Луксорский храм или храмовый комплекс в луксоре. Луксорский храм – памятник древнеегипетской архитектуры эпохи Нового царства

Храм был домом жены Амона-Ра, богини-матери Мут, и их сына, лунного бога Хонсу. Амон-Ра обитал в Карнаке, но во время праздника Опет (Новый год) его статую доставляли сюда для воссоединения с семьей.

Перед входом в храм полюбуйтесь на великолепную аллею сфинксов с головами баранов IV в. до н. э., которая соединяет Карнакский храм с севером. Напротив огромного храмового пилона (входа) стоят величественные статуи Рамсеса II и большой гранитный обелиск, один из первоначальных двух. Другой, подаренный Франции в 1831 г. Мохаммедом Али, стоит на площади Согласия в Париже.

Войдя в Большой двор Рамсеса II, вы увидите на крыше зала мечеть Абу аль-Хаггага (Abu al-Hag-gag) , защищающую гробницу святого XII в. Мечеть и гробница были частью маленького города, построенного над храмом, погребенным в песках. В мечеть можно войти через дверь в восточной стене над храмом.

За двором находится Большая колоннада Аменхотепа III с массивными колоннами в форме стеблей папируса, которые были прототипом для Большого гипостильного зала в Карнаке. Во время правления Тутанхамона стены были украшены сценами ежегодного большого праздника Опет.

На западной стене изображена процессия, идущая из Карнака в Луксорский храм, а на лучше сохранившейся восточной стене изображен обратный маршрут. Этот путь ведет к Солнечному двору Аменхотепа III, где в 1989 г. был обнаружен клад со статуями, которые теперь выставлены в Луксорском музее. Каменная резьба на стене изображает Аменхотепа, приносящего дары богам в благодарность за свою божественную власть.

Луксорский храм – величественное архитектурное сооружение Древнего Египта, поражающее не только свей грандиозностью строительства и размерами, но и изящностью своих колоннад, гармонией и совершенством форм. Храм, возведенный в честь Фиванской триады - египетского бога Амона-Ра, его жены Мут и их сына бога Хонсу, располагается на правом берегу Нила в самом сердце города Луксор.

Луксорский храм является одним из самых красивых и больших храмов Египта. Общая длина храмового сооружения составляет около 260 м. У центрального входа в храм можно увидеть массивные пилоны высотой 20 м и длиной 70 м. Северный вход украшают четыре грандиозных колосса-монолита и устремившийся ввысь обелиск.

Основателем этого храма стал фараон Аменхотеп III. Это случилось в XIV ст. до н.э., в период расцвета Нового царства. Им была возведена колоннада, святилище и гипостильный зал. Фараоны Тутанхамон и Хоремхеб построили двор с 74 колоннами и огромными статуями фараонов. Расширением Луксорского храма занялся фараон Рамсес II.

Благодаря иероглифическим текстам стали известны имена зодчих, которые занимались строительством храма. Среди них были зодчие братья Сути и Гори. При этом главную роль в сооружении святыни, которое тянулось несколько столетий, сыграл придворный архитектор Аменхотепа III - зодчий Хеви.

Одной из главных особенностей храма являются его огромнейшие колоннады. В храмовых залах была установлена 41 колонна, 14 - в центральной колоннаде и 64 – вестибюле. Еще одной достопримечательностью египетского Луксорского храма являются аллеи сфинксов, соединяющие основной храм с храмами, посвященными супруге бога Амона-Ра богине Мут и их сыну Хонсу.

Луксорский храм – это памятник истории. Несмотря на то, что он со всех сторон «зажат» городом с его шумными улицами и магазинами, святилище древних богов не перестает поражать воображение своим величием, неземным спокойствием, грандиозностью и внутренней гармонией…

На заметку

  • Месторасположение: Luxor
  • Часы работы: ежедневно, с октября по апрель с 6.00 до 21.00, с мая по сентябрь с 6.00 до 10.00, в Рамадан с 6.00 до 23.00 с перерывом 18.30-20.00.
  • Билеты: взрослым - 35 ег.ф., студентам - 20 ег.ф., дети - бесплатно.

