Армии мира. Вооруженные силы Туркмении

Рынок вооружений Туркменистана: реалии и перспективы

Экономический рост последних лет позволил Туркменистану начать выделение определенных средств на модернизацию и обновление материальной части своих Вооруженных Сил

Андрей БЫКОВ

Первым президентом стал Сапармурат Ниязов (первый секретарь ЦК Коммунистической Партии Туркменской ССР в 1985-1991 гг.), который установил умеренно авторитарный режим, обеспечивший сохранение долгосрочной стабильности. На становление внешней и внутренней политики Туркменистана определяющее воздействие оказало, с одной стороны, самое малочисленное в регионе население (5,05 млн. человек), разбросанное по большой территории и сосредоточенное в приграничных районах с почти безлюдным центром страны, занятым пустыней Каракумы; с другой – значительные запасы углеводородов.

Как составная часть народно-хозяйственного комплекса СССР экономика Туркменистана отличалась ярко выраженной сырьевой направленностью. С другой стороны, она характеризуется определенной «простотой» по сравнению с сырьевыми экономиками двух других наиболее развитых республик Советской Средней Азии – Казахстана и Узбекистана, имевших значительно больше хозяйственных связей как между собой, так и с другими республиками СССР. Страна традиционно занимала одно из лидирующих мест по объему производства хлопка-сырца. По мере открытия в послевоенный период богатых углеводородных залежей – природного газа в бассейне Амударьи, а в меньшей мере – нефти на шельфе Каспийского моря, были заложены основы индустриального развития отраслей топливно-энергетического комплекса. Исторически туркменский газ, в свое время интегрированный в единую газопроводную систему СССР, использовали в первую очередь для покрытия значительной части сальдо топливно-энергетического баланса Украины. Весь туркменский газ, за исключением относительно небольших объемов, предназначенных для внутреннего потребления, поступал в общесоюзную сеть через систему магистральных трубопроводов Средняя Азия-Центр. Эта сеть соединяет газодобывающие районы страны через территории сопредельных Узбекистана и Казахстана с центральными областями России, подключаясь к сети трубопроводов, ведущих на Украину с возможным выходом в Европу.

В 1990-е гг. политической элите страны во главе с Сапармуратом Ниязовым под эгидой Демократической партии Туркменистана (ДПТ) удалось сохранить стабильность и контроль над экономикой, отказавшись от проведения рыночных реформ. Это стало возможным благодаря жесткому регулированию цен и созданию системы бесплатного распределения среди жителей страны газа и электроэнергии.

Сапармурат Ниязов, первый президент Туркменистана.

ДПТ была основана 16 декабря 1991 г. Партия стала правопреемницей Коммунистической Партии Туркменской ССР и до 2013 г. была единственной политической партией в стране. В условиях концентрации финансовых ресурсов в топливно-энергетическом комплексе президент и его ближайшее окружение играли ключевую роль в перераспределении газовой ренты внутри экономической системы, создании «с нуля» различных институтов молодого государства. Главным инструментом внешней политики стала концепция «позитивного нейтралитета», предусматривающая неучастие не только в военных союзах, но и в любых «межгосударственных альянсах с жесткими регламентирующими функциями либо подразумевающими коллективную ответственность». Не менее важной, хотя и доктринально несовместимой с нейтралитетом, особенностью внешней политики страны являлся поддерживаемый де-факто военный союз с Россией.

Нейтральный статус обеспечивал РТ значительную свободу внешнеполитического маневра, позволившую сосредоточить усилия на организации транзита и сбыта углеводородов, оберегал правящий режим от вмешательства извне, а также давал возможность не нести затрат на внешнеполитическую деятельность. Страна устранилась от участия в таджикском урегулировании, наладила торгово-экономические отношения с Ираном, поддерживала тесные политические и экономические отношения с правительством Раббани и с движением «Талибан». При этом до начала 1994 г. Вооруженные Силы Туркменистана находились под объединенным российско-туркменским командованием, а границы страны с Ираном и Афганистаном до конца 1999 г. защищали российские пограничники.

К концу 1990-х гг. Ашхабад стал трактовать нейтралитет как самоизоляцию. Зарубежные контакты руководства страны свелись к минимуму, страна отгородилась от международного сотрудничества и ввела в 1999 г. визовый режим со странами СНГ. Отношения с Россией стали более напряженными из-за того, что с конца 1993 г. «Газпром» прекратил выделять РТ квоту на экспорт в страны Центральной и Восточной Европы, переориентировав туркменский газ на малоплатежеспособных потребителей – Украину и государства Закавказья. Спор с Азербайджаном о принадлежности газового месторождения Сердар (Кяпаз) и разногласия вокруг распределения квот на транспортировку газа по проектируемому транскаспийскому трубопроводу предопределили напряженность по линии Ашхабад-Баку. В последние годы правления Ниязова поиск возможностей диверсификации направлений газового экспорта сосредоточился на двух маршрутах: трансафганском и китайском. Трансафганский вариант, несмотря на подписание в мае 2002 г. Туркменистаном, Афганистаном и Пакистаном соглашения о поддержке проекта, так и не преодолел трудностей, связанных с поиском инвесторов в дорогостоящее и крайне рискованное строительство. Китайское направление оказалось значительно более перспективным: во время визита Сапармурата Ниязова в Пекин было заключено соглашение о строительстве газопровода Туркменистан-Китай и экспорте с 2009 г. в КНР 30 млрд. кубометров газа в год.

После смерти Сапармурата Ниязова в декабре 2006 г. Туркменистан возглавил министр здравоохранения Гурбангулы Бердымухамедов. Президент республики по-прежнему имеет в своих руках беспрецедентные полномочия: он совмещает посты главы государства, премьер-министра, Верховного главнокомандующего ВС РТ и председателя Демократической партии Туркменистана. Президентские выборы 2007 и 2012 гг., бесконфликтные и контролируемые, послужили фактором международной легитимизации режима.

Сложившийся в 1990-е гг. режим под эгидой доминирования ДПТ переживает постепенную трансформацию от умеренно авторитарного строя с элементами культа личности первого президента к бюрократическому госкапитализму с особым положением спецслужб, а также высшего менеджмента нефтегазовой отрасли в системе принятия решений в экономике. Кроме того, институциональный дизайн политической системы будет модифицироваться в связи с неизбежной в среднесрочной перспективе сменой поколений в госаппарате.

ВЫЗОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ

Вызовы безопасности для Туркменистана можно разделить на две группы: внешние и внутренние.

