Как быть, если вы застряли в аэропорту. Что делать, если задерживают чартерный рейс Потерян день отдыха из за задержки рейса

Уже давно перелеты на самолете вошли в обыденную жизнь человека. Передвижения с помощью авиатранспорта более удобны, занимают меньше времени, и конечно, отнимают меньше сил. За максимально короткие сроки можно оказаться в любой точке мира. Такую скорость не способен предложить ни один другой вид транспорта. А если спланировать свою поездку правильно, предварительно выяснив все нюансы, то стоимость билета на самолет может оказаться очень приятной.

С каждым новым днем все больше и больше людей отдают свое предпочтение воздушному транспорту. И это неудивительно, ведь положительные стороны такого способа передвижения видны невооруженным глазом. Количество клиентов в авиакомпаниях с каждым днем стремительно увеличивается. За все это время определенная часть людей смогла испытать на себе такую проблему, как задержка рейса. Она уже не вызывает удивление. Самолет - сложный механизм, да и чтобы поднять эту машину в воздух, необходимо согласовать целый ряд фактов. Любая ошибка или даже самая мелкая неисправность приводит к проблеме задержки рейса.

Ниже будут описаны самые распространенные причины задержки рейсов. Подобных ситуаций довольно много, поэтому их можно классифицировать по отдельным группам.

Метеорологическая ситуация


Таких причин может быть довольно много. Погода очень непредсказуемая вещь, и даже синоптики не всегда могут предоставить точный прогноз. Ввиду таких причин рейс может быть задержан, или судно приходится обрабатывать специальными средствами перед вылетом. Использование таких средств также требует временных затрат.

Очень часто возникает ситуация, что одна авиакомпания задерживает рейс до стабилизации погоды, а вот другая спокойно продолжает перевозку пассажиров. Одни не понимают причин такого поведения, другие пытаются найти, в чем личная выгода для компании. На самом деле объяснение более чем простое, у каждой компании есть свои воздушные машины, которые отличаются моделью и комплектацией. Каждый самолет имеет свой температурный порог и условия эксплуатации. Поэтому все рекомендации четко исполняются, и компания пытается максимально позаботиться о своих пассажирах.

Выявленные неисправности авиалайнера

Самолет достаточно сложный механизм, в работе которого большое значение имеют даже самые незначительные мелочи. Перед взлетом судно проверяют по всем параметрам. Выявление мелких поломок устраняется на месте, естественно, что для этих видов работы тоже необходимо время. Если поломка оказывается более серьезной, самолет снимается с рейса, и ему ищут замену. Такие ситуации случаются редко и входят в список экстренных случаев. Но все равно пассажиры будут доставлены к нужному пункту назначения.

Большинство авиакомпаний очень не любят, когда складываются ситуации подобного рода. Ведь такие задержки всегда оставляют свой след на репутации. В большинстве случаев задержка происходит из-за мелкого ремонта. Узнав о неисправностях самолета, любой пассажир может запаниковать, поэтому администрация предпочитает называть другие причины, по которым происходит задержка рейса.

Позднее прибытие авиалайнера

Это причина наиболее распространенная у администрации аэропортов. Ведь звучит она безобидно и не вызывает особого подозрения у пассажиров. Поэтому очень часто в аэропортах можно услышать именно такое обоснование задержки рейсов. Но настораживает именно то, что в определенных случаях такая причина не является правдой.

Сбой в работе наземных служб

Задержка рейса может возникнуть в период с прилета до вылета. Именно в связи с этим и могут возникать различного рода проблемы. Причин такой задержки неисчислимое количество. В большинстве случаев роль играет человеческий фактор. Это может быть опоздание обслуживающего персонала, продолжительная уборка в салоне самолета или же долгая разгрузка багажного отдела.

В подобных ситуациях задержка рейса не длится слишком долго, максимально это может занять около 30-ти минут. Обычно такое время не вызывает особой паники у пассажиров. Все происходит без нервов, да и причины довольно обоснованы. При возникновении более серьезных ситуаций, когда задержка вылета рейса происходит в связи с нарушением работы наземных служб на протяжении более двух часов, то каждый пассажир вправе требовать возмещение части от стоимости билета.

Права пассажиров

Если рейс задерживается, но при этом пассажиры не услышали объявления с обоснованиями задержки, то первым делом необходимо обратится к работнику за стойкой регистрации. В большинстве случаев четкого ответа на поставленный вопрос пассажир не получает. Чаще всего можно услышать какие-то распространенные причины, которые не должны вызвать лишнего волнения со стороны людей. И это логично, ведь любая компания дорожит своей репутацией.

Действия граждан

Как бы не складывалась ситуация, сознательный пассажир должен внести в своей билет специальную отметку о задержке рейса. Именно эта отметка даст основание требовать скидку или вообще возместить деньги за билет. Именно это право гарантировано каждому пассажиру при длительной задержке рейса.

Отмечаются особые права авиапассажиров при задержке рейса на время от 30 минут до 2-х часов. Администрация аэропорта обязана предоставить бесплатное хранение багажа, а также обеспечить бесплатное пребывание женщин с детьми в специально оборудованной комнате.

Права при задержке рейса от 2-х до 4-х часов гарантируют возможность пассажирам совершить два звонка в любую точку мира. Эти звонки должны быть оплачены авиакомпанией. Также гарантируется бесплатная раздача прохладных или горячих напитков.

