Кафедральный собор в дареме великобритания. Замок и кафедральный собор Дарема: Крепость духа

Расположенный у реки Уир на севере Англии, Даремский кафедральный собор является архитектурным шедевром, занесенным в 1986 году в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Установленный на вершине крутого, нависающего над городом лесистого полуострова, собор на протяжении столетий помогал местным жителям защищать Дарем от врагов.

Расположенный рядом с собором Даремский замок на протяжении столетий развивался из старинной крепости, а в настоящее время стал частью Даремского университета. В XII веке полуостров был укреплен защитными стенами, часть которых дошла до наших дней. Дарем был не только укрепленным пунктом, по и местом паломничества.

Даремский кафедральный собор обязан своим существованием Св. Катберту, который умер в 687 году и был вначале похоронен на острове Линдисфарн на побережье Нортумберленда. Чтобы защитить его останки от набегов викингов, монахи переносили их с места на место и, наконец, доставили в 995 году в Дарем, город, куда затем была переведена и кафедра епископа.

В 998 году монахи построили каменную «белую церковь» для мощей святого, ныне не существующую. В 1022 году церковь обрела мощи Беды Достопочтенного, умершего в 735 году и захороненного в Ярроу. Обретение мощей этих двух святых стало побудительным мотивом для возведения в Дареме кафедрального собора для паломников.

Вслед за завоеванием Англии норманнами в 1066 году было реформировано духовенство Дарема. Теперь город стал важным центром христианской церкви в Северной Англии. Сооружение кафедрального собора началось в 1093 году и было завершено в 1133 году. Этот собор стал вершиной средневековой архитектуры и одновременно засвидетельствовал начало перехода от романского стиля к готике.

Поскольку собор был сооружен в короткие сроки, всего за 40 лет, его архитектура однородна. А вот расположенный неподалеку замок перестраивался на протяжении 900 лет. Замок был сооружен по распоряжению Вильгельма Завоевателя (правил 1066-1087).
Современный вид замка сохранил черты первоначального, норманнского облика. Он построен по типичному для норманнской архитектуры образцу, с крутым земляным валим, на вершине которого размещены защитные сооружения на востоке, и большим внутренним двориком вокруг вала, защищенным внешней стеной, на западе. Уолткоф, граф Нортумберленд, начал сооружение замка в 1072 году по распоряжению самого Вильгельма Завоевателя. После этого Вильгельм передал управление замком в руки епископа Уолчера Лоренского. При последующих епископах Дарема замок продолжали перестраивать на протяжении 750 лет.

Замок нес двойную функцию. Он защищал Дарем от постоянных нападений шотландцев с севера и одновременно служил административным центром и официальной резиденцией епископов. После XVII века замок утратил свое значение как крепость и стал служить только епископской резиденцией. В XIX веке замок стал частью университета.

Архитектура замка отражает многочисленные, проводившиеся в течение столетии изменения и дополнения. В северном крыле сохранились фрагменты романского периода. Старейшей доступной для посещений частью замка является Норманнская часовня, построенная в саксонском стиле в 1078 году.

В отличие от других европейских соборов Даремский кафедральный собор и сегодня выглядит почти так же, как после завершения строительства в 1133 году. При сооружении был применен ряд важных технических новшеств, оказавших огромное влияние на готическую архитектуру во всей Европе.

Собор был построен в романском стиле, который преобладал во всей Западной Европе между 1050 и 1200 годами. Как следует из его названия, романский стиль сложился под влиянием римской архитектуры и вобрал в себя такие ее черты, как закругленные арки, крупные колонны, маленькие окна и простые резные украшения.

Собор был спланирован епископом Керилефом. Построенный из песчаника, он состоит из большого нефа с боковыми, расходящимися в виде восьми лучей, крыльями и ребристым сводом. Структура ребристого свода позволила изогнуть его большие участки, и этот образец способствовал развитию готического стиля, в котором подобные ребра помогают подчеркнуть устремленное вверх внутреннее пространство храма. Высота свода составляет около трех этажей, однако его пропорции были необычными для того времени, поскольку главная аркада практически равна по высоте галерее и верхнему ряду окон, освещающих хоры. Эта особенность привлекает внимание посетителей к аркадам и помогает создать иллюзию большого пространства.