Ключевой внутренней проблемой остается зависимость экономики от экспорта углеводородов. Для страны характерна деформированная растущим неравенством социальная среда, страдающая от наплыва анклавного и очагового распределения экономических благ. Большинство населения не включено в экономические отношения, связанные с извлечением ресурсной ренты от экспорта углеводородов. В случае шокового падения цен на энергоносители существующие социальные противоречия неизбежно актуализируются и неизбежно перерастут в межклановый или межплеменной конфликт.

На внешнем направлении одной из главных угроз является Афганистан. Нападения на туркменские погранпосты, отмеченные на протяжении зимы, весны и лета 2014 г., резко контрастируют со спокойствием на афгано-туркменской границе во времена президента Ниязова. В ряде СМИ эти события рассматриваются в связи с ИГИЛ. Пессимистический сценарий указывает на подготовку оперативных коридоров для прорыва через афгано-туркменскую границу. Учитывая опыт контактов туркменских специальных служб с пуштунским движением «Талибан» (и контакты с официальным правительством Афганистана), можно связать эти нападения с рядом радикальных салафитских групп, которые могут быть ориентированы на Катар, который в последнее время проявляет интерес к региону.

Традиционно сложные отношения были у РТ с Азербайджаном из-за статуса Каспийского моря и разногласий вокруг распределения квот на транспортировку газа по проектируемому транскаспийскому трубопроводу. Отношения между двумя странами несколько улучшились во время президентства Гурбангулы Бердымухамедова. В августе 2010 г. начались поставки туркменской нефти через нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан, туркменская нефть доставляется в Баку танкерами. Однако разграничение сфер влияния на Каспии по-прежнему будет негативно влиять на отношения двух стран в ближайшие годы.

Страна имеет сложные отношения с Узбекистаном, который в последнее время ряд экспертов называет пороховой бочкой Средней Азии. Потенциальную угрозу представляет террористическая организация «Исламское движение Узбекистана».

ВОЕННАЯ ДОКТРИНА

Туркменские власти пошли по пути формирования малочисленной, но боеспособной армии, «достаточной для защиты государственной целостности и национального суверенитета от возможной агрессии». Разумеется, туркменское правительство было не в состоянии обойтись только собственными силами при создании национальных ВС. В июле 1992 г. Россия и Туркменистан заключили договор по совместным действиям в сфере обороны. В соответствии с этим документом Россия выступила в качестве гаранта безопасности Туркмении и передавала части бывшей Советской Армии, дислоцированные на туркменской территории, для формирования национальных Вооруженных Сил. Договором уточнялось, что помимо частей и подразделений Пограничных войск, ВВС и ПВО, которые остаются под российским командованием, все остальные воинские формирования перейдут под объединенное командование с постепенной передачей руководства туркменской стороне в течение 10 лет. За этот переходный период Россия обязывалась оказывать военно-техническую и оперативно-тактическую поддержку, а также выплачивать туркменской стороне компенсацию за право размещения на ее территории своего оборудования, в то время как Туркменистан принял на себя расходы по содержанию и обеспечению частей совместного подчинения.

25 марта 1994 г. была обнародована военная доктрина Туркменистана, которая определила основные направления военного строительства независимого государства на последующий период. Концептуально доктрина исходит из принципов «позитивного нейтралитета», а главную военную опасность для страны представляют возможные локальные войны и вооруженные конфликты в сопредельных государствах. В сфере обеспечения военной безопасности республики можно выделить три основных направления: каспийское, афганское и узбекское.

В апреле 1994 г. было объявлено о реорганизации военной структуры: Министерство обороны Туркменистана начало брать под свой контроль соединения и части войск ПВО и ВВС из состава ВС РФ, дислоцированных на территории страны. Однако российские специалисты еще некоторое время принимали участие в поддержании боеспособности ПВО на территории республики.

Комплектование туркменских ВС призывниками происходит по экстерриториальному принципу. Чтобы не допускать дисбаланса, призывников из одной области отправляют в округа, где подавляющее большинство населения принадлежит к иным племенным группам. Туркменская армия в отличие от многих развивающихся стран избавлена от полицейских функций, не ведет и не собирается вести боевых действий внутри страны. В то же время армия сама по себе может представлять, хотя бы потенциально, угрозу для правящего режима. Средства предотвращения такой угрозы вполне традиционные: ротация высшего руководства и территориальная ротация, т.е. район службы по возможности отдален от места рождения или призыва.

В 2008 г. была принята новая версия военной доктрины, ключевым элементом которой является обеспечение улучшения условий жизни и материального достатка военнослужащих и членов их семей. В августе 2009 г. Гурбангулы Бердымухамедов подписал закон о статусе и социальной защите военнослужащих и членов их семей.

ВОЕННЫЕ РАСХОДЫ

Туркменистан имеет третий военный бюджет в абсолютных цифрах среди стран Средней Азии (после Узбекистана и Казахстана). Военные расходы непрерывно растут. Если в 2004 г. они составляли $165 млн., то в 2011 г. увеличились до $210 млн., что составило 0,3% от ВВП республики. Расходы на спецслужбы страны составили около $70 млн. в 2012 г. Приток выручки от газовых контрактов с Китаем позволил начать закупки новых ВВТ в России и Турции.

ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ И ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОГРАНИЧНАЯ СЛУЖБА

Исходя из сфер применения, для ВС Республики Туркменистан характерна трехвидовая структура: Сухопутные войска, Военно-воздушные силы и войска противовоздушной обороны, Военно-морские силы. Переход ВС на бригадную основу комплектования не завершен, войска сохраняют смешанную структуру. Как правило, дивизии (бригады) укомплектованы личным составом не полностью (в основном – силами охраны и обслуживания) и по своим функциям приближаются к мобилизационным пунктам и складам оружия.

Непосредственное руководство ВС осуществляет Генеральный штаб Министерства обороны, которому подчиняются командующие войсками военных округов.

Численность регулярной армии в 2013 г. составляла 22 тыс. военнослужащих, в том числе 17 тыс. в Сухопутных войсках, 3 тыс. в ВВС и войска ПВО, до 2 тыс. в ВМС.

Как уже отмечалось, ВС страны формировались на основе перешедшей под юрисдикцию республики весьма крупной группировки войск советского Туркестанского округа. Поэтому, с одной стороны, туркменская армия не испытывала недостатка в материальной части, с другой – столкнулась с хроническим недостатком офицеров и технических специалистов, поскольку, в отличие от МВД и КНБ, не имела возможности использовать советских специалистов. Практика широкого привлечения личного состава ВС к работам в народном хозяйстве также негативно отразилась на их боеспособности.