Храмовые комплексы Луксора и Карнака - это основные достопримечательности Луксора, или, как его называют, «Города живых». Луксор находится на правом берегу р. Нил, на месте прежней Фив.

Современный город Луксор представляет собой жилой район с магазинами, гостиницами, древнейшими многочисленными памятниками и ресторанами, где Луксорский и занимают особое место, кроме того пользуются пристальным вниманием туристов, которые отдыхают на курортах Египта.

Эти храмы между собой соединены 3-километровой аллеей сфинксов. Это всё, что осталось от знаменитого Коридора Света, некогда соединявшего храмовые комплексы в один ансамбль.

Луксорский храм: описание

Он является жемчужиной среди оставшихся Древнего Египта. Это яркий пример силы фараонов, выдержанный в традициях градостроения тех лет. Безусловно, памятник до наших времен сохранился не в своем первозданном виде, хотя на некоторых колоннах можно еще увидеть следы изначальной краски, при этом в полуразрушенном храме есть возможность разглядеть очертания его залов. Луксорский поражает своими масштабами, совершенством форм и величием, а также гармонией архитектуры с пейзажем, которую даже соседство с современным Луксором не смогло испортить.

Строительство

Храм располагается на месте Фив - древней столицы Египта. Он посвящен трем божествам: Амону, Мут - его супруге, а также Хонсу - их сыну. Возведение его началось в период правления Аменхотепа III, но еще за двести лет до этого Тутмос III и Хатшепсут построили маленькое святилище, посещаемое в праздник Опет. Хотя именно Аменхотеп III свое имя увековечил благодаря возведению этого комплекса.

Архитекторы фараона строительство начали с внутренних помещений (гипостильного зала, вестибюля и святилища), потом к северу создали внутренний двор, окруженный колоннами в форме пучков стеблей папируса. Известная Прецессионная колоннада, состоящая из 12-метровых колон в виде распустившихся цветков папируса, также является творением архитекторов фараона. Колонны, кроме этого, украшены иероглифами, которые повествуют о боге Амоне.

Луксорский храм в Луксоре продолжил строить фараон Рамсес II, известный своими памятниками в Древнем Египте. Его архитекторы установили огромный столб, окруженный статуями фараона и 74 колоннами. Самыми примечательными являются фигура Рамсеса II и его супруги Нефертари. Своим величием шокируют 6 статуй фараона, словно выступающих из тени храма. По-настоящему зловещий эффект достигается при лунном освещении ночью.

Памятники древности

Несмотря на то что Луксорский храм в Египте является памятником истории и впечатляет даже издалека своим величием и спокойствием, на его территории также есть огромное количество культурных ценностей. К примеру, фрески, которые сохранились до наших дней, поражают воображение каждого историями, о которых они повествуют, и витиеватостью форм. Самым ценным является рельеф, рассказывающий о том, что фараон был рожден от бога Амона, который нашел самую красивую женщину и, обратившись в облик ее мужа, вместе с ней зачал ребенка - будущего Аменхотепа III. Новорожденному преподнес дары весь пантеон богов, которые ему давали процветание, силу, вечную память и славу.

Возле входа в Луксорский храм в Египте расположен обелиск из гранита розового цвета, а также две статуи Рамсеса II. С самого начала вход украшали два обелиска, только в 1819 г. один из них был подарен Сам Луксорский храм начинается с пилона, оформленного фресками, которые описывают победу над хеттами. Далее и остальные фараоны на пилоне запечатлевали свои победы.

Другой достопримечательностью храма являются аллеи сфинксов, соединяющих основное здание с храмами богини Мут и Хонса. Сфинксы словно охраняют путь фараона, их абсолютное спокойствие прежде всего говорит о мире и безопасности живых и мертвых.