В дополнение к новаторскому дизайну ребристого свода, в конструкции собора имеются и другие нововведения. Накрытая черной мраморной плитой могила Беды Достопочтенного находится в Галилейской капелле, сооруженной у западного конца собора между 1170 и 1175 годами. На восточном конце собора находится капелла Девяти алтарей — большая, плоская выступающая апсида, сооруженная в XIII веке, которая освобождает пространство для прохода паломников к мощам святого Катберта. Трансепта на восточном конце нет больше ни в одной английской церкви за исключением Фонтенского аббатства в Йоркшире.

Световой купол в центре был восстановлен в XV веке после того, как его разрушило бурей. Его положение необычно и дополняет две западных башни. Большое окно в северной стене с двойной ажурной решеткой считается лучшим образцом храмовой готики.

Даремский собор Христа, Девы Марии и св. Катберта (Durham Cathedral) — первый в Великобритании памятник, внесённый (наряду с соседним Даремским замком) в число объектов Всемирного наследия.


Даремский кафедральный собор был построен в конце XI - начале XII вв. для захоронения останков Св. Катберта (крестителя Нортумбрии) и преподобного Беды.


Собор свидетельствует о большом значении раннего монастырского сообщества бенедиктинцев и является крупнейшим и прекраснейшим образцом архитектуры Северной Англии.


Новаторская смелость, проявленная создателями при возведении его сводов, явилась предвестницей готической архитектуры.


Собор в Дареме близ границы с Шотландией был заложен в 1093 г. по решению первого даремского епископа, Вильгельма де Сен-Кале.


Его расположение на вершине утёса и мощные стены были призваны выполнять не столько эстетическую, сколько оборонительную функцию.


Строительство закончил преемник Вильгельма, епископ Ранульф Фламбард.


После освящения собора в него перенесли главные святыни Дарема — мощи Кутберта Линдисфарнского и Освальда Нортумбрийского.


В XII в. к храму была пристроена готическая капелла Девы Марии, в которой помещены мощи хрониста Беды Достопочтенного и кардинала Томаса Лэнгли (1363—1437).


Во время Английской реформации пышные гробницы святых были уничтожены, а бенедиктинские монахи распущены по домам.


Оливер Кромвель заточил в соборе взятых в плен при Данбаре шотландцев, многие из числа которых погребены тут же, в братской могиле.


Недалеко от собора находится древняя норманнская крепость, которая была резиденцией князей-епископов Дарема.


В отличие от собора Даремский замок не один раз менял свой внешний облик. Он перестраивался на протяжении 900 лет. Изначально предназначенный для обороны города, со временем стал резиденцией норманнских епископов, пока в 1837 году не был передан университету. И каждый епископ, находясь у власти и желая продемонстрировать свое величие и силу, вносил в архитектуру сооружения дополнения и изменения. В итоге здесь смешались самые различные архитектурные стили, а норманнские корни сохранились лишь в фундаменте и плане.


И, несмотря на то, что собор, замок и окружающие их постройки несколько разнятся, все вместе они представляют собой единый комплекс, завораживающий красотой и грандиозностью.


Любопытный факт:

С раннего периода христианства святой Катберт был одним из самых уважаемых христианских миссионеров, обращавших людей в свою веру, и был канонизирован как святой. В детстве он был пастухом, но после явившегося ему видения поступил в кельтский монастырь, где прославился набожностью и ученостью. Поначалу сопротивлявшийся римской традиции монашества, святой Катберт принял римско-католическое учение, когда был назначен настоятелем монастыря в Линдисфарне.


