Монастырь приазовье. Церковь троицы живоначальной в крыму

После череды виноградников, персиковых садов и бескрайней бахчи с полосатыми арбузами и желтыми дынями открылась долина, в конце которой возвышался холм, увенчанный высоким храмом. Золотые купола его горели в лучах закатного солнца. Подъезжали мы к нему через поселок Ильич, названный в честь самого пламенного христоненавистника и сокрушителя церквей. Назвали не по имени-фамилии, а задушевно, как обращаются к добродушному соседу, просто по отчеству: Ильич.

От Ильича до храма 19 верст. Освящен он во имя Живоначальной Троицы. Это самый высокий храм на юге России. Высота его – 62 метра. Для тех, кто приплывает к нам по морю, Россия будет начинаться с Троицкого храма. Стоит он на древней земле, о которой писали Гомер и Страбон. В X и XI веках это были земли самого богатого русского княжества – Тмутаракань. Где-то на его севере состоялась описанная в летописи битва Тмутараканского князя Мстислава с косожским князем Редедей.

Есть сведения о том, что в этих местах существовало два монастыря. Теперь монастырская жизнь возобновляется на Патриаршем подворье. На его территории и находится этот храм. В скором будущем здесь планируется создание духовного центра России с семинарией, образовательным, паломническим, миссионерским и прочими центрами. О великом будущем, ожидающем подворье, насельники говорят с осторожностью: «Если будущее будет и Бог даст, то тогда… А пока только планы и непростая жизнь». У подворья немалое хозяйство и большая нехватка рабочих рук. Много земли, техники, есть винный заводик, где производится кагор. Епархии, познакомившиеся с его достоинствами, теперь служат литургии на нем и не хотят возвращаться к прежним сортам. Часть земли отдана фермерам, занимающимся бахчевыми культурами. В день моего приезда во двор вкатили целую телегу дынь. Разбирать их стали не только трудники, но и соседи, живущие рядом с храмом, но в храме не появлявшиеся. Я решил пошутить – обратился к высокому молодому человеку, несшему две дыни: «Любите сладкую жизнь?» Тот улыбнулся: «У Бога всё сладкое. И полынь не горчит».

Три недели, проведенные на подворье, подтвердили это многомудрое суждение. Я не пропустил ни одной литургии, ни одного вечернего правила, отстоял половину вечерних служб и сподобился вкусить сладости, о которой мне поведал первый встреченный трудник.

Если о будущем здесь говорить не решаются, то о прошедшем рассказывают с удовольствием. Об особой благодати этого места поведал лаврский старец Наум. Это по его молитвам собрались его духовные чада и построили грандиозный храм всего лишь за четыре года. Один из старейших монахов монастыря, работавший на стройке простым рабочим, показал мне фотографии, отражающие все этапы возведения храма:

– Представляете, только на один метр кладки уходило 60 тысяч кирпичей. Бетон заливали вручную. Господь явным образом руководил и помогал нам. А дружба и любовь у всех была такая – не могу без слез вспоминать. Молю Бога, чтобы еще хоть раз в жизни такое испытать.

Потом он рассказал, как во время установки на куполе креста приезжий архимандрит сказал: «Этот храм – чудо Божие. Ждите многих чудес».

«Чудеса пошли каждодневные. Мы их уже воспринимаем как закономерность. Живем под Покровом Божией Матери»

– И на следующий день трудник Евгений упал с 30-метровой высоты и нечего не сломал себе. Это было первое чудо. А потом пошли каждодневные. Мы их уже воспринимаем как закономерность. Живем под Покровом Божией Матери, где ангелам заповедано хранить нас на путях наших.

Храм, действительно, чудесный. В два этажа. Служба пока ведется только на первом. Три престола. Амвон такой, что священникам и диаконам, идущим с каждением, требуется немало времени, чтобы пройти в оба конца. Меня потряс хор. Мужественные красивые голоса. Но когда я увидел певчих и регента – не мог поверить: это были 12–14-летние отроки. Регент Иван на мой вопрос: «Где он учился регентскому искусству?» – ответил:

– Дома и в церкви. Отец у меня регент и священник. Я с детства на клиросе. Сестра моя стала махать (читай: дирижировать) с двенадцати лет. И я потихоньку научился.

Удивительно: за эти три недели, когда на долгих монастырских службах регентовал Иван, всё проходило без всяких сбоев.

Есть еще и женский хор из сестер, живущих в кельях по соседству с подворьем. Сестры тоже поют красиво и молитвенно.