Александр Македонский

Луксорский храм, фото которого можно посмотреть в данной статье, своим вниманием не обошел и Александр Македонский, великий завоеватель. В период своего правления он смог внести штрихи в этот памятник древности. Так, к задней части храма пристроили Луксорский храм уже в его честь. Также поверх египетских фресок во внутреннем части комплекса была размещена римская лепнина, несмотря на то что местные жрецы всеми силами пытались противиться подобным «усовершенствованиям».

Мусульманский памятник

Луксорский храм интересен также мечетью Абу-эль-Хаггаг. Она выделяется из всего ансамбля достопримечательностей. Это памятник святому, который при паломничестве мусульман в Мекку смог спасти от смерти животных и людей. Предание гласит, что когда караван двигался через пустыню, рискуя погибнуть из-за жажды, святой начал молиться аллаху, а тот его бутыль наполнил водой. Так святой весь караван напоил, что его спасло от гибели.

Согласно другой версии, Абу-эль-Хаггаг женился на принцессе Тарзе. После этого он себе пообещал, что умереть должен только в Луксорском храме. Только болезнь его настигла вдали отсюда. Тогда Господь к нему послал двух ангелов, которые перенесли его домой. На том самом месте, где они оставили святого, возвели мечеть.

В нынешний момент на крыше мечети находится нильская лодка. Ежегодно перед началом разлива Нила она снимается и красится. Потом почетным эскортом с ней обходят все близлежащие поля. Данный эскорт включает в себя шестьдесят пеших солдат и двух полицейских, далее за ними идут верблюды в попонах, украшенные колокольчиками и перьями. Потом к процессии присоединяются потомки святого и члены религиозного братства. Данное шествие - это напоминание о древних обрядах, которые посвящены плодородию земли.

Луксорский храм является памятником истории. При том, что он «зажат» со всех сторон городом с его магазинами и шумными улицами, святилище древних богов до сих пор поражает воображение своим неземным спокойствием, величием, внутренней гармонией и грандиозностью…

Знаменитый Карнакский храм

Он представляет собой комплекс размером 700 м на 1,5 км, включающим 33 храма, а также залы. Он изменялся и дополнялся в течение 2000 лет. Каждый фараон в храм старался внести свою лепту, увековечив в нем свое имя.

Строение храма

Он включает в себя 3 части:

  • Центральная часть - храм Амона Ра, посвященный Это самое интересное и большое строение здесь, которое начали возводить при правлении Аменхотепа Третьего;
  • Севернее расположены руины храма Монту;
  • Южнее находится храм Мут, посвященный жене Амона-Ра и царице Мут.

Комплекс значимые перемены претерпел при царствовании Рамсеса I, II, III, Аменхотепа III, царицы Хатшепсут, Тутмоса I и III, Птолемея и ливийских царей 22 династии.

Во время правления Хатшепсут в храме Амона были установлены 2 гигантских 30-метровых обелиска, созданных в ее честь, а также 8 пилонов.

При Тутмосе III комплекс был застроен стенами, при этом на барельефы были нанесены изображения побед народа Египта.

Священное озеро

Немного южнее храма расположено Священное озеро. Оно представляет собой пруд омовения, рядом с которым была установлена колонна, которую венчает огромный жук-скарабей. Стоит отметить, что для древних египтян он был символом благоденствия.

Карнакский храм, как и большинство до XIX века был под слоем песка, хотя сейчас является одним из наиболее популярных туристических направлений страны.

Карнакский и Луксорский храмы занимают 2-е место по популярности и посещаемости среди туристов, которые отдыхают на египетских курортах. Экскурсия в Луксор вас перенесет в прошлое, которое скрыто и сегодня в настенных рисунках и письменах. Такое путешествие оставит много незабываемых и ярких впечатлений!