Святой Катберт вынужденно принял предложенный ему в 685 году пост епископа Линдисфарнского и с достоинством исполнял свои обязанности. Спустя два года он оставил этот пост и вскоре умер. Тело святого, согласно его последней воле, было погребено в Линдисфарне и оставалось там до тех пор, пока мощи не были перенесли в Даремский кафедральный собор.




Резиденция князей-епископов крепость Дарем



Для тех, кто имеет возможность и желание более подробно и воочию изучить достопримечательности Дарема, предлагаю ознакомиться с рекомендациями и советами

Величественные и прекрасные сооружения - замок и кафедральный собор в городе Дарем, который находится на границе с Шотландией, - были основаны в XI веке с целью защиты земель от шотландцев. И хоть начало их строительства пришлось примерно на одно время, окончание строек очень разнилось. Собор был возведен достаточно быстро (в течении 40 лет) и поэтому его отличает четкая стилистика и явная принадлежность к одной исторической эпохе. Этот собор стал своего рода промежуточным этапом в архитектуре, плавным переходом от романского стиля к готическому. Колонны, массивные пилоны и стены несут на себе дух романской архитектуры, а нефы с ребристыми сводами - готической. Именно при постройке этого собора впервые в Европе была использована такая технология.

В отличие от собора Даремский замок не один раз менял свой внешний облик. Он перестраивался на протяжении 900 лет. Изначально предназначенный для обороны города, со временем стал резиденцией норманнских епископов, пока в 1837 году не был передан университету. И каждый епископ, находясь у власти и желая продемонстрировать свое величие и силу, вносил в архитектуру сооружения дополнения и изменения. В итоге здесь смешались самые различные архитектурные стили, а норманнские корни сохранились лишь в фундаменте и плане.

И, несмотря на то, что собор, замок и окружающие их постройки несколько разнятся, все вместе они представляют собой единый комплекс, завораживающий красотой и грандиозностью.


Собор города Дарем, расположенный на восточном побережье Англии — одно из самых больших зданий Европы в романском стиле. Кафедральный собор расположился рядом с замком и средневековым городом на скалистом утесе, с трех сторон окруженным рекой. Весь комплекс является интересной достопримечательностью Великобритании и объектом, внесенным ЮНЕСКО в список Всемирного наследия. В настоящее время Даремский собор — христианская англиканская церковь с тысячелетней историей, место кафедры епископа Дарема, центр паломничества и духовности в Северо-восточной Англии.

.
Собор Дарема, строительство которого началось вскоре после завоевания Англии норманнами в 1093 и в основном закончилось в 1133 году, был построен как соборная церковь монастыря бенедиктинского ордена, чтобы хранить мощи Св. Катберта, вместо более ранней церковь, хранившей их с седьмого века н.э.
.

.
Архитектурное значение Даремского собора заключается в том, что это — самое старое сохранившееся здание романского стиля с каменным сводчатым потолком такого крупного размера. Сегодня собор, быть может, не кажется таким выдающимся, но с точки зрения развития архитектуры и технологии строительства представляет собой значительный шаг вперед и переход европейской архитектуры к новому стилю - готике. Здесь впервые в Англии крышу собора сделали каменной, а не деревянной как до этих пор.
.


Свод центральной башни

Собор Дарема также ценен тем, что его нормандская архитектура осталась в основном

неповрежденный. Большинство других нормандских строений в Великобритании претерпело существенные изменения, часто до неузнаваемости. Также, он признан образцом романской архитектуры, и одним из самых больших соборов в мире
.

.
По сей день масштаб средневековых соборов поражает посетителей. Создание монументальных соборов в средневековье было отражением искренней веры и способом выражения творческой энергии для большой части средневекового европейского общества.
.
Хотя строительство здания собора происходило под руководством религиозных деятелей или учреждений, для него было необходимо усилие всего общества. С середины двенадцатого века церковь начала предоставлять отпущение грехов тем, кто участвует в строительстве церкви или собора, поэтому, вместо того, чтобы идти в крестовые походы (популярные средство замаливания грехов в конце одиннадцатого века), люди посвящали усилия строительству церквей.
.