Государственная пограничная служба формировалась при участии российских специалистов, отправной точкой стал договор от 27 августа 1992 г., согласно которому решено было создать пограничные войска Туркменистана на базе соединений и частей советского Среднеазиатского пограничного округа. Координацию деятельности войск поручили объединенному командованию Пограничных войск. 23 декабря 1993 г. был заключен межгосударственный договор, ставший основой для совместной охраны внешних границ. В марте 1994 г. была образована оперативная группа Федеральной пограничной службы, насчитывавшая более 3 тыс. человек. Последние отряды российских пограничников были выведены в 1999 г. Сейчас численность пограничной службы РТ составляет около 12 тыс. человек. Ее эффективность остается крайне ограниченной, в том числе по сравнению с другими государствами Средней Азии.

СУХОПУТНЫЕ ВОЙСКА

Территория страны в настоящее время разделена на пять военных округов. В состав Сухопутных сил Туркменистана входят четыре мотострелковые дивизии (одна учебная), две мотострелковые бригады, десантно-штурмовой батальон, одна артиллерийская бригада, одна ракетная бригада, две бригады ПВО, полк реактивных систем залпового огня, полк противотанковой артиллерии, инженерно-саперный полк.

На вооружении Сухопутных войск состоят 10 танков Т-90С; 670 танков Т-72; 170 бронированных машин БРДМ-1 и БРДМ-2; 930 боевых машин пехоты БМП-1 и БМП-2; 12 БРМ; 820 бронетранспортеров БТР-60, БТР-70 и БТР-80; 40 122-мм САУ 2С1 «Гвоздика»; 16 152-мм САУ 2С3 «Акация»; 180 122-мм буксируемых гаубиц Д-30; 17 152-мм буксируемых гаубиц Д-1; 72 152-мм буксируемых гаубиц Д-20; 17 САО 2С9 «Нона-С»; 56 РСЗО БМ-21 «Град»; 9 РСЗО 9П138 «Град-1»; 60 РСЗО 9Р140 «Ураган»; 6 РСЗО ВМ9А52 «Смерч»; 40 ЗРК 9К33 «Оса»; 13 ЗРК 9К35 «Стрела-10»; 10 ОТРК 9К72 «Эльбрус»; 48 ЗСУ-23-4 «Шилка»; 22 57-мм зенитных пушки С-60.

ВОЕННО-ВОЗДУШНЫЕ СИЛЫ И ВОЙСКА ПРОТИВОВОЗДУШНОЙ ОБОРОНЫ

Эта структура считается одной из наиболее боеспособной в Вооруженных Силах страны. Ее дальнейшее развитие связано с укреплением баз в Ашхабаде и Мары. Развитие авиации должно обеспечить надежную защиту энергетических интересов страны на Каспии. Авиация используется для патрулирования моря, компенсируя недостаточную мощь флота. В состав ВВС и войск ПВО входят три авиационных полка, зенитная ракетная бригада, три зенитных ракетных полка, две отдельные радиотехнические бригады.

ВВС Туркменистана располагают 24 многоцелевыми истребителями МиГ-29; 43 штурмовиками Су-25; одним легким транспортным самолетом Ан-26. В составе Армейской авиации имеются 10 ударных вертолетов Ми-24 и восемь транспортно-боевых Ми-8. На вооружении войск ПВО находятся зенитные ракетные комплексы С-75, С-125 и С-200.

Главной проблемой ВВС и войск ПВО остается нехватка специалистов. Отсутствуют открытые данные о среднем налете в год, но, по данным SIPRI, он один из самых низких в СНГ.

ВОЕННО-МОРСКИЕ СИЛЫ

Руководство страны уделяет повышенное внимание развитию ВМС. Ключевая задача ВМС – защита и обеспечение неприкосновенности границы и экономических интересов Туркменистана, обусловленные нерешенностью правового статуса на Каспии, и необходимость охраны формирующегося национального бурового флота. ВМС Туркменистана получили самостоятельный статус в 2010 г. Их штаб-квартира расположена в Туркменбаши (бывший Красноводск).

Несмотря на внимание руководства страны, туркменский флот остается одним из самых слабых на Каспии. ВМС Туркменистана представлены ракетными и сторожевыми катерами. Два ракетных катера проекта 12418 «Молния», спроектированных ЦМКБ «Алмаз», вступили в строй в 2011-2012 гг. Два сторожевых корабля класса Tuzla, разработанных турецкой компанией Dearsan Shipyard, приняты на вооружение в 2013 г. Кроме того, в состав ВМС входят 10 патрульных катеров типа «Гриф» (проектов 1400 и 1400М) советской и украинской построек, катер проекта 14081 «Сайгак» из состава морских пограничных сил СССР, один катер типа Point, переданный службой береговой охраны США, несколько катеров типа «Калкан-М», построенных на Украине, и минный тральщик проекта 1252 «Корунд».

Также в состав ВМС входит батальон морской пехоты.

ЗАКУПОЧНАЯ ПОЛИТИКА

Туркменистан с момента распада СССР проводил нейтральный курс, в одинаковой мере дистанцируясь от России и стремясь свести к минимуму любое внешнее влияние на свои внутренние дела США, а также ведущих стран ЕС. Российские специалисты сыграли важную роль в создании Вооруженных Сил и Государственной пограничной службы Туркменистана. Туркменские Вооруженные Силы и спецслужбы не испытывали недостатка в материальной части, используя избыточные количества ВВТ, унаследованные от ВС СССР. Дефицитные комплектующие для систем ПВО поставлялись из России.

Негативное влияние на военно-политические и военно-технические связи России и Туркменистана, как уже упоминалось, оказал «газовый вопрос»: в октябре 1993 г. концерн «Газпром» окончательно закрыл доступ туркменскому газу к трубопроводным сетям для экспорта газа в Европу. Основными потребителями туркменского газа стали Украина и государства Закавказья, которые в условиях перехода на мировой уровень цен в конвертируемой валюте были хронически неплатежеспособными. В этих условиях основным военно-техническим партнером Туркменистана становится Украина. В счет задолженности Украины заключен контракт на строительство 20 сторожевых катеров класса «Калкан» для Государственной пограничной службы Туркменистана, но из-за финансовых разногласий реально удалось построить только восемь из них. Приобретены три станции радиотехнической разведки «Кольчуга-М». Для ВВС было отремонтировано 10 истребителей МиГ-29 в 2000-2003 гг. Вторым партнером в области военно-технического сотрудничества стала Грузия: на Тбилисском авиационном заводе (ТАМ, «Тбилавиамшени») были отремонтированы штурмовики Су-25, куплены один модернизированный с израильской помощью Су-25КМ и шесть Су-25УБ. Эти работы также выполнялись в счет долгов. Однако с 2011 г. туркменские Су-25 обслуживаются на авиаремонтном заводе №121 в Кубинке, вероятно, в связи с неспособностью ТАМ осуществлять ремонтные работы из-за разрыва кооперационных связей с российскими поставщиками.