Задержка рейса от 4 до 6 часов предусматривает бесплатную раздачу пищи с интервалом 6-8 часов.

Если задержали рейс на более чем 6 часов, то авиакомпания должна предоставить пассажирам место для ночлега. Естественно, это не может быть зал ожидания. Компания обязана оплатить гостиницу и все транспортные расходы.

Компенсация

Как бы там ни было, в любом случае задержка вылета - это вина транспортной компании, даже если причиной стали Каждый пассажир может возместить часть от суммы стоимости билета. Максимальная часть компенсации - это 50%. Но вместе с тем администрация обязана оплатить все денежные затраты пассажира во время ожидания рейса. Это может быть что угодно - оплата билетов на другие виды транспорта, оплата посещений разнообразных развлекательных заведений, оплата счета в ресторане или кафе. Единственным нюансом является то, что пассажир обязан предоставить все чеки, в противном случае возмещение не будет осуществлено.

Особые случаи

Если пассажиры ехали на отдых, и билет при этом включен в общую стоимость путевки, то можно предъявить претензии на оплату пропущенных дней отдыха. Если в течение 20-ти дней заявка не будет подана, в дальнейшем она не подлежит рассмотрению. Иногда перелет предусматривает пересадку, которая совершается одной авиакомпанией. Естественно, пассажир не успеет на предполагаемый второй самолет. Поэтому по прибытию администрация должна позаботиться и разместить пассажира в другой самолет абсолютно бесплатно. Причем, если человек летел эконом-классом, а места есть только в бизнес-классе, то его обязаны посадить в отделение повышенного уровня. Если же ситуация произошла в точности наоборот, то компания обязана оплатить разницу.

Каким образом нужно добиваться компенсации?

В сложившейся ситуации нужно позаботиться о наличии доказательств задержки рейса. У администрации аэропорта необходимо потребовать справку о задержке самолета. Эта бумага должна иметь печати, обоснованные причины. Человек во время ожидания своего рейса может пользоваться любыми услугами. Главное сохранять чеки, на которых будет четко видно время. Можно пойти в ресторан, снять номер в отеле и так далее.

Подобные ситуации решаются очень быстро, ведь ни одному перевозчику не нужно создавать скандалы. скажется на дальнейшей работе, поэтому желательно, чтобы пассажир был доволен.

Бывают и такие компании, которые могут отказаться возмещать денежные средства. В такой ситуации можно смело подавать в суд, приложив к делу все необходимые документы. Добиваться возращения денег через суд - трудоемкий процесс, но в большинстве случаев правда всегда на стороне пострадавшего.

Чтобы не попасть в нужно всегда иметь при себе дополнительные деньги. Ведь в таких непредвиденных ситуациях они могут очень сильно понадобиться.

Действия в случае нарушения прав пассажира

Такая ситуация очень неприятна, но оставить все, как есть, не выход. Необходимо добиться справедливости и возврата потраченных денежных средств. Для начала нужно собрать весь необходимый пакет документов, а именно:

  • Непосредственно авиабилет. На нем должны присутствовать необходимые отметки о задержке рейса.
  • Все чеки и квитанции о затратах, которые были необходимы в связи с задержкой рейса.
  • Четко расписанное письмо, в котором указываются все претензии и требования.

Все собранные документы необходимо вложить в конверт и отправить в главный офис компании.

Если на протяжении 30 суток пассажир не получил ответа от авиакомпании, то можно смело подавать заявление в суд. И уже через некоторое время справедливость будет восстановлена.

Описанные в статье правила и нормы распространяются на все виды рейсов. Даже если происходит задержка чартерного рейса, права пассажиров остаются такими же. Ответственность несет перевозчик в одинаковой степени. Потребитель должен получать качественный сервис в любом случае.

Проблемы авиаперевозки нередко сказываются на качестве отдыха наших туристов. Все чаще можно услышать о вопиющих случаях задержек или отмен авиарейсов, казалось бы, довольно крупных и известных авиакомпаний. Например, наделавшая много шума недавняя проблема, возникшая у туристов с «ВИМ-авиа». Конечно, можно много рассуждать, кто в этом виноват, говоря на пространные темы, но стоит помнить, что в первую очередь от этого страдают живые люди, распланировавшие свой отдых или вынужденные вылететь в другой город или страну, в связи с какими-то семейными обстоятельствами. И эти люди, возможно надеются, что они попадут на другой стыковочный рейс, чтобы продолжить свое дальнейшее путешествие. Но вдруг узнают, что их рейс отменен или задержан, и неважно, какой он – прямой или чартерный. Что же им в таком случае нужно делать, какие шаги предпринять? Как получить компенсацию за испорченный отдых?

Трудно не растеряться в подобной ситуации, тем более если она произошла с вами впервые, либо ваш авиарейс рейс был стыковочным, либо вы были привязаны ко времени вашего прилета. Но стоит помнить, что ваш билет на самолет - не что иное, как договор с данной авиакомпанией, которая обязалась доставить вас, как пассажира, в нужную вам точку планеты и в необходимое вам время, в ином случае, она обязуется позаботиться о своем пассажире, если обстоятельства сложились не по плану.