В обществе всегда существовала часть верующих, которые относились неодобрительно к чрезмерным расходам на строительство и пышному художественному оформления религиозных зданий, но их всегда было меньшинство, и доминирующим было стремление выделиться, построить самое великолепное здание, отражающее величие бога
.
Поскольку постройка собора занимало десятилетия, и часто даже века, люди, которые участвовали в их создании, не ожидали увидеть их законченными во время своей жизни.
.

.
Участие в строительстве собора, требовало жертвенной готовности быть частью процесса, который был длиннее человеческой жизни.Строительство финансировалось советом старшего духовенства собора, в то время как епископы участвовали в нем только по их собственной доброй воле. Однако в Дареме, вклад епископов, интеллектуальный и финансовый, было существенным.Совет собора собирал деньги со своих приходов и организовывал туры по стране религиозной святыни для сбора средств на строительство собора.

.

.

В строительстве были заняты люди самых различных специальностей, квалификации и навыков. В нижнем конце шкалы были чернорабочие. Их основной работой была транспортировка строительных материалов и земляные работы, такие как рытье котлована под фундамент. Вопреки общему убеждению, что большая часть этих работ выполнялась добровольцами бесплатно, существуют документы, доказывающие, что большинству чернорабочих платили.
.

Рабочие более высокой квалификации, участвовавшие работах, имели специальность каменщиков, штукатуров, каменотесов, резчиков по камню. Практические соображения определяли технологический процесс работы. Например, поскольку транспорт стоил очень дорого, камни полностью подготавливали к установке в карьере. Хотя изготовление каменных блоков продолжалось весь год, строители фактически не укладывали камень зимой, когда мороз препятствовал строительному раствору связывать камни.


«Каменотесы за работой» на картине Питера Брейгеля

Каменотесы часто вели странствующий образ жизни, перемещаясь с одной стройплощадки к другой. Им платили поденно или за объем выполненной работы. Выполняющие сдельную работу вырезали свои метки на каждом вырезанном ими камне, это давало возможность вычислить сумму оплаты за труд. Со временем такие отметки стали признаком профессиональной гордости и приобрели более красивый и тщательно продуманный вид. Их все еще можно заметить на некоторых камнях в соборе Дарема.
.

В ранних романских зданиях, фрески были наиболее распространенными средствами внутреннего художественного оформления, и каменная резьба использовались мало. Однако, поскольку квалификация мастеров резьбы по камню со временем сильно выросла, скульптура, стала важной составляющей дизайна более поздних зданий. Скульпторы стали более независимыми, и уже рассматривали себя как художников, а не квалифицированных мастеров.

Также, поскольку архитектура и технология строительства развивались дальше, стали возможными большие стеклянные окна, впустившие дневной свет в интерьер собора. Витраж, ставший одной важнейших декоративных особенностей религиозных зданий, заменил фрески в качестве средства изображения религиозных сцен.
.

Создание собора Дарема
.

Почти все, что мы знаем о создании собора, почерпнуто из записей Симеона, монаха даремского монастыря под названием «Небольшая книга о происхождении и строительства церкви Дарема».

Согласно записям Симеона, епископ Уильям Св. Кале приказал возвести новый собор «более благородный и великий», чтобы заменить англосаксонский, построенный столетием ранее епископом Олдхуном. Примером для подражания послужил нормандский собор в городе Кане. К рытью котлована под фундамент приступили после чтения молитв 29-го июля 1093 года, а к возведению стен всего через две недели — 11-го августа того же года.

Собор Дарема был построен как церковь для монашеской обители ордена бенедиктинцев. Симеон также упоминает, что, в то время как за здания монашеской обители заплатили монахи, сам собор финансировался епископом, который лично принимал участие в разработке проекта здания.
.
Целью Уильяма Св. Кэлэ было создание такого собора, который бы затмил своих английских современников и был одним из больших соборов христианского мира.
.