Название :

Местонахождение : Луксор (Египет)

Создание : конец XV в. до н.э

Заказчик / Основатель : при фараоне Аменхотепе III










  1. Святилище , перед которым расположено несколько небольших культовых помещений. Почти все они украшены колоннами. В одном из юго-восточных помещений находится рельеф, на котором изображена сцена рождения Аменхотепа III. Эта тема представляет собой развитие мотива, который уже встречался в храме Хатшепсут в Дейр эль-Бахри.
  2. Гипостильный зал с 32 колоннами , имеющими закрытые папирусообразные капители и расчлененные на отдельные «стебли» стволы. Благодаря видимой абаке в колоннах такого типа, особенно в месте стыка каменных бутонов и абаки, с большой силой проявляется опорная роль колонны.
  3. Двор , размером 45 на 51 м, обнесенный с трех сторон колоннадами с двумя рядами колонн. Всего в колоннадах 64 колонны.
  4. Первый пилон.
  5. Центральная колоннада , построенная на месте проектируемого огромного двора. При Аменхотепе III двор построить не успели, а возвели только колоннаду из 14 колонн с раскрытыми папирусообразными капителями. Высота колонн - 20 м. Так как их абаки почти не видны из-за капителей, колонны не кажутся слишком массивными. Благодаря закрытости абаки колоколом капители в колоннах такого типа создается видимый интервал между капителью и архитравными балками, и тем самым маскируется опорная роль колонны.

В Луксоре перед храмом также было найдено множество блоков, декорированных во времена Эхнатона, и доказывающих, что он не обошел вниманием этот комплекс.

Рамсес II расширил храм Аменхотепа III до 245 м, добавив к нему двор, окруженный со всех сторон колоннадами с двумя рядами колонн, общее число которых - 74. Колонны моностильные, с нерасчлененными на отдельные «стебли» стволами. В интерколумниях в южной части двора были поставлены огромные статуи Рамсеса II. В северо-западной части двора расположено святилище фиванской триады богов: Амона-Ра, Мут и Хонсу. Ось этого двора отклоняется от оси всего остального храма. Перед вторым пилоном Рамсес II поставил две колоссальные статуи и два обелиска, один из которых в 1831 г. был перевезен в Париж и установлен на площади Согласия.

Во времена правления Шабаки перед пилоном с двух сторон от обелисков были поставлены 4 ряда по 5 колонн, образующие небольшой двор. Отсюда начиналась мощеная аллея сфинксов, соединяющая Луксорский храм с Карнаком.

Во время пребывания в Египте Александра Македонского в храме были проведены восстановительные работы. Перед главным святилищем храма была сооружена новая часовня для барки Амона.

В римский период около храма возник военный лагерь, а сам храм стал центром римского императорского культа. В Средние Века передний двор был частично перестроен и превращен в мечеть.

    Источники:

  • Т. Саваренская “История градостроительного искусства. Рабовладельческий и феодальный периоды”. Москва. Стройиздат. 1984 г.
  • “Description de l’Egypte, ou, Recueil des observations et des recherches qui ont été faites en Egypte pendant l’expédition de l’armée française. Atlas géographique”. 1818

План
1. Общая характеристика периода строительства выбранного памятника искусства.
2. Общая характеристика архитектурно-художественного памятника.
3. Описание изучаемого архитектурно-художественного памятника.
4. Анализ архитектурных особенностей изучаемого архитектурно-художественного памятника, сохранившихся памятников скульптуры, рельефных и живописных памятников.
5. Заключение.
6. Иллюстрации
Список литературы

Введение
Каждая эпоха оставляет за собой след. Это памятники культуры и искусства. Живопись, скульптура, архитектура могут многое рассказать о жизни предыдущих поколений, о том, что они думали, что чувствовали, каким представляли мир. На формирование художественных взглядов влияют многие факторы и потому каждый исторический памятник это - своего рода повествование о временах, когда он был создан. Внимательный зритель сможет узнать много интересного, вглядываясь в живописные полотна, скульптуры, особенности архитектурно сооружения.

Храмовый комплекс Ипет-Рес в Луксоре один из самых ярких архитектурных памятников Древнего Египта.

