Царское село. Царское Село (историческая справка) Что находится в царском селе

Куда бы нас ни бросила судьбина,
И счастие куда б ни повело,
Всё те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село.

В пригороде, в 25 километрах к югу от Санкт-Петербурга, расположился город Пушкин (до 1918 г. – Царское Село), названный в честь великого русского поэта, талант которого в юные годы развился здесь, и жизнь была неразрывно связана с этими местами.

История Царского Села

Изначально, на месте Царского Села, в XVII – начале XVIII века существовала шведская усадьба (поместье) «Сарская мыза». После изгнания шведов и со своим развитием усадьба (мыза) превращается в село, а наименование «Сарское» в русском языке трансформируется в «Царское». В XVIII веке здесь происходит строительство церквей и дворцов, закладка парков и обустройство декоративных прудов. При императрице Елизавете Петровне, дочери Петра I , Царское Село развивается и становится императорской резиденцией, центром политической и придворной жизни страны.

Пушкин в Царскосельском лицее

В возрасте двенадцати лет, в 1811 году, Пушкина привезли в Царское село для обучения в открывшемся по указанию императора Александра I привилегированном высшем учебном заведении для обучения дворянских детей – Императорском Царскосельском лицее. Именно в годы обучения в лицее открылся и был оценен поэтический талант Пушкина, в этот период Пушкин создал большое количество стихотворных произведений.

В 1817 году Пушкин был выпущен из лицея в чине коллежского секретаря. Воспоминания о проведенных в лицее годах, о лицейских друзьях, навсегда остались в душе поэта.

Пушкин в Доме Китаевой

В 1831 году, после бракосочетания А.С. Пушкина с Н.Н. Гончаровой, молодая семья переезжает в Петербург, а затем, на лето, в Царское Село. Здесь, в рабочем кабинете в Доме Китаевой, где остановились Пушкин с молодой женой, была написана «Сказка о царе Салтане» , Письмо Онегина к Татьяне , стихотворение «Чем чаще празднует лицей» и другие произведения.

Царское село на карте

Государственный музей-заповедник «Царское село» расположен по адресу: Россия, Санкт-Петербург, Пушкин, ул. Садовая, д.7.

Сопутствующие материалы:

Пушкин и Царское Село . Речь Иннокентия Анненского, произнесенная им на Пушкинском празднике в Императорском Китайском театре в Царском Селе.

Публикации раздела Архитектура

Село высочайшего статуса

Ц арское Село, Детское Село, Пушкин. Маленький городок с двумя грандиозными дворцами, тенистыми парками и богатой историей. Императорский дом Романовых превратил летнюю резиденцию в окрестностях Санкт-Петербурга в город, где величие архитектуры сочетается с передовыми технологиями, а лицеист Пушкин - воспел его в своих стихах. Вспомним историю села высочайшего статуса вместе с Натальей Летниковой.

Музей-заповедник «Царское Село»

Музей-заповедник «Царское Село»

1. Ижорская земля Великого Новгорода и усадьба шведского магната . Трофей Северной войны - освобожденная от шведов Саарская мыза стала Царским Селом. 24 июня 1710 года Петр I подарил его Марте Скавронской - будущей Екатерине Алексеевне, и вскоре был построен первый дворец , «каменные палаты о 16 светлицах». На протяжении двух веков Царское Село было летней парадной императорской резиденцией.

2. Первый город Европы, полностью освещенный электричеством . В 1887 году в Царском Селе заработала городская электростанция. Почти на десятилетие раньше, чем в Петербурге. 120 электрических фонарей осветили улицы города, семь фонарей установили у Екатерининского и десять у Александровского дворца. На перекрестке Малой и Церковной улиц до сих пор сохранился уникальный пятиярусный торшер - проект архитектора Сильвио Данини, в виде канделябра с шестигранными фонарями.

3. Первые гонки моторов в России. В октябре 1898 года «ударили автопробегом» на Волхонском шоссе между станциями Александровская и Стрельна. В Царском Селе при Императорском гараже была открыта в России Императорская школа шоферов, а цесаревич Алексей был самый юный автолюбитель в России. В 10 лет он получил в подарок маленькую машину «пежо», на которой ездил в парке и по коридорам Александровского дворца.