Благодать чувствуется и за пределами храма. В ста метрах начинается обрыв, а с него открывается живописный вид. Широкая, до самого горизонта, синяя гладь Азовского моря, а под обрывом холмистая долина, покрытая разноцветными пятнами: голубое – небольшое озерцо, желто-серые – выжженная трава, темно-коричневые – деревья и кусты боярышника, заросли ежевики и всевозможных колючек. Серебрятся кроны дикой маслины. Ярко зеленеют кустики, похожие на молодые туи. Когда я стал спускаться по тропе через заросли боярышника, мне показалось, что я иду не к морю, а к Иордану. Деревца боярышника со скрученными от сильного ветра раскидистыми ветвями похожи на акации, растущие на Святой Земле.

Повсюду в покрытой желтой пылью земле темнели норы. Небольшие – змеиные. Норы побольше – каких-то грызунов. А довольно широкие – лазы в жилища неведомых зверей. Пастух Вадим, с которым я познакомился в первый же день, рассказал, что видел огромного енота величиной с овчарку. Я енотов не встретил, змей тоже. А вот птиц увидел немало. В один из вечеров из высокой травы совсем рядом с тропой вылетело сначала два фазана, а через несколько шагов еще одна пара. Много соро к. Два раза видел белых цапель. О чайках, разумеется, и говорить не приходится. Их, как и положено, над морем несметные стаи. В этих местах нерестится рыба. Раньше поселок Приазовский назывался Вольные Рыбаки. Сейчас рыбаков не видно. Рыбачат только чайки и бакланы. Правда, чайки не столько рыбачат, сколько дерутся с теми, кто выхватывает из воды рыбку. Вместо того чтобы самим нырять, несколько птиц с криками гоняются за удачливой рыбачкой, норовя на лету выхватить у нее из клюва добычу. Когда чайки сбиваются в плотную стаю и начинают вразнобой кружиться, кажется, что это серебристое живое облако. Особенно красиво это кружение при закатном солнце.

В первых числах сентября каждый вечер я наблюдал за стаями птиц, улетавшими на юг. Казалось, они спешат за уходящим к горизонту солнцем, чтобы не остаться в темноте. Птицы потянулись на юг, стало быть, скоро наступят холода. Но утром те же птицы летели в обратном направлении: уже не высоко в небе, а над морем, почти у самой воды, словно хотели, чтобы никто не заметил их возвращения. Это были бакланы. Они на юг не улетают, а остаются зимовать вдоль всего черноморского побережья. Слава Богу, тревога оказалась ложной: холода не наступили.

Если идти с моря вверх по холму, то сначала появляются золотой купол и крест. Идешь к подворью и видишь, как Троицкий храм словно вырастает плавно из земли: виден все больше и больше, пока не поднимается в полную меру.

Послушание мне дали щадящее, и на него уходило немного времени. Работать в жару на солнцепеке я не мог из-за давления. А перед вечерней службой имел возможность совершать прогулки к морю и обратно. Вдоль тропы, петлявшей по склону холма, под сводом ветвей боярышника прятались от солнца коровы. Однажды пастух окликнул меня и неожиданно изрек: «Чувствуете, как сильно пахнет полынь? Это запах моего детства. А бабушка моя говорила, что судьба моя будет горькой, как полынь. Вот и напророчествовала». Он ухмыльнулся и ударил кнутом по сапогу. Корова, стоявшая рядом с ним, вздрогнула всем телом и на всякий случай метнулась в сторону. Пастух явно ждал моих расспросов о его горькой судьбе, но я извинился, пробормотал первые пришедшие на ум фразы о том, что все наладится, коль скоро он в монастыре, пожелал ему здравия и спасения и поспешил на службу. Полынь, действительно, пахла одуряюще. Ее здесь целые заросли.

По будням на службах были в основном свои да несколько благочестивых сельчан. Зато по воскресным дням храм переполнен. В первое воскресенье я увидел старого знакомого. Он инженер-дорожник. Закончив строительство дорог и тоннелей на Красной Поляне, перевелся в Тамань и строит Крымскую переправу. С ним было несколько коллег. У храма стояло десятка три автомобилей не только с кубанскими номерами, но и многих регионов России. Самый дальний – тюменский. Я спросил хозяина тюменского авто, откуда он знает об этой обители.

– Ничего о ней не знаю. Просто переправился из Крыма и еще на пароме увидел высокую церковь. Решил заехать посмотреть.