Каждый пассажир должен знать, что в Гражданском кодексе РФ оговорены случаи, когда авиаперевозчик не несет ответственности при отмене или задержке рейса, это: различные стихийные явления - пожары, снежные заносы, ураганы, наводнения; нелетные погодные условия; внезапные военные действия; полное прекращение, либо режим ограничения грузоперевозки в ряде направлений; в некоторых случаях при забастовке персонала авиакомпании или аэропорта, при наличии неисправностей, несущих угрозу жизни и здоровью авиапассажиров. Во всех остальных случаях вина лежит на авиакомпании, нарушившей свои обязательства по договору.

Сначала рассмотрим подробно, что бывает при отмене прямого или чартерного рейса авиакомпанией.

- Рейс могут отменить за несколько дней до вылета самолета в пункт назначения.

В таком случае авиакомпания традиционно предлагает пассажирам несколько путей решения проблемы отмены вылета: альтернативу перелету по другому маршруту этого же авиаперевозчика или авиарейс иной компании, но пункт назначения остается прежним.

Пассажир имеет право требовать полного возврата стоимости его авиабилета. Например, если вами был куплен один авиабилет на рейс с пересадками, то вам обязаны вернуть сумму за весь маршрут. Если пассажир купил два билета, к примеру, Москва-Барселона и отдельно Барселона-Валенсия, а первый рейс до Барселоны был отменен, то вам вернут лишь сумму, потраченную на авиабилет от Москвы до Барселоны, а билет из Барселоны до Валенсии вам будет нужно сдавать в обычном тарифном режиме. Если отмена авиарейса затронула вторую часть авиапутешествия – Барселона-Валенсия, а альтернативных вариантов вам предоставлено не было, но поездка утратила свой смысл, то авиаперевозчик обязан по закону, не просто осуществить возврат денег за авиабилет в Валенсию, но и бесплатно доставить вас назад в Москву. Относительно возврата стоимости за билеты туда и назад, вам удастся осуществить возврат их полной стоимости, если рейс отменен и если вы приобрели их не отдельно, а в виде «round trip», то есть два билета на едином бланке.

- Рейс могут отменить или задержать, когда турист уже находится в аэропорту.

Авиакомпания обязана дать вам четкую информацию о причине и времени, на которое рейс был задержан. Вы имеете право требовать данную информацию у сотрудника вашей авиакомпании, а он обязан предложить туристам варианты их дальнейших действий. Зачастую сотрудник авиакомпании вносит предложение переправить туристов в точку назначения другим авиабортом или авиарейсом иного перевозчика. И при условии вины авиаперевозчика, данный перелет будет для туриста бесплатным.

Не все пассажиры, понесшие моральные и материальные проблемы из-за отмены или задержки авиарейсов, знают о своих правах на получение компенсации. Данная компенсация разнится, в зависимости от сроков переноса и отмены рейса, а также расстояния до нужной точки. При вине авиакомпании, она по закону обязана отдать пассажиру три процента от стоимости его авиабилета за каждый час, проведенный им в ожидании, как компенсацию за задержку рейса. Это оговорено в статье 28 пункте 5 Закона «О защите прав потребителя». Кроме того, отдать в виде штрафа двадцать пять процентов минимального размера оплаты труда за каждый час в ожидании, но эта сумма не может превышать половину цены авиабилета. Другие дополнительные компенсации несостоявшимся пассажирам при отмене авиарейсов не выдаются, но каждый турист имеет право на то, что ему вернут назад сумму за билеты, либо обменяют их на похожий авиарейс.

Права туриста-пассажира при задержке авиарейса больше двух часов:

Совершение двух телефонных звонков или отправления двух электронных сообщений; - вам обязаны предоставить бесплатные напитки; - если с вами находятся дети, младше семи лет, то вам должны предоставить бесплатный доступ в комнату матери и ребенка.

Права туриста при задержке рейса больше четырех часов:

Пассажира должны бесплатно покормить горячим питанием, причем кормить через каждые шесть часов – днем и через восемь часов - ночью.

Права туристов-пассажиров при переносе авиарейса больше чем на восемь часов в дневное время и больше шести часов в ночное:

Авиакомпания должна привезти и заселить вас в отель за свой счет, причем обеспечить вам бесплатный трансфер туда и назад. Согласно законодательства, туриста не имеют права заселять в один номер с посторонними ему людьми. Если пассажиру не понравился предоставленный номер или предложенный отель, то он может найти себе подходящий вариант, а авиакомпания должна оплатить сумму, которая будет равна по цене предложенному ей первоначальному варианту размещения. Турист может доплатить ценовую разницу за выбранный им более дорогой номер или оплатить свое проживание в полном объеме, но рекомендуем вам в этом случае сохранить чек об оплате, чтобы, таким образом вернуть часть потраченных денег при наличии объективных причин отказа от проживания по варианту, предложенному авиаперевозчиком. Но, стоит знать, что при отказе от номера, предложенного авиакомпанией, вы теряете право на бесплатный трансфер туда и обратно, зато ваш багаж авиаперевозчик обязан хранить за свой счет.

Куда жаловаться туристам-пассажирам, чтобы получить компенсацию за отмененный или задержанный авиарейс?