Пятиярусный торшер - проект архитектора Сильвио Данини

Музей-заповедник «Царское Село»

Императорская школа шоферов

4. Первая российская пассажирская железная дорогая . Соединила в 1836 году Царское Село и Витебский вокзал Санкт-Петербурга. Машинистом стал строитель первых железных дорог в Чехии и Австрии инженер Герстнер, а в числе первых пассажиров - Николай I . Спустя год Царскосельскую ветку продлили до Павловска, где по случаю открыли Павловский музыкальный... вокзал, в котором выступал Иоганн Штраус.

5. Картинная галерея венценосных особ. Портретный зал Екатерининского дворца, декорированный по проекту Растрелли, стал одной из первых картинных галерей в стране. Парадные портреты императриц и великих княгинь работы русских, французских и итальянских живописцев. Да и сама золоченая анфилада залов, из которых выходили императрицы в Большой Тронный зал, по воспоминаниям Бенуа , словно большая рама для царствующих особ.

6. «Отечество нам Царское Село». Императорский Царскосельский лицей . Альма-матер Дельвига, Горчакова, Пущина, Кюхельбекера, Вольховского. Но самый знаменитый выпускник - Александр Пушкин . Лицейский период поэта насчитывает свыше 120 стихотворений. Как учились и жили лицеисты пушкинского выпуска? Об этом сегодня рассказывает музей и дортуар номер 14, в котором начинающий тогда поэт писал свои строки.

Витебский вокзал в Санкт-Петербурге

Портретный зал Екатерининского дворца

Всероссийский музей А.С. Пушкина, Мемориальный музей-лицей

7. Загадка Янтарной комнаты. Подарок прусского императора Фридриха Вильгельма I Петру Великому по случаю заключения союза. Из Петербурга в Царское Село детали кабинета из золота Балтийского моря несли вручную. В годы Великой Отечественной войны немцы отправили уникальное творение в Кёнигсберг, где его следы затерялись. К 300 летию Санкт-Петербурга Янтарная комната была воссоздана, но лишь частично.

8. Памятники Царского Села и война. Полуразрушенные дворцы и чудом уцелевшие статуи. В годы Великой Отечественной войны сотрудники музея пытались уберечь памятники от вандалов. Памятник Пушкину и бронзовую фигуру фонтана «Девушка с кувшином» удалось сохранить, закопав в землю. А вот Чесменскую колонну, установленную в память о военных победах, немецкие захватчики пытались сбросить в пруд танками. Не вышло. Пострадали лишь барельефы с пьедестала.

9. Всемирное наследие ЮНЕСКО. Дворцовые ансамбли Царского Села и город Пушкин находятся под охраной

Описание

25 километров отделяют Санкт-Петербург от Царского Села – парадной летней резиденции российской царствовавшей династии.
Наименование местности в окрестностях будущей резиденции на языке финно-угорских племен, занимавших эту территорию с 4-5 тысячелетия до нашей эры, звучало как "Saar» что и на современном ижорском языке означает «остров». Возможен вариант «Sar» - осока. В российских документах начала 16 века употреблялось название «Сариц», а в период шведского завоевания 1609 - 1702 небольшое поместье именовалось как Sarishoff (шведский) или Saari mois (финский). Со времени завоевания этих земель в Северной войне употреблялось наименование Сарская мыза или Сарское село, которое к 1880 года трансформировалось в Царское Село.
Первым упоминанием о владении поместья царской семьей является письмо А.Д.Меншикова Копорскому коменданту Л.Думашеву от 24.06.1710 г. о повелении Петра I «отдать Катерине Алексеевне в копорском уезде Сарскую и Славянскую мызы с принадлежащими к ним деревнями, со крестьяны и со всеми угодьи».


А.Г. Овсов Портрет Екатерины I. Середина 1720-х г.г.


Сарская мыза занимала площадь в 167 десятин, из них на усадьбу приходилось 2 десятины, на пахотные земли – 62 и на сенокос – 103. К 1716 году царское поместье состояло уже из 6 мыз, территория которых принудительно заселялась русскими крестьянами, а с 1717 началось строительство первых небольших двухэтажных «каменных палат» и посадка парка. С созданием загородной царской резиденции появилась слобода дворцовых служителей, храм Успения Богородицы и мыза приобрела статус села Сарского.
Царственные владельцы резиденции по разному относились к ее развитию и совершенствованию. Наиболее масштабные работы были произведены при Елизавете I и Екатерине II. В 19-20 веках проводилось лишь совершенствование интерьеров дворцов и строительство отдельных парковых сооружений.