Анализ архитектурно-художественных особенностей луксорского храма станет для нас увлекательной экскурсией в Египет времён Нового Царства.
Общая характеристика периода строительства выбранного памятника искусства.

Храмовый комплекс Ипет-Рес в Луксоре - подлинная каменная летопись египетского зодчества периода Нового Царства. В это время большое культовое строительство велось во всей стране, от истоков Нила до его дельты. Наибольшее количество храмов было воздвигнуто на восточном берегу Нила - в Фивах, в древних Ипет-Сут и Ипет-Рес, современных Карнаке и Луксоре.

Особенности архитектуры и культуры Древнего Египта были обусловлены географической изолированностью Египта. Народ Египта с подозрением относился к чужеземцам. Нубийцы, ливийцы, азиаты и кочевники западной и восточной пустынь традиционно считались врагами и являлись олицетворением хаоса, угрожающего гармонии египетского государства. Географические и климатические особенности государства сформировали особое мировоззрение местного населения.
Огромное место в жизни египетского государства играла религия. Именно религия оказала огромное влияние на искусство и архитектуру Египта. Особенно важны два момента: сложение египетского пантеона богов и заупокойный культ. Ключевой фигурой был Амон. Фараон провозглашался сыном Амона. Именно в честь Амона воздвигаются самые грандиозные святилища. Храмы Нового царства, так же как Великие пирамиды Древнего, прославили египетское зодчество навеки.

Какими же были основные черты храмовой архитектуры Нового царства? Прежде всего, надо отметить, что в начале этой эпохи происходит отделение места погребения от заупокойного храма. Храм строился в пределах нильской долины, располагаясь на ровном участке. Погребение переносилось за горный хребет и устраивалось в выдолбленной в скале пещере. Весь участок, занятый храмом, окружала высокая массивная стена. К храму от Нила вела широкая мощёная дорога, заставленная правильными рядами сфинксов из красного песчаника. Погребение производилось тайно, и вход в гробницу тщательно маскировался с целью предохранения от ограбления. Большая часть гробниц фараонов Нового царства сосредоточена в уединённой Долине Царей (Гибан-эль-Молук) на левом, западном берегу Нила. Особенно грандиозный размах в период Нового царства храмовое строительство получило на противоположном от Дейр-эль-Бахри, восточном берегу Нила, в столице Египта - прославленных Фивах. Хотя храмы Нового царства очень разнообразны по оформлению фасада, по построению внутреннего пространства и декору интерьеров, в основе их планировки лежал один и тот же принцип. Храмовый участок, имевший форму вытянутого прямоугольника, был обнесён мощной стеной. К расположенному на фасаде входу вела широкая дорога, обставленная по сторонам статуями сфинксов. Своеобразие этих скульптур заключалось в том, что каждая из них представляет собой самостоятельное произведение, но все статуи повторяют друг друга; поэтому они не рассчитаны на длительное рассмотрение, не требуют ни обхода, ни остановки. Ряд повторяющихся скульптур направлял движение молящегося, создавал настроение торжественности перед входом в храм. Затем на пути входящего вставала преграда. Вход в храм оформлялся в виде пилона - двух высоких башен с узким проходом между ними. Башни эти были очень велики и массивны, их боковые стороны имели лёгкий наклон. Египетский мастер, учитывая своеобразие зрительного восприятия, по которому абсолютно прямая высокая стена вблизи кажется падающей вперёд, скашивал поверхность пилона, благодаря чему пилон при рассмотрении вблизи кажется идеально прямым. Перед пилоном стояли колоссальные статуи фараона, обрамлявшие вход. Вся поверхность пилона покрывалась рельефами, прославлявшими военные подвиги фараона. В период Нового царства излюбленным стал углублённый рельеф; такая техника позволяла лучше детализировать фигуры, вместе с тем, она предохраняла рельеф, расположенный на наружной стене, от выветривания и повреждения. Глубоко врезанные контуры усиливали светотеневую моделировку и делали изображение более пластичным. Пройдя через вход, посетитель попадал в открытый ярко освещенный солнцем двор, обрамленный со всех сторон колоннадой. За двором находился многоколонный гипостильный зал; расположенные в несколько рядов колонны разделяли пространство зала на проходы - нефы. Центральный неф, более высокий, чем боковые, имел в крыше окна, которые освещали зал неярким ровным светом. За большим залом иногда располагались залы меньшего размера. Композиция замыкалась одной или несколькими молельнями, в которых стояли статуи божеств. Молельни не имели окон и освещались только искусственным светом. Хотя в зависимости от времени строительства, местоположения и, наконец, от творческой индивидуальности зодчего, руководившего постройкой, облик храма менялся, почти все храмы, сооружённые в период Нового царства, построены по данному каноническому плану.