Одним из самых важных образцов для нового собора в нормандские времена был старый собор Св. Петра в Риме, построенный императором Константином, в 4-м веке н. э. Соответственно, оригинальная длина даремского собора от часовни с мощами Св. Катберта в апсиде в восточном конце здания до главного входа в западном конце всего на 70 см длиннее, чем старый римский собор; его неф — почти такой же ширины, спиральные колонны точно повторяют те, которые должны были быть найдены на навесе вокруг Святыни Св. Петра.

Слева: Одна из «Соломоновых» колонн использованная в старом соборе Св. Петра , источнике вдохновения для религиозных зданий повсюду в христианском мире.
Справа: Одна из колонн в в часовне Св. Катберта в соборе Дарема.
.

В проекте нового собора Уильям Св. Кэлэ следовал традиции, которая развилась в более ранних соборах в нормандской Англии, также построенных для хранения религиозных святынь. Сравнение даремского и винчестерского соборов показывает наличие многих общих черт, весьма вероятно, что оба здания были работой одного и того же главного каменщика (автора и руководителя стройки). На основании анализа его архитектурного стиля, следующего больше английской, чем французской традиции, предполагают, что он был по происхождению англичанином.

Полукруглые арки в романском стиле
.

Некоторые исследователи предполагают, что пересекающиеся арки вдоль проходов в соборе Дарема, вдохновлены архитектурой исламской Испании.
.

Уильям Св. Кэлэ умер в 1096 году, всего три года спустя после того, как работа над нормандским собором началась. Следующим епископом стал Рэналф Флэмбард. Флэмбард был епископом до своей смерти в 1128 году. К тому времени строительство собора подходило к концу и было закончено в 1133, всего пять лет спустя.
.

Значение собора в развитии архитектуры

Собор Дарема является важным этапом в развитии архитектуры благодаря многим инновациям, которые коренным образом изменили вид церковных зданий по всей Европе.

1. Самые старые из сохранившихся, крестовые арки такого масштаба в мире.

Свод нефа собора — самый значительный архитектурный элемент объекта Всемирного наследия Дарема, Он представляет собой поворотный момент в истории архитектуры. Впервые остроконечная арка была использована в качестве структурного элемента в этом здании.
.

Полукруглые арки были типом, которые использовались раньше, имели одно существенное ограничение: их высота должна была быть пропорциональна их ширине. Когда остроконечные арки заменили полукруглые, появилась возможность достичь большей высоты и ширины.
.


.
До даремского собора здания покрывались деревянными крышами, которые не были органично связаны с каменными стенами, кроме того, они слишком хорошо горели.
.

2. Впервые в архитектуре были использованы нервюры, для формирования стрельчатых арок и поддержки свода собора. Этот ранний этап рождения нового стиля - готики, носит название ланцетовидный свод. Для него характерны простые своды, поделенные нервюрами на четыре части в форме ланцетов. .

Остроконечные арки дают возможность преодолеть ограничения, созданные простой геометрией полукруглых арок, позволяя аркам различной ширины иметь одинаковую высоту.
.
Каменные ребра оказывают дополнительную поддержку своду в критических точках, благодаря чему можно уменьшить толщину стен и, следовательно, их вес. Ребра также помогают распределить вес свода между стенами.
.

Нервюры также обладают эстетической ценностью, становясь объектом внимания зрителя, придавая своду легкость и изящество.

Полукруглый свод


Крестовый свод
.

Эти два эскиза показывают разницу между полукруглыми и нервюрными крестовым сводами. Заштрихованные области свода — ключевые структурные элементы, в то время как не заштрихованные - не несут нагрузки. Комбинация остроконечных арок и нервюр позволяет достигнуть большей высоты, чем использование полукруглых арок примерно того же размера.
.

Высота была очень важна, потому что одной из целей строителей собора было построить монументальное здание, которое отразило бы величие и могущество бога. Каменные ребра стали чрезвычайно важными структурными элементами. Они позволили соборам взлететь высоко в небо. Внедрения стрельчатых арок вызвало появление нового архитектурного стиля — готического, процветающего между 12-ми и 16-ми веками.
.