Артемьев П. А.; Внуков Е.Т.; Челнаков Н.
Вид Екатерининского дворца в Царском Селе со стороны парадного двора и циркумференций. 1761.


В 1727 году Сарское село унаследовала дочь Екатерины I, Елизавета Петровна, будущая императрица. Взойдя на престол, она несколько раз перестраивала дворец, пока в 1752 года не поручила его реконструкцию и расширение обер-архитектору императорского двора Бартоломео Франческо Растрелли.


И. АРГУНОВ. Портрет императрицы Елизаветы Петровны.


В течении четырех лет было создано 325-метровое здание, вид которого стал олицетворением русского барокко. На северной стороне дворца возвышалась пятиглавая Дворцовая церковь, парадный вход южной стороны украшал объемный купол со шпилем. На золоченые орнаменты, купола и внутренние украшения пошло более 100 килограммов листового золота. Основной лазоревый цвет дворцовых стен перемежался белыми колоннами, фигурами атлантов, кариатид и иными лепными формами. Особенность внутренней архитектуры было ранее не применявшееся в России анфиладное расположение парадных залов и комнат на всю длину дворца.


Е. Е. Лансере Императрица Елизавета Петровна в Царском Селе. 1905 г.


Старый сад, основанный еще при Петре I, бал значительно расширен, в нем появились павильоны «Эрмитаж», «Грот» и каменная Катальная гора.
В период правления Екатерины II, бывшее Сарское село стали называть Царским. Влияние императрицы на его облик состояло из двух этапов – «китайский период» (1762-1773) и «античный» до 1796 г.
Параллельно с постройкой и оформлением «Китайского» дворца в Ораниенбауме, «мир восточных грез» воплощался и Царском селе.
Парадным въездом на территорию резиденции императрицы стала арка высотою в 7 метров, открывавшая собою туннель в искусственной насыпи «Большой Китайский каприз» , на вершине которой стояла беседка в «китайском» стиле.


В.П. Лангер. Большой каприз. Ок. 1820 г.


За туннелем открывался вид на Китайский городок, Китайскую деревню, Китайскую оперу, шесть китайских мостов и павильонов. Предполагалось, что эта экзотика удивит и ошеломит приезжающего, подготовив его к приближению вершине власти, где переставали действовать обыденные правила. Лишь значительно позже выявилось, что с Китайской деревней получилась несуразица. Дворцовый архитектор Антонио Ринальди, проектировал городок, основываясь на французской гравюре, изображавшей парковую постройку в окрестностях Пекина. Это сооружение возвели как вид европейского города в понимании китайских царедворцев.
После «китайских грез» императрице захотелось «выстроить… греко-римскую рапсодию в моём Царскосельском саду». Разработанные мэтрами Французской Академии художеств проекты античных домов императрица не одобрила, однако замечание академика Клериссо о том, что римских термах (общественных банях) существовали наиболее возвышенные формы духа античности ей понравилось. Из Лондона немедленно был приглашен известный своими обширными исследованиями древнеримских бань Чарльз Камерон.
Построенное им у южной оконечности Екатерининского дворца двухэтажное здание представляло собою собирательный образ греко-римских терм. На первом этаже, облицованным камнем «под старину» находились залы и комнаты для водных процедур по античному образцу, а на светлом и легком втором – шесть помещений для отдыха и развлечений. В ходе строительства архитектору пришлось заново разработать убранство второго этажа, так как императрица в соответствии с новой волной европейской архитектурной моды пожелала отделать два зала цветным полированным камнем – уральской и алтайской яшмой. Камнерезам пришлось довести до зеркального блеска около 200 квадратных метров стенных панелей, наличников и карнизов. Эти помещения, названные Агатовыми комнатами, стали рабочими кабинетами Екатерины II, в них она занималась государственными делами и литературным творчеством.


Л. Премацци. Вид на Камеронову галерею и Агатовые комнаты. 1859 г.