В последние годы Туркменистан активизировал закупки вооружений, расширив масштабы военно-технического сотрудничества с Россией и Турцией.

В 2009 г. с «Рособоронэкспортом» был заключен контракт на поставку 10 танков Т-90С стоимостью $16 млн., поставки были осуществлены в 2009-2010 гг. В это же время Туркменистан приобрел не менее восьми боевых машин пехоты БМП-3, более тысячи грузовиков «КамАЗ» стоимостью около $100 млн., шесть РСЗО «Смерч» калибра 300 мм за $70 млн. Кроме того, в 2010 г. был выполнен контракт на поставку двух вертолетов Ми-17-1В стоимостью $22 млн. Для ВМФ Туркменистана Средне-Невский судостроительный завод изготовил два ракетных катера проекта 12418 «Молния» стоимостью $170 млн., переданых заказчику в 2011 г.

В 2010 г. Туркменистан закупил в Турции два сторожевых корабля класса Tuzla, разработанных Dearsan Shipyard, с опционом еще на шесть катеров. Соглашение о военном сотрудничестве Турции и Туркменистана было подписано на рубеже 1990-2000 гг., однако развития не получило.

Поставки ВВТ в Туркменистан также осуществляют белорусские предприятия. Российско-белорусская компания «Оборонительные системы» выполнила работы по модернизации ЗРК С-125 до уровня «Печора-2М» по контракту от 2009 г. Кроме того, Туркменистан стал первым заказчиком самоходного противотанкового ракетного комплекса «Каракал», разработанного компанией «Белтехэкспорт» и оснащенного украинскими ракетами «Барьер» разработки киевского КБ «Луч».

В августе 2014 г. появилась информация о тендере на закупку системы электронного слежения за туркмено-афганской границей, протяженность которой составляет около 700 км. В тендере принимают участие французская компания Thales и немецкая Airbus Defence & Space. В качестве фаворита рассматривается компания Thales, ее предложение лучше технически. Кроме того, немецкая система экспортного контроля может не одобрить контракт, как это неоднократно бывало в случаях с Пакистаном, Саудовской Аравией и т.д. Важно отметить также, что у компании Thales есть опыт работы в Туркменистане: она выступила в роли главного подрядчика при создании системы управления воздушным движением в аэропорту Ашхабада.

Таким образом, экономический рост последних лет позволил Туркменистану начать выделение определенных средств на модернизацию и обновление материальной части своих Вооруженных Сил, включая закупки ВВТ. Закупки отражают видение военно-политического руководства страны на угрозы: обеспечение экономических интересов Туркменистана на Каспии, укрепление и обеспечение неприкосновенности границы с Афганистаном. Узбекское направление не является приоритетным в настоящее время.

Интенсификация отношений России с Туркменистаном в области военного и военно-технического сотрудничества невозможна без решения проблем между странами в сфере продажи углеводородов. В последние годы Китай, построив из Туркменистана газопроводы за свой счет и выделив кредиты на освоение новых газовых месторождений, стал крупнейшим потребителем туркменского газа и, назначив на него довольно низкую цену, новых кредитов не дает. Позиция туркменских властей еще больше осложнится в свете подписания российско-китайского соглашения по поставкам российского газа в КНР. С другой стороны, Иран – еще один потребитель туркменского газа, сокращает закупки и может вообще от них отказаться. Россия также сокращает закупки туркменского газа (юг страны теперь обеспечивается российским газом), поэтому без предоставления России разумных скидок со стороны Туркменистана, соответствующих реальному положению дел на рынке, последний может потерять ее как партнера. Ашхабад может стать стратегическим партнером России по газопроводу в Турцию, который заменит «Южный поток». В этом случае «Газпром» автоматически вышел бы из-под действия Третьего энергопакета ЕС, а Туркменистан получил бы доступ на европейский рынок. Однако ни Москву, ни Ашхабад это пока не устраивает: первая не готова к партнерству без скидок, второй не хочет их предоставлять.

С другой стороны, вопросы укрепления и обеспечения неприкосновенности границы с Афганистаном, борьбы с наркотрафиком затрагивают безопасность не только Туркменистана, но и России, а также Казахстана. При решении вопросов с углеводородами активизация военного и военно-технического сотрудничества между Россией и Туркменистаном возможна. В этих условиях для Туркменистана будет интересна вертолетная техника российского производства, бронеавтомобили «Тигр», тяжелые огнеметные системы ТОС-1. ВВС может быть предложен учебно-боевой самолет Як-130. В области военно-морской техники Туркменистан может продолжить закупки катеров проекта 12418 «Молния», теоретически ему могут быть предложены патрульные катера проекта 20970 «Катран». Важным аспектом сотрудничества должны стать совместные учения (в том числе с Казахстаном), поскольку проводящаяся до сих пор изоляционистская политика негативно отражается на Вооруженных Силах страны.

Украинскую нишу на туркменском рынке может занять Белоруссия, товарооборот между странами быстро растет в последние годы. Кроме того, Белоруссия имеет опыт работы на рынках стран Средней Азии, например, белорусские предприятия успешно модернизировали истребители Сил воздушной обороны Казахстана.

Потенциально возможно появление продукции предприятий китайского ОПК на рынке вооружений Туркменистана и других республик Средней Азии. КНР активно кредитует экономику этих стран, это делает возможным поставки продукции военного назначения на крайне льготных условиях. Такую возможность подтверждают и недавние сообщения о поставках китайских ЗРК HQ-9 в Туркменистан и Узбекистан.

Вооруженные силы Туркменистана насчитывают 22 тысячи человек (по некоторым данным, 26 тысяч) и занимают 91-е место в списке государств по численности. Они состоят из сухопутных войск, ВВС и ВМФ. Поскольку Туркмения фактически является тоталитарным государством и остается одной из самых закрытых стран мира , то данные о ее вооруженных силах нигде не публикуются. Видимо, особо нечем гордиться. На основе доступных источников можно представить, какая же она – туркменская армия.

В июле 1992 года Россия и Туркменистан заключили договор по совместным действиям в сфере обороны. В соответствии с этим документом Российская Федерация выступила в качестве гаранта безопасности Туркмении и передала части бывшей Советской армии, дислоцированные на туркменской территории, для формирования национальных вооруженных сил. Части Пограничных войск, ВВС и ПВО оставались под российским командованием. Остальные – под объединенным командованием с постепенной передачей его туркменской стороне в течение 10 лет.