Если была отмена или задержка внутреннего прямого или чартерного авиарейса российской компании, то претензии рассматриваются согласно законодательства РФ. Также рассматриваются в России и жалобы пассажиров на иностранные авиакомпании, которые не выполнили своих обязательств перед ними на территории РФ. А вот, когда авиакомпанией откладывается или отменяется рейс за границей, то судебные тяжбы ведутся в той стране и по тем законам, где это произошло, и тут не будет играть роли место, где зарегистрирован авиаперевозчик.

Претензии подаются пассажиром лично в аэропорту его вылета или по прилету на место. Когда в аэропорту отсутствует представительство вашей авиакомпании, нет на месте ее сотрудников, то претензия подается через сайт авиакомпании. Хотя зачастую электронные письма могут игнорировать, лучше отправлять свою претензию заказным письмом в адрес авиакомпании, причем сделайте подробную опись вложенных документов и сохраняйте копию своего заявления, подтверждения об отправке, так как это может быть использовано в судебном разбирательстве, если авиаперевозчик вас проигнорирует или откажет в компенсации. По нашему российскому законодательству пассажир имеет право предъявить свои претензии к авиаперевозчику на протяжении полугода со дня отмены, задержки авиарейса.

Хочется затронуть еще один немаловажный для туристов момент, очень злободневный для московских аэропортов. Очень часто пассажиров доставляют в аэропорт, отличный от указанного в его билете. В таком случае авиакомпания обязана доставить туриста-пассажира в необходимую ему точку назначения на бесплатном транспорте. И данное правило действует на территории всех аэропортов РФ.

Сутки, двенадцать и "счастье", если 5-6 часов . Пропавший оплаченный день отдыха, муки ожидания в аэропорту, плачущие дети, нервы. Такую картину в этом сезоне можно было наблюдать чуть ли не каждый день в аэропортах России и зарубежных курортных стран. Что это: кризис чартеров или жадность авиаперевозчиков?

Новости о существенных задержках чартерных рейсов на зарубежные (впрочем, и на некоторые российские) курорты приходили с начала сезона 2017 года практически каждую неделю. Так, например, 15 сентября сообщалось, что пассажиры в аэропорту.

По статистике Росавиации в августе 2017 года (на сентябрь пока данных нет) лидируют с задержками при чартерных вылетах из аэропортов России более чем на два часа авиакомпании "ИРАЭРО" (24 %), "Ред Вингс" (21,2%), "Вим-Авиа" (12,3%) и "Якутия" (12%).

По большей части задержки чартеров на теплые зарубежные моря происходили и происходят не из-за погодных условий, а из-за технических неисправностей лайнеров, которые приходится чинить чуть ли не "на лету". Поскольку резервных бортов у авиакомпаний либо нет, либо они попросту жадничают отправлять их.

Дешевле заплатить штраф за задержку рейса, который составляет для компании просто "каплю в капле моря". Так, например, 20 августа РИА Новости сообщает, что суд оштрафовал "АЗУР эйр" после задержки еще в мае двух рейсов (Воронеж-Ираклион и Омск-Анталья-Омск).

В прокуратуре отметили, что вопреки требованиям закона авиакомпания не предоставила для перевозки пассажиров резервные воздушные суда.

Сумма штрафа, который должна заплатить авиакомпания, составляет... 200 тысяч рублей. За задержку двух рейсов на зарубежные курорты. За мучения сотен пассажиров. За их испорченный отдых.

Немало нервов потрепала в этом сезоне (и особенно в первой половине сентября) туристам и . В частности, ее рейсы из Москвы на Корфу и обратно отправлялись с задержками от 6 часов и более.

Можно только представить, что почувствовали пассажиры рейса этой авиакомпании, направлявшегося 6 сентября из Внукова в Киркиру (Корфу), когда им уже объявили о подготовке к взлету. Пассажиры пристегнули ремни, просмотрели "мультик" о безопасности, но вдруг их попросили выйти из самолета из-за возникших технических неисправностей.

В итоге измученные пассажиры, которым пришлось дважды пересекать границу России (проходить паспортный контроль в аэропорту), потеряв день отдыха, вылетели на Корфу с семичасовой задержкой и мыслью: долетит ли этот самолет в принципе?

Поскольку, как сообщили пассажирам, причина была в отказе тормозной системы. Узнав об этом, некоторые пассажиры хотели и вовсе отказаться от полета, но все же рискнули.

Уже на Корфу туристы, прибывшие туда авиакомпанией "Якутия", делились друг с другом информацией, и выяснялось: всем в разные дни сентября пришлось просидеть в аэропорту от шести и более часов.

Аналогичная ситуация наблюдалась и с обратным вылетом. Например, рейс из Киркиры во Внуково от 13 сентября вылетел с 9-часовым опозданием.

Одно утешало: некоторые туркомпании, зная о существующих проблемах, не вывозили туристов из отелей до тех пор, пока борт не вылетел из Москвы, и им не приходилось сидеть в аэропорту.

Все хороши

Правда, эта система дала сбой при вылете 16 сентября все той же авиакомпанией "Якутия". Борт прилетел в Киркиру на удивление вовремя, туркомпания вывезла туристов в аэропорт, но когда они, пройдя паспортный контроль, оказались в "свободной зоне", информация о рейсе попросту пропала с табло.

Пару часов пассажиры "Якутии" не могли добиться ни того, чтобы к ним вышел представитель авиакомпании и объяснил ситуацию, ни добиться объяснений от своих туркомпаний.