3. Ребра стали одним из главных поддерживающих структурных элементов свода. Стены освободились от необходимости выдерживать полный вес крыши, как следствие, появилась возможность создать большие окна. С этого времени соборы из темных, тяжелых зданий с маленькими окнами превратились в легкие, просторные здания, где площадь окон превышает площадь стен.
.

.
4. Чистый вес здания и поперечное напряжение арок и сводов были самым большим вызовом строителям. Если стены не были достаточно массивны, или достаточно тверды, они могли разрушиться. Эта проблема была решена путем создания аркбутанов. Предшественники аркбутанов существуют и в соборе Дарема, хотя не слишком заметны.

Башни
.

Башни собора были особенно важны в Дареме, где собор расположен на невысоком участке земли, окруженном с трех сторон рекой. Высокий противоположный берег почти скрывает здание собора, а значит, у паломников отсутствует ориентир движения к реликвии. Обычно соборы строили на высоких холмах, чтобы их можно было заметить на большом расстоянии. Для этой цели над собором возвели три башни со шпилями, центральную и две западных. Шпили были удалены в 1658 году.
.


Западные башни
.

У центральной башни Собора самая богатая событиями история. Она было возведена в конце 13-го века, но вскоре была поражена молнией. Восстановлена была башня тридцать лет спустя в 1429 году.
.
Спустя еще тридцать лет, молния, снова попала в башню и разрушила ее. Новую башню построили между 1465 и 1474 годами. Десять лет спустя был добавлен второй ярус. В таком виде башня дожила до наших дней.
.

Часовня Девяти алтарей
.

Несмотря на величину собора, место, где располагались мощи Св. Катберта, постоянно было переполнено паломниками. Поэтому, в конце 13-го века было решено расширить пространство собора и построить часовню с девятью алтарями рядом со святыней. Идея постройки была почерпнута из подобного расширения, выполненного в 1247 году для Фаунтезианского аббатства в Норт-Йоркшире. Ввиду сложной топографии берега реки было трудно удлинить здание, но имелась возможность дополнить основное здание широкой пристройкой.

Часовня Девяти алтарей
.

За двести лет, прошедших после постройки собора, готический стиль стал основным для церковного строительства. Новая часовня построена с учетом всех достижений строительной технологии того времени. Готическая Часовни Девяти Алтарей заметно отличается по стилю от старого здания собора. В ней царят высокие изящные стрельчатые арки, тонкие колонны поддерживают высокий свод, огромные витражные окна заливают пространство разноцветными бликами.
.

Источник www.studing.od.ua - архитектурные достопримеыательности собора в городе Дарем

Название : Durham Cathedral (en)

Другие названия : Даремский собор Христа, Девы Марии и св. Катберта

Местонахождение : г. Дарем (Великобритания)

Создание : 1093 - 1133 гг.

Стиль : Романский стиль

Заказчик / Основатель : даремский епископ Вильгельма де Сен-Кале.



Собор в Дарме, хранилище мощей святого Кутберта, стоит на неприступном скалистом мысу над излучиной реки Уир, рядом с монастырем и замком. Выигрышное расположение и очень раннее время постройки собора (1093-1104 года) определило его облик, в котором ощущается норманнская мощь и пришедший в Британию романский дух. Благодаря широко почитаемой реликвии собор – сторожевая застава на севере Англии – процветал как центр христианского паломничества. Монастырь и замок усиливали стратегическую и военную собор на протяжении всего Средневековья, вплоть до периода роспуска монастырей в 1536-40 годах. Даремский собор – первая значительная постройка в Англии с полностью каменной кровлей.

Даремский собор относился к числу 30 английских церквей, обладающих правом предоставлять убежище преступникам. В стенах собора можно было провести в полной безопасности 37 дней. Если в течении этого срока беглеца не удавалось получить прощение, его изгоняли.