Чарльзу Камерону удалось осуществить еще одно масштабное пожелание императрицы – создать античную галерею для прогулок и возвышенных бесед. Нижний этаж из грубого камня послужил основанием для 44 колонн белоснежного второго яруса. Его центральный зал, благодаря увеличенным оконным проемам, кажется совершенно прозрачным. В 1880-1790 годах на галерее были установлены бронзовые копии бюстов великих мыслителей древности, исторических и мифологических героев, которые заменялись в соответствии с политическими настроениями царицы.


Ж.Б. де ла Траверс. Царское Село. Лестница Камероновой галереи. 1786г.


Увлечения античной архитектурой соединялись с увековечиванием побед российской армии в турецких войнах. Екатерина II писала: "Когда война сия продолжится, то Царскосельский мой сад будет походить на игрушечку, после каждого славного воинского деяния воздвигается в нём приличный памятник. Битва при Кагуле... возродила в нём обелиск с надписью... морское сражение при Чесме произвело в великом пруде Ростральную колонну, взятие Крыма и высадка войск в Морее ознаменованы равным образом на других местах... Ещё приказала я построить в лесочке храм Памяти, где все события в оную войну бывшие представлены на медальонах".


В.Л. Боровиковский. Екатерина II на прогулке в Царском Селе.


За Ростральной колонной был построен собор Святой Софии, напоминавший константинопольский, что означало падение в будущем турецкого государства и создание Греческой империи как преемницы Византийской.
В 1796 году было завершено строительство Нового Царскосельского дворца, впоследствии Александровского. По желанию императрицы дворец по проекту итальянского архитектора Джакомо Кварнеги создавался для ее любимого внука, великого князя Александра Павловича, однако наибольшим его почитателем стал последний российский император Николай II.

История появления замечательного памятника в г. Пушкин - Екатерининский дворец в Царском селе, связана с красивой легендой. Существовала финская мыза Саари Мойс (в переводе это означает «мыза на возвышенности»), куда часто наведывался Петр Первый. На царя большое впечатление произвело гостеприимство хозяйки фермы голландки Саары, и молочные продукты, которыми она потчевала высокого гостя. В 1710 году Петр подарил эту мызу своей супруге Екатерине Алексеевне. В ее честь построенный позднее дворец стал носить название Екатерининский. Одна из версий истории названия «Царское Село» следующая: «Саари Мойс» переделали в более привычное русскому уху «Сарская мыза», «Сарское Село», а во времена правления Елизаветы Петровны местность получила название «Царское Село». Это была уже не скромная мыза, а огромный загородный дворцовый комплекс, вокруг которого выросла слобода дворцовых служителей, давшая начало городу. После 1917 года, когда дворцы стали музеями, название поменяли на «Детское Село», потому что дома придворных и здания дворцового управления были превращены в детские сады и санатории. В 1937 году, в связи со столетием гибели А. С. Пушкина, город стал носить имя поэта. Об основных достопримечательностях и истории г. Пушкин пойдет речь ниже.

Парки и дворцы в Царском Селе

Царское Село, ныне город Пушкин, формировался как летняя резиденция императорского двора. Первый дворец, построенный в Царском Селе - Екатерининский, он был возведен архитектором Растрелли в середине XVIII века и является крупным шедевром стиля барокко. В конце XVIII века был построен Александровский дворец, выдающийся памятник классицизма. Екатерининский и Александровский парки, сформировавшиеся вокруг дворцов, - прекрасные образцы садово-паркового искусства восемнадцатого столетия. Новейший музей в составе музейного комплекса в Царском Селе - Ратная палата, расположенная на территории Федоровского городка. Это первый и пока единственный в Петербурге и в России музей, рассказывающий о Первой мировой войне.