В переходный период Россия обязывалась оказывать военно-техническую и оперативно-тактическую поддержку, а также выплачивать туркменской стороне компенсацию за право размещения на ее территории своего оборудования, в то время как Туркменистан принял на себя расходы по содержанию и обеспечению частей совместного подчинения.

В 1993 году Москва и Ашхабад подписали соглашение о совместной охране государственной границы Туркменистана и статусе российских военнослужащих на туркменской территории. По просьбе Ашхабада российские пограничники покинули Туркмению к концу 2000 года.

Структура, цели и задачи

Верховным главнокомандующим ВС Туркменистана является президент (с 2006 года – Гурбангулы Бердымухамедов). Генеральный штаб ВС – основной орган оперативного управления вооруженными силами. Министерство обороны разрабатывает с участием соответствующих органов исполнительной власти концепцию принятия на вооружение систем оружия, военной и специальной техники и имущества, государственную программу оснащения ВС современными видами вооружения, а также формирует государственный оборонный заказ.

Туркмения придерживается нейтрального статуса . Резолюция № 50/80 «О постоянном нейтралитете» была официально принята Генеральной Ассамблеей ООН 12 декабря 1995 года. Новая военная доктрина подписана в январе 2009-го. Она предусматривает, что как нейтральное государство Туркмения не входит ни в какие военные союзы и блоки, не производит и не распространяет оружия массового уничтожения, не участвует в локальных и региональных конфликтах и не размещает на своей территории иностранные военные базы . Она допускает в будущем переход на контрактную основу несения службы и планирует оснащение армии новейшим оружием.

Военная доктрина имеет оборонительный характер. Подчинена целям охраны мира в стране, соблюдения целостности ее границ, поддержания сплоченности народа, защиты его мирной и благополучной жизни, укрепления мощи вооруженных сил и других войск, повышения международного авторитета Туркменистана, развития отношений дружбы и братства с соседними государствами. Согласно военной доктрине Туркмения не относится ни к одному государству как к своему противнику.

В качестве угроз для страны военная доктрина рассматривает :
— развязывание локальных и крупномасштабных войн;
— формирование и укрепление сепаратистских и других движений,
— усиление национального, этнического и религиозного экстремизма;
— распространение оружия массового поражения и средств его доставки;
— обострение информационного противоборства.

Комплектование вооруженных сил осуществляется по призыву . Призывной возраст – от 18 до 30 лет. Срок службы – 24 месяца. В 2010 году численность мужского населения в возрасте 16–49 лет составляла 1.381.000 человек, из них годными для военной службы были 1.067.000 человек. Ежегодно призывного возраста достигают 53,8 тысячи мужчин . До 80% офицеров – этнические туркмены.

Поскольку в Туркменистане сильны клановые противоречия, призывников, как правило, отправляют служить не в те регионы, откуда они призывались. Таким образом стремятся уменьшить дезертирство и обеспечить лояльность войск в случае, если им придется предотвращать межклановые столкновения. В правление Туркменбаши Ниязова в 1991–2006 годах до трети военнослужащих были заняты хозяйственными работами, но с сокращением армии эта практика была прекращена.

Военные расходы Туркмении составляют 1,6 % от ВВП , что в 2012 году было равно 535,5 млн. долларов по официальному обменному курсу и 760,8 млн. долларов по паритету покупательной способности.

Туркменистан пока не может решить проблему раздела морского дна Каспия, богатого нефтяными месторождениями, с Ираном, Азербайджаном и Казахстаном. Туркмения является транзитной страной для поставок афганских наркотиков в Россию и Западную Европу . Продолжаются споры с Узбекистаном по поводу распределения водных ресурсов Амударьи. С момента начала военной операции США в Афганистане Ашхабад предоставил транспортный коридор для гуманитарных грузов в эту страну.

Туркменистан, осуществляющий масштабный экспорт нефти и газа, не испытывает затруднений с финансированием армии. Главные проблемы вооруженных сил страны заключаются в низком уровне подготовки солдат и офицеров, в недостатке запасных частей для боевой техники, и особенно в нехватке подготовленных пилотов. Поэтому трудно определить, сколько единиц бронетехники, самолетов и вертолетов действительно боеспособно.

Сухопутные войска

Насчитывают 18.500 человек. Состоят из трех кадрированных моторизованных дивизий, двух моторизованных бригад и воздушно-штурмового батальона, а также одной учебной дивизии. Кроме того, имеется одна артиллерийская бригада, одна бригада реактивных систем залпового огня, один ракетный полк с ракетами «Скад», один противотанковый полк, две зенитные бригады и один инженерный полк.

В рамках модернизации системы ПВО сухопутных войск у Украины были закуплены новейшие радиолокационные станции «Кольчуга», способные незаметно для аппаратуры слежения противника обнаруживать надводные, воздушные и наземные цели.

Туркмения – единственная из стран СНГ, не подписавшая соглашение о мерах по контролю за распространением переносных зенитных ракетных комплексов «Игла» и «Стрела».

На вооружении сухопутных войск состоят 10 танков Т-90С, 670 Т-72, 170 БРДМ-1 и БРДМ-2, 930 БМП-1 и БМП-2, 12 БРМ-1К, 829 БТР-60, БТР-70 и БТР-80.

Артиллерия представлена 40 122-мм САУ 2С1 «Гвоздика», 16 152-мм САУ 2С3 «Акация», 17 САУ 2С9 «Нона-С», 180 122-мм гаубицами Д-30, 17 152-мм пушками-гаубицами Д-1, 72 152-мм пушками-гаубицами Д-20, 66 120-мм минометами ПМ-38 и 31 82-мм минометами 2Б9 «Василек».

На вооружении имеются следующие реактивные системы залпового огня: девять БМ-21 «Град-1», 56 БМ-21 «Град», 60 БМ-27 «Ураган» и шесть БМ-30 «Смерч».

Противотанковое вооружение представлено 100 ПТРК «Малютка», «Конкурс», «Штурм» и «Метис» и 72 100-мм противотанковыми пушками МТ-12. Имеется также 10 тактических ракетных комплексов «Скад».

Системы ПВО сухопутных войск представлены 40 ЗРК 9K33 «Оса-АК», 13 ЗРК «Стрела-10» и несколькими ЗРК «Стрела-2», 48 ЗСУ-23-4 «Шилка» и 22 57-мм зенитными пушками С-60.

В Ашхабаде был создан Военный институт Министерства обороны Туркменистана. Подготовка офицеров осуществляется также в России, на Украине, в Турции, Пакистане и США.