Общая характеристика храмового комплекса в Луксоре
Храмовый комплекс в Луксоре (Ипет-Рес) - культовый памятник.
Построен в честь бога Амон-Ра
Начало строительства - XIV век до н.э. при фараоне Аменофисе
Размер храмового комплекса - 208 метров в длину и 54 метра в ширину

Описание изучаемого архитектурно-художественного памятника
Луксорский храм - храмовый комплекс, построенный в честь бога Амон-Ра. Его начали строить при фараоне Аменофисе в XIV веке до н.э., и в годы расцвета древнего Египта, он состоял из нескольких дворов окруженных гигантскими колоннами и статуями фараонов. Это храмовый комплекс размером 208 метров в длину и 54 метра в ширину, на внутренних стенах которого имеются многочисленные барельефы изображающие культовые обряды в храме, а внешние стены украшены барельефами победоносной битве Рамсеса II при Кадеше.

На протяжении тысячелетий храм достраивался и видоизменялся, он становился красивее и величественнее, ведь каждый фараон считал своим долгом увековечить бога Амон-Ра - божественного отца всех фараонов, и оставить о себе память. Сегодня храм в Луксоре, это в большой степени развалины. Луксорский храм пришёл в упадок. Мало, что сохранилось от первоначального величия, и сегодня храм в Луксоре, это в большей степени развалины. Началом упадка и забвения египетской культуры стало поражение войска Александра Македонского. Армии завоевателей сменялись и Египет уже не мог им противостоять. Со временем храм был занесён слоем песка, мусора и грунта. Многие учёные утверждают, что именно благодаря этому храм в Луксоре не был полностью разрушен. Но даже то, что мы можем увидеть сегодня, говорит о былом величии храма.

Анализ архитектурных особенностей изучаемого архитектурно-художественного памятника, сохранившихся памятников скульптуры, рельефных и живописных памятников.
Время правления Аменхотепа III рассматривается как один из величайших периодов расцвета древнеегипетской цивилизации, о чём свидетельствуют грандиозные храмовые комплексы и превосходные памятники скульптуры, изящные туалетные вещицы и многие другие произведения искусств. Царствование Аменхотепа было отмечено грандиозным строительством. На юге Фив был построен храм Ипет-Рес (Луксорский храм, Внутренние палаты, Южный покой) – одно из самых изысканных творений египетских зодчих. В конце лета, когда Нил выходил из берегов и вода становилась красной, как кровь, начинался фестиваль OPET. Божественные образы Амона (бог солнца), его супруги Мут (богиня войны) и сына Хонсу (бог Луны) пышной процессией путешествовали из Карнакского храма в Луксорский, для обновления Бога-царя, вместе с обновлением земли после долгой засухи.

К храму вёл величественный проход между двумя рядами каменных колонн высотой 16 метров. Похожие проходы были воздвигнуты им перед соседним храмом Мут, и перед храмом в Сульбе (между 2 и 3-им порогами). Всеми строительными работами в Карнаке, Луксоре и в Фивах в целом руководили два зодчих - два брата близнеца Хори и Сути.