Так, например, представитель "Тез тура", которая отвезла туристов в аэропорт, ответила по телефону, что она уже везет других туристов из аэропорта, и "застрявшим" в накопителе ничем помочь не может.

Что же касается центрального офиса туроператора, то звонить по этому номеру - только тратить нервы и деньги.

Поскольку приходится выслушивать, находясь в международном роуминге, бодрый механический голос, который в течение нескольких минут вещает: "Ваш звонок очень важен для нас! Спасибо, что выбрали нашу компанию! Если вам надо соединиться…" (далее следуют перечисления цифр от нуля до 9), и когда оператор, наконец, отвечает, то остаются только нецензурные выражения.

Многострадальных пассажиров "Якутии", после почти трех часов неведения в "свободной зоне" аэропорта Киркиры, все-таки пригласили на посадку. Возмущенные люди пытались выяснить, в чем была причина на сей раз? И тут выяснилось, что "все хороши".

В данном случае, по информации анонимного источника, которую впоследствии косвенно подтвердили Вестям.Ru в туротрасли, причиной задержки борта стала неоплата услуг аэропорта принимающей на Корфу туркомпанией.

Как выяснилось позднее, задолженность перед аэропортом Киркиры образовалась у , которой еще в августе занялись правоохранительные органы России.

И трудно представить, что работавшие с ней крупнейшие российские туроператоры не знали о существующей задолженности перед аэропортом Корфу.

В комментарии Вестям.Ru источник, знакомый с ситуацией, на условиях анонимности рассказал, что задолженность эта была давней, греки ждали оплаты, но именно 16 сентября их терпение лопнуло, и они арестовали российское воздушное судно.

И только после того, как это произошло и начались гневные звонки туристов в офисы, работающие на Корфу туркомпании "скинулись" и быстро оплатили задолженность обанкротившейся Ted Travel.

Источник также сообщил, что аналогичная ситуация не исключена вскоре и в Анталье, просто турки пока ждут оплаты за услуги аэропорта. Но однажды и у них, как у греков, терпение может лопнуть, и до получения оплаты турки возьмут "в заложники" какой-нибудь российский борт, а туристы будут вынуждены "куковать" в аэропорту.

Впрочем, официального подтверждения этой информации у Вестей.Ru нет. Да ее никто по доброй воле и не даст. Так что узнать, соответствует ли она действительности, можно будет только когда из аэропорта Антальи донесутся крики о помощи застрявших пассажиров.

"Пилот устал и идет спать"

В самом начале сентября "ославилась" и авиакомпания "Россия". Ее рейс из Ларнаки (Кипр) в Москву задержали на 16 часов. Причем, несколько часов люди были вынуждены провести в душном салоне. Многим стало плохо.

Оказалось, по техническим причинам пилот не смог завести двигатели, а потом, как объяснили пассажирам, он "устал и пошел спать".

Можно представить, какие чувства испытывали туристы, которым пришлось сидеть все время отдыха экипажа в аэропорту. Разумеется, резервный борт за ними не высылали.

Источник в авиационных кругах пояснил Вестям.Ru, что такая практика не просто нормальна, а определена законодательством. Пилот и экипаж не имеют право превышать определенное количество часов, проведенных в рейсе. Поэтому если что-то пошло не так, и экипаж не успевает в срок долететь до родной гавани, то его отправляют в гостиницу на отдых на 10 часов.

Еще пара часов задержки, и экипаж авиакомпании "Якутия" тоже пошел бы спать на 10 часов. При этом пассажиры (многие - с маленькими детьми) были бы вынуждены спать на полу или на лавках в "свободной зоне" аэропорта.

Потому что у многих Шенгенские визы — исключительно на срок поездки, и пересечь границу ЕС вновь они не смогли бы даже при наличии доброй воли туроператора отвезти их обратно в гостиницу.

Разумеется, как и в прочих случаях, мечтать о том, что из Москвы за туристами выслали бы резервный борт, не приходилось. Потому что его у авиакомпании на данные цели просто не предусмотрено: летает на Корфу один и тот же самолет, который, если выходит из строя, и сбивает весь график полетов.

Собеседник Вестей.Ru говорит, что авиакомпании, которые "просели" со своим то и дело ломающимся единственным (на данном направлении) бортом могли бы решить вопрос в пользу туристов. Например, отправив все-таки за ними резервный борт (если "пилот устал и пошел спать"). Или же поделившись на время своими чартерами с другими авиакомпаниями, у которых таких проблем нет.

Однако и тот, и другой вариант означали бы потерю авиакомпаниями значительных средств: либо пришлось бы делиться с конкурентами, либо тратиться на дополнительный рейс.

В такой ситуации, как показывает практика, авиакомпании делают выбор в пользу своей выгоды. А пассажиры? А пассажиры ничего, подождут.

АТОР: это не кризис, а бардак

Исполнительный директор АТОР Майя Ломидзе, комментируя Вестям.Ru ситуацию в сфере туризма в целом и с авиаперевозками в частности, отметила, что решить ее можно только одним образом: должна быть ответственность и туроператоров, и авиаперевозчиков, с которыми они заключают договоры на перевозку туристов.