Архитектура собора

  1. Ребристый свод. Пологая полуциркульная арка соединена со стрельчатой, высота и пролет которой легко варьируются. Эта конструкция держит коньковый гребень, освобождая от нагрузки стены, в которых прорезан ряд окон, увеличивающих освещенность.
  2. Система опор. Давление свода распределяется между колоннами главного нефа и боковыми нефами. Скрытые в перекрытии бокового нефа ¼ арки и представляют собой прообраз аркбутанов
  3. Стрельчатые своды. Стрельчатые своды, возведенные над его главным и боковыми нефами, представляют собой самый ранний из известных в Европе примеров ребристого перекрытия, которому суждено было преобразовать тяжеловесное каменное романское зодчество в наполненную светом, устремленную в небо и будто парящую в воздухе архитектуру готики. Массивный неф выглядит гармонично благодаря аркаде, прорезающей верхнюю часть стены, и высокому своду, поднятому на 22,2 метра. Колонны, украшенные резные нормандским орнаментом, придают особое, торжественное величие этому шедевру романской архитектуры.
  4. Галилейская капелла. Капелла была пристроена к собору в 1175 году. Опорой для ее деревянного перекрытия и аркады с 5 пролетами служат изящные пучки колонн из песчаника и мрамора. Простые капители колонн и покрывающий своды арок узор несут отпечаток романского стиля, но при этом легкость их конструкции изысканно контрастирует с монументальными формами нефа.
  5. Ребристый свод. Свод нефа представляет собой одну из самых ранних среди известных в архитектуре Европу форм ребристого перекрытия. Устремленные вверх, покрытые узорами ребра подпружных арок подчеркивают высоту нефа и в то же время придают конструкции ту легкость, которая получит дальнейшее развитие в готических сводах.
  6. Поперечные арки. Ребра поперечной арки опираются на пучки колонн. Поперечные арки и пучки колонн выделяют в пространстве нефа несколько прямоугольных участков.
  7. Хор. Четыре пролета хора – пространства перед главным алтарем, расположенным в восточном конце центрального нефа, были завершены между 1093 и 1104 годами. В конце XIII века свод был реконструирован, поскольку эта часть здания разрушилась.
  8. Сексиское зонирования. Тонкая полоска голубого мрамора, пересекающая неф по полу возле западной купели, обозначает границу пространства, куда в эпоху Средневековья допускались посещавшие храм женщины.
  9. Окно-роза. Большое окно-розу, расположенную высоко на восточном фасаде, добавил в XVIII веке английский архитектор Джеймс Уайатт. Под его руководством облик собора претерпел и другие изменения: так, лепные украшения с наружных стен здания был просто-напросто сбиты.
  10. Пучки колонн. Опорой для поперечных ребер служат колонны, соединенные в пучки. Они выглядят вспомогательными, но на самом деле именно на них, а не на круглые колонны направлено основное давление ребристого свода.
  11. Северный фасад. Вид на северный фасад, открывающийся со стороны Зеленого дворца, позволяет оценить протяженность нефа – его длина 143 метра. Готическая капелла Девяти алтарей и гробница св. Кутберта находятся в восточной части собора. Центральную башну завершили лишь в 1495 году, когда был завершен ее последний ярус. Башни, украшающие западный фасад, соседствуют с Галилейской капеллой, расположенной на краю отвесной скалы.
  12. Капелла девяти алтарей. Капелла (1242-80 года), где некогда хранилась рака с мощами св. Кутберта, находится в самой глубине нефа и образует дополнительный трансепт в восточной части собора. В период Реформации рака из зеленого мрамора с позолотой была уничтожена, однако мощи святого по-прежнему покоятся под полом капеллы.
  13. Западные башни. Собор стоит на скале – прочном естественном фундаменте. Башни на западном фасаде, примыкающие к Галилейской капелле, были возведены в XIII веке, однако в 1487 году, после того, как в собор ударила молния, их отстроили заново. Взметнувшиеся на высоту 44 метра, башни подчеркивают мощь и монументальность западного фасада, словно вырастающего из скалы.