Рассмотрим план храма Ипет-Рес: в нём нетрудно выделить три основные части.

Первая - вытянутый прямоугольник, обозначающий первый открытый двор с колоннадой по центральной оси (около 20 метров высоты с капителями в виде цветущего папируса).

Вторая - квадратная, обозначающая второй открытый двор, обнесённый двухрядной колоннадой.

Третья - самая обширная, прямоугольная, обозначающая комплекс помещений, расположенных по центральной оси (святилища и молельни со статуями богов) и рядом с ней (кладовые). Эта третья часть начинается вестибюлем с 32 колоннами.

Постепенное движение к молельням через величественно-гигантские «заросли» каменного папируса имело и «световую драматургию» от ярко освещенного солнцем двора, через сумрак колонного зала, куда свет проникал сквозь верхние зарешёченные проёмы, к таинственному полумраку искусственно освещённой молельни. Некоторые учёные считают, что египетское храмовое сооружение является скорее дорогой для процессий, нежели пространством для пребывания.

В Луксорском храме гармоничная ясность замысла скрашивает все «чрезмерности». Для него характерна исключительно чёткая планировка. В вытянутый с севера на юг храм проходили через гипостильный зал с 32-мя колоннами, выполненными в форме связок папируса. Этот зал соединялся с большим перистилем - открытым двором, обнесённым портиками, колонны которого повторяли форму колонн гипостильного зала. В глубине гипостильного зала располагался вход в святилище храма, в который проникали всё же не сразу, а лишь пройдя несколько небольших культовых помещений.

К северной части перистильного двора примыкала центральная, или процессионная колоннада Аменхотепа III: 14 окаменевших «стеблей» папируса, увенчанных распустившимися цветами-капителями. На сохранившихся стенах колоннады сохранились рельефы, рассказывающие о великом празднике Амона-Ра: центральное место здесь занимают священные ладьи богов Амона, Мут и Хонсу. Их сопровождают жрецы, музыканты и танцовщицы, процессии священных животных и, наконец, сам фараон. Новый величественный храм получил название Ипет-рес-Амон («Южный покой Амона»).
В царствование Рамзеса II перед храмом был выстроен новый пилон с большим перистильным двором с 74-мя колоннами, между которыми стояли гигантские статуи фараона. одна из них, изображающая Рамзеса II, сидящем на престоле, называлась «Солнце властителей стран иноземных». У ног владыки стоит миниатюрная, но при этом полная грации и величия фигура Нефертари, любимой жены фараона. Перед пилоном стояли шесть колоссов Рамзеса II: две средние статуи были выполнены из чёрного гранита и представляли фараона сидящим, четыре были из розового гранита и представляли Рамзеса стоящим. Высота каждой статуи около 20 метров. Композицию завершали два огромных гранитный обелиска. Стены и колонны покрыты рельефами, посвящёнными богам и прославлению победоносных войн Рамзеса II. На стене храма записана и поэма, воспевающая отвагу Рамзеса в битве с хеттами. Тут же изображена и сама битва: фараон, мчащийся на колеснице, бегущие хетты, вереницы воинов.

От могучего пилона Луксорского храма Амона-Ра к Карнакскому вела аллея сфинксов. Первоначально они были с головой барана - священного животного бога Амона, и телом льва. Во времена XX династии они были заменены сфинксами с человеческими головами. Эта аллея вскоре разделилась на две: правая вела к храму Мут, а левая - к храму Хонсу. Луксорский храм таким образом оказывался включённым в Карнакский комплекс.

Храм Ипет-Рес до сих пор поражает пропорциональностью, гармонией, совершенством форм, а также оригинальными фресками, рельефами и древними письменами.

Некогда входной пилон был украшен шестью монументальными статуями. Сегодня можно увидеть только три огромных статуи (до 20 метров высотой): фараона Рамзеса II, Нефертари (его супруги) и один из двух гранитных обелисков.
Даже Александр Македонский оставил свой след в истории Луксорского храма - в честь него к задней стороне здания был присоединён гранитный храм. Христианская эра внесла свои коррективы - в это время гипостильный зал храма служил христианской церковью, причём оставался ею и некоторое время после.

