Храм святой великомученицы варвары на варварке. Церковь варвары великомученицы Храм варвары великомученицы на варварке

В центре Москвы неподалеку от Красной площади и сохранился старинный храм, построенный в XVI в. на месте более ранней деревянной церкви; это храм в честь Святой Великомученицы Варвары. Он дал и название улице, сбегающей к Кулишкам, теплое, старомосковское – Варварка…

Место удивительное. Один за другим вырастают главки храмов: вот, строгий, немного напоминающий псковские – «Максим Блаженный», за ним – поливные изумрудные с золотом купола Знаменского собора, – старый государев двор, «родовое гнездо» бояр Романовых, – а вот и нарядный, как пасхальное яичко, «Егорий, что на Псковской горке» – храм в честь небесного покровителя Москвы . Разные по стилю и по времени постройки они отражают дух Москвы с ее пестротой и эклектикой, благолепием и художественной необязательностью.

Зарядье – уютный «островок» старины в туристическом центре столицы. Он словно выпадает из городского пространства, сюда хочется прийти под вечер, когда в окнах вспыхивают мотыльки свечей, или ранним утром, когда движения еще нет, и тонкий благовест летит по умытым улицам. и Святой Георгий в сияющих латах – два мученика, два великих исповедника – в Церкви Небесной Торжествующей молятся за юность и за воинство, и здесь на земле, будто высоко поднимают крест свидетельства с разных концов московской улицы.

«Священа бысть и Святая Варвара»

Первый Варваринский храм на месте современного, по преданию, строили купцы сурожане – уроженцы Сурожа (Судака) в Летописные своды сохранили имена-прозвища жертвователей и благотворителей: Василий Бобр, Вепрь и Юшка-Урвихвост. Архитектором был Алевиз Фрязин. В записях о событиях 1514 г. осталось свидетельство об освящении этого храма: «Священа бысть и святая Варвара против панского двора Митрополитом Варлаамом».

Почему же крымские купцы выбрали своей покровительницей именно ее, Святую Великомученицу Варвару?

С древних времен в Церкви эта святая оказывает покровительство людям, находящимся в опасности. Много пострадавшая при жизни за исповедание христианской веры, достигшая высокой ступени святости, она имеет дерзновение ходатайствовать перед Богом об избавлении людей от внезапной смерти.

Сурожане, находившиеся вдали от родных мест и подвергавшиеся риску на дорогах, страшились умереть без покаяния и без церковного напутствия, а потому чаще всего обращались к этой святой, прося ее о молитвенном предстательстве за себя и за своих близких. Оттого и храм стал местом особого почитания путешественников и всех живущих вдали от дома. Площадь перекрестка, где была возведена эта церковь, получила название Варварский крестец.

Сюда же, «к Варваре», приходили молиться и родственники тех несчастных, которые оказались под стражей в расположенном по соседству Царском судебном приказе. Пережившая тяготы заточения святая милостиво отзывалась на молитвы людей, просивших ее об освобождении или облегчении участи

Церковь XVI в. представляла в плане квадрат с полукружьями, выступающими с четырех сторон. Столпообразная постройка завершалась куполом, характерным для итальянской архитектуры. Главной святыней храма была икона Святой девы-мученицы с вложенными частицами перстов.

В н. 30-х гг. XVIII в. первая алевизовская постройка подверглась серьезным повреждениям из-за сильного пожара, после чего храм был восстановлен и вновь освящен при попечении императрицы Анны Иоанновны. А уже в к. XVIII – нач. XIX в., по благословению Митрополита Платона, церковь была отстроена заново в стиле классицизма по проекту Родиона Козакова. На этот раз помощь при возведении храма оказали майор артиллерии И. Барышников и московский купец 1-ой гильдии Н. Самгин. Их жены получили исцеление от мощей Святой Великомученицы. Освятили церковь в 1804 г. Правда, от первоначальной конструкции остался лишь фундамент в подклети нынешнего храма. Современные тенденции проявились и во внутренней отделке. Стены покрыла масляная живопись, а вот судьба старинных икон и прежнего неизвестна…

Варварка и Зарядье с палатами бояр Романовых в XIX в.

Путеводная звездочка веры

С давнего времени Великомученица Варвара была одной из самой любимых в народе святых.