Екатерининский дворец - история и экспозиции

Композиционный центр Царскосельского ансамбля - Екатерининский дворец. В 1717-1714 гг. архитектор Браунштейн построил довольно скромный каменный дворец для императрицы Екатерины Алексеевны, супруги Петра Великого. Этот дворец унаследовала их дочь Елизавета, которая, придя к власти, начала его энергично перестраивать и расширять. В 1740-х годах над перестройками работали М. Г. Земцов, А. В. Квасов, С. И. Чевакинский, а с 1748 по 1756 год построить нынешнюю версию дворца выпала честь Ф.-Б. Растрелли. Роскошный грандиозный дворец в стиле барокко отвечал вкусам царственной владелицы. После ее смерти следующая правительница, Екатерина Вторая, в 1770-е годы поручила архитектору Ч. Камерону переделать ее личные покои во дворце в соответствии с новой модой на античность. Далее при Александре I во дворце переделал комнаты императора В. П. Стасов, и последние перестройки во дворце проходили во время Александра II в 1860-е годы. Все эти интерьеры, бережно восстановленные нашими реставраторами после разрушения в Великую Отечественную войну, можно увидеть во время экскурсии в Екатерининский дворец.

Янтарная комната

Янтарная комната в Царском селе, история которой драматична, - лучшее доказательство высочайшего мастерства Царскосельских художников-реставраторов, историков искусства и музейных работников. Янтарные панели, подаренные Петру Великому, украсили летний дворец его дочери Елизаветы Петровны в 1750-е годы. Украденные фашистами, панели исчезли после войны. Поиски Янтарной комнаты не увенчались успехом. В 2003 году Янтарная комната была полностью восстановлена и открыта для публики.

Александровский дворец

Александровский дворец (Новый Царскосельский) приказала построить Екатерина II в 1792 году. Здание предназначалось для молодой пары: внука императрицы Великого князя Александра Павловича и его жены Елизаветы Алексеевны. Проект разработал архитектор Джакомо Кваренги, строительством руководил П. В. Неелов, проект был завершен в 1796 году. В XIX веке во дворце часто жил летом Николай I с семьей. В XX веке император Николай II прожил здесь последние тринадцать лет своего правления. В советское время и в годы Второй мировой войны здание ждала тяжелая судьба - дворец был варварски разрушен. В конце 1990-х годов во дворце была открыта экспозиция, посвященная жизни последней царской семьи, в бывших покоях Николая II и Александры Федоровны, а в 2000-х годах - три парадных зала эпохи Кваренги. В 2015 году дворец был закрыт для проведения масштабных реставрационных работ.

Александровские и Екатерининские парки в Царском Селе

Садово-парковые ансамбли Царского Села наглядно иллюстрируют развитие моды и течений в садовом искусстве XVIII-XIX веков. Екатерининский парк берет свое начало с легендарного сада-огорода голландки начала 1700-х годов; так или иначе, первые садовые мастера, трудившиеся над дворцовым садом для Екатерины Алексеевны, были голландцами. В середине восемнадцатого века парк был переделан в регулярном французском стиле, а в конце века - расширен за счет бывших охотничьих угодий. Новая часть парка была распланирована английскими садовниками в пейзажном стиле. В Александровском парке Екатерина Вторая решила отдать дань моде на все экзотическое, восточное: там появилась Китайская деревня. В правление Николая Первого, поклонника творчества Вальтера Скотта, в Александровском парке появились Арсенал, Шапель и Белая башня - павильоны, словно сошедшие со страниц рыцарских романов.

Ратная палата

При последних двух императоров династии Романовых, после многочисленных подражаний Европе и Востоку, наконец, вошло в моду все национальное, русское. Николай и Александра, последняя царская чета России, были людьми глубоко религиозными, и неподалеку от Александровского дворца, где они жили, было начато строительство Федоровского собора в древнерусском стиле. Вокруг предполагался большой комплекс построек со зданиями для причта, казармами казачьего конвоя и многими другими. Одно из этих белокаменных зданий царь Николай решил сделать музеем, прославляющим ратные подвиги русского воинства. Государева Ратная палата была заложена в 1913 году, основой коллекции будущего музея стало собрание супруги брата Павла Третьякова. Неумолимый ход истории изменил первоначальное назначение музея - в 1914 году здесь открылась выставка, посвященная жизни и подвигам русской армии во время Первой мировой войны. Для новой власти после революции музей не представлял интереса и был расформирован. С 2008 года усилиями коллектива ГМЗ «Царское Село» идет восстановление музея Великой войны. Ратная палата открылась для публики в 2014 году, когда отмечалось столетие Первой мировой войны.