Однако этой ответственности у авиаперевозчиков действительно на данный момент нет. Они набирают чартерные программы, при этом должного контроля за ними нет и со стороны Росавиации. В частности, это касается резервных бортов, которые должны иметься в распоряжении авиакомпании, а по факту они отсутствуют.

В результате возникают ситуации, заложниками которых становятся тысячи туристов, которые вынуждены сидеть в аэропортах и ждать рейсов, отложенных из-за технических неполадок лайнеров по 10, а иногда и более часов.

Кроме того, по мнению Ломидзе, в данном случае должны быть законодательно введены существенные штрафы за задержки.

Возможно, по цене стоимости рейса, а не те суммы, которые для авиакомпаний являются каплей в море, так что даже при наличии резервного борта им проще оплатить мизерную сумму за задержку, чем высылать за застрявшими туристами резервный борт (разумеется, если таковой имеется).

При этом именно со стороны государственных органов должен быть контроль за тем, сможет ли та или иная компания обслужить в течение туристического сезона заявленные чартерные рейсы, а не верить им на слово.

И если, говорит Ломидзе, по факту проверки государственного контролирующего органа выясняется, что авиакомпания реально может работать только на двух, а не 30 туристических направлениях (как она заявляет), то информация об этом должна быть доведена до туроператоров, которые собираются заключать с ней договор на перевозку туристов.

Причем, решать данные вопросы надо за несколько месяцев до начала сезона (максимум в марте), а не по факту, когда застрявшие в аэропортах туристы начинают бить тревогу через соцсети и СМИ.

Что же касается непосредственно туроператоров, то на этом рынке обвал начался с 2014 года. Это вопрос конкуренции, когда и "вымирают" слабейшие, отмечает Майя Ломидзе.

Хотя, несмотря на существующее законодательство и необходимость регистрироваться в Едином реестре туроператоров, появляются и турфирмы, финансовые возможности которых из-за непрозрачности взаиморасчетов точно проверить невозможно. И в таких ситуациях возникает "пирамида", результатом которой раньше или позже становятся ситуации с непроплаченными гостиницами или услугами зарубежных аэропортов (как было в случае на Корфу 16 сентября с обанкротившейся Ted Travel).

Решением вопроса, считает руководитель АТОР, мог бы стать опыт европейских стран, где существует строгий контроль, предусмотрены жесткие меры к нарушителям прав туристов, в том числе и огромные штрафы.

При этом единого органа, который одновременно мог бы курировать и авиаперевозчиков, и туроператоров не может быть. Но для того, чтобы системно решить существующую проблему, необходима Межведомственная комиссия с привлечением и сотрудников Росавиации, и Ростуризма, и общественных организаций, объединяющих туроператоров, и фискальных органов, которые системно занимались бы проверками как авиакомпаний, так и реальных финансовых дел в той или иной туркомпании.

При этом, считает Майя Ломидзе, системного кризиса в туротрасли нет, но есть бардак в целом: отсутствие контроля и как следствие - проблемы для людей, которым таким образом портят, а иногда и вовсе срывают заслуженный отдых.

Они будут сопротивляться

20 сентября в Росавиации должно состояться совещание , на котором санкции за задержку чартеров обсудят с авиакомпаниями и туроператорами. Эксперт АТОР говорит, что туроператоры готовы информировать о том, какое количество программ они заказывают перевозчикам.

При этом Росавиация должна иметь возможность проверить, сможет этот перевозчик выполнить все эти программы, или нет. "Если он заявляет, что может, а потом срывает программы, то он должен за это отвечать", — отмечает эксперт.

В Минтрансе , которые направлены на повышение ответственности чартерных авиаперевозчиков — вплоть до запрета совершать рейсы за границу.

Кроме того, предлагается проводить анализ графика оборота воздушных судов на предмет его соответствия парку перевозчиков с учетом провозных емкостей, а также проверять наличие необходимого количества летно-технического персонала у авиакомпании.

Эксперты в туротрасли рассказали, что, узнав об этом, авиакомпании уже выразили свое неудовольствие подобными возможными жесткими санкциями. Однако если их не принять, подобные ситуации с чудовищными задержками то и дело ломающихся бортов чартерных рейсов продолжатся и в следующем туристическом сезоне.

Невозможно предусмотреть все на свете. Можно купить самые выгодные билеты на самолет, но при этом не улететь, так как уже в зале прилета выясняется – рейс задержан. Неприятность эта почти всегда сопряжена для путешественника с целой лавиной сопутствующих проблем, начиная от того, где и на какие деньги поесть во время длительного ожидания, и заканчивая тем, как все-таки попасть в нужную точку прилета, так как там заказан отель, происходит важное мероприятие, должна произойти пересадка на другой авиарейс и т.д.

И поскольку способностями ясновидящих из нас мало кто обладает, будет полезно на досуге узнать, что делать если задержали рейс, так как паника и гнев в такой ситуации – наихудшие советчики. Прежде всего, порядок действий зависит от того, на какое именно время произошла задержка..

Что делать пассажиру, если задержали рейс на самолет?

Даже в том случае, если время ожидания рейса невелико, скажем, 1 час или немногим более, не следует пускать дело на самотек. Нужно сразу после объявления отправиться к стойке информации и потребовать от сотрудника дать разъяснение. Ответа при таких задержках обычно нет, но главная цель такого похода в том, чтобы поставить отметку на билетах о задержке. Это послужит в дальнейшем при любых разбирательствах неоспоримым доказательством.