…Она была совсем юной, эта девушка, жившая на рубеже III и IV веков в Малой Азии, но история ее настолько поразительна, что не забылась и спустя столетия, ее знают во всех уголках христианского мира. Необыкновенно красивая, не нуждавшаяся ни в чем, воспитанная в неге и роскоши, Варвара была дочерью одного из влиятельных правителей – Диоскура, но, узнав о Христе, приняла Его учение всем сердцем и с легкостью сумела перешагнуть через все блага мира ради того, чтобы быть достойной призвания христианки.

На ее долю выпало тягчайшее испытание: за отказ отречься от евангельского учения и принести поклонение ложным богам Варвару подвергли жесточайшим пыткам, не пощадив ни возраста, ни девичьей нежности. Ей пришлось выдержать такие истязания, какие мог бы вынести не всякий мужчина. Девушку избивали воловьими жилами, жгли ее тело огнем, строгали железными когтями, сорвав с нее одежды, влачили по городу… Но, наверное, тяжелее физических и нравственных мук от оскорбленной чистоты была боль за отца. Главным гонителем и истязателем Варвары стал самый близкий для нее человек!

В наставлениях нашего современника – известного есть одно наблюдение, позволяющее глубже понять историю этой святой и ту страшную метаморфозу, которой подверглась естественная родительская привязанность: «Когда нет воздержания и любви духовной, от чувств рождаются страсти». Ведь отец любил свою дочь больше всего на свете, заботился о ней, берег и помышлял о выборе для нее достойного жениха, однако непреодолимым «порогом» стал вопрос о вере. Неосвященное истинной любовью, любовью во Христе, чувство отца Варвары буквально распалось под действием страстей и заблуждений. Теплота обратилась в безудержную ненависть, родительское попечение – в неумеренное властолюбие, ласка – в неистовое преследование.

Ее же чувство, укрепляемое верой и любовью к Господу, напротив, возросло стремительно, набрало силу и простерлось до вершин христианского подвига – до готовности отдать жизнь за Того, Кто был воплощенной Любовью. Под пытками она страшилась уже не боли, а только отступления от Истины, боясь выронить путеводную звездочку веры, и Господь придал ей силы. Едва повзрослевшая девочка проявила в земной битве со злом столько же мужества, сколько закаленные в походах римские легионеры, принимавшие христианство и предпочитавшие смерть участию в языческих культах.

Святая Великомученица Варвара традиционно была одной из самых любимых и почитаемых святых. Если в традиционном обществе христиан поражала в первую очередь крепость ее веры, то в новом мире с преобладанием материальных ценностей, засияла еще одна грань ее образа – бескорыстие и та решительность, с которой она перешагнула через земные блага. Неслучайно это выбрал в качестве главной темы для проповеди, посвященной этой великой святой, известный духовный наставник нашего времени – . Вот, что он пишет:

«Мы предельно высоко ценим то, что святые мученики, преподобные, праведные считали за бесценок. <…> Вот перед нами святая девица – великомученица Варвара. Она облачена в драгоценные одежды, на ее груди и руках – золотые ожерелья, славно и знатно имя ее. “Нет, – говорит она, – все это пустое, ничтожное, совершенно бесценное”. Она снимает с себя украшения и бросает их на землю. “Христос мой, – говорит она, – дороже, безмерно ценнее, лучше. А все это – прах”. И она умирает за Христа – Спасителя. <…> А сегодня, что делает наша девица? Она говорит: “Нет, то, что Варвара бросила, это действительно ценность. Это действительно богатство и сокровище. Ради этого всего я и живу”. “Вот дура”, – говорит она о святой девице, – зачем она променяла драгоценности на Христа?” И бросается, несчастная, и жадно хватает брошенное Варварой. Надевает все это на себя и считает себя истинно счастливой <…> А Христос остается осмеянным».

Архимандриту Тихону пришлось жить в тяжелое для нашей Церкви время – и последующего давления. Вот почему история Святой Великомученицы Варвары имела для него особое значение и как пример адамантного свидетельства перед лицом явных испытаний, и как образец духовной собранности тогда, когда явной опасности нет, однако человек стоит перед выбором: пойти ли вслед за Христом, узким, тернистым путем, или подчиниться условиям мира?

Возрождение

«Мученическая» судьба ожидала и Варваринский храм в Зарядье. В 1917-м он подвергся разрушениям не от природной стихии, а от стихии безверия. Был снят венчавший его главу крест, пострадала верхняя часть колокольни, был разобран и вынесен иконостас.