Царское село — это музей-заповедник, расположенный недалеко от Санкт-Петербурга в городе Пушкин. Царское село является одной из трех самых посещаемых достопримечательностей Санкт-Петербурга, не считая самой северной столицы. Другие две достопримечательности конечно Эрмитаж и Петергоф. В наше короткое знакомство с Петербургом, кроме всего прочего мы посетили две из них. И сегодня расскажем о Царском селе, музее с богатой и сложной историей.

Как добраться до Царского села

Самый простой, удобный и быстрый способ доехать до Царского села это маршрутное такси. Для этого нужно доехать на метро до станции Московская. Здесь между Московской площадью и Домом Советов находится стоянка пригородных автобусов и маршруток. Если вам трудно будет сориентироваться просто спросите остановку пригородных автобусов или Дом Советов. С этой остановки до Царского Села идут маршрутки № 287, 342, 545 . Детально посмотреть схему движения маршруток с остановками можно воспользовавшись приложением . Есть еще вариант электричкой с Витебского вокзала, но в Пушкине все равно придется пересесть на маршрутку. Мы уехали в Царское село от станции метро Московская и уже через 30 минут были на месте.

Приехав в Пушкин только после обеда и проанализировав очередь во дворец, мы решили ограничиться прогулкой по парку. Стоит оговориться, что билет в парк, за которым тоже нужно выстоять очередь, не является входным билетом во дворец, куда нужно стоять дополнительно уже после входа на территорию парка. На территории парка есть несколько павильонов, а во дворце несколько выставок. С ценами на посещение музейных экспозиций можно ознакомится на официальном сайте музея-заповедника Царское село.

Рядом с кассами есть арка. Этой аркой Церковный флигель соединен с Императорским Царскосельским Лицеем, в котором с 1811 по 1817 обучался и окончил его в числе первого набора Александр Сергеевич Пушкин.

Большой Екатерининский дворец в Царском селе

Екатерининский дворец назван так в честь императрицы Екатерины I, по приказу которой здание и было заложено в 1717 году. Поместье Саарская мыза стало подарком Петра I своей супруге, ныне это Царское село. Дворец был загородной резиденцией трех Российских императриц: Екатерины I, Елизаветы Петровны и Екатерины II. Каждая из императриц внесла что-то свое в облик Большого Екатерининского дворца. Нынешний вид дворца дело рук знаменитого архитектора Бартоломео Франческо Растрелли, бюст которого установлен с северной стороны дворца.

По приказу Елизаветы Петровны Растрелли перестроил и существенно увеличил Екатерининский дворец. Так в 1756 году на суд ошеломленных гостей предстал 325-ти метровый дворец с позолоченным фасадом. После смерти предшественницы, Дворец с парком перешел во владения Екатерины Великой, которая до конца своего правления вносила коррективы во внешний облик парка и дворца, но существенно во дворце уже ничего не менялось.

Здание дворца сильно пострадало во время фашистской оккупации в ходе Великой Отечественной войны. Кроме обгоревшего здания, дворец лишился главной своей реликвии — Янтарной комнаты, которая была вывезена из России. Сейчас в Большом Екатерининском дворце открыта для посещения Янтарная комната, скрупулезно воссозданная реставраторами. А сам дворец входит в список всемирного наследия ЮНЕСКО.





Екатерининский парк в Царском селе

В Екатерининский парк, как и в Екатерининский дворец можно попасть только через один вход, хоть их и предусмотрено больше. Находится он на улице Садовая, недалеко от остановки маршруток, они подвозят к самому входу, от него и забирают. Екатерининский парк баснословно богат. По парку можно гулять не один день и все равно трудно будет уйти отсюда повидав все его достопримечательности. На территории более чем в 100 гектаров кроме самого дворца расположилось множество павильонов, мостов и памятников сооруженных в разное время и в разных архитектурных стилях.

Камеронова галерея

Знакомство с павильонами парка можно начать недалеко от Большого дворца, с южного флигеля. Южный флигель дворца или как его правильно называть Зубовский — назван так в честь последнего фаворита Екатерины II, Платона Зубова, для которого он и был возведен. Здесь же находится Холодная баня и Камеронова галерея. Все три павильона соединяет пандус с ликами римских императоров.



Камеронова галерея называется так в честь архитектора Камерона, который и построил этот павильон. Верхний ярус украшен бюстами кумиров Екатерины Великой, а сам павильон предназначался для философских прогулок и бесед.