Время задержки и ее причины могут быть любыми, но каждый пассажир должен знать, что делать если задержали рейс на самолет. В этот список входит:

  1. Предоставление места в комнате матери и ребенка пассажиркам с детьми младше 7 лет.
  2. Прием на хранение багажа до момента вылета.

Освободив руки от чемоданов и разместившись с детьми в комфортных условиях ожидать отложенный рейс несравнимо удобнее. Дальнейшие услуги перевозчик предоставляет в зависимости от времени задержки.

Если рейс задерживают на 2 часа и более пассажир вправе требовать:

  1. Возможности совершить 2 бесплатных телефонных звонка в любую точку мира, а также отправить бесплатно 2 сообщения через сеть Интернет.
  2. Напитки (вода, чай, кофе, соки) в требуемом количестве.

Если рейс задержали на 4 часа и более, то в перечень требований можно смело включать:

  1. Горячее питание сразу, а далее через каждые 6 часов днем и 8 часов – ночью.

Если задержали рейс на 6 часов или более, все пассажиры рейса перевозчиком должны быть обеспечены:

  1. Местом в гостинице до самого момента вылета. Гостиничный номер предоставляется всем пассажирам рейса днем после задержки более 8 часов, а ночью после задержки более 6 часов. Не имеет значения, сколько раз в аэропорту продлевали объявления о задержке, отсчет ведется от времени на билетах.
  2. Транспортировкой от здания аэропорта до отеля транспортом аэропорта.

Все перечисленные услуги пассажир вправе получить абсолютно бесплатно. При этом любые оправдания не имеют значения, так как правила обязывают перевозчика заботиться о клиентах при любых обстоятельствах. В случаях, когда рейс задержан по вине авиакомпании, тогда номером в гостинице и горячим обедом она уже не отделается. Всем пассажирам рейса дополнительно причитается:

  1. 3% от цены билета, помноженные на число часов задержки вылета (п. 5 ст. 28 Закона РФ «О защите прав потребителя»).
  2. 0,25% от минимального размера оплаты труда по числу часов задержки вылета.

Суммарно за счет компенсации пассажир сможет вернуть до половины от стоимости авиабилета (ст. 120 «Воздушного кодекса РФ»). Разумеется, если вылет так и не состоялся, то пассажир получит обратно стоимость билетов, помимо причитающихся компенсаций. Все перечисленные суммы компенсаций действуют в России, но в странах ЕС они значительно выше. Пропорционально времени перелета и расстоянию пассажир, получивший уведомление от авиакомпании об отмене рейса менее, чем за 14 дней до даты вылета, может получить компенсацию до 600 евро.

Важно: не стоит слишком долго ждать, если задержали рейс самолета, пока перевозчик оплатит гостиницу или горячий обед. Оплачивайте все самостоятельно, но сохраняйте все платежные документы: чеки, квитанции, так как позднее деньги будут возвращены, но, правда, уже через суд.

Также не стоит волноваться из-за пересадок. Если в месте посадки вы должны были пересесть на другой самолет, то перевозчик обязан предоставить место в самолете на другой рейс с тем же пунктом прибытия. Доплачивать за новый билет не придется ни копейки, даже если вас разместят в бизнес-классе вместо эконома. А вот если изначально билет был куплен в бизнес-класс, а новый предлагается только в экономе, то требовать свои деньги обратно нужно обязательно!

Как получить деньги с перевозчика, если задержали рейс самолета?

Чтобы получить все потраченное обратно, нужно написать от своего лица заявление в авиакомпанию, и попросить возместить все затраты, а также выплатить причитающуюся компенсацию за задержку вылета. К этому заявлению приложите:

  • чеки на оплату отеля и питания;
  • справку со стойки информации аэропорта о задержке рейса;
  • авиабилет.

Эту претензию не обязательно срочно нести куда-то, ее вполне можно отправить на юридический адрес перевозчика по почте, но не позднее, чем спустя 6 месяцев от даты задержанного вылета. Обычно вполне достаточно такой претензии, чтобы получить деньги обратно на указанный в письме свой счет в банке. Если же ответа так и не последовало, можно смело обращаться в суд, ведь закон на вашей стороне!

Если же вы должны были лететь по турпутевке, частью стоимости которой являлись авиабилеты, то с туроператора можно дополнительно стребовать возврат денег за те оплаченные дни, что вы провели в ожидании вылета. Эту претензию нужно поторопиться подать в офис туроператора в срок до 20 дней с даты, когда оканчивается действие подписанного договора об оказании услуг.

Куда жаловаться?

Для пассажира имеет значение, с авиакомпанией какой страны он имеет дело. Отмены и задержки внутренних рейсов российских авиакомпаний рассматриваются по российскому законодательству. Точно также рассматриваются жалобы пассажиров на иностранных перевозчиков, нарушивших свои обязательства перед российскими путешественниками. Стоит отметить, что отправляясь в путешествие, нужно не только купить билеты на самолет, но и .

Рассказать друзьям:

Задержали рейс в Турцию, мы потеряли из-за этой задержки два дня отдыха. Если два дня из семи мы провели дома (в аэропорту) , а не на курорте, можем ли требовать компенсацию, у туроператора, ведь перелеты также входят в стоимость турпутевки. Что мы должны оформить в аэропорту и каковы наши дальнейшие действия?