Не избежали той участи и другие храмы Варварки. Старинный ценнейший исторический и духовный комплекс использовался совершенно утилитарно. Лишь в с. 60-х годов в связи со строительством гостиницы «Россия» Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры начало восстановительные работы в Зарядье. В 1965 -67 гг. реставраторы под руководством Г.А. Макарова вернули церкви в честь Великомученицы Варвары ее прежний облик. Но прошло более 20 лет, прежде чем под его сводами вновь раздались звуки церковных песнопений.

Патриаршее подворье храмов в Зарядье восстанавливается в наши дни. Нужны немалые силы и средства, но, благо, люди все-таки приходят сюда, хотя район этот считается «не доходным» – жилых домов в округе почти нет, и прихожане едут издалека, со всех концов города. Уже снискала известность удивительная икона Божией Матери в Георгиевском храме – теплый, замечательный образ, изрешеченный вкруг нимба пулевыми отверстиями. Перед ним читают акафисты, и, как правило, даже днем – есть молящиеся. Кого-то необъяснимо притягивает храм в честь покровителя города – один из древнейших в Москве. А в день Великомученицы Варвары в ее церковь приходят и те, кто носят имя этой великой христианской святой, и те, кто знает историю этого чудного «островка» русской старины в самом центре столицы под покровительством юной девы и мужественного воина, получивших от Бога равное воздаяние за свидетельство об Истине.

2. Паламарчук П.Г. Сорок сороков: краткая иллюстрированная история всех московских храмов: в 4т. М.: «Издательство АСТ», 2003-2005.

3. Русская Православная Церковь. Храмы. Москва. Энциклопедический справочник. (Сост. и авт. А.В.Никольский) М.: Изд-во Моск. Патриархии: Издательский дом «Российский писатель», 2003.

4. Подъяпольская Е.Н. Памятники архитектуры Московской области: Иллюстрированный научный каталог. Вып. 1-3. М.: Стройиздат, 1999-2001.

6. Старец Иосиф Ватопедский. Афонские беседы. Ответы Афонского старца на вопросы паломников. Перевод с новогреческого. По благословению Преосвященнейшего Никона, епископа Липецкого и Елецкого. – Санкт-Петербург, 2004.

7. Архимандрит Тихон Агриков. «У Троицы окрыленные». Воспоминания. М., Издательство Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2002

8. Варвара Илиопольская. (Материал из Википедии – свободной энциклопедии).

10. Зарядье. (Материал из Википедии – свободной энциклопедии).

Во время тура из Праги в город Кутна Гора, относящийся ко Всемирному наследию Юнеско, туристы традиционно посещают главную достопримечательность города - Церковь святой Варвары (его часто называют собором, но правильное название - церковь), или по чешски - Святой Барборы.

О Кутной горе мой рассказ часть 1

О Кутной горе мой рассказ часть 2

Это без преувеличения уникальное строение, которое невозможно спутать ни с каким другим. Оно не похоже ни на один другой храм ни своим внешним обликом, ни элементами внутреннего убранства. С его строительством связана трагическая и поучительная легенда о трех горняках и святой Варваре. Святая Варвара считается покровительницей шахтеров, рудокопов, горняков. Согласно легенде, в последний миг своей жизни каждый может обратиться к ней с просьбой, и она непременно исполнит ее.

Однажды, во время обвала в шахте, три горняка, чувствуя приближающуюся смерть, обратились к святой Варваре. Один попросил хотя бы еще раз увидеть солнечный свет, другой - перед смертью еще хотя бы раз увидеть своих родных, а третий - попросил дать ему время, чтобы совершить что-то хорошее, полезное для людей. Святая Варвара услышала их, произошло чудо, завал разобрали и горняков подняли из шахты. Первый умер, едва увидев свет, второй прожил еще целый день и смог увидеть перед смертью свою жену, детей и всех родных, а третий решил собрать деньги на строительство самого прекрасного храма, какой только видел мир, и посвятить его своей спасительнице. Ему удалось собрать немало денег, и строительство началось. Святой Варваре настолько понравился строившийся храм, что она подарила горняку еще много лет жизни.


Что здесь является истиной, а что вымыслом, сегодня никто не скажет, известно лишь, что строительство храма, действительно, велось на пожертвования богатых горожан. Можно назвать и более земные причины строительства такого грандиозного храма. Дело в том, что с 13 века Кутна Гора представляла собой богатейший город не только Чехии, но и Европы. После того, как здесь были открыты серебряные рудники, город получил королевские привилегии, а горожане стремились получить как можно больше самостоятельности и привилегий, в том числе и церковных.
Некоторое время Кутна Гора находилась в зависимости от расположенного рядом Седлецкого монастыря, один из монахов которого, по легенде открыл месторождение серебра. Чтобы получить независимость от монастыря, было решено возвести собственный храм, для чего требовалось разрешение папы римского. Богатство города стало веским аргументом, разрешение было получено и в 1388 году строительство началось, растянувшись на долгие пять столетий.