Отсюда открываются красивые виды всего парка и Фрейлинского садика.



Приверженность Камерона к античному искусству видна невооруженным взглядом.







Зеркальные пруды и Верхняя ванна

Напротив Большого Екатерининского дворца расположен регулярный парк, одно из главных мест в котором занимают два Зеркальных пруда. На северной стороне дальнего от Камероновой галереи пруда расположена Верхняя ванна.



Как можно понять из названия, данное здание служило парильней для членов императорской семьи. В настоящее время вход в этот павильон бесплатный, в нем представлена экспозиция посвященная кинематографическому искусству, а точнее всем российским фильмам снятым на территории Царского села. В одной из комнат в качестве экспонатов представлена аппаратура со съемочной площадки «Анны Карениной».

Недалеко от Верхней ванны, находится павильон Нижняя ванна, сюда вход уже платный.

Испортить прогулку может только дождливая питерская погода, в остальном по уютным тропинкам, тенистым аллеям и симметрично выстриженным лужайкам очень приятно гулять и легко забыть о времени.





Павильон Грот, Царское село

Регулярный парк условно можно разделить на Старый сад и Эрмитажную рощу. Старый сад включает в себя два Зеркальных пруда, Верхнюю и Нижнюю ванны и павильон Грот.

Грот, построенный самим Растрелли был декорирован в соответствии со своим названием. Покровители морей, дельфины и раковины создают настроение моря. Внутреннее убранство Грота много раз менялось, так со стен исчез туф, еще больше придававший похожесть помещения с гротом. Множество скульптур и картин из Грота в настоящее время находятся в Санкт-Петербургском Эрмитаже.

Павильон Эрмитаж, Царское село

Старый сад отделен от Эрмитажной рощи Рыбным каналом, через который переброшены несколько каменных мостков. Мостики очень красочно вписываются в созданный ландшафт.

Эрмитажная роща названа так в честь главного здания в этой части парка. Павильон Эрмитаж также является главной достопримечательностью всего регулярного парка.

Эрмитаж один из классических образцов русского барокко. Что характерно, проект был разработан Земцовым, а Растрелли только исполнил его, дополнив некоторыми деталями, такими как колонны. Внутренняя отделка тоже характерна для архитектурного стиля барокко, в чем с легкостью можно убедиться купив билет в павильон Эрмитаж. Заплатив чуть больше и придя к определенному времени вам проведут экскурсию по внутренним залам Эрмитажа с демонстрацией механизма подъемного стола. Подъемный механизм позволял трапезничавшим царствующим особам получать сменные блюда не видя прислугу. Механизм опускал стол в кухню, расположенную на первом этаже и уже накрытый стол поднимался в трапезный зал.

Нижние пруды и их достопримечательности

Северо-восточная граница парка условно ограничена нижними прудами. За последним третьим установлены символичные ворота.

Ворота «Любезным моим сослуживцам» сооружены в 1817 году в честь победы в Отечественной войне 1812 года. Текст, выгравированный на воротах принадлежит руке Александра I.

Неподалеку установлена чугунная беседка, где можно отдохнуть от суеты регулярного парка. Надо отметить, что в эту часть парка почти никто не доходит.

Мост-каскад разграничивает Второй Нижний пруд и Третий Нижний пруд.

Такой же мост-каскад разграничивает Первый и Второй Нижние пруды. Рядом с этим мостом-каскадом установлена Морейская колонна, являющаяся памятником победе России в русско-турецкой войне.

Так двигаясь от Третьего пруда к Первому мы дошли до Большого озера, на берегу которого, да и на самом озере расположилось много достопримечательностей. Первое что мы увидели это Кроличий остров, рядом расположен паром, который доставляет всех желающих на Большой остров. У парома есть график движения и стоимость. А на Большом острове расположен концертный зал «На острову» и Чесменская (Орловская) колонна, произведения знаменитого архитектора Антонио Ринальди. Возведена она в честь морских побед графа Орлова.









Адмиралтейство и Турецкая баня

Здесь на берегу Большого озера уже в конце XVIII века было построено три кирпичных здания, под единым названием Адмиралтейство. Эти здания выстроены уже не в стиле русского барокко, а ближе к готике.