Военно-воздушные силы

Численность ВВС – 3000 человек. В них входят две эскадрильи истребителей и истребителей-бомбардировщиков, одна эскадрилья транспортной авиации и одна учебная эскадрилья. Есть также одна вертолетная штурмовая и одна вертолетная транспортная эскадрильи и несколько дивизионов зенитных ракетных установок.

На вооружении ВВС 22 истребителя Миг-29 и два Миг-29УБ, три истребителя-бомбардировщика Су-7Б, 65 истребителей-бомбардировщиков Су-17, два самолета-штурмовика Су-25МК (еще 41 самолет этого типа проходит модернизацию в Грузии), один транспортный Ан-26 и два учебных L-39. Есть также 10 штурмовых вертолетов Ми-24 и восемь транспортных Ми-8.

ПВО страны представлено 50 ЗРК С-75 «Двина», В-125 «Печора» и С-200 «Ангара».

Военно-морские силы

ВМС состоят из 500 человек. Вместе с гражданским обслуживающим персоналом их численность, возможно, достигает двух тысяч человек. Флот на Каспии имеет базу в Туркменбаши.

Каспийская флотилия действует как часть совместной российско-казахско-туркменской флотилии под российским командованием со штабом в Астрахани. Она включает пять патрульных катеров «Гриф-Т» украинского производства, два ракетных катера «Молния» российского проекта 12418 и один американский патрульный катер Point Jackson. С февраля 2012 года строится первый корабль на судостроительном и судоремонтном предприятии Государственной пограничной службы Туркмении в Туркменбаши – погранично-сторожевой корабль «Аркадаг» («Повелитель»).

В 2010-м была принята программа развития военно-морских сил вооруженных сил Туркмении на период до 2015 года, но содержание ее не раскрывается.

Военные формирования других ведомств

Кроме Министерства обороны военные формирования имеют МВД, Комитет национальной безопасности, Государственная пограничная служба, Служба охраны президента. Достоверных данных об их численности и структуре нет. По некоторым оценкам, персонал Государственной пограничной службы – около 12 тысяч человек. В составе погранвойск имеются восемь пограничных отрядов, включая Бекдашский, Кушкинский, Керкинский и Койтендагский. Служба охраны президента примерно составляет от одной до двух тысяч человек.

В целом вооруженные силы Туркмении по своей боеспособности занимают среднее положение в регионе. Они превосходят армии Киргизии и Таджикистана, но значительно уступают армиям Узбекистана и Казахстана. Туркменская армия, по всей вероятности, может отразить вторжение небольших вооруженных групп, но неспособна самостоятельно выдержать локальный конфликт ни с одним из своих соседей .

Президент Туркмении Бердымухамедов показал населению, что метко стреляет из автомата, может метать ножи, и ему к лицу бронежилет. Стала ли при нем сильнее туркменская армия?

Президент Туркмении Гурбангулы Бердымухамедов не только лихо скачет на скакунах, учит своих министров, как поддерживать физическую форму, но и демонстрирует, как он управляет военной техникой, поражает цель из современного огнестрельного оружия, метает нож и направляет огонь боевых вертолетов. А местное телевидение показывает это населению, которое должно убедиться в том, что вооруженные силы (ВС) более не являются «трудармией», как это было в конце правления первого туркменского президента Сапармурата Ниязова.

Президент Туркмении метко стреляет

«Если судить по телевидению, президент уделяет большое внимание обороноспособности страны. Регулярно показывают его визиты в различные воинские части, где он демонстрирует в первую очередь свои собственные воинские навыки. Это создает впечатление, что если президент такой, то армия наверняка хорошо вооружена и достаточно подготовлена. Но данные, которые мы получаем, говорят об обратном», — утверждает руководитель неправительственной организации «Туркменская инициатива по правам человека» (ТИПЧ) в Вене Фарид Тухбатуллин.

«Общая численность ВС, по разным данным, около сорока тысяч (для сравнения: согласно открытым источникам, численность ВС Узбекистана — 65 тысяч, Казахстана — 75 тысяч. — Ред. ). На них сказывается серьезный экономический кризис последних лет, когда цены на энергоносители упали. Урезаются не только социальные пособия, но и средства на содержание ВС», — продолжает собеседник DW.

Зачем туркменские солдаты ловят голубей

В результате, утверждает он, солдаты получают все более урезанный паек. «В последние два года это особенно чувствуется. Поэтому в основном солдат кормят родители — либо пересылают деньги, либо, чаще всего, сами привозят еду в части. Денежное довольствие составляет приблизительно три доллара в месяц по нынешнему курсу черного рынка. И из этих денег солдат еще заставляют подписываться на различные издания, с них регулярно собирают деньги на всякого рода мероприятия», — сетует эксперт по Туркмении.

На днях в СМИ появилась информация о видеоролике, снятом для служебного пользования Управлением по воспитательной работе министерства обороны Туркмении для показа солдатам-срочникам и оказавшемся в распоряжении информационного агентства АНТ. Комментируя случаи, когда солдаты получают травмы при ловле голубей, журналисты связывают это занятие с недоеданием личного состава.

«Президент в одном из своих выступлений говорил, что солдаты сами должны выращивать для себя овощи и фрукты. Возвращаются годы, когда при Ниязове солдаты выращивали и хлопок, и пшеницу. То есть армия сегодня снова в какой-то части должна сама себя кормить», — рассказывает глава ТИПЧ.

Армия Туркмении : между Узбекистаном и Таджикистаном

Между тем в рейтинге армий мира Military Strength Ranking 2018, составляемом компанией Global Firepower, туркменская армия по меркам Центральной Азии выглядит середняком. Заняв 80-ю строчку, она отстает от Узбекистана и Казахстана (39-е и 50-е места соответственно), но опережает Киргизию и Таджикистан (91-е и 96-е). Причем по сравнению с 2017 годом Туркмения поднялась в рейтинге на шесть позиций.

Впрочем, российский военный эксперт Лев Корольков уверен, что рейтинг учитывает формальные показатели, в том числе данные военного бюджета, которые в Туркмении совершенно не прозрачны и обычно завышены, тем более сейчас, когда тучные годы высоких доходов от экспорта газа миновали.

Эта армия, продолжает эксперт, имеет серьезный недостаток по сравнению с армиями Таджикистана и Киргизии, оказавшимися в рейтинге ниже ее. После распада СССР в Туркмении, в отличие от всех других стран региона, где сразу попытались провести военные реформы, на всех командных должностях остались бывшие советские офицеры, вспоминает он.