Стоит отметить, что кутногорцы были людьми весьма богатыми и честолюбивыми, а потому стремились показать, что их город способен не только соперничать, но и превзойти по красоте и роскоши Прагу, поэтому и их храм должен был затмить главный храм столицы и страны - Собор святого Вита. Сегодня Собор святой Варвары является вторым по своему историческому, культурному и религиозному значению храмом Чехии, превзойти Собор святого Вита ему так и не удалось, хотя в их истории есть много общего. Так, строительство двух храмов растянулось на многие века, но в отличие от Собора святого Вита, Церковь святой Варвары осталась недостроенной. Это хорошо видно на схеме храма, а также по диссонансу между фронтоном, более соответствующем стилю барокко, и его наиболее ранней частью, являющейся образцом высокой готики, напоминающей соборы Франции.


С боковой стороны можно увидеть, что храм словно обрезан посредине и обязательно должно быть продолжение. Действительно, считается, что по задумке архитектора (которым, кстати был Ян Парлерж, сын того самого знаменитого Петра Парлержа, который спроектировал собор св. Вита), храм должен был быть в два раза длиннее. Там, где сейчас находится фронтон стояла временная стена, и лишь после прихода в город иезуитов в веке здесь была поставлена капитальная стена с барочным фронтоном, а проект Парлержа так и остался нереализованным. Причина была банальна - у города просто не было средств на продолжение столь грандиозного строительства: рудники иссякли, а вместе с ним закончился и период процветания Кутной Горы.


Как я уже писала, строительство храма растянулось на несколько веков, что было связано с драматическими периодами в истории Чехии. Так, в период гуситских войн сам город сильно пострадал, и его жителям было не до трат на столь масштабное строительство, кроме того, многочисленные тела убитых гуситов сбрасывали в шахты, ведь добыча серебра временно сократилась. В итоге эти шахты, даже несмотря на их запасы, уже невозможно было использовать, пришлось разрабатывать новые, а на это требовалось время. Все это время храм стоял недостроенным.


Новый этап в строительстве храма связан с именами также весьма известных архитекторов, как Матеаш Рейсек, который построил известную Пороховую башню (Пражна Брана) в Праге, а также Бенедикт Райт, тоже прославившийся работой в столице - по его проекту был возведен Владиславский зал, являющийся одним из самых больших средневековых залов Европы. Райту принадлежит кружевной свод. Оба архитектора, как полагают, смогли проявить здесь свои творческие замыслы в полной мере, так как не были ограничены строгими требованиями, которые являются обычными, если заказчиком выступает церковь. Но в данном случае заказчиками были горожане, ждавшие от архитекторов одного - роскошного и неповторимого храма.


Внутренне убранство храма поражает не только своими размерами, но и некоторыми деталями, которых больше нет ни в одном другом католическом соборе или церкви. Во-первых, это сохранившиеся со времен средневековья фрески (некоторые еще от догуситской эпохи), посвященные не сценам из святого писания, как это принято в других храмах, а сценам, посвященным труду рудокопов, чеканщиков, истории создания храма, жизни города. Все здесь должно напоминать о том, кому и чему Кутна Гора была обязана своим богатством, а также, на чьи средства осуществлялось его строительство.



Об этом же должна напомнить и фигурка рудокопа в белых одеждах. Многие сначала ошибочно считают, что это монах в белых одеждах, но такие белые накидки одевали горняки перед спуском в шахту, чтобы в темноте в случае завалов их можно было увидеть. А на потолке храма изображены гербы тех богатых кутногорских семейств, которые жертвовали свои деньги на строительство. Еще раз повторю, что ничего подобного в других храмах вы не увидите.


Красотой, яркостью красок, необычными сюжетами поражают также витражи конца 19 - начала 20 века, автором которых являлся Франтишек Урбан - известный чешский художник. Богатый центральный алтарь, роскошные боковые алтари конца 17-начала 18 века в стиле барокко в капеллах, удивительно филигранная кафедра, - все это и сегодня захватывает дух.




В храме многое свидетельствует о былом богатстве города. Например, далеко не многие города могли позволить себе иметь собственного палача, так как содержать людей такой специфической профессии было очень дорого. И только несколько городов могли позволить себе такую «роскошь», как несколько палачей. В Кутной горе во времена процветания их было несколько, и для них и их семей в храме были выделены даже отдельные места.