После службы народ расходился неохотно. Стояли группами по нескольку человек. Задавали вопросы монахам. В некоторых группах возникали споры. Длинноволосый странник в холщовой рубахе и рваных сандалиях просвещал собравшихся вокруг него пожилых женщин: «Ждем конца света. А свет давно кончился. Перегорела лампочка Ильича. Живем во мраке. Духовном. Будет беда. Мы ведь без беды никуда. Без беды нам Бог не нужен. У нас без беды одна беда». Я отметил смысловые и стилистические достоинства этого короткого монолога и захотел познакомиться с его автором. Но тут как назло меня оттеснили какие-то люди и стали задавать «серьезные» вопросы. Первым был «где тут у вас дворец патриарха?» Пока я им рассказывал о том, что здесь нет никаких хором, что подворье – это не поместье с дворцом и что монахи вместе с трудниками живут в единственном доме, какая-то женщина вывела странника из плотного окружения и увела – скорее всего к инокиням на трапезу.

В последнюю ночь я особенно долго стоял у обрыва и почувствовал, как душа сама начала молиться

После вечерних служб я выходил к обрыву и подолгу всматривался в темную даль невидимого моря, от края и до края заполненного гирляндой огней. Это корабли, стоящие на рейде в ожидании лоцманской проводки. Ночью кажется, что это не вереница кораблей, а противоположный берег реки с фонарями на набережной и домами с зажженными окнами. В бездонном небе ярко посверкивали разновеликие звезды, одиночной россыпью и собранные в созвездия. Через весь небосвод тянулся запыленный белесым туманом Млечный путь. Я подолгу стоял, запрокинув голову, вглядываясь в ночное небо: огромное, неохватное, потрясающее… Иногда его прочерчивали падающие звезды, медленно проплывали огоньки спутников. Тишину ночи время от времени разрывали тревожные вскрики ночных птиц. В последнюю ночь я особенно долго стоял у обрыва и почувствовал, как душа сама начала молиться. Это была молитва без слов. Душа сама знала, что и как поведать Тому, Кто призвал ее из небытия.

Послышались чьи-то шаги. Это был пастух, не сумевший рассказать мне о своей горькой судьбе. Он поздоровался и несколько минут стоял молча. Потом вздохнул и тихо проговорил: «Сердце переполняется красотой. Кажется, что меня вставили в какую-то картину и я стал ее частью. Звездное небо, морской простор с огнями на кораблях. Они как усиленное отражение звезд. Я часто стою здесь, любуюсь и боюсь, что прыгну вниз. Меня всегда высота притягивала».

Я не ожидал от него такой поэтичности, но мне вдруг стало страшно. А что если и вправду прыгнет? Он и я в двух шагах от пропасти. Над нами звездное небо – и ни души. Если он это действительно задумал, нужно удержать его. Но как? Как найти нужные слова? Такие, чтобы они исходили из сердца, источающего любовь. Только собственной сердечной любовью можно отогреть чужую оледенелую душу. Но в моем сердце не было этой любви. Оно все больше наполнялось страхом. А вдруг захочет для компании и меня прихватить? Одно резкое движение – и… Небо вдруг стало грозной декорацией к начинающейся трагедии. Я отступил от края на несколько шагов. Он, должно быть, почувствовал, что со мной происходит, и грустно усмехнулся: «Пойдемте домой. Через десять минут отбой». Возвращались мы молча, осторожно ступая по мягкой пыли тропы. Мне показалось, что мой спутник шел на цыпочках.