Ситуации, когда и чартерные, и регулярные рейсы на популярных туристических направлениях вылетают с опозданием, - совсем не редкость. Надеюсь, что мой ответ пригодится не только тем, кто покупает полный турпакет, куда уже входит стоимость перелета, но и тем, кто самостоятельно бронирует авиабилеты.

В соответствии со ст. 9 ФЗ «Об основах туристской деятельности» туроператор несет ответственность за действия поставщиков, которые оказывают услуги, входящие в туристский продукт. Вместе с тем, в соответствии с этой же статьей, туроператор не несет ответственности за действия поставщиков услуг, если есть специальные правовые акты, прямо предусматривающие их ответственность. В данном случае такие акты есть, это Воздушный кодекс и Федеральные авиационные правила, где предусмотрено, что в случае задержки рейса ответственность за весь имущественный и моральный вред, причиненный пассажиру, несет авиаперевозчик.

Если Вы бронировали и покупали авиабилеты самостоятельно необходимо будет доказать, что Ваши права были ущемлены. Для этого необходимо сформировать пакет документов:
авиабилет с отметкой о задержке рейса (или его отмене);
справку с указанием причины задержки вылета;
документальное подтверждение всех самостоятельных затрат: чеки, счета и т. д.;
билет, который пришлось покупать из-за опоздания на запланированный стыковочный рейс.

После чего в письменном виде предъявить авиакомпании претензию, приложив к ней копии документов, подтверждающих право на компенсацию. Если обращение было проигнорировано или виновники отказались компенсировать расходы, можно подавать на них в суд.
А кто же ответит перед туристом, если, например, из-за позднего вылета он фактически потерял целый день оплаченного отдыха или как мы видим из письма целых два?

Согласно закону «Об основах туристской деятельности в РФ» сроки тура - неотъемлемая часть договора. И любое изменение дат поездки должно быть обязательно согласовано с туристом. Так что можно отправлять туроператору претензию - скорее всего, она будет удовлетворена. Но и здесь есть свои нюансы. Время нахождения в путешествии согласовывается датами, а не часами. И если турист прибывает на место отдыха не утром, как рассчитывал, а вечером - потеряв световую часть дня, но все же в ту дату, которая указана в договоре, - получить компенсацию не удастся.

Турист, покупая турпродукт со включенным авиаперелетом, оформляет сделку рядом документов. Одним из этих документов является договор между ним и авиаперевозчиком (билет), которым и регламентируются все аспекты оказания услуги по авиаперевозке. В нем сказано, что ответственность за любую задержку рейсов несет авиакомпания. Такое же положение прописано и в регламентирующем документе по задержкам рейсов - Федеральных авиационных правилах, утвержденных приказом Минтранса РФ от 28.06.2007 № 82.
Однако существует Постановление пленума верховного суда РФ от 28 июня 2012 года «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», которое разъяснило ответственность перевозчика и оператора за предоставляемые ими услуги:
п. 50 Применяя законодательство о защите прав потребителей к отношениям, связанным с оказанием туристских услуг, судам надлежит учитывать, что ответственность перед туристом и (или) иным заказчиком за качество исполнения обязательств по договору о реализации туристского продукта, заключенному турагентом как от имени оператора, так и от своего имени, несет туроператор (в том числе за неоказание или ненадлежащее оказание туристам услуг, входящих в туристский продукт, независимо от того, кем должны были оказываться или оказывались эти услуги), если федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации не установлено, что ответственность перед туристами несет третье лицо (статья 9 Федерального закона от 24 ноября 1996 года № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности»).

В связи с этим обратить внимание судов на то, что, например, по делам и спорам, возникающим в связи с осуществлением чартерных воздушных перевозок пассажиров в рамках исполнения договора о реализации туристского продукта, надлежащим ответчиков и исполнителем договора перевозки с потребителем, признается туроператор, который в соответствии с пунктом 2 статьи 638 ГК РФ вправе без согласия арендодателя по договору аренды (фрахтования на время) транспортного средства от своего имени заключать с третьими лицами договоры перевозки.

Таким образом новое постановление фактически разделило ответственность между перевозчиком и туроператором за разные виды перевозки. За регулярную перевозку ответственен перевозчик, как это предусмотрено Воздушным и Гражданским кодексами. А вот чартерная находится в ведении туроператора и предъявлять претензии
теперь надо будет к нему, как сказано во втором абзаце [п.50 Постановления], ну а документы, которые необходимо представить туроператору, останутся те же, что и при самостоятельном бронировании.
В связи с этим возникает вопрос: а кто тогда будет нести ответственность за обеспечение надлежащих условий пассажирам во время ожидания вылета задержанного рейса? Так вот напомним, что обязанность предоставлять размещение и горячее питание пассажирам лежит на авиаперевозчике согласно Федеральным авиационным правилам, и ее с него никто не снимал и вряд ли снимет. Эту функцию перевозчик по-прежнему выполняет, а отвечать перед туристом будет оператор, поскольку чартерная перевозка входит в состав турпродукта.

Так что не бойтесь и требуйте деньги за свой испорченный отпуск, ведь вы его целый год зарабатывали.