Сбоку располагаются отдельные ряды, предназначавшиеся для самых знатных горожан и даже для короля и его свиты. Стоит отметить и о скамьях из массивного дерева с искусной резьбой в центре храма. По легенде, эти скамьи, на которых могли рассаживаться прихожане во время службы, были сначала заказаны для Собора св. Вита. Но кутногорцы, желая «утереть нос» пражанам, перехватили заказ, заплатив за скамьи двойную цену.



Нужно сказать и еще об одной части храма (в стиле барокко), называемой иезуитской. Посвящена она Игнатию Лойоле - основателю иезуитского ордена, призванного бороться с реформацией, и на одной из фресок изображена сцена его ранения, после которого он и ушел в монахи.


Крайне необычно выглядит целый ряд кабинок для исповеди. Это тоже исключительная черта Церкви святой Варвары, ведь обычно в храмах только одна, максимум - две подобные кабинки. Но, как объяснили нам, в связи с тем, что рядом с храмом находился Иезуитский колледж, многие студенты которого отличались молодостью и удалью, часто ведя себя не совсем подобающим образом, число желающих исповедоваться и очиститься от собственных грехов, всегда было велико.


Осмотр храма может занимать очень много времени. Здесь есть даже специальные стенды для студентов - архитекторов, где подробно изображаются схемы строительства готических храмов. Есть и музейная экспозиция, посвященная истории города и истории строительства храма. Еще одной достопримечательностью храма является орган в стиле барокко, который создавался в 18 веке в мастерской Яна Тучека. Его звук превращает храм в совершенно неземное место.


Храм расположен на улице Барборской (на карте ниже объект № 9), и увидеть три его башни можно почти из любой точки города. Кутна Гора - небольшой город, поэтому к церкви можно пройти пешком, полюбовавшись старинными средневековыми домами, либо же доехать общественным транспортом от авто- или ж/д вокзала. Вход в храм платный, билет стоит 60 крон, есть льготы для школьников и студентов. Церковь открыта ежедневно с 9.00 до 18.00 в летний период (с апреля по октябрь) и с 10.00 до 16.00 в зимний период (с ноября по март).

Храм святой Великомученицы Варвары на Варварке расположен в самом сердце столицы - в Китай-городе.

Здесь всегда кипела жизнь, шла оживленная торговля. Улица Варварская, на которой находился храм, славилась своими лекарями, способными травами и лечебными настоями облегчить любую боль.

Излечение духовное получали в храме, куда устремлялись верующие, дабы поклониться образу святой Варвары.

Варвара была дочерью Диоскора, знатного жителя града Илиополя.

Девушка славилась своей красотой, отец мечтал найти ей богатого жениха. Однако Варвара пошла против его воли, втайне приняла Крещение, отказалась от всех мирских радостей. Вера девушки была настолько сильна, что она мужественно переносила все пытки и издевательства. Смерть же Варвара приняла от меча родного отца, который так и не смог понять свою юную дочь.

Частицы мощей святой хранились в церкви на Варварке, очень почитаемом месте не только среди москвичей, но и приезжих.

История храма Великомученицы Варвары

Построен храм Святой Великомученицы Варвары в 1514 году на средства богатых купцов из Судака. Архитектором стал итальянец Алевиз Фрязин (фрязинами на Руси звали всех выходцев из Италии).

В 1731 году церковь обновили по указанию государыни Анны Иоанновны.

В пожаре 1737 году пострадала церковная утварь, сгорели иконы и иконостас. Прошение о восстановлении храма было удовлетворено.

В 1796 году старую церковь Великомученицы Варвары решили разобрать, а на ее месте возвести новую (хотя постройка и не являлась ветхой, а состояние было вполне удовлетворительным, посчитали, что храм не гармонирует с соседними зданиями).

Автором проекта выступил Родион Казаков , однофамилец известного архитектора.

Старый фундамент решили оставить вместе с несколькими рядами кладки. Здание получилось очень светлым за счет большого количества окон, которые были даже в подкупольном барабане.

Храм святой Варвары выглядел довольно просто - четкие линии, умеренный декор. Но при всей внешней простоте церковь была прекрасна, не зря ее проект брали за основу при строительстве некоторых других храмов.

В 1812 году часть церковной утвари была разграблена, но само здание не пострадало - сохранился даже позолоченный иконостас и часть икон.