Около 7,3 км по асфальтовой дороге и около 4,5 км по прямой от поселка Ильич, расположился поселок Приазовский. В нескольких сотнях метров от поселка имеется водоем с пресной водой, благодаря которому организовалось место для отдыха, именуемое «Таманская Швейцария». Поселок Приазовский расположен на самой северной точке Тамани, в нескольких километрах от косы Чушка. Он не на самом берегу моря. Тем не менее поселок пользуется популярностью у отдыхающих, а известен более как Таманская Швейцария, почему именно Швейцария неизвестно, но с уникальностью окрестностей поселка не поспоришь. Посёлок стоит на краю высоченного оползневого обрыва, а озеро расположено в нижней трети этого обрыва, в тыльной части тела огромного оползня. За посёлком дорога начинает спускаться с обрыва, становится грунтовой (в основном песок), более-менее нормальная, хотя с большими уклонами, везде стоят указатели, но ехать до озера довольно далеко. Таманская Швейцария это долина состоящая из небольших оврагов и холмов, сплошь покрытая дикой растительностью. А примерно в середине долины играет солнечными зайчиками поверхность озера с минеральной водой. Вода здесь совершенно отличается от воды Азовского моря и содержит много полезных химических элементов. Таманская Швейцария — место для любителей первозданной природы и дикого отдыха. Основная часть отдыхающих на Тамани оседает в Голубицкой и Кучугурах, поэтому тем, кто потратил немного больше времени на дорогу и приехал в Приазовский достаются безлюдные просторы песчаных Азовских пляжей недалеко от поселка и чистота окрестных степей. В самом поселке сдается жилье, есть несколько кафе, работает рыночек, где продаются экологически чистые местные продукты: рыба, фрукты, овощи и конечно же неповторимое таманское вино. В нескольких километрах от поселка с недавних пор организован мото-кемпинг, куда приезжают отдыхать байкеры со всей России. В кемпинге предоставляется все необходимое для неприхотливого отдыха, питание, проживание, стоянка а также экскурсии по наиболее популярным маршрутам и объектам Краснодарского края. Долина «Таманской Швейцарии» сплошь состоящая из холмов и пологих овражков, заросших деревьями и кустами — в наши дни возвышается на пятнадцать метров над уровнем моря. Дикие пляжи которого дополняют собой дикую природу этой стороны Таманского полуострова. Поистине — островок первозданности и покоя! Купаться можно и в озере, но вода холодная. Пляж поселка Приазовский расположен за озером. Пляж сложен очень крупной ракушкой, в воде камни (конгломераты), на которых удобно посидеть. Отдыхать в поселке все же лучше со своим транспортным средством, легче будет добираться до моря и озера.

В поселке Приазовский Темрюкского района идет строительство храма в честь Святой Живоначальной Троицы. Его настоятелем храма станет его святейшество патриарх всея Руси Алексий II, сообщил порталу ЮГА.ру представитель пресс-службы администрации Темрюкского района. По его словам, при храме идут работы по возведению мужского монастыря, дома патриарха, также проводят обустройство детского приюта. "Уже сегодня при храме живут 30 воспитанников в возрасте от 10 до 12 лет, которых привезли из приюта при Свято-Николо-Шартонском монастыре, что в Ивановской области", - отметил представитель пресс-службы. По его словам, ребята здесь проходят общеобразовательную школьную программу и изучают закон Божий, основы православия.

2 июня 2011 года, в праздник Вознесения Господня, Святейший Патриарх Московский и всея Руси совершил Божественную литургию в Свято-Троицком храме подворья Саввино-Сторожевского ставропигиального мужского монастыря (поселок Приазовский Темрюкского района Краснодарского края). На клиросе пел хор Екатеринодарской духовной семинарии. За Литургией молились казаки Кубанского казачьего войска, многочисленные верующие. Богослужение в переполненном храме транслировалось на установленных рядом с церковью больших экранах.

Во внимание к помощи Екатеринодарской епархии Предстоятель Русской Православной Церкви наградил заместителя губернатора Краснодарского края Г.Д. Золину орденом святой равноапостольной княгини Ольги II степени. На молитвенную память о посещении подворья Святейший Владыка передал храму икону Спасителя, а всем участникам Патриаршего богослужения были вручены образки Вознесения Господня с Патриаршим благословением. Затем Предстоятель осмотрел в верхнем храме Свято-Троицкой церкви сооружаемые приделы прп. Сергия Радонежского и блгв. князя Александра Невского, а также посетил здание общежития и библиотеку подворья.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси patriarchia.ru



В 2001 году по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II был открыт скит Саввино-Сторожевского монастыря в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов» в п. Приазовский. В том же году начались первые богослужения в храме в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов».

Управление скитом: 2001-2004 гг. иеромонах Феодор (Мухин), 2004 - 2009 гг. иеромонах Лука (Волчков), август 2010 - март 2011 гг. иеромонах Никифор (Ковшуков). 2 июня 2011 года Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную Литургию в храме Святой Живоначальной Троицы скита. В том же году скит был упразднен, а вместо него учреждено подворье Патриарха Московского и всея Руси при храме в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов». Настоятелем подворья назначен игумен Пантелеимон (Гудин).

В августе 2004 года началось строительство нового храма в честь Святой Живоначальной Троицы, площадь которого составляет 2000 кв. м. Это двухэтажный храм, имеет шесть приделов. Действующие приделы: центральный - в честь Cвятой Троицы, правый - в честь святителя Николая Чудотворца, левый - в честь иконы Божией Матери «Иерусалимская» расположены на первом этаже. Планируется оборудовать еще 3 придела на втором этаже. На Пасху 2005 года была совершена первая служба в новом храме.