На противоположном от павильона Грот берегу Большого озера, расположена Турецкая баня. Павильон задуманный Александром I воплотил в жизнь архитектор Монигетти. Турецкая баня была построена в память о русско-турецкой войне. Во время Великой Отечественной Войны павильон был разрушен, и позднее восстановлен. Вход в павильон Турецкая баня платный.

Пейзажный парк, Царское село

За Большим озером начинается Пейзажный парк. Множество каналов, через которые проложены мостики, тропинки, холмы и деревья делают прогулку незабываемой. Находясь здесь можно легко потерять ощущение реальности и провалиться в настоящую сказку.









Гуляя по Пейзажному парку мы пересекли Рамповую аллею, которая ведет к Камероновой галерее. А по дороге мы увидим Гранитную террасу. Хочется признаться, что все названия и местоположения павильонов и аллей мы подсмотрели в бесплатной карте, которую выдают в кассах вместе с билетом в парк, поэтому вы не останетесь без спасательного ориентира.

С Гранитной террасы, украшенной точными копиями античных статуй, открывается вид на Адмиралтейство.





А если смотреть с террасы по прямой, то мы увидим тот самый Концертный зал на Большом острове, перед ним скульптуру «Нервы, цезаря римского», и еще ближе к нам статуя «Венера с Амуром».



В юго-западной части парка расположены Верхние пруды, которые стали основным элементом ландшафтного решения этой части парка.



В самых недрах островов, опоясанных прудом расположился Павильон Кухня-руина.



Рядом павильон Концертный зал.

Уже совсем на границе с Александровским садом расположилась Скрипучая (Китайская) беседка, задуманная архитектором Растрелли и воплощенная Нееловым.

Отсюда уже можно двигаться в сторону выхода из парка, то есть в сторону Большого Екатерининского дворца. По пути нам встретился еще один павильон Вечерний зал. Одно из самых поздних сооружений Екатерининского парка, построенное уже в XIX веке.

Уже почти рядом с Зубовским флигелем, к которому мы вышли, находится красочная Пергола (Трельяжная беседка), излюбленное место для фотосессий молодоженов.

Перлога является условной границей так называемого Собственного сада. Его нетрудно распознать по мраморному фонтану и скульптуре «Нимфа».

С территории Екатерининского парка мы вышли не через парадный вход, а через Треугольную площадь, мимо Золотых ворот Екатерининского дворца. С этой стороны дворец мы показали в самом начале статьи. Кстати вход на внутреннюю территорию дворца разрешен только в составе экскурсионной группы по пропускам.

Напротив Золотых ворот в Екатерининский дворец находится вход в Александровский сад. Мы же обогнув дворцовые постройки снова оказываемся на Садовой улице, рядом с аркой. Рядом с лицеем находится первая каменная церковь в Пушкине.

Царское село — отзыв

Есть несколько советов для всех, кто решил посетить Царское село в Санкт-Петербурге. Если ваша поездка совпала с туристическим сезоном, а это май-сентябрь, то будьте готовы к огромному количеству народа. Как уже было сказано выше, Царское село одна из самых посещаемых достопримечательностей северной столицы. Посетители здесь самые разные и не только наши соотечественники, но и много иностранцев, причем делегации из Китая весьма многочисленны. Поэтому если у вас есть желание погулять не Только по Екатерининскому парку, но и посетить сам Екатерининский дворец, вам следует приехать сюда рано утром и захватить с собой бутерброды, потому что стояние в очереди и прогулка по парку могут растянуться на весь день.

Что же касается лично нас, дорога из Санкт-Петербурга совершенно не утомительна. Утомляет только большое количество людей. Но и здесь не все так плохо, большие скопления только у самого Екатерининского дворца (очередь во дворец) и на Камероновой галерее. Остальной парк почти пуст, поэтому по нему будет комфортно гулять даже в самый час пик и в самый сезон. Что же касается входа во дворец, если вы все-таки намереваетесь попасть внутрь, будьте готовы выстоять 2-3 часовую очередь. Но на этом неудобства не закончатся. Из-за большого потока туристов вам не дадут свободно прохаживаться по залам дворца. Экскурсия очень лимитирована по времени, а Янтарную комнату вы посмотрите почти не останавливаясь. Так что если вы все же хотите увидеть легендарную Янтарную комнату, запаситесь терпением.