«Это были профессиональные кадры, многие прошли Афганистан. И какое-то время армия по инерции строилась на советских полевых уставах, сравнительно хорошим был уровень обучения рядовых и сержантов. А когда после проведения «туркменизации» многие кадровые военные, пограничники уехали из Туркмении, финансирование за счет экспорта газа позволяло сохранять подготовку ВС на приемлемом уровне», — говорит эксперт.

В чем изъяны ВС Туркмении

Но, указывает Лев Корольков, особенностью этой армии является абсолютное отсутствие боевого и мобилизационного опыта, в отличие от таджиков, узбеков и даже от киргизов, чей уровень подготовки сейчас тоже не самый высокий. «В годы правления талибов в Афганистане муллу Омара Сапармурат Ниязов задабривал поставками мазута и даже рассчитывал на их помощь в случае возникновения проблем у себя в стране или с другими соседями. А потом в Афганистан пришла западная коалиция, и какое-то время представлялось, что ее присутствие — гарантия безопасности против региональных угроз. Тем временем советское вооружение устарело, были произведены лишь спорадические и незначительные закупки иностранной техники, такой, как пограничные катера, тоже не новейшие», — поясняет собеседник DW.

«Уровень туркменских ВС очень невысокий. По нашим данным, за последние три года на границе с Афганистаном было достаточно много стычек с афганскими боевиками, где армия не проявила должной боеготовности. Было достаточно много жертв из числа солдат срочной службы и офицерского состава», — добавляет Фарид Тухбатуллин.

Хотя, по его выражению, на этот участок границы была переброшена значительная часть танков и БТР, это не особенно помогало до тех пор, пока не стали решать проблему иначе: «Пытаясь заинтересовать афганскую сторону подарками, и, скорее всего, деньгами. И, как было при Ниязове, поставками ГСМ. После этого ситуация несколько успокоилась».

В Герате все спокойно

При этом, как отмечает Лев Корольков, на руку Ашхабаду пока играет то обстоятельство, что на важном участке границы с Афганистаном, где Туркмения граничит с провинцией Герат, вблизи которой расположен ряд важных объектов туркменских ВС, ситуация относительно спокойная. В этой афганской провинции активность вооруженных антиправительственных группировок ниже, чем, например, в ряде провинций, граничащих с Узбекистаном и Таджикистаном.

Еще одна давняя проблема практически во всех туркменских воинских частях — это дедовщина, которую подпитывает до сих пор существующая племенная рознь. Не случайно в уже упомянутом видеоролике для внутреннего пользования, рассказывающем о ситуации в ВС, перечисляются различные трагические случаи, к которым привели неуставные отношения.

Что касается офицерского состава, то туркменские офицеры обучаются за границей — в России и в Турции. «Но это небольшая доля. Возможно, денег на такие программы не хватает, да и спецслужбы к этому относятся подозрительно», — говорит Фарид Тухбатуллин и напоминает, что, к примеру, курсанты и офицеры, обучавшиеся в Турции, сейчас оказались под пристальным вниманием спецслужб — их подозревают в связях с движением Гюлена .

Офицеры армии под подозрением спецслужб

При этом, сообщает руководитель ТИПЧ, серьезной проблемой для властей становится то, что и в туркменской армии, и в силовых структурах, по нашим данным, в целом сейчас множится число офицеров, которые придерживаются так называемого нетрадиционного ислама.

«Был целый ряд уголовных дел, связанных с этим. Так, в Теджене было арестовано много военных в одной из частей. И под Ашхабадом были арестованы офицеры не только за исповедование нетрадиционного ислама, но и за навязывание его своим подчиненным. То есть ВС становятся угрозой для самих властей», — полагает правозащитник.

Это может косвенно объяснить информацию, полученную от источника в военных кругах РФ, которую DW в силу закрытости Туркмении не может подтвердить или опровергнуть: источник утверждает, что туркменские власти привлекают в свои ВС иностранных инструкторов и имеют на этот счет ряд договоренностей, в частности, с афганскими племенными вооруженными формированиями.

Вконтакте

Численность туркменских войск составляет от 22 до 36 тыс. человек при пятимиллионном населении. В республике представлены все три компонента ВС: сухопутные силы, ВВС (включая ПВО) и ВМС (включая речную флотилию). / Lu Jingli/Xinhua / globallookpress.com

Немногочисленные сухопутные силы Туркмении переживают вялотекущую реформу, которая заключается в переходе на бригадную систему. На данный момент в подчинении Минобороны находятся 4 дивизии, 5 бригад, 4 полка и 1 батальон. / TDH

Согласно статистике Global Firepower, в состав туркменских ВВС входят 16 вертолётов, из которых только один является ударным. Из открытых источников следует, что на вооружении воздушных сил находятся советские Ми-24 (изображён в центре) и Ми-8. / TDH

После распада СССР Туркменистану досталась многочисленная танковая армада. Сегодня в сухопутных войсках числятся около 700 танков Т-72. На замену им постепенно приходит Т-90С производства «Уралвагонзавода». / TDH

Доля советского оружия в армии Туркменистана составляет 80-90%. Экспортёрами новой военной техники в разные годы являлись Россия, Украина, Белоруссия, Франция, Турция и Грузия. / TDH

Ключевой недостаток туркменских ВС - нехватка квалифицированных технических специалистов, способных обслуживать военную технику, и высокообразованных офицеров. / TDH

Доля современной военной техники наиболее высока в военно-морских силах. Причина повышенного внимания к ВМС заключается в нерешённом правовом статусе Каспия. В предыдущие годы Ашхабад закупил ракетные и сторожевые катера. / 21stcenturyasianarmsrace.com

В рейтинге Global Firepower Туркменистан находится на 86-м месте. Туркменские ВС превосходят в военной мощи армии Киргизии, Таджикистана, но уступают вооружённым силам Казахстана и Узбекистана. / TDH

Туркмения - страна с сильными исламскими традициями. Несмотря на это, с 1999 года представительницы прекрасного пола имеют возможность получить военную специальность. В армии республики служат сотни женщин. / Lu Jingli/ZUMAPRESS.com / globallookpress.com

Туркменистан является нейтральным государством и поэтому не входит в какие-либо военные блоки, включая ОДКБ. Потенциальные угрозы для Ашхабада исходят со стороны протяжённой границы с Афганистаном и Узбекистаном. / TDH

Ашхабаду досталось щедрое наследство от Туркестанского военного округа. Туркменская армия вооружена 1,9 тыс. единиц бронетехники, 68 самоходными установками, 269 орудиями полевой артиллерии, 110 РСЗО. / TDH

По сравнению с соседями у Туркменистана неплохо обстоят дела с авиацией. Истребительный компонент состоит из двух десятков МиГ-29, а ударный - из 12 штурмовиков Су-25. Транспортная авиация представлена двумя украинскими Ан-74 и советским Ан-26. / TDH

Эксперты полагают, что значительная часть военной техники советского производства в туркменских ВС находится в ненадлежащем техническом состоянии из-за слаборазвитых контактов с Россией и Украиной. / TDH

Закрытый характер туркменского государства негативно влияет на подготовку офицерского и высшего командного состава. Однако все выводы относительно боеспособности туркменских войск можно считать условными ввиду отсутствия достоверной информации. /

Исходя из данных о силовых структурах Туркменистана, можно сказать, что армия и вооружённые структуры вполне смогут отразить вторжение и атаку малочисленных вражеских групп, однако не в состоянии бороться с глобальными угрозами «Исламского государства» или терроризма с приграничного Афганистана.