Имеется четырехэтажный корпус для братии с трапезной и четырехэтажное здание школы - пансиона для мальчиков. Большинство выпускников поступает в духовную семинарию.

Подворье имеет 930 га сельхоз угодий в аренде. На них выращиваются: пшеница, овес, ячмень, кукуруза, подсолнух и бахчевые культуры. На Подворье проживают: 1 игумен, 4 иеромонаха, 1 иерей, 1 иеродиакон, 40 трудников, 13 учителей, 20 трудниц, 60 детей в школе-пансионе. Подворье расположено в 80 км от Анапы на высоком живописном берегу Азовского моря вблизи Керченского пролива.

http://priazovsk.cerkov.ru/

Храм Троицы Живоначальной в поселке Приазовский

Поселок Приазовский уже давно получил название «Маленькая Швейцария». Это не случайно, ведь единственная улица этого провинциального населенного пункта затерялась среди невысоких холмов, сплошь покрытых боярышником и кустами шиповника. На местных пляжах даже в летний период не собирается большого количества отдыхающих. Именно в этом затерянном среди природы месте находиться мужской монастырь, на территории которого расположена церковь Святой Троицы Живоначальной.

Храм построен в классическом для русской архитектуры типе – крестово-купальной. Это значит, что его план представляет собой крест, строго ориентированный по сторонам света. Боковые приделы церкви посвящены святым небесным покровителям: Святому князю Александру Невскому и Сергию Радонежскому. Можно сказать, что храм Святой Троицы Живоначальной является главным храмом на Таманском полуострове. Ранее на этой территории находилось подворье древнего звенигородского Саввино-Сторожевого монастыря. Поэтому место для строительства храма и подворья Приазовского мужского монастыря выбрано не случайно.

Первый камень в строительство монастырского комплекса был заложен еще в 2004 году. А уже в 2011 году главный монастырский храм, посвященный Святой Троице, был освящен Российским патриархом. Стоит отметить, что настоятелем (то есть главой монастыря) является патриарх Московский и Всея Руси Кирилл.

Приазовский монастырь также имеет собственные виноградники, которые со всех сторон окружают его территорию. Поэтому многие туристы приобретают здесь монастырское вино, которое отличается особым пряным букетом.

Организация и обустройство храма

Приазовский мужской монастырь включает в себя не только Троицкий храм и кельи, в которых постоянно проживают монахи и послушники. На его территории имеется большая библиотека, семинария, а также детский приют (в настоящее время в нем воспитывается около тридцати воспитанников). Кроме основ Закона Божьего ребята, проживающие в монастырском приюте, проходят программу средней школы.

Конечно, сердцем любого монастыря является центральный храм, вокруг которого и сосредоточена вся монастырская жизнь. Троицкий храм в поселке Приазовском виден уже с трассы. Позолоченные луковки Купалов возносятся на много метров в небо и в ясный день напоминают солнца. В настоящее время продолжается внутренняя отделка и роспись храмовых приделов. Ежегодно тысячи паломников стремятся в это святое место, чтобы преклонить свои колени перед иконами Троицкой церкви. Среди них самыми почитаемыми являются образа Пресвятой Богородицы «Азовской», «Иерусалимской» и «Спорительницы хлебов». И это не случайно, ведь издавна Богородица считалась покровительницей и заступницей Руси и русского народа.

Также в храм Святой Троицы Живоначальной едут, чтобы приложиться к мощам Святых Угодников Божьих, так как здесь находятся мощи Святой Равноапостольной Марии Магдалины, преподобного Герасима Иорданского и преподобного Саавы Сторожевого.

Как добраться к храму Троицы Живоначальной

Добраться до храма Троицы Живоначальной можно несколькими способами: на личном транспорте от города Темрюка по федеральной трассе в сторону порта «Кавказ» до поселка Приазовский. Средняя продолжительность дороги не превышает одного часа. Также можно воспользоваться городским общественным транспортом, ходящим от автовокзала города Темрюка. Вам подойдет автобус 110, двигающийся в сторону Запорожской ежедневно с 6:30 до 15:30, с часовыми интервалами.

Внимание: святое место находится в процессе строительства, поэтому расписание храма Живоначальной Троицы, как и расписание богослужений в храме Живоначальной Троицы можно узнать только на месте.

Несмотря на то, что приазовский мужской монастырь возник сравнительно недавно, это место обладает особым духом. Окрестная красота природы, благодатная тишина, перезвон храмовых колоколов погружают паломников в трепетное состояния ожидания чуда, которое несомненно они получат в этой уединенной обители.