

Часовенка (часовенный столб) Димитрия Солунского
на месте алтаря прежней деревянной церкви у колокольни быв. Воскресенского собора.

Надпись гласит:
"Бывшее место Престола первого деревянного Храма в Павловском посаде, во Имя Св. Великомученика ДИМИТРИЯ Солунского, построеннаго Великим Князем Димитрием Иоанновичем Донским, во время его владения Вохонскою Волостию. с 1340 по 1389 г." Орфография сохранена


Фотография 1979 года
отсюда . Часовенный столб на temples.ru.

Покровско-Васильевский мужской монастырь.
Основание Покровско-Васильевского монастыря связано с именами двух богатых Павлово-Посадских фабрикантов - Я.И. Лабзина и В.И. Грязнова (1816-1869).

Фотография нач. ХХ века.


На фотографии: Церковь Иоанна Предтечи Покровско-Васильевского монастыря (у ограды, справа от нас).
Новая кирпичная церковь, строящаяся примерно с 2008 справа от Святых ворот монастыря. Одноглавый четверик с боковыми двухэтажными крыльями, в которых планируется поместить библиотеку, музей и покои настоятеля. Ведется внутренняя отделка.


Цветная фотография нач. ХХ века.

Собор Покрова Пресвятой Богородицы Покровско-Васильевского монастыря.
Двухэтажный шестистолпный кирпичный храм в псевдорусском стиле, увенчанный декоративным пятиглавием, был построен в 1870-1895 годах, а высокая шатровая колокольня в псевдо-русском стиле и трапезной была пристроена к основному объему в 1913 году.

Сооружён был храм на средства купцов Я. И. Лабзина и И. И. Грязнова в память В. И. Грязнова.


Покровская церковь при кладбище. Фото 1903 года, еще без колокольни 1913 года постройки

Первоначально храм был кладбищенским, с основанием женского монастыря - стал монастырским.