С даты референдума 26 октября 1991 года Туркменистан ведет независимую политику, полностью отделившись от Советского союза (ЗА независимость в тот день проголосовало более 94% граждан страны). «Туркменбаши» С. Ниязов принял политику нейтралитета и невмешательства в дела других стран. Подобный курс поддержал и нынешний президент Туркмении Гурбангулы Бердымухамедов, будучи на посту с 2007 года. Политика нейтралитета во многом играет в плюс Туркменистану: он имеет возможность балансировать между Россией, Китаем, Ираном и США, имеющими влияние на политику Туркменистана и при этом не вмешиваться в перипетии и геополитические проволочки между ними. Кроме того, нейтральный статус давал Туркменистану значительную свободу во внешней политике, поскольку сосредотачивал силы и деньги на организации транзита и сбыта углеводородов, защищал правящий режим от внешнего вмешательства, а также позволял не нести затрат на внешнеполитическую деятельность. Однако, стоит отметить, что при возникновении возможных угроз Туркменистан вынужден будет считаться с государственным нейтралитетом. Но сможет ли? Основной способ противодействия возможным угрозам для государства - это вооруженные силы.

Вооруженные Силы Туркменистана включают такие элементы, как

2) Воздушные силы

3) Военно-морской флот

4) Авиация

5) Войска ПВО

6) Приграничные войска

7) Внутренние войска

8) Национальная гвардия

Данные за 2014 год указывают, что регулярная армия Туркменистана содержала 22000 солдат (17 тыс в армии, 3 тыс в ВВС и войск ПВО, 2 тысячи в ВМС), при этом, после прихода нынешнего президента республики Гурбангулы Бердымухамедова и реформы военной доктрины численный состав армии сократился с 200 тыс. человек до 50 тыс. человек. Таким образом, Туркменистан занимает 90-е место в Рейтинге стран мира по численности вооруженных сил (1 место - США, 2 место - Россия, 3 место - Китай, хотя истинную расстановку мест «победителя» и «призеров» сможет решить только война). Анализ провел Business Insider на основе данных Global Firepower. Также:

Общая численность населения Туркменистана: 5,1 млн. человек

Население, годное к службе: 2,2 млн. человек

Население, достигнутое призывного возраста (ежегодно) 106 тыс. человек.

Кадровый резерв 35 тыс.

Нужно отметить, что сами власти выбрали путь формирования небольшой, но мощной армии, достаточной для поддержания и сохранения территориальной целостности государства. Однако, в современный период геополитических изменений и глобальных угроз терроризма подобная тактика является неразумной.

Сухопутные силы

Танки 712

Боевые бронированные танки 1941

Самоходные артиллерийские установки 68

Буксируемые артиллерийские орудия 269

Системы залпового огня 110

Структура Сухопутных войск Туркменистана состоит из четырех пехотных дивизий, двух мотострелковых бригад, штурмового батальона, одной артиллерийской бригады, двух бригад ПВО, полка реактивных систем залпового огня, противотанкового артиллерийского полка, инженерного полк.

Воздушные силы

Общее количество самолетов 72

Истребители / перехватчики 24

Самолеты для «атаки» 44

Транспортные самолеты 18

Тренировочные самолеты 0

Вертолеты 25

Боевые вертолеты 10

ВВС Туркменистана имеют 24 многоцелевой истребитель МиГ-29; 3 истребитель-бомбардировщик Су-7Б, 65 истребителей-бомбардировщиков Су-17, 43 Су-25; самолет Ан-26, и два Л-39 тренировочных самолета. В армейской авиации 10 ударных вертолетов Ми-24 и восемь военно-транспортных Ми-8. Войска ПВО представлены ракетными системами ПВО С-100 75 "Двина", С-125 "Печора" и С-200 "Ангара". Основная проблема ВВС Туркменистана на сегодняшний период времени - нехватка профильных специалистов. При этом, ВВС Туркменистана считаются одной из наиболее боеспособной в Вооруженных Силах страны. Ее дальнейшее развитие связано с укреплением баз в Ашхабаде и Мары. Развитие авиации в перспективе обеспечит надежную защиту энергетических интересов страны на Каспии.

Военно-морские силы

Всего объектов ВМС 4

Авианосцы 0

Фрегаты 0

Авианесущие крейсеры 0

Корветы 0

Подводные лодки 0

Корабли береговой обороны 4

Одним из приоритетов военной реформы Туркменистана является развитие Военно-морского флота, поскольку в регионе Каспия он является наиболее слабым по сравнению с ВМС других стран. Ключевая задача ВМС обусловлена неопределенностью правового статуса Каспия и подразумевает защиту неприкосновенности туркменских границ и экономического поля страны.

Нефтяные ресурсы страны остаются и будут источником “жизненной силы» любых военных вооружений, а также жизнеспособности страны.

Объем производства нефти 245 тыс барр/день

Объем потребления нефти 145 тыс барр/день

Резервы нефти (доказаны) 600 млн барр/день

Военный бюджет Туркменистана при всех особенностях занимает третье место среди стран стран Средней Азии (после Узбекистана и Казахстана). Военные расходы непрерывно растут. Если в 2004 г. они составляли $165 млн., то в 2011 г. увеличились до $210 млн., что составило 0,3% от ВВП республики. Расходы на спецслужбы страны составили около $70 млн. в 2012 г.

Исходя из данных о силовых структурах Туркменистана, можно сказать, что армия и вооружённые структуры вполне смогут отразить вторжение и атаку малочисленных вражеских групп, однако не в состоянии бороться с глобальными угрозами «Исламского государства» или терроризма с приграничного Афганистана. Возможно, стоит пересмотреть политический нейтралитет страны и провести целевые реформы. Изоляция от внешнего мира НЕ гарантирует изоляции от терроризма. Указанные в материале цифры собраны с портала Global Firepower, предоставляющий достоверные и актуальные данные.