В настоящее время Луксорский храм находится на стадии раскопок. Вплоть до 19 века исторический памятник был погребён под слоем песка. В конце концов над ним была построена мусульманская мечеть, которая, несмотря на процесс раскопок, сохранена и является частью исторического комплекса. Здание храма не просто огромно - в высоту его колонны достигают 70 метров, а внутри ранее помещалась целая деревня.

Архитекторы и научные работники посвящают годы восстановлению величественного здания, а также аллеи, соединяющей два храма - Луксорский и Карнакский. В длину аллея сфинксов достигает 2 километров и в настоящее время большая её часть уже восстановлена.

К сожалению, стены великолепной колоннады храма сохранились лишь на треть, но на них можно рассмотреть рельефы, описывающие проведение праздника Опет, посвящённому Амону Ра. В центре изображений расположены священные ладьи богов, сопровождаемые жрецами, веселящиеся по поводу праздника люди и, разумеется, сам фараон. Как величайший мудрец и талантливый архитектор, Аменхотеп, сын Хапу, был обожествлён при жизни и пользовался признанием и славой. На трёх его статуях, сохранившихся по сей день, высечены истории, рассказывающие о его жизни.

Знамениты и фрески храма. Одни из самых важных ценностей считаются рельефы, посвящённые рождению фараона от самого бога небес. Амон-Ра долго искал и нашёл прекраснейшую женщину на Земле Мутемуйу, жену фараона Тутмоса IV. Приняв вид супруга самой прекрасной из женщин, бог Амон-Ра проник на её ложе, и они зачали будущего фараона Аменхотеп III. Красавица царица, однако догадалась, что отцом ребёнка стал сам бог Амон-Ра, а посланец богов Тот подтвердил её догадки, сообщив ей благую весть, что он станет матерью сына бога.
Весь пантеон богов постарался что-либо сделать для новорождённого, каждый преподнёс дары, ограждающие дитя от бед, и все предрекают тысячелетнее процветание рода: бог Хатхор из глины вылепил для младенца особую «жизненную силу», богиня родов Месхенет приняла новорождённого на кирпичах в зале рождений. Эти кирпичи символизируют четырёх великих богинь, выполняющих роли повитух и кормилиц: Нут - Великую, Тефнут - Старшую, Исиду - Прекрасную и Нефтиду - Превосходную. Хатхор и Мут дают новорождённого сына отцу, который берёт его на руки, тем самым, по египетским законам, признаёт своё отцовство. Ребёнка кормят божественным молоком. Это молоко разрешено испить при рождении царя, его коронации и после смерти, чтобы обрести власть и в миру потустороннем, обрести право на воскрешение. Имя ребёнка вносится богами в храмовые списки жизни.

Заключение
На сегодняшний день Луксорский храмовый комплекс входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Ежегодно миллионы туристов приезжают увидеть этот великолепный архитектурный памятник. Даже в соседстве с современной городской инфраструктурой, которая окружает Луксорский храм, он не становится менее притягательным. В вечернее время храм эффектно подсвечивается, что только добавляет ему мистической загадочности. Хотя и при лунном свете храм обретает таинственный ореол.

Луксорский храм - святилище древних богов вновь и вновь поражает воображение не только совершенством пропорций и грандиозностью, но и внутренней гармонией, незыблемостью и каким-то неземным спокойствием. Мощные колонны, величественные фигуры царей, уста которых замерли в загадочной полуулыбке, таинственные иероглифы, высеченные в камне помогают перенестись во времена давно минувших дней. Кажется, что образы этих великих фараонов обретают новую жизнь каждый вечер с закатом солнца, когда с необычайным искусством подсвеченный храм, словно мираж возвышается над берегом Нила.

Иллюстрации