После революции храм Варвары на Варварке было решено закрыть. Сначала в его стенах разместили склад, а позднее и конторские учреждения.

Церкви в ряд

В день 870-летия города на месте разобранной гостиницы «Россия» открылся парк «Зарядье», и храмы по Варварке на его фоне будто обрели новую жизнь. Избавленные от давления массивного здания отеля, пережившие затянувшийся период строительства, они заиграли свежими красками и подарили ощущение простора.

1. Церковь святой Варвары

В начале Варварки стоит дивный храм великомученицы Варвары, давший имя и самой улице. Предположительно он существовал еще в XIV веке немного южнее современной церкви. В 1514 году на средства известных в то время богатых приезжих гостей Василия Бобра с братьями его Феодором Вепрем и Юшкою Урвихвостом под руководством итальянского зодчего Алевиза Фрязина выстроено каменное здание. В 1796–1801 годах храм перестраивается по проекту Родиона Казакова.

В 1812 году французы использовали его под конюшню, богатейшая ризница церкви была разграблена, с икон сняты оклады и ризы. Здание сильно пострадало и было восстановлено в 1820-х годах. В 1920-х годах церковь была перестроена и закрыта. В 1965–1967 годах ее отреставрировали, восстановив под руководством архитектора Г.А. Макарова колокольню.

Адрес: ул. Варварка, д. 2


2. Храм Максима Блаженного

Блаженный Максим был похоронен в 1434 году на Варварке возле церкви, прежде освященной во имя благоверных князей Бориса и Глеба. В 1547 году его канонизировали. В конце XVII века после пожара возведена новая, каменная церковь святого Максима Исповедника, основной придел которой освящен во имя святого блаженного Максима.

Церковь сильно пострадала при пожаре Москвы в 1676 году. Новое здание, построенное в 1698–1699 годах, включило в себя часть одноименного храма 1568 года. После пожара 1737 года храм капитально обновлен в стиле барокко, непривычном для старомосковского облика Китай-города.

В 1827–1829 годах вместо прежней звонницы возвели новую двухъярусную колокольню в стиле ампир. Она состоит из двух убывающих вверх ярусов с куполом, завершенным шпилем. В 1930-х годах храм был закрыт, обезглавлен и разорен. В 1965–1969 годах реставрировался (арх. С.С. Подъяпольский).

Адрес: ул. Варварка, д. 4


3. Собор иконы Божией Матери «Знамение»

Знаменский собор – главный храм бывшего Знаменского монастыря – построен в 1679–1684 годах архитекторами Ф. Григорьевым и Г. Анисимовым в старых русских традициях на месте церкви Афанасия Афонского. Во время Отечественной войны 1812 года наполеоновские солдаты разграбили монастырь, однако здание собора тогда не пострадало. В нижнем храме во время оккупации даже было разрешено проводить богослужения. К 300-летию дома Романовых собор был отреставрирован.

После 1923 года монастырь закрыт, его здания приспособлены под жилье. К началу 1960-х годов здание подворья и конюшни были снесены, а оставшиеся постройки находились в аварийном состоянии. Но в связи со строительством гостиницы «Россия» в 1963–1972 годах проведены реставрационные работы, получившие продолжение в 1980-е годы. Долгое время в здании храма был концертный зал.

Адрес: ул. Варварка, д. 8

4. Храм Георгия Победоносца

Построен в 1657 году (на фундаменте сгоревшего в 1639 году древнего храма), колокольня и трапезная – в 1818 году. В конце 1920-х годов церковь была закрыта и использовалась различными учреждениями. Храм возвращен Церкви в 1991 году.

Адрес: ул. Варварка, д. 12


5. Церковь зачатия св. Анны, «что в углу»

Одна из древнейших церквей города. Первое упоминание о ней относится к 1493 году. Закрыта в 1920-е годы, передана Церкви в 1994 году. Существующее здание возникло в середине XVI века. Своим нынешним обликом обязано послевоенной реставрации (архитектор Л.А. Давид).

В Покровском соборе на Красной площади хранится 30-пудовый колокол с колокольни церкви Зачатия Анны (снесена во время реставрации и не восстанавливалась). Он был отлит в 1547 году во Франции и приобретен в 1610 году московским купцом М.Г. Твердиковым. В Смутное время колокол был вывезен из церкви, но позднее выкуплен и возвращен князем Пожарским.

Адрес: Москворецкая наб., д. 3

Подготовил Иван Дмитров
Опубликовано: сентябрь, 2017 г.